Главная страница

УМК 2021рус СИК новый). Протокол от 2020г. Учебнометодический комплекс дисциплины (умкд)


Скачать 0.53 Mb.
НазваниеПротокол от 2020г. Учебнометодический комплекс дисциплины (умкд)
Дата21.09.2021
Размер0.53 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаУМК 2021рус СИК новый).docx
ТипПротокол
#234884
страница19 из 24
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24

Контрольные вопросы:

  1. Каковы проблемы и перспективы развития казахстанской науки?

  2. Какие меры были приняты государством для развития сферы культуры?

  3. Каково содержание национальной идеи «Мәнгілік Ел» и ее роль в воспитании молодежи в духе патриотизма?

  4. Каково место и роль СМИ в современном гражданском обще­стве?

  5. Как развиваются межконфессиональные отношения в Казах­стане?

Литература:

Назарбаев Н.А. В потоке истории: - Алматы: Атамура, 2003.

Назарбаев Н.А. Казахстанский путь. - Караганда, 2006.

История Казахстана. В 5-ти томах, Алматы, 1996, 1997, 2000, 2010.

Назарбаев Н.А «План нации - Путь к казахстанской менте», Казахстан­ская правда 6 января 2016 года № 2 (28128).

«План нации — 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева», Казахстанская правда, 20 мая 2015 года № 92 (27968).

Манифест Н.Назарбаева «Мир. XXI век». Казахстанская правда, 5 апреля 2016 года № 63

Лекция 12: Политика формирования нового исторического сознания и мировоззрения народа Великой степи

  1. Новые подходы в изучении Отечественной истории

  2. Государственная программа «Культурное наследие»

  3. Президентская программа исторических исследований «Народ в потоке истории»

  4. Современный Казахстан – наследник Великой преображенной степи - Ұлы Дала елі.

  5. Значимость празднования 550-летия Казахского ханства для формирования нового общественного самосознания

Для изучения и осмысления государственной стратегии важное значение имеют труды Президента РК Н.А.Назарбаева, в которых дается подробная информация о развитии государства и гражданского общества, о внутренней и внешнеполитической ситуации, о пробле­мах, успехах и достижениях в процессе становления независимости.

Изучение современной истории Казахстана, по существу, в насто­ящее время только разворачивается. Поэтому создание полноценной многоплановой научной историографии, в которой был бы основа­тельно, на базе всей совокупности источников, всесторонне проанализирован, изучен путь Казахстана в 1990-2000-х годах по всем аспектам: политическому, экономическому, социально-культурному, между­народному, является актуальной задачей современной исторической науки.

Важным сюжетом историографии является государственная дея­тельность Первого Президента Республики Казахстан, и в частности, создание Астаны как новой столицы нового Казахстана. Достойный пример историкам Глава государства дал в своей книге «В центре Евразии» (2005), в которой он раскрыл причины и последствия пере­носа столицы, тщательно, всесторонне проанализировал значение Астаны в дальнейшем развитии государства.

Историография международных отношений последних десятилетий представлена трудами К.Токаева «Под стягом независимости. Очерки о внешней политике» (1997), «Дипломатия Республики Казахстан» (2002), «Свет и тень» (2008); исследованием Т.Мансурова «Казах­станско-российские отношения в эпоху перемен» (2001). Из обобща­ющей литературы по политической истории следует отметить работу К.Бурханова, Б.Султанова, Б.Аягана «Современная политическая исто­рия Казахстана (1985-2006 гг.)» (2006).

Общее и конкретно-историческое значение для понимания исто­рии современного Казахстана имеют следующие труды: «Ұлт және өркениет» (2001) М.Козыбаева; «Время перемен» (2005) К.Султанова; «Ел тағдыры - ер тағдыры» (1997) М.Жолдасбекова и д.р.

Исторический опыт и возможности Казахстана позволяют сфор­мулировать и реализовать на практике в новом веке эффективную и сбалансированную государственную модель: «экономическое про­цветание - политическая стабильность, социальный мир». Модель, в которой оптимально сочетаются наиболее важные человеческие цен­ности. Такова историческая основа, на которой базируются современ­ность и будущее Казахстана.

Огромный вклад в изучение истории Казахстана внес талантли­вый ученый, филолог, археолог, историк академик А.Х.Маргулан. Его работы по изучению героического эпоса, развития средневековой городской культуры, материальной и духовной жизни населения сте­пей эпохи бронзы, составлению Археологической карты Казахстана отличаются разнообразием тематики, широтой хронологического диа­пазона, оригинальностью выводов.

Определенный вклад в историографию Казахстана внесла книга петербургских ученых С.Кляшторного и Т.Султанова об истории казахского народа с древнейших времен до XVIII в. (Казахстан. Лето­пись трех тысячелетий. Алма-Ата, 1992). Главные достоинства данной монографии - высокий научный уровень, использование письменных и археологических источников, простота изложения.

Неоценимый вклад в изучение сложных и актуальных проблем колониальной истории казахского народа внес академик М.К.Козыбаев. Его перу принадлежит свыше 800 научных трудов по истории род­ного народа, из которых около 500 написано за годы независимости. Являясь директором Института истории и этнологии Национальной Академии, он превратил его в подлинный центр исторической науки. Под личным его руководством вышли в свет обобщающие труды по истории. Было завершено издание современной пятитомной «Истории Казахстана». Он был также автором ряда учебников для средних школ. С именем М.К.Козыбаева связана деколонизация исторической науки, он практически является основоположником новой методологии.

Историческая наука независимого Казахстана освободилась от мно­говековых оков колонизации и обязана сегодня всеми силами формиро­вать историческое сознание народа с объективных позиций. Большой вклад в этот процесс внесены такими историками, как М.Койгельдиев, Т.Омарбеков, Б.Аяган, О.Озганбаев, Ж.Абылхожин, Н.Масанов, Б.Кумеков, Ж.Касымбаев, Ж.Артыкбаев, С.Сыздыков, М..Козыбаев, Б.Ирмуханов, И.Ерофеева, В.Галиев, Н.Бекмаханова, В.Юдин, М.Абусеитова, А.Кадырбаев, археологами, Х.Алпысбаевым, К.Байпаковым, К.Акишевым и другие.

Особо следует отметить деятельность историка, политического и общественного деятеля И.Тасмагамбетова, благодаря усилиям которого в Казахстан были доставлены копии памятников рунического письма, издается серия «Казахстанские востоковедные исследования», делается большая работа по изучению отдельных периодов истории Казахстана.Это оказало благотворное влияние на развитие исторической науки Казахстана. Было издано большое количество источников и моногра­фических исследований, прошел ряд конференций по проблемам исто­рии республики. Важным событием стало опубликование в 1999 г. работы Н.А.Назарбаева «В потоке истории», где исторический про­цесс рассматривается в контексте развития национального духа, наци­ональной идеи и обозначены проблемы формирования национальной и государственной идентичности.

С первых дней независимости государство уделяет серьезное вни­мание развитию исторической науки и формированию исторического сознания граждан страны. Поиск новой общегосударственной идеи - эта задача стоит на повестке дня современного Казахстана и истори­ческой науки. В 2003 году в Послании народу Казахстана Президент Н.А.Назарбаев поручил разработать специальную программу изучения культурного наследия республики, воссоздания историко-культурных и архитектурных памятников, обобщения многовекового опыта нацио­нальной литературы и письменности. В результате, с 2004 года начала действовать государственная программа «Культурное наследие», кото­рая реализовывалась поэтапно: 2004-2006, 2007-2008, 2009-2011 годы и осуществлялась по следующим направлениям: систематизация, сохранение и реставрация памятников истории и археологии.

В рамках программы были проведены раскопки более 30 городов и иных поселений, курганов и других объектов. Это - Бузыкты в Акмо­линской, Койлык и Талгар - в Алматинской и Сарайшык - в Атырауской областях, Берел-Шиликти - в Восточном Казахстане, Мерке и Жайсан - в Жамбылской области, Жайык и Караоба - в Западном Казахстане, а также Токтаул, Айбас и Кент — в Карагандинской, Бестамак - в Костанайской, Рабат- в Кызылординской, Токсанбай - в Мангистауской, Шилдирти - в Павлодарской областях, Ботай - в Северном Казахстане и Жуантобе, Караспантобе, Отрар, Сауран и Сейтак - в Южном Казахстане. Успешно осуществлены зарубежные проекты - реставрация мавзолея Султана Аз-Захир Бейбарса в Дамаске, мечети Султана Бейбарса в Каире, строительство историко-культурного цен­тра и мавзолея Аль-Фараби в Дамаске

Особое внимание было уделено книгоиздательству. Поэтому объективное изучение истории, ее популяризация являются сегодня для нас очень важными. Осознание данного факта привело к тому, что 1998 год был объявлен Президентом Н.А.Назарбаевым «Годом единства народов и национальной истории».

Это оказало благотворное влияние на развитие исторической науки Казахстана. Было издано большое количество источников и моногра­фических исследований, прошел ряд конференций по проблемам исто­рии республики. Важным событием стало опубликование в 1999 г. работы Н.А.Назарбаева «В потоке истории», где исторический про­цесс рассматривается в контексте развития национального духа, наци­ональной идеи и обозначены проблемы формирования национальной и государственной идентичности.

Приоритеты дальнейшего развития исторической науки Казахстана были сформулированы следующим образом:

Национальная история должна стать центральным звеном среди общественных наук.

Нужно выработать на качественно новом уровне общую концеп­цию истории Казахстана. Она должна быть тесно увязана со все­мирной историей, четко показывать место Казахстана в глобальных исторических процессах, системе их взаимосвязи и научной периодизации.

Первостепенное внимание уделять сбору, систематизации и классификации всего имеющегося у нас и за рубежом истори­ческого материала о Казахстане. Нужно тщательно исследовать все основные зарубежные хранилища исторических артефактов (это касается и новейшей истории), а также изучить вопрос о воз­можности репатриации этих исторических материалов в стра­ну, либо, если это невозможно, осуществить их копирование с обеспечением последующего доступа для ученых и широкой публики.

Среди приоритетов - изучение центрально-азиатской, номадической цивилизации, хранителем которой в настоящее время явля­ется казахский этнос.

Сформировавшись как отдельная отрасль научного зна­ния в середине XX века, историческая наука Казахстана продолжает активный процесс самопостижения нации, столь усиленного собы­тиями тектонического характера конца XX века - распадом СССР и получением возможности написания собственной национальной исто­рии, которая все еще только создается.

Следующим шагом на пути формирования исторического само­сознания стала идея Патриотического акта «Мәңгілік Ел». В «Плане нации - 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ», 85-й и 89-й шаги посвящены идее «Мәңгілік Ел» в виде задачи по соз­данию проекта патриотического акта. Идею «Мәңгілік Ел» Президент Н.А.Назарбаев озвучил в своем Послании народу Казахстана «Страте­гия «Казахстан-2050».

Сама идея претерпела в процессе ее формирования определенные изменения, как в содержательном и символическом, так и субъектном отношении. Проводником идеи стала Ассамблея народа Казахстана.

Патриотический акт «Мәңгілік Ел» способствует воспитанию нового казахстанского патриотизма; равенству прав граждан всех этносов; развитию казахского языка и триединства языков; воз­рождению культуры, традиции и самобытности; поднятию роли национальной интеллигенции; укреплению светского характера госу­дарства - это важное условие успешного развития Казахстана.

Казахстан продолжает искать символы, которые бы делали его узнаваемым во всем мире. Президент страны Нурсултан Назарбаев выступил с предложением о создании всемирно узнаваемого бренда республики, который бы отличал ее от других стран и формиро­вал имидж страны. Мы - Страна великой степи!»

Современный Казахстан – наследник Великой преображенной степи - Ұлы Дала елі. Было возрождено изучение государственности древних тюрков. Началось всесторонее изучение древнетюркской письменности и памятников тюркской культуры в годы независимости. Перевод и переиздание трудов Абу Наср аль-Фараби, Жусупа Баласагуни, Махмуда Кашгари, Ходжа Ахмета Яссауи.

Казахстан - обладатель богатой истории и культурного наследия предков. Изучение своей истории всегда будет актуальным для всех времен. В 2015 году исполнилось 550 лет официальной казахской государственности.

Деятельность ханов Керея и Жанибека стали важнейшей вехой в истории Казахстана. Они сделали первый шаг к независимости казахов.

Идея отпраздновать памят­ную дату была предложена Президентом Н.А.Назарбаевым в конце октябри 2014 года. 11 декабря 2014 года было принято постановление Правительства Республики Казахстан № 1448 «О подготовке и прове­дении в 2015 году 550-летнего юбилея Казахского ханства».

Эта дата очень значима для всей страны.

В рамках празднования юбилея 9 октября 2015 г. был открыт монумент «550-летие Казахского ханства» в Таразе

«За годы независимости в различные уголки мира были органи­зованы экспедиции для изучения и сбора сведений о нашем древнем прошлом. Наша история берет начало с саков, гуннов, тюрков и про­должилась откочевкой ханов Керея и Жанибека к берегам реки Чу, где было поднято знамя Казахского Ханства. Мы проводим эти праздне­ства для того, чтобы продемонстрировать древность нашей истории всему миру, рассказать об этом подрастающему поколению», - ска­зал Президент.

Казахстан знают и уважают другие страны мира. Наша страна выступает посред­ником в разрешении конфликтов, проводит Съезды лидеров мировых и традиционных религий. Все это достигнуто благодаря единству нашего народа.

На торжествах, посвященных юбилею Казахского ханства, состо­явшихся 11 сентября 2015 г. в Астане, Н.А.Назарбаев, в частности, сказал следующее: «Мы воздаём должное памяти и деяниям наших предков, помня о том, что история нашей священной земли насчитывает несколько тысячелетий. Она искусно вплетена своим уникальным орнаментом в соцветье минувших и нынешних цивилизаций Евразии, соединяют нас с тысячелетней историей и современностью Китая, прошлым и настоящим многих народов Ближ­него и Среднего Востока, языковыми и культурными узами мы связаны с нашими братьями — тюркскими народами, ныне живущими от берегов Ледовитого океана до Средиземноморья.

Великий Тюрк­ский Эль - это наша общая прародина с общими предками и героями, общими духовными богатствами. Это наше совместное великое насле­дие».

Нашу священную землю издревле называли Великой Степью, а нас - детьми Великой Степи. Мы строим новый Казахстан с невероятно новыми возможностями и перспективами, которых никогда не было у наших предков. Наша земля со многими тысячелетиями истории меняется на глазах. В XXI веке вновь преображается и расцветает необъятное пространство степной Евразии.

Наш Казахстан - это Ұлы Дала Елі! Это Страна Великой преображенной степи. Именно таково народное имя нашей любимой Отчизны. Оно отражает и прошлое, и настоя­щее, и будущее нашей Родины. В нем запечатлен наш казахстанский характер и его основные черты. Это открытость и широта наших душ, тепло наших сердец, гостеприимство и миролюбие, мудрость и рассу­дительность, трудолюбие и предприимчивость.

Такой образ нашего нового Казахстана найдёт место в разуме и душе каждого казахстанца, будет признан во всем мире».

Каждый молодой гражданин Казахстана должен стать достойным гражданином своей страны, который осознает все величие и достоин­ство казахской степи, особенно в день 550-летия Казахского ханства.

Так справедливо было отмечено Главой нашего государства Н.А.Назарбаевым на торжественном собрании 11 сентября 2015 года в Астане.

Государственная программа «Культурное наследие» разработана по инициативе Первого Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева. Программа предусматривает создание целостной системы изучения культурного наследия народа, в том числе и современной национальной культуры, фольклора, традиций и обычаев; воссоздание историко-культурных и архитектурных памятников, имеющих особое значение для национальной истории; обобщение многовекового опыта национальной литературы и письменности; создание на государственном языке полноценного фонда гуманитарного образования на базе лучших достижений мировой научной мысли, культуры и литературы.

Цель программы – изучение, восстановление и сохранение историко-культурного наследия страны, возрождение историко-культурных традиций, пропаганда культурного наследия Казахстана за рубежом.

Основными направлениями реализации Программы являются:

Воссоздание историко-культурных, архитектурных памятников национальной истории;

Археологические исследования;

Научные исследования по изучению культурного наследия казахского народа (разработка научных проектов);

Социально значимые проекты, связанные с пропагандой культурного наследия казахского народа и развитием индустрии туризма на объектах истории и культуры;

Осуществление изданий по истории, культуре и историческому наследию народов Казахстана.

В рамках Программы было осуществлено в 2004–2011 годах:

Завершены реставрационные работы на 78 памятниках истории и культуры.

