Главная страница
Навигация по странице:

  • РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • ТЕМА № 12. ОБЪЯСНЕНИЕ, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ

  • Интерпретация (понимание)

  • Текст

  • ТЕМА № 13. ВЕРА, СОМНЕНИЕ И ЗНАНИЕ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ

  • ТЕМА № 14 . ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК Сущность исследовательских программ.

  • Научно-исследовательская программа

  • ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК. Протокол 10 от 22. 05. 2006 удк 10 ббк 87 с 12


    Скачать 457 Kb.
    НазваниеПротокол 10 от 22. 05. 2006 удк 10 ббк 87 с 12
    АнкорФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
    Дата06.07.2020
    Размер457 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла4c8b971.doc
    ТипПротокол
    #133882
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6
    ТЕМА № 11. ПРОБЛЕМА ИСТИННОСТИ

    В СОЦИАЛЬНО- ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ
    Истина как объективное знание. Классическая и неклассическая концепции истины. Проблема субъективности знания и истина. Возможности постижения истины в социально-гуманитарных науках. Принцип отсутствия монополии на истину в социально-гуманитарных науках.

    Проблема истинности знаниядля социально-гуманитарных наук является более сложной, чем для естественно-технических наук. В социально-гуманитарных науках существуютследующие позиции по отношению к истине:

    • безбрежный субъективизм (отрицание возможности постичь объективную истину),

    • исторический объективизм (истина постижима как в любой науке),

    • диалектический объективизм (истина достижима, но в процессе длительных исследований).

    Сомненияв достижении объективнойистины,как писал М. Вебер, объясняются тем, что для социально-гуманитарных наук присуще: отсутствие возможности открытого обмена мнениями со своими оппонентами, неразвитость политической и методологической культуры, фантазии и партийная ограниченность, психологические барьеры, отсутствие (или затруднение) доступа к практически-политическим проблемам у исследователей, невозможность полного устранения их оценочной позиции по отношению к чисто теоретическим вопросам, их неизбежная тенденциозность, отсутствие критичности, некомпетентное государственное вмешательство в сферу науки и ряд других факторов.

    Важным длясоциально-гуманитарных наук является признание возможности постижения истины. В социально-гуманитарных науках существуют две основные концепции истины:

    • классическая концепция – истинапонимаетсякак правильное знание, соответствующее определенной реальности и подтвержденное практикой или достоверными фактами; считается, что истина в социально-гуманитарных науках достижима, ведущей стороной истины признается объективность (К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер);

    • неклассическая концепция – истинапонимаетсякак определенное знание, отражающее реальность глазами конкретного ученого-гуманитария и соответствующее общепринятым конвенциям; считается, что истина в социально-гуманитарных науках не всегда достижима, ведущей стороной истины признается субъективность (Н. Михайловский,М. Полани).

    Истина в социально-гуманитарных науках также может рассматриваться как:

    – когнитивная истина – объективное знание, соответствующее социальной реальности,

    – экзистенциальная истина – субъективное знание, значащее для конкретного исследователя.

    В рамках когнитивной истины большее значение уделяется процедуре постижения истины. В рамках экзистенциальной истины большее значение придается выявлению влияния на истину ценностных оценок ученого-гуманитария. Вместо понятия «экзистенциальная истина» часто применяется понятие «правда». Правда – это эмоционально-оценочное отношение исследователя к изучаемой реальности. Правда – это мнение о чем-либо, которое может быть достоверным, а может – и нет. В связи с этим в социально-гуманитарных науках использование понятия «правда» является нецелесообразным.

    Главным в постижении истины в социально-гуманитарных науках является различение знаний и оценочных суждений (М. Вебер). Обществоведы, которые ориентируются на принцип свободы знаний от оценок, ведущими свойствами истины считаютобъективность, абсолютность и конкретность: содержание истины определяется предметом исследования, возможно познание абсолютной истины об определенных социальных явлениях, истина является истиной только в конкретных обстоятельствах. Обществоведы, которые ориентируются на принцип соответствия знаний и оценок, ведущими свойствами истины считают субъективность, относительность, абстрактность: истина существует как знание, носителем которого является человек, она отражает только отдельные стороны социальных явлений, истина является истиной только в отвлеченных от реальности условиях. Сложность достижения истины всоциально-гуманитарных науках обусловлена тем, что в процессеполучения знания необходимо преодолевать субъективность ученого-гуманитария.Субъективность социально-гуманитарного знания обусловлена следующим:

    • воздействием на объект исследования субъекта познания с его интересами, целями и предпочтениями,

    • влиянием объекта исследования (группы людей, которые сами заинтересованы в его результатах), на субъект познания,

    • ориентацией субъекта исследования на требования социального заказа.

    В социально-гуманитарных науках субъективность знания преодолима при условии:

    • критического отношения к теориям самих авторов,

    • восприятия критики со стороны других ученых,

    • проведения постоянных дискуссий и организации обмена информации среди ученых,

    • разработки утонченных технологий сбора информации,

    • отсутствия монополии на истину,

    • плюрализма точек зрения,

    • постоянного взаимного уточнения основных положений социальных теорий,

    • практической проверки социальных теорий.

    Преодоление субъективности означает возможность постижения истины. Как писал К. Поппер, истина в социально-гуманитарных науках возможна,если следовать принципу «все открыто для критики». В свою очередь, М. Вебер считал, что истина не только достижима, но является главной целью любого обществоведа. Он писал: «Служение истине, а не группам давления, начальникам, друзьям и сватам составляет суть профессии ученого». Истина в социально-гуманитарных науках познается в результате длительных исследований, в процессе которых постепенно преодолеваются отдельные заблуждения, познание продвигается от неполного знания к более полному знанию, от относительной истины к абсолютной истине. Истина в социально-гуманитарных науках отражает социальную реальность, она всегда является конкретной истиной.
    РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


    1. Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания. В кн.: Избранные произведения.- М., 1990, с.345 – 416

    2. Гадамер Г. Истина и метод. – М., 1988

    3. Поппер К. Объективное знание.- М., 2002


    ТЕМА № 12.ОБЪЯСНЕНИЕ, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

    В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ

    Объяснение и интерпретация в социально-гуманитарном познании. Герменевтика как учение об интерпретации текстов.
    Всоциально-гуманитарных науках применяются две основные процедуры познания: объяснение и понимание (интерпретация).

    Объяснение – это процедура разъяснения сущности конкретного социального факта, подведение его под некоторое обобщение, закон (объяснение поступка человека осуществляется через приведение причин, мотивов, факторов, обусловивших такое поведение). Объяснение, как правило, имеет монологический характер, в нем участвует один человек. Оно отвечает на вопрос «Почему это так происходит». Объяснение чаще является функцией естественно-математических наук, реже – социальных наук.

    Интерпретация (понимание) – это процедура истолкования смысла какого-то знака или текста.Интерпретация, как правило, имеет диалоговый характер, в нем участвуют несколько человек. Она отвечает на вопрос «Что это такое».

    Интерпретация – это основнойметод социально-гуманитарных наук. Она необходима в социально-гуманитарных науках, так как тексты, как источники познания, имеют множество смыслов, которые раскрываются постепенно, в процессе исследования. Смысл – это значение, которое придано автором определенной системе знаков. Он бывает прямой и косвенный, раскрывается в коммуникации людей. Смысл текста может быть понят, если текст будет рассматриваться:

    – в контексте жизни,

    – в соответствии со «здравым смыслом»,

    – в соответствии с правилами языка,

    – с учетом наличия «языковой игры» между людьми,

    – в случае излечения языка от многозначности (Л. Витгенштейн).

