УМК 2021рус СИК новый). Протокол от 2020г. Учебнометодический комплекс дисциплины (умкд)
Скачать 0.53 Mb.
|
часть нашей духовной культуры. Но модернизация состоит и в том, что ряд архаических и не вписывающихся в глобальный мир привычек и пристрастий нужно оставить в прошлом. Это касается и такой особенности нашего сознания, как региональное разделение единой нации. Знать и гордиться историей своего края – дело нужное и полезное. Вот только забывать о гораздо большем – о принадлежности к единой и великой нации – нельзя. Мы строим меритократическое общество, где каждый должен оцениваться по личному вкладу и по личным профессиональным качествам. Такая система не терпит кумовства. Это форма развития карьеры в отсталых обществах. Задача не в том, чтобы заниматься перечислением положительного и отрицательного в накопленном опыте. Задача в том, чтобы понять два непреложных правила. Первое. Никакая модернизация не может иметь место без сохранения национальной культуры. Второе. Чтобы двигаться вперед, нужно отказаться от тех элементов прошлого, которые не дают развиваться нации. Культ знания Стремление к образованию всегда было характерно для нашего народа. Многое было сделано за годы Независимости. Были подготовили десятки тысяч молодых специалистов в лучших университетах мира. Начало, как известно, было положено программой «Болашак» еще в начале 90-х годов прошлого века. Мы создали ряд университетов очень высокого уровня, систему интеллектуальных школ и многое другое. Но культ образования должен быть всеобщим. И тому есть жесткая и ясная причина. Технологическая революция ведет к тому, что в ближайшие десятилетия половина существующих профессий исчезнет. Такой скорости изменения профессионального облика экономики не знала ни одна эпоха. И мы вступили в эту эпоху. В таких условиях успешно жить сможет только высокообразованный человек, который может относительно легко менять профессию именно благодаря высокому уровню образования. Поэтому Казахстан сегодня в числе самых передовых стран мира по доле бюджетных расходов на образование. Каждый казахстанец должен понимать, что образование - самый фундаментальный фактор успеха в будущем. В системе приоритетов молодежи образование должно стоять первым номером. Если в системе ценностей образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех. Эволюционное, а не революционное развитие Казахстана В этом году исполнится 100 лет со дня тех радикальных перемен на огромной части Евразии, что произошли в октябре 1917 года. Весь ХХ век прошел под знаком революционных потрясений. Каждый народ извлекает свои уроки из истории. Это его право, и нельзя навязывать другим свою точку зрения. Но также никто не вправе навязывать нам свое субъективное видение истории. А уроки ХХ века для нашего народа во многом трагические. Во-первых, был сломан естественный путь национального развития и навязаны чуждые формы общественного устройства. Во-вторых, нанесен страшный демографический удар по нации. Удар, который сказался на протяжении целого столетия. В-третьих, едва не были утрачены казахский язык и культура. В-четвертых, территория Казахстана превратилась во многих регионах в территорию экологического бедствия. Конечно, в истории не бывает только черного и белого цвета. XX век принес немало позитивного Казахстану. Это индустриализация, создание социальной и производственной инфра-структуры, формирование новой интеллигенции. Определенная модернизация произошла. Но это была модернизация территории, а не нации. Мы должны ясно понимать уроки истории. Эпоха революций не прошла. Они сильно изменились по форме и содержанию. Но вся наша недавняя история говорит прямо и недвусмысленно: только эволюционное развитие дает нации шанс на процветание. В противном случае мы снова попадем в исторический капкан. Эволюционное развитие как принцип идеологии должно быть одним из ориентиров и на личностном, индивидуальном уровне для каждого казахстанца. Конечно, эволюционное развитие общества как принцип не означает вечной консервации, но важно понять не только уроки истории, но и примеры современности и сигналы будущего. Характер революций изменился. Они обретают отчетливую национальную, религиозную, культурную или сепаратистскую окраску. Но в подавляющем большинстве случаев все кончается насилием и экономическим крахом. Поэтому серьезное переосмысление того, что происходит в мире, – это часть огромной мировоззренческой, идеологической работы, которую должны провести и общество в целом, и политические партии и движения, и система образования. Открытость сознания Многие проблемы возникают из-за того, что большой, глобальный мир стремительно меняется, а массовое сознание остается в «домашних рамках». Казалось бы, что доказывать необходимость массового и форсированного обучения английскому языку, когда по всему миру более миллиарда человек изучают его наряду с родным как язык профессиональной коммуникации? Неужели более 400 миллионов граждан Европейского союза не уважают свой родной немецкий, французский, испанский, итальянский или другой язык? Неужели сотни миллионов китайцев, индонезийцев или малайцев просто так изучают английский? Это не чье-то субъективное желание, это условие для работы в глобальном мире. Но вопрос не только в этой частности. Открытость сознания означает по крайней мере три особенности сознания. Во-первых, понимание того, что творится в большом мире, что происходит вокруг твоей страны, что происходит в твоей части планеты. Во-вторых, открытость сознания – это готовность к переменам, которые несет новый технологический уклад. Он изменит в ближайшие 10 лет огромные пласты нашей жизни – работу, быт, отдых, жилище, способы человеческого общения. Нужно быть готовым к этому. В-третьих, способность перенимать чужой опыт, учиться у других. Две великие азиатские державы, Япония и Китай – классическое воплощение этих способностей. Открытость и восприимчивость к лучшим достижениям, а не заведомое отталкивание всего «не своего» – вот залог успеха и один из показателей открытого сознания. Почему столь важно открытое сознание в будущем мире? Если казахстанцы будут судить о мире из окон своих домов, то можно и не увидеть, какие бури надвигаются в мире, на материке или в соседних странах. Можно не увидеть леса за деревьями, можно не понять даже внешних пружин, которые заставляют нас иногда серьезно менять подходы. II. ПОВЕСТКА ДНЯ НА БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ. Общественное сознание требует не только выработки принципов модернизации, но и конкретных проектов, которые могли бы позволить ответить на вызовы времени без утраты великой силы традиции. Я вижу несколько конкретных проектов, которые можно развернуть в ближайшие годы. Во-первых, необходимо начать работу для поэтапного перехода казахского языка на латиницу. Мы очень бережно и тактично подошли к этому вопросу. Здесь нужна спокойная поэтапность. И мы готовились к этому с осторожностью все годы Независимости. История графики казахского языка имеет глубокие корни. В VI–VII веках, в ранние средние века, на территории Евразии зародилось и действовало древнетюркское руническое письмо, известное в науке как орхоно-енисейское письмо. В VI–VII веках возникла древнетюркская письменность – один из древнейших типов буквенного письма человечества. С V по XV век тюркский язык был языком межнационального общения на большей части Евразии. Например, в Золотой Орде официальные документы и международная переписка велись в основном на тюркском языке. Начиная с X по XX век, почти 900 лет, на территории Казахстана применялась арабская графика. Отход от рунической письменности, распространение арабского языка и арабской графики начались после принятия ислама. 7 августа 1929 года Президиумом ЦИК СССР и СНК СССР было принято постановление о введении нового латинизированного алфавита «Единый тюркский алфавит». Латинизированный алфавит официально использовался с 1929 по 1940 год, после чего был заменен кириллицей. 13 ноября 1940 года был принят Закон «О переводе казахской письменности с латинизированной на новый алфавит на основе русской графики». Таким образом, история изменения алфавита казахского языка определялась в основном конкретными политическими причинами. В декабре 2012 года в своем ежегодном Послании народу Казахстана «Казахстан-2050» я сказал: «Нам необходимо с 2025 года приступить к переводу нашего алфавита на латиницу». Это означает, что с этого времени мы должны во всех сферах начать переход на латинский алфавит. То есть к 2025 году делопроизводство, периодические издания, учебники и все остальное мы начинаем издавать на латинице. А сейчас приступим к подготовке начала перехода на латинский алфавит. Переход на латиницу также имеет свою глубокую историческую логику. Это и особенности современной технологической среды, и особенности коммуникаций в современном мире, и особенности научно-образовательного процесса в XXI веке. Поэтому 2025 год не за горами, и Правительству нужно иметь четкий график перехода