Главная страница

Шпикалова ИЗО Программа 5-8 ФГОС. Рабочие программы


Скачать 0.99 Mb.
НазваниеРабочие программы
АнкорШпикалова ИЗО Программа 5-8 ФГОС.doc
Дата28.01.2017
Размер0.99 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаШпикалова ИЗО Программа 5-8 ФГОС.doc
ТипРабочая программа
#345
страница8 из 14
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14




МИР РУССКОЙ ДВОРЯНСКОЙ УСАДЬБЫ КАК ДОСТОЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА В ИСКУССТВЕ (8 ч)

Тема 4. Русская дворянская усадьба как архитектурный ансамбль (2 ч)

9. Архитектурный облик дворцовой усадьбы XVII— второй половины XVIII в. Особенности паркостроения

Восприятие фотоизображений и живописных
картин (А. П. Остроумовой-Лебедевой, Г. Каношенкина, И. И. Подчасского, Ф. Бенуа, Д. Ж. Жакотте) с видами дворцов, дворянских усадеб.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Целостность визуального образа культуры. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды человека. Язык пластических искусств и худо-жественный образ. Виды и жанры пластических искусств. Садово-парковое, ландшафтное искусство.

Диалог об искусстве. Расцвет усадебного строи-тельства в русской культуре XVIII в. Мир усадьбы как воплощение мировоззрения, общественного и духовного самочувствия человека. Классицизм — стиль, опреде-ляющий архитектурный облик русской усадьбы середины XVII — начала XIX в. Выдающиеся русские зодчие.

Творческое задание с использованием средств выразительности графики.

Материалы: тушь, кисть, карандаш, фломастер, уголь.

Советы мастера.

Подведение итогов


Рассматривать изображения дворцов и парков, усадебных комплексов (и их интерьеров) и садово-парковой архитектуры в окрестностях Санкт-Петербурга, в произведениях художников и на фотографиях. Рассказывать об особенностях внешнего вида дворянских усадеб, близлежащих окрестностей и парков. Высказывать свои суждения о красоте и гармонии жилища человека и окружающей природы; о целесообразности и красоте внутреннего убранства усадебных интерьеров.

Участвовать в обсуждении своеобразия царских и дворянских усадеб, своеобразия стиля классицизма в архитектуре дворянских усадеб, восприятия нацио-нальных традиций усадебного строительства зарубежных архитекторов и их содружество с отечественными зодчими, скульпторами, художниками, значения архитектурных ордеров в формировании целостного облика ансамбля усадьбы, различий в сущности регулярных и пейзажных парков, прилегающих к усадьбам. Сравнивать их изображения и находить своеобразие во внешнем облике разных усадебных комплексов. Сравнивать художест-венные подходы к декору, мебели, колористическому оформлению интерьеров с разным функциональным назначением. Соотносить графические изображения элементов усадебных построек и садово-парковой архитектуры с их изображениями в художественных произведениях, находить соответствия в передаче конструкции, стиля, природной среды.

Выполнять зарисовки архитектурных элементов фасада дворца или сооружения садово-парковой архитектуры в усадьбах XVII—XIX вв. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе своё отношение к изображаемому.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

10—11. Подмосковные дворянские усадьбы и их парки конца XVIII — середины XIX в. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды человека и его духовной жизни

Восприятиеизображений парковых построек, интерьеров дворцов усадеб Кусково и Останкино, особняка усадьбы Мураново; живописных произведений С. Ю. Жуковского, Н. В. Путяты и др.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Целостность визуального образа культуры. Художест-венно-эстетическое значение исторических памятников. Роль искусства в организации предметно-пространст-венной среды жизни человека. Традиционный и современный уклад семейной жизни, отражённый в искусстве. Специфика художественного изображения. Средства художественной выразительности. Виды и жанры пластических искусств. Архитектурный образ.

Диалог об искусстве. Своеобразие подмосковных усадеб (сочетание торжественности и интимности). Полифункциональность подмосковных усадеб. Архи-тектурные особенности в построении главного здания — особняка (использование классического ордера в пластической обработке фасада, фронтонов треугольной формы).

Творческое задание с использованием средств выразительности языка графики и живописи.

Материалы: простой карандаш, цветные карандаши, цветные мелки, акварель, гуашь, кисть, бумага.

Советы мастера.
Подведение итогов

Рассматривать изображения парковых построек, архитектурного облика и интерьеров дворцов и особняков дворянских усадеб Подмосковья на фотографиях и в живописных произведениях худож-ников. Высказывать свои впечатления от их восприятия. Сравнивать архитектурные постройки в разных усадьбах России. Находить общее и различия. Выявлять использованные фотографами и художниками приёмы передачи перспективы комнат, мебели. Исследовать возможности искусственного и естест-венного освещения в создании образа интерьера.

Участвовать в обсуждении внешнего облика и внутреннего устройства интерьера дворянской усадьбы, художественного мира усадьбы, состава интерьерной среды, быта и духовно-культурной атмосферы, интерьера жилых помещений усадьбы как отражения интересов его хозяев.
Выполнять по памяти или по представлению композицию интерьера дворянского особняка в карандаше и в цвете (композиция, фронтальная или угловая точка зрения, светоцветовая среда). Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе своё отношение к изображаемому.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

Тема 5. Одежда и быт русского дворянина в жизни и изобразительном искусстве (5 ч)

12. Светский костюм русского дворянства XVIIIXIX столетий

Восприятиепроизведений отечественных живописцев Ф. С. Рокотова, И. Н. Никитина, Д. Г. Левиц-кого, В. Л. Боровиковского, В. А. Тропинина, К. П. Брюл-лова, О. А. Кипренского, И. П. Аргунова, портретистов провинциальных городов (Г. Островского, Е. Д. Каме-женкова, К. Л. Христинек, Г. Кучина); иллюстраций модных журналов первой половины XIX в.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Портрет. Язык пластических искусств. Средства художественной выразительности.

Диалог об искусстве. Парадные и интимные портреты. Автопортрет как выражение самосознания, самооценки личности художника в соотнесении с судьбой целого поколения или сословия. Отражение в портрете значимости частной жизни, ценности творческой личности, её богатой духовной жизни.

Одежда, костюм портретируемых как средство отражения общественного и семейного положения человека, средство воплощения идеала человека определённой эпохи. Полифункциональность одежды человека. Принципы её конструкции (симметрия и асимметрия, нюанс и контраст, варьирование ритмов). Особенности мужской и женской дворянской одежды XVIII — первой трети XIX в. Модные журналы, костюмы популярных актеров — источник распространения моды.

Работа по художественно-дидактической таблице «Костюм и аксессуары женской дворянской одежды».
Творческое задание с использованием средств выразительности языка графики.

Материалы: акварель, гуашь, фломастеры, цветные карандаши.

Советы мастера.

Подведение итогов



Рассматривать произведения отечественных мастеров портретной живописи. XVIII—XIX вв. Рассказывать об образах людей, запечатлённых на полотнах. Сопоставлять художественные приёмы, позволяющие создавать выразительные портреты государственных и частных лиц.

Участвовать в обсуждении своеобразия парадных и интимных портретов, художественных средств в передаче чувств, характеров, занятий и увлечений людей. Выявлять особенности мужской и женской дворянской одежды, называть разнообразные аксессуары дворянского костюма.

Работать по художественно-дидактической таблице. Рассматривать особенности кроя женского платья, разнообразие дамских причёсок.

Выполнять наброски по представлению или описанию элементов дворянского костюма. Выполнять творческую работу согласно условиям. Выражать в творческой работе своё отношение к моде, вкусам людей XVIII—XIX вв.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

13—14. Русская скульптура XVIII — начала XIX в. в пространстве города, дворянской усадьбы и парка

Восприятие произведений отечественных скульп-торов (Е. Д. Ермолина, М. И. Козловского, И. И. Тере-бенёва, Ф. Г. Гордеева, И. П. Прокофьева, И. П. Мартоса, Ф. Ф. Щедрина, Ф. И. Шубина); памятников западно-европейской скульптуры (Фидия и его учеников, Микеланджело, Донателло, Ж. Гужона, Л. Бернини, Ж. А. Гудона) .

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Исторические эпохи и художественные стили. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Великие мастера русского и европейского искусства. Образы мира, защиты Отечества в жизни и искусстве. Специфика художественного изображения. Средства художественной выразительности. Изобразительные виды искусства. Скульптура.

Диалог об искусстве. Отечественная скульптура в петровскую эпоху. Самобытность русской скульптуры и становление её разнообразных видов: декоративная пластика (архитектурный рельеф), круглая станковая скульптура (памятник, статуя), скульптурный портрет (бюст), архитектурно-художественный ансамбль. Средства художественной выразительности в трактовке индивидуальных особенностей скульптурных портретов современников их достоверности и убедительности. Мастерство скульптора в передаче черт лица, взгляда, костюма, причёски портретируемого.

Работа по художественно-дидактической таблице «Кукла из мятой бумаги».


Творческое задание с использованием худо-жественно-выразительных средств скульптуры для передачи движения в объёмной композиции.

Материалы (по выбору): простой карандаш, фло-мастер.

Советы мастера.

Подведение итогов



Рассматривать произведения отечественных и западноевропейских скульпторов. Сопоставлять скульптуры разных эпох и выявлять особенности передачи фигуры и лица человека, его костюма и динамики. Называть пластические приёмы и средства, которые используют скульпторы для передачи духа эпохи, черт индивидуальности человека, для создания аллегорических образов.

Участвовать в обсуждении средств художественной выразительности скульптурного портрета и алле-горических фигур в архитектурно-художественных ансамблях.


Работать по художественно-дидактической таблице. Прослеживать последовательность работы по лепке из мятой бумаги. Исследовать пластические возможности мятой бумаги в создании скульптурного образа человека в костюме XVIII — начала XIX в.

Использовать пластические свойства мятой бумаги в лепке фигур людей. Выполнять творческую работу согласно условиям. Выражать в творческой работе своё отношение к культурным традициям, моде, вкусам людей, к праздникам и увеселениям в дворянской среде.
Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

15—16. Быт и традиции русского дворянства XVIII — начала XIX в. в жизни и искусстве

Восприятие произведений художников, отразивших в своих произведениях быт и традиции русского дворянства (Е. В. Честнякова, К. А. Сомова, Н. Е. Ефимова), а также произведений живописи на библейские темы (А. Рублёв, Джотто, С. Ботичелли).

Основные содержательные линии. Роль художественной деятельности человека в развитии культуры. Искусство и мировоззрение. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Взаимоотношения между людьми разных поколений в жизни и искусстве. Художественный образ — основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения.

Диалог об искусстве. Праздники и развлечения в усадьбе как отражение светской культуры. Подготовка к празднику (игровые приспособления, театральные представления, литературные и музыкальные вечера, разнообразные игры). Рождественский кукольный театр-вертеп. Подготовка и проведение Рождественского праздника.


Работа по художественно-дидактической таблице «Последовательность изготовления вертепного ящика и фигур вертепного действа».

Творческое задание с учётом художественно-выразительных средств условной передачи образов персонажей вертепного театра.

Материалы: простой и цветной карандаши фломастеры, пластилин шампуры деревянные, цветные лоскуты ткани и ленты, циновки, кусочки рогожи, пластиковая тарелка, фольга и цветная бумага.

Советы мастера.

Подведение итогов



Рассматривать живописные произведения, отражающие атмосферу веселья, светского или религиозного праздника, традиционно бытовавшую в дворянской среде. Высказывать своё мнение о традициях проведения празднеств, торжеств, отдыха о произведениях искусства, запечатлевших эти моменты.

Рассказывать о традициях празднования семейных праздников, Рождества.
Участвовать в обсуждении разнообразия типов увеселительных затей (комнатные игры, игры на воздухе и праздники, организованные по специальной программе; сезонные праздники и увеселенья, торжественные приёмы, публичные гуляния, балы), традиций празднования Рождества в России, вертепного домашнего театра и его основных персонажей. Высказывать своё мнение о рождественских обычаях. Сопоставлять старинные обычаи с современными традициями проведения рождественских праздников в наши дни.

Работать по художественно-дидактической таблице. Прослеживать способы изготовления персонажей вертепа.

Выполнять эскизы и изготовлять на их основе кукол для вертепного театра. Выполнять творческую работу согласно условиям. Выражать в творческой работе своё отношение к рождественскому празднику, к обычаям его проведения, к атрибутике праздника.


Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Оформлять выставку и приглашать на неё гостей

НАРОДНЫЙ МАСТЕР — НОСИТЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ (10 ч)

Тема 6. Народное искусство как часть художественной культуры. Традиции и современность (8 ч)

17—18. «Без вышивки в доме не обойтись…»

Восприятие изделий, вышитых традиционной вышивкой, бытовавшей в Тверской, Архангельской, Олонецкой, Рязанской, Смоленской, Владимирской губерниях; текстильных кукол в исполнении И. В. Агаевой, М. Мишиной.

Основные содержательные линии. Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Декоративно-прикладные виды искусства. Материалы декоративно-прикладного искусства. Стилизация и знаковый характер декоративного образа.

Диалог об искусстве. Вышитое полотенце и его функции. Полотенце — оберег, символ благополучия, благопожелания. Символика цвета и мотивов вышивки. Возрождение старинных традиций рукоделия. Тряпичная игрушка, её духовная ценность. Текстильная кукла как одно из средств передачи младшему поколению жизненного опыта, накопленного старшими. Особенности вышивки разных регионов России. Преобладающая цветовая гамма в узорах русской вышивки. Сохранение и развитие традиций вышивки современными мастерицами.

Работа по художественно-дидактическим таблицам «Приёмы вышивания цветка и листьев: тамбурный шов-цепочка, тамбурный шов–петля с прикрепом»; «Последовательность изготовления игрушки зайчика и ридикюля-лакомника».
Творческое задание с использованием традиционных приёмов вышивки и изготовления текстильных изделий-сувениров.

Материалы: простой карандаш, бумага.

Советы мастера.

Подведение итогов


Рассматривать изделия, украшенные традиционной вышивкой, и традиционные текстильные игрушки. Высказывать свои впечатления об искусстве мастериц-рукодельниц. Сопоставлять достоинства традиционной и современной куклы. Объяснять символику вышитых мотивов и цветовой гаммы вышивки.

Участвовать в обсуждении особенностей искусства вышивки в разных центрах народного мастерства России. Сопоставлять узоры, вышитые мастерицами разных регионов России, находить в них общее и различия.

Работать по художественно-дидактическим таблицам. Продолжать знакомиться с изделиями традиционных текстильных ремёсел. Прослеживать приёмы выполнения разных видов тамбурной вышивки, последовательность изготовления текстильных суве-ниров.

Выполнять поисковые эскизы для вышивки салфетки. Изготовлять текстильные сувениры-изделия. Выражать в творческой работе своё отношение к творчеству мастериц-рукодельниц. Выполнять творческую работу согласно условиям.

Участвовать в подведении итогов творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14


написать администратору сайта