_Зинченко В.П., Психологическая педагогика. Психологическая педагогика
Скачать 3.04 Mb.
|
Приложение 4 ЗАПОВЕДИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ (И В ШУТКУ, И ВСЕРЬЕЗ) В шутку потому, что часто так легче, что многие из приведенных даже шутливых «заповедей» заслуживают того, чтобы в них вдумываться. Перечень их, конечно, открыт. Но речь идет не о расширении крылатых или бескрылых (это зависит от восприятия читателя) мыслей, а о том, что за ними может скрываться невидимая и для меня структура и ткань возможного учебника по психологической педагогике. Недостаток приводимых заповедей состоит в том, что их число далеко выходит за пределы десятка. Но опыт показывает, что даже 10 превосходит объем кратковременной и долговременной памяти слишком многих людей.
— Сравнивай. Только с собой и в пользу несравненного. — Будь уверен, что ученик априори способнее тебя. И не глупее.
— Помни. Ты актуальность — уже ставшее. Ученик — потенциальность. Он еще в пути.
— Когда ученик тебя покидает, не обижайся и не сердись. Можешь лишь сожалеть. Храни спокойствие. — Успехам ученика радуйся больше, чем своим собственным. — Не жалей времени, чтобы понять ученика. — Не стыдись учиться у ученика. — Не присваивай себе успехов и достижений ученика. — Не требуй от ученика благодарности. На том свете зачтется. 200 — Человек есть дробь. Числитель — сравнительно с другими — это достоинства человека. Знаменатель — это оценка человеком самого себя. Л. Толстой — Сущность человека — это такая совокупность общественных отношений, которые человек в состоянии выдержать. A. Зиновьев — Воспитание как умышленное формирование людей по известным образцам не плодотворно, не законно и не возможно. Л. Толстой
— Все космисты в конце концов приходят к идее нового человека — человека или чего-то человекообразного, что не мешало бы дальнейшему прогрессу познания и техники. B. Кутырев — Новый человек — голый, без души и имущества, в предбаннике истории, готовый на все, только не на прошлое. А. Платонов
— Самая глупая и трагическая идея XX века — воспитание «нового человека». М. Мамардашвили — Не стесняйся признаваться в своем невежестве. — Помни, что и ты сам, и каждый ученик должны сами писать свой «дневник». — Не скупись на похвалы ученика и не принимай их от ученика. — Признай в ученике человека, и он сам найдет свое призвание, а потом получит признание других. — Помни, что 100-процентное понимание в принципе невозможно. — Оставляй степени свободы для понимания и непонимания. Ученик способен додумать, в том числе и за тебя. 201 — Специалист (и педагог — В. З.) подобен флюсу. Полнота его односторонняя. Козьма Прутков (Между прочим, от твоего флюса зубы болят у ученика).
— Если ты пришел на урок (лекцию) в плохом настроении, а ушел в хорошем, значит с тобой все в порядке. Ты имеешь шанс стать педагогом. — Если ты пришел на педагогический (ученый) совет в хорошем настроении, а ушел в плохом, с тобой все в порядке. Ты уже почти педагог. — Перестать быть педагогом не стыдно. Стыдно быть плохим педагогом.
