Шпикалова ИЗО Программа 5-8 ФГОС. Рабочие программы
Скачать 0.99 Mb.
|
9. Изысканный декор сосудов Древней Греции Восприятие греческой вазописи чёрнофигурного и краснофигурного стилей — выдающихся памятников мировой художественной культуры. Основные содержательные линии. Роль искусства и деятельности человека в развитии культуры. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Художественные материалы и художественные техники. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Истоки декоративно-прикладного искусства. Диалог об искусстве. Разнообразие древнегреческих сосудов по форме, декору и назначению. Отличительные качества, присущие чёрнофигурным и краснофигурным вазам. Растительные и геометрические орнаменты, подчеркивающие красоту объёмной формы сосудов. Работа по художественно-дидактическим таблицам «Формы греческих сосудов», «Мотивы древнегреческих орнаментов на сосудах». Творческое задание с использованием приёмов преобразования реальной природной формы в декора-тивную. Материалы: простой карандаш, кисть, гуашь, тушь, цветная бумага. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать сюжетно-изобразительную роспись древнегреческой керамики — своеобразную энциклопе-дию жизни древних греков, источник изучения их быта, культуры, мифологии (VI—V вв. до н. э.). Высказывать суждение о значении греческой вазописи в мировой художественной культуре, о том, какие сюжеты росписи особенно понравились. Сопоставлять декор чернофигурных и красно-фигурных ваз, выявлять связь сюжетной росписи с формой сосудов, узнавать, какие сюжетно-изобразительные росписи тебе известны о героях мифов, спортивных состязаниях, и находить их. Участвовать в обсуждении разнообразия вазовых рисунков (охота и битвы, танцы, герои мифов, их подвиги и чудесные приключения), орнаментальных мотивов в декоре ваз, своеобразия сюжетно-изобрази-тельной росписи чёрнофигурных и краснофигурных сосудов, о взаимоотношениях характера росписи с формой сосудов. Работать по художественно-дидактическим табли-цам. Выяснять и приводить примеры отдельных видов древнегреческих сосудов, их практического назначения. Рассматривать расположение орнаментальных фризов из пальметт и меандра на сосудах. Выполнять зарисовки — повтор мотивов древне-греческого расположения орнамента. Располагать орнаментальные полосы на силуэте вазы, применять в росписи орнаментальных мотивов композиционные приёмы (выделять главный мотив, фризовость), плани-ровать местоположение орнаментальных полос, согласовывать с конструкцией вазы (горловина, плечи, тулово, поддон). Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
10—11. Древние орнаменты в творчестве художников разного времени Восприятие произведений искусства керамики (Балхары, Императорский фарфоровый завод Санкт-Петербург, чернолощёная керамика). Основные содержательные линии. Роль художест-венной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Художественный диалог культур. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Виды орнамента. Материалы декоративно-прикладного искусства. Диалог об искусстве. Особенности отображения трансформации природных форм в декоративные в различных видах керамики в искусстве разных народов. Значение обращения к искусству Древнего Египта и Древней Греции, как к эталону прекрасного в развитии своей культуры при постижении тайн великого мастер-ства. Работа по художественно-дидактическим таблицам «Типы русской гончарной утвари XVIII—XX вв.», «Схема росписи ваз по мотивам древнегреческого орнамента и современного декора». Творческое задание с использованием средств выразительности декоративно-прикладного искусства. Материалы: простой карандаш, кисть, гуашь, тушь, бумага. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать изделия балхарской керамики, фарфор Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге, гончарную чернолощёную керамику российских современных мастеров. Рассказывать, в каких музеях и на каких выставках наблюдал керамику XVIII—XX вв., какие произведения понравились. Сравнивать современные балхарские сосуды с древнегреческими амфорами, находить общее и различия в их пластике и росписи в независимости от поставленных задач в разные эпохи народными мастерами. Приводить примеры трансформации декоративных композиций, в которых отражены образы-символы. Участвовать в обсуждении декоративных образов в произведениях разных видов керамики и художествен-ных выразительных средств, с помощью которых они созданы в XVIII—XX вв. Работать по художественно-дидактическим табли-цам. Рассматривать разнообразие форм керамической посуды и особенности согласования элементов декора с конструкцией различных сосудов. Выполнять творческое задание согласно условиям. Создавать эскиз-проект для конструирования формы современной керамической вазы и украшения её узором. Конструировать объёмную форму вазы на основе проекта, используя вспомогательные готовые формы из пластиковых упаковок. Выполнять роспись вазы по мотивам современного декора фарфорового изделия, используя зарисовки-повторы орнаментальных мотивов. Согласовать и использовать элементы декора с конструкцией различных ваз. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
12—13. Орнаментальные мотивы в художествен-ном текстиле Индии и русская набойка Восприятие лентообразных орнаментальных мотивов на предметах домашнего обихода, в печатных и тканых рисунках, отражающих природу Индии, и мотивов индийского орнамента в русской набойке. Основные содержательные линии. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Художественный диалог культур. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Язык пластических искусств и художественный образ. Средства художественной выразительности. Трансформация и стилизация форм. Взаимоотношения формы и характера. Роль ритма в построении композиции в живописи, рисунке, архитектуре, декоративно-прикладном искусст-ве. Семантика образа в народном искусстве. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Материалы декоративно-прикладного искусства. Диалог об искусстве. Особенности отображения трансформации природных форм в декоративные в разных видах текстильного орнамента в Индии и России и других странах Индии. Образ-символ слона и образ-символ популярного мотива индийская пальметта («восточный огурец»). Работа по художественно-дидактическим таблицам «Орнаментальный мотив «индийская пальметта» («восточный огурец»), «Фрагмент композиции коврика-покрывала для слона». Творческое задание с использованием средств выразительности декоративно-прикладного искусства. Материалы: кисть, гуашь, бумага, фломастеры. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать орнаментальное оформление изделий декоративно-прикладного искусства, архитектурных рельефов храмов Индии. Высказывать суждение об орнаментальном искусст-ве Индии в печатных и тканых рисунках. Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия красоты орнамен-тальных мотивов на индийских тканях и русской набойки. Сравнивать орнаментальные мотивы Индии и русской набойки. Определять, чем отличается декоративная трактовка мотива «индийская пальметта» («восточный огурец»), варианты применения этого мотива, согласно традициям художественной культуры в искусстве народов Западной Европы, Востока и России. Участвовать в обсуждении богатства и разнообразия традиционной художественной культуры (на примере орнамента в текстиле Индии и русской набойки), особенностей декоративной композиции, и цветового решения коврика-покрывала для слона. Работать по художественно-дидактическим табли-цам. Рассматривать форму, мотивы, используемые при заполнении внутренней плоскости, цветовое решение орнаментального элемента «индийская пальметта» («восточный огурец»). Прослеживать состав компо-зиции (орнаментальная кайма, розетка в центре прямоугольника с ковровым узором) орнамента коврика-покрывала для слона. Выполнять творческое задание с использованием приёмов трансформации природных форм в декора-тивные. Выполнять зарисовку индийского орнамента «индийская пальметта» («восточный огурец») и эскиз традиционной композиции орнамента для коврика-покрывала для слона. Учитывать традиционные ком-позиционные схемы коврика-покрывала. Избегать пестроты цвета при исполнении индийского орнамента. Употреблять не более 3—4 красок и соблюдать цветовой ритм. Наносить роспись лёгкими, сочными, живыми линиями и мазками. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
Тема 3. Традиции Новолетия в культуре народов мира (3 ч) | |
14—15. Традиции встречи Нового года в современ-ной культуре Восприятие произведений народных мастеров на тему святок, ёлочных украшений, новогодних и рождественских открыток, масок, эскизов театральных костюмов в русском искусстве конца XIX — начала XX в. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Художественный диалог культур. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока. Роль искусства в организации предметно-простран-ственной среды жизни человека. Проектирование пространственной и предметной сферы. Диалог об искусстве. Традиция встречи Нового года у разных народов мира и проведения праздничных карнавалов и маскарадов. Работа по художественно-дидактическим таблицам «Модули человеческих фигур», «Карнавальный костюм Хозяйки медной горы (схема изготовления)», «Карна-вальный костюм русского богатыря (схема изготов-ления)», «Карнавальный костюм мушкетёра (схема изготовления)». Творческое задание по подготовке к Новому году силами «артели весёлых мастеров». Материалы: кисть, гуашь, бумага белая, цветная, фломастеры и др. Советы мастера. Подведение итогов. Страница для любознательных. Народные праздники встречи Нового года в Западной Европе и на Востоке в жизни и искусстве Задания творческого и поискового характера | Рассматривать произведения разных видов искусства, посвящённые традициям встречи Нового года, эскизы театральных костюмов, выполненные К. А. Коровиным, Л. С. Бакстом, С. Ю. Судейкиным и др. Рассказывать, какие персонажи изображены, из чего изготавливались маски-личины, какие поверья, обычаи характерны для народного быта на Святках в России. Участвовать в обсуждении традиций встречи Нового года в Шотландии, Англии, Италии, Германии, России, Китае, традициях празднования Нового года и Рождества в семье и в школе. Работать по художественно-дидактическим табли-цам, создавать эскиз целостного комплекта костюма литературного героя и изображать фигуру человека в нём. Принимать участие в коллективной работе по группам в «артели весёлых мастеров». Выполнять творческое задание согласно условиям. Выбирать рабочую группу в соответствии со своими интересами в создании украшений для ёлки, новогоднего стола, карнавального костюма, сувениров. Работать в группах: определять задачу работы, распределять виды работ между членами группы, устанавливать сроки выполнения работы по частям и в целом, оценивать промежуточные и в целом результаты работы в выбранной рабочей группе. Конструировать новогоднюю атрибутику (сувениры, украшения для ёлки и новогоднего стола, карнавальные костюмы). Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания в изменённых условиях. Собирать и осуществлять поиск информации о культуре и искусстве с использованием поисковых систем Internet. Готовить презентацию |
15—16. «Новый год шагает по планете…» Восприятие произведений отечественных живопис-цев (М. И. Скотти, А. Мясоедов, В. И. Суриков, К. О. Со-мов, С. Ю. Судейкин, А. В. Шевченко, А. Е. Яковлев и В. И. Шухаев) и художников Западной Европы (П. Пи-кассо, П. Сезан) конца XIX — начала XX в. на тему карнавала. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Художественный диалог культур. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Язык пластических искусств и художественный образ. Средства художественной выразительности. Диалог об искусстве. Культура праздника — древняя традиция. Особенности композиционных решений, красочности, насыщенности действий, характерные для участников карнавалов в разных странах мира. Творческое задание с использованием декоративно-живописных средств в выразительности. Материалы: кисть, акварель, гуашь, бумага, фло-мастеры, цветные мелки и др. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать произведения отечественных и западноевропейских живописцев, находить в них соответствия в передаче главных признаков радости «на миру», праздничных ситуаций, цветовых сочетаний в изображении участников карнавала. Наблюдать праздничные ситуации, различать их характер и эмоциональные состояния. Сравнивать композицию и цветовое решение сцен праздничного карнавала в работах разных живописцев. Определять общее и различное в них. Высказывать суждение о понравившемся произведении и давать свою эмоциональную оценку. Аргументировать ответ. Участвовать в обсуждении выразительности компо-зиции, колорита, сцен праздничного карнавала в произведениях выдающихся художников разных стран мира. Рисовать по памяти, по представлению фигуры праздничного карнавального шествия. Подбирать жизнерадостные цвета для выражения в творческой работе своего эмоционально-ценностного отношения к решению творческой задачи. Создавать коллективную декоративно-живописную композицию на тему украше-ния школьного интерьера к празднику. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Оценивать общий ре-зультат коллективной работы |
ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ В ИСКУССТВЕ РАЗНЫХ НАРОДОВ (10 ч) Тема 6. Образ ратного подвига и тема защиты родной земли в жизни и искусстве (4 ч) | |
17. Каменные стражи России (XII—XVII вв.) Восприятие древнерусских крепостей (кремли Новгорода, Владимира, Москвы, Пскова, Ростова Великого, Сергиева Посада и др.). Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён. Диалог об искусстве. Кремли России — свидетели грозных событий прошлых времён, хранители русской истории, средоточие памятников культуры, созданных народом. Богатство и разнообразие каменного зодчества России. Творческое задание с использованием средств выразительности графики. Материалы: тонированная или белая бумага, карандаш, мелки, фломастеры, гуашь (по выбору). Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать крепостные сооружения древне-русских городов. Узнавать и называть древнерусские крепости России, известные из курса начальной школы, по урокам истории в 5 классе. Рассказать о взаимосвязи архитектурных крепостных сооружений с особенностями ландшафта. Узнавать основные архитектурные элементы древнерусских крепостей и сравнивать их. Находить сходство и различия. Высказывать своё суждение о значении творчества А. М. Васнецова, создавшего архитектурные виды древ-ней Москвы, в которых археологическая точность сочетается с поэтичностью. Участвовать в обсуждении главных архитектурных элементов древнерусских крепостей с учётом регио-нальных особенностей архитектуры, древнерусских крепостей как памятников архитектуры и символа борьбы нашего народа за независимость нашей Родины. Выполнять зарисовки по памяти, представлению и описанию элементов древнерусских крепостей (стены, башни, ворота, бойницы, связь крепости с ландшафтом) с учётом региональных особенностей архитектуры. Использовать различные художественные приёмы для создания задуманного образа. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-творческой деятельности |
18. Рыцарский замок в культуре средневековой Европы. Романский и готический стиль в архитек-туре Западной Европы. Синтез искусств Восприятие оборонительных сооружений Западной Европы времён Cредневековья (замки Англии, Франции, Нормандии, Испании); соборы романского и готического стилей (в Париже, Шартре, Праге, Вормсе, Пизе). Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Архитектурный образ. Архитектура — летопись времён. Диалог об искусстве. Фортификационные каменные сооружения Западной Европы. Донжон как архитектурное ядро замка. Храмы романского и готического стиля в Западной Европе. Синтез искусств. Творческое задание с использованием графических и декоративных средств (в том числе и в технике аппликации при создании сооружения крепостного типа или собора. Материалы: гуашь, цветные мелки, фломастеры, бумага белая и цветная. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматриватьособенности крепостной архитек-туры Западной Европы. Определять своими словами главное в архитектурном облике замков разных стран. Высказывать своё отношение к мощи и красоте оборонительных сооружений. Объяснять смысл понятий романский и готический стиль. Участвовать в обсуждении сооружений крепостного романского или готического стиля, особенностей архитектурных форм, применяемых в строительстве замков, и принципов их возведения. Сравнивать стилевые особенности замков или культовых сооружений романского или готического стиля Западной Европы. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выбирать для зарисовки элементы романского или готического стиля. Выполнять зарисовки по представ-лению главных архитектурных элементов средневекового замка или постройки романского или готического стиля. Отражать стилевые особенности архитектуры графичес-кими материалами или силуэтно — приёмом аппликации. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
19. Военное облачение русского воина и доспехи западноевропейского рыцаря в жизни и искусстве Восприятие образа воина Древней Руси в русском искусстве XII—XX вв. (мозаичные и иконописные изоб-ражения, произведения В. А. Фаворского, Ю. П. Кугача, П. Д. Корина и др., в декоративно-прикладном искусстве) и образа рыцаря в искусстве Западной Европы XIII—XVI вв. (рельефы и статуи, произведения живописцев Джорджоне, В. Карраччо, Тинторетто, Тициана и др.). Основные содержательные линии. Роль худо-жественной деятельности человека в освоении мира. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Храмовая живопись. Художественный диалог культур. Великие мастера русского и европейского искусства. Образ воина, защиты Отечества в жизни и искусстве. Живопись, графика, скульптура. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Портрет. Специфика художественного изображения и художественные техники. Диалог об искусстве. Образ защитника Отечества. Особенности военного облачения русского воина и западноевропейского рыцаря. Средства художественной выразительности в передаче стойкости и храбрости русских воинов, их доброты и красоты. Разнообразие художественных средств выразительности в изображении образа рыцаря в боевом снаряжении в искусстве Западной Европы XIII—XVI вв. Работа по художественно-дидактической таблице «Доспехи русского воина XI—XIV вв.» и «Доспехи рыцаря Западной Европы». Творческое задание с использованием живописных и декоративных средств при создании образа русского воина или рыцаря. Материалы: кисть, акварель, гуашь, бумага. Советы мастера. Подведение итогов | Рассматривать произведения русских и западноевропейских художников, изделия народных мастеров России и Западной Европы, посвящённые теме героического эпоса и исторического прошлого периода Средневековья. Определять своими словами самое главное в них. Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия этих произведений. Участвовать в обсуждении своеобразия образов воинов-защитников родной земли, созданных в произведениях разных видов изобразительного искусства России XII—XX вв. и образа рыцаря в искусстве Западной Европы XIII—XVI вв. Особенности изображения воина в религиозном и светском искусстве. Работать по художественно-дидактическим табли-цам. Рассматривать боевое снаряжение русского воина и западноевропейского рыцаря, применять его элементы при изображении русского воина или рыцаря. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выполнять зарисовки по представлению и описанию фигуры русского воина или рыцаря в доспехах. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
20. Батальная композиция. У истоков исторического жанра Восприятие батальных композиций в разных видах искусства Западной Европы XII—XVII вв. и России XV—XX вв. Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Великие мастера русского и европейского искусства. Образы мира, защиты Отечества в жизни и в искусстве. Язык пластических искусств и художественный образ. Специфика художественного изображения. Специфика художественной выпазительности. Вмды и жанры пластических искусств. Исторический жанр. Сюжет и содержание в произведении искусства. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Диалог об искусстве. Батальный жанр в искусстве России и Западной Европы. Изображение художествен-ными средствами наиболее ответственных моментов битвы, передача исторической достоверности эпохи. Творческое задание с использованием известных приёмов работы в разной технике (графической, живописной). Материалы: кисть, гуашь, мелки, бумага, фломастеры, тушь (на выбор). Советы мастера. Подведение итогов | Называть батальные композиции, известные из курса начальной школы. Приводить примеры изобра-жения боевых сцен разных народов Древнего мира на основе изучения истории Древнего мира. Рассматривать батальные композиции в разных видах искусства (графика, живопись, медальерное искусство, шпалера, лаковая миниатюра (Палех, Мстёра)). Объяснять, что означает понятие батальный жанр. Участвовать в обсуждении произведений разных видов искусства батального жанра, созданных в Западной Европе и России, художественных выразительных средств создания образа битвы мастерами разных эпох. Рисовать батальную композицию. Выбирать сюжет боевых действий эпохи Средневековья. Выбирать согласно замыслу художественные выразительные средства и материалы. Выражать в творческой работе своё отношение к непоколебимой стойкости русских воинов. Работать в любой технике: графической, живописной или смешанной, с применением аппликации. Выделять композиционный центр и придавать уравновешенность композиции. Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности |
|