Главная страница
Навигация по странице:

  • А. Г. САБИРОВ ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

  • Сабиров А.Г. Философия социально-гуманитарных наук

  • «ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК»

  • «Философия социально-гуманитарных наук».

  • Философия социально-гуманитарных наук

  • РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • ТЕМА №2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ

  • ТЕМА № 3. НАУЧНАЯ КАРТИНА ОБЩЕСТВА В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ

  • Научная картина общества

  • ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК. Протокол 10 от 22. 05. 2006 удк 10 ббк 87 с 12


    Скачать 457 Kb.
    НазваниеПротокол 10 от 22. 05. 2006 удк 10 ббк 87 с 12
    АнкорФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
    Дата06.07.2020
    Размер457 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла4c8b971.doc
    ТипПротокол
    #133882
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6




    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ


    ЕЛАБУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    А. Г. САБИРОВ


    ФИЛОСОФИЯ

    СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ

    НАУК



    ЕЛАБУГА– 2006
    Печатается по решению Редакционно-издательского Совета ЕГПУ. Протокол №10 от 22.05.2006
    УДК 10

    ББК 87

    С 12
    Автор:

    заведующий кафедрой философии и социологии ЕГПУ, доктор философских наук, профессорСАБИРОВ А.Г.
    Рецензенты:

    1. доктор философских наук, профессор Хайруллин А.Г. (Камская государственная инженерно-экономическая академия)

    1. доктор философских наук, профессор Мартынычев И.В.



    Сабиров А.Г. Философия социально-гуманитарных наук: Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей нефилософских спец./А.Г.Сабиров – Елабуга: изд-во ЕГПУ, 2006. -55 с.
    Учебно-методическое пособие предназначено для аспирантов и соискателей нефилософских специальностей, представителей социально-гуманитарных наук, готовящихся к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки». Данная работа рекомендуется также всем интересующимся философскими проблемами науки.

     Сабиров А.Г., 2006

     Елабужский государственный

    педагогический университет

    ПРЕДИСЛОВИЕ.

    Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с основными положениями, изложенными в «Программах кандидатских экзаменов «История и философия науки» («Философия науки»)». М.: Гардарики, 2004 и «Программахкандидатских экзаменов «История и философия науки». –Елабуга, 2006.

    Пособие включает базовый материал по всем основным разделам дисциплины «Философия социально-гуманитарных наук»:

    1. Предмет и основные функции дисциплины «Философия социально-гуманитарных наук».

    2. Возникновение и развитие социально-гуманитарных наук в социокультурном контексте.

    3. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.

    4. Объект, предмет и функции социально-гуманитарных наук.

    5. Субъект социально-гуманитарного познания.

    6. Коммуникативность в науках об обществе и культуре.

    7. Методология социального познания, специфика методов социального познания.

    8. Сущность ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

    9. Жизнь как основная категория социально-гуманитарных наук, специфика ее отражения в социальном познании.

    10. Время, пространство, хронотоп в социально-гуманитарном знании.

    11. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках.

    12. Объяснение, понимание, интерпретация в социально-гуманитарных науках; текст как «первичная данность».

    13. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках.

    14. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук.

    15. Социально-гуманитарные науки в социокультуном контексте, их роль в процессе социальных трансформаций.

    Ко всем темам дисциплины прилагается список рекомендованной литературы.

    Учебно-методическое пособие содержит приложения: 1. Классические работы философов по философии социально-гуманитарных наук, 2. Понятийный словарь по философии социально-гуманитарных наук, 3. Тесты по философии социально-гуманитарных наук, 4. Список рекомендованной литературы.

    Пособие не заменяет собой учебника, оно является вспомогательным средством изучения дисциплины «Философия социально-гуманитарных наук» и может быть использовано в качестве краткого проспекта, содержащего основную информацию по данной дисциплине.

    ТЕМА № 1. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ«ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК»
    Философия социально-гуманитарных наук как составная часть социальной философии. Философия науки и философия социально-гуманитарных наук Предмет дисциплины «Философия социально-гуманитарных наук», её основные разделы. Функции дисциплины«Философия социально-гуманитарных наук».
    Общество, культура, человек – это важнейшие проблемы социальной философии. В её рамках разрабатывались все социальные и антропологические вопросы. Социальная философия – это раздел философии, который описывает качественное своеобразие общества, его законы, социальные идеалы, генезис и развитие, судьбы и перспективы, логику социальных процессов. К 19 векуона накопила избыточную информацию об обществе и человеке. Возникла необходимость её выделенияиз социальной философии, образования для её изучения новых наук.Такв середине 19 века возникли и стали бурно развиваться социально-гуманитарные науки. Вместе с их появлением возникла необходимость решения общих,онтологических, гносеологических и мировоззренческих проблем данных наук. Появилась философия социально-гуманитарных наук. Её теоретической основой стала социальная философия, которая интегрировала в себе знания об обществе, обеспечила методологией все социально-гуманитарные науки, дала обобщающую картину должного общества, определила их ценности, ориентиры и цели.

    Философия социально-гуманитарных наук – это составная часть философии науки, которая изучает закономерности возникновения, становления и развития социально-гуманитарных наук как социокультурныхфеноменов. Предметом философии социально-гуманитарных наук являются общие закономерности и тенденции развития социально-гуманитарного, научного познания как особой деятельности по производству социально-гуманитарных,научных знаний, взятых в их развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

    История становления философии социально-гуманитарных наук указывает, во-первых, на зависимость её содержания и целей от специфики социальной философии, на которой она базируется (позитивизм, антипозитивизм, марксистская философия), во-вторых, на постоянное изменение основной проблематики исследования, в третьих, на её связь с социологией науки, в-четвертых, на её развитие, прежде всего, как философии социальных наук (философия социальных наук разработана лучше, чем философия гуманитарных наук). Концептуально единой философии социально-гуманитарных наук в настоящее времяне создано, так как процесс её развития еще не завершен.

    Философия социально-гуманитарных наук рассматривает социально-гуманитарные науки в трех аспектах:

    • как познавательную деятельность,

    • как систему дисциплинарно организованных знаний,

    • как социальный институт.

    Основными разделамифилософии социально-гуманитарных наук в настоящее время являются:

    • онтология социально-гуманитарных наук (бытие наук, социально-гуманитарная картина общества);

    • гносеология социально-гуманитарных наук (процедура научного познания в социальной сфере);

    • методология и логика социально-гуманитарных наук(законы, методы, формы социального научного познания);

    • аксиология социально-гуманитарных наук(идеалы, нормы социального познания);

    • социология социально-гуманитарных наук(общественные науки как социальный институт);

    • экономическое и правовое регулирование социально-гуманитарных наук (механизмы управления общественными науками).

    Процессстановления и развития философии социально-гуманитарных наук является сложным и незавершенным, так как:
    а) социально-гуманитарные науки возникли позже естественно-технических; б) философия отдельных гуманитарных наук возникала раньше (например, философия истории), других – позже (например, философия образования), в) предмет и целифилософии социально-гуманитарных наук определяются тем, на базе какой общей философии или общей философии науки она функционирует.

    Философия социально-гуманитарных наук обладает многофункциональными возможностями. К ним относятся следующие основные функции:

    • познавательная –даёт знания о социально-гуманитарных науках;

    • мировоззренческая –создает систему взглядов ученого на окружающее общество;

    • методологическая – учит правилам социального познания;

    • аксиологическая –ориентирует на определенные идеалы, нормы социального познания;

    • критическая –учит разумному сомнению в возможностях социально-гуманитарных наук;

    • воспитательная –формирует положительные качества ученого;

    • рефлексивная –позволяет ученому осознать себя как значимую личность;

    • идеологическая – ориентирует ученых на поддержку интересов отдельных групп людей;

    • прогностическая –позволяет предвидеть тенденции развития социально-гуманитарных наукв будущем.

    Роль и значение философии социально-гуманитарных наукв перспективе будет возрастать в связи с ростом значения науки в решении глобальных, духовных проблем человечества.
    РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

    1. Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук. – Ростов-на-Дону, 2005

    2. Миронов В.В. Философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук.- М., 2006

    3. Степин В.С. Генезис социально-гуманитарных наук (философский и методологический аспекты).// Вопросы философии, 2004,№ 3
    ТЕМА №2.ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

    В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ
    Социокультурная обусловленность появления и развития социально-гуманитарных наук. Социология, экономика, политология, наука о культуре как отражение в познании относительной самостоятельности отдельных сфер общества. Социально-гуманитарные науки как феномен, зародившийся на Западе, его общечеловеческое значение. Российский контекст применения социального знания и смены его парадигм.
    Социально-гуманитарные наукивозникли в середине 19 века. Ихвозникновение было обусловлено рядом социокультурных факторов. К ним можно отнести следующие факторы:

    • наличие обществоведческих идей и историко-логических реконструкций в социальной философии;

    • наличие значительного массива эмпирической информации об обществе и человек в исторической науке;

    • практическая потребность общества в социально-гуманитарных знаниях для совершенствования управления им;

    • наличие определенного круга подготовленных кадров для создания новых наук.

    Появлениесоциально-гуманитарных наук происходило постепенно, одни науки появлялись раньше, другие позже. Прежде всего, как статусные науки, возниклиполитэкономия (А. Смит, Д. Милль, К. Маркс) и социология (О. Конт, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм).Позднее В. Дильтей, проанализировав возникновение данных наук,предложил выделить из состава наук социально-гуманитарные науки вообще и назвать их науками о духе (работа: «Введение в науки о духе», 1883 год).Г Риккерт, поддержав идею Дильтея, предложил назвать данные науки – науками о культуре (работа: «Науки о природе и науки о культуре», 1889 год).Д. Милль вместо словосочетаний «науки о духе» и «науки о культуре» применил словосочетание «гуманитарные науки», что нашло поддержку в науке. Гуманитарными (синоним – общественными) науками стали называть науки, которые изучали различные сферы общества,продукты духовной деятельности человека. В процессе развития социально-гуманитарных наук социальныминауками стали считать науки о сферах общества, а гуманитарными – науки о духовной деятельности человека.

    Появлениесоциально-гуманитарных наук происходило в борьбе двух основных точек зрения:

    – натуралистики:согласно этой точке зрения социально-гуманитарные науки ничем не отличаются от естественных наук, обладают равным статусом в обществе и должны применять такие же методы, как и естественные науки,

    – гуманитаристики: согласно этой точке зрения социально-гуманитарные науки считаются более сложными науками, так как они изучают более сложный объект – общество, они объявляются более статусными науками, чем естественные науки и поэтому должны применять специфические методы.

    Возникновение социально-гуманитарных наук означало завершение формирования науки вообще, охват научными исследованиями всех сфер мира: природы, общества идуха (В. Степин). Социально-гуманитарные науки появились с целью исследовать различные сферы общества, которые имели специфическиезадачи исуществовали относительно самостоятельно и автономнодруг от друга. Они также преследовали цель – изучить тексты, в которых отражалась определенная социальная эпоха. Социальные наукистали изучать различные сферы общества (например, экономика возникла с целью изучить экономическую сферу общества, социология – социальную сферу общества, политология – политическую сферу общества, культурология, педагогика, психология, филология– духовную сферу общества и т.д.). Гуманитарные науки стали изучать тексты, источники информации, в которых содержались сведения об обществе и человеке (например, история изучала исторические источники, филология – письменные и т.д.).

    Социально-гуманитарные науки являютсяфеноменом, зародившимся на Западе, так как, во-первых, наука вообще возникла в техногенных цивилизациях, во-вторых, именно техногенные общества больше всего нуждались в разработках рекомендаций по реформированию данных обществ. С вовлечением традиционных обществ Востока в общие мировые процессы социально-гуманитарные науки приобрели общечеловеческое значение. Большим значением они стали обладать и в России, так как именно в России в последнее времяпроисходили масштабные общественные преобразования. Характерным для России является постоянная сменапарадигм социально-гуманитарных наук: например, в конце 20 – начале 21 веков многие российские обществоведы перешли от идеи приоритета общества над человеком к идее о приоритете человека над обществом, от материалистической теории общества – кидеалистической, от конфликтной теории общества – к солидаристской.

    В 20 – начале 21 вековсоциально-гуманитарные науки продолжают развиваться, они уточняют свой предмет исследования, более точно определяют цели по отношению к общественной практике, активнее применяют методы математики и компьютерного моделирования, конвергируются с естественно-техническими науками.
    РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

    1.Зборовский Г.Е. История социологии. – М., 2004

    2. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998

    2. Степин В.С. Генезис социально-гуманитарных наук (философский и методологический аспекты).// Вопросы философии, 2004,№ 3
    ТЕМА № 3. НАУЧНАЯ КАРТИНА ОБЩЕСТВА

    ВСОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ
    Научная картина общества как системное знание об обществе. Компоненты научной картины общества. Основные ее функции. Модели научной картины общества. Характеристика моделей научной картины общества.
    Социально-гуманитарные науки, как и наука в целом, всегда создают целостные картины общества. Научная картина общества – это целостная система знаний, которая объясняет основные законы возникновения и существования окружающей социальной действительности и систематизирует конкретные знания, полученные в различных областях социально-гуманитарных наук. Она представляет собой своеобразную модель общества, включающую в себя общие понятия, принципы, гипотезы, прежде всего,обществознания, которые сформулированы в терминах обыденного языка и представлены в чувственно-наглядной форме.

    Научная картина общества классифицируется на типы: экономическая, социологическая, политологическая, культурологическая, педагогическая и т.д. Она создается для реализации следующих функций:

    • объясняющая (раскрытие сущности законов общества),

    • эвристическая (создание исследовательских программ научного поиска),

    • системная (создание целостной теории об обществе),

    • парадигмальная (разработка образцов, принципов изучения общества),

    • нормативная (создание правил, методов познания общества),

    • мировоззренческая (формирование научных взглядов на общество).

    • Научная картина общества включает в себя три основных элемента:

    • центральное теоретическое ядро – фундаментальные, неопровержимые для данного времени знания (например, принципы объединения людей в определенные сообщества и т.д.);

    • фундаментальные допущения – условно неопровержимые знания (например, открытые законы общества);

    • частные теоретические модели – дополнительные знания (они постоянно меняются).

    В истории социально-гуманитарных наук существовалиследующие основные модели научной картины общества:

    • натуралистическая научная картина общества (основные варианты: механицизм, физикализм, биологизм, географический детерминизм, демографический детерминизм, ) – общество понимается как жестко-детерминированная система, обусловленная влиянием определенных природных факторов (климата, полезных ископаемых, территории и т.п.), оно рассматривается средукционистских позиций;

    • антинатуралистическая научная картина общества (основные варианты: социологизм, экономизм, психологизм, антипсихологизм)– обществопонимается как вероятностно-детерминированная система, которая обусловлена системой факторов (экономических, социально-политических, духовных и др.), каждый из которых может играть определяющую роль; оно рассматривается с факторных позиций;

    • диалектическая научная картина общества – обществопонимается как бифуркационно-детерминированная система, которая обусловлена системой факторов (экономических, социально-политических, духовных и др.), каждый из которых может играть свою роль в единой системе; оно рассматривается с синергетических позиций.

    В настоящее время научная картина общества строится на базе теории постиндустриального общества (постиндустриальное общество производит теоретические знания, прогресс общества определяется университетскими лабораториями, сфера услуг преобладает над сферой производства, классовое деление заменяется стратным, обеспечивается высокий уровень потребления людей, общество становится открытым).

    Научная картина общества развивается во взаимодействии с религиозной и философской картинами мира. Основная её задача – дать целостный образ общества. Научная картина общества выступает исследовательской программой для развития всех областей социально-гуманитарных наук. Она является исторически устойчивой системой знаний, сохраняет свое значение в течение длительного времени.

    Создание современной целостной научной картины общества затрудняется тем, что сегодня социально-гуманитарные науки в значительной степени дифференцированы, они дают преимущественно фрагментарную картину общества, ведущую роль в объяснении мира играют социальные науки. Вместе с тем, такая картина необходима, так как без нее невозможен поиск новых мировоззренческих смыслов и ответов на исторические вызовы, стоящие перед современной цивилизацией.

    РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

    1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М., 1999.

    2. Ивин А. А. Социальная философия.- М., 2003.

    3. Розов Н. С. Философия и теория истории. – М., 2002.
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта