Главная страница
Навигация по странице:

  • СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

  • РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • ТЕМА № 5. СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ

  • Профессиональная ответственность ученого

  • ТЕМА № 6. КОММУНИКАТИВНОСТЬ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ

  • ТЕМА № 7. МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ

  • Номотетический метод

  • ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК. Протокол 10 от 22. 05. 2006 удк 10 ббк 87 с 12


    Скачать 457 Kb.
    НазваниеПротокол 10 от 22. 05. 2006 удк 10 ббк 87 с 12
    АнкорФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
    Дата06.07.2020
    Размер457 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла4c8b971.doc
    ТипПротокол
    #133882
    страница2 из 6
    1   2   3   4   5   6
    ТЕМА № 4. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ

    СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
    Специфика объекта и предмета социально- гуманитарных наук. Дисциплины социально-гуманитарного цикла, их предмет и функции; проблема разделения и единства социальных и гуманитарных наук. Место социально-гуманитарных наук в системе современных наук. Специфика общества и человека как объектов познания: многообразие, неповторяемость, уникальность, случайность, изменчивость. Функции социально-гуманитарных наук.

    В настоящее время считается, что естественные науки и социально-гуманитарные науки имеют как общие, так и различные характеристики.Естественныеи социально-гуманитарные науки обладают всеми признакаминауки как особого феномена (познание нового, наличие эмпирического и теоретического уровней, оформленность в понятиях и т.д.). Вместе с тем, социально-гуманитарные науки отличаются отестественно-математических и технических наук по следующим основаниям:

    • по объекту исследования– естественные науки изучают природную реальность, т.е. то, что существует объективно, как «мир вещей»; социально-гуманитарные науки изучают социальную реальность, т.е., то, что существует как объективно-субъективная реальность, как «мир людей»;

    • по функциональному основанию – естественные науки стремятся объяснить причины природных явлений, социально-гуманитарные науки обеспечивают понимание смысла социальных явлений. Естественные науки стремятся изучитьколичественно-качественные характеристики предмета исследования, социально-гуманитарные науки – прежде всего, качественные характеристики;

    • по целям исследования – естественные науки преследуют цель: открытие общих законов природы,а социально-гуманитарные науки – познание специфических проявлений культуры. Естественные науки применяют монологовую форму познания, социально-гуманитарные науки ориентированы на диалоговую форму.

    Данные обстоятельства позволяют признать социально-гуманитарные науки науками особого рода. Объектом социально-гуманитарных наук являются:

    • общество, т.е. форма совместной жизнедеятельности людей, основанная на определенных собственнических и управленческих отношениях;

    • различные сферы общества, т.е. определенные области жизнедеятельности людей, созданные для решения конкретных задач,

    • продукты духовной деятельности человека, т.е., прежде всего тексты, которые представляют собой систему знаков, отражающую определенный смысл.

    Объектом исследованияможет стать любой фрагмент общества, ставший предметом интереса ученого. Обычно объектом исследования становятся реалии социальной действительности, которые обладают актуальностью и практическойзначимостью для общества. В ряде случаев ученый выбирает объект исследования, исходя из собственных интересов. Научное познание осуществляется на базе чувственного восприятия ученым объекта исследования (живое созерцание), затем – аналитического обдумывания путей решения научной проблемы (логическое мышление) ипрактического воздействия на объект исследования (эксперимент).

    Предметом социально-гуманитарных наук являются свойства, стороны, отношения, процессы, происходящие в различных сферах общества, в продуктах духовной деятельности человека.

    Общество – это сложный объект познания:

    • общество функционирует как вероятностно-детерминируемая система,

    • общество – это арена действий сознательных и организованных людей,

    • в развитии общества присутствует многообразие, изменчивость, случайность, неповторяемость и уникальность,

    • обществообъективировано как в виде непосредственной действительности (то, что существует «здесь-и-сейчас»), так и в видезнаковых систем,текстов (то, что существовало в прошлом).

    Самой важной спецификой объектасоциально-гуманитарных наук является включенность субъекта в объект, т.е. общество выступает одновременно и объектом, и субъектом познания.

    Общественные науки имеют своим объектом изучения различные сферы общества (экономика – экономическую, социология – социальную, политология – политическую, юриспруденция – правовую, культурология – духовную и т.д.). Гуманитарные науки исследуют продукты духовной деятельности человека (история – прошлое человечества во всем многообразии, филология –письменные тексты, в которых выражена духовная культура, педагогика –воспитание и обучение человека, психология –развитие души человека и т.д.).

    Социально-гуманитарные науки обладают важными функциями. К ним относятся:

    • познавательная –дают знания об обществе;

    • мировоззренческая –формируют систему взглядов человека на общество;

    • методологическая – учат правилам социального познания и действия;

    • аксиологическая –ориентируют на определенные идеалы, нормы;

    • критическая –учат разумному сомнению в возможностях общества;

    • воспитательная –формируют положительные качества ученого;

    • рефлексивная –позволяют человеку осознать себя как значимую личность;

    • идеологическая – ориентируют человека на поддержку интересов отдельных групп людей;

    • прогностическая –позволяют предвидеть тенденции развития обществав будущем.

    Каждая из социально-гуманитарных наук обладает всеми перечисленными функциями. Вместе с тем, они одними функциями обладают в большей мере, чем другими (например, социология в большей степени учит человека определенным социальным действиям, история – воспитывает патриотизм и любовь к Родине, политология – разбираться в партийных программах и т.д.).

    РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

    1.Дильтей В. Введение в науки о духе. Собр. соч. в 6 т., т.1. – М., 2000

    2. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998

    3.Система гуманитарного исоциально-экономического знания. – М., 2001

    ТЕМА № 5. СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ
    Специфика субъекта социально-гуманитарного познания: его включенность в объект познания. Индивидуальный и коллективный субъекты социально-гуманитарного познания. Теория личностного знания М.Полани. Этика ученого-гуманитария.
    Субъект социально-гуманитарного познания – это специально подготовленный ученый (или группа ученых), которые изучают различные сферы общества, продукты духовной деятельности человека. В социально-гуманитарных науках субъект может быть индивидуальный (отдельный ученый) иликоллективный (научная школа).

    В социально-гуманитарных науках субъект всегда включен в объект исследования, в его познавательной деятельности всегда присутствует как рациональные, так и бессознательные моменты познания.

    Ученый выступает по Р. Мертону одновременно как:

    • ученый-исследователь (решает научные проблемы),

    • ученый-консультант (дает советы решение социальных проблем),

    • ученый-преподаватель (готовит кадры для науки),

    • ученый-администратор (управляет научным учреждением),

    • ученый-гражданин (служит своей Родине).

    Ведущей функцией ученого является функция исследователя. В социально-гуманитарных науках он выступает одновременно и как ученый (цель – поиск истины), и как гражданин (цель – соотнесение знания с определенной оценкой).

    Субъект в социально-гуманитарных науках играет огромную роль, так как он определяет:

    • предмет и методы исследования,

    • способы интерпретации полученного знания,

    • объективность и истинность познания,

    • сферу использования знания.

    Принадлежность ученого к определенной идеологии, научной школе, системе коммуникации, конвенциям, а также различие целей,к которым он стремится(самовыражение, слава, деньги, власть, карьера),способствуют определенной субъективизации полученного знания. По поводу субъективизациив социально-гуманитарных наукахсуществуют две основныеточки зрения:

    • субъективностьдолжнапреодолеваться (необходимо отделить функцию ученого от функции гражданина; соблюдать принцип свободы знания от оценок;Э. Дюркгейм, М. Вебер),

    • субъективность должнаучитываться (необходимо признавать влияние интересов ученого, его гражданской позиции на результат познания; соблюдать принцип соотнесения знания с оценкой;Н. Михайловский, М. Полани).

    Приоритетной точкой зрения является первая: в социально-гуманитарных науках необходимо стремиться к объективности за счет совершенствования процедур исследования, критического отношения к создаваемым теориям, проведения дискуссий по спорным вопросам.

    Для достижения истины Г. Гадамер предлагал выявлять и избегать влияния «предрассудков» в социально-гуманитарных науках (предрассудок – это определенное предсуждение ученого, влияющее на понимание социального факта; он носит исторический характер и зависит от менталитета народа, к которому принадлежит ученый; например, когда немцы описывают историю других народов, они подвержены предрассудку о своем превосходстве над ними). М. Полани призывал учитывать влияние на результат познания явного и неявного знания, участия ученых в работе «невидимых колледжей», взаимоотношений учителей и учеников, уровень методологического мастерства ученого.Р. Мертон предлагал учитывать степень соблюдения учеными принципов этики науки:

    • универсализм (ученые должны руководствоваться не личными симпатиями, а общими правилами организации науки, преодолевать на их основе противоборство научных школ),

    • всеобщность (результаты научного исследования должны рассматриваться как продукт коллективного творчества,знание должно принадлежатьвсему научному сообществу, доля индивидуальных творцов должна быть строго ограничена),

    • бескорыстие (ученые должны быть готовы согласиться с любыми аргументированными теориями, даже если они противоречат их убеждениям),

    • организационный скептицизм (ученые должны быть самокритичными, нести ответственностьза критику достижений другого ученого).

    Важную рольв социально-гуманитарных науках играет этический кодекс ученого-гуманитария. В настоящее время главными компонентами этики ученого (они зафиксированы в специальных этических кодексах поведения ученых) считаются:

    • сохранение объективности исследования,

    • профессиональная ответственность,

    • отказ от исследования, если оно может причинить вред человеку,

    • конфиденциальность использования информации,

    • следование общечеловеческим моральным нормам поведения.

    Особо важным этическим качеством ученого является его профессиональная ответственность. Профессиональная ответственность ученого – это обязанность ученого качественно проводить научное исследование, отвечать за полученные результаты, добросовестно выполнять свои профессиональные функции и отвечать за свои поступки перед научным сообществом.

    В настоящее время в социально-гуманитарных науках роль субъекта постоянно возрастает, у него формируется нелинейное мышление, появляются новые приоритеты, улучшается специальная подготовка. Сегодня обществовед-гуманитарий должен ориентироваться наклятву, предложенную К. Поппером: «Клянусь не служить истине, не предлагать критерии истины, быть самокритичным, не вести за собой и не прислуживать власти».
    РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

    1. Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке. – В кн.: Избранные произведения. – М., 1990

    2. Золотухина-Аболина Е. В. Рациональное и ценностное. – Ростов н/Д., 1988

    3. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998

    ТЕМА № 6. КОММУНИКАТИВНОСТЬ

    В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ
    Межсубъектная коммуникативность и роль коммуникативности в социальном познании. Коммуникативность (общение ученых) как условие создания нового социально-гуманитарного знания и выражение социокультурной природы научного познания. Научные конвенции и индоктринация – внедрение, распространение и «внушение» какой-либо доктрины как одно из следствий коммуникативности науки.
    Важную рольв развитии социально-гуманитарных наукахиграет коммуникация ученых, диалог между ними. Этому большое значение придавали Сократ, Платон, М. Бубер, М. Бахтин и другие.

    Коммуникация – это общение ученых, в процессе которого происходит передача информации. Она обладает важными функциями:

    • информационной: в процессе общения передается информация от одного ученого к другому,

    • интерактивной: результатом общения является построение общей стратегии взаимодействия ученых в решении научных проблем,

    • перцептивной: в общении формируется определенный образ другого ученого (возникает симпатия или антипатия).

    Важным свойством коммуникации является то, что в процессе передачи информации осуществляется не просто «движение» информации, а её уточнение, обогащение и развитие. Коммуникация выступает фактором, который:

    – порождает новое знание,

    – обуславливает его социокультурную природу.

    Она обуславливает определенные действия, ориентированные на их смысловое восприятие. Коммуникация предусматривает, прежде всего,речевое общение. В результате такого общения ученый удовлетворяет, во-первых, свое стремление сказать и быть услышанным, во-вторых, стремление понять другого ученого и быть понятым им.Коммуникацияможет быть двух видов:

    – формальная (общение на конференциях, посредством чтения публикаций),

    – неформальная(личные беседы, дружба, переписка).

    Продуктом коммуникации является создание определенных конвенций. Конвенция – это определенное соглашение между учеными, которые договорились трактовать какое-либо социальное явление в соответствии с соображениями удобства, целесообразности. В конкретных обстоятельствах она может играть позитивную роль. Однако, любая конвенция всегда должна иметь свои пределы использования и должна базироваться на определенных моральных нормах. В случае нарушения этих требований,конвенция способствует появлению такого явления как индоктринация. Индоктринация – это процедура внедрения и распространения в научном сообществе какой-либо одной доктрины. Она всегда ведет к нарушению принципа отсутствия монополии на истину, а, в конечном счете, к заблуждению и фальсификации.

    Важно в социально-гуманитарных науках преодолевать коммуникативные барьеры, нередко возникающие в общении ученых-гуманитариев. Они вызваны некоторыми предубеждениями, которые существуют у многих ученых-гуманитариев. Механизмом их преодоления является постоянный диалог ученых, представителей разных школ в социально-гуманитарных науках. Диалог является важнейшим видом коммуникации и представляет собой попеременный обмен высказываниями (репликами) между двумя или более учеными-гуманитариями. Диалог может представлять собой определенную дискуссию, беседу, диспут и т.д. В диалоге участвуют источник информации и адресат, которому передается информация. Диалог – это «живая одушевленная речь» (Сократ), которая развивается в общении, в соприсутствии, в соучастии и является коллективным поиском истины. В диалоге собеседники равны, оба активны, все произнесенное сейчас же уточняется и проверяется. В диалоге формируется проблемное поле, определяются методы решения проблем.

    Диалог означает вопрошание и ответствование, которые являются одинаково важными моментами социально-гуманитарного познания. В социально-гуманитарных науках важно всемерно поддерживать диалог, давать сказать свое слово и инакомыслящим, уметь усваивать произносимое им (Г. Гадамер).

    РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

    1. Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основаниям гуманитарных наук.- Спб., 2000

    2. Бубер М. Я и Ты.- М., 1993

    3. Федотова В. Г. Коммуникация и диалог в науке и за ее пределами.// Общественные науки и современность.- 2004.- №3
    ТЕМА № 7. МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ
    Специфика методов социально-гуманитарного познания, их сходство и различие с методами естественнонаучного познания. Методы социального познания: их содержание, классификация, возможности и ограниченности. Релятивизм, психологизм, историзм в социально-гуманитарных науках. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в социально-гуманитарных науках.
    Метод познания – это определенный способ, который направляет и регулирует познавательную деятельность человека. В познании метод определяет: направленность исследования, правила подхода к предмету исследования, характер интерпретации полученных знаний, процедуру познания, логику развертывания знаний. Методы познания – это достоверные легкие правила, строго соблюдая которые, человек никогда не примет ничего ложного за истинное, и, не затрачивая напрасно никакого усилия ума, но постоянно шаг за шагом приумножая знания, придет к истинному познанию всего того, что он будет способен познать (Р. Декарт). Они определяются, во-первых, предметом исследования (например, в естественных науках применяются одни методы, в социально-гуманитарных – другие), во-вторых, целями ученого, который всегда находится в центре всей методологии (Л. Фейербах).

    Методы научного познания являются общими и для естественно-математического, и для социально-гуманитарного познания. Вместе с тем, методы социально-гуманитарных наук имеют особенности. Они обусловлены предметом (общество как более сложная реальность мира, чем природа) и целями (познание уникального, особенного)социально-гуманитарных науках. Особенности методов социально-гуманитарных наук заключаются в следующем:

    • общие методы познания применяются в модифицированном виде, например, наблюдение в социально-гуманитарных науках является включенным, эксперимент – социальным и т.д.;

    • в социально-гуманитарных науках применяются свои особенные методы, например, анкетирование, беседа и т.д.,

    • в социально-гуманитарных науках применяется преимущественно идиографический метод.

    Метод естественных наук – это, прежде всего, номотетический метод (цель – поиск общего, открытие законов). Метод социально-гуманитарных наук – этоидиографический метод (цель – поиск уникального, понимание смысла социальных явлений). Номотетический метод – это способ познания, ориетированный на выявление законов. Идиографический метод – это способ познания, ориентированный на познание отдельного социального факта.Номотетический метод направлен на познание неизменных в течение длительного времени природных явлений, идиографический метод – на познание постоянно изменяющихся социальных явлений. Номотетический метод применяется с целью освободить познание от ценностных оценок, идиографический метод- с целью их учета. В социально-гуманитарных науках могут применяться как номотетический метод (прежде всего, в социальных науках, например, в социологии), так и идиографический метод (прежде всего, в гуманитарных науках, например, в истории).

    Важнейший метод социально-гуманитарных наук – метод историзма. Историзм – это метод исследования, предполагающий рассмотрение социальных явлений в процессе их возникновения, становления и развития в конкретных условиях и обстоятельствах. Главное в нем – реконструировать прошлое, описать настоящее и предсказать будущее.

    Социально-гуманитарные науки используют следующие особенные методы:

    • диалоговый,

    • анализ документов,

    • анкетирование,

    • беседа,

    • экспертная оценка,

    • проектирование,

    • тестирование,

    • опрос,

    • биографический,

    • социометрический,

    • метод «деловых игр» и др.

    Каждый метод в социально-гуманитарных науках характеризуется своими особенностями и ориентирован на получение определенного знания. Так, например, анкетирование – это способ изучения социальных фактовс помощью обращения с письменными вопросами к определенной группе людей. В свою очередь,биографический метод – это способ изучения личных документов человека, который обуславливает понимание причин его поступков, его участия в определенных событиях, его отношения к этим событиям.

    Методы социального познания обладают как достоинствами, так и определенными недостатками (например, наблюдение является простым методом исследования, но в тоже время – пассивным, эксперимент является активным методом, но может влиять на естественный ход процесса и т.д.). В связи с этим в социально-гуманитарных науках всегда применяется совокупность определенных методов. В настоящее время для развития методов характерно: усиление значимости междисциплинарных методов, сближение методов естественных и гуманитарных наук, применение «нестрогих методов», появление новых методов (методы: куматоида, абдукции, ситуативных исследований и т.д.).
    РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

    1. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. – М., 2002

    2.Рузавин Г. И. Методология научного исследования. – М., 1999

    3.Туркулец А. В. Введение в методологию социального познания.- Хабаровск, 2004

    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта