Шпикалова ИЗО Программа 5-8 ФГОС. Рабочие программы
Скачать 0.99 Mb.
|
10. Человек и земля-кормилица. Праздник урожая как завершение трудового и природного цикла Восприятие произведений отечественных живопис-цев XIX—XX вв. А. Г. Венецианова,Б. М. Кустодиева, А. А. Пластова и голландского художника XVII в. Б. ван дер Хельста, лаковой миниатюры Палеха и Холуя, запечатлевших в своих работах осенние сельские праздники, посвящённые уборке урожая, ярмарке. Основные содержательные линии. Роль художествен-ной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Композиция. Пропорции. Бытовой жанр. Сюжет и содержание в произведении искусства. Диалог об искусстве. Сохранение и развитие традиций осенних праздников и ярмарок в культуре народов России. Традиционный земледельческий кален-дарь как своеобразный дневник и энциклопедия крестьянского быта с его праздниками и буднями. Средства художественной выразительности в произведе-ниях бытового жанра, передающие праздничное настроение природы и человека, единение людей с природой и друг с другом. Работа по художественно-дидактической таблице «Поэтапное создание многофигурной композиции». Творческое задание с использованием средств выразительности графики. Материалы: карандаш, бумага. Советы мастера. Подведение итогов Страница для любознательных. Из истории бытового жанра. Сцены сельской и городской жизни в искусстве стран Западной Европы и России Задания творческого и поискового характера | Рассматривать произведения изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, в которых нашли отражение осенние праздники и ярмарки, красота окружающего мира и образ земли-кормилицы. Различать средства художественной выразительности в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства и в произведениях живописцев и графиков. Высказывать своё суждение о том, как влиял традиционный земледельческий календарь на организа-цию праздников в народной культуре народов России. Рассказывать о своих наблюдениях и впечатлениях от осенних праздников урожая в родном крае. Объяснять смысл понятий бытовой жанр, пропорции фигуры человека. Определять смысловой центр многофигурных композиций в произведениях живописцев и народных мастеров, статичный и динамичный строй композиции. Участвовать в обсуждении отображения в произведениях народного, декоративно-прикладного искусства и живописи традиционных праздников урожая и ярмарки, связи земледельца с природой; выразительных средств создания праздничного настроения, единения природы и человека в творчестве народных мастеров и живописных произведениях бытового жанра. Работать по художественно-дидактической таблице. Различать изображение фигуры взрослого человека в движении, пропорции взрослого и ребёнка. Выполнять подготовительный рисунок (зарисовку) фигуры человека в движении для многофигурной композиции. Применять выразительные графические средства в работе. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе своё отношение к празднику урожая. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Выполнять задания творческого и поискового характера по сбору и поиску информации с использованием поисковых систем Internet, применяя знания в изменённых условиях и компьютерные технологии. Готовить презентацию |
11. Ярмарка как периодически устраиваемый торг и обмен культурно-промышленными товарами и форма общения между людьми Восприятие произведений бытового жанра отечественных (В. Г. Перов, П. А. Федотов, Б. М. Кусто-диев, А. А. Пластов) и западноевропейских (И. Бекелар, Я. Вермер Делфтский, Г. Терборх) художников. Основные содержательные линии. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Великие мастера русского и европейского искусства. Народные праздники, обряды в искусстве и современной жизни. Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и искусстве. Композиция. Раскрытие в композиции сущности произведения. Пропорции. Цвет. Сюжет и содержание в произведении искусства. Бытовой жанр. Диалог об искусстве. Сохранение и развитие традиций осенних праздников и ярмарок в культуре народов России. Роль живописных и композиционных средств (сюжет, смысловой центр, ритм, контраст, пятно, цвет, колорит), создающих праздничное настроение и участвующих в создании художественного образа. Творческое задание с использованием композицион-ных и живописных средств выразительности в многофигурной композиции. Материалы: акварель, гуашь, бумага. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать живописные произведения бытового жанра, созданные художниками Западной Европы и России в XVI—XX вв. Высказывать своё суждение о том, как композиционные живописные приёмы влияют на передачу замысла произведения. Объяснять смысл понятий сюжет, тема, содержание и форма. Сравнивать произведения западноевропейских мастеров с произведениями отечественных живописцев. Находить общее и различное. Определять тему, сюжет бытовой картины, пропорции фигуры человека, смысловой (композиционный) центр. Называть художественно-выразительные средства, участвующие в создании художественного образа. Участвовать в обсуждении характерного и типического в бытовом жанре, динамики и статики в компонентах многофигурной композиции; художествен-но-выразительных средств, участвующих в создании художественного образа ярмарки. Выполнять многофигурную композицию «Праздник урожая» или «Ярмарка» согласно условиям творческого задания. Выделять характерные наиболее яркие черты в поведении и внешности людей, используя свои наблюдения осеннего праздника в твоём крае, городе (посёлке). Выражать в творческой работе своё отношение к празднику урожая. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
Тема 4. Образ времени года в искусстве (2 ч) | |
12—13. Зимняя пора в живописи и графике Восприятие пейзажей отечественных живописцев (В. Д. Поленова, И. Э. Грабарь, Д. Журавлёв, Н. М. Ромадин) и графиков (М. Врубель, Г. Верейский, М. В. Добужинский, А. А. Остроумова-Лебедева) конца XIX – начала XX в. и западноевропейских художников XVII в. и конца XIX в. (П. Брейгель Старший (Мужицкий), В. Ван Гог). Основные содержательные линии. Роль художествен-ной деятельности человека в освоении мира. Выражения в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Великие мастера русского и европейского искусства. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Композиция. Цвет. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Рисунок с натуры и по представлению. Изображение предметного мира. Диалог об искусстве. Пейзаж как портрет времени года в творчестве выдающихся художников России и Западной Европы. Своеобразие средств выразительности различных видов искусства в передаче красоты и особенностей зимнего периода времени года. Графические средства выразительности (линия, силуэт, пятно, штрих) в создании художественного образа зимней природы. Творческое задание с использованием композицион-ных и графических средств художественной выразитель-ности в изображении зимнего пейзажа. Материалы (по выбору): цветные мелки, пастель, уголь, акварель, гуашь. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать произведения пейзажного жанра в творчестве отечественных и западноевропейских художников разных эпох, отразивших состояние и настроение природы в зимнем пейзаже. Находить общее и различия в передаче естественной красоты зимнего пейзажа, понимание сути природы и её значимости для человека. Рассказывать о своих наблюдениях и впечатлениях от наблюдений различных состояний и настроений в зимней природе. Приводить примеры. Высказывать своё мнение о средствах художественной выразительности в передаче красоты и особенностей зимней природы, отображённой живописцами и графиками в своих произведениях. Участвовать в обсуждении художественных особенностей передачи состояния зимней природы, разнообразия художественных средств выразительности (пространство, линия, цвет, силуэт, пятно) в создании художественного образа зимнего пейзажа. Выполнять композицию зимнего пейзажа в графике на основе зарисовок зимней природы по памяти и представлению, сделанных на предыдущем уроке согласно условиям. Выражать в пейзаже своё эмоционально-ценностное отношение к красоте зимней природы. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
Тема 5. Традиции и современность. Взаимоотношения людей в жизни и искусстве. Роль декоративно-прикладных искусств в повседневной жизни человека и общества (2 ч) | |
14—15. Делу — время, потехе — час. Искусство вокруг нас. Рукодельницы и мастера Восприятие образов героев тематических картин, воссоздающих сцены труда и отдыха молодёжи, изделий народных мастеров (народных костюмов разных регионов России, поясов, дымников). Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества. Народное традиционное искусство. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Взаимоотношения между людьми разных поколений в жизни и искусстве. Художественные материалы и художественные техники. Украшение в жизни людей, его функции в жизни общества. Диалог об искусстве. Традиции, состав комплекса русского народного костюма разных регионов России. Изготовление изделий из металла в разных регионах России и их художественные особенности. Средства художественной выразительности в изображении героев картин, передачи особенностей традиционного народного костюма из разных регионов России. Художественные приёмы плетения поясов и изготовления дымников. Работа по художественно-дидактическим таблицам «Плетение пояса из трёх и пяти нитей» и «Технологическая карта изготовления дымника с флюгером». Творческое задание с учётом технологических приёмов работы с мягкими и твёрдыми материалами. Материалы: бумага, простой карандаш, тушь, гуашь, шерстяные нитки или тонкая цветная тесьма, булавка; тонкий чёрный картон, линейка, клей, тонированная бумага, фольга. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать произведения живописи, воссозда-вших образы молодёжи в сценах совместного труда и отдыха, изделия декоративно-прикладного искусства. Рассказывать о старинных праздниках и обычаях, традиции которых продолжаются в жизни родного края, города, посёлка. Высказывать своё отношение к произведениям живописцев, в которых отражены характерные сцены народной жизни и особенности традиционного народного крестьянского костюма. Определять сходство и различия в изображении костюмов разных персонажей. Объяснить, какова роль искусства в формировании материального окружения человека, каков вклад творчества народных мастеров в украшении предметной среды. Приводить примеры. Участвовать в обсуждении средств художественной выразительности, которые используют художники при изображении сцен трудовой и праздничной жизни молодёжи, а также художественных материалов (мягких и твёрдых) и художественных техник (плетение поясов, изготовление дымников). Работать по художественно-дидактической таблице. Прослеживать технику плетения поясов из трёх и пяти нитей и технологию изготовления дымника с флюгером. Сверять свои действия при изготовлении поясов и дымников с флютером с рекомендациями таблиц. Работать в паре. Выполнять графический эскиз пояса или дымника с флюгером. Конструировать изделия из мягких и твёрдых материалов согласно эскизам. Участвовать в подведении итогов творческой работы.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
Тема 6. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев (2 ч) | |
16—17. Герои сказок и былин в творчестве мастеров искусства Восприятие произведений живописцев (В. М. Вас-нецов, М. А. Врубель, Н. К. Рерих, С. В. Малютин), скульптора (С. Т. Коненков) и мастеров (С. М. Дмитриев, А. А. Каморин) лаковой миниатюры, воссоздавших образы фольклорных героев. Основные содержательные линии. Народное традиционное искусство. Изобразительные виды искусства. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного выбора отдельного человека. Специфика художественного изображения. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве. Средства художественной выразительности. Диалог об искусстве. Разработка фольклорной темы мастерами отечественной культуры. Воздействие народного искусства на творчество мастеров народного и декоративно-прикладного, театрально-декорационного искусства и книжной графики. Традиция празднования на Руси предновогодья (Святки), связанная с ожиданием фантастических превращений и необычных событий. Работа по художественно-дидактическим таблицам «Схематичные зарисовки пропорций головы, лица», «Изображение атрибутов, предметов, дополняющих характеристику фольклорного героя». Творческое задание с использованием средств выразительности живописи, графики, декоративно-прикладного и народного искусства в передаче сказочности фольклорного героя. Материалы: бумага, акварель, гуашь (по выбору) Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать произведения разных видов искусства, запечатлевшие образы фольклорных героев. Сравнивать особенности изображения добрых и злых героев в произведениях изобразительного искусства. Различать средства художественной вырази-тельности в творчестве мастеров народного и декоративно-прикладного, театрально-декорационного искусства и книжной графики. Высказывать своё мнение о средствах художественной выразительности, которые используют художники для достижения впечатления фантастических превращений и необычных событий, сказочности композиции; о роли цвета, атрибутов, предметов, которые дополнят создаваемый образ в характеристике фольклорного героя. Понимать условность и субъективность художественного образа. Участвовать в обсуждении изображения добрых и злых героев в произведениях разных видов изобразительного искусства, роли цвета в характеристике фольклорного героя, средств художественной выразительности для передачи сказочности происходящих событий и действий. Работать по художественно-дидактической таблице. Анализировать последовательность изображения головы, лица героев композиции по художественно-дидактической таблице. Изображать персонажа сказки или былины по представлению. Применять выразительные живописные и графические средства в работе. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе своё видение образов фольклорных героев и отношение к ним. Участвовать в коллективной работе по созданию новогодней галереи образов фольклорных героев. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-творческой деятельности |
МУДРОСТЬ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ В ИСКУССТВЕ ( 8 ч) Тема 7. Русское народное деревянное зодчество. Польза и красота (4 ч) | |
18. Памятники древнерусской архитектуры в музеях под открытым небом Восприятие произведений живописи (Б. Н. Помор-цев), графики (Б. Л. Непомнящий, А. Бородин) и фотографий, воспроизводящих памятники древнерусского зодчества. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Народное традиционное искусство. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Храмовое зодчество. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Единство художественного и функционального в архитектуре. Архитектурный образ. Диалог об искусстве. Русский Север — край уникальных домов-комплексов. Особенности конст-рукции северных домов-комплексов в Кижах. Единение деревянных построек с ландшафтом. Культовые памятники русского деревянного зодчества. Творческое задание с использованием средств языка графики. Материалы: простой карандаш, цветные мелки, фломастер, белая или тонированная бумага. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать культовые и гражданские постройки из дерева мастеров Древней Руси на фотографиях и в произведениях живописи и графики. Высказывать своё впечатление о красоте памятников древнерусского зодчества. Сравнивать конструктивные и художественные особенности крестьянских домов, храмов и других построек. Различать их типы, индивидуальные черты, назначение. Осознавать, что архитектура и декоративно-прикладное искусство во все времена украшали повседневную жизнь человека. Называть ведущие художественные музеи деревянного зодчества России. Участвовать в обсуждении архитектурного образа памятников русского деревянного зодчества, роли русского деревянного зодчества в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Выполнять графические зарисовки (с натуры, по памяти) деревянных построек. Выражать в творческой работе своё отношение к натуре. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-творческой деятельности |
19—20. Изба — творение русских мастеров-древо-делов Восприятие произведений живописи (А. П. Бубнов) и фотографий, воспроизводящих постройки деревянного древнерусского зодчества. Основные содержательные линии. Народное традиционное искусство. Роль визуально-пространс-твенных искусств в формировании образа Родины. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Единство художественного и функционального в архитектуре. Архитектурный образ. Диалог об искусстве. Традиции плотницкого мастерства на Руси. Роль природных условий в характере деревянных построек на Руси. Конструктивные и художественные особенности русской избы. Отражение мировосприятия природы в названиях деталей крыши. Работа по художественно-дидактическим таблицам «Инструмент плотника», «Самцовая (безгвоздевая) крыша», «Конструирование избы из бумаги», «Технология рубки дома» Творческое задание с учётом принципов конструирования и постройки крестьянского подворья силами «плотницкой артели». Материалы: карандаш, фломастер, тонированная бумага, ножницы, кисточка, клей. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать постройки деревянного русского зодчества, плотницкие инструменты, учебные работы на фотографиях, представленных в учебнике. Понимать конструктивно-техническую основу избы. Сравнивать конструктивные и художественные особенности крестьянских домов и других дворовых построек. Различать их типы, назначение. Участвовать в обсуждении конструкции избы, разновидностей плотницких инструментов, конструктивных элементов самцовой (безгвоздевой) крыши. Работать по художественно-дидактической таблице. Анализировать и планировать предстоящую работу по инструкционным картам, направленную на создание макета бытового окружения человека и использование навыков бумагопластики. Выполнять макет избы или других дворовых построек из бумаги. Использовать известные приёмы обработки бумаги для конструирования и декорирования макета избы. Выражать в творческой работе своё отношение к традиционному крестьянскому жилищу. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности |
21. Изба — модель мироздания Восприятие примеров декоративного убранства (наличник светёлки, фрагмент лобовой доски, балкон, причелина и т. п.) в облике деревянных домов разных регионов России на фотографиях и в произведениях графики по мотивам деревянной архитектуры (А. И. Му-рычёв, С. М. Никиреев), представленных в учебнике. Основные содержательные линии. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Архитектурный образ. Семантика образа в народном искусстве. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Диалог об искусстве. Расположение декоративных украшений на фасаде дома. Признаки «очеловечивания» в облике избы. Красота и пластическая выразительность рельефных изображений на домах нижегородской области. Знаки-символы в домовой резьбе. Творческое задание с использованием художественных графических средств. Материалы: простой и цветные карандаши, фломастер. Подведение итогов | Рассматривать примеры декоративного убранства в облике деревянных домов. Понимать смысл поэтического отражения образа вселенной в знаках-символах домовой резьбы; условность художественного образа. Сравнивать художественные особенности декора-тивного убранства крестьянских домов разных регионов. Различать типы и назначение домовой резьбы. Участвовать в обсуждении синтетического характера народной культуры на примере украшения жилища, отражения мировосприятия людей в облике дома и его декоративном убранстве, в знаках-символах, разнообразии форм в природе как основы декоративных форм в резном убранстве фасада крестьянского дома, художественных особенностей домовой резьбы; значения знаков-символов в декоре дома. Выполнять графические зарисовки знаков-символов в резном убранстве фасада крестьянского дома. Выражать в творческой работе своё отношение к символике декоративного убранства дома. Участвовать в комплексной работе над проектом макета «Деревенская улица». Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности |
22. Лад народной жизни и образы его в искусстве. Традиции и современность Воспринимать произведения живописи (Х. А. Якупов, А. Ф. Лутфуллин, О. А. Вуколов), графики (Н. В. Ратковская), народного мастера из Палеха (Б. М. Ермолаев), запечатлевших сцены традиционного и современного уклада семейной жизни, а также декоративного убранства зданий Томска, представленных на фотографиях, включённых в учебник. Основные содержательные линии. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Традиционный и современный уклад жизни, отражённый в искусстве. Роль ритма в построении композиции в живописи и рисунке, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве. Архитектурный образ. Диалог об искусстве. Образ лада в труде, доме и семье — нравственный идеал народа России. Сохранение и развитие традиций декоративного убранства крестьянского дома. Творческое задание с использованием средств выразительности декоративно-прикладного искусства. Материалы: ножницы, бумага, клей. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать сцены семейной жизни далёкого прошлого, настоящего, а также декоративное убранство деревянных построек Томска. Сопоставлять произведения художников, посвящённые теме согласия в семье, взаимоотношениям между людьми разных поколений. Определять общее и различия в их содержании, композиции и средствах художественной выразитель-ности, помогающих передавать идею связи поколений. Участвовать в обсуждении традиционного и современного уклада семейной жизни, отражённого в идейно-художественном содержании произведений разных видов искусства, художественных приёмов передачи красоты и гармонии фасада избы в декоративном убранстве деревянных крестьянских построек. Выполнять элементы декора крестьянской избы из бумаги в постройке крестьянского подворья. Участвовать в комплексной работе над проектом макета из бумаги «Деревенская улица». Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-конструкторской деятельности |
|