Проведены 26 научно-прикладных, 40 археологических исследований, которые обогатили науку тысячами артефактов, дающих представление об истории наших предков. Мировую известность получили раскопки курганов Шиликты и Берель в Восточно-Казахстанской области и находки золотых изделий, относящихся к «скифо-сибирскому звериному стилю» или сакскому искусству (V-III вв. до н. э.).

В результате научно-исследовательских экспедиций в Китай, Турцию, Монголию, Россию, Японию, Египет, Узбекистан, Армению, а также в США и страны Западной Европы приобретено свыше 5 тысяч ценнейших архивных документов, рукописей и печатных изданий по истории, этнографии, искусству Казахстана, ранее неизвестных в отечественных научных кругах.

Осуществлена системная работа по разработке серий изданий национальной научной мысли, культуры и литературы. Издано 537 наименований книг тиражом более полутора миллионов экземпляров, среди которых уникальные серии по истории, археологии, этнографии, новые энциклопедические словари, в том числе серии «Бабалар сөзі», «Древний мир права казахов», «Антология казахской музыки», «Словарь синонимов казахского языка», «Орфографический словарь».

Современные культурные процессы, в частности наука, немыслимы без обращения к наследию мировой философско-исторической мысли. Было осуществлено издание серий книг:

«Мировая историческая мысль» в 14 томах на казахском языке:

«История Казахстана в зарубежных источниках» в 20 томах (12 томов);

«Материалы по истории Казахстана в русских источниках» в 10 томах;

«История Казахстана в античных источниках» в 2 томах.

Создана разветвленная сеть государственных музеев исторического и этнографического профилей, мемориалов, посвященных памятным событиям истории Казахстана. В настоящее время в Казахстане насчитывается более 25 тысяч памятников истории, археологии, архитектуры и монументального искусства, 11 тысяч библиотек, 147 музеев, 8 историко-культурных заповедников-музеев, 215 архивов. Уникальный памятник истории и культуры Казахстана — мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи (Туркестан) в июне 2003 года включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Проведены уникальные работы по восстановлению и переносу на современные аудионосители фонозаписей выдающихся исполнителей-музыкантов устной профессиональной традиции, находящихся в фондах, архивах и хранилищах страны. Например, проведены исследования музыки средних веков, в частности таких жанров, как кюи, исторические песни. Выпущена Антология казахской традиционной музыки «Мәңгілік сарын: қазақтың 1000 күй, 1000 әні». Это грандиозный по масштабу и беспрецедентный в истории национальной культуры труд по сбору, подготовке, обработке, реставрации, оцифровке и выпуску СD-дисков произведений казахской традиционной музыки в аутентичном исполнении.

Киностудией АО «Казахфильм» создано 20 документальных фильмов об особо важных исторических местах и наследии национальной культуры. Это документальные фильмы из цикла «Культурное наследие» «Қорқыт. История кюя», «Музыкальное наследие номадов», «Архитектурные памятники древнего Туркестана», «Мавзолей Жусуп Ата», «Петроглифы Тамгалы» и ряд других.

В программе «Культурное наследие» реализуются мероприятия, направленные на развитие туризма (паломнический туризм, историко-археологический туризм). Рекомендации археологов применяются при разработке туристских маршрутов.

Ежегодно проводилось порядка 200 мероприятий, направленных на популяризацию историко-культурного наследия в стране и за рубежом.

О масштабности проекта говорит тот факт, что в нем задействован весь интеллектуальный потенциал современного Казахстана: академические институты литературы и искусства, философии, истории и этнографии, языкознания и т. д., Национальная библиотека, высшие учебные заведения страны.

Программа «Культурное наследие» открыла богатства национальной духовной сокровищницы казахстанского народа всему миру.

Продолжить работы по реставрации и консервации объектов историко- культурного наследия.

Планируется отреставрировать золотые сокровища нашей государственности – курганы Иссык, Берель и ряд значимых памятников в городе Туркестане (мавзолеи и захоронения ханов Есима, Тауке, Жангира, бия Казыбека, батыров Богенбая, Жанибека, Жаугаша и Койгелды) и городище Отрар — духовной колыбели, имевшей крупнейшую в мировой истории библиотеку, а также формирование их в качестве национальных символов. Все перечисленные объекты являются священными символами и священными местами, консолидирующими народ.

Пропагандировать национальное историко-культурное наследие на международном уровне. Изучать и воссоздавать памятники истории и культуры, непосредственно связанные с историей Казахстана в странах ближнего и дальнего зарубежья (осуществить реставрацию копий древнетюркских каменных изваяний с руническими надписями, найденными на территории Монголии и других стран). Успешно осуществлены зарубежные проекты– реставрация мавзолея Султана Аз-Захир Бейбарса в Дамаске, мечети Султана Бейбарса в Каире, строительство историко-культурного центра и мавзолея Аль-Фараби в Дамаске. Будут созданы высококачественные и содержательные документальные фильмы о курганах Берель и Иссык, памятниках в городе Туркестане и городище Отрар, других исторических местах Казахстана и организованы их показы по мировым телеканалам, таким, как «Би-би-си» и «Дискавери». Такие проекты будут содействовать мировому признанию казахской земли и увеличению потока туристов.

Провести широкомасштабные научные исследования по изучению культурного наследия казахского народа, в том числе историко-культурных, архитектурных и археологических памятников, имеющих особое значение для национальной культуры (Единственный в мире уникальный музей сакской культуры под открытым небом намечено создать на северо-западе Алматы).

Развивать культурный туризм на базе исторических мест Великого Шелкового пути, Территорию Казахстана необходимо представить миру как основную ветвь Великого Шелкового пути, создать систему конкретных маршрутов по музеям-заповедникам. Каждый музей должен отражать пройденный народом путь, показывать поэтапно историю Казахстана. Музеи-заповедники ярко представят быт кочевников, передавая атмосферу, создавая ощущение той эпохи.

Включить накопленные и систематизированные знания в учебный процесс. Одна из главных задач – воспитание поколения, хорошо знающего традиции родной культуры, любящего историю своего народа – поколения, которому можно доверить будущее страны.

В апреле 2017 года Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с программной статьей «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». В этой работе Глава государства выделил основные направления модернизации сознания общества и каждого казахстанца: конкурентоспособность; прагматизм; сохранение национальной идентичности; культ знания; эволюционное развитие страны и открытость сознания. Для обеспечения развития в указанных направлениях Президент дал поручение о разработке и реализации ряда конкретных проектов. Эти проекты затем были интегрированы в единую Программу «Рухани жангыру».
Статья Главы государства "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания"

ВВЕДЕНИЕ 

Казахстан вступил в новый исторический период.

В этом году своим Посланием я объявил о начале Третьей модернизации Казахстана.

Так мы дали старт двум важнейшим процессам обновления – политической реформе и модернизации экономики.

Цель известна – войти в тридцатку развитых государств мира.

Оба модернизационных процесса имеют четкие цели и задачи, приоритеты, методы их достижения. Уверен, что все будет сделано в сроки и максимально эффективно. Но этого недостаточно.

Я убежден: начатые нами масштабные преобразования должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания. Она не просто дополнит политическую и экономическую модернизацию - она выступит их сердцевиной.

Надо отметить, что за годы Независимости нами был принят и реализован ряд крупных программ.

С 2004 года была реализована программа «Мәдени мұра», направленная на восстановление историко-культурных памятников и объектов на территории Казахстана.

В 2013 году мы приняли программу «Халық тарих толқынында», позволившую нам системно  собрать и изучить документы из ведущих мировых архивов, посвященные истории нашей страны.

А сегодня мы должны приступить к более масштабной и фундаментальной работе.

Поэтому я решил поделиться своим видением того, как нам вместе сделать шаг навстречу будущему, изменить общественное сознание, чтобы стать единой Нацией сильных и ответственных людей.

 

I. О НАЦИОНАЛЬНОМ СОЗНАНИИ В XXI ВЕКЕ.

На наших глазах мир начинает новый, во многом неясный, исторический цикл. Занять место в передовой группе, сохраняя прежнюю модель сознания и мышления, невозможно. Поэтому важно сконцентрироваться, изменить себя и через адаптацию к меняющимся условиям взять лучшее из того, что несет в себе новая эпоха.

В чем был, на мой взгляд, главный недостаток западных моделей модернизации XX века применительно к реалиям нашего времени? В том, что они переносили свой уникальный опыт на все народы и цивилизации без учёта их особенностей.

Даже в значительной степени модернизированные общества содержат в себе коды культуры, истоки которых уходят в прошлое.

Первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода. Без этого модернизация превратится в пустой звук.

Но это не значит консервацию всего в национальном самосознании – и того, что дает нам уверенность в будущем, и того, что ведет нас назад.

Новая модернизация не должна, как прежде, высокомерно смотреть на исторический опыт и традиции. Наоборот, она должна сделать лучшие традиции предпосылкой, важным условием успеха модернизации.

Без опоры на национально-культурные корни модернизация повиснет в воздухе. Я же хочу, чтобы она твердо стояла на земле. А это значит, что история и национальные традиции должны быть обязательно учтены.

Это платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего народа.

Убежден: важнейшая миссия  духовной модернизации заключается и в примирении различных полюсов национального сознания.

Я бы выделил несколько направлений модернизации сознания как общества в целом, так и каждого казахстанца.

 Конкурентоспособность

Сегодня не только отдельный человек, но и нация в целом имеет шанс на успех, только развивая свою конкурентоспособность.

Это означает прежде всего способность нации предложить что-либо выигрышное по цене и качеству на региональных и глобальных рынках. И это не только материальный продукт, но и знания, услуги, интеллектуальные продукты, наконец, качество трудового ресурса.

Особенность завтрашнего дня в том, что именно конкурентоспособность человека, а не наличие минеральных ресурсов, становится фактором успеха нации.

Поэтому любому казахстанцу, как и нации в целом, необходимо обладать набором качеств, достойных XXI века.  И среди безусловных предпосылок этого выступают такие факторы, как компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость.

Поэтому и программа «Цифровой Казахстан», и программа трехъязычия, и программа культурного и конфессионального согласия – это часть подготовки нации (всех казахстанцев) к жизни в XXI веке. Это часть нашей конкурентоспособности.

 Прагматизм

Модернизация невозможна без изменения ряда привычек и стереотипов. В нашей истории есть много примеров подлинного прагматизма.

На протяжении столетий наши предки сохранили уникальный экологически правильный уклад жизни, сохраняя среду обитания, ресурсы земли, очень прагматично и экономно расходуя ее ресурсы.

И только за несколько лет в середине прошлого века нерациональное использование ресурсов привело к исчезновению Аральского моря, превращению тысяч гектаров плодородных земель в зоны экологического бедствия. И это пример крайне непрагматичного отношения к окружающей среде. Так прежний национальный прагматизм обратился в расточительность.

На пути модернизации нам стоит вспомнить навыки предков. Прагматизм означает точное знание своих национальных и личных ресурсов, их экономное расходование, умение планировать свое будущее.

Прагматизм есть противоположность расточительности, кичливости, жизни напоказ. Культура современного общества – это культура умеренности, культура достатка, а не роскоши, это культура рациональности.

Умение жить рационально, с акцентом на достижение реальных целей, с акцентом на образование, здоровый образ жизни и профессиональный успех – это и есть прагматизм в поведении.

И это единственно успешная модель в современном мире. Когда же нация и индивид не ориентированы на конкретные практические достижения, тогда и появляются несбыточные, популистские идеологии, ведущие к катастрофе.

К сожалению, история дает нам немало примеров, когда целые нации, ведомые несбыточными идеологиями, терпели поражение. Мы видели крах трех главных идеологий прошлого века – коммунизма, фашизма и либерализма.

Век радикальных идеологий прошел. Нужны ясные, понятные и устремленные в будущее установки. Такой установкой может быть ориентация на достижение конкретных целей с расчетом своих возможностей и пределов как человеком, так и нацией в целомРеализм и прагматизм – вот лозунг ближайших десятилетий.

 Сохранение национальной идентичности

Само понятие духовной модернизации предполагает изменения в национальном сознании. Здесь есть два момента.

Во-первых, это изменение в рамках национального сознания.

Во-вторых, это сохранение внутреннего ядра национального «Я» при изменении некоторых его черт.

В чем опасность господствующих сегодня моделей модернизации? В том, что модернизация рассматривается как переход от национальной модели развития к некой единой, универсальной. Но жизнь неизменно доказывает, что это ошибка! На практике разные регионы и страны выработали свои модели.

Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, – одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами.

Мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Джамбула, волшебные звуки Курмангазы, вечный зов аруаха – это только 
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24


написать администратору сайта