ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК. Протокол 10 от 22. 05. 2006 удк 10 ббк 87 с 12
Скачать 457 Kb.
|
Экстернализм – это учение, объясняющее развитие науки социально-экономическими факторами. Приложение № 3. ТЕСТЫ ПО ФИЛОСОФИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК ТЕСТ ПО ТЕМЕ № 1. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК» 1. Философия социально-гуманитарных наук– это: а) часть философии науки, которая изучает социально-гуманитарные науки как социо-культурные феномены, б) часть философии науки, которая изучает социально-гуманитарные науки как «машину по производству знаний», в) часть философии науки, которая изучает социально-гуманитарные науки как социальный институт. 2. Кто из философов писал, что «науки об обществе – это науки о духе»? а) И. Лакатос, б) К. Поппер, в) В. Дильтейг) О.Конт 3. Время возникновения философии социально-гуманитарных наук: а) первая половина 19 века, б) вторая половина 19 века, в) первая половина 20 века. 4. Учение, преувеличивающее значение социально-гуманитарных наукв развитии общества, называется: а) сциентизм б) антисциентизм в) интернализм,г) экстернализм. 5. Какая из перечисленных функций философии социально-гуманитарных наук позволяет ученому осознать себя как значимую личность? а) познавательная б) мировоззренческаяв) методологическая г) аксиологическая д) рефлексивная е) идеологическая ТЕСТ ПО ТЕМЕ №2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ 1. Время возникновения социально-гуманитарных наук: а) середина 19 века б) период античности в) Новое время г) 20 век 2. Кто из философов считал, чтосоциально-гуманитарные науки – это «науки о культуре»: а) В. Дильтей б) Г Риккертв) Д. Милль г) К. Маркс 3. Социально-гуманитарные науки являютсяфеноменом, зародившимся: а) на Востоке, б) в США, в) на Западе, г) в России. 4. Какая теория утверждала, что социально-гуманитарные науки ничем не отличаются от естественных наук: а) натуралистика б) гуманитаристика в) диалектика. 5. Возникновение социально-гуманитарных наук означало: а) начало нового развития всех наук, б) завершение формирования науки вообще, в) охват научными исследованиями сферы общества. ТЕСТ ПО ТЕМЕ №3. НАУЧНАЯ КАРТИНА ОБЩЕСТВА ВСОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ 1.Научная картина общества – это: а) целостная система знаний об обществе, б) совокупность всех представлений об обществе, в) целостная система знаний, мифов, верований об обществе. 2. Кто из философов писал, что «необходимо построить общенаучную картину мира на основе всех наук, в том числе и наук о культуре»? а) К. Поппер б) И. Лакатос в) Т. Кун г) С. Тулмин д) Г Риккерт 3. Какая функция научной картины общества разрабатывает образцы решения научных проблем? а) объясняющая б) эвристическая в) системная г) парадигмальная д) мировоззренческая. 4. Какая модель научной картины общества наиболее точно отражает его сущность? а) натуралистическая, б) антинатуралистическая, в) диалектическая. 5. Какую основную роль играет научная картина обществав современных социально-гуманитарных науках? а) выступает исследовательской программой, б) определяет направления интеграции, в) дает ценностные ориентиры науке. ТЕСТ ПО ТЕМЕ № 4. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИСОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК 1. Социально-гуманитарные науки, прежде всего, отличаются отестественно-математических и технических наук: а) по объекту исследования б) по функциональному основанию в) по целям исследования г) по статусу в обществе. 2. Кто из философов писал, что предметом обществоведения являются «социальные действия людей»? а) О. Конт б) К. Маркс в) М. Вебер г) Э. Дюркгейм 3.Объектом социально-гуманитарного познания является: а) общество, его различные сферы, продукты духовной деятельности человека б) общество в целом,в) различные группы людей. 4.Общественные науки имеют своим объектом изучения: а) различные сферы общества общество б) различные группы людей в) продукты духовной деятельности человека г) общество в целом. 5. Гуманитарные науки исследуют: а) различные сферы общества общество б) различные группы людей в) продукты духовной деятельности человека г) общество в целом д) продукты материальнойдеятельности человека. ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ № 5. СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ 1.Субъект социально-гуманитарного познания – это… а) специально подготовленный ученый (или группа ученых), которые изучают общество б) любой человек, познающий общество в) человек, подготовленный к научно-познавательной деятельности. 2.Кто из философов считал, что социальное познание «всегда соотнесено с личностью ученого»? а) О. Конт, б) К. Маркс, в) М. Вебер, г) Э. Дюркгейм, д) М. Полани. 3.Какая точка зрения является наиболее признанной в обществоведении? а) необходимо соблюдать принцип свободы знания от оценок; б) необходимо соблюдать принцип соотнесения знания с оценкой, в) необходимо оценку считать важнее знания. 4. Какой принцип этики науки отражает необходимость служить науке, а не личным целям? а) универсализм б) всеобщность в) бескорыстность г) организационный скептицизм. 5. В настоящее время в социально-гуманитарных науках роль субъекта: а) постоянно возрастает б) сохраняет свое значение в прежних объемах в) постоянно снижается. ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ № 6. КОММУНИКАТИВНОСТЬ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ 1. Коммуникация – это: а) общение ученых, в процессе которого происходит передача информации б) любой контакт между учеными в) дискуссия между учеными. 2. Кто из философов считал, что « в диалоге формируется проблемное поле, определяются методы решения проблем»? а) Т. Кун б) К. Поппер в) В. Степин г) В. Кохановский. 3. Какая функция общения обеспечивает определенное восприятие ученым другого ученого? а) информационная б) интерактивная в) перцептивная 4. Личная переписка ученых относится к общению: а) формальному б) неформальная в) дружескому. 5. Что является главным продуктом коммуникации: а) конвенция б) дружба в) вражда г) знакомство. ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ № 7. МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ 1. Метод социально-гуманитарных наук – это, прежде всего: а) номотетический метод б)идиографический метод в) диалектический метод. 2. Кто из философов считал, что «методы социально-гуманитарных наук существенно отличаются от методов естественных наук»? а) О. Конт б) К. Маркс в) М. Вебер г) В. Дильтей д) М. Полани. 3. Специфика методовсоциально-гуманитарных наук определяется: а) целями исследования б) предметом исследования в) социальным заказом общества. 4. Какой метод предполагает рассмотрение социальных явлений в процессе их возникновения, становления и развития в конкретных условиях и обстоятельствах? а) диалектики б) метафизики в) историзма г) синергетики. 5. Какой метод познания дает больше всего информации о группах людей? а) диалоговый б) анализ документов в) анкетирование г) экспертная оценка. ТЕСТ ПО ТЕМЕ № 8. РОЛЬ ЦЕННОСТЕЙ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ 1.Ценность – это: а) все, что полезно человеку б) предмет или норма поведения, которые характеризуются значимостью для человека в) предметы и нормы, которые одобряются определенной группой людей. 2. Кто из философов считал высшими ценностями науку, искусство, мистику, этику, прагматику и религию? а) О. Конт б) К. Маркс в) М. Вебер г) В. Дильтей д) Г. Риккерт. 3. Учение о ценностях в философии называется: а) онтология б) гносеология в) аксиология г) прагматика. 4. Высшей самоценностью для человека является: а) свобода б) счастье в) жизнь г) деньги. 5. Познавая ценности общества, ученый-обществовед должен: а) стремиться к ценностной нейтральности (соблюдение принципа свободы знания от оценок), б) не стремиться к ценностной нейтральности (соблюдение принципа несвободы знания от оценок). ТЕСТ ПО ТЕМЕ № 9. ЖИЗНЬ КАК КАТЕГОРИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК 1.Жизнь в социально-гуманитарных науках понимается как: а) форма биосоциального существования человека б) форма бытия человека в социальной среде в) форма жизнедеятельности людей. 2. Кто из философов писал, что повседневный жизненный мир имеет наибольшее значение для человека, так как он является «началом и концом всякой человеческой деятельности»? а) А. Швейцер б) Д. Лукач в) Т Кун г) М. Полани. 3. Какая жизненнаясреда имеет длячеловека наиболее важную роль: а) непосредственная жизненная среда б) опосредованная жизненная среда в) отдаленная жизненная среда. 4. В чем заключается суть принципа благоволения перед жизнью? а) жизнь есть наивысшая ценность, б) жизнь надо любить в) жизнь есть смерть. 5. В противостоянии каких философских учений решается проблема – для кого жить: а) альтруизма и эгоизма б) аскетизма и гедонизма в) активизма и пассивизма. ТЕСТ ПО ТЕМЕ № 10. ВРЕМЯ, ПРОСТРАНСТВО И ХРОНОТОП В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМПОЗНАНИИ 1.Социальное время – это: а) продолжительность существования определенных общностей людей,общественных явлений, отдельных личностей, а также социальных процессов, б) протекание социальных процессов в обществе, в) продолжительность существования определенных общностей людей,общественных явлений, отдельных личностей, 2. Кто из философов ввел понятие «осевого времени»: а) О. Конт б) К. Маркс в) М. Вебер г) В. Дильтей д) К. Ясперс. 3. Социальное пространство – это: а) существование социальных объектов или социальных общностей на определенной территории, б) расположение социальных объектов или социальных общностей на определенной территории относительно друг друга. 4.Хронотоп – это: а) различие пространственных и временных характеристик существования и развития социальных явлений, в) единство пространственных и временных характеристик существования и развития социальных явлений. 5. Формула хронотопа имеет форму: а) «здесь-и-никогда», б) «там-и-сейчас», в) «здесь-и-сейчас», г) «не там-и-не сейчас». ТЕСТ ПО ТЕМЕ № 11. ПРОБЛЕМА ИСТИННОСТИ В СОЦИАЛЬНО- ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ 1. Какая теория считает, что истина в социально-гуманитарных науках достижима, но в процессе длительных исследований? а) безбрежный субъективизм б) исторический объективизм в) диалектический объективизм. 2. Кто из философов считал, что «сомненияв достижении объективнойистины в обществоведении возможны»? а) О. Конт, б) К. Маркс, в) М. Вебер, г) В. Дильтей, д) К. Ясперс. 3.В какой концепции истины признается существование объективной истины? а) классическойб) неклассической в)когнитивной г) экзистенциальной 4. Правда – это: а) истинное знание б) ложное знание в) эмоционально-оценочное знание. 5. Обществоведы ориентируются, прежде всего, на принцип: а) принцип несвободы знания от оценок б) принцип соотнесения знаний и оценок в) принцип свободы знаний от оценок. ТЕСТ ПО ТЕМЕ № 12.ОБЪЯСНЕНИЕ, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ 1.Объяснение – это процедура: а) истолкования смысла какого-то знака или текста, б) разъяснения сущности конкретного социального факта, подведение его под некоторое обобщение, закон, в) познания законов реального мира. 2. Кто из философов считал, что «тексты в обществоведении надо истолковывать»? а) О. Конт б) К. Маркс в) М. Вебер г) В. Дильтей д) К. Ясперс 3.Герменевтика – это: а) наука о правилах объяснения текстов, б) наука о правилах понимания и интерпретации знаковых систем, текстов, в) наука о законах составления текстов. 4. Что такое в герменевтике реконструкция? а) сохранение смысла при переводе с одного языка на другой; б)воспроизведение смысла в контексте прошлой эпохи; в) появление нового смысла в процессе общения. 5. При изучении текста надо, в первую очередь, обратить внимание на: а) проникновение в духовный мир автора текста, б) постижение контекста, в котором творит автор, в) анализ аудитории, на который рассчитан текст, г) учет личностных характеристик интерпретатора текста. ТЕСТ ПО ТЕМЕ № 13. ВЕРА, СОМНЕНИЕ И ЗНАНИЕ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ. 1. Вера в социально-гуманитарных науках присутствует: а) как момент абсолютного в истинном знании, б) как момент относительного в истинном знании, в) как момент конкретного в истинном знании. 2. Кто из философов считал, что «вера – это форма жизни человекав обыденном мире»? а) К Поппер б) Л. Витгенштейн) в) М. Вебер г) В. Дильтей д) К. Ясперс 3. Сомнение в социально-гуманитарных науках присутствует: а) как момент абсолютного в истинном знании, б) как момент относительного в истинном знании, в) как момент конкретного в истинном знании. 4. Философия, абсолютизирующее сомнение, называется: а) догматизм б) релятивизм в) скептицизм г) нигилизм. 5. Вера и сомнение в социально-гуманитарных науках играют: а) положительную роль б) отрицательная роль в) и положительную, и отрицательную роль. ТЕСТ ПО ТЕМЕ № 14. ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО- ГУМАНИТАРНЫХ НАУК 1.Научно-исследовательская программа социально-гуманитарных наук – это: а) система теорий, которая объясняет социальную реальность и является общепринятой на данном этапе развития науки, б) система теорий, которая интерпретирует социальную реальность и является общезначимой на данном этапе развития науки. 2. Кто из философов считает, что в исследовании общества надо идти «от общества – к человеку»: а) К. Маркс б) М. Вебер в) Э. Мэйо г) П. Сорокин. 3. Какая теория доказывает возможность взаимопомощимежду людьми? а) материалистическая б) идеалистическая в)конфликтная г) солидаристская. 4. Д. Белл является автором теории: а) коммунистического общества б) постиндустриального общества, в) коммунитарного общества г) культурно-исторических типов. 5. Исследовательские программы о том, что развитие общества определяется влиянием климата – это программы: а) натуралистические б) технологическиев) психологические г) эмпирические д) гуманитарные е) функциональные. ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ №15. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ 1.Увеличение роли социально-гуманитарных наук в управлении обществом – это: а) закономерность б) случайность в) носит временный характер г) характерно для России. 2. Кто из философов считает, что в исследовании современного общества надо идти «отчеловека – к обществу»? а) О. Конт б) М. Вебер в) Э. Мэйо г) П. Сорокин. 3. Социально-гуманитарные науки с естественными науками: а) противоречат друг другу б) сближаются друг с другом в) удаляются друг от друга. 4. Какаясоциально-гуманитарнаянаука должна разработать теорию постиндустриального общества: а) экономика б) социология в) политология г) культурология д) история е) педагогика ж) филология. 5. Социально-гуманитарные науки участвуют, прежде всего, в проведении: а) контроля власти б) экспертиз социальных проектов в) проверки соблюдении этики г) экспертиз законов. Приложение № 4. СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Основная литература. Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук – Ростов н/Д, 2005. Миронов В.В. Философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук.- М., 2006 Основы социально-гуманитарных наук. Под ред. Бабко Г. И.- Минск, 2005 4.Система гуманитарного и социально-экономического знания. – М., 2001. Степин В. С.Генезис социально-гуманитарных наук (философский и методологический аспекты) // Вопросы философии. – 2004. № 3. Дополнительная литература Бахтин М.М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. – СПб, 2000. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М., 1999 ГадамерГ.Г.Истина и метод. – М., 1988. Дильтей В. Введение в науки о духе. Т.1. – М.2000 5.. Ивин А. А. Социальная философия.- М., 2003 История методологии социального познания. – М., 2001. 7..Кохановский В. П. Герменевтика и диалектика. Ростов н/Д., 2002 Микешина Л. А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. – М., 1990 Объяснение и понимание в социальном познании. – М., 1990. Полани М. Личностное знание.- М., 1985 Поппер К. Логика социальных наук.//Вопросы философии. – 1992. № Поппер К.Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. М., 2000. РиккертГ. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998. Розов Н. С. Философия и теория истории. – М., 2002 Сабиров А.Г. Социально-философская антропология. – М., 1997 Сабиров А. Г. Философия науки. – Елабуга, 2006 Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991. Тулмин С. Человеческое понимание. – М., 1984. Шохин В.К. Классическая философия ценностей. – М., 1998. Юревич А.В. Звездный час гуманитариев. // Вопросы философии. – 2003. № 12. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994. СОДЕРЖАНИЕ
|