Главная страница
Навигация по странице:

  • D.

  • 8-3448

  • ! 1. Что свидетельствует о том, что у сарматов существовало социальное неравенство

  • Вопросы для самопроверки Что доказывает наличие социального неравенства в сарматском обществе Письменные источники С.

  • Великая степь - Сарыарка.

  • ИК Учебник 6 класс.. Рассказать о самом древнем периоде истории Казахстана. Учебник, который вы держите в руках, станет надежным источником широких знаний по истории древнего Казахстана


    Скачать 2.86 Mb.
    НазваниеРассказать о самом древнем периоде истории Казахстана. Учебник, который вы держите в руках, станет надежным источником широких знаний по истории древнего Казахстана
    АнкорИК Учебник 6 класс..docx
    Дата31.01.2017
    Размер2.86 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИК Учебник 6 класс..docx
    ТипДокументы
    #1439
    страница11 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

    ПП Вопросы для самопроверки

    Составьте и запишите в тетрадь рассказ «Место савромато-сарматских племен в древнее время».

    Назовите древних авторов, оставивших ценные сведения о сарматах.


    .. Какие племена населяли Западный Казахстан в VIII веке до н.э.-V веке н.э.?

    1. Гунны С. Кангюи

    2. Сарматы D. Уйсуны

    1. Кто из указанных историков древности не писал о савроматах?

    1. Диодор С. Плиний Старший

    2. Геродот D. Полибий

    Материал для дополнительного чтения

    Легенда об амазонках


    Когда эллины вступили в борьбу с амазонками, то, как гласит предание, эллины, победив их в сражении, отплыли обратно, взяв с собою на трех судах амазонок, которых удалось захватить в плен. Последние в открытом море напали на мужчин и изрубили их, но, не зная, как управлять кораблями, носились по волнам по воле ветра и прибыли к Кремнам на Меотийском море (Азовское море). Сойдя здесь с судов, амазонки отправились в обитаемую местность, и, встретив табун лошадей, они захватили лошадей и стали грабить владения скифов.

    Отсюда савроматские женщины исстари ведут свой образ жизни: они ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду. Говорят на скифском языке, но издревле искаженном, так как амазонки не вполне его усвоили. Относительно брака соблюдается у них следующее правило: ни

    одна девушка не выходит замуж, пока му что не могли выполнить этого трене убьет врага, некоторые из них уми- бования. рают в старости безбрачными, пото-

    ?! Используя дополнительный материал, составьте рассказ «Положение женщин в сарматском обществе».

    § 24. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ, БЫТ, ХОЗЯЙСТВО И МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА САРМАТОВ

    1. Общественный строй. По археологическим данным можно судить о социальном неравенстве в среде сарматов. Об этом говорит наличие богатых захоронений. В условиях первобытнообщинного строя все сарматы обладали равными правами. Все проблемы общины решались старейшинами и вождями совместно с членами рода, племени. Позже во время расцвета военной демократии важнейшие вопросы внутренней и внешней политики рода-племени стали решаться в узком кругу вождей и старейшин, которые не считались с мнением простых общинников.



    Общественный строй сарматов



    &

    Распадается первобытнообщинный строй и появляется имущественное неравенство.

    При формировании кочевого скотоводства был пик военной демократии.


    В военно-демократическом обществе сарматов активную роль играли и женщины.

    У сарматов военная демократия отличалась от подобной системы управления других кочевых племен. К примеру, у саков военная демократия была только для мужчин, а точнее - для мужчин, носивших оружие. А в сарматском обществе женщины тоже входили в военное сообщество племени. Доказательством тому могут служить многочисленные находки вооружения в женских погребениях. Поэтому военная демократия сарматов была равна как для мужчин, так и для женщин. В сарматском обществе жен-

    8-3448

    щина занимала более высокое положение, чем в аналогичных обществах кочевых племен того периода.image105


    image106

    Золотая диадема (головное украшение) сарматской девушки.
    Быт сарматов. Культура отражается также и в быту. В понятие «быт» входят все бытовые условия, связанные с жилищем, одеждой, пищей, посудой и т.п.

    Сарматы в зимнее время одевали короткий полушубок, опоясывались кожаным поясом. На ноги надевали короткие сапоги, в которые заправляли шаровары.

    Сарматские женщины одевались так же, как и мужчины. Однако, в отличие от мужской одежды, их одежда обильно украшалась различными бусами, ожерельями. Женщины носили золотые серьги, кольца, подвески и браслеты.

    Посуда сарматов делалась из глины и металла. Днища глиняных горшков были глубокими и широкими. Котлы для приготовления пищи отливались из железа. В курганах находят также стеклянные предметы, однако сарматы не сами их изготавливали, а получали из восточных стран.

    Сарматы широко использовали в быту кожаную посуду - торсыки, саба, конеки, бурдюки и т.п.


    Курган Аралтобе.
    Хозяйство сарматов. Сарматы занимались как кочевым скотоводством, так и земледелием. В основном выращивали овец и лошадей. Мясо и молоко их

    МММ

    употребляли в пищу, а из кожи и шерсти выделывали одежду, войлок. Сарматы выращивали крепких, невысоких в холке, приспособленных к круглогодичному содержанию и тебеневке лошадей. Также имелись выносливые скакуны для дальних походов. Ими владели знать и военачальники. Такие лошади были редки в степи и ценились дорого.


    Хозяйство сарматов \ /

    Сарматы занимались преимущественно кочевым скотоводством.

    Два вида лошадей: невысокие и крепкие лошади и крупные лошади для дальних переходов.

    Западные сарматы переходили к земледелию и оседлости.

    Важную роль в жизни сарматов играла охота.

    В хозяйстве сарматов было широко развито ювелирное искусство.








    image107

    Посуда сарматов.
    Сарматы разводили также верблюдов и быков. Они использовались как тягловая и гужевая сила.


    image108

    Сарматский вождь. Курган Аралтобе.
    У сарматов наряду с кочевым и полукочевым скотоводством получила распространение оседлость. В хозяйстве племен, живших в междуречье Волги и Жайыка, а также на побережье Черного моря, важное место занимало земледелие. У них вместе с кочевым хозяйством развивалось полукочевое и даже оседлое хозяйство.

    В жизни и быту сарматов охота имела подсобное значение, а также играла роль развлечения и соревнования в меткости, ловкости и силе. Они охотились на косуль, сайгаков, зайцев, лисиц, а также на другую дичь. При охоте пользовались луком и использовали специально обученных собак. Широкое распространение получила верховая охота.

    1. Материальная культура сарматов. Ученые- археологи обнаружили в могильнике Бесоба курган с захоронением женщин-жриц. Внутреннее строение кургана состояло из бревен. Сверху захоронение было покрыто ветвями деревьев, травой и дерном. В нем были похоронены две женщины, лежавшие на спине головой на юго-запад. Рядом с покойными были положены «необходимые» вещи: бронзовое зеркало, золотые серьги, бусы и жертвенник с изображением оскалившего пасть волка.

    Изучение памятников савроматов Западного Казахстана позволило выявить следующие их особенности: внутреннее устройство могильных курганов в большинстве случаев состоит из деревянных бревен; во-вторых, могилы имеют различную форму (прямоугольные, круглые, овальные и т.д.).

    Одним из хорошо исследованных памятников савроматов является могильник Сынтас. Первый из курганов могильника выложен из рядов бревен в виде сужающейся кверху пирамиды. Здесь в кургане захоронены сразу три савроматских воина. Возможно, что один из них был военачальником. Он лежал в центре и покоился на возвышенной основе. Таким образом, в могиле, скорее всего, захоронен военачальник со своими двумя воинами.

    Возле воинов были положены бронзовые наконечники стрел, железные кинжалы, железные уздечки, глиняная посуда и т.п. Также при раскопках памятника Сынтас были найдены предметы с изображением волка и костяные ложки с изображениями сайги и горного козла.

    При раскопках памятника позднесарматского периода Аралтобе, что в Жылыойском районе Атырау- ской области, были раскопаны 3 кургана. Среди находок в погребениях были вооружение вождя, украшения, а также части ритуального посоха жреца.

    Сарматы в рассматриваемое нами время были воинственным племенем. К тому же они были народом с высокоразвитым искусством. Мастера-ре- месленники занимались не только изготовлением различных вещей и предметов, но и ткачеством. Ювелиры изготавливали украшения из золота, серебра, меди и железа, а также делали зеркала.

    ?! 1. Что свидетельствует о том, что у сарматов существовало социальное неравенство?

    1. В чем смысл военной демократии?

    2. Опишите быт сарматов.

    3. Расскажите о хозяйстве сарматов.

    4. Назовите отличительные особенно сти сарматских памятников.



    image109




    Вопросы для самопроверки

    1. Что доказывает наличие социального неравенства в сарматском обществе?

    1. Письменные источники С. Наскальная живопись

    2. Наличие богатых захоронений D. Народные предания

    1. Какие предметы быта сарматы не изготавливали самостоятельно, а покупали в других странах?

    1. Предметы из металла С. Предметы из стекла

    2. Предметы из дерева D. Одежду

    Глава 5. РЕГИОНЫ КАЗАХСТАНА В РАННЕМ ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКЕ

    Ребята! Вы знаете, что человек начал осваивать металлы еще в медно-каменном веке (энеолите). Также вы знаете, что этот процесс продолжился в эпоху бронзы. Известно, что люди научились вышшвлять железо и изготовлять железные изделия и раннем железном веке. В истории нашей страны век железа делится на 2 периода: ранний железный и поздний железный века. Ранний железный век охватывает период с VIII в. до н.э. по

    1. в. до н.э., а поздний железный век - с III в. до н.э. но VI в. н.э. В прошедших параграфах мы познакомили вас с племенами и племенными объединениями. Теперь вы более глубже узнаете об особенностях развития отдельных регионов нашей страны в раннем и позднем железном веках.


    На северо-западе Сарыарки жили аргиппеи, в центре - ис се доны, на востоке - аримаспы.
    § 25. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КАЗАХСТАН

    1. Великая степь - Сарыарка. В Центральной Азии находятся огромные пространства, издревле населявшиеся кочевниками. Если взглянуть сверху, с высоты птичьего полета на степи, то можно увидеть широкую полосу холмистой местности. Это пространство именуется казахами Сары-

    арка. Это слово в казахском языке означает полосу желтых степей и сопок, протянувшихся с запада на восток. Начиная с эпохи бронзы, в Центральном Казахстане высокого уровня развития достигли добыча руды, а затем выплавка меди, олова, золота, серебра, железа.


    image110

    Глиняная посуда, найденная при раскопках курганов с «усами».
    Горные отроги Тарбагатая на востоке, вытянутая низменность Торгая на западе окружают Сарыарку. Внутри этой страны на север несут свои воды реки Оленты, Селеты, Есиль (Ишим), Нура, Куланотпес. В обратном направлении, на юг, текут реки Аягоз, Ка- ратал, Жамши, Мойынты, Сарысу, Сарыкенгир, Ка- ракенгир. Все они берут начало в едином устье. Са- рыарка является крупным водоразделом.

    1. Население Сарыарки. Письменных данных о древних жителях Центрального Казахстана сохранилось мало. В трудах Геродота об этом регионе упоминаются аргиппеии исседоны. Современные ученые установили, что на северо-западе Сарыарки жили аргиппеи. в центре - исседоны, на востоке - аримаспы.

    Жители степи разводили коней, овец и верблюдов. Выбор на эти виды животных пал не случай; но. В здешних климатических условиях именно эти виды животных могли зимой самостоятельно добывать корм из-под снега.

    Кочевники хорошо знали, где, в какой местности, имеется богатая растительность, они знали степень поедания и усвоения ее скотом. В течение лета скотоводы несколько раз меняли пастбище, чтобы скот не вытаптывал траву. К зиме надо было, чтобы скот набрал силу. Поэтому для осенних пастбищ использовали земли с богатой, сочной растительностью.

    1. Хозяйство. Летний выпас продолжался от 6 до 9 месяцев. Кочевники использовали летний выпас с момента таяния снега весной до его выпадения осенью.

    Особенность весеннего и осеннего периодов была в искусственном «удлинении» теплых дней за счет

    передвижения на юг. «Увеличение» прохладного, не жаркого времени шло за счет движения на север. Весной кочевка шла медленно - скот после зимы должен был окрепнуть. В феврале-марте поголовье скота увеличивается, приплод делает невозможными быстрые переходы. Летом надо было создать условия для того, чтобы скот хорошо нагулял жир. Это достигалось при просторе жайляу и достаточности кормов. Под жайляу (летние пастбища) выбирали плоские равнины, низменности с разнообразной растительностью, в жару скот пасли на возвышенностях. Скотоводы стремились быстрее перекочевать на летние пастбища, до наступления жарких дней. Стоянки летом из-за жары были более продолжительными. Это влияло на ритм кочевого передвижения. Основной проблемой летом было постоянное обеспечение водопоем скота.

    Скот, набравшийся жира, должен был укрепиться пастьбою на кузеу - осенних пастбищах. Осенью начиналось движение к зимним пастбищам - кыстау. Лошадей на зиму объединяли в табуны. В одном табуне было 400-600 голов. Это делалось для того, чтобы молодняк не остался без корма. Табунщиками обычно были несколько человек.

    Многие работы, такие как стрижка, рытье колодцев, дойка, охрана скота, уход за молодняком, выполняли сообща. Кочевники занимались также охотой, собирательством, промыслами.

    1. Памятники раннего железного века. Территорию Центрального Казахстана составляют земли Карагандинской, Акмолинской, частью Павлодарской областей и Торгайский регион.

    Памятники раннего железного века Центрального Казахстана представлены курганными могильниками. Для этого региона характерны так называемые курганы с «усами».

    По мнению некоторых ученых, они играли роль маяка в степи. И в самом деле, курганы с «усами» построены под определенным углом и определяют стороны света — юг, север, восток, запад.

    Кочевники прекрасно знали местонахождения пастбищ и водоемов. В определенные дни, наблюдая за тенью от двух каменных столбов, кочевники предугадывали изменение погоды.

    Памятники раннего железного века Сарыарки относятся к тасмолинской культуре. Название дано по местности Тасмола в Екибастузском районе Павлодарской области, где впервые был раскопан курган данной культуры.

    Особенность курганов тасмолинской культуры состоит в том, что в них имеются два захоронения. Оба кургана расположены по соседству. В большом кургане хоронили человека, в малом кургане - лошадь. От них в восточном направлении отходят 2 ответвления, насыпанные из камней. Длина этих «усов» составляет от 10 до 30 метров. Другой особенностью является то, что в быту скотоводов Центрального Казахстана широкое применение имела деревянная и металлическая посуда. В курганах глиняная посуда почти не встречается.

    Археолог К.А. Акишев считает, что тасмолин- ская культура относится к исседонам. Исседонские племена постоянно переселялись на юг Казахстана и в Кыргызстан. С их появлением совпадает расцвет сакской культуры.


    Курганы В Центральном Встречаются четыре вида курганов с «усами».

    Казахстане. К первому виду
    относятся малые курганы, выло-

    image111





    1

    женные с восточной стороны от большого кургана. От восточной стороны малого кургана отходит каменная цепочка, напоминающая «усы». При втором виде два кургана строились с юга на север в одном ряду, и от каждого от них, с южной и северной сторон на восток отходят каменные дуги - «усы». Третий вид - это когда сначала строился один большой курган, а затем на нем возводили малый курган. От восточной стороны большого кургана отходит «ус»- Четвертый вид схож с третьим, т.е. он состоит из двух курганов, построенных друг на друге. Границу между двумя курганами можно отследить только в ходе раскопок.

    В одном из курганов хоронили человека, а в другом - его верховую лошадь. Коня приносили в жертву покойному и тоже погребали под курганной насыпью. Этот древний обычай сохранился у казахов Восточного Казахстана, где существует традиция - оставлять на могиле умершего голову принесенной в жертву лошади.


    ТТ

    - Скелет лошади щ -
    Глиняная посуда


    /аас

    Курганы с «усами» являются самобытным памятником архитектурного искусства древнего Казахстана. Вообще, курганы с «усами» являются наиболее часто встречающимися памятниками эпохи раннего железа в Центральном Казахстане. По- Виды курганов с добные курганы с «усами» в последнее время ста- «усами». image112 image113


    image114





    1. Где были найдены первые памятники тасмолинской культуры?

    2. Какие племена населяли Центральный Казахстан в эпоху железа?

    ли находить и в Северном, Восточном Казахстане, а также в южных регионах страны.

    ?! 1. Какое значение имеет название «Са- рыарка»? Опишите природу Центрального Казахстана.

    2. Сравните курганы Центрального Казахстана с курганами саков.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта