умк. УМК 2020 рус СИК новый). Протокол от 2020г. Учебнометодический комплекс дисциплины (умкд)
Скачать 0.7 Mb.
|
Накануне революции (1905-1907 гг.) в крае происходили отдельные стихийные выступления рабочих, крестьян и других слоев населения против произвола местных властей, баев и промышленников.Рабочее движение в Казахстане стало расширяться, увеличилось число забастовок, которые принимали более массовый и упорный характер. В августе-сентябре 1901 года на Карагандинских копях бастовали рабочие-башкиры из Оренбургской губернии. Бастовавших поддержали другие рабочие: казахи, русские, татары и т.д. В июне 1902 г. произошли волнения рабочих-казахов Михайловского прииска в Зайсанском уезде Семипалатинской области. В сентябре-октябре 1902 г., июне-августе 1903 г. на Экибастузских угольных копях происходили забастовки рабочих. Рабочие выступления начались и среди строителей Оренбургско-Ташкентской железной дороги, где кроме самовольных уходов с работы, более или менее организованная часть строительных рабочих начала устраивать стачки, но в силу слабой организованности и политической незрелости эти стачки были разрозненными, стихийными и, в основном, носили экономический характер. К стачке рабочих примкнули местные казахские крестьяне, выступавшие против отчуждения их пастбищных угодий вдоль строящейся линии в пользу дороги и Оренбургского казачьего войска. Начавшаяся русско-японская война, ее империалистический характер и поражение русских войск привели к еще большему росту недовольства и возмущения среди населения края царским режимом. В начале революции и вплоть до осени 1905 г. в Казахстане крупных выступлений не было, ибо местные трудящиеся не смогли организованно выступить против кровавой расправы царизма с мирными демонстрантами в Петербурге 9 января. Митинги протеста и демонстрации состоялись только в Ташкенте, Омске и Верном. Исключение составляли лишь железнодорожники, которые привлекли к общероссийской январско-февральской забастовке, носившей экономический характер, своих товарищей по работе. Значительный подъем революционного движения в Казахстане происходит в октябре-ноябре 1905 г., когда обнародование царского манифеста 17 октября во многих городах Казахстана сопровождалось многолюдными митингами, демонстрациями и другими выступлениями широких слоев населения. Начало им положили в степном крае митинг 19 октября и другие события в г. Омске, одним из организаторов которых являлся лидер национально-освободительного движения Алихан Букейханов (1866—1937 гг.). По его инициативе манифест перевели на казахский язык и с разрешения вице-губернатора отпечатали в областной типографии и 10 тыс. экз. распространили по казахским аулам. По всем городам Казахстана прокатилась волна политических демонстраций, митингов и собраний, посвященных манифесту от 17 октября 1905 г. Наиболее крупными были манифестации в Перовске, Уральске, Каркаралинске, Павлодаре и др. Их организаторами выступили местные интеллигенты, как из числа русских, так и казахов. А. Букейханов являлся главный инициатор и руководитель всего религиозно-политического движения. В эти дни особую активность проявляли Б. Каратаев и Ж. Сейдалин в Уральске, А. Байтурсынов, Бекметовы и Ж. Акпаев в Каркаралинске, Ж. Акпаев в Павлодаре и т.д. Так 15 ноября 1905 г. начались известные Каркаралинские события, совпавшие с мусульманским праздником «Курбан айт». На митинге, где присутствовали около 400 чел., в основном казахи, татары, русские и др., кроме Ж. Акпаева, выступали мировой судья Вайсерт, судебный следователь Михалевич, священник Иванов, лесничий Астрейн, учитель Чемоданов, начальник местной воинской команды Гомбинский, военный врач Богуславский, учитель русско-киргизского училища Аяганов, письмоводитель мирового судьи Тюленгутов, политический поднадзорный Соколов и др. Это свидетельствует о широкой социальной базе Каркаралинских событий, хотя их организаторами были передовые представители казахской интеллигенции: Жакып Акпаев, Ахмет Байтурсынов (учитель местной русско-казахской школы), Кулбай Тогусов (письмоводитель мирового судьи), Ережеп Итбаев (участник экспедиции Щербины, помощник А. Букейханова в 1896-1906 гг.) и др. Впоследствии руководители Каркаралинских событий подвергались преследованиям, некоторых чиновников уволили или перевели в другие места, остальные бежали, а Ж. Акпаева сослали в Якутию. Переход рабочих от мелких и стихийных к более крупным и организованным выступлениям в Казахстане происходил также в период октября- декабря 1905 г., который является периодом высшего подъема первой Российской революции. Именно в эти месяцы рабочее движение в крае характеризуется крупными забастовками и стачками на горных заводах, рудниках, шахтах, железных дорогах и городских предприятиях, которые были тесно связаны с общим ходом революционных событий в России.Железнодорожники Казахстана активно участвовали во всеобщей политической стачке в октябре 1905 г., охватившей почти все железные дороги России, основными требованиями которой были: немедленное объявление политических гарантий и свобод, созыв Учредительного собрания и т.д. Железнодорожники Казахстана выдвигали и экономические требования. Высочайший манифест 17 октября 1905 г. о даровании политических свобод не ослабил рабочее движение, а вызвал его первую волну. На Оренбургско- Ташкентской железной дороге движение поездов прекратилось. Октябрьская и последующие политические стачки на Сибирской железной дороге, в том числе ее Омско-Петропавловском участке проходили без прекращения движения поездов, что было связано с особым положением магистрали, по которой в то время непрерывным потоком проходили на Запад эшелоны поездов, переполненные ранеными и возвращавшимися с Дальнего Востока солдатами. Кроме этого, рабочие южной части Оренбургско-Ташкентской железной дороги участвовали в политической ноябрьской забастовке, охватившей весь Туркестан, в знак протеста против зверской расправы царских властей над восставшими солдатами Ташкентского гарнизона. Железнодорожники Казахстана примкнули и к декабрьской политической стачке, охватившей почти все железные дороги России, выдвигая при этом требования и экономического характера. На многих станциях с железнодорожными мастерскими и депо, как Петропавловск, Уральск, Перовск, Казалинск, Туркестан и др. создаются стачечные железнодорожные комитеты, которые взяли в свои руки не только руководство движением поездов, но и всю практическую власть на местах. На других станциях выбирались делегаты, которые выполняли функции стачечных комитетов, которые представляли собой зачатки новой революционной власти. В этом отношении характерна деятельность Перовского революционного комитета, который играл ведущую роль среди железнодорожников и фактически управлял всей южной частью Ташкентской железной дороги, где забастовки шли почти без перерыва с октября по декабрь 1905 г. В декабре 1905 г. бастовали рабочие-речники в Павлодаре. Стачечное движение охватило и другие категории местных рабочих, в особенности горной и горнозаводской промышленности. Наиболее крупная и организованная забастовка горнорабочих края произошла в декабре 1905 г. на Успенском руднике, который вместе с другими месторождениями, Карагандинскими угольными копями и Спасским медеплавильным заводом в это время принадлежал французскому капиталисту К. А. Карно. Рабочие рудника 6 декабря 1906 г. на митинге выработали и предъявили свои требования администрации, они носили в основном экономический характер, создали «Русско-киргизский союз», во главе которого стояли Петр Топорнин, Владимир Мартылога, рабочие-казахи Алимжан Байшагиров, Искак Каскабаев и др., решили, в случае неудовлетворения их требований, объявить «русско-киргизскую забастовку», которая началась 11 декабря и проходила под лозунгом «Русско-киргизского союза против капитализма». , администрация рудника удовлетворила основные требования рабочих: повысила зарплату, ввела 8-часовой рабочий день, снизила цены на продукты, обеспечила непромокаемой одеждой и обувью и т.д. Но после окончания забастовки начала расправляться с ее организаторами, уволила 16 чел., в том числе П. Топорнина и других руководителей рабочих. Забастовка на Успенском руднике, в особенности деятельность «Русско-киргизского союза» свидетельствовали об укреплении солидарности казахских, русских и других рабочих Казахстана в борьбе за свои политические и экономические права. После поражения декабрьского вооруженного восстания в Москве началось отступление революции, реакция перешла в наступление. 6 января 1906 г. по специальному царскому указу военное положение вводилось по всей территории Акмолинской и Семипалатинской областей. В Сибирь, Северный Казахстан была переброшена карательная экспедиция, приступившая к жестокому подавлению сил революции путем массовых репрессий, в других регионах края свирепствовали казаки, жандармы, полицейские и войска. Начались массовые аресты, высылки и увольнения, и, в первую очередь, активистов рабочего движения, организаторов забастовок и стачек и др. В июне 1906 г. бастовали рабочие почти всех предприятий г. Семипалатинска. Почти на всех предприятиях города их требования были удовлетворены. В эти годы в освободительную борьбу вовлекались и новые силы, в частности, беднейшие слои казачества, солдаты местных гарнизонов, учащаяся молодежь и другие демократические силы края. Весной 1907 г. происходили волнения учащихся учебных заведений Уральска, других городов края. В апреле 1907 г. в г. Верном состоялась многонациональная демонстрация с участием не только рабочих, но и ремесленников, учителей и учащихся, мелких служащих и приехавших в город крестьян, всего около 4 тыс. чел., с красными флагами, пением революционных песен и т.д.В развитии рабочего движения и других форм революционной борьбы важную роль сыграли местные организации и группы социал-демократов, на деятельность которых большое влияние имели Оренбургский, Ташкентский, Сибирский, Астраханский, Самарский, Саратовский комитеты РСДРП, действовавшие в непосредственной близости к Казахстану. Особое значение имел «Сибирский социал-демократический Союз», возникший в 1904 г., в особенности его Омская организация, которая проводила большую пропагандистскую работу среди трудящихся, в первую очередь, среди рабочих Петропавловска, Кокчетава и других северо-восточных районов Казахстана, кроме того, «Сибирский социал-демократический Союз» распространял свои революционные прокламации и листовки в Жетысу и других районах Казахстана. Первым марксистским кружком самообразования в Казахстане считается кружок в Атбасаре, организованный ссыльным рабочим из Урала А. Д. Ушаковым в 1896 г. В начале XX в. марксистские кружки возникли в Акмолинске, Петропавловске, Уральске, Кустанае, Семипалатинске, Верном и других городах края. Организаторами этих кружков являлись: в Акмолинске — ссыльные рабочие из Урала В. Невзоров и П. Н. Топорнин, будущие деятели «Русско-киргизского Союза» на Успенском руднике (1905 г., декабрь), в Петропавловске — ссыльные железнодорожники из Омска, в том числе слесарь Н. Васильев, в других городах кружками руководили ссыльные социал-демократы. В Верном марксистские кружки самообразования возникли среди старшеклассников местной гимназии. Одним из кружков, куда входил и гимназист М. В. Фрунзе, руководил ссыльный социал-демократ Г. М. Тихомиров — студент историко-философского факультета Петербургского университета. В 1904 г. молодой В. В. Куйбышев, обучавшийся в Омском кадетском корпусе, организовал марсистский кружок в Кокчетаве. Постепенно укрепляя свои ряды, марксистские кружки Казахстана от изучения и пропаганды революционных идей начали переходить к политической агитации и практическим выступлениям. Именно такие кружки накануне и в годы первой российской революции стали основой для создания групп и организаций РСДРП в крае. В первые месяцы революции на базе ранее существовавших марксистских кружков оформились организации РСДРП в Петропавловске и Уральске, социал-демократические группы в Петропавловске, Казалинске и Туркестане, а несколько позднее — в Акмолинске, Кокчетаве, Актюбинске, Павлодаре и других городах края. В 1906 г. оформилась организация РСДРП и в Семипалатинске. Как видно, большинство социал-демократических групп и организаций края возникло в городах, расположенных на железнодорожных линиях и на станциях с железнодорожными мастерскими и депо. Это было обусловлено наибольшей концентрацией в них рабочих, ставших той главной социальной базой, на которой возникли первые группы и организации РСДРП не только в Казахстане, но и в Средней Азии и Сибири. С событиями революции 1905—1907 гг. связано и начало профсоюзного движения в крае. Одним из первых был создан профсоюз железнодорожников в Уральске (ноябрь, 1905 г.), во главе которого стоял Н. Смуров - впоследствии один из командиров Чапаевской дивизии. В Уральске наиболее сплоченным и боевым после железнодорожников являлся профсоюз типографских рабочих. Наиболее крупным был профсоюз железнодорожников Оренбургско-Ташкентской железной дороги, который в 1906 г. объединял 6 тыс. человек. Профсоюз этой дороги входил в состав Туркестанского отделения Всероссийского железнодорожного союза, который возник в июле 1906 г. В Семипалатинске образовалась единая профессиональная организация рабочих — «Рабочий союз». Своеобразной профсоюзной организацией горняков Казахстана считается «Русско-киргизский союз» на Успенском руднике. В целом по Казахстану, по приблизительным подсчетам, в годы первой российской революции действовало 20—25 профсоюзов рабочих и служащих, без железнодорожников, объединявших примерно 3,5% от их общей численности. Аграрное движение в Казахстане, получившее некоторое развитие в условиях первой русской революции, в целом оставалось слабым и не вышло за рамки отдельных разрозненных крестьянских выступлений. Но масштабы этих стихийных выступлений расширялись, в особенности среди казахских шаруа. Волнения происходили почти во всех областя. На волне этих выступлений зародилась «петиционная» кампания, начало которой положил съезд казахов, состоявшийся 25 июля 1905 г. на Куяндинской ярмарке (вблизи г. Каркаралинска). В принятой петиции на имя царя содержались и требования об организации в Казахстане особого мусульманского духовного управления, строительства мечетей, открытия духовных школ, выдачи заграничных паспортов для паломничества в Мекку и т.д. Отдельные крестьянские выступления происходили и в уйгурских и дунганских кишлаках Жетысу , беднота которых протестовала против захвата крупными феодалами общинного землевладения, а также против царских чиновников.Особо следует отметить обращение казахских крестьян к русскому народу — «От киргиз — русским», которое в феврале 1907 г.было опубликовано в газетах «Оренбургский край», «Уральский дневник» (на татарском языке в г. Оренбурге). В нем подчеркивалась гибельность колонизаторской политики царизма не только для казахского населения, но и для всей трудовой России. Это обращение показывает политическое пробуждение казахских шаруа, их стремление к совместной с русскими рабочими и крестьянами борьбе против поработителей.31 В развитии как рабочего, так и аграрного движения в Казахстане, освободительной борьбы в крае в целом, определенную роль сыграла интеллигенция, зародившаяся на рубеже XIX-XX веков. По своему составу и направлениям, характеру общественно-политической деятельности интеллигенция объединяла различные группы, но основную ее часть составляли представители колониальной администрации, включая врачей, учителей, адвокатов и др. Это были выходцы из дворян, разночинной среды низших слоев общества. Большинство их занимало правительственные, имперские позиции, но политические ссыльные, среди которых было немало социал-революционеров, социал-демократов и других революционных элементов, принимали особенно активное участие в выступлениях городских трудящихся края. Во многих городах возникли организации как революционных и либерально-демократических (кадеты, октябристы и т.д.), так и черносотенных партий, в которых представители интеллигенции занимали заметное положение. Особо важно отметить значение казахской интеллигенции в национально-освободительном движении, которое тесно переплеталось с борьбой казахского населения за справедливое решение аграрного вопроса в крае. Ряды местных интеллигентов различались по своим воззрениям и действиям. Некоторые из них, в основном выходцы из низов, придерживались социалистических идей, являлись или сотрудничали с социал-демократами, эсерами и др. Так, например, Мухаммед-Максут Хамидуллин-Бекметов - телеграфист Омской почтово-телеграфной конторы, один из руководителей забастовки ее служащих, выходец из Каркаралинска, по некоторым сведениям, состоял в РСДРП с 1903 г., поддерживал тесный контакт со своими земляками, в особенности накануне и в период Всероссийской политической стачки в октябре 1905 г., был одним из организаторов известных Каркаралинских событий, занимался пропагандой революционных идей в Степном крае, в гг. Омске, Павлодаре, Петропавловске, Семипалатинске, Каркаралинске и др. Другая, более значительная не только по численности, но и по влиянию, часть казахской интеллигенции, стояла на либерально-демократических позициях. Это были, в основном, представители аристократических слоев степи (Алихан Букейханов, Бахытжан Каратаев, Жакып Акпаев и др.), хотя среди них встречались и выходцы из средних и низших слоев аула (Ахмет Байтурсынов и др.). Они в декабре 1905 г. в Уральске провели съезд делегатов казахского населения пяти областей и пытались создать свою партию — филиал конституционно-демократической партии России, которая должна была в рамках свобод, предоставленных манифестом царя от 17 октября, отстаивать национальные интересы казахов. В феврале 1906 г. в Семипалатинске состоялся второй съезд казахов, который одобрил близкую к кадетам программу, но включил в нее требования о прекращении переселения в край крестьян, признания всех земель Казахстана собственностью коренного населения, открытия национальных школ и т.д. Это политическое течение возглавлялось А. Букейхановым, А. Байтурсыновым, М. Тынышпаевым, М. Чокаевым, М. Дулатовым, Б. Каратаевым и другими видными деятелями казахской интеллигенции. Они выступали за свободу вероисповедания, в особенности против антимусульманских актов правительства и местных органов, за развитие национальной культуры, а также за распространение казахского языка наравне с другими языками в Казахстане. |