казахского языка на латиницу. В наших школах все дети изучают английский язык. Это – латиница. То есть для молодежи не будет проблем. Полагаю, что до конца 2017 года необходимо с помощью ученых и широкой общественности принять единый стандартный вариант казахского алфавита в новой графике. С 2018 года начать подготовку кадров для преподавания нового алфавита и подготовку учебников для средней школы. В ближайшие 2 года провести необходимую организационную и методическую работу. Конечно, в период адаптации определенное время будет работать и кириллица. Во-вторых, это проект «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке» по общественным и гуманитарным наукам. Суть его состоит в следующем: Мы должны создать условия для полноценного образования студентов по истории, политологии, социологии, философии, психологии, культурологии, филологии. Наша гуманитарная интеллигенция должна быть поддержана государством путем восстановления гуманитарных кафедр в вузах страны. Нам нужны не просто инженеры и медики, но и люди, хорошо понимающие современность и будущее. Нам нужно перевести в ближайшие годы 100 лучших учебников мира с разных языков по всем направлениям гуманитарного знания на казахский язык и дать возможность нашей молодежи учиться по лучшим мировым образцам. Уже в 2018/2019 учебном году мы должны начать обучать наших студентов по этим учебникам. Для этих целей на базе уже существующих переводческих структур нужно создать негосударственное Национальное бюро переводов, которое бы по заказу Правительства начало эту работу уже летом 2017 года. Чего мы добьемся этой программой? Это прежде всего качественно другой уровень подготовки сотен тысяч наших студентов. Далее, это подготовка кадров, адаптированных к глобальной конкуренции в сфере знания. Наконец, это те люди, которые и станут главными проводниками принципов модернизации сознания – открытости, прагматизма, конкурентоспособности. Будущее творится в учебных аудиториях. Наше социальное и гуманитарное знание долгие годы было законсервировано в рамках одного учения и в рамках одного взгляда на мир. Выход на казахском языке 100 лучших учебников мира даст эффект уже через 5–6 лет. Нужно брать все самое современное и иметь переводы на государственный казахский язык. И это задача государства. Правительству необходимо проработать этот вопрос и решить его с учетом переводческих кадров, авторских прав, учебно-методических программ, профессорско-преподавательского состава и т. д. В-третьих, патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. Поэтому я предлагаю программу «Туған жер», которая легко перейдет в более широкую установку – «Туған ел». «Туған жерін сүйе алмаған сүйе алар ма туған елін?» или «С чего начинается Родина?» В этих произведениях есть большой смысл. Почему малая родина? Человек – существо не только рациональное, но и эмоциональное. Малая родина – это место, где ты родился и вырос, а порой и прожил всю жизнь. Там горы, реки, рассказы и мифы об их возникновении, имена людей, оставшихся в памяти народа. Можно продолжить перечисление. Все это важно. Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов. На протяжении столетий наши предки защищали конкретные места и районы, сохранив для нас миллионы квадратных километров благодатной земли. Они сохранили будущее. Что означает на практике любовь к малой родине, что означает программа «Туған жер»? Первое: необходимо организовать серьезную краеведческую работу в сфере образования, экологии и благоустройства, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба. Например, лучшая форма патриотизма – это изучение истории родного края в средних школах. Второе: это содействие бизнесменам, чиновникам, представителям интеллигенции и молодежи, которые, переехав в другие регионы страны, хотели бы поддержать свою малую родину. Это нормальное и патриотическое желание, и его нужно поддерживать, а не запрещать. Третье: местным властям нужно системно и организованно подойти к программе «Туған жер». Нельзя пускать эту работу на самотек, потому что она требует взвешенности и правильности в понимании. Мы должны найти разные формы поддержки и социального уважения, которые помогут малой родине, включая механизм спонсорской помощи. Здесь огромное поле для работы. Мы можем быстро озеленить наши города, значительно помочь компьютеризации школ, поддержать региональные вузы, художественные фонды местных музеев и галерей и т. д. Кратко говоря, программа «Туған жер» станет одним из настоящих оснований нашего общенационального патриотизма. От малой родины начинается любовь к большой родине – своей родной стране (к Казахстану). В-четвертых, наряду с проектом «Туған жер», который направлен на местные, локальные объекты и поселения, нам необходимо укрепить в сознании народа и другое – общенациональные святыни. Нам нужен проект «Духовные святыни Казахстана», или, как говорят ученые, «Сакральная география Казахстана». У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят общенациональный характер, которые известны каждому представителю этого народа. Это одно из оснований духовной традиции. Для Казахстана это особенно важно. Мы – огромная по территории страна с богатой духовной историей. Иногда наши размеры играли разную роль в истории. Но никогда в народе не прерывалась связь в этом духовном географическом поясе. Однако при этом за всю историю мы не создали единое поле, единую цепочку этих важных с точки зрения культуры и духовного наследия святых мест. Вопрос даже не в реставрации памятников, зданий, сооружений. Вопрос в том, чтобы увязать в национальном сознании воедино комплекс памятников вокруг Улытау и мавзолея Кожа Ахмета Яссауи, древние памятники Тараза и захоронения Бекет-Ата, древние комплексы Восточного Казахстана и сакральные места Семиречья, и многие другие места. Все они образуют каркас нашей национальной идентичности. Когда сегодня говорят о воздействии чуждых идеологических влияний, мы не должны забывать, что за ними стоят определенные ценности, определенные культурные символы других народов. А им может противостоять только собственная национальная символика. Культурно-географический пояс святынь Казахстана – это и есть такая символическая защита и источник гордости, который незримо несет нас через века. Это один из элементов каркаса национальной идентичности, поэтому впервые за тысячелетнюю историю мы должны разработать и осуществить такой проект. В течение года Правительству в диалоге с общественностью нужно разработать этот проект и увязать в нем три элемента: 1. Нужна образовательная подготовка каждого казахстанца по роли и месту этого «Культурно-географического пояса». 2. Наши СМИ должны серьезно и системно заняться национальными информационными проектами в этой связи. 3. Внутренний и внешний культурный туризм должен опираться на это символическое наследие народа. По своему культурному значению тот же Туркестан или Алтай имеют не просто национальное или континентальное значение, – это глобальные величины. В-пятых, конкурентоспособность в современном мире и конкурентоспособность культур. Огромная часть успеха США в эпоху «холодной войны» – это успехи Голливуда. Если мы хотим быть нацией со своим неповторимым местом на глобальной карте XXI века, то мы должны реализовать еще один проект – «Современная казахстанская культура в глобальном мире». Речь идет о том, чтобы мир узнал нас не только по ресурсам нефти и крупным внешнеполитическим инициативам, но и по нашим культурным достижениям. О чем должна пойти речь в этом проекте? Первое – нужен целевой подход, чтобы отечественная культура зазвучала на шести языках ООН: английском, русском, китайском, испанском, арабском, французском. Второе – это должна быть именно современная культура, та, что создана и создается нашими современниками. Третье – это должна быть абсолютно современная по форме подачи материала методика. Например, это не просто книги, но весь набор мультимедийного сопровождения. Четвертое – должна быть серьезная государственная поддержка. В частности, системная работа Министерства иностранных дел, Министерства культуры и спорта, Министерства информации и коммуникаций. Пятое – огромная роль всей нашей творческой интеллигенции, в том числе Союза писателей и Академии наук, университетов и общественных организаций. Что из нашей современной культуры должно продвигаться в мире? Это очень серьезная и трудоемкая работа, которая включает не только отбор лучших произведений национальной культуры, но и презентацию их за рубежом. Это и огромная переводческая работа, и специальные методы продвижения наших культурных достижений – книг, пьес, скульптур, картин, музыкальных произведений, научных открытий и т. д. Все это конструктивная и благородная задача. Полагаю, что 2017 год должен стать решающим: мы должны четко определиться, что хотим показать миру в сфере культуры. А реализовать эту уникальную программу можно за 5–7 лет. Впервые за тысячелетнюю историю наша культура зазвучит на всех континентах и на всех главных языках мира. В-шестых, я предлагаю направить внимание общества на современность, на историю наших современников. Это можно реализовать в проекте «100 новых лиц Казахстана». История Независимости – это всего лишь четверть века. Но какая! Исторический масштаб свершений не вызывает сомнений. Однако часто за рядом цифр и фактов не видно живых человеческих судеб. Разных, ярких, драматических и счастливых. Проект «100 новых лиц Казахстана» – это история 100 конкретных людей из разных регионов, разных возрастов и национальностей, которые добились успеха за эти стремительные годы. Это должны быть конкретные истории конкретных людей, это облик современного Казахстана. Рядом с нами столько выдающихся современников, которых породила эпоха Независимости. Их рассказ о жизни убедительнее любой статистики. Мы должны сделать их героями нашей телевизионной документалистики. Мы должны сделать их образцом для подражания, для трезвого и объективного взгляда на жизнь. Современная медиакультура строится не на «говорящих головах», а на создании подлинных историй жизни. Вот создание таких подлинных историй и должно стать предметом профессиональной работы наших средств массовой коммуникации. Этот проект нужно ориентировать на решение трех задач: Показать обществу реальное лицо тех, кто своим умом, руками и талантом творит современный Казахстан. Создать новую мультимедийную площадку информационной поддержки и популяризации наших выдающихся современников. Создать не только общенациональные, но и региональные проекты «100 новых лиц». Мы должны знать тех, кто составляет золотой фонд нации. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Государство и нация – не статичная конструкция, а живой развивающийся организм. Чтобы жить, нужно обладать способностью к осмысленной адаптации. Новая глобальная реальность пришла без стука и разрешения ко всем – именно поэтому задачи модернизации стоят сегодня практически перед всеми странами. Время не останавливается, а значит, модернизация, как и сама история, – продолжающийся процесс. На новом разломе эпох у Казахстана есть уникальный исторический шанс через обновление и новые идеи самим построить свое лучшее будущее. В новой реальности внутреннее стремление к обновлению – это ключевой принцип нашего развития. Чтобы выжить, надо измениться. Тот, кто не сделает этого, будет занесен тяжелым песком истории. Сакральная география Казахстана — национальный проект Казахстана, включающий проведение археологических и этнокультурных экспедиций по историческим местам страны, научных конференций, разностороннее подробное описание исторических мест и сооружений Казахстана, создание их реестра, 3D-моделей, интерактивных карт, фотогалерей; реставрацию при необходимости, издание энциклопедии «Сакральный Казахстан», книг, путеводителей и так далее. Проект стартовал в 2017г. Сначала в проект вошли 100 общенациональных сакральных объектов. На 2018 год проект включал описание 642 исторических объектов: городищ, мавзолеев, природных достопримечательностей. На 2019 год — 185 общенациональных объектов наследия и 463 региональных. На 2020 год, в рамках проекта, на 48 памятниках республиканского значения проведены научно-реставрационные работы. Контрольные вопросы: Н.А.Назарбаев о праздновании 550-летия Казахского ханства. Образование Казахского ханства - важная историческая веха на пути к независимости Национально-освободительная борьба казахского народа в период присоединения Казахстана к России. Истоки, преемственность и эволюция казахской государственности Какое значение имело в истории Республики Казахстан празднование 550-летия Казахского ханства? Какова роль и место Казахского ханства в становлении национальной государственности? Литература: Назарбаев Н.А. В потоке истории: - Алматы: Атамура, 2003. Назарбаев Н.А. Казахстанский путь. - Караганда, 2006. История Казахстана. В 5-ти томах, Алматы, 1996, 1997, 2000, 2010. Назарбаев Н.А «План нации - Путь к казахстанской мечте», Казахстанская правда 6 января 2016 г.№ 2 «План нации — 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева», Казахстанская правда, 20 мая 2015 года № 92 Манифест Н.Назарбаева «Мир. XXI век». Казахстанская правда, 5 апреля 2016 года № 63 Лекция 13: Казахстан - государство, признанное современным миром Независимый Казахстан в системе международных отношений. Казахстан — инициатор новой модели евразийской интеграции. Стратегическое партнерство со странами дальнего зарубежья. Международные организации. Укрепление позиции Казахстана в глобальном мире. С распадом СССР и возникновением новых суверенных государств в системе международных отношений произошли глубокие изменения. Перед независимым государством Казахстан стояла задача создания благоприятных условий для самостоятельного существования, сохранения стабильности, поиска оптимального места республики в международном сообществе, достижения международного авторитета и уважения к стране, народу со стороны иных государств и народов мира. В целях осуществления вышеуказанной миссией казахстанская внешняя политика базируется на доктрине добрососедских отношений с сопредельными странами no всему периметру государственной границы. При этом следует особо отметить, что многовекторность наших междунарсиздных отношений закреплена в Концепции внешней политики Республики Казахстан на 2014-2020 гг., которая утверждена Указом Президента РК от 21 января 2014 года. Концепция внешней политики РК разработана в соответствии с установками, изложенными в Послании Президента РК «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», и преставляет собой систему основополагающих взглядов на принципы и подходы, цели, приоритеты и задачи внешнеполитической деятельности Республики Казахстан. Среди важных внутренних факторов следует отметить кардинальные изменения в политическом и социально-экономическом развитии Казахстана, завершение трансформационного периода и переход страны к новой Стратегии долгосрочного и устойчивого развития до 2050 года. Внешние факторы представлены необходимостью преодоления негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса, обострением конфликтов и современных проблем человечества, возникновением качественно новой геополитической и геоэкономической ситуации на региональном и глобальном уровнях. Сегодня эффективность роли Казахстана в мировой политике, в мировом разделении труда, во всемирных связях во многом зависят от качества его участия в мировых процессах, от многовекторного сотрудничества и взаимодействия с Россией, Китаем, странами Центральной Азии, с США и Европой, государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. Реальность ситуации состоит в том, что основными игроками и силами на мировой арене становятся не только государства, но и трансграничные структуры и объединения: объединенная Европа, ВТО, региональные международные организации. Их влияние огромно. Поэтому Казахстан последовательно ведет стратегический курс на углубленное и эффективное участие в существующих интеграционных структурах — ООН, СНГ, ЕАЭС, ШОС, ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности), ОБСЕ, ОЭС, развивает двустороннее сотрдничество со странами Европы и Азии, Америки. Это дает свободу для маневра и открывает возможности интеграции в мирохозяйственные и политические отношения. Республика Казахстан, как и все бывшие советские республики, стала участником Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 30 января 1992 г. Это автоматически означало признание Казахстана всеми в тот период 48 членами этой международной организации. В течение 1992 г. Казахстан подписал все основополагающие документы СБСЕ, в первую очередь, Хельсинский Заключительный Акт 1975 г. и Парижскую Хартию для Новой Европы и тем самым взял на себя все обязательства члена Совещания. В 1994 г. на Будапештском саммите СБСЕ была переименована в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). С первых дней своего участия в этой организации Казахстан начал активно выступать за укрепление безопасности на пространстве СБСЕ/ОБСЕ. Так, уже на Хельсинском саммите в 1992 г. Президент Н.А.Назарбаев предложил создать специальные силы СБСЕ для предотвращения региональных конфликтов и поддержанию мира в Евразии. Тогда же казахстанский лидер впервые выступил с идеей создания азиатского аналога СБСЕ (СВМДА - Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии). Сотрудничество Казахстана с ОБСЕ имело важное значение для укрепления его позиций на международной арене в целом. Осенью 2007 г. на Мадридской встрече глав МИД-ов ОБСЕ Казахстан был выбран Председателем Организации на 2010 г. Руководство страны постоянно заявляет о приоритетности развития казахстано-российских связей, их взаимовыгодном и дружеском характере. Подверждением тому служат более 600 документов, подписанных Казахстаном с Россией по линии СНГ, Договор о дружбе и сотрудничестве 1992 г., Договор о вечной дружбе и сотрудничестве 1998 г. и т.д. Россия продолжает оставаться основным экономическим партнером Казахстана и по импорту, и по экспорту. Активным партнером на востоке для Казахстана остается Китай. Устойчивые связи характерны для отношений с государствами Центральной Азии, Прикаспийского региона. Особо подчеркивается важность дружбы и сотрудничества Казахстана с соседними государствами в Центральной Азии — Узбекистаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном. Региональная концепция внешней политики Казахстана основана на различных критериях. Например, географическая близость, военная безопастность, экономические связи и общее советское прошлое - все это фигурирует в концепции внешней политики Казахстана на постсоветском пространстве или, как было принято говорить, в «ближнем зарубежье». Казахстан всегда оставался активным сторонником интеграционных процессов на пространстве СНГ в различных формах. В системе обеспечения безопасности Казахстана важная роль отводится Договору о коллективной безопасности (ДКБ), который был заключен в Ташкенте 15 мая 1992 года. На юбилейном московском саммите ДКБ в мае 2002 г. Казахстан поддержал идею президента РФ В.В.Путина по преобразованию ДКБ в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В октябре 1992 года Президентом РК Н.А. Назарбаевым на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН впервые была представлена идея созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Суть инициативы заключается в идее создания всеобъемлющей и универсальной системы азиатской безопасности. Идея о созыве СВМДА была поддержана 16 азиатскими государствами. С 1992 по 2008 гг. процесс СВМДА прошел несколько этапов. В первоначальный период были проведены встречи экспертов МИД азиатских стран (Специальной Рабочей группы - СРГ). По итогам саммита виюне 2002 г. в Алматы были подписаны два документа: Алматиний акт и Декларация СВМДА об устранении терроризма и содействии диалога между цивилизациями. Для Казахстана и его лидера Н.Назарбаева проведение международного форума такого масштаба способствовало укреплению позиций страны и поднятию авторитета республики на международной арене. Россия и Казахстан являются соучредителями СНГ, ЕврАэЭс, взаимодействуют в рамках ОДКБ, ШОС и СВМДА, участвуют в многосторонних переговорах по правовому статусу Каспийского моря. Участие Казахстана в Евразийском Экономическом Сообществе (ЕврАзЭс) уходит корнями в первую половину 1990-х гг., когда наша республика прилагала усилия к интенсификации интеграционных процессов на пространстве СНГ. 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Договором утверждено создание экономического союза, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим документом и международными договорами в рамках Союза, сообщает пресс-служба ЕЭК (Евразийская экономическая комиссия). Договор о ЕАЭС был подписан Президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 29 мая 2014 г. в Астане. Членами Союза, помимо этих трех государств, также стали Республика Армения, подписавшая Договор о присоединении к Союзу в октябре 2014 года, и Кыргызская Республика, подписавшая аналогичный Договор 23 декабря 2014 года. Евразийский экономический союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью. Союз призван создавать условия для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения, а также для всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики. ЕАЭС осуществляет свою деятельность в пределах компетенции, предоставляемой ему государствами-членами в соответствии с Договором о Союзе, на основе уважения общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств-членов и их территориальной целостности; на основе уважения особенностей политического устройства государств-членов; на основе обеспечения взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов сторон; на основе соблюдения принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции. Главным органом Союза является Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС), в состав которого входят главы государств-членов. Заседания ВЕЭС проводятся не реже одного раза в год. Структуру органов ЕАЭС также формируют Межправительственный совет на уровне глав правительств, Евразийская экономическая комиссия и Суд Союза. Основа для казахстанско-германского сотрудничества была изложена в сентябре 1992 г. в ходе первого визита Президента Назарбаева в ФРГ и подписания Совместного заявления об основах отношений и ряда договоров и соглашений в различных областях. Особенностью политики Германии в отношении Казахстана является региональный подход. Берлин рассматривает Казахстан как часть Центральной Азии и проводит свою политику в контексте всего центральноазиатского региона. Другой особенностью германской политики является ее тесная увязка и координация с политикой Европейского Союза в целом. В 2001 г. отношения между РК и ФРГ поднялись на новый уровень, важным событием стал официальный визит Президента РК Н.А.Назарбаева в Берлин в октябре 2001 г. В ходе визита стороны подписали шесть соглашений в области военного сотрудничества, экономики, культурного и гуманитарного сотрудничества. Большое внимание в ходе этого визита и последующих саммитов Н.А.Назарбаева с канцлерами Г.Шредером и А.Меркель в 2002-07 гг. уделялось проблемам безопасности и стабильности в Центральной Азии. ФРГ была одним из первых государств Европейского Союза, признавших независимость Казахстана. За более чем 24 года со времени установления дипломатических отношений утвердились прочные межправительственные и межпарламентские и межпартийные связи. При этом, основу казахстанско-германского сотрудничества составляют взаимное уважение, доверие и открытость. В 2010 году Федеральный канцлер Ангела Меркель дважды посещала Казахстан, в том числе, для участия в работе саммита ОБСЕ в Астане. 7-8 февраля 2012 года состоялся очередной визит Президента РК Н.А.Назарбаева в ФРГ, в рамках которого состоялись его встречи с германским руководством, проведен ряд мероприятий политического и экономического характера, а также подписан большой пакет межправительственных, межведомственных и коммерческих документов. В 2009 г. с успехом прошел Год Казахстана в Германии, в рамках которого на территории ФРГ состоялось более 100 мероприятий политического, экономического и культурного характера. Это было первое подобное масштабное мероприятие, которое Казахстан когда-либо проводил в странах Европы. 2010 год был объявлен Годом Германии в Казахстане. Дипломатические отношения между Казахстаном и Великобританией были установлены 19 января 1992 г. Казахстанско-британские отношения строятся на трех параметрах: нефть, культура и образование. Британские инвесторы не только участвуют в разработке крупных нефтегазовых месторождений Казахстана, но и являются наиболее активными посредниками во взаимоотношениях казахстанского правительства и западных бизнесменов. В ходе очередного официального визита в Великобританию президент Казахстана Н.А.Назарбаев 4 ноября 2015 г. провел встречу с премьер-министром Дэвидом Кэмероном, результатом которых стало подписание Договора между Республикой Казахстан и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии о правовой помощи. В настоящее время в Казахстане 500 компаний работает с участием британского капитала. Французская Республика признала Республику Казахстан 7 января 1992 г. Важным событием в двусторонних отношениях стал визит президента Ф.Миттерана в Казахстан 16-17 сентября 1993 г. и его встреча с нашим лидером Н.А.Назарбаевым. Этот визит стимулировал развитие политических, экономических и культурных отношений между двумя странами. В июне 1995 г. Н.А.Назарбаев лично познакомился с президентом Франции Ж.Шираком в ходе своей краткой остановки в Париже, в в ноябре того же года глава Казахстана прибыл во Францию уже с официальным визитом. В июне 2008 г. Н.А.Назарбаев встретился с новым президентом Франции Н.Саркози, а казахстанско-французские отношения вышли на новый этап развития. В 2009 году президентом Франции Н.Саркози был совершен официальный визит в Астану. 5 ноября 2016 года во Франции состоялась встреча Н.А.Назарбаева с президентом Ф.Олландом. Дипломатические отношения продолжаются с Францией. В полной мере дипломатический и внешнеполитический талант Н.А.Назарбаева проявился в отношениях Казахстана с Соединенными Штатами Америки. Казахстанский лидер часто встречался со всеми четырьмя последними президентами Америки – Дж.Бушем-старшим (1991, 1992, 2006), У.Клинтоном (1993, 1997, 1999, 2005), Дж.Бушем-младшим (2001, 2005, 2006) и Б.Обамой (2010, 2015, 2016). В сентябре 2015 г. Нурсултан Назарбаев и Барак Обама обсудили пути укрепления сотрудничества в торгово-экономической, инвестиционной и топливно-энергетической сферах. Встреча двух лидеров состоялась в рамках участия президента Казахстана Н.А.Назарбаева в 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, где казахстанский лидер выступил с докладом, в котором подчеркнул главные достижения нашей страны. Казахстан первым среди республик СНГ официально был признан Соединенными Штатами страной с рыночной экономикой. |