Тематические блоки,
темы
| Основное содержание
| Основные виды деятельности
обучающихся
|
Архитектура и дизайн — искусства художественной постройки предметно‒пространственной среды жизни человека
|
Архитектура и дизайн —
предметно-пространственная среда, создаваемая
человеком
| Архитектура и дизайн — искусства художественной постройки — конструктивные искусства.
Предметно-пространственная —
материальная среда жизни людей. Функциональность предмет-
но-пространственной среды и от-
ражение в ней мировосприятия,
духовно-ценностных позиций людей
| Объяснять роль архитектуры и дизайна
в построении предметно-пространственной среды жизнедеятельности человека.
Рассуждать о влиянии предметно-пространственной среды на чувства, установки и поведение человека.
Рассуждать о том, как предметно-пространственная среда организует деятельность человека и его представление
о самом себе
|
Архитектура — «каменная летопись» истории человечества
| Материальная культура человечества как уникальная информация
о жизни людей в разные исторические эпохи и инструмент управления личностными качествами человека и общества. Роль архитектуры в понимании человеком
своей идентичности. Задачи сохранения культурного наследия и
природного ландшафта
| Объяснять ценность сохранения культурного наследия, выраженного в архитектуре, предметах труда и быта разных
эпох.
Иметь представление о том, что форма
материальной культуры обладает воспитательным потенциалом
|
Графический дизайн
|
Основы построения композиции в конструктивных искусствах
| Композиция как основа реализации замысла в любой творческой
деятельности.
Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет,
буква, текст и изображение.
Формальная композиция как построение на основе сочетания геометрических фигур, без предметного содержания.
Основные свойства композиции:
целостность и соподчинённость
элементов. Ритмическая организация элементов: выделение доминанты, симметрия и асимметрия, динамическая и статичная
композиция, контраст, нюанс, акцент.
Замкнутость или открытость композиции.
Практические упражнения по
композиции с вариативным ритмическим расположением геометрических фигур на плоскости
| Объяснять понятие формальной композиции и её значение как основы языка
конструктивных искусств.
Объяснять основные свойства — требования к композиции.
Уметь перечислять и объяснять основные типы формальной композиции.
Составлять различные композиции на
плоскости, располагая их по принципу
симметрии или динамического равновесия.
Выделять в построении формата листа
композиционную доминанту.
Составлять формальные композиции
на выражение в них движения и статики.
Осваивать навыки вариативности в ритмической организации листа
|
Роль цвета в организации
композиционного пространства
| Функциональные задачи цвета в
конструктивных искусствах. Цвет
и законы колористики. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой
акцент, ритм цветовых форм, доминанта.
Цветовой образ в формальной композиции.
Выразительность сочетаний линии и пятна.
Выполнение практических композиционных упражнений по теме
«Роль цвета в организации композиционного пространства»
| Объяснять роль цвета в конструктивных
искусствах.
Различать технологию использования
цвета в живописи и конструктивных
искусствах.
Объяснять выражение «цветовой образ».
Применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту
|
Шрифты и шрифтовая
композиция в графическом дизайне
| Искусство шрифта. Форма буквы
как изобразительно-смысловой
символ.
Шрифт и содержание текста. Стилизация шрифта.
Понимание печатного слова, типографской строки как элементов
плоскостной композиции. Типографика и её основные термины.
Выполнение аналитических и
практических работ по теме «Буква — изобразительный элемент
композиции»
| Соотносить особенности стилизации
рисунка шрифта и содержание текста.
Различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур.
Применять печатное слово, типограф-
скую строку в качестве элементов графической композиции.
Построение шрифтовой композиции
|
Логотип. Построение логотипа
| Логотип как графический знак,
эмблема или стилизованный графический символ. Функции лого-
типа как торговой марки или как
центральной части фирменного
стиля. Шрифтовой логотип. Знаковый логотип. Свойства логотипа: лаконичность, броскость, запоминаемость, уникальность и
креативность
| Объяснять функции логотипа как представительского знака, эмблемы, торговой марки.
Различать шрифтовой и знаковый виды
логотипа.
Иметь практический опыт разработки
логотипа на выбранную тему
|
Композиционные основы
макетирования в графическом дизайне при соединении текста и изображения.
Искусство плаката
| Синтез слова и изображения в искусстве плаката. Монтаж их соединения по принципу образно-информационной цельности. Изобразительный язык плаката, стилистика изображения, надписи и способы их композиционного
расположения в пространстве
плаката или поздравительной открытки.
Композиционное макетирование в
графическом дизайне.
Макетирование плаката, поздравительной открытки или рекламы
| Иметь представление о задачах образного построения композиции плаката,
поздравительной открытки или рекламы
на основе соединения текста и изображения.
Понимать и объяснять образно-информационную цельность синтеза текста и
изображения в плакате и рекламе.
Выполнять практическую работу по
композиции плаката или рекламы на основе макетирования текста и изображения (вручную или на основе компьютерных программ)
|
Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книги и журнала
| Многообразие видов графического
дизайна: от визитки до книги. Дизайн-конструкция книги. Соединение текста и изображений. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление
книги, журнала. Коллажная ком-
позиция: образность и технология.
Выполнение практической работы по проектированию книги
(журнала), созданию макета журнала в технике коллажа или на компьютере
| Узнавать элементы, составляющие
конструкцию и художественное оформление книги, журнала.
Различать и применять различные способы построения книжного и журнального разворота.
Создавать макет разворота книги или
журнала по выбранной теме в виде кол-
лажа или на основе компьютерных программ
|
Макетирование объёмно-пространственных композиций
|
От плоскостного изображения к объёмному макету. Объект и пространство.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете
| Композиция плоскостная и пространственная. Композиционная
организация пространства. Сохранение при построении пространства общих законов композиции. Чертёж пространственной композиции в виде проекции её
компонентов при взгляде сверху.
Понятие чертежа как плоскостного изображения объёмов. Конструирование макета из бумаги и картона.
Введение в макет понятия рельефа местности и способы его обозначения на макете.
Выполнение практических работ
по созданию объёмно-пространственных макетов
| Развивать пространственное воображение.
Понимать плоскостную композицию
как схематическое изображение объёмов
при виде на них сверху, т. е. чертёж проекции.
Уметь строить плоскостную композицию и выполнять макет пространственно-объёмной композиции по её чертежу.
Анализировать композицию объёмов в
макете как образ современной постройки.
Овладевать способами обозначения на
макете рельефа местности и природных
объектов.
Понимать и объяснять взаимосвязь вы-
разительности и целесообразности конструкции
|
Здание как сочетание раз-
личных объёмных форм.
Конструкция: часть и целое
| Структура зданий различных архитектурных стилей и эпох: выявление простых объёмов, образующих целостную постройку. Взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Понятие тектоники как
выражение в художественной
форме конструктивной сущности
сооружения и логики конструктивного соотношения его частей.
Выполнение практических работ
по темам: «Разнообразие объёмных форм, их композиционное усложнение», «Соединение объёмных форм в единое архитектурное
целое»
| Выявлять структуру различных типов
зданий. Характеризовать горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы конструкции постройки.
Иметь представление о модульных эле-
ментах в построении архитектурного образа.
Макетирование: создание фантазийной
конструкции здания с ритмической организацией вертикальных и горизонтальных плоскостей и выделенной доминантой конструкции
|
Эволюция архитектурных
конструкций и роль эволюции строительных материалов
| Развитие строительных технологий и историческое видоизменение архитектурных конструкций (перекрытия и опора — стоечно-
балочная конструкция; свод —
архитектура сводов; каркасная
готическая архитектура; появление металлического каркаса, железобетон и язык современной
архитектуры).
Выполнять зарисовки основных
конструктивных типов архитектуры.
Унификация — важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции
здания. Модульное макетирование
| Знать о роли строительного материала
в эволюции архитектурных конструкций
и изменении облика архитектурных сооружений.
Характеризовать, как изменение архитектуры влияет на характер организации
и жизнедеятельности общества.
Рассказывать о главных архитектурных
элементах здания, их изменениях в процессе исторического развития.
Выполнить зарисовки основных архитектурных конструкций
|
Красота и целесообразность предметного мира.
Образ времени в предметах, создаваемых человеком
| Многообразие предметного мира,
создаваемого человеком. Функция вещи и её форма. Анализ формы через выявление сочетающихся объёмов.
Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Сочетание образного и рационального.
Красота — наиболее полное выявление функции вещи.
Образ времени и жизнедеятельности человека в предметах его быта
| Характеризовать общее и различное во
внешнем облике вещи как сочетание объёмов, образующих форму. Определять
дизайн вещи одновременно как искусство и как социальное проектирование.
Выполнение аналитических зарисовок
бытовых предметов
|
Форма, материал и функция бытового предмета
| Взаимосвязь формы и материала.
Влияние функции вещи на мате-
риал, из которого она будет создаваться. Роль материала в определении формы. Влияние развития
технологий и материалов на изменение формы вещи
| Объяснять, в чём заключается взаимосвязь формы и материала.
Придумывать новые фантазийные или
утилитарные функции для старых вещей.
Творческое проектирование предметов
быта с определением их функций и материала изготовления
|
Цвет в архитектуре и дизайне
| Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и
архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Роль цвета в выявлении формы.
Отличие роли цвета в живописи
от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска.
Преобладание локального цвета в
дизайне и архитектуре. Фактура
цветового покрытия.
Психологическое воздействие
цвета.
Конструирование объектов дизайна или архитектурное макетирование с использованием цвета
| Иметь представление о влиянии цвета
на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна.
Иметь представление о значении рас-
положения цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта.
Объяснять особенности воздействия и
применения цвета в живописи, дизайне
и архитектуре.
Участвовать в коллективной творческой работе по конструированию объектов дизайна или по архитектурному макетированию с использованием цвета
|
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека
|
Образ и стиль материальной культуры прошлого
| Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, мировоззрения людей и развития производственных возможностей.
Художественно-аналитический
обзор развития образно-стилевого
языка архитектуры как этапов
духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.
Этапы развития русской архитектуры. Здание — ансамбль — среда. Великие русские архитекторы и значение их архитектурных шедевров в пространстве современного мира. Выполнение аналитических зарисовок знаменитых архитектурных памятников из фото-изображений. Поисковая деятельность в Интернете. Фотоколлаж
из изображений произведений архитектуры
| Рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных
эпох.
Характеризовать значение архитектурно-пространственной композиционной
доминанты во внешнем облике города.
Рассказывать, проводить аналитический анализ конструктивных и аналитических характеристик известных памятников русской архитектуры.
Выполнить аналитические зарисовки
знаменитых архитектурных памятников.
Осуществлять поисковую деятельность
в Интернете.
Участвовать в коллективной работе
по созданию фотоколлажа из изображений памятников отечественной архитектуры
|
Пути развития современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра
| Архитектурная и градостроительная революция XX в. Её технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный
аспект «перестройки» в архитектуре.
Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учётом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма. Проблема
урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города.
Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве.
Выполнение практических работ
по теме «Образ современного города и архитектурного стиля будущего»: фотоколлажа или
фантазийной зарисовки города
будущего
| Характеризовать современный уровень
развития технологий и материалов, используемых в архитектуре и строительстве.
Определять значение преемственности в
искусстве архитектуры и искать собственный способ «примирения» прошлого и настоящего в процессе реконструкции городов.
Выполнять практические работы по теме «Образ современного города и архитектурного стиля будущего»: фотоколлаж или фантазийную зарисовку города будущего
|
Пространство городской
среды
| Исторические формы планировки
городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные
композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Роль цвета в формировании пространства. Схема-планировка и реальность. Индивидуальный образ каждого города. Неповторимость исторических кварталов и значение
культурного наследия для современной жизни людей.
Выполнение композиционного задания по построению городского
пространства в виде макетной или
графической схемы (карты)
| Определять понятие «городская среда».
Рассматривать и объяснять планировку города как способ организации образа
жизни людей.
Знать различные виды планировки города.
Знать о значении сохранения исторического облика города для современной
жизни.
Иметь опыт разработки построения
городского пространства в виде макетной
или графической схемы (карты)
|
Дизайн городской среды.
Малые архитектурные
формы
| Роль малых архитектурных форм
и архитектурного дизайна в организации городской среды и индивидуальном образе города. Создание информативного комфорта в городской среде: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального
озеленения и т. д.
Выполнение практической работы по теме «Проектирование дизайна объектов городской среды»
в виде создания коллажно-графической композиции или дизайн-проекта оформления витрины магазина
| Объяснять роль малой архитектуры и
архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в
«проживании» городского пространства.
Иметь представление о значении сохранения исторического образа материальной среды города.
Выполнять практические творческие
работы в технике коллажа или дизайн-
проекта малых архитектурных форм городской среды
|
Дизайн пространственно-
предметной среды интерьера. Интерьер и предметный мир в доме
| Назначение помещения и построение его интерьера. Образно-стилевое единство материальной
культуры каждой эпохи. Интерьер как выражение стиля жизни
его хозяев. Стилевое единство вещей.
Отделочные материалы, введение
фактуры и цвета в интерьер. Дизайнерские детали интерьера.
Зонирование интерьера — создание многофункционального пространства. Интерьеры общественных зданий: театра, кафе, вокзала, офиса, школы и пр.
Выполнение практической и аналитической работы по теме «Роль
вещи в образно-стилевом решении
интерьера» в форме создания коллажной композиции
| Характеризовать роль цвета, фактур и
предметного наполнения пространства
интерьера общественных мест (театр, ка-
фе, вокзал, офис, школа и пр.), а также
индивидуальных помещений.
Выполнять задания по практической и
аналитической работе по теме «Роль вещи в образно-стилевом решении интерьера» в форме создания коллажной композиции
|
Природа и архитектура.
Организация архитектурно-ландшафтного пространства
| Город в единстве с ландшафтно-
парковой средой. Основные школы ландшафтного дизайна. Особенности ландшафта русской усадебной территории. Традиции графического языка ландшафтных проектов.
Выполнение дизайн-проекта территории парка или приусадебного
участка в виде схемы-чертежа.
Выполнение макета фрагмента сада или парка, соединяя бумаго-
пластику с введением в макет
различных материалов и фактур:
ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и др.
| Характеризовать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование при-
роды и архитектуры.
Иметь представление о традициях
ландшафтно-парковой архитектуры и
школах ландшафтного дизайна.
Знать о традициях построения и культурной ценности русской усадебной территории.
Осваивать новые приёмы работы с бумагой и природными материалами в процессе макетирования архитектурно-
ландшафтных объектов
|
Замысел архитектурного
проекта и его осуществление
| Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей.
Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города. Реализация в процессе коллективного макетирования чувства красоты и
архитектурно-смысловой логики.
Выполнение практической творческой коллективной работы
«Проектирование архитектурного
образа города» («Исторический
город», «Сказочный город», «Город будущего»)
| Совершенствовать навыки коллектив-
ной работы над объёмно-пространственной композицией.
Развивать и реализовывать в макете
художественную фантазию в сочетании с
архитектурно-смысловой логикой.
Развивать навыки макетирования
|
Образ человека и индивидуальное проектирование
|
Функциональная планировка своего дома
| Организация пространства жилой
среды как отражение индивидуальности человека. Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха,
спорта, хозяйства, для детей
и т. д. Мой дом — мой образ жизни. Учёт в проекте инженерно-бытовых и санитарно-технических
задач.
Выполнение аналитической и
практической работы по теме
«Индивидуальное проектирование. Создание плана-проекта «Дом моей мечты». Выполнение графического (поэтажного) плана дома или квартиры, графического
наброска внешнего вида дома и
прилегающей территории
| Объяснять, как в организации жилого
пространства проявляется индивидуальность человека, род его занятий и интересов.
Осуществлять в архитектурно-дизайнерском проекте как реальные, так и
фантазийные представления о своём жилище.
Иметь представление об учёте в проекте инженерно-бытовых и санитарно-технических задач.
Проявлять знание законов композиции
и умение владеть художественными материалами
|
Дизайн предметной среды
в интерьере личного дома
| Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы.
Стиль и эклектика.
Отражение в проекте дизайна ин-
терьера образно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых
начал. Функциональная красота
предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование).
Создание многофункционального
интерьера собственной комнаты.
Способы зонирования помещения.
Выполнение практической работы
«Проект организации многофункционального пространства и предметной среды моей жилой комнаты» (фантазийный или реальный)
| Объяснять задачи зонирования помещения и искать способ зонирования.
Иметь опыт проектирования многофункционального интерьера комнаты.
Создать в эскизном проекте или с помощью цифровых программ дизайн интерьера своей комнаты или квартиры, раскрывая образно-архитектурный композиционный замысел интерьера
|
Дизайн и архитектура
сада или приусадебного
участка
| Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные фор-
мы сада: беседка, бельведер,
пергола, ограда и пр. Водоёмы и
мини-пруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские
горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для
птиц и т. д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Искусство аранжировки.
Икебана как пространственная
композиция в интерьере.
Разработка плана или макета
садового участка
| Характеризовать различные варианты
планировки садового участка. Совершенствовать навыки работы с различными
материалами в процессе макетирования.
Применять навыки создания объёмно-
пространственной композиции в формировании букета по принципам икебаны.
Выполнить разработку плана садового
участка
|
Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды
| Одежда как образ человека. Стиль
в одежде. Соответствие материи и
формы. Целесообразность и мода.
Мода — бизнес и манипулирование массовым сознанием.
Конструкция костюма. Законы
композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.
Выполнение практической работы по теме «Мода, культура и
ты»: подобрать костюмы для разных людей с учётом специфики их
фигуры, пропорций, возраста.
Разработка эскизов одежды для себя. Графические материалы
| Объяснять, как в одежде проявляется
характер человека, его ценностные позиции и конкретные намерения его действий.
Иметь представление об истории костюма разных эпох.
Объяснять, что такое стиль в одежде.
Характеризовать понятие моды в
одежде.
Применять законы композиции в проектировании одежды, создании силуэта
костюма.
Объяснять роль моды в современном
обществе.
Выполнять практическую работу по
разработке проектов одежды
|
Дизайн современной
одежды
| Характерные особенности современной одежды. Возраст и мода.
Молодёжная субкультура и под-
ростковая мода. Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и её выражение в
одежде. Стереотип и китч. Унификация одежды и индивидуальный
стиль. Ансамбль в костюме. Роль
фантазии и вкуса в подборе одежды.
Выполнение практических творческих эскизов по теме «Дизайн
современной одежды». Создание
живописного панно с элементами
фотоколлажа на тему современного молодёжного костюма. Разработка коллекции моделей образно-фантазийного костюма
| Обсуждать особенности современной
молодёжной одежды.
Сравнивать функциональные особенности современной одежды с традиционными функциями одежды прошлых эпох.
Использовать графические навыки и
технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодёжных комплектов одежды.
Выполнять творческие работы по теме
«Дизайн современной одежды»
|
Грим и причёска в практике дизайна. Визажистика
| Искусство грима и причёски.
Форма лица и причёска. Макияж
дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический.
Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Азбука
визажистики и парикмахерского
стилизма. Боди-арт и татуаж как
мода.
Понятие имидж-дизайна. Связь
имидж-дизайна с паблик рилей - шнз, технологией социального по-
ведения, рекламой, общественной
деятельностью и политикой. Материализация в имидж-дизайне
психосоциальных притязаний
личности на публичное моделирование желаемого облика.
Выполнение практических работ
по теме «Изменение образа сред-
ствами внешней выразительно-
сти»: подбор вариантов причёски
и грима для создания различных
образов одного и того же лица.
Рисунок или коллаж. Выполнение упражнений по освоению навыков и технологий бытового грима — макияжа; создание средствами грима образа сценического
или карнавального персонажа
| Объяснять, в чём разница между творче-
скими задачами, стоящими перед гримё-
ром и перед визажистом.
Ориентироваться в технологии нанесения и снятия бытового и театрального
грима.
Воспринимать и характеризовать макияж и причёску как единое композиционное целое.
Определять чёткое ощущение эстетических и этических границ применения макияжа и стилистики причёски в повседневном быту.
Объяснять связи имидж-дизайна с публичностью, технологией социального по-
ведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой.
Выполнять практические творческие
работы по созданию разного образа одного и того же лица средствами грима.
Создавать средствами грима образа сценического или карнавального персонажа
|