    Существует три основных типа интерпретации:

    • понимание языка в диалоге;

    • понимание текста на иностранном языке;

    • понимание художественных образов, символов в искусстве, науке.

    Социально-гуманитарные науки изучают тексты, в которых отражена социальная реальность. Текст – это любая знаковая система, которая способна быть носителем смысловой информации и имеет языковую природу. Текст – это также система знаков, которая последовательно и связно описывает социальное действие человека. Тексты являются предметом изучения герменевтики.

    Герменевтика – это наука о правилах понимания и интерпретации знаковых систем, текстов. В. Дильтей и Г. Гадамер считали герменевтику «органоном наук о духе», так как только она способна помочь понять смысл текстов. Герменевтика предполагает постижение смысла при следующих обстоятельствах: а) переводе – сохранение смысла при переводе с одного языка на другой; б) реконструкции – воспроизведении смысла в контексте прошлой эпохи; в) диалоге – появлении нового смысла в процессе общения.

    Герменевтика приизучении текста предполагает следующее:

    • проникновение в духовный мир автора текста («вживание» в жизнь автора);

    • постижение контекста, в котором творит автор (изучение эпохи, в которой создан текст);

    • анализ аудитории, на который рассчитан текст (исследование групп людей, на которых ориентировался автор);

    • учет личностных характеристик интерпретатора текста (интерпретатор является активным субъектом и привносит в первоначальный текст – свое видение реальности).

    Большую роль в интерпретации играет личностное переживание интерпретатором авторских текстов, которые могут быть постигнуты только при его сопереживании автору. Особое значение имеет в интерпретации и соблюдение «исторической дистанции», «временного отстояния» (по Г. Гадамеру) от социального явления, так как это позволяет уменьшить субъективность в социально-гуманитарных науках.
    РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

    1. Гадамер Г. Истина и метод. – М., 1988.

    2. Кохановский В. П. Герменевтика и диалектика. Ростов н/Д., 2002

    3. Объяснение и понимание в социальном познании.- М., 1990

    ТЕМА № 13. ВЕРА, СОМНЕНИЕ И ЗНАНИЕ

    В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ.
    Вера и знание, достоверность и сомнение, укорененность веры как «формы жизни» (Л. Витгенштейн) в допонятийных структурах. Диалектика веры и сомнения. Конструктивная роль веры как условия «бытия среди людей» (Л. Витгенштейн). Вера и понимание в контексте коммуникаций. Вера и истина. Разные типы обоснования веры и знания. Совместное рассмотрение веры и истины – традиция, укорененная в европейской философии. «Философская вера» как вера мыслящего человека (К. Ясперс).
    В социально-гуманитарных наукахзнание всегда сочетается с верой и сомнением, так как вера ориентирована на преувеличение роли абсолютного момента в знании, а сомнение – роли относительного – в нем.

    Вера – это принятие чего-либо за истину без полного подтверждения этой истинности рациональными доводами. Вера классифицируется по принадлежности к определенной сфере отражения человеком мира. Она бывает:

    – религиозная (принадлежит к сфере чувственного, непознаваемого (вера в Бога),

    – теоретическая (или философская) – принадлежит к сфере рационального, познаваемого (вера в правильность каких-то гипотез, предположений).

    Вера присутствует в социально-гуманитарных науках, прежде всего,в силу незавершенности познания социальных явлений, как допущение возможности соответствия социальной реальности и его отражения в знании. Она также может присутствовать в социально-гуманитарных науках:

    • как вера ученого-гуманитарияв Бога (ученый привносит в науку свою веру),

    • как его «форма жизни» в обыденном мире (Л. Витгенштейн),

    • как его доверие к определенным ученым, теориям, этическим нормам («бытие среди людей невозможно без доверия друг к другу». Л. Витгенштейн),

    • как философская вера в возможность истинного отражения общества (К. Ясперс).

