ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК. Протокол 10 от 22. 05. 2006 удк 10 ббк 87 с 12
Скачать 457 Kb.
|
В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ Социально-гуманитарные науки как культурный феномен.Роль социально-гуманитарных наук в социальных трансформациях. Конвергенция естественно-научного и социально-гуманитарного знания. Социально-гуманитарные науки и власть. Социально-гуманитарные науки и мораль. Участие социально-гуманитарных наук в экспертизах социальных проектов и программ, перспективы их развития в современном обществе. Социально-гуманитарные науки являются социально-культурным феноменом, изменяются вместе с обществом. Они являются культурным феноменом в силу следующих обстоятельств: обществоведение создано человеком, как и любой другой продукт; оно возникло из общественных потребностей; оно взаимодействует со всеми другими сферами общества; оно организовано на базе определенных принципов и моральных норм. Социально-гуманитарные науки необходимы для разработки стратегии развития общества, для понимания человеком своего места в социальной среде. Общество, прежде всего, власть заинтересована в их развитии для выработки программ действия. Социальная политика всегда нуждается в социальной науке, так как первая – лишь «излагает определенные идеалы», а вторая – «мысленно упорядочивает факты и предлагает варианты действий» (М. Вебер). Власть разрабатывает для науки социальный заказ, финансирует исследования, поддерживает ученых. В ряде случаев власть может противодействовать определенным исследованиям. В данной ситуацииважную роль играют этические нормы поведения ученого-гуманитария. Он должен, прежде всего, служить истине, а не интересам каких-то людей, находящихся у власти. Социально-гуманитарные науки развиваютсяв настоящее время по следующим основным направлениям: сближение с естественно-математическими науками; сближение парадигм социально-гуманитарных наук; появление новых методологий; увеличение роли социально-гуманитарных наук в управлении обществом; усиление значимости герменевтики; внедрение в социально-гуманитарные науки синергетики; формирование нелинейного мышления ученого-гуманитария; увеличение роли субъекта в социально-гуманитарные науки; теоретизация социально-гуманитарные науки; математизация, компьютеризация социально-гуманитарных наук; усиление практической функции социально-гуманитарных наук. В перспективе социально-гуманитарные науки ожидает воссоединение с естественно-математическими науками, разработка четкой классификации социально-гуманитарных наук, занятие центральной роли в системе наук. Это обусловлено тем, современное естествознание гуманизуетсяи гуманитаризуется (в него включается человек), а современное обществознание – математизитуется и компьютеризуется (в него проникают методы естественных наук). Социально-гуманитарные науки играют важную роль в процессе трансформаций общества. Они способствуют разработке программ реформирования современного общества. Каждая наука разрабатывают свою важнейшую теорию: экономика – теорию социально-ориентированного рыночного общества, социология – теорию постиндустриального, солидарного общества, политология – теорию демократического общества культурология – теорию конвергенции культур, история – теорию цивилизаций, филология – теорию интеграции языков, психология – теорию поведения человека, педагогика – теорию личностно-ориентированного обучения. Социально-гуманитарные науки участвуют в проведении экспертиз социальных проектов. Они определяют насколько планы властей:соответствуют современной науке и этическим нормам, учитывают гуманистические аспекты развития общества. Главная черта современных социально-гуманитарных наук – стремление построить совместно с естественно-математическими науками общенаучную картину мира на основе принципов глобального эволюционизма, которые обуславливают рассмотрение неживой, живой и социально-организованной материи как единого универсального эволюционного процесса. Роль социально-гуманитарных наук в развитии современного общества постоянно возрастает, так как они становятся компонентом НТР, определяют основные направления развития общества и человека в будущем. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Курбатов В. И., Курбатова О. В. Социальное проектирование. – Ростов н/Д., 2001 2. Социальное знание и социальные изменения. – М., 2001 3. «Хорошее общество». Социальное конструирование приемлимого для жизни общества. – М., 2003 ЗАКЛЮЧЕНИЕ В завершении работы можно сформулировать следующие выводы: 1. Философия социально-гуманитарных наук – это составная часть философии науки, которая изучает закономерности возникновения, становления и развития социально-гуманитарных наук как социо-культурныхфеноменов. Предметом философии социально-гуманитарных наук являются общие закономерности и тенденции развития социально-гуманитарного, научного познания как особой деятельности по производству социально-гуманитарных,научных знаний, взятых в их развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте. 2. Возникновение социально-гуманитарных наук означало завершение формирования науки вообще, охват научными исследованиями всех сфер мира: природы, общества идуха. Появление социально-гуманитарных наук было обусловлено необходимостью исследовать различные сферы общества, которые, во-первых, имели разные задачи, во-вторых, существовали относительно самостоятельно друг от друга. В соответствии с этим, экономика возникла с целью изучить экономическую сферу общества, социология – социальную сферу общества, политология – политическую сферу общества, культурология, педагогика, психология, филология– духовную сферу общества. 3. Объектом социально-гуманитарных наук являются: общество, т.е. форма совместной жизнедеятельности людей, основанная на определенных собственнических и управленческих отношениях;различные сферы общества, т.е. определенные области жизнедеятельности людей, созданные для решения конкретных задач;продукты духовной деятельности человека, т.е., прежде всего, тексты, которые представляют собой систему знаков, отражающую определенный смысл. 4. Субъект социально-гуманитарного познания – это специально подготовленный ученый (или группа ученых), которые изучают различные сферы общества, продукты духовной деятельности человека. В социально-гуманитарных науках субъект может быть индивидуальный (отдельный ученый) или коллективный (научная школа). Субъект в социально-гуманитарных науках играет огромную роль, так как он определяет: предмет и методы исследования, способы интерпретации полученного знания, объективность и истинность познания, сферу использования знания. 5. Важную роль в социально-гуманитарных науках играют категории: а) коммуникация, т.е. общение ученых, в процессе которого происходит передача информации; б) ценности, т.е.предметы или нормы поведения, которые характеризуютсязначимостью для человека, одобряются определенной группой людей и соотносятся с истиной, красотой и справедливостью, в) жизнь, т.е. форма бытия человека в социальной среде, которая осознается и переживается им, окружаетего и оказывает на него определенное воздействие, г) вера, т.е. принятие чего-либо за истину без полного подтверждения этой истинности рациональными доводами д) сомнение, т.е. определенное состояние человека, характеризующееся наличием неуверенности в истинности полученного знания, е) время, т.е. продолжительность существования определенных общностей людей,общественных явлений, отдельных личностей, а также социальных процессов ипространство, т.е.расположение социальных объектов или социальных общностей относительно друг друга. 6. Методы социально-гуманитарных наук имеют особенности. Они обусловлены предметом (общество как более сложная реальность мира, чем природа) и целями (познание уникального, особенного)социально-гуманитарных науках. Особенности методов социально-гуманитарных наук заключаются в следующем: общие методы познания применяются в модифицированном виде, например, наблюдение в социально-гуманитарных науках является включенным, эксперимент – социальным и т.д.; в социально-гуманитарных науках применяются свои особенные методы, например, анкетирование, беседа и т.д., в социально-гуманитарных науках применяется преимущественно идиографический метод. 7. Большую роль в социально-гуманитарных науках играет герменевтика, которая предполагает приизучении текста обеспечить проникновение в духовный мир автора текста («вживание» в жизнь автора); постижение контекста, в котором творит автор (изучение эпохи, в которой создан текст); анализ аудитории, на который рассчитан текст (исследование групп людей, на которых ориентировался автор); учет личностных характеристик интерпретатора текста (интерпретатор является активным субъектом и привносит в первоначальный текст – свое видение реальности). 8. Развитие социально-гуманитарных наук осуществляется благодаря научно-исследовательским программам, т.е., системам теорий, которые объясняют социальную реальность и являются общепринятыми на данном этапе развития науки. В их основе находятся или натуралистическая, или антинатуралистическая или диалектическая парадигмы. Социально-гуманитарные науки развиваютсяв настоящее время по следующим основным направлениям: сближение с естественно-математическими науками; сближение парадигм социально-гуманитарных наук; появление новых методологий; увеличение роли социально-гуманитарных наук в управлении обществом; усиление значимости герменевтики; внедрение в социально-гуманитарные науки синергетики; формирование нелинейного мышления ученого-гуманитария; увеличение роли субъекта в социально-гуманитарные науки; теоретизация социально-гуманитарные науки; математизация, компьютеризация социально-гуманитарных наук; усиление практической функции социально-гуманитарных наук. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение№1. КЛАССИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ФИЛОСОФОВ ПО ФИЛОСОФИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК Августин. Христианскаядоктрина. Главные идеи: 1. Познание есть истолкование текста. 2. Текст можно понять, если знать его автора, условия его написания, его язык. Бэкон Ф. Новая Атлантида. Главные идеи: 1. Необходимо создать идеальное сообщество ученых. 2. Важно мудро управлять наукой и организовать труд ученых. 3. В научном сообществе должно быть: разделение труда ученых, обсуждение проблем, подготовка молодых кадров, участие ученых в общественной жизни. Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания. Главные идеи: 1. Цель обществоведения – познание истины. 2. Истина достижима посредством освобождения в познании от оценок. 3. Обществовед должен быть беспристрастным, необходимо разделить роли ученого как исследователя и как гражданина. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. Главные идеи: 1. Научное мышление оформлено в специализированном языке. 2. Язык нуждается в определенной терапии, т.е. в излечении от многозначности и зависимости от контекста. Дильтей В. Введение в науки о духе. Главные идеи: 1. Науки классифицируются на науки о природе и науки о духе. 2. Науки о духе изучают жизненный мир человека, который переживается им. 3. Переживания человека зафиксированы в тексте, который надо понять и интерпретировать. Конт О. Курс позитивной философии. Главные идеи: 1. Концепция позитивной науки, т.е. наука познает не сущности, а феномены. 2. Науки классифицируются по предмету исследования: науки о природе и науки об обществе. 3. Наука (социология)рационализирует общество. Маркс К. К критике политэкономии. Главные идеи: 1. Способ производства определяет другие сферы общества. 2. Общество развивается посредством перехода от одной формации к другой. 3.Терия прибавочной стоимости. Полани М Личностное знание. Главные идеи: 1.Научное познание надо рассматривать в контексте с человеком (пристрастия, навыки, мастерство, способ изложения). 2. Цель – выявление «скрытого смысла» научных текстов. Поппер К. Логика научного исследования. Главные идеи: 1. Наука определяет прогресс общества, она ведет к «открытому обществу». 2. Демаркация науки возможна на основе её фальсифицируемости. 3. Интеграция наук – это будущее науки. 4.Фальсификация – это процедура опровержения определенных положений науки. Риккерт Г Науки о природе и науки о культуре. Главные идеи: 1. Науки классифицируются на науки о природе, которые применяют генерализующий (или номотетический) метод, и науки о культуре, которые используют индивидуализирующий (или идиографический) метод. 2. Науки о культуре изучают единичные явления, которые соотнесены с ценностями. Фейерабенд П. Наука в свободном обществе. Главные идеи: 1. Наука плюралистична, в науке все дозволено. 2.Научное познание не поддается рациональному объяснению, так как включает в себя интуицию. 3. Наукунадо отделить от государства. Приложение №2. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ФИЛОСОФИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК Анкетирование – это способ изучения социальных фактовс помощью обращения с письменными вопросами к определенной группе людей. Антисциентизм – учение, которое скептически оценивает роль науки в обществе. Биографический метод – это способ изучения личных документов человека, который обуславливает понимание причин его поступков, его участия в определенных событиях, его отношения к этим событиям. Вера – это принятие чего-либо за истину без полного подтверждения этой истинности рациональными доводами. Герменевтика – это наука о правилах понимания и интерпретации знаковых систем, текстов. Жзнь – это форма бытия человека в социальной среде, которая окружаетего и оказывает на него определенное воздействие Идиографический метод – это способ познания, ориентированный на познание отдельного социального факта. Интернализм – учение, объясняющее развитие науки творчеством ученых. Интерпретация (понимание) – это процедура истолкования смысла какого-то знака или текста. Коммуникация – это общение ученых, в процессе которого происходит передача информации. Наука – специфический вид познавательной деятельности, направленный на получение нового знания. Научная школа – это форма организации, которая предусматривает объединение ученых вокруг признанного лидера с целью освоения и разработки его идей. Научно-исследовательская программа социально-гуманитарных наук – это система теорий, которая объясняет социальную реальность и является общепринятой на данном этапе развития науки. Научная картина общества – это целостная система знаний, которая объясняет основные законы возникновения и существования окружающей социальной действительности и систематизирует конкретные знания, полученные в различных областях социально-гуманитарных наук. Номотетический метод – это способ познания, ориетированный на выявление законов. Общество – это форма совместной жизнедеятельности людей, основанная на определенных собственнических и управленческих отношениях Объяснение – это процедура разъяснения сущности конкретного социального факта, подведение его под некоторое обобщение, закон. Сомнение – это определенное состояние человека, характеризующееся наличием неуверенности в истинности полученного знания. Социальное время – это продолжительность существования определенных общностей людей,общественных явлений, отдельных личностей, а также социальных процессов. Социальное пространство – эторасположение социальных объектов или социальных общностей относительно друг друга. Сфера общества – это определенная область жизнедеятельности людей, созданная для решения конкретных задач. Сциентизм – это учение, преувеличивающее значение науки в развитии общества. Текст – это система знаков, которая последовательно и связно описывает социальное действие человека. Философия социально-гуманитарных наук – это составная часть философии науки, которая изучает закономерности возникновения, становления и развития социально-гуманитарных наук как социо-культурныхфеноменов. Хронотоп – этоединство пространственных и временных характеристик существования и развития социальных явлений. Ценность – это предмет или норма поведения, которые характеризуются: значимостью для человека, одобряются определенной группой людей и соотносятся с истиной, красотой и справедливостью. |