ИК Учебник 6 класс.. Рассказать о самом древнем периоде истории Казахстана. Учебник, который вы держите в руках, станет надежным источником широких знаний по истории древнего Казахстана
Скачать 2.86 Mb.
|
§ 18. ПИСЬМЕННЫЕ СВЕДЕНИЯ О КАНГЮЯХ. КАНГЮЙСКОЕ ОБЩЕСТВО Кангюи жили вIII в. до н.э. -V в. н. э.
В священной книге древнего Ирана «Авесте», относящейся к VI в. до н.э. говорится следующее: «Храбрые сыновья Вэсака принесли жертву перед самой высокой крепостью Канха». Слова «Кангюй», «Канха» созвучны названию канлы - одного из племенных объединений Старшего жуза казахов. Интересно, что кангюи жили в тех же районах, где традиционно проживают канлы. Кангюи жили в 111-11 вв. до н.э. - V в. н.э. Древнекитайский историк Сыма Цянь в своих «Исторических записках» описал жизнь и быт кочевников. В другом китайском историческом источнике «Цянь Ханьшу» имеются сведения о времени возникновения государства кангюев, о его границах, других важных моментах их истории. Письменные древние сведения дополняют материалы современных археологических раскопок. Находки, сделанные в долинах рек, позволяют сделать вывод о том, что кангюи были не только кочевниками, но и земледельцами. Ученые относят памятники кангюев к следующим археологическим культурам: кауншинской, отрар-каратауской, жеты- асарской (подробнее о них вы прочитаете ниже). Некоторые исследователи считают, что в государстве кангюев существовала письменность. Свидетельством тому могут служить утверждения китайских послов, что во дворце правителя кангюев имелись писаные своды законов. К сожалению, памятники письменнности кангюев не сохранились. О политической истории кангюев письменных материалов мало. Ученые установили, что в 46- 36 гг. до н.э. кангюи оказали помощь гуннам в борьбе против Китая. По китайским данным, союз племен кангюев насчитывал 120 тысяч кибиток или примерно 600 тысяч человек. Они могли выставить до 120 тысяч воинов. Сообщения древних китайских хроник говорят о существовании двух резиденций правителя кангюев - летней и зимней. По мнению современных ученых, столица кангюев располагалась на реке Талас, недалеко от современного города Тараза.
На юге государство Кангюй соседствовало с Китаем и уйсунами. Китайский наместник сообщал императору, что «Кангюй горд, дерзок и никак не соглашается делать поклонение перед нашими посланцами. Чиновников, посылаемых к нему от китайского наместника, сажает ниже уйсунских послов. Князьям и старейшинам его подают кушанья прежде, а потом уже посланникам от наместника». Кангюйская костяная пряжка со сценой битвы. Территория государства Кангюй была разнообразной по природно-климатическим условиям. Здесь были степи и полупустыни, пустыни и предгорья, плодородные земли вдоль рек. Основным занятием населения было полукочевое скотоводство. Границы Кангюя выходили за границы современного Казахстана и доходили до местности, где сегодня расположен город Ташкент, столица современного Узбекистана. С другой стороны граница владений кангюев тянулась от гор Каратау до реки Талас. Кангюи находились в тесных экономических, культурных и политических связях с Китаем, Римом, государством Кушан.
Государство Кангюй разделялось внутри себя на пять владений, каждое из которых управлялось малым ханом. Они подчинялись великому хану. Находившиеся в его подчинении роды и племена руководились вождями. Их власть передавалась по наследству от отца к сыну. Пленные, захваченные во время войн и набегов, превращались в рабов. Однако у кангюев раб- ство не получило широкого развития, так как в ус- ловиях кочевого скотоводства при общинном владении землей большого количества рабов не требовалось. Труд рабов ограничивался уходом за скотом, переработкой продуктов скотоводства, использованием на земледельческих работах. Также рабы были подсобными рабочими при ремесленном производстве. I' 0 О .ф: Ш Кангюйские памятники: железный нож, наконечник стрелы, бронзовое зеркало, кувшин, украшения. Родоправители, знать и военные вожди держали простой народ в полном повиновении.
Кауншинская культура была распространена в Приташкентском оазисе, отрар-каратауская культура занимала территорию от среднего течения Сырдарьи и предгорий Каратау до реки Талас. Зона распространения жетыасарской культуры - долина ныне высохших рек Куандарьи и Жанадарьи. Городище Кок-Мардан. На левом берегу реки Арысь, на площади 100 кв. км, было обнаружено около 20 различных по размеру курганных насыпей. Под одной из нихбыли найдены развалины городища Кок-Мардан, который, судя по размерам и расположению, был центром городской культуры кангюев. Глиняная посуда кангюев. Город состоял из малых и тупиковых улиц. Встречаются одно- и двухкомнатные дома. В дом заходили со стороны улицы через лестницу. Напротив двери, ближе к центру, располагался прямоугольный очаг. С одной его стороны разжигался огонь, а с другой стороны складывали уголь и пепел. Дом обогревался мазаной печью примитивного устройства. Дым выходил через дверь и дымовое отверстие в потолке. В комнате по кругу стен располагались низкие полки-лежанки. По углам ставили сосуды с водой и продуктами. Посуда была представлена кувшинами, горшками и вазами. Одна из двух комнат дома являлась кладовой. Там хранились глиняные сосуды с просом, рисом, пшеницей, ячменем и горохом. Возле очага ставили зернотерки и ручные мельницы. Во время раскопок было исследовано поселение Костобе рядом с городищем Пушык-Мардан. Здесь было обнаружено городское поселение первой половины 1 тысячелетия н.э. В центре города ученые раскопали развалины укрепления. В первом слое строения был узкий проход купольной формы. Во втором слое сохранились стены высотой 1 — 1,2 м. По мнению ученых, поселения, возникшие в эпоху кангюев, можно считать предвестниками городских поселений раннего средневековья. ?! 1. Какие источники имеются по истории 3. кангюев? Что в них рассказывается?
Что узнали ученые, изучая городище Кок-Мардан? Расскажите об общественном устройстве государства кангюев. ш ? I Вопросы для самопроверки
визирем § 19. ХОЗЯЙСТВО И БЫТ КАНГЮЕВ
Земледелие было распространено около городов, по побережьям рек. В Приаралье, Приташ- кентском оазисе развивалась оседлость, начали появляться и разрастаться города и городские поселения. В долине Сырдарьи выращивали зерновые, огородно-бахчевые культуры. Земля обрабатывалась каменными и металлическими кетменями (мотыгами). Для орошения полей по правому берегу реки Чирчик в первые века н.э. древние жители выкопали канал Зах протяженностью более 20 км. От левого же берега был проложен канал Ханарык. Было распространено поливное земледе- Древний канал Зах. лие. Зерно хранилось в специальных керамических сосудах огромного размера. Они вкапывались в глубокие и прохладные ямы. У кангюев было высоко развито земледелие. На месте кангюйских поселений в большом количестве находят зерна проса, ячменя, пшеницы, а также семена дыни, арбуза, яблони, винограда, абрикосов, овощных культур.
Кочевники были великолепными охотниками. Просторы степей с разнообразным животным миром давали широкие возможности для охоты. Охота была подспорьем скотоводству. Охотились на косуль, горного козла, архара, сайгу, марала, кабана. Из рогов и костей животных мастера вырезали прекрасные изделия для быта и украшения. При раскопках поселений встречаются также кости водоплавающих птиц - уток, гусей, пеликанов. Также кангюи занимались рыболовством. Рыбу ловили гарпунами и сетями. Охота и рыболовство играли вспомогательную роль, обеспечивая людей дополнительной пищей. Среди кангюйских женщин было развито ремесло обработки шерсти, прядение. Они валяли кошму, а из шерстяных нитей ткали одежду и различные покрывала.
К а н г ю и торговали с лат, доказывают, что здесь находился крупнейший центр древней металлургии и металлообработки, занимавший площадь более 50 гектаров. Для обогащения и плавки руды использовали круглые и четырехугольные печи, которые располагались очень близко к местам рудных разработок. Обработка металлов проходила в специальных мастерских. Там выковывали кинжалы, мечи, наконечники стрел, панцири и другое вооружение. Также в большом количестве изготавливали конскую упряжь, кетмени, серпы, топоры, другие предметы хозяйства. Кроме того, мастера выплавляли серьги, колье, браслеты, перстни, кольца и другие украшения из меди, бронзы, серебра и золота. Из кости делали рукоятки для ножей, кинжалов и мечей. Пояса отделывались металлическими и костяными пластинами с выгравированным на них орнаментом. 4. Торговля. Государство Кангюй занимало выгодное географическое положение. Через его территорию проходила трасса Великого Шелкового пути. О развитии торговли говорят найденные археологами на территории Казахстана монеты, общее число которых 1300. Ученые вычислили время изготовления монет - III—IV вв. н.э. На монетах изображен правитель и тамга. Такие монеты встречаются в Присырдарьинском регионе. Кангюи жили на самом оживленном участке Великого Шелкового пути. Они контролировали тот его участок, который шел на Кавказ и в Причерноморье. Причерноморьем Сирией Индией Прибалтикой Египтом Китаем Ираном Кангюи поддерживали торговые отношения со многими странами. О развитости торговых отношений с Китаем могут свидетельствовать китайские монеты, найденные в погребении Мардан. Эти монеты относятся ко II в. до н.э. Археологи находят коралловые бусы, изготовленные в Индии, резные камни, сделанные в Иране, янтарь с побережья Балтийского моря, а в погребениях Жетыа- сарского, Отрарского и Приташкентского оазисов находят бусы из голубого сирийского фаянса. Все это доказывает, что кангюи имели широкие торговые и экономические связи с внешним миром. Агат и золотое ожерелье. Культура и верования. Исторические источники свидетельствуют, что у кангюев существовала самобытная развитая культура. В ее создании участвовали и кочевые племена. Поселения и города кангюев располагались по берегам рек и каналов. Городское поселение Алтынасар занимало площадь 16 гектаров. Стены жилищ возводились из сырцового кирпича и смазывались глиной. На одной из стен центральной комнаты были найдены фрески с изображением цветов, а сама стена была покрашена красным цветом. У кангюев было широко развито песенное искусство, музыка, танцы. У них были музыкальные инструменты с двумя или пятью струнами. Древние жители Казахстана поклонялись сверхъестественным, стихийным силам природы, приносили им в жертвы домашних животных. Кангюи обожествляли Солнце, Луну, звезды. Поклонение небесным светилам, по-видимому, объясняется тем, что по ним определяли направление во время кочевок, исполняли религиозные обряды. Среди кочевников был распространен культ предков. Ученые считают, что по одежде, верованиям и обычаям кангюи были схожи с сарматами и аланами. Структура погребений специфична в различных регионах. В районах распространения каун- шинской культуры покойного хоронили вместе с одеждой. Рядом ставили посуду с пищей, сосуды с водой, а также необходимые вещи. В погребения мужчин ложили мечи, кинжалы, луки и другое вооружение. В погребения женщин ложили бусы, зеркала, серьги, а также другие украшения. Подобная традиция погребений свойственна для 1 тысячелетия н.э.
| ? |Вопросы для самопроверки
Материал для дополнительного чтения Стихотворение китайского поэта Во Цзюй-и «Голубая юрта». Шерсть собрали с тысячи овец, Сотни две сковали мне колец, Круглый остов из прибрежных ив Прочен, свеж, удобен и красив. В северной прозрачной синеве Воин юрту ставил на траве, А теперь, как голубая мгла, Вместе с ним она на снег пришла. Юрту вихрь не может покачнуть, От дождя ее твердеет грудь. Нет в ней ни застенков, ни углов, Но внутри уютно и тепло. Удалившись от степей и гор, Юрта прибрела ко мне на двор. Тень ее прекрасна под луной, А зимой она всегда со мной. Войлок против инея - стена, Не страшна и снега пелена, Там меха атласные лежат, Прикрывая струн певучих ряд. Там певец садится в стороне, Там плясунья пляшет при огне. В юрту мне милей войти, чем в дом, Утомившись, сплю на войлоке сухом. Очага багряные огни Весело сплетаются в тени, Угольки таят в себе жару, Точно орхидеи по утру; Медленно над сумраком пустым Тянется ночной священный дым, Тает тушь замерзшая, и вот Стих, как водопад весной, течет. Даже к пологу из орхидей Не увлечь из юрт людей. Тем, кто в шалашах из тростника, Мягкая зима и то горька. Юрте позавидует монах И школяр, запутанный в долгах. В юрте я приму моих гостей, Юрту сберегу я для детей. Князь мои дворцы покрыл резьбой, Что они пред юртой голубой! Я вельможным княжеским родам Юрту за дворцы их не отдам. ГУННЫ § 20. ГУННЫ Эпоха гуннов охватывает IV в. до н. э. - III в. н. э.
Эпоха гуннов охватывает IV в. до н.э.- lll в. н.э. В китайских источниках об истории гуннов говорится следующее: «Моде захватил власть в борьбе со своим отцом. Узнав о междоусобицах, восточные соседи хунну, предводители дунху, решили воспользоваться этим и объявить войну. Однажды к Моде пришли послы дунху и потребовали от него, чтобы он отдал правителю дунху самого лучшего коня - коня Моде. Старейшины были оскорблены и требовали начать войну, чтобы наказать дунху. Однако Моде, сказав: «К чему, живя в соседстве с людьми, жалеть для них одну лошадь?» - приказал отдать своего любимца. Через некоторое время послы вновь пришли и потребовали отдать самую красивую женщину царства - жену Моде. Совет старейшин расценил это как вызов и опять требовал начать войну, чтобы наказать зарвавшихся соседей. Но Моде приказал отдать. В третий раз дунху потребовали уступить пограничную территорию. Это была небольшая пустыня, неудобная для скотоводства и необитаемая. Земля была ничья, по обе стороны ее стояли караулы: с одной стороны хунну, с другой - дунху. Старейшины хунну сочли, что из-за столь неудобной землицы не стоит портить отношения с соседями: «Можно отдавать и не отдавать», — сказали они. Моде разгневался: «Земля есть основание государства, разве можно ее отдавать?!» - сказал он. Затем он собрал войско, пошел походом на дунху и разгромил их, присоединив их территории. Так возникла держава хунну во гл'аве с Моде». Произошло это событие, по сведениям известного уче- ного-востоковеда JI.H. Гумилева, в 209 году до н.э. * т. Моде. Гунны подчинили соседние племена, жившие по берегам Енисея и в горах Алтая. Они заставили платить дань Китай, который ежегодно отправлял в дар кочевникам шелковые ткани, хлопок, рис, украшения.
24 темника подчинялись лично шаньюю. У каждого темника имелось по 10 ООО вооруженных всадников. Темник назначал тысячников, сотников и десятников. Каждому из них определял территорию с кочующим населением. Все мужчины были приписаны к какому-нибудь отряду. Каждый должен был заниматься воинскими упражнениями, иметь при себе оружие - лук со стрелами, саблю и копье. Глиняная посуда гуннов. Правящий слой империи состоял из родоплеменной знати. Три раза в год все вожди, военачальники собирались у шаньюя для «принесения жертв предкам, Небу, Земле, духам людей и небесным духам». Все собравшиеся были родственниками шаньюя. Они обсуждали государственные дела. О силе гуннов и страхе перед ними можно судить по отношению к ним со стороны Китая из следующей записи: «Всякий раз, как посланник гуннов с верительными знаками шаньюя прибывал в одно из государств, его сопровождали в пути из государства в государство, снабжали продуктами и никто не осмеливался задержать его или чинить ему помехи».
В III в. до н.э. правители Китайского государства Цинь для защиты от гуннов начали строить Великую китайскую стену. Оборонительная стена растянулась на 4 тысячи км. Высота ее была от 6,6 до 10 м. Через каждые 60-100 метров возвышались сторожевые башни. Наибольшего усиления гунны достигли во время объединения в государство во II—I вв. до н.э., при правлении шаньюя Моде. Проведенные им военные реформы превратили государство гуннов в 7-3448 сильнейшее государство Евразии. На юге они покорили племена дунху. В середине I в. до н.э., или точнее, в 55 году до н.э. Гуннское государство разделилось на южных и северных гуннов. Гунны даже победили основателя династии Хань Лю-Бана и подчинили китайцев своей власти. Таким образом, была создана могущественная держава гуннов, простершаяся от озера Байкал до Тибета, от Восточного Туркестана до реки Хуанхэ. * В середине I в. до н.э., или точнее в 55 году до н.э. Гуннское государство разделилось на южных и северных гуннов. Южные гунны потеряли свою независимость и попали под власть династии Хань. Северные гунны в конце I в. до н.э., чтобы сохранить независимость, во главе с шаньюем Чжи-чжи двинулись на запад. Гунны дошли до земель кангюев в Южном Казахстане, заключили с ними мирное соглашение и таким образом получили возможность кочевать к востоку от реки Талас. Гуннское поселение. 9Я Начало второй волны массового передвижения гуннских племен на юго-запад Казахстана и в При- аралье относится к I в. н.э. Появление их в этих местах заставило местные племена аланов и асов перекочевать дальше на запад, к берегам Каспия. Однако гунны и здесь надолго не остались. Они продвигались дальше на Запад и, переправившись через реку Дунай, вторглись в Европу. Таким образом, движение гуннских племен с востока на запад, начавшееся во II в. до н.э. растянулось до IV в. н.э. 4. Как вы думаете, в чем причины войн гуннов с китайцами, поражения гуннов от них. Расскажите о последствиях войны. ?! 1. В каких источниках говорится о гуннах?
[ ? | Вопросы для самопроверки
Материал для дополнительного чтения Совет китайского сановника «Если Вы, наш Господин, сможете предложить Маодуню в жены старшую дочь от своей главной жены и послать ему щедрые подарки, он поймет, что дочь ханьского императора может принести варварам богатства. И, соблазнившись этим, непременно сделает ее своей женой, а когда у нее родится сын, непременно объявит его наследником, который станет вместо него шаньюем. Почему произойдет так? Из жадности к дорогим подаркам. Вы же, наш Повелитель, отправляйте подарки в соответствии с сезонами года, т.е. то, что имеется в избытке у Хань, но недостает сюнну, справляйтесь о здоровье шаньюя и, пользуясь подобными случаями, посылайте лиц, обладающих красноречием, чтобы они незаметно наставляли Маодуня в правилах поведения. Пока Маодунь жив, он, разумеется, будет Вашим зятем, когда же умрет, шаньюем станет сын вашей дочери. А разве когда-нибудь было такое, чтобы внук относился к деду как к равному? Так можно без войны постепенно превратить сюнну в своих слуг».
Медленно, но уверенно с Востока на Запад шли народы, осваивая новые земли. В 375 году гунны под предводительством Баламбера переправились через Волгу. В течение нескольких лет вся территория Причерноморья была покорена гуннами. Часть местного населения - готские племена - вошла в состав гуннов. В 395 году гунны подходили к Константинополю, столице Восточной Римской империи, совершили походы в Закавказье и Месопотамию. Восточноримский император обязался платить гуннам дань золотом. В 437 году гунны совершили поход в глубь Европы. На территории современной Франции они разгромили Бургундское королевство.
Гунны овладели бескрайними просторами, объединив под своей властью множество племен и народов, превратив завоеванные земли в могущественное государство. Победные походы Аттилы обесмертили его имя, прославили его на весь мир. Затем Аттила вторгся в Восточную Римскую империю. Свыше 70 городов Греции были взяты, одна за другой пали все римские крепости на Дунае, были завоеваны Паннония и Мезия. Отсюда Аттила направил свою армию во Францию. Аттила был мудрым политиком, храбрым воином, дальновидным полководцем, хитроумным дипломатом. Он освободил Европу от господства Римской империи. Во время правления Аттилы у гуннов сложился военно-демократический строй. В 451 году на территории современной Франции в Галлии произошла Каталаунская битва. Историки называют зто сражение «битвой народов». По сведениям европейских ученых, против Аттилы стояли наемные войска сарматов и аланов, римляне и франки. На стороне Аттилы воевали остготы, гепиды. Войско Аттилы впервые потерпело поражение. Аттила всегда появлялся там, где его не ждали. Весной 452 года Аттила вторгся в Италию и подошел к Риму. Император бежал из Рима, а сама столица не в состоянии была защищаться. Тогда к Ат- гиле были отправлены послы — депутация императора во главе с папой римским. Неизвестно, удалось ли папе римскому уговорить Аттилу, чтобы он не входил в Рим, но по каким-то причинам гунны ушли. Походы гуннов изменили положение многих стран и народов. Гунны наводили ужас на европейцев. Римская империя переживала кризис и не могла сдержать натиск кочевников. Гунны своими походами способствовали распаду рабовладельческого строя. Аттила (Едиль) жил в 400-453 гг. В 453 году Аттила неожиданно умер. После его смерти гуннские родовые союзы распались. Рассказы и легенды о храбрости и смелости Ат- тилы, о его уме, решительности и целеустремленности к достижению намеченного передавались из страны в страну еще при его жизни. Один из римских летописцев Прииск написал бесценный для истории труд, рассказав всему человечеству о великом гунне. Прииск как переводчик римского посольства приезжал в государство Аттилы и составил записи об увиденном у гуннов.
Секрет побед гуннов заключался в военном превосходстве. Основу войска составляла быстрая конница. Гунны имели стенобитные машины, камне- метную технику. Были также подвижные, хорошо защищенные крепостные сооружения, на которых стояли лучники, поражавшие противника. Историки описали стенобитную машину. Это было большое сооружение на колесах, с подвешенным бревном. Такая движущаяся громада ставилась к стене. Передняя часть бревна имела заостренный железный наконечник. Раскачивая веревками такой снаряд, гунны пробивали любые стены. В памяти многих народов сохранился образ великого гунна. Произведения об Аттиле писались с VI века по настоящее время. Имеются художественные произведения, посвященные Аттиле на немецком, французском и итальянском языках. Знаменитый итальянский композитор Джузеппе Верди написал опе ру, которую так и назвал - «Аттила». Свято хранят память об Аттиле и в нашей стране. В казахских легендах он известен под именем Едиль. Интересно, что река Волга по-казахски звучит так же - Едиль. Медальон с изображением Аттилы (Едиля). Образ гуннов в исторической литературе. Исторические источники по-разному описывают жизнь и нравы гуннов. Например, А. Марцеллин подчеркивал их воинственность: «Не знают они над собой строгой царской власти, но довольствуются случайными предводительствами кого-нибудь из своих старейшин, сокрушая все, что им попадется на пути». Римский историк Прииск писал о гуннах: «После войны живут спокойно и беззаботно, каждый пользуется тем, что у него есть». Прииск характеризует гуннов как мирный народ: «В особенности же обращают внимание своим искренним ласковым обхождением и любовью к ближнему». Прииск, побывавший в 448 году в ставке Атти- лы, так описал его внешний облик: «Кто видел его, тот сразу скажет, что это настоящий азиат. Большая голова, среднего роста, крепкого телосложения. Глаза раскосые, взгляд пронзительный, словно пронизывающий то место, куда смотрит. Походка уверенная, быстрая. Голос звенит, словно серебро и очень хорошо воспринимается». Интересно, что Аттила пил «ка- мос», т.е. кумыс - любимый напиток кочевников. Современник Аттилы также писал: «Аттила в утренние часы, выходя из дому, садился у дверей и решал тяжбы народные; днем принимал послов из разных стран мира, а вечером ужинал с ними. Все другие ели с блюд серебряных и пили из золотых бокалов; Аттила пользовался только деревянной посудой». ?! 1. Покажите на карте страны, до которых дошли гунны.
Вопросы для самопроверки ш В каком году произошла Каталаунская битва?
* Прииск D. Ксенофонт Творческое задание Составьте рассказ о вкладе гуннов в мировую историю. |