ИК Учебник 6 класс.. Рассказать о самом древнем периоде истории Казахстана. Учебник, который вы держите в руках, станет надежным источником широких знаний по истории древнего Казахстана
Скачать 2.86 Mb.
|
§ 22. ХОЗЯЙСТВО, ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И КУЛЬТУРА ГУННОВ
старейшин. образ жизни и развивала земледелие. Гунны в основном жили в юртах. Из домашней мебели у них были деревянные лежанки и предметы для ежедневного применения. Гуннские ремесленники ткали из шерсти подстилки и ковры. Внутри юрты на почетном месте висели камча, меч в деревянных ножнах, лук и стрелы в колчане. Богачи опоясывались кожаными поясами с бронзовыми и серебряными бляхами. Гуннские женщины носили серьги с драгоценными камнями, золотые кольца и перстни, волосы подкалывали золотыми и серебряными заколками. В холодное время года гунны одевали шубы из кожи и шкур животных, носили высокие войлочные или кожаные сапоги. Серебряное кольцо. Обнаруженные в ходе раскопок орудия труда, оружие, посуда доказывают высокий уровень развития у гуннов ремесел. Гуннские кузнецы являлись искусными мастерами по обработке металлов. Посуду изготавливали из дерева, кожи, глины. Сосуды для жидких продуктов - молока, кумыса, айрана делали из обожженной глины или дерева.
Гуннское общество было кочевым и патриархальным. Его возглавляли совет старейшин рода, союз племен - шанъюй. Власть в государстве передавалась от отца к сыну по наследству. У гуннов сложилась собственная система законов и правил поведения. За тяжкие преступления и предательство следовало наказание смертной казнью. За мелкие преступления виновному резали лицо, использовали иные виды наказаний. Ювелирные изделия гуннов. Культура гуннов. Гунны вели кочевой образ жизни, который не всегда был понятен оседлым народам: римлянам и грекам. Поэтому в исторической литературе можно встретить разные характеристики кочевников. Римский историк А. Марцеллин писал: «Гунны настолько закаленные, что им не нужны ни огонь, ни обильная пища, они могут питаться корнями растений, полусырым мясом любого животного, которое они сушат на крупе своей лошади или на своем поясе. Они кочуют по степям, горам и лесам и с детства привыкают к холоду, голоду и жажде, умеют их преодолевать. Гунны как бы сливаются со своими конями, которые невзрачны на вид, но выносливы и быстры и исполняют волю своих хозяев. Они не сходят со своих коней ни днем, ни ночью, даже торговлю производят, не сходя с лошади, и на ней же питаются и утоляют жажду, даже спят, нагнувшись и положив голову на гриву коня. При этом так крепко спят, что даже видят сны. При обсуждении важных жизненных вопросов на собраниях они это делают, сидя на лошади». Гунны имели и свои города. Римский историк Прииск писал: «Переехав через некоторые реки, мы прибыли в одно огромное поселение, в котором был дворец Аттилы. Как уверяли нас, он был великолепнее других дворцов, которые он имел в других местах. Он был построен из бревен и досок, искусно обтесанных, и обнесен деревянной оградой, более служащею к украшению оного, нежели к защите. Царский дворец украшали шатровые кры ши, башни и башенки, возвышаясь над оградой. Почти все дома были рубленные - бревно прилаживалось к бревну». Особенно удивила Прииска баня, выложенная из белого камня. Кожа, шерсть, войлок, дерево - вот основные материалы кочевников для изготовления всех необходимых вещей и предметов. Они не так долговечны, как камень. Меха, ткани и одежда давно истлели и не могли сохраниться до наших дней. Но по письменным источникам можно узнать, что кожаные одежды гуннов были прочны и удобны, легки и красочны. Гуннские ювелиры достигли совершенства в изготовлении золотых украшений. Они умели напаивать на изделия золотые шарики. Такой стиль называют зернью. Иногда на изделия напаивали узоры в виде длинных витых проволочек - скань. Еще одним видом украшения была инкрустация, когда для красоты в изделие вставляли цветные камушки. Ученые называют такой стиль «полихром- ным стилем». Гунны искусно выделывали серебряные и золотые украшения. В погребениях богатых гуннов в обилии встречаются золотые серьги, кольца, перстни, инкрустированные золотом кожаные пояса. Для украшения изделий использовались изображения диких животных. Найденные в местах постоянных поселений головки веретен показывают, что гунны ткали и носили одежду из шерсти. В богатых погребениях знатных гуннов находят остатки шелковых материалов, отсюда становится ясно, что они одевались в дорогой китайский шелк. 9; 1. Используя материалы учебника, сравните высказывания Сыма Цяня, Аммиана Марцеллина, Прииска о гуннах.