— Любое не поэтическое раскрытие реальности не может быть полным. Дж. Барроу — Поэзия, конечно, не всегда точна, но смысла в ней больше, чем в точном знании. — Нет ученика, которого не за что было бы полюбить. — Питомцев можешь не любить, но вежлив с ними быть обязан. — Духовность — не роскошь, а средство обучения. — Духовность — это не болезнь. М. Мамардашвили
202 — Если ты создал собственную философию (систему) образования, значит, ты кончился как педагог, возможно, начался как философствующий дидакт. Выбирай, что лучше. — Кто верит какой-либо системе, тот изгнал из сердца своего любовь! Гораздо сноснее нетерпимость чувствований, нежели рассудка: суеверие все лучше системоверия. В. Ваккенродер — Если системы вообще существуют, то это всегда предсказание задним числом, вещание после самого события мысли. о. П. Флоренский — Эволюция решает, а не ставит проблемы. А. Ван дер Хейджен — Не путай принятие решений с решением проблем. Последнее, как минимум, увлекательней. — А там, где система, там смерть... Ибо есть закон (и XX век подтверждает это), согласно которому всякая идеология неизменно стремится к тотальности. М. Мамардашвили — Диалектика кончилась и началась жизнь. Ф. Достоевский
— Упражнение — это повторение без повторения. Н. Бернштейн — Повторенье — мать ученья и прибежище ослов. Педагогический фольклор — Когда воспитается в нас доминанта на лицо другого... с этого момента, как открывается лицо другого, сам человек заслуживает, чтобы о нем заговорили как о лице. А. Ухтомский — Когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю и внешнюю как внутреннюю... — тогда вы войдете в Царствие. Апокрифическое Евангелие от Фомы 203 — Фауст не спорит с Вагнером: «Ты совершенно прав, я не нахожу здесь и следа духа (ума), и все это является дрессировкой». Лишь бы дрессура человечества была исполнена благоволением к нему. А. Ухтомский — Ложь, грубость, невежливость лишают весь твой труд убедительности. — Невежда начинает с поучения, а кончает кровью. Б. Пастернак. — Образование — это повторяющееся усилие держать две несовместимые вещи — закон и свободу. Парафраз М. Мамардашвили. — Душа — это дар моего духа другому. М. Бахтин — Береги честь смолоду: не погружайся в методологию. Устанешь. — Не надо вооружаться компасом, переезжая через лужу. П. Зинченко — Умный простит, когда его назовут дураком. Дурак — никогда: не экспериментируй с руководством. — Не мучайся проблемами материи и сознания. Лучше превращай свое существование в бытие. — Личность — не продукт коллектива, а его основание. В. Давыдов — По-моему, для блага революции не обязательно попирать личность. М. Шагал — Культура — это усилие человека быть. М. Мамардашвили 204 — Помни, что рефлекторное устройство от рефлексивного отличается всего лишь союзом и заглавной буквой: Рефлекс или Рефлекс = и = Я Одно и то же, но какая разница! — Будь оптимистом: Параноев Ковчег все лучше, чем Крейсер Аврора. — Изначальная духовность человека — во всяком случае на стадии Homo faber — едва ли может быть оспорена. В. Топоров — Изначальная духовность человека может быть разрушена, в том числе и с твоей помощью. — Внутреннюю связь элементов личности гарантирует только единство ответственности и вины. М. Бахтин — Догмат, понятия — это очки. От живого дыхания настоящего эти очки запотевают, и в ясных понятиях мы ничего не видим. А. Белый — Признать свои мысли окончательными, хотя бы в силу того, что они систематически изложены, может только тот, кто мыслит в первый раз. Н. Грот — Не удивляйся, когда ученик выходит из образа, которым ты его наделил или за него построил. Это нормально. — Господи, Ты что прячешься в облаках или за домом сапожника, сделай так, чтобы проявилась моя душа, бедная душа заикающегося мальчишки. Яви мне мой путь. Я не хочу быть похожим на других, я хочу видеть мир по-своему. М. Шагал — Помните того дурака из древнегреческих философов, который днем ходил с фонарем под тем предлогом, что он ищет людей! Ведь это Голядкин, да еще более тяжелый и противный, потому что самоуверенный, не догадавшийся о том, что себя-то нельзя найти, если сначала не нашел «человека больше себя и помимо себя». А. Ухтомский 205 — Ребенком я чувствовал, что во всех нас есть некая тревожная сила. Вот почему мои персонажи оказались в небе раньше космонавтов. М. Шагал — Только не спрашивайте, — предупредил я Луначарского, — почему у меня все синее или зеленое, почему у коровы в животе просвечивает теленок и т. д. Пусть ваш Маркс, если он такой умный, воскреснет и все вам объяснит. М. Шагал — Поскольку человек не рождается природой, постольку он рождается постоянно или должен рождаться постоянно и непрерывно в матрице тавтологий существования и понимания и вероятности. М. Мамардашвили — «Врастить» мышление и сознание в действие не менее важно, чем «вырастить» их из действия. — Образование без души опустошает душу. — Учитель! Будь конгениален ученику. — Мудр тот, кто имеет знания и делает вид, что не знает. Глуп тот, кто, не имея знания, делает вид, что знает. Лао-Цзы 206 ЛИТЕРАТУРА Аверинцев С. С. Поэты. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. Адлер Г. Лекции по аналитической психологии. М.: рефл-бук;-Киев: Ваклер, 1996. Адо П. Плотин или Простота взгляда. М., 1991. Апокрифы древних времен. М.: Мысль, 1989. Аристотель. Поэтика. М.: Соцэкгиз, 1957. Арсеньев А. С. Глобальный кризис и личность // Мир психологии и психология в мире, 1994. № О. Арсеньев А. С. Философия и будущее. Рукопись, 1997. Бабанский Ю. К. Личностный фактор оптимизации обучения // Вопросы психологии, 1981. № 1. Бассин Ф. В. «Значащие» переживания и проблема собственно-психологической закономерности // Вопросы психологии, 1972. № 3. Бахтин М. М. // Контекст: Ежегодник, 1973. М., 1974. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М.: Худож. лит., 1986. Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. Киев: Next, 1994. Бахтин М. М. Человек в мире слова. М.: Изд-во РОУ, 1995. Бахтин М. М. Собр. соч.: в 7 т. Т. 5. М.: Русские словари, 1996. Белкин А. Судьба и власть. М.: Гуманитарий, 1996. Белый А. Ритм и действительность. Красная книга культуры. М.: Искусство, 1989. Бернштейн Н. А. Биодинамическая нормаль удара // Исследования Центрального института труда, 1924. Т. 1. Вып. 2. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990. Беспалов Б. И. Действие. Психологические механизмы визуального мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984. Бонфуа Ив. Ничей сон // Знамя, 1996. № 12. Бродский И. О Цветаевой. М.: Независимая газета, 1997. Брока Р. Тело и язык // Иной: Психоаналитический альманах, 1994. № 2. Брудный А. А. Наука понимать. Бишкек: Фонд «Сорос-Кыргызстан», 1996. 207 Бубер Мартин. Два образа веры. М.: Республика, 1995. Вайнштейн О. Язык романтической мысли. М.: Изд-во РГГУ, 1994. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984. Введенский А. И. О пределах и признаках одушевления // Журнал Мин-ва народного просвещения, 1892. № 7. Вернадский В. И. Публицистические статьи. М.: Наука, 1995. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. Верч Д. Голоса разума. М.: Тривола, 1996. Вригт Г. X. фон. Логика и философия в XX веке // Вопросы философии, 1992. № 8. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982—1984. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. Гадамер X.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. Гегель Г. В. Ф. Соч. Т. 4. М., 1959. Геллер М., Некрич А. История России: в 4 т. Т. I, М., 1996. Гефтер М. Я. Из тех и этих лет. М.: Прогресс, 1991. Гордеева Н. Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. М.: Тривола, 1995. Гордеева Н. Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. М.: Изд-во МГУ, 1982. Гордеева Н. Д., Зинченко В. П. Модель предметного действия: способы построения, структура организации и система функционирования // Системные исследования: Ежегодник 1989—1990. М.: Наука, 1991. Гордон В. М. Визуальное мышление. М.: Тривола, 1998 (в печати). Горский А. К. Огромный очерк // Путь, 1993. № 4. Гроссман Л. Достоевский. М.: Молодая гвардия, 1965. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка // Новое в лингвистике. М.: Прогресс, 1960. Вып. 1. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М.: АПН РСФСР, 1960. Звегинцев В. А. Мысли о лингвистике. М.: Изд-во МГУ, 1996. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Школа-Пресс, 1996. Зинченко В. П. Идеи Л. С. Выготского о единицах анализа психики // Психологический журнал, 1981. № 2. 208 Зинченко В. П. Информационная подготовка решения // Эргономика: принципы и рекомендации. Методическое руководство. М. 1981а. Зинченко В. П. От генезиса ощущений к образу мира. // А. Н. Леонтьев и современная психология. М.: Педагогика, 1983. Зинченко В. П. Искусственный интеллект и парадоксы психологии // Природа, 1986. № 2. Зинченко В. П. Развитие зрения в контексте перспектив общего духовного развития человека // Вопросы психологии, 1988. № 6. Зинченко В. П. Культура и техника // Красная книга культуры. М.: Искусство, 1989. Зинченко В. П. Последнее интервью А. Н. Леонтьева // Наука в СССР, 1989а. № 5. Зинченко В. П. Послесловие к дружбе. К кончине М. К. Мамардашвили // Вопросы философии, 1991. № 5. Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии, 1991. № 2. Зинченко В. П. Проблемы психологии развития // Вопросы психологии, 1991б. № 4, 5, 6; 1992. № 3—4, 5—6. Зинченко В. П. Системный подход к психологии? Развернутый комментарий к Тезисам А. Н. Леонтьева или Опыт психоаналитический в науке // Психологический журнал, 1991в. № 4. Зинченко В. П. Культурно-историческая психология: опыт амплификации // Вопросы психологии, 1993. № 4. Зинченко В. П. Слово об учителе. К 90-летию П. Я. Гальперина // Вопросы психологии, 1993а. № 1. Зинченко В. П. Штрихи к портрету Д. Б. Эльконина // Вопросы психологии, 1994. № 1. Зинченко В. П. Возможна ли поэтическая антропология? М.: Изд-во РОУ, 1994а. Зинченко В. П. Психология в Российской Академии образования // Вопросы психологии, 1994б. № 4. Зинченко В. П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995. Зинченко В. П. Вклад А. А. Ухтомского в психологическую физиологию // Вопросы психологии, 1995б. № 5. Зинченко В. П. Психология в моей жизни // Мир психологии, 1995в. № 5. Зинченко В. П. Становление психолога. К 90-летию А. В. Запорожца // Вопросы психологии, 1995г. № 5. Зинченко В. П. От классической к органической психологии. К 100-летию Л. С. Выготского // Вопросы психологии, 1996а. № 5, 6. Зинченко В. П. Движение — живое существо. К 100-летию Н. А. Бернштейна // Вопросы психологии, 1996б. № 6. 209 Зинченко В. П. Мир образования и/или образование мира. // Мир образования, 1996в. № 3, 4. Зинченко В. П. Образ и деятельность. Воронеж: Изд-во «Институт практической психологии», 1997. Зинченко В. П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М.: Новая школа, 1997б. Зинченко В. П. Участность в бытии. К 95-летию А. Р. Лурии // Вопросы психологии, 1997в. № 5. Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительного образа. М.: Изд-во МГУ, 1969. Зинченко В. П., Величковский Б. М., Вучетич Г. Г. Функциональная структура памяти. М.: Изд-во МГУ, 1980. Зинченко В. П., Мамардашвили М. К. Проблема объективного метода в психологии // Вопросы философии, 1977. № 7. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. М.: Тривола, 1994. Зинченко В. П., Мунипов В. М. Основы эргономики. М.: Изд-во МГУ, 1979. Зинченко В. П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. М.: Изд-во МГУ, 1983. Гл. III. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М.; Воронеж: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. Иванов Вяч. В. Категория времени в искусстве и культуре XX века // Structure of texts and semiotics of culture. Mounton, 1973. ИвановВяч. И. Собр. соч.: в 4 т. Брюсель: Forever Oriental Cretien, 1974. Ионин А. Г. Понимающая социология. М.: Наука, 1979. Искандер Ф. Моцарт и Сальери // Знамя, 1987. № 1. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992. Карякин Ю. Достоевский и канун XXI века. М.: Сов. писатель, 1989. Кедров К. А. Поэтический Космос. М.: Сов. писатель, 1989. Коменский Я. А. Сочинения. М.: Наука, 1997. Кузанский Н. Соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1979. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975, 1977. Леонтьев А. Н. Избр. психол. произв. В 2 т. М.: Педагогика, 1983. Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Восстановление движения. М.: Сов. наука, 1945. Лесневский А. С. Становление понятий информатики в школьном образовании. Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1996. 210 Лефевр В. А. Космический субъект. М.: Ин-кварто, 1996. Лобок А. М. Антропология мифа. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Изд-во РОУ, 1993. Лосский Н. О. Избранное. М.: Правда, 1991. Лотман Ю. М. О семиосфере // Ученые записки Тартусского ун-та, 1984. № 641 (Труды по знаковым системам). Т. 17. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. СПб.: Искусство СПб, 1996. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.: Изд-во МГУ, 1968. Лурия А. Р. Потерянный и возвращенный мир. М.: Изд-во МГУ, 1971. Лурия А. Р. О месте психологии в ряду социальных и биологических наук // Вопросы философии, 1977. № 9. Лурия А. Р. Этапы пройденного пути. М.: Изд-во МГУ, 1982. Макаренко А. С. Соч.: в 7 т. Т. 5. М., 1957. Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеал рациональности. Тбилиси: Мецниереба, 1984. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992. Мамардашвили М. К. Картезианские размышления. М.: Прогресс, 1993. Мамардашвили М. К. Лекции о Прусте. М.: Ad Marginem, 1995. Мамардашвили М. К. Путь к очевидности. М.: Аграф, 1997. Мандельштам О. Слово и культура. М.: Сов. писатель, 1987. Мандельштам О. Соч.: в 2 т. Т. 2. М., 1990. Маноха И. П. Человек и потенциал его бытия. Киев: Стимул, 1995. Мерлин В. В. Пушкинский домик. Алма-Ата: Граммата, 1992. Мерло-Понти М. Око и дух. М.: Искусство, 1992. Мерло-Понти М. В защиту философии. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1996. Мещеряков Б. Г., Мещерякова И. А. Введение в человекознание. М.: РГГУ, 1994. Мещеряков Б. Г. Психологические основы антропологизации образования // Вопросы психологии, 1998. № 1. Набоков В. В. Лекции по русской литературе. М.: Независимая газета, 1996. 211 Овчинников Н. Ф. Карл Поппер — наш современник, философ XX века // Вопросы философии, 1992. № 8. Ойзерман Т. И. Философия Гегеля как учение о первичности свободы // Вопросы философии, 1993. № 11. Ортега и Гассет X. Этюды об Испании. Киев, 1994. Пастернак Б. Л. Воздушные пути. М.: Сов. писатель, 1982. Пастернак Б. Л. Избранное: В 2 т. М.: Худож. лит., 1985. Пастернак Б. Л. Собр. соч.: в 5 т. М., 1989. Петровский А. В. История советской психологии. М.: Просвещение, 1967. Петровский А. В. М. М. Бахтин, Ф. М. Достоевский: психология вчера и сегодня // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, 1985. № 3. Пиаже Ж. Аффективное бессознательное и когнитивное бессознательное // Вопросы психологии, 1996. № 6. Пинский А. А. Проблемы образования и А. Эйнштейн // Наука и школа, 1997. № 2. Поддъяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Волгоград: Перемена, 1995. Пономаренко В. А. Психология духовности профессионала. М., 1997. Прозументова Г. Н. Цель в педагогике: догматическое и парадигматическое определение // Мастер-Класс, 1996. № 1(0). Пятигорский А. М. Мифологические размышления. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. Рабинович В. Л. Авангард — черновик культуры? (Вместо послесловия — Манифест). Рукопись, 1997. Ранке И. Человек. СПб., 1901. Т. I. Рашковский Е. Б. Современное міроздание и философская традиция России: о сегодняшнем прочтении трудов Вл. Соловьева // Вопросы философии. 1996. № 6. Рашковский Е. Б. Карл Поппер и эвристика поисков свободы в России: Тезисы. Рукопись, 1997. Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. СПб: Петрополис, 1997. Рикёр П. Живая метафора // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. Роден О. Ряд бесед, записанных П. Гзелль. СПб., 1913. Розин В. М. Психология и культурное развитие человека. М., 1994. Рубинштейн С. Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 212 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1940. Рыжов В. П. Наука и искусство в инженерном деле. Таганрог: ТГТУ, 1996. Смирнов С. А. Опыты по философской антропологии (Человек в пространстве культуры). Новосибирск: АО «Офсет», 1996. Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии, 1991. № 2. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966. Собкин В. С., Писарский П. С. Жизненные ценности и отношение к образованию. М.: Центр социологии образования, 1994. Соколов Е. Н., Измайлов Ч. А. Цветовое зрение. М.: Изд-во МГУ, 1984. Солсо Р. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. Теплов Б. М. Избранные труды. Т. 1. М.: Педагогика, 1985. Толстых А. В. Грядущая культура: гримасы идентичности // Вопросы философии, 1997. № 2. Тюхтин В. С. Отражение, системы, кибернетика. М.: Наука, 1972. Ухтомский А. А. Избранные труды. Л.: Наука, 1978. Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие. М.: Сов. художник, 1988. Флоренский П. А. Философия Культа // Богословские труды. Сб. 17. М., 1977. Флоренский П. А. У водоразделов мысли. Париж: Умка-Пресс, 1985. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М.: Правда, 1990. Т. 1. Флоренский П. А. У водоразделов мысли: Часть первая. М.: Правда, 1990. Т. 2. Флоренский П. А. У водоразделов мысли. Часть вторая // Символ. Париж, 1992. Т. 28. Флоренский П. А. Соч.: в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1994. Фосийон А. Жизнь форм. М.: Московская коллекция, 1995. Франк С. Л. Живое знание. Берлин, 1923. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. Фуко М. Герменевтика субъекта. М.: Социо-Логос, Прогресс, 1993. Вып. 1. Холмогорова Е. «... чтобы плыть в эволюцию дальше» // Знамя, 1996. № 12. Хомский Н. Язык и мышление. Изд-во МГУ, 1972. 213 Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995. Чернов В. Мстислав Ростропович — гражданин мира, человек России // Огонек. 1994. № 8. Шеррингтон Ч. Интегративная деятельность нервной системы. Л.: Наука, 1969. Шпет Г. Г. Эстетические фрагменты. Части I и II. СПб., 1922. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994. Эльконин Б. Д. Кризис и основания проектирования детского развития // Вопросы психологии, 1992. № 3, 4. Эмерсон К. Интервью // Диалог. Карнавал. Хронотоп, Витебск, 1994, № 2. Эриксон Э. Молодой Лютер. М.: Медиум, 1996а. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, 1996б. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996в. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. Якобсон Р. Язык и бессознательное. М.: Гнозис, 1996. Vittgenstein L. Philosophical investigations. Oxford, 1972. 214 Зинченко Владимир Петрович ЖИВОЕ ЗНАНИЕ Психологическая педагогика Материалы к курсу лекций Часть I. Редактор М. В. Бородько Технический редактор Т. П. Колчева Художественный редактор В. В. Шарапов Обложка художника О. М. Коваленко Корректор И. И. Пронина 215 Сдано в набор 1.10.97. Подписано в печать 17.12.97. Формат 60Ч90/16 Бум. Офсетная. Гарнитура Тип-таймс. Печать офсетная. Печ. лист. 13,5 Тираж 10000 экз. (1-й завод 1000). Заказ 5684. 443086, Самара, проспект Карла Маркса, 201. Тип. издательства «Самарский Дом печати» |