Главная страница
Навигация по странице:

  • Психология любви и влюбленности.

  • Ответы. Психология сексуальости. Системное понимание и определение сексуальности, компоненты


    Скачать 346.09 Kb.
    НазваниеПсихология сексуальости. Системное понимание и определение сексуальности, компоненты
    АнкорОтветы.docx
    Дата21.11.2017
    Размер346.09 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы.docx
    ТипДокументы
    #10328
    страница10 из 21
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   21

    Взаимосвязь личностных особенностей и сексуальности.

    Сексуальность — это тот путь, посредством которого мы испытываем и выражаем самих себя как лицо определенного пола. Наши познания о самих себе как о женщине или мужчине — это часть нашей сексуальности, которую мы способны воплотить в наших эротических опытах и сексуальных отзывах.

    Мы никогда не бываем бесполыми, даже в младенческом или детском возрасте, даже если речь идет о священнике, давшем обет безбрачия, или о монахине, или о немощном человеке, что само по себе означает исключение из нашего сознания такого понятия, как «пол», в отношении этих людей. Независимо от того, принимаем ли мы решение о вступлении в сексуальные отношения или же в результате травмы или болезни наши половые органы потеряли свою чувствительность, наша сексуальность тем не менее остается внутренней потребностью нашего существа, его неотъемлемой частью.

    Сексуальность не скрыта где-то в отдельном, изолированном участке нашего мозга. Другие стороны жизни во всем своем разнообразии врываются в нашу сексуальность, находя в ней свое место.

    Сексуальность присутствует в нашей жизни до самого конца. Для большинства из нас сексуальность и ее выражение тесно связаны в сознании с ощущением собственной значимости.

    Важнейшие исследования по их взаимосвязи личностных черт и сексуальности проведены выдающимся психологом Г. Айзенком и его сотрудниками. Они выделили три главных параметра личности, важных для сексуального поведения: N - невротизм, Е - экстраверсия и Р - психотизм; позже к ним было добавлено четвертое измерение - лживость, притворство. Экстраверсия описывает такие взаимосвязанные черты, как общительность, импульсивность, активность, беззаботность, живость, любовь к шуткам и т.д. Люди, имеющие высокий показатель по этой шкале, называются экстравертами, противоположный полюс составляет интроверты, а посередине - амбиверты. Невротизм обозначает высокую эмоциональную возбудимость, подвижность эмоциональных реакций, вследствие которых в стрессовых ситуациях такие люди нередко обнаруживают невротические симптомы: уныние, частую смену настроений, бессонницу, чувство неполноценности, раздражительность и т.д. В отличие от экстраверсии и невротизма, характерных для здоровых людей, психотизм включает: неконтактность, жестокость, нечувствительность к чужим переживаниям, враждебность, агрессивность и т.п. Наконец, притворство (первоначально эта шкала должна была только отсеивать ненадежные ответы при тестировании) включает такие черты, как лживость, неискренность, приспособленчество и т.п.

    На основе статистического анализа Айзенк выделил 12 основных факторов сексуального поведения: терпимость; удовлетворенность; невротический секс, когда налицо конфликт между сексуальными влечениями индивида и его внутренними запретами; безличный, деиндивидуализированный секс; порнография и отношение к сексуальному стимулированию; застенчивость; стыдливость; доминантность и подчиненность, отношение к идее сексуального равенства; сексуальное отвращение; сексуальное возбуждение; физический секс и отношение к телесной стороне сексуальности; агрессивный секс.

    Укрупнение их дает два более общих фактора: сексуальное либидо в противоположность низкому уровню сексуальных потребностей, сдержанности и скованности, и сексуальная удовлетворенность в противоположность неудовлетворенности, фрустрации и патологии.

    Кроме существенных половых различий, о которых говорилось выше, Айзенк отмечает тесную зависимость стиля сексуальной жизни от типа личности.

    Экстраверты раньше интровертов и амбивертов начинают половую жизнь, имеют больше сексуальных контактов с большим числом партнеров и в более разнообразных формах; придают больше значения эротической любовной игре; быстрее привыкают к сексуальным стимулам, поэтому они больше интровертов и амбивертов ориентированы на смену партнеров, ситуаций и т.д. Экстравертам легко дается сближение с лицами противоположного пола, они получают больше удовлетворения от своей сексуальности и не испытывают в связи с ней тревог и сомнений.

    Сдержанные и заторможенные интроверты тяготеют к более индивидуализированным, глубоким, тонким и устойчивым отношениям. Это часто сопряжено с психологическими проблемами и трудностями (найти близкого человека значительно труднее, чем кого-то, с кем можно «переспать»).

    Психотики имеют высокий показатель по либидо, предпочитают безличный секс, испытывают сильное половое возбуждение и часто не признают никаких социальных и моральных ограничений. Однако они редко удовлетворены своей сексуальной жизнью и часто склонны к нестандартному поведению, включая групповой секс; их установки отличаются грубой биологизацией секса в противоположность романтическим ценностям, на которые ориентируются интроверты.

    Невротики часто имеют сильное либидо, но не могут вполне удовлетворить его, испытывая сильное чувство вины и тревоги по поводу своей сексуальной активности, а также вследствие трудностей в общении. Индекс сексуальной удовлетворенности у них ниже, чем у всех остальных групп. Секс часто кажется им опасным и отвратительным, а собственные влечения - ненормальными. У этой категории людей чаще всего встречаются такие психосексуальные проблемы и нарушения, как аноргазмия и фригидность у женщин, преждевременная эякуляция и импотенция - у мужчин.

    Притворщики обычно поздно начинают сексуальную жизнь, не одобряют до- и внебрачных связей, избегают сексуального экспериментирования, воспринимая сексуальность скорее в идеалистическом, чем в натуральном свете. Слабое либидо сочетается у них с достаточной мерой удовлетворенности своей половой жизнью - они просто не мыслят себе других возможностей.

    По мнению Айзенка, эти личностно-поведенческие синдромы наполовину обусловлены генетически, а наполовину - социальными факторами. Однако он сам больше подчеркивает биологические детерминанты, связывая различие между экстравертами и интровертами прежде всего с уровнем возбудимости коры головного мозга, невротизм - с активностью вегетативной нервной системы, а психотизм, предположительно, - с особенностями гормональной секреции, от которой зависит также сила либидо.

    В конечном итоге, Айзенк говорит о наличии 4 главных типов или групп людей, различающихся характером своих сексуальных чувств и поведения.

    1. Индивиды со слабым либидо не вполне удовлетворены своей половой жизнью; это устойчивые интроверты, составляющие опору соответствующей морали.

    2. Устойчивые экстраверты, сочетающие высокое либидо с высокой сексуальной удовлетворенностью, но не слишком стабильной половой жизнью.

    3. Неустойчивые интроверты, у которых слабое либидо сочетается с сильными внутренними тормозами, чувством вины и коммуникативными трудностями, результатом чего является постоянная сексуальная неудовлетворенность.

    4. Люди с сильным либидо и одновременно - с высокими показателями по психотизму или же сочетающие высокую степень невротизма с сильной экстраверсией; они не только сами испытывают сексуальную неудовлетворенность, но и представляют опасность для окружающих.

    Выводы Айзенка о связи сексуального поведения с экстраверсией-интроверсией и невротизмом подтверждаются и другими исследованиями.

    Э. Шнабль, обследовав 3 500 человек, установил, что расстройства потенции и оргазма значительно чаще встречаются у людей со слабым типом нервной системы (меланхоликов). Наибольшие трудности в сексуальной сфере, как и в человеческих взаимоотношениях вообще, испытывают люди недостаточно контактные, эмоционально заторможенные, страдающие комплексом неполноценности или пониженным самоуважением.

    Экстраверты проявляют больше любви к своим партнерам, чем интроверты, привязанности которых психологически более противоречивы и окрашены чувствами тревоги и неуверенности. Возможно, что сказываются завышенные ожидания интровертов относительно «настоящей любви».

    Значительная часть различий между интро- и экстравертами обусловлена разным воспитанием и развитием в детстве и юности. Среди экстравертов больше людей, выросших в либеральной, сексуально-терпимой среде, тогда как в воспитании интровертов было больше запретов и ограничений. Свой первый оргазм экстраверты пережили на полгода, первый сексуальный контакт - на год, а первый половой акт - на полгода раньше интровертов. В момент опроса еще не имели сексуального опыта 7% экстравертированных и 14% интровертированных женщин и соответственно 1 и 7% мужчин.

    Влияние интро- и экстраверсий у мужчин сильнее всего сказывается на первых фазах развития отношений, от знакомства до установления прочного сексуального партнерства. У женщин оно длится дольше, распространяясь и на отношения с постоянным партнером, супругом. Однако не существует таких психических черт, которые бы при всех условиях давали одно и то же поведение. Это верно и относительно сексуального темперамента.

    Многие индивидуально-типологические свойства, существенные в подростковом и юношеском возрасте, могут в дальнейшем утрачивать часть своего былого значения. Например, при исследовании 631 немецкой супружеской пары с 10-летним брачным стажем единственным статистически значимым фактором сексуальной удовлетворенности оказалось качество супружеских отношений, а не степень индивидуальной интро- и экстраверсии супругов. Высокая сексуальность обнаружилась только в счастливых браках. У более молодых, неженатых, чаще меняющих партнеров людей индивидуально-психологические свойства значат больше, но в длительном брачном союзе они до некоторой степени погашаются, нивелируются взаимной адаптацией и условиями совместной жизни. Решающее значение приобретает партнерский секс, взаимная адаптация супружеской пары.


    1. Психология любви и влюбленности.

    .«Любовь - единственный удовлетворительный ответ на вопрос о проблеме существования человека» Э. Фромм

    .«Любить - значит испытывать наслаждение, когда ты видишь, осязаешь, ощущаешь всеми органами чувств и на как можно более близком расстоянии существо, которое ты любишь и которое любит тебя» Стендаль

    Понятие любви

    Этим словом могут обозначаться: .эротические или романтические (лирические) переживания, связанные с сексуальным влечением и сексуальными отношениями с другим человеком; . особого рода интимная связь между любовниками или супругами;

    .привязанность и забота в отношениях к родным и родственникам; .а также - к близким людям - родственным душам; . восхищение и благоговение перед авторитетом - человеческим (индивидуальным или коллективным) или сверхъестественным; .благожелательность и милосердие в отношении к другому как ближнему.

    Предпосылки любви

    .Наличие запретов на сексуальные отношения.

    .Для зарождения любви необходимы социальная дистанция и эмоциональное напряжение.

    .Уровень развития личности.

    .Для устойчивых индивидуальных чувств необходимо наличие сложной личности и признание ценности индивидуальности как таковой.

    .Любовь к себе – это неподдельный интерес, забота и уважение к собственной личности – способность посмотреть на себя и по достоинству оценить.

    .Лишь будучи уверенным в уникальности и ценности собственной личности, человек способен установить по-настоящему близкие отношения с другим.

    Готовность любить. Представление, что любовь является чувством желанным и

    вознаграждающим, облагораживающим и выявит самое лучшее; .потребность в тесном межличностном контакте: общении и близости; .половая неудовлетворенность; .надежда быть любимым, вера в такую возможность.

    Особое качественное отношение к другому лицу .особый тип отношений направлено на всю личность другого человека и означает сильную связь, тяготеющую к исключительности .человек стремится к физическому и душевно-эмоциональному единению с ним .любовь тяготеет к взаимности, приводя к взаимной индукции .наиболее часто ассоциируется с любовью понятия нежность и доверие, понимание, а не влюбленность или страсть .любимый служит главным партнером в связях с внешним миром, высшей инстанцией, частью собственной жизни

    Влюбленность

    Это специфическое, сексуально ориентированное, эротическое переживание. Переживание влюбленности всегда непродолжительно. Экстатичное, бурное чувство, собственно влюбленность, проходит всегда. Медовый месяц всегда быстротечен. Цветы романтики неминуемо увядают. .Сущность феномена влюбленности заключается в том, что на некотором участке рушатся границы Эго и мы можем слить свою личность с личностью другого человека. Внезапное освобождение себя от себя, взрыв, объединение с любящим существом и – вместе с этим коллапсом границ Эго – драматическое прекращение одиночества. Все это большинством людей переживается как экстаз. Я и любимый (любимая) – одно целое! Одиночества больше нет! .В некоторых отношениях влюбленность – это шаг назад, регрессия: переживание единства с любимым человеком является отголоском того времени, когда, еще младенцем, мы были едины с матерью. В процессе слияния мы вновь переживаем чувство всемогущества, от которого нам пришлось отречься в период расставания с детством.

    .Раньше или позже под натиском ежедневных проблем личность заявит о себе. И каждый с болью начинает постигать, что не он один принадлежит своему возлюбленному существу, что у этого существа есть и впредь будут свои желания, вкусы, предрассудки и привычки, отличные от его собственных. Постепенно или быстро, восстанавливаются границы Эго. И тогда начинается либо уничтожение всех связующих нитей, либо длительный труд настоящей любви. .Влюбленность – это не расширение наших границ и пределов; это лишь частичное и временное разрушение их. Расширение пределов личности невозможно без усилий – влюбленность усилий не требует. После того как мы влюбились, мы чувствуем, что достигли вершины и нет ни возможности, ни потребности двигаться выше. Мы не ощущаем никакой нужды в развитии, нас вполне устраивает то, что есть. Наш дух пребывает в мире.

    .Это стереотипная реакция человеческого существа на некую совокупность внутренних сексуальных побуждений и внешних сексуальных стимулов; эта реакция повышает вероятность сексуального сближения.

    Влюбленность и любовь

    .Переживание истинной любви связано с границами Эго, поскольку предполагает расширение пределов любящего существа, то есть границ его Эго. Когда мы расширяем наши границы через любовь, мы, образно говоря, тянемся к любимому, желая помочь его росту. Осуществить это желание мы можем лишь после того, как любимый предмет станет любимым; другими словами, мы должны быть привлечены внешним по отношению к нам объектом, должны посвятить ему себя, вложить в него свои усилия – выйти за пределы собственного Я. Этот процесс привлечения, посвящения и вложения сил называют «катексисом», или концентрацией на объекте. Но когда мы концентрируемся на объекте, находящемся вне нас, то одновременно мы психологически внедряем в себя соответствующее «представительство» этого объекта. .Постепенно, но неуклонно мы обогащаем, расширяем себя, внедряем в себя внешний мир, границы нашего Эго становятся все шире. Чем дольше и дальше мы расширяем себя, чем больше мы любим, тем слабее становится различие между Я и миром. Вместо временного и нереального слияния с единственным любимым объектом мы сливаемся реально и устойчиво с огромной частью мира.

    .Влюбленность может быть более бурной, чем любовь, но она часто «Я-центрична», а то и эгоистична. Именно поэтому она мельче проникает в наши душевные глубины, меньше пропитывает собой закоулки подсознания и поэтому меньше меняет человека и быстрее гаснет. .Неэгоизм и «двуцентричность» любви - самый глубокий фундамент и главное, что отделяет ее от влюбленности. Любящий переносит на другого свой «эгоизм», включая в свою орбиту «Я-центризма». .Определение характера своего чувства: не только констатация факта, но и самореализующийся прогноз (увлечение или любовь).

    Сущность любви

    .Чувство любви – это эмоция, сопровождающая переживание катексиса. Катексис, напомним, – это событие или процесс, в результате которого некий объект становится важным для нас. В этот объект любви мы начинаем вкладывать свою энергию, как если бы он стал частью нас самих; эту связь между нами и объектом мы также называем катексисом.

    .Истинная любовь – это не чувство, переполняющее нас; это обязывающее, обдуманное решение. .Любовь есть акт воли, то есть совокупность намерения и действия. Воля означает также выбор. Мы не обязаны любить – мы сами выбираем: любить.

    .Любовь - это состояние. Когда вы просто находитесь в этом состоянии. И тогда тот, кто оказывается рядом с Вами, кто погружается в поле этой любви, которое источаете Вы в этот момент, он переживает что-то удивительное. Вы в этот момент любите живого человека. Вы любите его таким, какой он есть, а значит Вы его можете обнять своей любовью всего, целиком. Не остается ни одного закоулочка в его душе, в его существовании, в нем самом, которого бы Вы не полюбили в эту минуту.

    Сущность любви

    .Если Вы так любите человека, Вы принимаете его в этот момент тотально, полностью, всего, целиком. Потому что любовь - это принятие. Это принятие без желания изменить что-то, и принятие без желания иметь что-то в обмен, иметь что-то взамен. Без всякой надежды получить что-то в ответ. Вы испытываете счастье оттого, что есть тот, кого Вы можете любить. .Она означает совсем иное отношение к человеку: не оценку качеств «объекта любви», а сострадание и понимание! Усмотрение в любимом человеке глубокого, настоящего, волнующего. .Всякие подлинно любовные отношения являются взаимной психотерапией.

    .Любовь приводит к изменению Я, но это скорее расширение Я, а не его жертвование. Любовь – это самовосполняющая деятельность.

    .Деяние любви есть акт саморазвития даже в том случае, когда его целью является развитие для кого-то другого. То есть, стремясь развивать, мы сами развиваемся.

    .Смысл любви есть оправдание и спасение индивидуальности через жертву эгоизма, смещение центра отношений на другого. .Посредством любви утверждается безусловное значение другой индивидуальности. .это высокая степень эмоционально-положительного отношения, выделяющая объект среди других и помещающая его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта. .Это такое состояние, когда счастье другого человека становится неотделимым от собственного счастья. Однако любовь человека стоит ровно столько, сколько стоит личность самого человека.

    .Любовь – это напряженная потребность в данном человеке, влечение к нему, страстное желание обладать им, заботиться о нем, быть ему нужным независимо от оценки его качеств.

    .Любовь - как бы надстройка над всеми нашими глубинными нуждами и ощущениями, над самыми первородными запросами души и тела. Это самое сжатое, самое сгущенное слияние всех человеческих сил - телесных и духовных, подсознательных и осознанных.

    .это особая настроенность всех других чувств человека, .особое состояние всего нашего организма, негаснущее вдохновение всех чувств, их долгий накал, непрерывный экстаз души и тела.

    Стремление своими личностно значимыми чертами с максимальной полнотой быть представленным в жизнедеятельности другого человека таким образом, чтобы пробудить у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости.

    Сущность любви

    .Двойная оптика любви:

    . достоинства любимого она резко увеличивает,

    . недостатки резко уменьшает

    .Но рядом с этим обманом зрения существует ясновидение, которое недоступно другому чувству. Любовь высвечивает в партнере зародыши его хороших свойств, их ростки, которые могут расцвести и сделать человека таким, каким его видят глаза любви.

    .Поэтому любовь - это одновременно .- чувство-иллюзия,.- чувство-предвидение, чувство-прогноз, видение человека в его возможностях.

    .Это видение несет надежды и возможность горьких разочарований. Ибо нужен тяжелый труд души, чтобы стать - хотя бы в главном - таким, как тебя видят глаза любимого.

    .Стремление к целостности личности, поиск своей половины, как стремление к благу, красоте и бессмертию.

    .Для любящего любимый становится высшей непосредственной реальностью. Если не любит, то нечем жить и в этом смысле человек не целостен. Любовь становится средоточием жизни: без любви жизнь немыслима.

    1. 1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   21


    написать администратору сайта