Творческое задание За многие века использования юрты были выработаны ее четкие пропорции, правила сборки и разборки, формы и способы ее украшения и обстановки. Размеры юрты соответствуют росту человека, внутренняя планировка учитывает интересы и вкусы ее обитателей, обеспечивает возможность хозяйственно-быто- вой деятельности. Кочевая юрта представляет собой легкую сборно-разборную постройку, приспособленную к транспортировке на вьючных животных. Общий вес юрты с обстановкой 300-400 кг - это грузоподъемность верблюда. Диаметр жилой юрты от 4,5 до 8 м, высота в центре 4-5 м. Время, за которое ее можно собрать и разобрать, в пределах часа. Подобно тому как растительный мир степи чутко реагирует на колебания температурного режима воздуха, кочевая юрта отвечает этим изменениям. Ее конструкция, состоящая из деревянной решетки и пористого шерстяного войлока, играет роль терморегулятора, сохраняя внутри жилища постоянный тепловой режим. Юрта всегда ставится на открытом солнцу пространстве, даже в лесистой местности выбирается солнечная поляна. На всем протяжении Великой степи, занимаемом различными кочевыми народами, господствовал единый тип сборно-разборного войлочного жилища. Но в зависимости от географических условий, степной или лесостепной зоны жилище имело сферическую или коническую форму крыши. Подумайте и ответьте, почему? САРМАТЫ § 23. РАССЕЛЕНИЕ САРМАТСКИХ ПЛЕМЕН Подумайте, как можно озаглавить каждый пункт параграфа. Сарматы населяли западные регионы нашей страны в VIII в. до н.э. -V в. н. э. арматы населяли падные регионы нашей страны в VIII в. до н.э.- V в. н.э. Название племени «сармат» встречается в трудах древних авторов, начиная с III в. до н.э. В этот период сарматы усилились и начали распространять свою власть на соседние племена. В начальный период истории, с VIII в. до н.э., их называли савроматами. На Арало-Каспии, а также южнее жили племе- на дахов (дай, даги). На берегах Каспия жили племена каспиев. В те древние времена Каспийское море носило название «Гирканское море», поэтому каспиев иногда называют гиркани. Памятники сарматов сосредоточены в Западном Казахстане. Здесь они расположены по долинам рек, в основном Жайыка (Урала), И лека, Эмбы. Здесь курганы сооружены из песка, камня и смешанной почвы. На морском побережье юго-восточных районов Атырауской области (примерно с местности Сарыкамыс до поселка Кульсары) встречаются глиняные насыпи.
Савромато-сарматские племена связывали культуры Центральной Азии и Причерноморья. Они установили связь с соседним Боспорским царством и совершали походы в страны Передней Азии, на Кавказ и в Парфию. f Сарматские воины. По мнению Геродота, савроматы говорили на языке, схожем с языком скифов. В их обществе женщины были равны в правах с мужчинами. Савроматы были родственны даям, массагетам и ис седо нам. По предварительным подсчетам ученых, общая численность савроматов-сарматов на Южном Урале, в Поволжье и Западном Казахстане в III-II вв. до н.э. составляла 20 тысяч человек, во II—I вв. до н.э.
Из записей Геродота и персидского царя Ксеркса мы знаем, что в 1 тысячелетии до н.э. Арало- Каспийский регион был населен племенами дахов (даев, дагов), саков-массагетов. Союз даев состоял из нескольких родов и племен. В 248-247 гг. до н.э. Арсак (Аршак), выходец из дайского племени апарн, завоевал большую часть Парфии (территория современного Ирана) и соседние районы Гиркании. Таким образом он основал здесь династию Аршакидов.
При раскопках археологических памятников Устюрта - Байте, Терек - наряду с погребениями людей были найдены молитвенные места, где совершались жертвоприношения, групповые молитвы. Здесь имелись покрытые камнем, округлые оградительные сооружения, каменные жертвенники. По кругу были поставлены каменные столбы с антропоморфными изображениями (идолы). Их число достигало 30-40 штук. В молитвен- Жертвенная посуда ных местах во множестве встречаются остатки пе- сарматов. пелищ. Это показывает, что даи-массагеты поклонялись огню и Солнцу. ?! 1. Покажите на карте местонахождения памятников савроматов-сарма- тов. 2. Какая существует связь между сав- роматами и сарматами? |