Общая психология, самое главное. ОП ЭКЗАМЕН 1 СЕМЕСТР. Психологического знания. Психологическое знание в обыденной жизни. Сравнительные особенности житейской и научной психологии
Скачать 0.99 Mb.
|
12. Оперантное научение (Б. Скиннер): экспериментальный и теоретический анализ. Оперантное обусловливание — это влияние последствий поведения на само поведение, под последствиями понимают изменения в окружающей среде, которые происходят сразу после поведения и влияют на частоту возникновения этого поведения в будущем. Основные положения теории оперантного научения являются: ● Поведение любого человека можно определить достоверно, предсказать его дальнейшее развитие и осуществить контроль посредством условий его окружения. ● Отстаивание и защита фу. Целью психологии является анализ поведения путем локализации специфических детерминант специфического поведения и установление точной природы взаимоотношений между предшествующим воздействием и последующим поведением. Лучше всего это можно сделать с помощью эксперимента, поскольку только эксперимент может позволить систематически проконтролировать все факторы, влияющие на поведение. Таким образом, Скиннер называл свою науку экспериментальным анализом поведения. Оперантное поведение, или научением, которое в общих чертах соответствует «добровольному» поведению. Оперантное поведение нельзя вызвать, оно просто возникает время от времени. Но вероятность проявления оперантного поведения можно повысить, если за ним последует событие, называемое положительным стимулом. Оперантный бихевиоризм Б. Ф. Скиннера был подчинен главной задаче – предсказывать и контролировать поведение конкретных индивидов. Основные положения теории Б. Ф. Скиннера: • Поведение можно достоверно определить, предсказать и проконтролировать условиями окружения. Понять поведение, значит, проконтролировать его и наоборот. • Автор отстаивал функциональный анализ поведения организма. • Не принял идею о личности или самости, которая стимулирует и направляет поведение. • Делал упор на интенсивном анализе характерных особенностей прошлого опыта человека и уникальных врожденных способностей. • Изучение личности включает в себя нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами, подкрепляющими его. • Считал, что люди зависимы от прошлого опыта. Скиннер рассматривал организм человека как «черный ящик». Поведение является только функцией его последствий или правомерных отношений «S – R». Он рассматривал личность только как набор форм реакций, которые характерны для данного поведения. Личность индивида состоит из относительно сложных, но, тем не менее, независимо приобретенных реакций. Чтобы понять поведение, нужно только понять опыт прошлого научения человека. В системе Б. Ф. Скиннера поведение состоит из специфических элементов – оперантных реакций. Он признавал два основных типа поведения: • респондентное как ответ на знакомый стимул, • оперантное, определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним. Оперантное обусловливание, по Б. Ф. Скиннеру, обозначает особый путь образования условных рефлексов, заключающийся в подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула (в отличие от «классического» павловского пути). Подкрепление – ключевая концепция системы автора. Подкрепляющие стимулы можно разделить на стимулы первичные и вторичные. Первичные – сами по себе обладают подкрепляющими свойствами (например, пища, вода, комфорт). Вторичные стимулы (например, деньги, внимание, одобрение и пр.) – событие или объект, которые приобретают свойство осуществлять подкрепление посредством тесной ассоциации с первичным подкреплением. С точки зрения автора, в основном поведение человека контролируется аверсивными (неприятными или болевыми) стимулами. Наиболее типичные методы аверсивного контроля –наказание и негативное подкрепление. Б. Ф. Скиннер не считал необходимым рассматривать внутренние силы или мотивационные состояния человека в качестве причинного фактора поведения, а сосредотачивался на взаимоотношениях между определенными явлениями окружения и открытым поведением. Он придерживался мнения, что личность — это не что иное, как определенные формы поведения, которые приобретаются посредством оперантного научения. 13. Основные положения гештальтпсихологии. Гештальтфеномены. Критика классической психологии сознания. Гештальтпсихология — общепсихологическое направление, связанное с попытками объяснения восприятия, мышления, личности. Основной принцип - принцип целостности. То есть, основывается она на тенденции психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Целостность восприятия достигается благодаря следующим принципам: - близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе), - схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе), - целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности), - замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму), - смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое), - общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений). В доказательство гештальтфеноменов Келлер проводил опыты с обезьянами, которым предлагалось достать банан, совершив определенные сложные действия (смастерив одну большую палку из двух, поставить ящики один на другой). Келлеровское исследование дало теоретический результат большого принципиального значения: оно установило существование разумного поведения, принципиально отличного от случайных действий путем проб и ошибок и доказало таким образом неправомерность механистической теории, сводящей все формы деятельности к рефлекторно устанавливающимся навыкам. Обезьяна у Келлера поступает осмысленно только тогда, когда все данные, необходимые для разрешения задачи – и банан, и палка, одновременно находятся в поле ее зрения. Стоит расположить банан и палку так, чтобы они не могли попасть одновременно в поле зрения обезьяны, и задача не решается – обезьяна не пользуется палкой, чтобы достать банан. Келлер поэтому говорит, что обезьяна является «рабом своего зрительного поля». В самой ситуации для обезьяны существует только ее «оптическая структура», а не ее «физическая структура»: понимание механических соотношений оказывается для обезьяны недоступным. Чем дальше развивалась наука, тем больше к ней предъявлялось требований, она должна была быть применимой на практике, а все эти интроспекции давно уже казались устаревшими. Тогда как раз и начали появляться гештальтисты, позже интроспекцию критиковал Выготский, потом появились психоаналитики, типа Фрейда. 14. Экспериментальные исследования интеллектуального поведения высших приматов (В. Келер КЁЛЕР ЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁ немец ебучий) Проявлением интеллекта обычно считается умение найти «обходный путь» там, где достижение цели прямым путем закрыто. Опыты-попыты: Первая серия: испытывалась способность использовать обходный путь в буквальном смысле слова. Отличия осмысленного решения: Первый критерий: подлинная осмысленная операция - единое действ., замкнутое целое; случайное решение (метод проб и ошибок) — сумма несвязанных движений. Второй критерий: осмысленная операция базируется на учёте объективных условий изменяющейся ситуации. Опыт: цель (банан) подвешена в корзине к крыше так, что с земли достать невозможно. В корзине лежит несколько тяжелых камней, из-за чего маятникообразное раскачивание корзины сохраняется после толчка довольно долго. Корзина приведена в круговое движение, которое влечет корзину мимо близко стоящей балки. Шимпанзе (Султан) смотрит вверх, следит глазами за корзиной. Как только он видит, что она проходит рядом с балкой, взбирается на нее и ждет цели. *Если подходящий пункт, к которому приближается корзина, от опыта к опыту меняется, то животное взбирается как раз на такое место, которое является верным для данной ситуации. Вторая серия: испытывалась способность к достижению цели посредством орудий. Результаты: обезьяны легко использовали «орудия» для достижения цели. 1.Они пользовались палкой и сходными предметами, чтобы достать плод, лежащий за решеткой на расстоянии, превышающем длину вытянутой лапы обезьяны. 2.Когда банан был подвешен высоко, они пользовались ящиками, которые двигали к надлежащему месту. 3. Когда цель была подвешена очень высоко, они нагромождали ящик над ящиком и прибегали к помощи палки. После того как животное много раз побывает в той же ситуации, пространственная близость перестает играть решающую роль, но в начале «становление орудием» прута или палки является в известном смысле «функцией пространственной констелляции» сначала необходимо, чтобы палка и плод, орудие и цель оказались в одном поле зрения. Господствующее значение зрительной структуры => при использовании для приближения к высоко подвешенному предмету ящика или лестницы обезьяны, не считаясь с условиями статики, руководствовались лишь максимальной оптической близостью: они устанавливали лестницу или шест посреди помещения без упора, чтобы она по прямой линии вела к цели, пли приставляли ящик к стене возможно ближе к подвешенному сверху банану, как если бы они ожидали, что ящик так и пристанет к стене. Все задачи, которые требовали учета механических соединений, как-то: снятия кольца с крючка и т. п., обезьянам не удавались. Фактом остается то, что в ряде случаев антропоиды могут употреблять «орудия». Это употребление «орудий» - показательный критерий осмысленности поведения, потому что, как замечает Кёлер, оно исключает возможность объяснения действий обезьяны инстинктом: Действия, приноровленные к особенностям тех орудий, посредством которых они совершаются, притом действия при помощи орудий, келлеровские обезьяны в тех случаях, когда требовала ситуация, для того чтобы вывести банан за решетку и притянуть его к себе, сначала удаляли его от себя, т.е. совершали действие, которое необъяснимо как инстинктивное движение. В сложных действиях животных при употреблении орудий и обходных путей можно каждый раз указать отдельные действия или отрывки пути, которые, будучи рассматриваемы изолированно, бессмысленны и необъяснимы инстинктом. Третья серия: испытывалась способность не только употреблять орудия, но и изготовлять их. Перед Султаном лежат две полые бамбуковые палки с отверстиями на обоих концах. Каждая слишком коротка, чтобы достать плод за решеткой. Шимпанзе делает неудачную попытку достигнуть цели, придерживая обе палки прилаженными друг к другу так, что одна направлена вперед, а другая торчит сзади. Промучившись несколько часов и потерпев неудачу, Султан отошел от решетки, захватив с собой трости; начал играть тростинками; когда случайно они оказались на одной линии, он вдвинул более тонкую в более толстую и использовал удлиненную палку чтобы достать банан. После того как операция удалась, обезьяна без всяких «проб и ошибок» стала прибегать к этому способу, причем в тех случаях, когда одна из палок оказывалась слишком толстой, чтобы ее можно было вставить в другую, обезьяна подгрызала ее так, чтобы ее утончить. Интеллект характеризует не только замкнутую в себе сферу внутреннего мира сознания: он проявляется и в характере поведения. Два момента имеют особое значение при сопоставлении опытов Келлера с опытами Торндайка. Заключение о неразумном характере поведения кошек и собак Торндайк вывел из того, что: 1) правильное решение устанавливается лишь постепенно в результате многократных проб и ошибок; 2) после правильных решений животное снова совершает глупые ошибки. Те же самые признаки, на основании которых Торндайк признал поведение кошек и собак в его экспериментах не осмысленным, а случайным, дают основание признать поведение обезьян в опытах Келлера не случайным, а осмысленным. Говоря об интеллектуальном характере поведения обезьян, Келлер пользуется двумя несовпадающими критериями интеллекта. Первый критерий - разумное поведение определяется учетом свойств ситуации: при этом подразумевается взаимная связь на основе свойств самих вещей. Возникает ли действие в самом деле на основании учета и понимания ситуации при анализе экспериментального материала, проверяется тем, влечет ли за собой каждое изменение ситуации соответствующее, ему адекватное изменение действия (формируется непосредственно из эксперимента). Второй критерий - «возникновение всего решения в целом в соответствии со структурой поля» (продиктован его гештальт теорией). Обезьяна у Кёлера поступает осмысленно только тогда, когда все данные, необходимые для разрешения задачи – и банан, и палка, одновременно находятся в поле ее зрения. Иначе задача не решается – обезьяна не пользуется палкой, чтобы достать банан. Для обезьяны существует только ее «оптическая структура», а не ее «физическая структура»: понимание механических соотношений для обезьяны недоступно. 15. Классификация неосознаваемых процессов (по Ю.Б. Гиппенрейтер). Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса 1.Неосознаваемые механизмы сознательных действий (действия, совершаемые сами собой) 1) неосознаваемые автоматизмы; действия, которые совершаются сами собой а) автоматизмы 1 рода: врожденные или приобретаемые в раннем детстве навыки (сосательные движения, мигание, схватывание предметов, ходьба, конвергенция глаз и многие другие) б) автоматизмы 2 рода: действия, прошедшие через сознание и затем переставшие осознаваться; действие совершается быстро и активно; лежит в основе развития всех наших умений, знаний и способностей 2) явления неосознаваемой установки: реагирование в определенном направлении, объясняемое опытом пережитых субъектом явлений; субъект, подготовленный к определенному действию, имеет возможность осуществить его быстро и точно, т. е. более эффективно 3) неосознаваемые сопровождения сознательных действий: появление «побочных» неосознаваемых явлений в процессе выполнения осознаваемых (красить ресницы –сознательное действие, открывать при этом рот – неосознаваемое сопровождение) 2. Неосознаваемые побудители сознательных действий: сновидения, невротические симптомы и ошибочные действия 3. «Надсознательные» процессы: действия, являющиеся результатом активной сознательной деятельности (инсайт, процессы творческого мышления, процессы переживания большого горя или больших жизненных событий. 16. Понятие бессознательного (З. Фрейд). Методы исследования, факты и теоретические интерпретации. ● Зигмунд Фрейд (1856-1939). Основные вехи: - Критика Вундта - говорит, что Вундт сводит всю психику к осознаваемым переживаниям - Энергетическое понимание психики (либидо - сексуальная энергия, мортидо - стремление к смерти) - Психика: 1.Сознание 2.Предсознание 3.Бессознательное — совокупность психических процессов и явлений, не входящих в сферу сознания субъекта, то есть в отношении которых отсутствует контроль сознания. Бессознательное как продукт вытеснения. Три дороги в бессознательное: · Психопатология обыденной жизни - ошибочные действия · Сновидения - королевская дорога в бессознательное - во сне нет цензуры · Невротическая симптоматика ! По Фрейду психика шире, чем сознание. Сознание — это айсберг, на 9/10 погруженный в море бессознательного (желания, влечения, переживания - вытесненное) - Отличительные свойства бессознательного: 1)Действенность 2)С трудом переходит в сознание из-за механизмов вытеснения и сопротивления - Методы псих. защиты (методы защиты сознания от бессознания): вытеснение, перенос, сублимация - Три метода изучения бессознательного: 1) анализ невротических симптомов 2) толкование сновидений: любое сновидение представляет собой иллюзорное исполнение желания человека, которое он по тем или иным причинам не имеет возможности осуществить. В сновидении можно выделить две его образующие: явное содержание — это образы сновидения, т.е. символическое изображение скрытых мыслей сновидения, и скрытые (бессознательные) мысли сновидения, которые прячутся за явными, искажающими их содержаниями сновидения) 3) анализ ошибочных действий: при толковании симптомов невротических расстройств, для толкования сновидений и так называемых ошибочных действий использовался метод свободной ассоциации: пациент, находясь в расслабленном состоянии, лежа на кушетке, начинает говорить все, что приходит ему в голову, не отказываясь ни от одной ассоциации, какой бы странной, чудовищной или постыдной она ему ни показалась. Для З. Фрейда ассоциации являлись не механической (как это было в ассоциативной психологии), а смысловой связью, которая могла помочь «вытащить» в сознание некоторые бессознательные содержания, неприемлемые для сознания больного и в то же время выявляющие скрытый смысл того или иного болезненного симптома. Структура личности: · Сверх-Я (Супер-эго) - давящая и влияющая на личность внешняя реальность, "внешняя цензура": законы, запреты, мораль, культурные традиции. · Я (Эго) - сознание человека, посредник между всеми компонентами психики. · Оно (Ид) - мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека. 17. Деятельность как предмет психологии. Свойства и структура деятельности (по А.Н. Леонтьеву). Предметность – воспроизведение в деятельности тех качеств, которые заложены в предмете. Деятельность как предмет психологии: Чтобы преодолеть противоречие между сознанием, лишенным внешнего проявления, и поведением, которое никак не регулируется сознанием, отечественный психолог С.Л.Рубинштейн вводит категорию «деятельность». Он сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Предположил новую трактовку понятий «сознание» и «поведение». Поведение и сознание — это не два в разные стороны обращенных аспекта, они образуют органическое единство. Сознание является внутренним планом деятельности — ведь, прежде чем что-то сделать, нужно иметь цель, замысел, то есть представлять в уме, что будешь делать, планировать свою деятельность. Сознание незамкнуто само в себе (как у В. Вундта), а проявляется в деятельности. В деятельности оно и формируется, субъект не только преобразует объект, он, в то же время, преобразует и себя. Чем больше у человека связей с окружающей его действительностью, тем больше мы можем сказать о его внутреннем мире, о его сознании. Таким образом, изучать психику человека, его сознание можно через деятельность. Позже, в 70-е годы категория деятельности разрабатывалась А.Н. Леонтьевым. Ему принадлежит наиболее разработанная общепсихологическая теория деятельности. Основополагающим в теории является принцип предметности. Представьте какой-нибудь предмет. Возьмем, к примеру, обычную ложку. Подумайте, какие противоположные стороны можно выделить в предмете? Ложка сделана из металла, она обладает определенной формой, размером и пр., то есть, я сейчас говорю об ее физических свойствах. Однако ложка — то столовый прибор, человек пользуется ею при приеме пищи и вряд ли он будет использовать ее в качестве инструмента для забивания гвоздей. Это значит, что в предмете закреплены способы обращения с ним, которые диктуют формы человеческого поведения таким образом, предмет представлен нам как со стороны своих физических свойств, так и общественного значения. Кстати, маленький ребенок постепенно усваивает эти общественные значения. Например, ту же самую ложку ребёнок вначале использует часто совершенно не по назначению: он может ею, например, стучать, то есть использовать в качестве источника звука. Итак, человеческая деятельность выступает как деятельность с предметами и при помощи предметов. Предметом деятельности может выступать не только материальная вещь, но и идея, проблема, за которыми также стоят предметы. В процессе деятельности человек опредмечивает свои психические способности, которые кристаллизуются в предметах труда. Пользуясь предметами, мы присваиваем те способности, которые заключены в них, развиваем свои собственные психические способности. Таким образом, в категории «деятельность» можно выделить еще одну пару противоположностей, единство которых также раскрывает сущность деятельности: опредмечивание и присвоение. Деятельность (по Леонтьеву и Рубинштейну) – неаддитивная (целостная) единица человеческой жизни. Свойства деятельности · Целостность · Опосредованность - отношение одного понятия (объекта) к другому, мыслимое или познаваемое лишь через третье понятие (объект) · Кольцевой характер протекания – обратные связи и коррекция по ходу исполнения - активность/продуктивность/осозноваемость Структура деятельности. Внешняя деятельность: Отдельная деятельность – приготовить макароны. Действие – смешать все ингредиенты и съесть. Операция – вскипятить воду, поставить варить макароны, натереть сыр. Внутренняя деятельность: Мотив – хочется есть. Цель – утоление голода. Условие – наличие в доме макарон, сыра, воды, кастрюли, тарелки, столовых приборов и здорового желудка у человека. А.Н.Леонтьев называл деятельностью такие процессы, которые характеризуются тем, что мотив (побуждение к деятельности) совпадает с тем, на что направлен данный процесс в целом. Для иллюстраций этого положения он приводит следующий пример. Учащийся, готовясь к экзамену, читает какую-либо книгу. Что это — действие или деятельность? Необходим психологический анализ этого процесса. Допустим, к нашему учащемуся зашел товарищ и сказал, что эта книга к экзамену вовсе не нужна. Что будет делать наш знакомый? Здесь возможны два варианта: либо учащийся охотно отложит книгу, либо будет продолжать читать. В первом случае мотив не совпадает с тем, на что направлено чтение книги. Объективно, чтение книги направлено на то, чтобы узнать ее содержание, получить новое знание. Однако мотивом является не содержание книги, а сдача экзамена. Поэтому здесь мы можем говорить о действии, а не о деятельности. Во втором случае, мотив совпадает с тем, на что направлено чтение: мотив здесь — узнать содержание книги само по себе, безотносительно к сдаче экзамена. Деятельность и действие могут переходить друг в друга. На примере вы читаете книгу вначале только для того, чтобы сдать экзамен, но потом чтение вас так захватывает, что вы начинаете читать уже ради самого содержания книги — появляется новая деятельность, действие превращается в деятельность. Этот процесс называется сдвигом мотива на цель - или превращением цели в мотив. |