ИК Учебник 6 класс.. Рассказать о самом древнем периоде истории Казахстана. Учебник, который вы держите в руках, станет надежным источником широких знаний по истории древнего Казахстана
Скачать 2.86 Mb.
|
§ 16. ИСТОРИЯ УЙСУНОВ, ИХ РАССЕЛЕНИЕ Памятники уйсунской культуры в основном сосредоточены в Жетысу (Семиречье). Хронологически они относятся к периоду III в. до н.э. - IV в. н. э.
оз.Зайсан оз. Балхаш Великий 111<мКОНМЙ 1 Название усунъ (уйсун) встречается в китайских записях, начиная со II века до н.э. Они описываются «широкоскулыми, светловолосыми и голубоглазыми». Восточная граница уйсунов проходила по северо-за- паду Китая, в местности Бесбалык, а западная прохо дила по рекам Шу и Талас и доходила до восточных предгорий Каратау. Их столица Чигучен или Чигу (город Красная долина) находилась южнее озера Иссык-Куль и реки Или. Правителя уйсунов называли «гуньмо». Судя по черепам, найденным в Жетысу, уйсу- ны в антропологическом отношении являлись европеоидами. Однако, в их облике отмечаются малые примеси монголоидных черт.
Китайский историк Сыма Цянь записал легенду о происхождении уйсунов: «Правитель усуней именуется гуньмо. Его отец был правителем маленького царства на западных границах сюнну. Сюнну напали на его отца, а когда родился гуньмо, его бросили в поле. Ворон с мясом в клюве летал над ним, и волчица кормила его грудью. Ша- ньюй (правитель сюнну) подивился этому и счел его существом сверхъестественным, принял и взрастил его». Из источников можно узнать о взаимоотношениях уйсунов с соседями: «Прежде они были под зависимостью гуннов, впоследствии усилились и не захотели быть под их державою. Усуни граничили на востоке с гуннами, на северо-западе - с Кан- гюем, на западе - с Даванией, на юге - с разными постоянными владениями». «Усуньский большой гуньмо живет в городе Чигу, кибиток 120 ООО, душ 630 ООО, войска 188 800», - говорится в источниках.
Уйсунская военная конница. Уйсунское общество состояло из предводителей племен и родов, знати, воинов и жрецов, а также рядовых членов общины. Простолюдины состояли из скотоводов и земледельцев. В уйсунском обществе существовало неравенство. Богатые уйсуны имели по 4-5 тысяч лошадей. Были и рабы. Их число пополнялось плененными во время войн чужеземцами. Труд рабов использовался в домашнем хозяйстве. Археологи нашли в погребениях уйсунов тамги, сделанные из глины. Их использовали рядовые общинники. У знати, правителей и военачальников тамги были золотые и медные. Тамгами тавровали лошадей. То, что тамги изготавливались из различных материалов у разных групп населения, доказывает наличие частной собственности и неравенства в уйсунском обществе. Одежда знатных уйсунов была сшита из шелка, тонкой шерсти. А простые общинники одевались в одежду из грубой шерсти, кожи и овчины. У уйсунов частная собственность существовала не только на скот, но и на землю и воду. Вожди требовали: «Никто не смеет пасти свой скот на моих землях», и не подпускали рядовых скотоводов к своим пастбищам, местам водопоя скота. Возникновение частной собственности, развитие имущественного неравенства можно проследить по уйсунским погребениям. К примеру, в больших курганах хоронили богатых уйсунов. Вместе с покойным в могилу клали все необходимые ему в загробном мире вещи: дорогое вооружение, ценную посуду, золотые украшения. Рядовые члены уйсунского общества довольствовались скромным погребением: в их могилы клали только те вещи, которыми они пользовались при жизни (орудия труда, глиняные горшки, ножи и кинжалы). ?! 1. К какому времени относятся пись- 3. менные источники об уйсунах? 4. 2. Покажите на карте места расселения уйсунских племен. 5. Опишите поселения уйсунов. С какими странами и народами уйсу- ны имели торговые связи? Расскажите о жизни богатых и знатных уйсунов. И Вопросы для самопроверки
В китайской хронике «Хань» записано, что уйсунский гуньмо изъявил желание вступить в родство с китайским Двором через женитьбу на китайской царевне. Поскольку в Китае требовали за нее подарок, гуньмо отправил 1000 коней. Произошло это событие в 107 году до н.э. Китайская царевна не знала язык уйсунов, а гуньмо не знал китайского. Находясь в уйсунской степи, китайская царевна сочинила нижеприведенное стихотворение: «Выдали меня родственники В дальнюю страну; Отдали в чужое царство За уйсунского царя. Живет он в круглой хижине, Обтянутой войлоками; Питается мясом, Пьет молоко. Как вспомню об отчизне, - Сердце ноет. Желала бы диким гусем стать, Чтоб возвратиться на родину». ?! Что вы поняли из стихотворения китайской царевны? § 17. ХОЗЯЙСТВО И БЫТ УЙСУНОВ
Сыма Цянь, описывая уйсунов, говорит, что «в мирное время они следуют за скотом и одновременно охотятся на птиц и зверей, поддерживая таким образом свое существование». Также указывается, что уйсуны «не занимаются ни земледелием, ни садоводством. Только кочуют со своими стадами от одного богатого водой и травами места к другому». Последнее утверждение не соответствует действительности. На самом деле часть уйсунов не только кочевала, но и занималась земледелием. Из зерновых выращивали ячмень, просо. Уйсуны занимались как поливным, так и богарным (неполивным) земледелием. Свидетельством этому являются найденные в ходе раскопок остатки ирригационных сооружений, мотыги и плуги, серпы и зернотерки, большое количество семян культурных растений на зимовках и поселениях уйсунов. Растительная пища входила в постоянный рацион питания уйсунов. Глиняная посуда уйсунов. Земледелие и оседлость. Уйсуны были не только кочевниками, но и земледельцами. К примеру, во время раскопок зимнего поселения Актас были найдены доказательства существования у уйсунов земледелия. Недалеко от поселения были обнаружены остатки оросительных каналов, которые проводили от реки, чтобы орошать поля. Также были обнаружены остатки обработанных полей размерами от 60 до 150 кв. м. Здесь древние уйсуны выращивали зерновые культуры. Во время археологических работ были раскопаны орудия земледелия: каменные кетмени, бронзовые серпы, зернотерки из кремния. Зернотерки от долгой эксплуатации совсем износились и затерлись. Уйсуны располагали свои поля вдоль рек. Вода подавалась через систему арыков. Древние источники свидетельствуют, что уйсуны «сажают деревья», «имеют города и предместья». Поливные земли, ирригационные системы, сады и огороды уйсунов окружали столицу уйсунского государства - город Чигу (Чигучен). В ходе археологических работ в долине рек Шу и Кеген были найдены остатки нескольких древних городищ. В предгорьях уйсуны имели постоянные жилища. Поселения состояли из 5-6 жилищ и крытых загонов для скота. Жилища возводили из камня. Помещения жилища соединялись между собой. Полы обмазывались глиной. Внутри жилища стоял каменный очаг для обогрева комнаты и приготовления пищи. Уйсуны строили дома также и из саманного кирпича. Вблизи поселений располагались родовые и семейные кладбища. Другие занятия. Ремесла. Ремесленники широко использовали кожу. Из нее делали посуду для жидких продуктов питания. Из кости делали пуговицы, застежки и булавки. Уйсунские мастера по железу делали топоры, кетмени, серпы, ножи, посуду. Значительная часть ремесел и домашних промыслов была связана с обработкой продуктов скотоводства. Степняки искусно выделывали кожу, войлок, окрашивали их в разные цвета. Чаще этим занимались женщины. Мужчины изготовляли предметы вооружения, сбрую, седла, арбы, строили дома, делали повозки, конскую упряжь, седла, шили обувь для себя и домочадцев, охотились на зверей. Но самой главной их обязанностью было охранять свои семьи, скот и имущество. НМ¥ШЧ. .V I л Hi Ш 0 - Iт » 6-3448 Золотая диадема. Найдена в Каргалин- ском ущелье. Найденные при раскопках курганов предметы позволяют судить, что уйсуны умели плавить железо. Они изготовляли из него ножи, кинжалы, мечи, наконечники стрел. Также уйсуны добывали на рудниках медь, свинец, олово и золото. Археологи находят искусно сделанные ювелирные украшения. Уйсунские мастера из драгоценных металлов и камней изготавливали бусы, перстни, серьги, браслеты, зеркала, застежки для одежд и другие предметы. Для того, чтобы они были еще более красивыми, мастера инкрустировали их полудрагоценными камнями - бирюзой, опалом, гранатом. Золотые изделия дополнялись мелкими блестящими камешками. Посуду изготовляли женщины из глины на гончарном круге или путем напластования глины на тканевую основу вручную. Мастера выдалбливали из дерева большие плоские блюда, чаши и ковши. Также широко использовалась у уйсунов деревянная посуда для хранения пищи, для переноса воды и молока. В уйсуиском хозяйстве широкое распространение получили такие виды ремесла, как прядение, вышивание, выделка кожи, изготовление предметов и вещей из камня и кости. Прядение и ткачество развивались путем ежедневного изготовления кошм, вязания одежды из шерсти. Для ткачества использовался простейший ткацкий станок, а для прядения шерсти - обыкновенное веретено. Из камня делали орудия труда - кетмень, зернотерки, ступы; предметы быта - головка веретена, точила; из различных драгоценных камней - бусы и ожерелья. Из кости выделывали наконечники стрел, пуговицы и другие необходимые для повседневного быта вещи. Уйсуны разрабатывали месторождения медесодержащих, золотосодержащих руд. Путем плавки железа, меди, бронзы получали топоры, серпы, ножи, иглы, гвозди, котлы, жертвенники, оружие. Перстни с фигурками Широко распространилась традиция инкрусти- сидящих верблюдов. ровать драгоценными камнями золотые, серебря- ные изделия. Замечательные образцы этого искусства найдены при раскопках захоронения Актас. Такие ценные камни, как агат, изумруд, яшма использовались при изготовлении бус и ожерелий. Золотые вещи украшались зернью - мелкими шариками, вставками из бирюзы, сердолика. Бронзовые казаны. Найдены в окрестностях Алматы. Обычаи, традиции и верования уйсунов. Научных сведений об обычаях, традициях уйсунов очень мало. Археологи собрали материал об этом путем изучения погребений древних уйсунов. Известно, что самые большие курганы у уйсунов были в диаметре 20 м, а в высоту достигали 2 м. Структура уйсунских курганов следующая. Обычно они представляли собой скопление песка, дерна и камня. Иногда основание или верх кургана обкладывали небольшими круглыми камнями размером с казан. Когда археологи открыли верхний слой уйсунского кургана, то обнаружили под ним слой камней, выложенных по кругу. Это был галечный слой. В центре кургана располагалась могильная яма. Уйсуны хоронили покойного в центре кургана, положив его на спину головой на восток. По представлениям древних уйсунов, умерший обязательно оживал. Поэтому в его могилу ложили все необходимые при жизни вещи. Раскопанные учеными могилы отличались по размерам и по набору вещей, положенных в них. Если покойный был при жизни богатым и знатным человеком, в его могилу ложили ценные предметы, самую дорогую одежду. Раскопки могил показали, что часто в могилу ложили посуду: глиняную и деревянную. В ней была пища. В могилу мужчин ложили седла, конскую упряжь и уздечки, оружие — лук и стрелы, кинжал, копье, нож. Древние уйсуны поклонялись потусторонним сверхъестественным силам. Они приносили им жертвы. Доказательством тому служат рисунки уйсунов и изображения на жертвенниках. Археологи нашли ритуальные подсвечники, жертвенную посуду. На глиняных предметах и посуде нарисованы солярные знаки, т.е. изображения солнца. 3. 4. ?! 1. Каким местам отдавали предпочтение уйсуны при строительстве жилищ и поселений? Какие виды скота выращивались уйсунами?
Используя рисунки в тексте, составьте рассказ об изделиях уйсун- ских ремесленников. В каком регионе Казахстана находят больше всего памятников уйсунско- го периода? Покажите на карте. Составьте рассказ об обычаях, традициях и верованиях уйсунов. [ ? |Вопросы для самопроверки
КАНГЮИ |