Главная страница
Навигация по странице:

  • III

  • Вопрос для самопроверки

  • КУЛЬТУРНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ КОЧЕВНИКОВ КАЗАХСТАНА

  • | | Вопрос для самопроверки

  • ИК Учебник 6 класс.. Рассказать о самом древнем периоде истории Казахстана. Учебник, который вы держите в руках, станет надежным источником широких знаний по истории древнего Казахстана


    Скачать 2.86 Mb.
    НазваниеРассказать о самом древнем периоде истории Казахстана. Учебник, который вы держите в руках, станет надежным источником широких знаний по истории древнего Казахстана
    АнкорИК Учебник 6 класс..docx
    Дата31.01.2017
    Размер2.86 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИК Учебник 6 класс..docx
    ТипДокументы
    #1439
    страница13 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13

    9-3448




    image123



    уке республики была воспринята как третий «Золотой человек» Казахстана.


    Золотые украшения, найденные при раскопках Шиликтинского кургана № 1.
    Высота этого кургана 8 м, диаметр 100 м. Курган состоит из трех больших слоев. Верхний слой - из песка, второй слой - из камня. Высота каменного слоя 4,1 м, длина по окружности 67 м. Внутри него был расположен деревянный мавзолей-склеп. Площадь его 34 кв. м, высота 3 м. Склеп устроен на поверхности земли. Стены его, сложенные в 2 ряда по длине, подняты из толстых кедровых бревен. В такой огромной могиле был захоронен только один человек. Его захоронили вместе с одеждой, богато украшенной пластинами из самородочного золота. Общее количество золотых пластин и бляшек составило 4325 штук. Большинство из них иыплавлено в виде фигурок степных зверей. Вместо глаз, ушей, ноздрей, копыт зверей вставлялись маленькие камешки голубого цвета - бирюза. Встречаются изображения барса, архара, оленя, горного козла, медведя, волка, беркута. Самая интересная находка - пятиугольная звезда. Основа ее - золото, лучи сделаны из голубого лазурита. По окружности звезда инкрустирована костью, а в центре укреплен рог. Звезда в те древние времена считалась символом власти. В могиле найдены остатки деревянных досок, где масляными красками изображены олени. Исследователи считают находку частью разрушившегося трона царя. К сожалению, курган-мавзолей был ограблен еще в древности. Грабители забрали ценные вещи из могилы царя - золотую корону, меч, кинжал, ритуальный посох.

    При раскопках кургана № 5 в Шиликтинской долине было обнаружено более 500 золотых пряжек и бляшек. Ученые считают, что Шиликты, Бесшатыр, Иссык, Берель, Боралдай были не просто местами захоронения царей, знатных вождей, знаменитых героев, а священными местами, где совершались массовые ритуальные обряды и молитвы.

    1. Берельский могильник. Период V-IV вв. до н.э., эпохи раннежелезного века Восточного Казах

    стана получил название берельского периода.
    Название связано с местонахождением Берельского могильника в Катон-Карагайском районе. Могильник состоит из 40 курганов. Высота самого большого из них 9 метров.


    image124

    Берельский могильник.
    Богатым на находки оказался Большой Бе- рельский курган. Интересно, что в кургане, кроме захоронения человека, были найдены останки 16 лошадей. Они лежали по 4 лошади в 4 ряда. Лошади были захоронены вместе с седлами и сбруей, будто сопровождая хозяина в поход. В кургане было много изделий из золота и бронзы: сказочные птицы, золотые фигурки животных.

    Возможно, что покойный при жизни был вождем племени или старейшиной, очень знатным и уважаемым человеком или героем.

    В малых курганах Береля были найдены захоронения людей в деревянных сооружениях - саркофагах. Вместе с ними были погребены их кони.

    Одна из особенностей берельской культуры - наличие большого количества глиняной посуды с суживающимся верхом, типа кувшина. Также находят широкие вазы.

    В 1998-1999 гг. археологическая экспедиция под руководством 3. Самашева произвела раскопки в слое вечной мерзлоты и изучила курган №11. Курган имел овальную форму, а его верхняя часть сползла вниз. Перекрытие могилы было забито бронзовыми гвоздями. На каждом были позолоченные грифоны - фантастические животные, изображенные в полете, размером около 15 см. В выдолбленной из лиственницы колоде покоились мужчина лет 45 и женщина пожилого возраста. Ученые методом радиологического анализа установили, что захоронение было произведено в 294 г. до н.э. Захороненные были одеты в дорогую роскошную одежду. На скелетах в разных местах сохранились остатки шелковой одежды, украшенной жемчугом, золотыми бляшками и полудрагоценными камнями.


    image125




    Украшения в виде сфинкса и оленя из конского нагрудного снаряжения (реконструкция). Берельский курган № 11.

    В кургане также были найдены останки 13 лошадей. Они были абсолютно целы. Сами лошади, их кожа, даже внутренности сохранились. Древние жители умели бальзамировать покойников и помещали их в искусственный лед. Возводя курган, они рассчитывали высоту и ширину так, что при продувании ветром холод уходил вниз и задерживался там. Получался ледяной конденсат, и устанавливалась температура до минус четырех градусов. Ученые-биологи, изучив содержимое желудков, травы, которыми питались лошади, пришли к выводу, что они были привезены из разных мест и содержали эфирные масла, которые не дали мертвым лошадям разложиться.

    Седла, сшитые из кожи и материи красного цвета, и вся конская амуниция были украшены в зверином стиле. На черепах лошадей были обнаружены кожаные маски, украшенные рогами горного козла. Одна из масок была сделана в образе зверя из рода кошачьих, с птичьим клювом, завихренным рогом, с крыльями, скорее всего это было изображение барсообразного самрука - легендарного сказочного персонажа.

    1. Культура. Ученые находят золотые предметы, инкрустированные разноцветными камнями, относящиеся к VII в. до н.э. Древние ювелиры использовали полихромный стиль. Они умели украшать золотые пластинки зернью.

    В последнее время ученые нашли в предгорьях Тарбагатая памятники, схожие с памятниками уй- сунской культуры Жетысу. Возможно, что в III—I вв. до н.э. на Тарбагатае сформировалась культура, идентичная уйсунской культуре Жетысу. Эта гипотеза подтверждается материалами антропологических исследований, которые показали общность внешних черт жителей Восточного Казахстана и Жетысу в рассматриваемом историческом периоде. Это был смешанный европеоидный облик, приближенный к монголоидному типу.


    image126




    Сказать точно, какие племена населяли данный регион в III—I вв. до н.э., очень сложно. Ученые считают, что здесь жили племена, родственные древним уйсунам, известные по китайским письменным источникам, как уге, усунъ.


    1. тельные черты в устройстве и структуре курганов Шиликтинского и Бесшатырского могильников.

      1. Подумайте, какие знания нужны были древним людям, чтобы построить Берельский курган.

      2. Составьте краткий рассказ о Берель- ском кургане.
      ?? 1. Сравните природные условия Восточного Казахстана с природой и климатом Северного Казахстана.

    1. С культурой какого региона имела тесные контакты культура Восточного Казахстана в раннежелезном веке?

    2. Запишите в тетрадь общие и отличи


    image127




    Вопрос для самопроверки

    1. Какой высоты достигают курганы в Шиликтинском могильнике?

    1. 5 метров

    2. 5-10 метров

    3. 8-10 метров

    4. 10-12 метровimage128

    Фантастическое животное с головой грифона.


    image129




    Золотые украшения: свернувшийся барс, голова тигра. Иссыкский курган.

    КУЛЬТУРНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ КОЧЕВНИКОВ КАЗАХСТАНА

    Глава 6. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА

    § 28. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КАЗАХСТАНА

    Подумайте, как можно озаглавить каждый пункт параграфа.

    1. Древнегреческий писатель, историк Ксенофонт, проживший долгое время при персидском дворе, приводит интересный случай, позволяющий судить о методах воспитания молодежи у саков: «Персидский царь устроил конные ристалища (состязания) для всадников, представлявших разные народы. Длина беговой дорожки была определена в пять стадиев (около одного километра). Когда начались бега, то какой-то молодой сак вырвался вперед и достиг финиша, оставив всех остальных всадников почти на половине дорожки. Персидский царь предложил саку царство в обмен на коня, но тот отказался, заявив, что отдал бы коня лишь в обмен на благодарность храброго человека». Саки были мирным народом. Древнегреческий географ Страбон с уважением писал о саках, что «все они прямодушны и верны договорам».

    В среде кочевников высокого развития достигло искусство. К примеру, у кангюев были развиты песенное и танцевальное искусство, уйсуны достигли высокого мастерства в изготовлении прекрасных керамических сосудов. По предположению ученых, гунны знали письменность. Известны рельефные надписи саков на серебряных чашах.

    Гуманные формы жизни и стройная система административного управления кочевников привлекали просвещенных китайцев. Китайские правители опасались не только набегов гуннов, но и уходов образованных китайцев в Степь.

    1. Археологи изучили зимние жилища гуннов. Выяснилось, что у них была уникальная система отопления: дымоход очага, проложенный горизонтально у стены, обогревал весь дом. Над дымоходом устраивались лежаки, или нары.

    Кочевники изобрели вещи, которые входят ныне в обиход многих народов мира. Такой вид одежды, как штаны, без которых современному человеку невозможно представить мужчин, изобретены кочевниками еще в древности. Стремена, первая кочевая повозка появились тоже у кочевников. Кочевниками была изобретена изогнутая сабля, вытеснившая тяжелый прямой меч. Наконец, само жилище кочевников - юрта, - наиболее приспособленное и совершенное жилище при длительных передвижениях, путешествиях.

    1. Историк Александра Македонского Арриан описал особенность воинских доспехов кочевников: «Сами скифы (дахи) и лошади их были тщательно защищены броней». Это подтверждает и Геродот: «Лошадям на грудь они надевают медные панцири». Появление конных воинов в тяжелых пластинчатых доспехах на защищенных броней конях подтверждено археологическими находками. К примеру, на городище Чирик-Рабат обнаружены железные доспехи сакского воина. Интересно, что такие доспехи в Европе появились только в средние века.

    Оставленные древними жителями могильники, укрепленные городища и поселения характеризуют жизнь скотоводческих и земледельческих племен. В искусстве сарматов появляется своеобразная изобразительная форма, называемая «звериным стилем». Этот стиль сложился в VII-VI вв. до н.э.

    Изделия, сделанные в «зверином стиле», находят на территории Средней Азии, Казахстана, Сибири, Юго-Восточной Европы. Звериный стиль характеризуется двумя особенностями: 1) изображаются образы зверей и животных; 2) зверей изображают в движении. Мотивы «звериного стиля» постепенно стали традицией.

    Искусство «звериного стиля» сложилось в VII-VI вв. до н.э.


    image130




    Медные и серебряные монеты.

    Великий Шелковый путь.

    Наряду со «звериным стилем» в Центральном Казахстане, начиная с VII-V вв. до н.э., получает развитие полихромный стиль. Кочевники умели инкрустировать предметы, то есть вставлять в них цветные драгоценные и полудрагоценные камни. Также украшали предметы зернью. В III—V веках полихромный стиль достиг своего расцвета.

    1. Через территорию Казахстана проходил Великий Шелковый путь. Он начинался в Китае и заканчивался в Риме. Геродот описал одно из направлений Великого Шелкового пути. Путь шел из Причерноморья до Дона, оттуда - на земли сарматов, в Приуралье, а затем дальше к Иртышу и на Алтай. Геродот перечисляет племена, жившие в данных регионах, - сарматы, исседоны, аргиппеи, аримаспы.

    В VI—III вв. до н.э. древние жители Казахстана состояли в торгово-обменных связях с Китаем, Индией, Персией. Об этом свидетельствуют найденные в погребениях сакской знати китайские зеркала, изделия из Персии (Ирана).

    Великий Шелковый путь проходил через земли уйсунов и кангюев. По мнению ученых, регу-


    image131




    лярное сообщение через путь







    началось во II в. до н.э.







    Кочевники Казахстана находились на стыке Ев







    ропы и Азии, их земли были мостом, соединяющим







    различные страны. На окраинах Стени существо







    вали пограничные зоны, где осуществлялся кон







    такт земледельческих и кочевых цивилизаций. Ос







    новным товаром, в котором нуждались многие на







    роды, был шелк. Им одаривали правителей и по







    слов, во многих странах его выдавали вместо жа







    лованья воинам. Шелковые платья были легкими







    и удобными по сравнению с шерстяными. Шелк







    умели делать только в Китае. Поэтому во всех стра







    нах Европы с нетерпением ждали караваны из Ки







    тая. Чтобы провезти свои товары на византийские







    рынки, купцы должны были пройти земли десят







    ков стран и народов. Купцы многих стран, желав







    ших приобрести этот дорогой товар, побывали в ка







    захстанских степях. Они везли товары, производи




    4

    мые в своих странах. Так в Степь попадали римское




    \

    стекло и монеты, китайские фарфоровая посуда, зер







    кала и шелк, европейские застежки, иранские рез







    ные перстни с драгоценными камнями.







    ?! 1. Расскажите о достижениях кочевни- 4. Составьте рассказ о Великом Шел







    ков в материальной и духовной куль- ковом пути.







    ' . туре, их вкладе в общечеловеческую 5. Что можно сказать на основании







    историю. карты Великого Шелкового пути?







    2. Что вы знаете о полихромном стиле? Какие товары везли через террито-







    Сравните его со «звериным стилем». рию Казахстана?







    3. Перечислите вещи, изобретенные ко







    чевниками.







    | ? | Вопрос для самопроверки







    Регулярное торговое сообщение через Великий Шелковый путь началось во ...







    А. II веке до н.э. С. II веке н.э.







    В. 1 веке до н.э. D. 1 веке н.э.







    137












    § 29. ОБЫЧАИ И ВЕРОВАНИЯ КОЧЕВНИКОВ
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта