ИК Учебник 6 класс.. Рассказать о самом древнем периоде истории Казахстана. Учебник, который вы держите в руках, станет надежным источником широких знаний по истории древнего Казахстана
Скачать 2.86 Mb.
|
| ? Вопросы для самопроверки
§ 26. СЕВЕРНЫЙ КАЗАХСТАН Территория Северного Казахстана на юге граничит с Центральным Казахстаном, на севере - с лесостепью Западной Сибири. Поэтому на памятники раннего железного века оказали сильное влияние культуры, данных регионов.
В Северном Казахстане много рек и пресных озер. Поэтому здесь с древних времен население занималось рыболовством и земледелием. Богатые травы, небольшие расстояния между водопоями создавали условия для «спокойного» кочевания. Особенностью структуры стада было наличие крупного рогатого скота. Зимние пастбища располагались на юге. Обычно выбирались места, где позже выпадает и раньше тает Бронзовое зеркало и снег. Зимой старались занимать места, защищенные его вид сбоку. от ветра. Если недалеко были камышовые заросли, то они защищали от бурана, а камыш использовался людьми как топливо. Важно было, чтобы рядом были удобные места для водопоя. В1 тысячелетии до н.э. жители Северного Казахстана перешли от земледелия и оседлости к кочевому образу жизни. Письменные источники о жителях Северного Казахстана. Письменных источников, рассказывающих о жизни населения на территории Северного Казахстана, очень мало. Древнегреческий историк Геродот писал, что соседями савроматов были аргиппеи, которые жили «у подножья высоких гор». Здесь речь идет об Уральских горах. Вот что писал Геродот об их образе жизни: «Каждый из них живет под деревом, зимою окутывая его плотным белым войлоком, а летом без войлока. Сим людям никто не делает обид, ибо они почитаются священными, да и воинских оружий не имеют; более того, они и соседей своих примиряют в несогласии, и кто в бегстве прибегнет к ним под защиту, получит у них кров и помощь. Тому никто не причиняет обиды; имя сему народу аргиппеи». Языковеды слово «аргиппеи» переводят с латинского языка как «обладатели белогривых, быстроногих коней». Далее на восток от них расселялись иссе- доны. Сведения древнегреческих историков Геродота и Страбона подкрепляются археологами. Ученые находят много сходства между племенами северного и других регионов Казахстана. Некоторые историки считают, что аргиппеи, сарматы, саврома- ты - это названия одного народа. В 1 тысячелетии до н.э. жители Северного Казахстана перешли от земледелия и оседлости к кочевому образу жизни. Находимые здесь предметы искусства относятся к «звериному стилю». Название это, как вы знаете, связано с традицией изображать зверей и животных. Древние люди изображали схватки верблюдов, мчащегося волка, летящего беркута. Культура племен Северного Казахстана имеет много общего с культурой сакских племен юга Казахстана. то они защищали от бурана, а камыш использовался людьми как топливо. Важно было, чтобы рядом были удобные места для водопоя. В1 тысячелетии до н.э. жители Северного Казахстана перешли от земледелия и оседлости к кочевому образу жизни. Письменные источники о жителях Северного Казахстана. Письменных источников, рассказывающих о жизни населения на территории Северного Казахстана, очень мало. Древнегреческий историк Геродот писал, что соседями савроматов были аргиппеи, которые жили «у подножья высоких гор». Здесь речь идет об Уральских горах. Вот что писал Геродот об их образе жизни: «Каждый из них живет под деревом, зимою окутывая его плотным белым войлоком, а летом без войлока. Сим людям никто не делает обид, ибо они почитаются сил Iценными, да и воинских оружий не имеют; более того, они и соседей своих примиряют в несогласии, и кто в бегстве прибегнет к ним под защиту, получит у них кров и помощь. Тому никто не причиняет обиды; имя сему народу аргиппеи». Языковеды слово «аргиппеи» переводят с латинского языка как «обладатели белогривых, быстроногих коней». Далее на восток от них расселялись иссе- доны. (’ведения древнегреческих историков Геродота и Страбона подкрепляются археологами. Ученые находят много сходства между племенами северного и других регионов Казахстана. Некоторые историки считают, что аргиппеи, сарматы, саврома- ты это названия одного народа. В 1 тысячелетии до н.э. жители Северного Казахстана перешли от земледелия и оседлости к кочевому образу жизни. Находимые здесь предметы искусства относятся к «звериному стилю». Название это, как вы знаете, связано с традицией изображать зверей и животных. Древние люди изображали схватки верблюдов, мчащегося волка, летящего беркута. Культура племен Северного Казахстана имеет много общего с культурой сакских племен юга Казахстана. Кинжалы эпохи раннего железа.
Летом пасли скот на жайляу. Аулы объединялись. Жара влияла на движение - лошадей выпасали ночью, в 12-15 километрах от аула. Молодняк пасли отдельно, около аула. Для того чтобы скот хорошо нагулял жир, через каждые 7-10 дней скот выпасали на солонцах. Зимой скот сильно терял в весе из-за тебеневки, когда корм приходилось добывать из-под снега. Темп движения из-за высокого слоя снега замедлялся. Для крупного рогатого скота строили загоны и заготавливали сено на зиму. В теплую погоду скот пасли на возвышенностях, в холод же - в лощинах, камышах, кустарниках. Более заснеженные участки использовались под выпас в начале и в конце зимы, а степные понижения, северные склоны сопок, холмов, подошвы гор - в середине зимы. Особенностью зимнего периода было пребывание на одном месте. Жили на кыстау - зимних стойбищах. Кочевание в зимний период было ограничено из-за природных условий: холод, ветер, толстый снежный покров, скудный травостой, резкие перепады температур - все это усложняло жизнь скотоводов. На севере Казахстана периодически были джуты - массовые падежи скота от бескормицы и голода. При нем земля покрывается коркой льда, и скот не может пробить копытом лед, чтобы добыть себе корм. Джуты повторялись через определенное время - 6-8, иногда - 10-12 лет. Жители Степи при гололеде гоняли табуны лошадей, пока не проломится лед. Иногда дробили наст с помощью бревен, привязанных арканами к лошадям. Были и другие средства борьбы с джутом: во время снегопадов и дождей скот отгоняли за пределы, охваченные джутом, вручную раз- гребали и очищали пастбища, загоняли скот в лес и ставили заграждения.
Поэтому некоторые ученые считают, что курганы в местности Улыбай в Северном Казахстане схожи с памятниками тасмолинской культуры. Памятники раннего железа в Северном Казахстане составляют улыбай-тасмолинскую культуру. Из курганов первоначального периода сакско- го времени в данном регионе хорошо исследованы следующие курганы: Бирлик, Алыпкаш, Покровка, Бектениз. При раскопках этих памятников были найдены стрелы, плоские ножи, круглые бронзовые зеркала с крючком с внешней стороны, глиняная посуда и другие вещи. Из раннего периода эпохи саков были исследованы три поселения: Карлыга, Борки и Кеноткел. В них были найдены остатки керамической посуды, бронзовые ножи, различные заколки, множество каменных изделий. Раскопки поселений позволили найти также наконечники стрел, круглые, плоскодонные горш- Актауское укрепление- КИ С выпирающими боками. городище. Археологи исследовали остатки укрепления- городища раннежелезного века на правом берегу Есиля - Актау. Городище было окружено укрепленным валом высотой 5-6 метров. Укрепление было построено из дерева на высоком холме. По пяти углам крепости высились сторожевые башни. Стены укрепления снаружи были слегка наклонены, а для того, чтобы затруднить атаку, перед крепостью был вырыт рои глубиной 1,5 метра.
На протяжении VIII в. до н.э.-П в. н.э. племена, населявшие Северный Казахстан, находились в постоянных культурных связях с племенами Жетысу и Южного Казахстана. Это видно из многих общих черт культуры, прослеживаемых в находках курганов в этих двух регионах. ?! 1. Какие современные области Казахстана относятся к региону Северного Казахстана?
* В 1 тысячелетии до н.э. D. В 1 тысячелетии н.э.
Хозяйство Творческое задание Составьте сравнительную схему с культурами других регионов Казахстана. Предметы быта, ремесла § 27. ВОСТОЧНЫЙ КАЗАХСТАН К Восточному Казахстану относятся современные Восточно-Казахстанская и Павлодарская области.
В древности территорию Восточного Казахстана населяли аримаспы. Восточный Казахстан являлся одним из центров древней металлургии. Письменных сведений о древних жителях Восточного Казахстана сохранилось мало. По сообщению Геродота, соседями сарматов были аргиппеи. Далее их жили исседоны и дальше в горах аримаспы - «стерегущие золото». Исходя из того, что недра Алтая богаты золотом и г \ и Бляхи с изображениями горного козла и оленя. Золотое покрытие. Шиликтинский курган. Украшение конского снаряжения. Берель- ский могильник. железной рудой, речь идет именно о аримаспах. Значение слова «аримаспа» Геродот переводит так: «ари- ма» - один, «спа» - глаз или диск. Восточный Казахстан с древности является местом, наиболее благоприятным для проживания человека и развития скотоводства. Его равнины и горные хребты, богатые привольными пастбищами, рудниками с различными металлами, стали основой для формирования здесь древней самобытной культуры.
Эти курганы, как и курганы Жетысу - Бесша- тыр, Иссык - были разграблены еще в глубокой древности. В 1960 году был исследован самый большой шиликтинский курган - «Золотой курган». От центра погребения по направлению с востока на запад был проложен узкий коридор (дро- мос). Стены были сооружены из бревен лиственницы, пустоты заполнены камнями, а стены коридора, ведущего к могиле, были покрыты каменными плитами. Верх могилы и коридора был перекрыт поперечными бревнами. В погребении были захоронены двое: мужчина лет 40-50 и женщина 50-60 лет. После их захоронения могилу покрыли слоем камня, затем - сме- шанным составом из гальки, песка и глины, который и образовал собственно курган. Затем большой каменной плитой был закрыт вход в подземный коридор, ведущий к могиле. Археологами были извлечены 13 бронзовых наконечников стрел, остатки колчана для стрел. Наконечники двусторонние, обработаны остро. Колчан изготовлен из толстой кожи, части его были сшиты сухожилиями. Снаружи колчан был украшен несколькими заклепками. Найдены также золотые пластины с изображениями беркута, леопарда, кабана, рыб, птиц с распростертыми крыльями, а также другие ювелирные украшения. Золотые рельефные изображения сделаны с потрясающей красотой и высоким мастерством. Ученые, изучив вещи и предметы из «Золотого кургана», а также проанализировав их внешнее устройство и формы, пришли к выводу, что курган был возведен в VIII-VII вв. до н.э. В Зайсанском районе Восточного Казахстана расположено около 200 крупных курганов. 50 наиболее грандиозных из них носят название «царские». Самое древнее на земле Казахстана царское погребение, относящееся в VIII в. до н.э., находится в кургане №1 Шиликтинского памятника. Он был открыт известным казахстанским ученым-этноло- гом, археологом, профессором А. Т. Толеубаевым. Эта археологическая сенсация в исторической на- |