Тематические блоки,
темы
| Основное содержание
| Основные виды деятельности
обучающихся
|
Изобразительное искусство в среде синтетических искусств
|
Роль изображения в синтетических искусствах
| Синтетические искусства — искусства, соединяющие, синтезирующие в себе выразительные
средства разных видов художественного творчества. Коллективность творчества в синтетических
искусствах. Пространственно-временные виды искусства.
Новые возможности художественного творчества в соединении изображения со словом, музыкой,
движением в современном коммуникативно-информационном пространстве.
Общность спектакля, фильма и
живописной картины на основе
визуально-зрелищного языка изображений — зримых образов.
Значение развития технологий в становлении новых видов искусства. Мультимедиа и объединение
множества воспринимаемых человеком информационных средств на экране цифрового искусства
| Иметь представление о синтетической
природе — коллективности творческого
процесса в синтетических искусствах.
Характеризовать роль визуального образа в синтетических искусствах.
Осознавать общность спектакля, фильма и живописной картины на основании
единого визуально-зрелищного языка
изображений, зримых образов.
Иметь представление о влиянии развития технологий на появление новых видов художественного творчества и их
развитие параллельно с традиционными
видами искусства
|
Художник и искусство театра
|
Происхождение театра и
визуальный облик представлений
| Рождение театра в древнейших
обрядах. Знакомство с жанровым
многообразием театральных представлений. Синтез искусств в современном театре. Роль художника и виды профессиональной художнической деятельности в
современном театре
| Иметь представление об истории развития театра.
Знать о жанровом многообразии театральных представлений.
Характеризовать виды деятельности
художника в театре
|
Сценография и создание
сценического образа
| Художник-постановщик в содружестве с драматургом, режиссёром и актёрами. Сценография и
создание сценического образа.
Эволюция сцены и виды декораций в истории театра.
Эскиз, макет, чертёж в работе
сценографа. Сколько художников
работает в театре: бутафорские,
пошивочные, декорационные и иные цеха в театре. Роль освещения
| Рассуждать о разных видах декораций
сцены, значении условности и метафоричности в построении декораций.
Иметь представление о роли эскизов и
макетов в работе художника-сценографа.
Представлять многообразие видов современных сценических зрелищ (шоу,
праздники, концерты) и художнических
профессий, участвующих в их оформлении.
Иметь опыт разработки эскиза сценографического решения выбранной пьесы
|
Сценический костюм и
грим
| Сценический костюм, грим и маска. Стилистическое единство в
решении образа спектакля. Этапы
создания костюма от изучения
пьесы и эпохи до эскизов и воплощения костюма в материале. Художники-постановщики в истории отечественного искусства.
К. Коровин, И. Билибин, А. Головин и др.
Наброски эскизов костюмов для персонажей выбранной пьесы
| Понимать различие между бытовым костюмом в жизни и сценическим костюмом театрального персонажа.
Понимать, что театральный костюм выражает во внешнем облике внутренний
мир и характер персонажа.
Иметь представление о творчестве
художников-постановщиков в истории
отечественного искусства.
Находить в поисковых системах в Интернете произведения известных отечественных театральных художников и
собирать свою папку или компьютерную
презентацию их выдающихся произведений.
Уметь применять полученные знания
при постановке школьного спектакля
|
Художник в театре кукол
| Ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора режиссёра и актёра в процессе создания образа персонажа. Виды
театральных кукол: тростевые,
перчаточные, ростовые и др. Как
одушевить и внести образ в любой
подручный предмет. Условность и
метафора в театральной постановке как образная и авторская интерпретация реальности
| Объяснять ведущую роль художника кукольного спектакля как соавтора режиссёра и актёра в процессе создания образа персонажа.
Иметь опыт создания куклы из простых предметов на столе школьника как
персонажа импровизированной театральной игры.
Осваивать зрительскую культуру восприятия и понимания театрального действия
|
Художественная фотография
|
Фотография — новое изображение реальности. Искусство и технология.
История фотографии: от дагерротипа до компьютерных технологий
| Рождение фотографии как техно-
логическая революция запечатления реальности.
Камера-обскура. Луи Жак Дагер и дагеротипия. Длительность экспозиции. Становление фотографии как искусства. Фотопортрет и
городские фотопейзажи конца
XIX — начала XX в. Фотоателье
и поиски художественности в
студийной съёмке. Появление
катушечной фотоплёнки и её
значение в развитии фотографии.
Современные возможности художественной обработки фотографии — появление цифровых
камер и мощных графических
редакторов. Смартфоны и мобилография
| Иметь представление об истории фотографии XIX в.
Определять понятия «камера-обскура»,
«дагеротипия».
Объяснять понятия «экспозиция», «выдержка», «диафрагма».
Наблюдать, рассматривать примеры
фотографий XIX в., объяснять их ценность для современности.
Рассуждать о соотношении прогресса
технологий и развитии искусства изображения.
Сравнивать и различать задачи изображения в живописи, графике и фотографии.
Рассказывать и объяснять развитие
фотографии в ХХ в.
Характеризовать современные возможности фото
|
Картина жизни в фотографиях С. Прокудина-Горского и их роль в современной отечественной культуре
| Картина мира в фотографиях
С. М. Прокудина-Горского — сохранённая история. С. М. Проку-
дин-Горский — пионер цветной фотографии. «Родиноведение» С. М. Прокудина-Горского и его «Коллекция достопримечательностей Российской империи».
Многообразие фотографических жанров. Значение фотоискусства
на примере картин С. М. Прокудина-Горского.
| Наблюдать и рассматривать фотографии С. М. Прокудина-Горского.
Объяснять значение фотографий «Родиноведения» С. М. Прокудина-Горского для современных представлений об истории жизни в нашей стране.
Объяснять на примере фотографий
С. М. Прокудина-Горского значение фотоискусства.
Различать и характеризовать различные жанры в фотографии.
Находить в поисковых системах Интернета фотографии С. М. Прокудина-Горского, собрать свою папку или презентацию (PowerPoint) выбранных фотографий и объяснить основание своего подбора
|
Фотография предмета.
Натюрморт
| Фотография — искусство светописи. Роль света в выявлении
формы и фактуры предмета. Ком-
позиция кадра. Ракурс и крупный, средний, дальний план. Графический ритм света и тени в фотографии. Примеры фотографий жанра натюрморта профессиональных фотографов. Предметная фотография. Выполнение постановочных фотографий натюрморта из нескольких простых
предметов
| Объяснять роль света как художественного средства в искусстве фотографии.
Анализировать профессиональные чёрно-белые фотографии натюрмортного
жанра с позиций их графической выразительности.
Объяснять значение умения наблюдать
реальность, видеть интересное, выразительное в обычном окружении.
Находить в поисковых системах Интернета профессиональные чёрно-белые фотографии натюрмортов и собрать папку
или презентацию (PowerPoint) из нескольких выбранных фотографий.
Объяснять свой выбор фотографий.
Иметь опыт фотографирования постановочного или наблюдаемого натюрморта
|
Искусство фотопейзажа
| Образные возможности чёрно-белой и цветной фотографии. Свето-
вые эффекты и атмосферные состояния природы (дождь, туман,
восход), документальный и художественный характер фотосъёмки. Навыки художника для создания выразительной фотографии
пейзажа. Построение композиции
кадра. Роль тональных контрастов и роль цвета в эмоционально-образном восприятии пейзажа.
Пейзаж природный и городской.
Фотопейзаж в творчестве профессиональных фотографов
| Аналитический просмотр фотографий,
сделанных обучающимися в предыдущее
время.
Аналитический просмотр фотографий
пейзажа, созданных профессиональны-
ми фотографами.
Иметь опыт пейзажной фотосъёмки с
постановкой художественных задач и их
аналитической рефлексии — обсуждения
|
Фотографический портрет
| Портрет в фотографии, его общее
и особенное по сравнению с живописным и графическим портретом. Роль освещения в создании
образа. Умения художественной
наблюдательности. Фотопортрет в
истории профессиональной фото-
графии и его связь с направлениями в изобразительном искусстве
| Объяснять, почему фотопортрет не отменяет искусство живописного или графического портрета.
Аналитический просмотр фотопортретов в истории профессиональной фото-
графии.
Иметь опыт фотографирования с целью
создания выразительного образа реального человека (товарища по классу, родственника и др.)
|
Фоторепортаж. Образ со-
бытия в кадре
| Фоторепортаж как вид журналистики и жанр искусства фотографии. Репортажный снимок на месте события — свидетельство
истории и его значение в сохранении памяти о событии. Семейная
фотохроника. Единственность и
неповторимость мгновения, укрупнение его значимости. Ракурс,
точка съёмки, динамика и ста-
тика в кадре. «Работать для жизни…» — фотографии Александра
Родченко, их значение и влияние
на стиль эпохи
| Характеризовать значение фоторепортажа как вида журналистики и как жанра искусства.
Различать и объяснять разницу в со-
держании искусства живописной картины и фоторепортажного снимка.
Познакомиться с творчеством легендарного фотографа Александра Родченко.
Характеризовать, как в фотографиях
проявляется образ эпохи и как фотообраз влияет на мировосприятие.
Иметь опыт съёмки фоторепортажа на
мероприятиях и событиях школьной жизни
|
Фотография и компьютер.
Факт и его трактовка
| Фотография постановочная и документальная. Возможности компьютерной обработки фотографий,
задачи преобразования фотографий и границы достоверности.
Коллаж как жанр художественного творчества с помощью различных компьютерных программ.
Художественная фотография как
авторское видение мира, как об-
раз времени и влияние фотообраза на жизнь людей
| Осваивать возможности компьютерных
программ преобразования фотографии.
Скомпоновать на экране компьютера
коллаж в виде авторской открытки или
фотопоздравления на основе совмещения
фотографий разных жанров.
Понимать и объяснять, что в основе искусства фотографии лежит дар видения
мира
|
Изображение и искусство кино
|
Пространственно-временное искусство кино
| Ожившее изображение. Рождение
кино. Эпоха немого кино. Чёрно-
белое кино. Появление звука.
Появление цветного кино. Время
в фильме. Синтетическая природа
пространственно-временного искусства кино и состав творческого
коллектива. Кинофильм — художественный образ, авторская позиция в кино. Фильм художественный и документальный
| Иметь представление об истории кино
и о его эволюции как искусства.
Характеризовать кино как пространственно-временное искусство.
Объяснять, почему экранное время и всё
изображаемое в фильме, являясь условностью, формирует у людей восприятие
реального мира.
Знать, что спецификой языка кино является монтаж и монтажное построение
изобразительного ряда фильма
|
Роль художника в игровом
фильме
| Фильм — «рассказ в картинках»:
изобразительная сторона фильма.
Кинохудожник и его команда в
работе по созданию фильма. Эскизы мест действия, образы и костюмы персонажей, раскадровка,
чертежи и воплощение в материале. Пространство и предметы —
историческая конкретность и художественный образ. Режиссёр —
художник — оператор в работе
над фильмом. Сложносоставной
язык кино
| Иметь представление об экранных искусствах как монтаже композиционно
построенных кадров.
Иметь представление о работе художников в кино и значении видеоряда в
осуществлении фильма.
Наблюдать и анализировать киноэскизы профессиональных кинохудожников.
Иметь опыт раскадровки маленького
простого сюжета со сменой планов и движения персонажа
|
Создание видеоролика —
от замысла до съёмки
| Проектная деятельность с использованием ИКТ в урочной и внеурочной деятельности учащихся.
Примеры жанров видеороликов:
видеорепортаж, игровой коротко-
метражный фильм, социальная
реклама, анимационный фильм,
музыкальный клип, документальный фильм. Понятие крупного плана. Понятия «панорама», «наезд» и «отъезд». Этапы создания видеоролика: замысел, сценарий,
предсъёмочный этап, или «раскадровка», съёмка, монтаж, анализ результата
| Знать основные жанры и формы видео-
роликов.
Характеризовать основные этапы создания видеоролика и планировать свою
работу по созданию видеоролика в соответствии с ними. Осваивать навыки видеосъёмки роликов в разных жанрах.
Осваивать начальные навыки практической работы по видеомонтажу в компьютерной программе (Adobe Premiere).
Обретать навык рефлексии деятельности по созданию видеоролика
|
Искусство анимации и художник-мультипликатор
| История создания мультфильма.
Рисованные мультфильмы, кукольные мультфильмы, цифровая
анимация. Уолт Дисней. Отечественная мультипликация и её
знаменитые создатели. Использование электронно-цифровых технологий в современном игровом кинематографе
| Просмотреть отечественные мультфильмы.
Осознавать многообразие подходов, поэзию и уникальность художественных
образов отечественной мультипликации.
Анализировать художественный образ
и средства его достижения в выбранных
мультфильмах.
Иметь представление и приводить
примеры использования электронно-
цифровых технологий в современном
игровом кинематографе
|
Компьютерная анимация
на занятиях в школе: создаём анимационный фильм
| Техническое оборудование и его
возможности для создания анимации в условиях школьных занятий: основные компьютерные программы и их особенности
(техника stop-motion, технология
Flash). Пластилиновые мультфильмы. Бумажная перекладка.
Сыпучая анимация. Коллективный характер работы.
Требования и критерии художественности — художественная образность в создании анимационного фильма
| Иметь опыт создания компьютерной
анимации в выбранной технике и в соот-
ветствующей компьютерной программе.
Иметь опыт совместной творческой работы: выбор сюжета и его раскадровка —
завязка, экспозиция, кульминация, раз-
вязка; рисунки или лепка героев, совместная работа над декорациями,
съёмка, просмотры.
Анализировать и обсуждать отснятый
материал.
Осознавать задачи художественной образности в создании анимационного
фильма
|
Изобразительное искусство на телевидении
|
Телевидение — экранное
искусство и средство массовой информации
| Телевидение — экранное искусство и средство массовой информации, художественного и научного просвещения, развлечения и
организации досуга. Создатель
телевидения — русский инженер
Владимир Козьмич Зворыкин.
Прямой эфир — событие в реальном времени. Роль телевидения в
превращении мира в единое информационное пространство. Картина мира, создаваемая телевидением.
Деятельность художника на теле-
видении: художники по свету, костюму, гриму; сценографический дизайн и компьютерная графика
| Сравнить и характеризовать общее и
особенное в кино и на телевидении.
Объяснять особую роль, функции теле-
видения в жизни общества.
Характеризовать телевидение как
экранное искусство и объяснять функции художника в работе телевидения.
Придумывать и рисовать эскиз оформления студии и эскиз заставки для телепередачи на выбранный сюжет.
Применять полученные знания в работе
школьного телевидения и студии мультимедиа
|
Искусство и зритель
| Зрительская культура и зрительские умения.
Роль искусства в жизни общества
и его влияние на жизнь каждого
человека, на его мировосприятие,
внутренний мир, ценностные ориентации. Человек с неизбежностью исполняет различные художнические роли в своей реальной бытийной жизни. Мир
искусства и картина мира в жизни общества
| Осознавать значение художественной
культуры для личностного духовно-нравственного развития и самореализации в
обществе.
Осознавать образовательные задачи
зрительской культуры, необходимость
зрительских умений.
Осознавать место и роль художественной деятельности в своей жизни и в жизни общества
|