Главная страница
Навигация по странице:

  • В процессе реализации программы

  • Промежуточная аттестация

  • Контроль результата освоения программы

  • 9. Формы обучения, методы, приемы, педагогические технологии

  • ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К УЧАЩЕМУСЯ.

  • ПРИНЦИП ПОСТЕПЕННОСТИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ.

  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНОГО ПЕНИЯ.

  • ПРИНЦИП «ПОЙТЕ, КАК ГОВОРИТЕ».

  • Алгоритм учебного занятия

  • 10. Методическое обеспечение программы

  • 11.Материально-техническое обеспечение программы

  • 12.Список использованной литературы педагогу

  • программа фантазия переделанная. Протокол 3 от 23 августа 2021 г. Утверждаю директор мудо цдт Киреева Т. В


    Скачать 63.71 Kb.
    НазваниеПротокол 3 от 23 августа 2021 г. Утверждаю директор мудо цдт Киреева Т. В
    Дата27.04.2022
    Размер63.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапрограмма фантазия переделанная.docx
    ТипПротокол
    #501587
    страница3 из 3
    1   2   3

    7. Планируемые результаты освоения программы

    Образовательная программа освоена учащимися полностью. Требования к знаниям и умениям учащихся. По завершению обучения учащиеся должны знать и уметь:

    - знать о стилевых особенностях вокального эстрадного жанра; - иметь представление о средствах создания сценического имиджа;

    17

    - уметь пользоваться ТСО (кассета, СД-диск, микрофон); - овладеть следующими вокальными навыками: петь в диапазоне: СИ (м) – РЕ (малой октавы)

    - соблюдать певческую установку; - петь только с мягкой атакой, чистым, лѐгким звуком; - формировать правильно гласные и чѐтко произносить согласные звуки; - не форсировать звучание при исполнении песен героического склада;

    - петь выразительно. Осмысленно простые песни; - петь чисто и слаженно в унисон, несложные двухголосные музыкальные упражнения; - уметь исполнять сольно;

    - знать правила охраны детского голоса:

    - чисто интонировать в сходящемся и расходящемся двухголосии;

    - чисто интонировать в простом унисоне;

    - владеть основными упражнениями для расширения диапазона голоса;

    - находить единую манеру звукоизвлечения;

    - сохранять правильное звуковедение при небольших танцевальных нагрузках;

    - сохранять чистоту интонирования при исполнении «а капелла»;

    - иметь понятие о сценической культуре;

    - свободно владеть микрофоном.

    По итогам освоения программы учащимися освоены специализированные знания, умения и навыки в объеме, позволяющим создать общую и целостную картину изучаемого предмета.

    18

    Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным

    процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

    Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.

    8. Оценочные материалы

    Аттестация обучающихся проводится согласно локального акта «Положение об аттестации обучающихся детских творческих объединений МУ ДО «ЦДТ. Анализ полученных результатов позволяет педагогу подобрать необходимые способы оказания помощи отдельным детям и разработать адекватные задания и методики обучения и воспитания.

    В процессе реализации программы применяются следующие виды контроля:

    1. Входной контроль (в начале освоения программы);

    2. Текущий контроль (в процессе занятий по данной программе).

    3. Промежуточный контроль.

    4. Итоговый контроль. проводится с целью выявления музыкальных способностей обучающихся.

    Текущая аттестация проводится с целью выявления музыкальных способностей обучающихся и с целью контроля за качеством освоения какоголибо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.

    19

    Текущий контроль осуществляется регулярно педагогом.

    Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе. При прохождении итоговой аттестации учащийся должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

    Контроль результата освоения программы отслеживается и оценивается с помощью следующих форм:

    1. Опрос.

    2. Наблюдение.

    3. Прослушивание.

    4. Открытое занятие.

    5. Творческий отчет.

    6. Концертное прослушивание.

    7. Выступления.

    8. Конкурс.

    9. Фестиваль.

    Эти формы позволяют педагогу и учащимся увидеть и обсудить результаты своего труда, позволяют педагогу внести изменения в учебный процесс, определить эффективность обучения по программе, создают хороший психологический климат в коллективе. В качестве форм фиксации образовательных результатов могут быть использованы аудиозапись, видеозапись, грамоты, дипломы, фотодокументы. Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов являются концерты, конкурсы, фестивали. Для успешной реализации программы необходимо определенное обеспечение. 20

    9. Формы обучения, методы, приемы, педагогические технологии

    Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от педагога применения различных подходов к учащимся, учитывающих оценку их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровень подготовки.Основное время на занятии отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.

    Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных учащихся зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.

    Предлагаемые репертуарные списки, включающие художественный и учебный материал различной степени трудности, являются примерными, предполагающими варьирование, дополнение в соответствии с творческими намерениями преподавателя и особенностями учащихся. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Все это определяет содержание учебного плана.

    На заключительном этапе учащиеся имеют опыт исполнения произведений классической и современной музыки, опыт хорового и ансамблевого музицирования. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике.

    21

    Параллельно с формированием практических умений и навыков учащиеся получают знания музыкальной грамоты.

    Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.

    Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).

    Методика работы с детским голосом рассматривается с позиций: эстетической, возрастной, охраны здоровья растущего организма, целесообразности для эффективного развития певческих навыков. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

    -Словесный (объяснение, беседа, рассказ).

    -Наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы). Наглядный метод - исполнение педагогом музыкального материала, показ видеоматериала,иллюстраций.

    -Практический (освоение приемов хорового пения, разучивание, работа с упражнениями, тренинги;).

    -Эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

    Метод повторения.

    Репродуктивный метод.

    22

    Интерактивные игры, способствующие лучшему формированию и закреплению вокально-хоровых навыков (дикция, артикуляция, ритмическая организация и т.д.);

    Метод сравнительного анализа - обучающиеся учатся не только слушать, но и слышать себя, что формирует навыки самоконтроля.

    Каждый метод представляет собой систему приемов: приемы развития слуха, направлены на формирование слуховых восприятий и вокально- слуховых представлений; основные приёмы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию. Все эти методы способствуют реализации задач, которые осуществляются в различных видах вокальной деятельности, главными из которых является хоровое пение, а также слушание различных интерпретаций исполнения.

    В основу данной программы положены следующие педагогические принципы. Одним из основных принципов педагогического процесса является

    ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К УЧАЩЕМУСЯ.

    Ни для кого не секрет что, в связи индивидуальным строением собственного «инструмента» и упражнения для развития голоса тоже сугубо индивидуальные для каждого человека. Кроме того, и репертуар тоже сугубо индивидуален. Необходимо найти «cвою песню». Даже великие и известные певцы порой всю жизнь ищут «свою песню» ту, которая им близка и которая «звучит» только в их исполнении.

    Ещѐ одним важным принципом в вокальной работе является

    ПРИНЦИП ПОСТЕПЕННОСТИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ.

    Голосовые связки являются частью человеческого организма.

    23

    Невозможно за короткий срок их натренировать.

    Точно также невозможно натренировать за короткий срок мышцы на руках или ногах. А ведь наши связки - это те же мышцы, только мы их тренируем по-особому.

    Слово вокал происходит от итальянского «воче» – голос. Но, голос служит только инструментом. Само же искусство пения гораздо сложнее простого звукоизвлечения. Оно рисует нам образы, отображает эмоциональные состояния, даже тончайшие нюансы. Поэтому важно не только иметь голос, но и владеть им, то есть владеть умением отображать эти образы и состояния и воспроизводить тончайшие нюансы. Поэтому следующим важным принципом является

    ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТЕХНИЧЕСКОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНОГО ПЕНИЯ.

    Считается, что эстрадный вокал по технике исполнения находится между академическим и народным вокалом. Эстрадный вокал отличается от академического и народного целями и задачами исполнения. Кроме того, эстрадная манера требует очень хорошего произношения текста. Ведь по сути пение это та же речь, только продлѐнная за счѐт длительности гласных. То есть пение-это не что иное как продлѐнная речь. Поэтому стирание граней между певческой и разговорной техникой звукообразования является важнейшей задачей.

    Таким образом, ещѐ одним важным принципом в вокальной работе является

    ПРИНЦИП «ПОЙТЕ, КАК ГОВОРИТЕ».

    Это значит научиться произносить слова на любых высотных отрезках диапазона в речевой позиции (низком, среднем, высоком).

    24

    Главное условие - речевой голос должен звучать свободно и чисто. В программе используется комплекс различных технологий, которые направлены на работу с обучающимися 8 – 13 лет. Применяемые технологии:

     технология личностно-ориентированного обучения;

     игровые технологии;

    информационные технологии;

     здоровьесберегающие технологии.

    Форма проведения занятий варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:

     вокально-хоровая работа;

     восприятие (слушание) музыки;

     дыхательная гимнастика;

     артикуляционные упражнения;

     пластическое интонирование;

     репетиции на сцене.

    Форму занятий можно определить как творческую коллективную деятельность детей. Занятия проходят в групповой форме, при этом используются принципы деления на пары, малые творческие группы для выполнения индивидуальных заданий в ходе общегрупповой работы.

    Особая роль принадлежит вокально-хоровым упражнениям (распеваниям), с которых необходимо начинать каждое занятие. Педагогу необходимо тщательно продумывать построение и содержание каждого распевания на каждом уроке, продвигаясь от простого сложному - начиная с пения унисона вокализации отдельных гласных, их сочетаний и продвигаясь к пению интервалов, аккордов, простейших гармонических последовательностей с кропотливой работой над интонацией и всеми вокально-хоровыми навыками.

    25

    Очень важно, чтобы пение распеваний было осознанным, не высоком художественно-исполнительском уровне, только тогда они принесут намеченный результат. Учитывая, что в хоровой коллектив приходят дети, как правило, со средними музыкальными данными и главной целью не является профессиональное воспитание, необходимо использовать формы работы для повышения заинтересованности детей в занятиях хора, их активного участия в учебном процессе.

    Алгоритм учебного занятия:

    1. Работа с учебно-тренировочным материалом:

    дыхательная и артикуляционная гимнастика;

     вокально-хоровые упражнения;

     скороговорки.

    2. Работа над музыкальными произведениями:  произведения современных композиторов;

     русская классика;

     зарубежная классика;

     обработки народных песен.

    3. Исполнительский анализ.

    Теоретический блок

    1. Введение.

    - Инструкция по технике безопасности работы с используемым оборудованием (муз. центр, кассеты, СД-диски, микшерский пульт, стойки под микрофон).

    26

    - История развития вокального эстрадного жанра (менестрели, трубадуры, труверы – французские шансонье – современная эстрада).

    - Особенности вокального эстрадного жанра (условия, предназначение).

    2. Фонограмма, еѐ особенности и возможности:

    - раскрытие значения слова «фонограмма»,

    - возможности фонограмм: «плюсовки» и «минусовки»;

    - понятие «аранжировка» и еѐ связь с фонограммой.

    3. Приѐмы работы с микрофоном:

    - виды микрофонов (стационарные, проводные, беспроводные);

    - приѐмы работы с микрофонами: у стойки, положение «микрофон в руке», «со сменой рук»;

    - передвижение с микрофоном по сцене.

    4. Пластическое интонирование:

    - понятие «пластическое интонирование»;

    - сценическое движение и его роль.

    5. Сценический имидж:

    - понятие «имидж»;

    - виды сценического имиджа;

    - связь сценического имиджа с пластикой и образом песни.

    6. Вокальный ансамбль:

    27

    - виды ансамблей вокальных и инструментальных,

    - состав ансамблей: «дуэт», «трио», «квартет», «квинтет», «секстет»…

    7. Приѐмы ансамблевого исполнения:

    - понятие «приёмы ансамблевого исполнения»,

    - понятие «многоголосие».

    8. «Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре:

    - понятие «бек-вокал» и его задачи,

    - роль «бек-вокалистов» и их состав,

    - приёмы исполнения «бек-вокалистов».

    9. Пение произведений:

    - беседы о разучиваемых произведениях,

    - современная эстрадная песня: сообщение о композиторе, раскрытие

    содержания музыки и текста, еѐ актуальности, музыкально – выразительных средств.

    Практический блок - обучение умению соблюдать певческую установку; правильному звукообразованию, спокойному вдоху, экономному выдоху;

    - формирование основных свойств певческого голоса: звонкости, полѐтности, вибрато, ровности, разборчивости;

    - обучение правильному формированию гласных и согласных звуков;

    28

    - развитие певческого рабочего диапазона ре1 – си1, опевание этой зоны;

    - формирование ансамблевого строя: унисона, ритмического, динамического, орфоэпического, темпового, тембрального.

    Развитие умения анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания:

    - обучение осмысленному и выразительному пению.

    10. Методическое обеспечение программы

     методические разработки и планы – конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям;

     развивающие и дидактические материалы: дидактические и психологические игры и упражнения;

     видео материалы.

    11.Материально-техническое обеспечение программы

    Данная программа реализовывается при взаимодействии следующих составляющих еѐ обеспечение. Оформление и техническое обеспечение кабинета соответствует содержанию программы, постоянно обновляется учебным материалом и наглядными пособиями. Общие требования к обстановке в кабинете: чистота, освещѐнность, проветриваемость кабинета; стол педагога, ученическая доска. Свободный доступ или возможность организации занятий на сцене актового зала.

    Информационное:

     музыкальный центр;

     пианино;

    29

    микрофоны шнурованные и радиомикрофоны;

     стойки для микрофонов;

     микшерский пульт;

     телевизор;

     компьютер.

    12.Список использованной литературы

    педагогу

    1. Вербов А. М. «Техника постановки голоса» 1931.

    2. Емельянова В. В. «Фонопедический метод развития» 2016.

    3. Емельянов В.В. Развитие голоса: координация и тренинг. – Санкт-Петербург, 2000.

    4. Методики Стрельниковой А. Н. «Учитесь правильно дышать» 2017.

    5. Музыкальная палитра (программа дополнительного образования для детей 6-12 лет) // Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации / авт.-сост. Е.Х Афанасенко, С.А. Клюнеева, К.Б. Шишова, А.И. Коняшов. – Волгоград: Учитель, 2009.

    6. Огороднов Д. Е. «Методика комплексного воспитания вокально - речевой и эмоционально-двигательной культуры человека» 1994.

    7. Петрушин В. И. «Музыкальная психотерапия» 2015.

    8. Попов А. И. «Физвокализ» 2011.

    9. Струве Г.А. Школьный хор. – М.: 1981.

    30

    10. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.: «Прометей» МПГУ им. В.И. Ленина, 1992.

    11. Теплов Б. М. «Развитие эмоционально-образного обучения» 1953.

    для учащихся:

    1. Белованова М. Музыкальный учебник для детей. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

    2. Дабаева И.П., Твердохлебова О.В. Музыкальный энциклопедический словарь. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

    3. Елисеева-Шмидт Э. Энциклопедия хорового искусства. – М.: Добросвет,

    4. Жабинский К. Энциклопедический музыкальный словарь. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

    5. Комарова И. Музыканты и композиторы. Краткий биографический словарь. – М.: Рипол Классик, 1999.

    6. Крылатова М. Мои первые нотки. – СПб.: Композитор, 2006.

    7. Лидина Т.Б. Я умею петь. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

    8. Прозорова А.Н. Первые шаги в мире музыки. – М.: Терра, 2005.

    9. Римко О.Д. Первое музыкальное путешествие. – М.: Белый город, 2011.

    10. Сафронова О.Л. Распевки. Хрестоматия для вокалистов. – СПб.: Планета Музыки, 2014.

    11. Хамель П. Через музыку к себе. Как мы познаем и воспринимаем музыку. – М.: Классика-XXI, 2007.

    31
    1   2   3


    написать администратору сайта