Главная страница
Навигация по странице:

  • 10. Основные понятия и методы классического бихевиоризма (Э. Торндайк, Дж. Уотсон). Классическое обусловливание.

  • Общая психология, самое главное. ОП ЭКЗАМЕН 1 СЕМЕСТР. Психологического знания. Психологическое знание в обыденной жизни. Сравнительные особенности житейской и научной психологии


    Скачать 0.99 Mb.
    НазваниеПсихологического знания. Психологическое знание в обыденной жизни. Сравнительные особенности житейской и научной психологии
    АнкорОбщая психология, самое главное
    Дата07.03.2023
    Размер0.99 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаОП ЭКЗАМЕН 1 СЕМЕСТР.pdf
    ТипДокументы
    #972892
    страница2 из 6
    1   2   3   4   5   6
    7.
    Представления о сознании в классической психологии
    сознания. Структура, элементы и свойства сознания (В.
    Вундт, Э. Титченер).
    Сознание — форма отражения объективной действительности в психике человека/способность воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях.
    Элементы сознания: ощущения, представления, чувствования, акты воли.
    Свойства сознания по Вундту и способы их измерения: Сознание – непосредственный опыт. Схема сознания: поле сознания (перцепция) и фокус внимания (апперцепция). Метод изучения сознания: интроспекция, аналитическая интроспекция.
    Свойства представлений:
    1) Ясность. Качество, благодаря которому одно представление в нашем внутреннем восприятии получает преимущество перед другими. Мы называем ясными ярко светящиеся или прозрачные объекты, т.е. такие, которые облегчают зрению или их собственное восприятие, или восприятие других предметов. Поэтому, будучи применено к сознанию, это слово может выражать лишь подобное же преимущество по отношению к внутреннему восприятию. Представление ясно, когда оно усвоено внутренним восприятием полнее другого, которое мы вследствие этого самого различия называем темным. Единственное отклонение первоначального понятия от переносного значения заключается в том, что там качество ясности может принадлежать самому предмету независимо от нашего восприятия, тогда как здесь представление всегда лишь настолько ясно, насколько оно нами ясно воспринимается, и это различие опять-таки происходит от того, что наши восприятия душевных процессов и сами душевные процессы вполне совпадают).
    2) Отчетливость. Ясность и отчетливость представлений смешивают, определяя одно из этих понятий другим, так что говорится или «отчетливо то, что может быть ясно познано», или «ясно то, что отчетливо воспринимается». Действительно, оба эти свойства по большей части взаимно связаны. Несмотря на это, они не тождественны, а каждое из них обозначает различную сторону или различный мотив преимущества данного представления. Ясным представление называется единственно вследствие его собственных качеств, как, например, обращаясь к внешнему миру, чистый воздух называют ясным, а не отчетливым, потому что он так прозрачен, что сквозь него можно видеть все предметы.
    Напротив, отчетливым представление называется по отношению к
    определенности его разграничения от других представлений. Так, видимый в ясном воздухе предмет сам представляется отчетливым, потому что является резко разграниченным от окружающего).
    3) Сила. Зависит лишь от интенсивности ощущений, составляющих его содержание. При представлениях, обусловленных впечатлениями органов чувств, интенсивность определяется силою чувственных раздражений, а при воспроизведенных представлениях — другими обстоятельствами, которые не имеют ничего общего с ясностью их. Зато сила ощущения во всяком случае составляет момент, который вообще благоприятствует ясности и отчетливости, так как при прочих равных условиях более сильное представление бывает обыкновенно и более ясным и в особенности очень слабые представления лишь редко бывают ясными и отчетливыми. Тем не менее вследствие субъективных условий восприятия сильное представление может быть в то же время темным и не отчетливым, а слабое - ясным и отчетливым. Можно, например, ясно и отчетливо слышать очень слабый обертон звука, а более сильный основной тон менее отчетливо и, наконец, побочный сильный шум совсем неясно.
    Свойства сознания:
    1) Ограниченность (оно вмещает ограниченное число простых впечатлений).
    2) Неоднородность: две области: область смутного сознания и ясного сознания и точка фиксации, которая находится в центре области ясного сознания. Это поле внимания и периферия.
    3) Ритмичность. Отдельные ощущения складываются в определенный ритм, сознание структурирует отдельные элементы.
    С помощью метронома В. Вундт изучал еще одну очень важную характеристику сознания – его «объем».
    Мера объема сознания – ряд из восьми двойных ударов (или из 16 отдельных звуков).
    Элементы сознания бывают: объективные и субъективные.
    В терминологии Вундта единичным объективным элементом сознания является простое впечатление. Простое впечатление — это значит не разложимое на более мелкие единицы, своеобразный неделимый атом.
    Неделимым элементом сознания является ощущение. Например, ощущение — это простое впечатление, которое возникает, когда мы слышим отдельный удар метронома. А если два удара или более, то это уже представление. Ощущения и представления являются объективными элементами сознания. Субъективные элементы сознания – это элементы, связанные с самим субъектом.

    Субъективные значит внутренние, идущие от меня самого. Субъективными элементами сознания являются чувства (эмоции).
    Свойства ощущения:
    1) Качество (зрительные, слуховые, обонятельные и т.п.)
    2) Интенсивность, протяженность (т.е. длительность)
    3) Пространственная протяженность (есть у зрительных ощущений, отсутствует у слуховых)
    Чувства и эмоции Вундт подразделяет по трем параметрам, которые сформировались по результатам отчетов испытуемых:
    1) Удовольствие – неудовольствие. Например, когда испытуемого просят вслушаться и выделить отдельный удар метронома, то в этот момент он, скорее всего, испытывает неудовольствие.
    2) Возбуждение – успокоение. Вундт говорит, что чувства никогда не выступают как нечто самостоятельное. Чувство или эмоция — это всегда отношение к какому-то предмету. Так и возбуждение-успокоение не проявляется само по себе, а является чувственной окраской какого-то впечатления. Например, чувственная окраска впечатления при восприятии цвета. Воспринимаем красный цвет – испытываем возбуждение, голубой – успокоение, фиолетовый – депрессию.
    3) Напряжение – разрядка. Когда человек ожидает, что сейчас прозвучит удар метронома, то это ожидание вызывает эмоциональное напряжение.
    А когда событие происходит, то наступает разрядка.
    Титченер:
    Сознание - совокупность ощущений. Ощущение - далее неделимый элемент сознания. Э. Титченер ввел метафору волны для объяснения феномена внимания. Тем самым он подчеркивал прерывный характер внимания, т.е. утверждал, что в каждый момент времени только одно содержание достигает
    «гребня волны внимания» (апперцепции).
    Он описал явление «аккомодации» внимания – преимущественного апперцептирования того содержания, которое лучше согласуется с предыдущим.
    8.
    Поток сознания и его характеристики (У. Джемс).
    Теория потока сознания Джемса – это альтернатива вундтовской (перцепция- апперцепция) модели строения сознания. Он уподобляет сознание не труппе актеров, и лучу света - внимания, выхватывающему нескольких из них, а всей
    сцене, на которую актеры приходят и с которой уходят, которая не может пустовать. По Джемсу сознание непрерывно меняет свои состояния, то есть образы сменяют друг друга постоянно и повторение предыдущего образа невозможно, так же, как невозможно дважды войти в одну и ту же воду в реке.
    Первичным конкретным фактом, принадлежащим внутреннему опыту, служит убеждение, что в этом опыте происходят какие-то сознательные процессы.
    Состояния сознания сменяются в нем одно другим.
    Четыре свойства сознания
    1) Мысли каждого личного сознания обособлены от мыслей другого: между ними нет никакого непосредственного обмена, никакая мысль одного личного сознания не может стать непосредственным объектом мысли другого сознания. Абсолютная разобщенность сознаний, не поддающийся объединению плюрализм составляют психологический закон. По- видимому, элементарным психическим фактом служит не «мысль вообще», не «эта или та мысль», но «моя мысль», вообще «мысль, принадлежащая кому-нибудь». Ни одновременность, ни близость в пространстве, ни качественное сходство содержания не могут слить воедино мыслей, которые разъединены между собой барьером личности.
    Разрыв между такими мыслями представляет одну из самых абсолютных граней в природе. Никакая психология не может оспаривать, во что бы то ни стало факт существования личных сознаний. Под личными сознаниями мы разумеем связанные последовательности мыслей, сознаваемые как таковые.
    2) В границах личного сознания его состояния изменчивы – изменчивость:
    Ни одно, раз минувшее состояние сознания, не может снова возникнуть и буквально повториться: мы слышим несколько раз подряд ту же ноту, мы видим зеленый цвет того же качества, обоняем те же духи или испытываем боль того же рода, но редко оно будет вызывать прежнее ощущение.
    Чувствительность наша изменяется в зависимости от того, бодрствуем мы или нас клонит ко сну, сыты мы или голодны, утомлены или нет; она различна днем и ночью, зимой и летом, в детстве, зрелом возрасте и в старости. То, что раньше казалось ярким и возбуждающим, вдруг становится избитым, скучным, бесполезным; пение птиц вдруг начинает казаться монотонным, завывание ветра – печальным, вид неба – мрачным. Еще одно доказательство физиологического характера: каждому ощущению соответствует определенный процесс в мозгу. Для того чтобы ощущение повторилось с абсолютной точностью, нужно, чтобы мозг после первого ощущения не подвергался абсолютно никакому изменению.

    Но это физиологически невозможно, следовательно, и абсолютно точное повторение прежнего ощущения невозможно, ибо мы должны предполагать, что каждому изменению мозга, как бы оно ни было мало, соответствует некоторое изменение в сознании, которому служит данный мозг.
    3) Всякое личное сознание представляет непрерывную последовательность ощущений – непрерывность:
    Мы можем представить себе только два рода перерывов в сознании: или временные пробелы, в течение которых сознание отсутствует, или столь резкую перемену в содержании познаваемого, что последующее не имеет в сознании никакого отношения к предшествующему. Положение «сознание непрерывно» заключает в себе две мысли: 1) мы сознаем душевные состояния, предшествующие временному пробелу и следующие за ним как части одной и той же личности; 2) перемены в качественном содержании сознания никогда не совершаются резко. Таким образом, сознание всегда является для себя чем-то цельным, не раздробленным на части. Такие выражения, как «цепь (или ряд) психических явлений», не дают нам представления о сознании, какое мы получаем от него непосредственно. В. Джемс приводил для иллюстрации этого свойства сознания немного смешной пример. Когда Петр и Павел, спавшие вместе на одной кровати, просыпаются рано утром, каждый из них помнит именно свое прошлое, а не прошлое другого, и никогда «настоящее» Петра не переплетается по ошибке с «прошлым» Павла. Каждый из нас ощущает себя
    «непрерывным» — в сознании нет «связок», оно течет, как река. Поэтому весьма сомнительным представляется стремление выделить в сознании
    «элементы» — это похоже на то, как если бы кто-то воспринимал реку как совокупность каких-то отграниченных друг от друга объемов воды — ведер, бочек и т.п., не учитывая протекающий между ними поток движущейся воды.
    4) Одни объекты оно воспринимает охотно, другие отвергает и, вообще, все время делает между ними выбор – селективность:
    В фокусе нашего внимания в данный момент времени, как правило, оказывается лишь один объект или одна его сторона. Одной из возможных причин этой селективности (избирательности) являются наши интересы.
    Предположим, говорил В. Джемс, по Европе путешествуют четыре американца. Каждый из них привезет в США разные впечатления. Один будет рассказывать друзьям о пейзажах, костюмах, произведениях искусства, которые произвели на него впечатление. Для другого во время путешествия существовали только статистические данные о количестве жителей того или иного города, его размерах, ценах и т.п. Третий даст своим друзьям отчет о том, каковы рестораны и питейные заведения в городах Европы. Четвертый же, будучи погружен в тяжелые думы, может вообще не вынести никаких
    впечатлений из путешествия, кроме, возможно, названий мест, где побывал.
    9.
    Метод интроспекции и самонаблюдение. Возможности и
    ограничения
    метода
    интроспекции.
    Проблема
    объективности метода исследования в психологии.
    Локк — идейный творец метода интроспекции на рубеже 19 и 20 века.
    Два источника всех наших знаний: 1) деятельность и качество объекта; 2) это мыслительные процессы внутри познающего.
    Рефлексия по Локку — особенное внутреннее чувство, с помощью которого происходит деятельность ума (переживание, познание, чувства). Рефлексия предполагает особенное направление внимание по отношению к собственным процессам души.
    Интроспекция — это процесс более наукообразный, чем самонаблюдение.
    Люди-интроспекционисты должны обладать определенным строгим языком для описания внутренних фактов/явлений сознания, должны обладать способностью удваивать сознания и доносить в целом без искажений точные сведения о процессе деятельности сознания. Самонаблюдение же — это процесс более обычный, естественный, не требующий никаких специальных навыков и знаний, это просто часто непроизвольная направленность вовнутрь себя.
    Достоинства интроспекции:
    1. Связи причинно-следственные открыты непосредственно субъекту.
    2. Инстроспекция поставляет чистые факты без искажений.
    Проблемы и ограничения интроспекции:
    1. Удвоение сознание.
    2. Нужны опытные испытуемые + специальное обучение.
    3. Недоступность несловесного опыта.
    4. Ошибка стимула (смешение психических процессов восприятия объекта и влияния самого объекта).
    5. Невозможность повторить результаты исследований.
    6. Недоступны дети, животные, люди с измененным состоянием сознания, недоступны спящие.
    7. Моторика чрезвычайно плохо осознается, разобраться с тем, как она устроена с помощью интроспекции почти невозможно.

    8. Противоречия в результатах.
    9. Зашатались основы психологии сознания — элементы сознания и разложение чувств и ощущений на части; качество целостной структуры, а не суммы элементов.
    10. Безобразные элементы сознания — движение мысли.
    11. Были выявлены неосознаваемые причины содержания сознания (некоторых элементов).
    12. Возможности интроспекции крайне ограничены.
    13. К тому же трудно отследить, как именно протекала мысль.
    10. Основные понятия и методы классического бихевиоризма
    (Э. Торндайк, Дж. Уотсон). Классическое обусловливание.
    В начале 20 века возникла новая психология – бихевиоризм. Занимались ей
    Джон Уотсон (1878-1958) и Эдвард Ли Торндайк (1874-1949).
    Бихевиоризм — это психология поведения;
    Критика Вундта: требование объективности метода, инстроспективно мы не можем добиться повторяемости результатов и независимости исследования
    Основные понятия и методы бихевиоризма:
    1. Стимул -> Реакция (это и есть классическое обусловливание).
    2. Ответ и стимул должны быть внешне регистрируемыми (должен быть внешне заметный двигательный ответ, если его нет, то реакции нет).
    3. Reaction — действие в ответ.
    4. Личное сознание не является предметом научной психологии (по бихевиористам).
    5. Бихевиористы хотели, зная стимулы, уметь предсказывать реакции и контролировать/реконструировать стимулы.
    6. Навык (моторный) — устойчивая связь между стимулом и реакцией; устойчивое качество, приводящее к формированию результату; поведение — это совокупность реакций.
    7. Психика — набор конкретных реакций.
    Эдвард Торндайк «Проблемный ящик»:
    Теории Торндайка были созданы на основе исследований, которые проводились с использованием оборудования, изобретенного самим

    Торндайком, - так называемого <проблемного ящика>. Животное, помещенное в ящик, для того, чтобы выйти, должно было научиться открывать замок.
    Торндайк поместил в решетчатый ящик голодную кошку. Еда была поставлена перед коробкой - в качестве награды за успешный выход. Дверца коробки закрывалась несколькими замками. Чтобы открыть дверцу, кошка должна была потянуть за рычаг или за цепочку, а иногда проделать несколько последовательных действий.
    Сначала кошка демонстрировала хаотичное поведение, осматривала, обнюхивала, царапала дверцу, чтобы добраться до еды. Со временем она нащупывала правильный способ поведения и открывала дверцу. При первой попытке правильность поведения обнаруживалась случайно.
    При последующих попытках случайное поведение встречалось все реже - и в конце концов достигалось полное научение. После этого кошка начинала действовать правильно с самого начального момента, как только ее помещали в клетку.
    Торндайк использовал количественные измерения научения. Одна из методик заключалась в том. чтобы записывать количество проявлений неправильного поведения - то есть тех действий, которые не вели к требуемому результату.
    После серии попыток неправильное поведение становилось более редким.
    Другая методика заключалась в том, чтобы регистрировать время, которое было затрачено от момента помещения кошки в клетку до ее успешного выхода. По мере научения время поиска сокращалось.
    Торндайк заметил, что полученный в ходе эксперимента результат влияет на тенденцию к запоминанию. Склонность к действиям, которые не ведут к выходу из клетки, сходит на нет; они как бы стираются из памяти через определенное количество неудачных попыток. Те же действия, которые ведут к успеху, после ряда попыток укореняются. Такой способ обучения получил название - обучение методом проб и ошибок. Сам Торндайк предпочитал называть его методом проб и случайного успеха.
    Принцип объективности:
    «Предметом психологии может быть только то, что доступно объективному изучению», -говорят бихевиористы. И они находят такой предмет в поведении.
    И радикальный бихевиоризм – он в этом принципе абсолютно несгибаем: только поведение – все остальное – спекуляция. Черный ящик Скиннера: все это недоступно исследованию объективными методами. Психология должна стать объективной наукой – это исследовать не нужно.
    Собственно, Торндайк вдохновлял Павлова, а тот Уотсона, короче, спасибо ребятам за их старания.

    11. Необихевиоризм: понятие промежуточной переменной,
    целенаправленность и целостность поведения (Э. Толмен).
    Целостность и целесообразность поведения у человека, его регулируемость информацией об окружающем мире.
    Необихевиоризм— направление американской психологии, возникшее в 30-е годы XX века в ответ на неспособность классического бихевиоризма объяснить целостность поведения животных и людей.
    (Толмен)
    Идея классического бихевиоризма состояла в том, что реакции живых существ обусловлены воздействием стимулов. Иначе говоря, поведение представляет собой множество цепочек стимулов и реакций, каждая из которых сформировалась в результате подкрепления. Необихевиоризм расширил эту модель, введя понятие промежуточных факторов (промежуточных переменных), каждый из которых оказывает влияние на процесс формирования привычек: усиливает, замедляет или препятствует подкреплению.
    Формула бихевиоризма была четкой и однозначной: стимул-реакция. Вопрос о тех процессах, которые происходят в организме, о его психическом устройстве между стимулом и реакцией снимался с повестки дня. Такая позиция следовала из философии позитивизма: убеждения в том, что научный факт должен быть непосредственно наблюдаем. Как внешний стимул, так и реакция (ответное движение) открыты для наблюдения каждому, независимо от его теоретической позиции. Поэтому связка 'стимул-реакция' служит, согласно радикальному бихевиоризму, незыблемой опорой психологии как точной науки. Один из представителей позднего бихевиоризма Э. Толмен ввел в эту схему существенную поправку. Он предложил поместить между стимулом и реакцией среднее звено, или "промежуточные переменные", в результате чего схема приобрела вид: S - V - R. Под "промежуточными переменными"
    Э. Толмен понимал внутренние процессы, которые опосредствуют действие стимула, т. е. влияют на внешнее поведение. Следуя бихевиористской традиции, Толмен ставил опыты над крысами, ищущими выход из лабиринта.
    Главный вывод из этих опытов сводился к следующему: опираясь на строго контролируемое и объективно наблюдаемое экспериментатором поведение животных, можно достоверно установить, что поведением управляют не те стимулы, которые действуют на подопытных в данный момент, а особые внутренние регуляторы. Поведение предваряют своего рода ожидания, гипотез познавательные (когнитивные) 'карты'. Эти карты животное само строит, по ним ориентируется в лабиринте узнает, 'что ведет к чему'. Другой вариант необихевиоризма связан со школой Кларка Халла.

    Он ввел в формулу 'стимул - реакция' другое среднее звено, а именно потребность организма (пищевую, сексуальную, во сне и др.), придающую поведению энергию и создающую незримый потенциал реакции. Этот потенциал разряжается при подкреплении (понятие, которое Халл заимствовал у И. П. Павлова), и тогда реакция закрепляется, а организм чему-то научается.
    В защиту ортодоксального бихевиоризма с его игнорированием любых внутренних факторов выступил Бурхус Скиннер (1904-1990). Условный рефлекс он назвал оперантной реакцией. Если у Павлова новая реакция вырабатывалась в ответ на условный сигнал при его подкреплении (например, когда перед кормлением раздавался стук метронома и т. п.), то у Скиннера организм сначала производит движение, затем получает (или не получает) подкрепление. Работы Скиннера, как и других бихевиористов, обогатили знание об общих правилах выработки навыков, о роли подкрепления (которое служит непременным мотивом этих навыков), о динамике перехода от одних форм поведения к другим и т. п.
    Принципы объективности в необихевиоризме - “Объективно то, что необходимо для объяснения.” (Э.Толмен)
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта