ИК Учебник 6 класс.. Рассказать о самом древнем периоде истории Казахстана. Учебник, который вы держите в руках, станет надежным источником широких знаний по истории древнего Казахстана
Скачать 2.86 Mb.
|
§ 9. ИЗМЕНЕНИЯ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ОБЩЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ Завершающий период эпохи бронзы на территории Центрального Казахстана полу чил название «бегазы-дандыбаевская культура». Ее хронологические рамки - XII-VIII вв. до н. э. /У/ Бронзовые кинжалы. Изменение климата. Около трех тысяч лет назад на территории нашей страны произошли изменения природных условий. Климат стал засушливее, зима суровой и длительной, лето коротким и жарким. В этих условиях становилось все труднее заниматься земледелием. Урожаи не успевали созревать из-за осенних дождей, и люди не могли сделать необходимые запасы продуктов. Поэтому древние жители больше внимания стали уделять скотоводству. Поселения превращались в зимовки скотоводов, земледелие стало приобретать подсобный характер. Люди все больше стали держать скот, способный круглый год находиться на подножном корму, тебеневать, т.е. добывать из-под снега корм. Такими животными были лошади и овцы. Пастушеские племена в течение многих столетий сохраняли придомное скотоводство. Земля и скот Наконечники копий. принадлежали родовым объединениям и племенным общинам. С увеличением количества стада скот быстро вытаптывал траву, тогда скотоводы, объединяясь, перегоняли его на новые места. Так развивалось полукочевое скотоводство. При нем женщины и дети жили в поселении, занимаясь земледелием, а мужчины и подростки следовали за скотом на пастбища. Осенью они возвращались. Постепенно, из придомного и полукочевого скотоводства древние жители стали переходить к кочевому Ювелирные украшения эпохи бронзы. скотоводству.
искусством камнерезания. Обычно стены жилищ выстраивали плитами из камня и смазывали глиной с внутренней и внешней сторон, щели заделывали камнем с глиной. Большинство погребений бегазы-дандыбаевской культуры представлено курганами. В отличие от анд- роновских курганов, эти курганы очень высокие и сооружены из гальки и дерна, а основание обкладывали каменными валунами. Глиняная посуда этого периода отличалась прямым горлышком и выпуклыми боками. Горшки украшались различным орнаментом. Часто встречаются игольчатые и волнистые узоры. Комплексное изучение эпохи бронзы началось в 1946 году, когда была создана археологическая экспедиция под руководством видного казахского ученого-энциклопедиста Алькея Хакановича Мар- гулана. В результате исследований А. X. Маргу- лана и его соратников на территории Казахстана были обнаружены многочисленные древние поселения и стоянки - памятники эпохи бронзы. Так начала открывать свои тайны эпоха бронзы.
Наскальные рисунки. Поселения эпохи бронзы располагались по берегам рек и озер. Обычно они состояли из 5-10, иногда - из 20 жилищ. Площадь жилища составляла 100 квадратных метров, а иногда - 300-400. Жилища можно разделить на две группы: к первой относились полуземлянки, ко второй - дома. Полуземлянки наполовину возводились из каменных плит. Крыша перекрывалась крест-на- крест толстыми ветвями деревьев, затем сверху покрывалась сеном и травой. Дома, построенные на земле, опирались на вбитые в землю толстые бревна-стояки. Между ними плели изгородь, которую затем замазывали глиной. Иногда способом бревно на бревно возводили стены. К концу эпохи бронзы широко стали использоваться медные и бронзовые серпы. Они были найдены в Мало-Красноярке Восточно-Казахстанской области, в Алексеевке Западно-Казахстанской области, в Степняке Северо-Казахстанской области, а также в Жетысу (Семиречье). На месте исследованного поселения в Кокшетауском регионе в районе Чаг- линки (Шагалалы) была найдена бронзовая коса. Жители древнего поселения занимались не только пастушеством, но и мотыжным земледелием. Дополнительным способом добычи пропитания у них были охота и рыболовство.
жили в условиях родоплеменных отношений. Начавшийся распад первобытнообщинного строя в эпоху поздней бронзы еще более усугубился. В среде членов общин стали появляться богатые люди. Обладание большим количеством скота придавало силу и влияние не только роду, племени, но и отдельным людям. Деление скота между родичами привело к тому, что появилась частная собственность. Кочевники имели в частной собственности скот, земля же оставалась общинной, родовой собственностью. По мере того, как росли богатства отдельных семей, укреплялась и их власть в обществе. В бегазы-дандыбаевскую эпоху вместо больших могильных комплексов, где хоронили членов патриархальной семьи, стали появляться курганы, где был похоронен один человек. Археологи находят богатые погребения с захоронением боевых колесниц, большого количества золотых украшений, бронзовых ножей, конского снаряжения и животных. Люди эпохи бронзы верили в существование загробного мира, где якобы все эти вещи понадобятся покойным. Они считали, что человек продолжает свою земную жизнь в загробном мире. Наличие богатых погребений говорит о разделении общества на богатых и бедных. В нем появились знатные и богатые люди. Эпоха бронзы стала временем становления религии с особыми служителями культа - жрецами. Жрецы были хранителями древних традиций и знаний.
Клыки различных зверей нанизывались на нить и получались ожерелья. У андроновцев широкое развитие получило искусство камнерезания, а также изготовления различных предметов быта: головки веретен, зернотерки, сосуды для хранения пищи и т.п. роновской и бегазы-дандыбаевской культур. Найдите в тексте место, где рассказывается о хозяйстве людей эпохи бронзы. Внимательно прочитайте его. Охарактеризуйте общественное устройство эпохи бронзы. ?! 1. При каких условиях возникло полукочевое скотоводство?
| ? Вопрос для самопроверки
Материал для дополнительного чтения Морган Льюис Генри (1818-1881 гг.) - американский историк и этнограф. Его учение изложено в труде «Древнее общество» (1877). Выводы ученого основаны на фактах, взятых из этнографии, археологии и истории всех частей земного шара. Нижеприведенный отрывок «Совет рода и племени» свидетельствует об организации управления у индейцев Северной Америки. Следует отметить, что эти данные дают нам возможность взглянуть в глубь веков, на общественный строй племен эпохи бронзы. Совет рода и племени Совет был выдающейся чертой древнего общества, азиатского, европейского и американского, от возникновения рода в период дикости и до цивилизации. Он был орудием правления, как и верховной властью в роде, племени... Обыкновенные дела решались вождями, но все, что касалось общих интересов, передавалось на решение совета... Самой простой и низшей формой совета был совет рода. Это было демократическое собрание, так как каждый взрослый член рода, мужчина или женщина, имел голос по всем вопросам, которые на нем ставились. Он выбирал и смещал сахема и вождей, выбирал «хранителей веры», прощал или мстил за убийство родича и усыновлял в род чужих. Он был зародышем совета племени...; каждый из этих советов состоял исключительно из вождей - представителей родов. Раздел II РАННИЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК В КАЗАХСТАНЕ Глава 3. КОЧЕВОЕ СКОТОВОДСТВО - ПРОИЗВОДЯЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО § 10. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОЧЕВОГО СКОТОВОДСТВА Подумайте, как можно озаглавить подтемы параграфа. 1. Вы знаете, что образ жизни людей, способ ведения хозяйства зависит от среды обитания. Выше вы прочитали об особенностях природы Казахстана. Большая его часть непригодна для выращивания винограда, хлопка, риса или зерна. Прикаспийская низменность, плато Устюрт, Бетпакдала, мел- косопочник Центрального Казахстана, горы Ман- гистау, горные районы Алтая и Алатау больше удобны для скотоводства, чем для земледелия. Здесь очень бедные почвы, мало выпадает осадков, постоянно дуют ветры. Из предыдущих параграфов вы знаете, что анд- роновцы строили жилища, ловили рыбу, собирали обильные урожаи. Однако постепенно древние жители Казахстана сменили занятие земледелием на скотоводство. В чем причины такого перехода? Есть разные мнения о причинах таких перемен. Ученые считают, что основной причиной было изменение климата. Опустынивание казахстанских степей, примерно в середине 2-го тысячелетия до н.э. привело к тому, что заниматься земледелием стало невыгодно и сложно. Дожди выпадали редко, зима была суровой, а лето - очень коротким. В этих условиях жители степи перешли к другому способу хозяйствования - кочевому ското- Конская уздечка, ВОДСТВу. бронзовые удила.
Потепление и осушение климата, учащение засух, что мешало земледелию. Кочевое скотоводство было ответом древних жителей Казахстана на вызов природы. Так как заниматься земледелием стало сложнее, древние жители стали больше держать лошадей, овец и верблюдов. Лошадь давала преимущество в ведении хозяйства. Пастух на лошади мог отогнать скот далеко от поселения. Особенно это было важно, когда стали увеличиваться стада. Скот быстро поедал, вытаптывал траву. Тогда скотоводы перегоняли его на новые пастбища. При переходе на новое место имущество везли на повозках, запрягая быков, сами же садились на коней. Жили кочевники в шатрах - палатках. Так постепенно начиная с раннего железного века, скотоводы переходили к кочевому образу жизни. Однако в районах Жетысу и Южного Казахстана, где климат был благоприятен для занятия земледелием, наряду с полукочевым скотоводством получило развитие и земледелие, в т. ч. поливное.
Лошадей люди стали использовать как тягловую силу и средство передвижения. Лошади маловосприимчивы к холоду, могут тебеневаться, добывая из-под снега корм, не нуждаются в специальных загонах. Овцы тоже имеют рефлексы тебеневки и стадности. Они неприхотливы, могут пить солоноватую воду и даже способны терпеть отсутствие воды, обходясь снегом. Овцы выносливы в жару и холод. Верблюды использовались как транспортно-тягловая сила. Они имеют высокую скорость передвижения и могут поднимать до 350 килограммов груза. Интересно, что верблюды способны обходиться без пищи и воды до 10 дней. Кроме лошадей, овец и верблюдов, скотоводы разводили крупный рогатый скот. Коровы не могут тебеневать, поэтому для их содержания нужно было заготавливать корма. В поголовье преобладали овцы и лошади, численность коров была небольшая. На соотношение видов скота влияло много факторов: наличие богатой растительности, озер и рек, продолжительность зимы и лета, выпадание снега. В пустынных районах Западного Казахстана большую роль играл верблюд. Здесь мало держали коров. На севере страны, где растительность была намного богаче, коров держали больше. Для юга страны характерно преобладание овец. Ученые выделяют разные стадии развития кочевничества. Возможно, вначале древние жители пасли скот вблизи поселений. С течением времени в поисках лучших пастбищ ОНИ стали пере- Изображения древних гонять скот от одного пастбищного участка к друго- кочевок эпохи бронзы. ' / йюй % *777? iyr 00' 4—3448 му. Так возникло пастушеское скотоводство. В некоторых горных местностях развивался отгонный тип хозяйства, когда скот пасли специально назначенные пастухи. Кочевники постоянно совершенствовали конское снаряжение. Они изобрели стремена, удила, седло. Громоздкие предметы из керамики, стекла, металла заменялись предметами, изготовленными из более мягких и легких материалов - кожи, кошмы, дерева. Со временем кочевники отказались от кибиточ- ного способа кочевания, так как реки, озера, холмы препятствовали движению. Они стали завьючивать животных. На верблюдов и лошадей грузили юрту - переносное жилище кочевников, одежду, утварь, предметы быта. На видовую структуру стада влияло наличие растительности. Так, в пустынных зонах нашей страны произрастает 288 видов трав. Из них лошади и коровы поедают 109 видов, верблюды - 148, а овцы - 167. Из 180 видов солянок овцы поедают 132 вида, коровы же - лишь 24. ?! 1. Когда возникло кочевое скотоводство?
Вопрос для самопроверки 1. Почему жители древнего Казахстана стали преимущественно заниматься кочевым скотоводством?
Творческое задание Андроновцы разводили лошадей, крупный рогатый скот и верблюдов. Лошадей андроновцы разводили разных пород. Первый вид лошадей был невысокого роста в холке, до 128-136 см, с большой головой и отвислым животом. Они были похожи на современных монгольских лошадей. Другая порода лошадей была среднего роста, примерно 136— 152 см в холке и весом до 350 кг. Третья порода лошадей выводилась специально, так как достигала в холке 152-160 см и отличалась небольшой головой с красивой шеей и тонкими жилистыми ногами. Как вы думаете, зачем выводилась последняя порода лошадей? §11. ОСНОВЫ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ КОЧЕВОГО СКОТОВОДСТВА Быт кочевников. Кочевки в традиционном скотоводстве. Кочевать - это не значит скитаться, пассивно следуя за табунами и стадами с одного пастбища на другое. Скотоводы соблюдали веками выработанную скотоводческую культуру, перекочевывая с известной летовки - жайляу, на знакомую зимовку - кыстау. Они тщательно выбирали время года и место, которое могло бы обеспечить имеющиеся стада травой и водой. Жайляу. кл Весенние пастбища — коктеу - обычно располагались на сопках и возвышенностях. Весна - праздник для всех. Весь световой день кочевники проводили вне дома, под открытым небом. Отощавший скот набирал вес, приносили приплод овцы, кобылицы и верблюдицы. Работа увеличивалась весенней стрижкой овец и верблюдов. Овца за двухразовую стрижку давала 2-2,5 килограмма шерсти, верблюд - 4-8 килограммов. Кузеу Жайляу Коктеу Кыстау Если в зимнее время общение было сопряжено с трудностями, то весной наступало время праздников. Древнейшим праздником, дошедшим до нас, является Наурыз. Некоторые ученые считают, что его отмечали еще более 3 ООО лет назад. Бронзовая пряжка. Но самым привольным временем являлось лето, когда скот перегонялся на жайляу - место летней пастьбы скота. Обычно места для него выбирались на окраинах и рубежах степи. В это время многие старались справлять свадьбы, проводились игры, скачки, состязания борцов, люди слушали сказителей. В аулах шла заготовка на зиму сыра, масла, иримшика, жира, курта. В этот период в каждом доме делали айран, катык, кумыс. Кочевание имело свои особенности в различных регионах. В Западном и Центральном Казахстане сформировалось чистое кочевание. В Восточном Казахстане, по отрогам гор Алтая и Тянь-Шаня, в Жетысу получило распространение полукочевое скотоводство. В Южном Казахстане, по берегам рек Сырдарья, Шу, Келес развивалось оседлое земледельческое хозяйство. Осенью скотоводы уходили на осенние пастбища - кузеу. Осенью проходили народные собрания, где решались важные для всего рода, племени вопросы.
Юрта кочевников является очень простым и удобным жилищем. Она собирается и разбирается за очень короткое время - примерно за час. Для погрузки на вьючных животных обычно было достаточно одного верблюда или же двух лошадей. Юрта состоит из двух основных компонентов: кошмы для покрытия и деревянного каркаса. Материалом для кошмы служит овечья шерсть. Деревянный каркас делится на три части: кереге - основа юрты, решетчатая стенка. Кереге поддерживается через уыки - специальные жерди. Купольное навершие юрты - шанырак - имеет круглую или конусообразную форму. Кроме юрты были и другие виды жилища. Ученые описали жилища древних жителей Казахстана - уйсунов. Зимой они жили в каменных или кирпичных домах, обмазанных глиной. В каждом жилище было одно большое и несколько малых помещений, соединенных между собой. Четыре-пять таких жилищ составляли аул. Рядом была кошара - место для загона скота на ночь. Чуть вдали от поселения располагалось родовое кладбище. В центре любого жилища, юрты или саманного дома находился очаг. Очаг делали из камня, на который устанавливался казан - котел для приготовления пищи. Кочевники с уважением относились к очагу. Такое уважительное отношение к очагу сохранилось у казахов до сегодняшнего дня.
?! 1. Сравните жизнь и быт кочевников и 2. Составьте рассказ «Кочевой образ оседлых земледельцев. Сделайте вы- жизни». воды. 3. Что должны были знать кочевники? Вопросы для самопроверки
А.жайляу С.кузеу В.коктеу D. кыстау
Хорошо ли вы усвоили материал? Попробуйте ответить на поставленные вопросы. В чем причины возникновения кочевого скотоводства? Когда возникло кочевое скотоводство? Чем кочевой образ жизни отличается от оседлого? Перечислите виды кочевого скотоводства. Глава 4. ПЛЕМЕННЫЕ СОЮЗЫ И РАННИЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА В истории нашей страны железный век охватывает период с VIII по VI века до н. э. В этот исторический период укреплялись родоплеменные отношения. Рост численности населения, необходимость организации защиты от врагов заставляли роды и племена вступать между собой в тесные контакты. Роды объединялись в племена, а племена в союзы племен. К таким раннеплеменным объединениям относятся союзы саков, уйсунов, кангюев, гуннов и сарматов. В железном веке в результате распада родовой общины, с развитием внешних связей родов и племен возникают государства. Они возникли на основе племенных союзов саков, гуннов, уйсунов, кангюев, сарматов. САКИ § 12. РАССЕЛЕНИЕ САКОВ. САКСКОЕ ОБЩЕСТВО Саки - древние племена, населявшие Казахстан и Среднюю Азию в I тысячелетии до н. э. Саки «к врагам беспощадны, к друзьям - верны» Первоначальные сведения о саках. Ученым известны две группы древних текстов, содержащих сведения о саках. Это клинописные наскальные надписи персидских царей и сочинения греко-рим- ских авторов. В текстах, составленных по прика зам персидских царей Дария и Ксеркса, упоминаются названия племен Казахстана. Среди источников на греческом и латинском языках можно выделить сочинения Геродота и Страбона. Судя по древним источникам, в Греции, Римской империи, Персии, Египте, Индии хорошо знали кочевников. Сакский жертвенный светильник. Изображение двух воинов на светильнике. Саки имели отношения со многими древними цивилизациями. Источники по-разному называют древних жителей Казахстана. Персы называли жителей Степи саками, греки - азиатскими скифами. Геродот в своей книге «История», написанной в 430-425 гг. до н.э., утверждает, что «персы всех скифов называют саками». Слово «сак» по сведениям персов означало «великие мужи», а иногда «туры с резвыми конями». Древнегреческий историк Геродот, живший в 484-425 гг. до н.э., прозванный «отцом истории», называл саков массагетами. В древнегреческих источниках встречается еще одно название кочевников - дай (дай). Согласно древнегреческим источникам, саки «к врагам - беспощадны, к друзьям - верны». Они превозносили героев, восславляли их. Каждое из сакских племен управлялось своим вождем. Про сакских женщин интерсные сведения оставил древ- негреческий писатель Ктесий: «Женщины саков сильны, во время войн помогают своим мужьям, вступая вместе с ними в битву».
Саки-тиграхауда расселялись в районе современного Ташкента, в Северном Кыргызстане, Южном Казахстане и Жетысу. Последнее является местом наибольшего скопления саков с «остроконечными шапками». Это древнее прозвище саков сохранялось до недавнего времени, что отразилось в том, что казахи называли себя «казахи с высокими колпаками». Сакские племена, населявшие земли северо-восточнее Арала, получили название дай, аргиппеи, исседоны. Эти племена кочевали в Южном При- аралье, Северном и Центральном Казахстане. Сакское общество в основном состояло из трех групп - воинов, жрецов, скотоводов и земледельцев. Общественное устройство саков. В раннем железном веке усилилось общественное и имущественное неравенство. Свидетельством этому служат археологические и письменные сведения. Сакские вожди превратились в могущественных правителей, они обладали большой властью. Они решали вопросы войны и мира, заключали союзы, отправляли послов, возглавляли войска. Власть вождей передавалась по наследству их сыновьям. Основную массу населения составляли рядовые общинники - скотоводы. Велика была роль народного собрания, т.е. собрания всех взрослых мужчин и женщин племени, которое имело влияние на вождей. Это было время распада первобытного строя и формирования военной демократии. Члены племени на своем собрании выбирали вождя. Вождь осуществлял руководящие полномочия, решал споры между родами и племенами, регулировал отношения внутри рода, а также с другими родами и племенами. Также вождь следил за обеспеченностью членов рода, племени продуктами и оружием, от имени племени вел переговоры, регулировал вопросы землепользования и кочевок. Старейшина рода возглавлял перекочевку на новое место. Сакское общество в основном состояло из трех групп - воинов, жрецов, скотоводов и земледельцев. Воины назывались на индоиранском языке «ратай- ши», т.е. «колесничие». Отличительными атрибутами жрецов были жертвенные чаши и особые головные уборы. Среди скотоводов и земледельцев были и такие, которые назывались «восьминогие». Так называли тех, кто пахал землю плугом с помощью запряженных в них двух быков. Сакские воины носили одежду красного и желто - красного цветов, жрецы одевали одежду белого цвета, а скотоводы и земледельцы носили одежду желтого или синего цветов. В древних письменных источниках говорится о высоком и почетном положении женщин в сакском обществе. Историки говорят о том, что у саков женщины часто были правителями. Так, одной из цариц у них была Томирис. Также в древних источниках мы находим такие сведения: «Если сакский юноша пожелает жениться на понравившейся девушке, то он должен сперва помериться с ней силой. Если юноша не одолеет девушку, то становится ее рабом. Только в случае победы юноши девушка становится его женой». На народном собрании, где рассматривались важные дела, связанные с жизнью племени, женщины могли участвовать наряду с мужчинами. Древние греки высоко ценили нравы и обычаи саков и считали их самым справедливым и честным народом среди всех известных им. Общественное различие между знатью и рядовыми общинниками можно заметить по обрядам погребения. Представителей знати хоронили в богатых высоких курганах, а простых людей - в малых погребениях. Все это является доказательством того, что в сакском обществе имело место имущественное неравенство. Древнегреческий географ Страбон отмечал, что саки были прекрасными наездниками. По его данным, они «вооружены луками, мечами, панцирями и бронзовыми боевыми топорами; в сражениях они носят золотые пояса и головные повязки».
Вопросы для самопроверки
Массагеты D. Дай
Творческое задание Как вы думаете, почему верховые воины были эффективнее использования колесниц в боевых действиях? Нарисуйте всадника и колесничего. На основе рисунков докажите свое утверждение. Расселение сакских племен
|