    Верав социально-гуманитарных науках обладает как достоинствами, так и недостатками Достоинства веры в социально-гуманитарных науках: она придает уверенность в возможности познания истины, объединяет людей в определенные школы, дает людям надежду на лучшее будущее. Недостатки веры в социально-гуманитарных науках: основанность веры преимущественно на чувствах, преувеличение в ней доли абсолютного в истине, ввод в социально-гуманитарные науки догм, мифологем, идеологем. Негативное воздействие веры на социальное познание нейтрализуется сомнением, которое также всегда присутствует в социально-гуманитарных науках.

    Сомнение – это определенное состояние человека, характеризующееся наличием неуверенности в истинности полученного знания. Оно всегда присутствует в социально-гуманитарных науках, так как познание социума всегда является незавершенным, а скептицизм часто является личностной чертой многих ученых-гуманитариев. Сомнение присутствует в социально-гуманитарных науках в связи с тем, что знания в них всегда связаны с оценками. Многие обществоведы считают, что освободиться от оценок невозможно. Это и порождает сомнение в достижении истины в социально-гуманитарных науках. Они также поддерживаются постоянными дискуссиями, которые ведутся в этих науках.

    Сомнение бывает трех видов:

    • теоретическое (сомнение в подлинности теории),

    • нравственное (сомнение в правильности норм, которым следует ученый),

    • религиозное (сомнение в возможности самоусовершенствоваться).

    Сомнение в социально-гуманитарных науках обладает как достоинствами, так и недостатками. Достоинства сомнения: оно является фактором побуждения интереса к социальному познанию, способствует наличию дискуссий в социально-гуманитарных науках, обуславливает безостановочный процесс познания. Недостатки сомнения: абсолютизация скептиками роли относительного в истине, скептицизм часто перерастает в нигилизм, цинизм, ограничивает веру в познавательные возможности человека.

    Сомнение выполняет в социально-гуманитарных науках следующие функции:

    • обуславливает интерес к определенным социальным проблемам,

    • позволяет критически относиться к существующим теориям.

    Негативное воздействие сомнения на социальное познание нейтрализуетсяверой, которая также всегда присутствует в социально-гуманитарных науках.

    Главные цели социально-гуманитарных наук: минимизировать влияние веры и сомнения при постижении истины за счет разработки утонченных процедур и методик социально-гуманитарного познания и использовать их положительныестороны для совершенствования социального познания.

    РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

    1. Социальное знание и социальные изменения. – М., 2001

    2. Червонная Л. Г. Плюрализм в социально-гуманитарном познании.//Общественные науки и современность, 2002, № 2

    3. Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М., 1994
    ТЕМА № 14. ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

    Сущность исследовательских программ.Виды исследовательских программ. Парадигмы социально-гуманитарных наук. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы, их возможности в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии.
    Научно-исследовательская программа социально-гуманитарных наук – это система теорий, которая объясняет социальную реальность и является общепринятой на данном этапе развития науки. В её основе находится парадигма. Спецификой социально-гуманитарных наук является их мультипарадигматичность, т.е. одновременное наличие в них многих парадигм. В них присутствуют:

    • натуралистическая парадигма общества (основные варианты: механицизм, физикализм, биологизм, географический детерминизм, демографический детерминизм, ) – общество понимается как жестко-детерминированная система, обусловленная влиянием определенных природных факторов (климата, полезных ископаемых, территории и т.п.), оно рассматривается средукционистских позиций;

    • антинатуралистическая парадигма общества (основные варианты: социологизм, экономизм, психологизм, антипсихологизм)– обществопонимается как вероятностно-детерминированная система, которая обусловлена системой факторов (экономических, социально-политических, духовных и др.), каждый из которых может играть определяющую роль; оно рассматривается с факторных позиций;

    • диалектическая парадигма общества – обществопонимается как бифуркационно-детерминированная система, которая обусловлена системой факторов (экономических, социально-политических, духовных и др.), каждый из которых может играть свою роль в единой системе; оно рассматривается с синергетических позиций.

    В социально-гуманитарных науках принципы подхода кизучению общества могут быть разными. Одни обществоведы считают, чтоизучать социум необходимо следующим образом: сначала изучитьобщество, а затем –человека (познав законы общества, мы познаем действия человека, К. Маркс). Другие считают, что надосначала изучитьчеловека, а уж затем – общество (познав действия человека, мы познаем законы общества, М. Вебер). Социальное познание также основывается на разных принципах: одни обществоведы ориентируются на принцип соотнесения знания с оценкой (М. Полани), другие –на принцип свободы знаний от оценок (Э. Дюркгейм).

    В социально-гуманитарных наукахсуществуют теории, противоположным образом объясняющие сущность общества:

    • материалистическая и идеалистическая;

    • конфликтная и солидаристкая.

    Материалистическая теория общества (К. Маркс)считает, что общественное бытие определяет сознание, решающую роль в обществе играют народные массы. Идеалистическая теория общества (О. Конт) утверждает, что духовная жизнь определяет развитие общества, решающую роль в нем играют выдающиеся личности.

    Конфликтная теория общества считает, что несправедливое распределение собственности ведет к классовой борьбе. Солидаристская теория общества утверждает, что разумное распределение власти ведет к взаимопониманию людей.

    В исследовательские программы также включаются частные теории общества. К ним относятся:

    • теория коммунистического общества К. Маркса (общество развивается посредством изменения форм собственности),

    • теория постиндустриального общества Д. Белла (общество развивается посредством изменения уровня личного дохода человека),

    • теория коммунитарного общества К. Мангейма (общество развивается посредством изменения форм коммуникации),

    • теория культурно-исторических типов О. Шпенглера (общество представляет собой сумму отдельных культур, не связанных друг с другом).

    Исследовательские программы чаще всего базируютсяна позитивистской или антипозитивистской философии.

    Позитивизм (О. Конт, К. Поппер) сформулировал следующие принципы организации социально-гуманитарного познания: социальные явления подчиняются общим законам мира; его методы такие же, как в естественных науках; социальные теории должны быть верифицированы и свободны от идеологии; социальные факты должны быть количественно замерены.

    Антипозитивизм (В. Дильтей, М. Вебер) следует другим принципам: общество отличается от природы и обладает значительной спецификой; методы социального познания отличаются от методов естественнонаучного познания, целью социально-гуманитарного познания является понимание смысла социальных действий человека.

    В рамках антипозитивизма возникли феноменологические, герменевтические, психологические программы изучения общества.

    В социально-гуманитарных науках существует множество конкретных исследовательских программ. К ним относятся:

    • натуралистические (все в обществе объясняется влиянием природных факторов, представители: Г. Спенсер, Ж. Кетле);

    • технологические (все в обществе объясняется влиянием технических факторов, представители: Б. Веблен, Д. Белл);

    • психологические (все в обществе объясняется влиянием межличностных факторов, представители: Г. Лебон, З. Фрейд);

    • функционалистские (все в обществе объясняется влиянием структурных факторов, представители: Т. Парсонс, Р. Мертон);

    • эмпирические (все в обществе объясняется влияниемэмоциональных факторов, представители:Д. Морено, У. Мур);

    • гуманитарные (все в обществе объясняется уровнем взаимопонимания между людьми, представители: М. Вебер, Э. Мэйо).

    Научно-исследовательские программы имеют важное значение для развитиясоциально-гуманитарных наук, так как они определяют основные парадигмы, принципы, методы и цели данных наук. Они своеобразным образом преломляются в различных,социальных (например, в экономике, социологии и т.д.) и гуманитарных (например, в истории, педагогике и т.д.) науках.
    РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

    1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М., 1999

    2. Ильин В.В. Постклассическое обществознание.//Социс, 1996, № 10

    3. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2 т. – М., 1992

    Тема №15. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта