Главная страница

Общая психология, самое главное. ОП ЭКЗАМЕН 1 СЕМЕСТР. Психологического знания. Психологическое знание в обыденной жизни. Сравнительные особенности житейской и научной психологии


Скачать 0.99 Mb.
НазваниеПсихологического знания. Психологическое знание в обыденной жизни. Сравнительные особенности житейской и научной психологии
АнкорОбщая психология, самое главное
Дата07.03.2023
Размер0.99 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаОП ЭКЗАМЕН 1 СЕМЕСТР.pdf
ТипДокументы
#972892
страница1 из 6
  1   2   3   4   5   6

1.
Основные значения термина «психология». Источники
психологического знания. Психологическое знание в
обыденной жизни. Сравнительные особенности житейской
и научной психологии.
Термин «психология» образован от греческих слов psyche - душа, психика и loqos - знание, осмысление, изучение, имеет несколько значений. Одно из определений, а точнее дословный перевод: психология — это знание о психике, наука, изучающая ее.
Источники психологического знания могут быть совершенно разными.
Начиная с детства этим источником являются люди окружающие этого человека, которые формируют его самооценку, характер, взгляд на мир и т.д.
Ещё одним источником может быть сам человек когда начинает оценивать и анализировать свои действия и эмоции которые он выражает. Также источником могут быть испытания и трудности в жизни человека. И конечно это различная литература.
Психологическое знание в обыденной жизни:
Первое отличие: житейские психологические знания конкретны, они привязаны к конкретным ситуациям, конкретным людям. Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям, систематизируя знания в форме логически непротиворечивых положений, аксиом и гипотез.
Для этого она использует научные понятия.
Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем проб и ошибок. Научная психология базируется на опыте, который с самого начала является абстрагированным от многих деталей, понятийно оформленным. Для научного психолога удачная догадка становится гипотезой, допускающей экспериментальную проверку.
Третье отличие состоит в способах передачи знаний и в самой их передачи. В сфере житейской психологии такая возможность весьма ограничена т.к. обыденные знания не фиксируют реальные условия, в которых они были получены, а эти условия как раз и являются решающими при попытке использовать известное другим человеком и в новой ситуации. Поэтому так часто ошибки родителей повторяются их детьми. А вот научная психология содержит информацию об условиях, необходимых и достаточных для воспроизведения тех или иных явлений.

Четвертое различие состоит в том, что научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии.
2.
Сферы и методы деятельности психолога. Возможные
классификации таких методов.
Деятельность психолога может быть задействована в большом количестве различных сфер, все зависит от специфики направления в котором работает этот человек. Это могут быть образовательные учреждения (школьный психолог) или различные службы (психологическая помощь в фсб). Я думаю, самыми распространенными сферами являются образовательная, финансовая, бизнес-сфера и лечебная.
Основными методами деятельности психолога являются: психо-профилактика, психогигиена, коучинг, тренинг, психологическое консультирование, психологическое обучение и просвещение, психотерапия, психокоррекция и психо-реабилитация.
Возможная классификация этих методов:
Наблюдение - организованное, целенаправленное и фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.
Самонаблюдение (интроспекция) - метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов.
Эксперимент - проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.
Тест - стандартизированное испытание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных свойствах (чертах, способностях, состояниях) испытуемого.
Анкеты и опросники – диагностические инструменты, с помощью которых исследователи могут собирать объективные или субъективные данные об испытуемых.
Метод беседы - психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.

Праксиметрические методы - психологический метод, заключающийся в изучении продуктов деятельности субъектов. Продуктами деятельности могут выступать дневниковые записи, архивные материалы, художественные тексты и т.д.
Анализ продуктов деятельности - метод психологии, позволяющий на основе изучения объективных продуктов деятельности сделать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов. Исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних норм поведения и деятельности.
Метод моделирования - метод для работы с психофизиологическими проблемами, основанный на феномене временного переноса объектов бессознательного на других людей (заместителей). Метод позволяет выделять различные объекты психики и рассматривать их без влияния защитных механизмов клиента.
3.
Общая характеристика психологии как науки. Специфика
психологического знания. Отрасли психологии.
Психология очень молодая наука - Вильгельм Вундт, немецкий психолог, создал первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге в 1879 году.
• Психология наука особого типа - не только познает себя с помощью себя, но и созидает человека, конструирует его. Психология — это наука о самом сложном, потому что психика - самая, на данный момент, сложно устроенная система в мире. Психика - свойство высокоорганизованной материи, если же говорить о психике человека, то нужно говорить:
«Самая высокоорганизованная материя» - потому что мозг человека — это самое сложное, что известно нам.
• В психологии сливаются объект и субъект познания - мышление, направленное на само мышление, на само себя. Ребенок(человечество), познающее мир, в какой-то момент стало использовать те же инструменты для познания мира, чтобы познавать себя (свою психику, свое мышление).
Рождение самосознания человечества - рождение психологического знания!
Психология возникла на пересечении философии и естественных наук.

Связь психологии с науками:
1. Психология сохраняет теснейшую связь с биологией. Психология животных имеет дело с теми формами поведения животных, которые развиваются в процессе их взаимодействия со средой. Зоология, этология - наука о поведении животных.
2. Физиология - механизмы работы нервной системы, осуществляющими
«уравновешивание» организма со средой.
3. Решающее значение имеет связь с общественными науками. Формы психической деятельности возникают в условиях общественной истории.
(Язык) Например, в когнитивной психологии очень много есть связей с лингвистикой, с философией сознания.
Отрасли психологии можно различить по нескольким критериям:
• Во-первых, по сферам деятельности (в частности, профессиональной), нужды которых обслуживают, т.е. по тому, что делает человек: психология труда, инженерная, педагогическая и др.
• Во-вторых, по тому. кто именно эту деятельность выполняет, является ее субъектом и вместе с тем объектом психологического анализа: человек определенного возраста (детская и возрастная психология, группы людей
(социальная психология), представитель той или иной национальности
(этнопсихология), пациент психиатра (патопсихология) и т.д.
• Наконец, отрасли психологии могут определяться по конкретным научным проблемам: проблема связи нарушений психики с мозговыми поражениями
(нейропсихология), психических и физиологических процессов
(психофизиология).
В реальной работе психолога научные отрасли широко взаимодействуют.
Например, психолог на производстве обладает знаниями как инженерной психологии (или психологии труда), так и социальной. Психологическая сторона школьной работы относится одновременно к сферам возрастной, педагогической психологии.
Разработка практических приложений нейропсихологии – прежде всего, проблемы реабилитации больных с мозговыми поражениями той или иной профессиональной деятельности – требует знания психологии труда.
Отрасли психолога по предмету: военная, спортивная, юридическая, космическая…
По задачам и методам:
Дифференциальная - изучающая и измеряющая индивидуальные различия людей.

• Медицинская (нейро- и пато-)
• Социальная
• Возрастная - Изучение трудностей в обучении и воспитании, кризисов развития человека в определенные периоды его жизни положило начало психологии педагогической и возрастной.
• Инженерная - В ответ на трудности управления современной высоко совершенной техникой человеком-оператором возникла инженерная психология.
• История психологии.
4.
Понятие души в философской системе Платона. Ее
значение для современной психологии.
У Платона душа – незримое, возвышенное, вечное. Тело – зримое, низменное и тлеющее. Душа как бы призвана управлять телом, направлять жизнь человека, но при этом она заперта в теле как в оковах. Платон постулирует наличие мира идей вне материи, называет его миром Эйдосов, а происходящее на Земле он считает лишь тенью мира идей, а истинное познание для него – возможность проникнуть в мир идей. Соответственно, поскольку душа – самое ценное, о ней человек и должен заботиться, а после смерти и отделения души от тела, если человек вел правильную жизнь, то душа его попадет в мир
Эйдосов, а если он чмо ебаное, то и душа его останется вечной скиталицей вблизи земли.
Значение суждений Платона для современной психологии:
Человек в понимании Платона обозначается именно как душа, и поэтому школа
Платона впервые обратилась к исследованию реальности душевной жизни:
Платон выдвигал различие души и тела.
Платон первым в истории западноевропейской педагогики пытался создать методику воспитания — как со стороны личностной, так и в социально- государственной.
5.
Понятие души в философской системе Аристотеля. Ее
значение для современной психологии.
Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество, но в то же время не рассматривал душу в отрыве от материи, для определения души он использовал сложную философскую категорию «энтелехия», которая говорит о том, что тело способно жить, пока оно соединено с душой.

Если тело – глаз, то душа – зрение. По мнению Аристотеля главная функция души – регуляция биологического существования организма. Как раз такое его суждение и стало основой понятия «психика».
Учение Аристотеля о душе и закономерностях познавательных и аффективно- волевых процессов вплоть до 17 века являлось основой для тех, кто изучал проблемы души, и было ассимилировано последующими научными исследованиями психики. Многие достижения современной психологии
(понятия, методология) уходят корнями в аристотелевские представления о душе и психике.
Аристотель занимался объяснением душевных явлений как бы через биологию, анализировал конкретные особенности поведения человека и животных, что составляет объективный метод изучения, таким образом он обобщал знания - его психологическое учение построено на разъяснении биологических фактов.
А Петровский пишет, что через аристотелевское обобщение произошло преобразование главных объяснительных принципов психологии: организации, развития и причинности.
Также и учение о «лестнице душ» впервые внесло в теорию психического принцип развития – высшие способности возникают из низших и на их основе; в человеке же представлены предшествующие уровни развития жизни и психики. Функции души становятся уровнями её развития.
Аристотель, следуя данному принципу развития, стремился найти звенья, ведущие от одной ступени к другой. Им была описана особая область психических образов, которые возникают без прямого воздействия вещей на органы чувств – фантазии, (более известные нам как представления памяти и воображения), которые подчинены механизму ассоциации, как составляющей памяти.
В учении о чувствах, Аристотель описывает чувства удовольствия и неудовольствия, подробно рассматривает аффекты, составной частью учения об аффектах является идея катарсиса – очищения аффектов (термин
Аристотель заимствовал из медицины Гиппократа, у которого катарсис – выпускание из организма вредных соков). Также Аристотель придавал большое значение проблеме воли и создал широко известное учение о характере, в трактате «Характеристики» он выделил 30 характеров и дал их описание, основанное на наблюдении за поступками людей.

6.
Представление о сознании в философии Нового времени (Р.
Декарт, Дж. Локк)
(Декарт)
1. Новое время — это крупный этап развития психологии, когда оформилась научная психология. У истоков этой новой психологии стоит французский философ Рене Декарт (1596 — 1650). Он увлекался математикой, т.к. это точная, строгая в своих выводах наука. Он решил, что математический способ мышления должен быть положен в основу любой науки. Декарт считается родоначальником рационалистической философии. Согласно его мнению, знание должно выводиться методом логического рассуждения.
2. Он считал, что человек с детства впитывает в себя заблуждения, и из этого следует, что, чтобы найти истину, надо все подвергнуть сомнению. Тогда человек может усомниться в показаниях своих органов чувств, в правильности логических рассуждений и даже математических доказательств, потому что если бог сделал человека несовершенным, то и его рассуждения могут содержать ошибки. Так, если подвергнуть все сомнению, то останется только наше сомнение — верный признак того, что мы мыслим. И тогда мы можем утверждать, что существуем, ибо «...мысля, нелепо предполагать несуществующим то, что мыслит». «Мыслю, следовательно, существую». Под мышлением он подразумевает «все то, что происходит в нас», все, что мы
«воспринимаем непосредственно само собою». И поэтому мыслить — значит понимать, «желать», «воображать», «чувствовать».
Сам Декарт термин “сознание” не использовал, но сам материал, который он использовал, стал фундаментов для первой психологии “сознания”.
Декарт заявлял, что:
1. Для разыскания истины необходимо, насколько это возможно, поставить все под сомнение, даже наше органы чувств (т.к. во сне мы все также ощущаем), даже математику (т.к. Бог сотворил людей несовершенными, способными на ошибки).
2. Но! Сомневаться во всем нужно только тогда, когда мы задаемся целью созерцания истины. А так можно жить, следуя тому, что знаешь.
3. Все, что мыслит, то существует: я мыслю, следовательно, я существую - истинно и что оно поэтому есть первое и вернейшее из всех заключений.
4. Мы очевидно сознаем, что для того, чтобы существовать, нам не требуется ни протяжение, ни материя.

Следовательно, наше понятие о нашей душе, наши мысли предшествует тому, которое мы имеем о теле, и понятие это достовернее, так как мы еще сомневаемся в том, имеются ли в мире тела, но с несомненностью знаем, что мыслим. В этом смысле Декарта можно назвать идеалистом.
5. Мышление по Декарту — это то, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собою; поэтому понимать, желать, воображать и чувствовать означает здесь то же самое, что мыслить.
Там, где ничего нет, нет и никаких качеств или свойств, а если качества есть, то и имеется какая-то вещь. Мы лучше познаем вещь, или субстанцию, чем больше отмечаем в ней свойств. Относительно нашей души отмечаем и много больше, чем относительно чего-либо иного, следовательно, мы яснее можем познать нашу душу, чем наше тело.
Декарт говорил о том, что каждый из нас есть носитель двух субстанций:
1. Протяженная субстанция (столы, потолок) - сущность материи.
2. Вторая — Я сам — мыслящая.
Декарт развивал механическое представление о работе организма, считая его механически работающей системой. Таким образом, если ранее живое тело рассматривалось как управляемое душой, то теперь оно было освобождено от ее влияния.
Взгляд Декарта на соотношение души и тела определяется как дуализм - признание двух субстанций, не сводимых друг к другу и обладающих независимыми свойствами: тело обладает, по мнению Декарта, свойством протяженности, а душа - мышлением. В результате у философа развивается два разных учения – о теле и о душе. Душа в системе Декарта оказалась интеллектуализированной: к ней относится все то, что можно помыслить, наблюдать, осознать. Значит, душа оказалась тождественной сознанию. Таким образом, Декарт был один из первых кто поставил психофизическую проблему.
Проблема соотношения души и тела: душа и тело - 2 субстанции, значит, они не должны влиять друг на друга, однако их взаимовлияние не подвергается сомнению, тех изменений телесного состояния влияет на мышление, например, дух воздействует на тело, управляя для осуществления нужного движения.
Поэтому Декарт нарушает строгость дуалистической схемы.
Физиологически он решает данную проблему, найдя точку обитания души
(непротяженную) в теле - «шишковидную железу» (современный эпифиз), которую душа колеблет, воздействуя на животные духи в нервах.

С психологической стороны Декарт вводит понятие «страсть» - продукт и духовной, и телесной деятельности; возникают в той же железе от взаимодействия желаний духа и движений тела, зачастую страсти - решающий момент поведения.
Душа у Декарта связывается с мышлением, а мышление — это усмотрение идеи и установление связи между идеями. Идеи могут возникать из разных источников:
1) Приходить из чувственного опыта (недостоверны, им нужно руководство разума, они нужная часть познания, но могут быть и помехой);
2) Врожденные идеи - дают материал для интуиции (абсолютно ясного, отчетливого осознания); не выводимы из эмпирической практики (например, понятия бога, бытия, числа и пр.).
Как методолог Декарт также повлиял на психологию, пытаясь определить правильные методы рассуждений:
1) При познании делить целое на максимально большее количество частей;
2) Идти от простого к сложному.
(Локк)
Джон Локк (1632 -1704): отец эмпирической психологии, английский философ, педагог, врач по образованию, политический деятель. Основное философское сочинение - «Опыт о человеческом разуме», которое оказало сильное влияние на развитие французской философии и психологии.
Два главных вида деятельности души:
1) Восприятие или мышление.
2) Желание или хотение. Сила мышления называется «разумом», а сила желания называется «волею»; обе эти силы ума именуются «способностями».
Идеи:
1) Идея по Локку это есть объект мышления.
2) Все идеи приходят от ощущения или рефлексии.
Идеи у Локка делятся на простые и сложные:
1) Простая идея содержит только одно представление в уме (это элементы знания, составляющие материал для всего знания);
2) Сложные идеи распадаются на различные простые. С Локка начинается атомистическая элементаристская установка в исследовании содержания сознания: простое первично, сложное вторично и производно от него.

• Душу(сознание) человека рассматривает как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской.
• Локк был эмпириком и считал, что источником знания служит опыт - индивидуальная история жизни индивида. Внутренний опыт дает знания о внешнем мире и о нас самих.
• Локк считал, что существует два источника всех наших знаний: первый источник — это объекты внешнего мира (ощущения), второй — деятельность собственного ума(рефлексия). На объекты внешнего мира мы направляем свои внешние чувства и в результате получаем впечатления в внешних вещах.
Деятельность же нашего ума, к которой Локк причислял мышление, сомнение, веру, рассуждения, познание, желания, познается с помощью особого, внутреннего, чувства — рефлексии.
Рефлексия, по Локку, — это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность». При этом Локк видит и взаимосвязь этих двух источников, т.к. ощущение - начало познания, рефлексия возникает после и на основе ощущения, следовательно, ощущение изначально и источник всякого знания.
Деление опыта на внешний и внутренний дало начало интроспективной психологии – науке о внутреннем опыте, методом которой является интроспекция.
О рефлексии:
1. Существует возможность раздвоения, или «удвоения», психики.
Душевная деятельность может протекать как бы на двух уровнях:
1) Процессы первого уровня — восприятия, мысли, желания;
2) Процессы второго уровня — наблюдение, или «созерцание» этих восприятий, мыслей, желаний.
Деятельность души первого уровня есть у каждого человека и даже ребенка.
Душевная деятельность второго уровня требует специальной организации. Это специальная деятельность. Без нее знание о душевной жизни невозможно.
2. Локк замечает, что рефлексия предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта. У детей рефлексии почти нет, они заняты в основном познанием внешнего мира.
Она может не развиться и у взрослого, если он не проявит склонности к размышлению над самим собой. Разум дает нам возможность видеть и воспринимать все остальные вещи, не воспринимая сам себя: необходимо искусство и труд, чтобы поставить его на некотором отдалении и сделать его своим собственным объектом.
3. Поскольку интроспекция не происходит сама собой, а требует особой деятельности, то в ней надо упражняться, и упражняться долго.

  1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта