Главная страница
Навигация по странице:

  • Тематические блоки, темы Основное содержание

  • Примерная рабочая программа ИЗО. Примерная РП ООО. Рабочая программа предмета Изобразительное искусство


    Скачать 353.24 Kb.
    НазваниеРабочая программа предмета Изобразительное искусство
    АнкорПримерная рабочая программа ИЗО
    Дата20.08.2022
    Размер353.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПримерная РП ООО.docx
    ТипРабочая программа
    #649583
    страница10 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    Модуль №2

    «Живопись, графика, скульптура»

    (В данном тематическом планировании на данный модуль предлагается 34 ч)

    Тематические блоки,

    темы

    Основное содержание

    Основные виды деятельности

    обучающихся

    Общие сведения о видах искусства

    Искусство — его виды и

    их роль в жизни людей

    Пространственные и временные

    виды искусства.

    Изобразительные, конструктивные и декоративные виды пространственных искусств, их место

    и назначение в жизни людей.

    Основные виды живописи, графики и скульптуры.

    Художник и зритель: зрительские

    умения, знания и творчество зри-

    теля

    Называть пространственные и временные виды искусства.

    Объяснять, в чём состоит различие временных и пространственных видов искусства.

    Характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять

    их различное назначение в жизни людей.

    Уметь определять, к какому виду искусства относится произведение.

    Уметь рассуждать о роли зрителя в

    жизни искусства, о зрительских умениях, зрительской культуре и творческой

    деятельности зрителя

    Язык изобразительного искусства и его выразительные средства

    Живописные, графические и скульптурные художественные материалы

    и их особые свойства

    Традиционные художественные

    материалы для графики, живописи, скульптуры

    Называть и характеризовать традиционные художественные материалы для

    графики, живописи, скульптуры при восприятии художественных произведений.

    Характеризовать выразительные особенности различных художественных

    материалов при создании художественного образа.

    Объяснять роль материала в создании

    художественного образа

    Рисунок — основа изобразительного искусства и

    мастерства художника

    Рисунок — основа мастерства художника. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого

    вида пространственных искусств.

    Зарисовка. Набросок. Учебный

    рисунок. Творческий рисунок

    как самостоятельное графическое

    произведение

    Различать виды рисунка по их целям и

    художественным задачам.

    Участвовать в обсуждении выразительности и художественности различных

    видов рисунков мастеров.

    Овладевать начальными навыками рисунка с натуры.

    Учиться рассматривать, сравнивать и

    обобщать пространственные формы.

    Овладевать навыками композиции в рисунке, размещения рисунка в листе.

    Овладевать навыками работы графическими материалами

    Выразительные возможности линии

    Виды линий и выразительные

    возможности линейных графических рисунков. Линейные графические рисунки известных мастеров. Ритм, ритмическая организация листа

    Рассматривать и анализировать линейные рисунки известных художников.

    Характеризовать различные виды линейных рисунков.

    Объяснять, что такое ритм и его значение в создании изобразительного образа.

    Выполнить линейный рисунок на за-

    данную тему

    Тёмное — светлое — тональные отношения

    Тон и тональные отношения: тёмное — светлое. Тональная шкала.

    Понятие тонального контраста.

    Композиция листа: ритм и расположение пятен на листе

    Овладеть представлениями о пятне как

    об одном из основных средств изображения. Объяснять понятия «тон», «тональная

    шкала», «тональные отношения», «тональный контраст».

    Иметь практические навыки изображения карандашами разной жёсткости

    Основы цветоведения

    Понятие «цвет» в художественной

    деятельности. Физическая основа

    цвета. Цветовой круг: основные и

    составные цвета. Цвета дополни-

    тельные и их особые свойства.

    Символическое значение цвета в

    различных культурах

    Объяснять значения понятий «основные цвета», «составные цвета», «дополнительные цвета».

    Характеризовать физическую природу

    цвета.

    Анализировать цветовой круг как таблицу основных цветовых отношений.

    Различать основные и составные цвета.

    Определять дополнительные цвета.

    Овладевать навыком составления разных оттенков цвета

    Цвет как выразительное

    средство в изобразитель-

    ном искусстве

    Восприятие цвета человеком. Понятия «холодный цвет» и «тёплый цвет». Понятие цветовых

    отношений — изменчивость нашего восприятия цвета в зависимости от взаимодействия цветовых пятен. Локальный цвет и

    сложный цвет. Колорит в живописи

    Объяснять понятия «цветовые отношения», «тёплые и холодные цвета», «цветовой контраст», «локальный цвет».

    Овладевать навыком колористического

    восприятия художественных произведений.

    Проводить эстетический анализ произведений живописи.

    Овладевать навыками живописного

    изображения

    Выразительные средства

    скульптуры

    Виды скульптуры и характер мате-

    риала в скульптуре. Скульптурные

    памятники, парковая скульптура,

    камерная скульптура. Статика и

    движение в скульптуре. Круглая

    скульптура. Виды рельефа. Произведения мелкой пластики

    Характеризовать основные виды скульптурных изображений и их назначение в жизни людей.

    Определять основные скульптурные материалы в произведениях искусства.

    Осваивать навыки создания художественной выразительности в объёмном изображении

    Жанры изобразительного искусства

    Жанровая система в изобразительном искусстве

    Жанровая система в изобрази-

    тельном искусстве как инструмент сравнения и анализа произведений изобразительного искусства

    Объяснять понятие «жанры в изобрази-

    тельном искусстве».

    Перечислять жанры изобразительного

    искусства.

    Объяснять разницу между предметом

    изображения и содержанием произведения искусства

    Натюрморт

    Изображение объёмного

    предмета на плоскости ли-

    ста

    Изображение предметного мира в

    изобразительном искусстве. Основы графической грамоты в изображении предмета. Правила объёмного изображения геометрических тел. Линейное построение

    предмета в пространстве. Линия

    горизонта, точка зрения и точка

    схода. Правила перспективных

    сокращений. Изображение окружности в перспективе, ракурс.

    Рисунок геометрических тел раз-

    ной формы

    Иметь представление об изображении

    предметного мира в истории искусства и

    о появлении жанра натюрморта в европейском и отечественном искусстве.

    Осваивать правила линейной перспективы при рисовании геометрических тел.

    Линейное построение предмета в пространстве.

    Освоить правила перспективных сокращений.

    Изображать окружности в перспективе.

    Рисовать геометрические тела на основе

    правил линейной перспективы

    Конструкция предмета

    сложной формы

    Понятие сложной пространственной формы. Силуэт предмета из

    соотношения нескольких геометрических фигур. Конструкция

    сложной формы из простых геометрических тел. Метод геометрического структурирования и про-

    чтения сложной формы предмета

    Выявлять конструкцию предмета через

    соотношение простых геометрических

    фигур.

    Рисовать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции.

    Рисовать конструкции из нескольких

    геометрических тел разной формы

    Свет и тень. Правила светотеневого изображения предмета

    Освещение как средство выявления объёма предмета. Понятия

    «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Особенности освещения «по свету» и «против света»

    Знать понятия «свет», «блик», «полу-

    тень», «собственная тень», «рефлекс»,

    «падающая тень».

    Освоить правила графического изображения объёмного тела с разделением его

    формы на освещённую и теневую стороны

    Рисунок натюрморта графическими материалами

    Графическое изображение натюрморта. Рисунки мастеров. Художественный образ в графическом натюрморте. Размещение изображения на листе. Композиция и

    образный строй в натюрморте:

    ритм пятен, пропорций, движение и покой. Этапы работы над графическим изображением натюрморта. Графические материалы, инструменты и художественные техники. Произведения отечественных графиков. Печатная графика

    Освоить первичные умения графического изображения натюрморта с натуры

    или по представлению.

    Овладевать навыками размещения изображения на листе, пропорционального

    соотношения предметов в изображении

    натюрморта.

    Овладевать навыками графического

    рисунка и опытом создания творческого

    натюрморта в графических техниках.

    Рассматривать произведения художников-графиков.

    Узнать об особенностях графических

    техник

    Живописное изображение

    натюрморта

    Цвет в живописи, богатство его

    выразительных возможностей.

    Цвет в натюрмортах европейских

    и отечественных живописцев.

    Собственный цвет предмета и цвет

    в живописи. Выражение цветом в

    натюрморте настроений и переживаний художника

    Характеризовать выразительные возможности цвета в построении образа изображения.

    Проводить эстетический анализ произведений художников-живописцев.

    Иметь опыт создания натюрморта средствами живописи

    Портрет

    Портретный жанр в истории искусства

    Изображение человека в искусстве разных эпох. Портрет как образ определённого реального человека. Великие портретисты в

    европейском искусстве. Выражение в портретном изображении

    характера человека и мировоззренческих идеалов эпохи.

    Парадный и камерный портрет в живописи.

    Особенности развития портретного жанра в отечественном искусстве.

    Изображение в портрете внутреннего мира человека.

    Особенности развития жанра портрета в искусстве ХХ в.: отечественном и европейском

    Иметь опыт художественного восприятия произведений искусства портретного жанра великих художников разных

    эпох.

    Рассказывать о портретном изображении человека в разные эпохи.

    Узнавать произведения и называть

    имена нескольких великих европейских

    портретистов (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт и др.).

    Рассказывать об особенностях жанра

    портрета в русском изобразительном искусстве и выявлять их. Называть имена

    и узнавать произведения великих художников-портретистов (В. Боровиковский, А. Венецианов, О.Кипренский, В. Тропинин, К. Брюллов, И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, В. Серов и др.).

    Иметь представление о жанре портрета

    в искусстве ХХ в.: западном и отечественном

    Конструкция головы человека

    Построение головы человека, основные пропорции

    Знать и претворять в рисунке основные позиции конструкции головы чело-

    века, пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы.

    Иметь представление о бесконечности

    индивидуальных особенностей при общих закономерностях строения головы

    человека

    Графический портретный

    рисунок

    Графический портретный рису-

    нок с натуры и по памяти. Знакомство с графическими портретами известных художников и

    мастеров графики. Графический

    рисунок головы реального человека — одноклассника или себя самого

    Иметь представление о графических

    портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в изображении образа человека.

    Приобрести опыт графического портретного изображения как нового для себя видения индивидуальности человека

    Свет и тень в изображении

    головы человека

    Роль освещения головы при создании портретного образа. Свет и

    тень в изображении головы человека. Изменение образа человека

    в зависимости от положения источника освещения

    Уметь характеризовать роль освещения как выразительного средства при

    создании портретного образа.

    Наблюдать изменения образа человека

    в зависимости от изменения положения

    источника освещения.

    Иметь опыт зарисовок разного освещения головы человека

    Портрет в скульптуре

    Скульптурный портрет в работах

    выдающихся художников-скульпторов.

    Выражение характера человека,

    его социального положения и образа эпохи в скульптурном портрете.

    Художественные материалы и их

    роль в создании скульптурного

    портрета

    Обрести опыт восприятия скульптурного портрета в работах выдающихся художников-скульпторов.

    Анализировать роль художественных

    материалов в создании скульптурного

    портрета.

    Иметь начальный опыт лепки головы

    человека

    Живописное изображение

    портрета

    Роль цвета в живописном портретном образе в произведениях выдающихся живописцев

    Иметь опыт создания живописного

    портрета. Характеризовать роль цвета

    в создании портретного образа как средства выражения настроения, характера,

    индивидуальности героя портрета

    Пейзаж

    Правила построения линейной перспективы в

    изображении пространства

    Изображение пространства в эпоху Древнего мира, в Средневековом искусстве. Научная перспектива в искусстве эпохи Возрождения.

    Правила линейной перспективы.

    Понятия «линия горизонта - низкого и высокого», «точка схода», «перспективные сокращения», «центральная и угловая

    перспектива»

    Сравнивать и различать характер изображения природного пространства в искусстве Древнего мира, Средневековья и

    Возрождения. Понимать и применять

    на практике рисунка понятия «линия

    горизонта — низкого и высокого», «точка

    схода», «перспективные сокращения», «центральная и угловая перспектива».

    Обрести практический навык построения линейной перспективы при изображении пространства пейзажа на листе бумаги

    Правила воздушной перспективы

    Правила воздушной перспективы

    в эпоху Возрождения и в европейском искусстве XVII—XVIII вв.

    Построение планов в изображении пейзажа

    Освоить содержание правил воздушной

    перспективы для изображения пространства пейзажа.

    Обрести навыки построения переднего,

    среднего и дальнего планов при изображении пейзажного пространства

    Особенности изображения

    разных состояний природы и её освещения

    Изображение природы в разных

    её состояниях. Романтический

    пейзаж. Морские пейзажи И. Айвазовского.

    Понятие «пленэр». Изображение

    пейзажа в творчестве импрессионистов и постимпрессионистов

    Характеризовать средства художественной выразительности в пейзажах

    разных состояний природы.

    Иметь представление о романтическом

    образе пейзажа в европейской и отечественной живописи.

    Узнавать и характеризовать морские

    пейзажи И. Айвазовского.

    Объяснять особенности изображения

    природы в творчестве импрессионистов и

    постимпрессионистов.

    Иметь опыт изображения разных состояний природы в живописном пейзаже

    Пейзаж в истории русской

    живописи и его значение в отечественной культуре

    История становления картины

    Родины в развитии отечественной

    пейзажной живописи XIX в.

    Образ природы в произведениях

    А. Венецианова и его учеников,

    картина А. Саврасова «Грачи прилетели», эпический образ природы России в произведениях

    И. Шишкина. Пейзажная живопись И. Левитана и её значение для русской культуры

    Анализировать развитие образа природы в отечественной пейзажной живописи.

    Называть имена великих русских живописцев и характеризовать известные

    картины А. Венецианова, А. Саврасова,

    И. Шишкина, И. Левитана.

    Рассуждать о значении художественного образа отечественного пейзажа в развитии чувства Родины.

    Приобрести творческий опыт в создании композиционного живописного пейзажа своей Родины

    Пейзаж в графике

    Графический образ пейзажа в работах выдающихся мастеров.

    Средства выразительности в графическом рисунке и многообразие

    графических техник. Графические зарисовки и графическая композиция на темы окружающей природы

    Рассуждать о средствах выразительности в произведениях графики и образных

    возможностях графических техник в работах известных мастеров.

    Овладевать навыками наблюдательности, развивая интерес к окружающему

    миру и его художественно-поэтическому

    видению путём создания графических

    зарисовок.

    Приобретать навыки пейзажных зарисовок

    Городской пейзаж

    Жанр городского пейзажа и его

    развитие в истории искусства.

    Многообразие в понимании образа города. Город как материальное воплощение отечественной

    истории и культурного наследия.

    Задачи охраны исторического образа современного города. Городские зарисовки и авторские композиции на тему архитектурного образа города

    Иметь представление о развитии жанра городского пейзажа в изобразительном искусстве.

    Овладевать навыками восприятия образности городского пространства как

    выражения самобытного лица культуры

    и истории народа.

    Осваивать новые композиционные навыки, навыки наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения.

    Осознавать роль культурного наследия

    в городском пространстве, задачи его

    охраны и сохранения

    Бытовой жанр в изобразительном искусстве

    Изображение бытовой

    жизни людей в традициях

    искусства разных эпох

    Изображение труда и бытовой

    жизни людей в традициях искусства разных эпох.

    Значение художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории человечества и современной жизни.

    Жанровая картина как обобщение

    жизненных впечатлений художника об окружающей жизни. Бытовой жанр в истории отечественного искусства. Тема, сюжет, содержание в жанровой картине.

    Проявление нравственных и ценностных смыслов в картинах бытового жанра

    Объяснять значение художественного

    изображения бытовой жизни людей в понимании истории человечества и современной жизни.

    Характеризовать роль изобразительного искусства в формировании представлений о жизни людей разных народов и

    эпох.

    Осознавать многообразие форм организации жизни и одновременного единства

    мира людей.

    Различать тему, сюжет и содержание в

    жанровой картине.

    Выявлять образ нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине

    Работа над сюжетной композицией

    Понимание композиции как целостности в организации художественных выразительных средств.

    Сюжет и содержание в композиции на бытовую тему

    Освоить новые навыки в работе над сюжетной композицией. Понимать композицию как целостность в организации

    художественных выразительных средств

    Исторический жанр в изобразительном искусстве

    Историческая картина в

    истории искусства, её особое значение

    Историческая тема в искусстве

    как изображение наиболее значительных событий в жизни общества.

    Жанровые разновидности исторической картины в зависимости от сюжета: мифологическая картина, картина на библейские темы,

    батальная картина и др.

    Объяснять, почему историческая карти-

    на понималась как высокий жанр.

    Объяснять, почему картины на мифологические и библейские темы относили к историческому жанру.

    Характеризовать произведения исторического жанра как идейное и образное

    выражение значительных событий в

    истории общества, воплощение мировоззренческих позиций и идеалов

    Историческая картина в

    русской живописи

    Историческая картина в русском

    искусстве XIX в. и её особое место

    в развитии отечественной культуры. К. Брюллов. «Последний день

    Помпеи», исторические картины

    в творчестве В. Сурикова и др.

    Исторический образ России в кар-

    тинах М. Нестерова, В. Васнецова, А. Рябушкина

    Анализировать содержание картины

    К. Брюллова «Последний день Помпеи».

    Анализировать содержание исторических картин, образ народа в творчестве

    В. Сурикова.

    Характеризовать исторический образ

    России в картинах М. Нестерова, В. Васнецова, А. Рябушкина

    Работа над сюжетной композицией

    Этапы длительного периода работы художника над исторической

    картиной: идея и эскизы, сбор материала и работа над этюдами,

    уточнения композиции в эскизах,

    картон композиции, работа над холстом

    Разрабатывать эскизы композиции на

    историческую тему с опорой на сбор материалов по задуманному сюжету

    Библейские темы в изобразительном искусстве

    Библейские темы в истории европейской и отечественной живописи

    Исторические картины на библейские темы: место и значение сюжетов Священной истории в европейской культуре.

    Вечные темы в искусстве на основе сюжетов Библии. Вечные темы

    и их нравственное и духовно-ценностное выражение в произведениях искусства разных времён.

    Произведения на библейские темы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта

    Знать о значении библейских сюжетов в

    истории культуры и узнавать сюжеты

    Священной истории в произведениях искусства.

    Объяснять значение великих — вечных

    тем в искусстве на основе сюжетов Библии как «духовную ось», соединяющую

    жизненные позиции разных поколений.

    Узнавать и объяснять сюжеты картин

    на библейские темы Леонардо да Винчи,

    Рафаэля, Рембрандта и др.

    Библейские темы в русском искусстве XIX в.

    Библейские темы в отечественном

    искусстве XIX в. А. Иванов. «Явление Христа народу», И. Крамской. «Христос в пустыне», Н. Ге. «Тайная вечеря», В. Поленов. «Христос и грешница»

    Узнавать и объяснять содержание картин отечественных художников (А. Иванов. «Явление Христа народу», И. Крамской. «Христос в пустыне», Н. Ге. «Тайная вечеря», В. Поленов. «Христос и

    грешница»)

    Иконопись в истории русского искусства

    Иконопись как великое проявление русской культуры. Язык изображения в иконе, его религиозный и символический смысл.

    Великие русские иконописцы:

    духовный свет икон Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия

    Знать о смысловом различии между

    иконой и картиной.

    Знать о творчестве великих русских

    иконописцев: Андрея Рублёва, Феофана

    Грека, Дионисия.

    Осознавать искусство древнерусской

    иконописи как уникальное и высокое достижение отечественной культуры
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта