Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 24. Воображение и его виды, связь воображения с мышлением. Воображение

  • Гипотеза случайных находок.

  • Вопрос 25. Приемы творческого воображения. Агглютинация. Агглютинация

  • Акцентирование и преувеличение (преуменьшение).

  • Мечта.

  • 1. Социокультурный

  • 3. Процессуально – деятельностный

  • 4. Образовательный

  • 6. Феноменологический

  • 2. психометрический

  • Вопрос 27. Факторные модели интеллекта.

  • Иерархические модели интеллекта.

  • Иерархическая модель Д. Векслера также включает в себя три уровня

  • Вопрос 28. Творческое мышление. Креативность личности, методы ее диагностики.

  • Методы диагностики креативности.

  • ответы по общей к гос. экз.. Развитие психики в филогенезе


    Скачать 298.5 Kb.
    НазваниеРазвитие психики в филогенезе
    Дата24.12.2020
    Размер298.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаответы по общей к гос. экз..doc
    ТипДокументы
    #163858
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Третий этап. Формирование «рассудочной» мыслительной деятельности, на основе получаемых знаний.

    Формируются такие формы мышления как суждение и умозаключение. Это происходит в процессе обучения.

    Обобщение сначала совершается в переносе действия с одного предмета на другой, который выполняет в действии ту же функцию, и оформляется в слове. Так ребенок может называть одним словом несколько предметов. Затем постепенно сужается круг предметов и слово приобретает специализацию.

    Затем вещи приобретают свойства. Возникает потребность в объяснении и стремлении к пониманию, начинается этап вопросов. Для объяснения явлений дети прибегают к целому ряду рассуждений и умозаключений.

    Отличительные особенности ранних форм детского мышления.

    1. ребенок по большей части обобщает на основании не объективно существенных свойств, а частностей, которые непосредственно привлекают внимание в силу их эмоциональной яркости и внешних функциональных признаков.

    2. общее, к которому в результате обобщения приходит ребенок, лишь постепенно осознается им как таковое.

    3. переносное значение слов ребенок сначала понимает буквально. Это выражается в трудности абстрагирования.

    Вопрос 24.

    Воображение и его виды, связь воображения с мышлением.

    Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

    Чем больше знаний, чем богаче опыт человека, чем разнообразней его впечатления, тем больше возможностей для комбинации образов. Воображение возникло в ходе трудовой деятельности. Явления, которые человек не мог объяснить порождали представления о сверхъестественном.

    Некоторые гипотезы относительно механизмов воображения.

    Гипотеза случайных находок. Все открытия были сделаны в результате случайного совпадения.

    Гипотеза рекомбинации. Воображение направлено на перетасование, перестановку ощущений, представлений, принципов, правил путем проб и ошибок.

    Виды воображения.

    По степени намеренности и сознательности различают пассивное и активное воображение.

    Пассивное – примитивная форма, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей, влечений, тенденций. Образы самопроизвольно трансформируются, всплывая перед воображением, а не формируются им. Встречается в предельных случаях на низших уровнях сознания, в дремотных состояниях, в сновидениях.

    Активное – высшие формы воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность человека.

    Различают два вида: воссоздающее и творческое.

    Воссоздающее. Развертывается на фоне воспринятой знаковой системы: словесной, числовой, графической, нотной и др. Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему имеющимися в его распоряжении знаниями. Например, чтение художественной литературы.

    Качество воссоздания зависит от ряда причин. 1. от исходной информации. 2. от суммы и качества знаний. 3. от установки.

    Творческое воображение. Создание нового, оригинального образа, идеи. Объективно новое – образы, идеи, не существующие в данный момент, ни в материализованном, ни в идеальном мире. Субъективно новое – новое для данного человека. Уже существующее, но человек об этом не знает.

    Творческое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. В новом сочетании элементов и возникает новый образ. Результат может быть материализован.

    В зависимости от характера образов, которыми оперирует воображение, различают конкретное и абстрактное (схемы, символы) воображение.

    Связь воображения с мышлением заключается с мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация), которые участвуют в создании образов.

    Вопрос 25.

    Приемы творческого воображения. Агглютинация.

    Агглютинация (склеивание) – наиболее простой прием. Части двух или нескольких предметов, процессов соединяются так, что получается образ нового предмета (кентавр, русалка).

    Аналогия. Ее сущность состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие. По этому принципу возникла специальная область знания и инженерного дела – бионика, которая выделяет свойства живых организмов и предлагает их для создания механизмов. Аналогия может быть близкой, непосредственно и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу – это близкая аналогия. Вертолет – отдаленная аналогия с птицей.

    Акцентирование и преувеличение (преуменьшение). При акцентировании в создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается (карикатуры, шаржи, высмеивание). При преувеличении (преуменьшении) изменение образа распространяется на весь объект, ситуацию (великаны, гномы). Этот прием широко используется в сказках.

    Типизация. Наиболее сложный прием, включающий в себя процесс разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается зримый образ (человека, его дела, взаимоотношений с другими людьми). Тесно связано с мышлением. Характерно для художников, скульпторов, актеров, писателей.

    Мечта. Образ желаемого будущего. В мечте выражен смысл всей жизни. Она может быть реальной и нереальной.

    Вопрос 26.

    Подходы к определению интеллекта.

    Изучению интеллекта посвящено большое количество работ, но с другой стороны эта тема до сих пор остается дискуссионной. Попытка упорядочить информацию, накопленную в области экспериментально -психологических теорий и исследований интеллекта, принадлежит М.А. Холодной. Ею были выделены восемь основных подходов, для каждого из которых характерна определенная концептуальная линия в трактовке природы интеллекта:

    1. Социокультурный – интеллект рассматривается как результат процесса социализации и влияния культуры в целом (Лурия, Выготский, Брунер, Леви-Брюль, Коул и Скрибнер).

    2. Генетический – интеллект определяется как следствие усложняющейся адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодействия человека с окружающим миром (Пиаже, Чарлсворз).

    3. Процессуально – деятельностный – интеллект рассматривается как особая форма человеческой деятельности (Рубинштейн, Брушлинский, Венгер, Талызина, Тихомиров, Абульханова-Славская).

    4. Образовательный – интеллект определяется как продукт целенаправленного обучения (Фишер, Менчинская, Калмыкова).

    5. Информационный – интеллект определяется как совокупность элементарных процессов переработки информации (Айзенк, Хант, Штернберг).

    6. Феноменологический – интеллект как особая форма содержания сознания (Келер, Дункер, Мейли, Вертгеймер).

    7. Структурно–уровневый – интеллект как система разноуровневых познавателных процессов (Ананьев, Степанова, Величковский).

    8. Регуляционный – интеллект как форма саморегуляции психической активности (Терстоун).

    Айзенк выделяет три концепции, исходя из которых можно определять что такое интеллект: 1. биологический – понимается физиологическая, нейрологическая, биохимическая и гормональная основа познавательного поведения, которая в основном связана со структурами и функциями коры головного мозга.

    2. психометрический интеллект, который определяется стандартными тесами измерения IQ.

    3. социальный (практический) как проявление социально-полезной адаптации, выделяются исследуются такие проявления как рассуждение, решение задач, память, обучаемость, понимание, обработка информации, выработка стратегий, приспособление к окружающей среде.

    Вопрос 27.

    Факторные модели интеллекта.

    При факторном анализе мы предполагаем, что за множеством результатов измерений различных психологических величин стоит некий скрытый фактор, в данном случае – интеллект.

    В.Н. Дружинин предложил следующую схему классификации факторных моделей интеллекта. Условно они разбиты на четыре основные группы по двум признакам: что является источником модели – умозрение или эмпирические данные; и как строится интеллект – от отдельных свойств к целому или от целого к отдельным свойствам.





    Априорные

    Апостериорные

    Пространственные одноуровневые

    Д. Гилфорд

    Л. Терстоун

    Иерархические

    Ф. Вернон, Д. Векслер

    К. Спирмен


    Модель К. Спирмена. Признает интеллект как общий фактор, представленный на всех уровнях интеллектуального функционирования. Она базируется на том, что между результатами выполнения различных интеллектуальных тестов имеется положительная положительная корреляционная связь: как правило, испытуемые, успешно выполняющие тесты на мышление, также успешны в тестах на прочие познавательные способности. Основой этрой связи, по Спирмену, служило наличие в каждом из тесов некоторого общего начала, получившего название «общего фактора интеллекта – фактора G. G-фактор определяется как общее количество «умственной энергии». Был выделен еще один фактор S, характеризующий специфику каждого конкретного тестового задания, либо того или иного вида интеллектуальной активности. Таким образом можно охарактеризовать модель Спирмена как двухфакторную модель интеллекта.

    В дальнейшем эта модель была дополнена факторами, отвечающими за механические, арифметические и лингвистические (вербальные) способности, которые оказались расположенными между S и G-факторами, что превратило модель Спирмена в иерархическую.

    Модель Л. Терстоуна. В рамках теории интеллекта Л. Терстоуна отвергалась возможность существования общего интеллекта. Проведя корреляцию результатов выполнения испытуемыми 60-ти разных тестов, предназначенных для выполнения самых разных сторон интеллектуальной деятельности, Терстоун выделил ряд групповых факторов, семь из которых получили название «первичных умственных способностей».

    S: пространственный – способность оперировать в уме пространственными отношениями

    P: восприятие – способность детализировать зрительные образы

    N: вычислительный – способность выполнять основные арифметические действия

    V: вербальное понимание – способность понимать и раскрывать значение текстов и слов

    F: беглость речи – способность быстро подобрать слово по заданному критерию

    M: память – способность запоминать и воспроизводить информацию

    R: логическое рассуждение – способность выявлять закономерность в ряду букв, фигур, цифр.

    В результате был сделан вывод о том, что должен использоваться не единственный показатель, а соответствующий профиль умственных способностей, каждая из которых проявляется независимо от других и отвечает за строго определенную группу интеллектуальных операций. Однако дальнейшие исследования показали, что выделенные факторы не являются полностью независимыми. Они коррелируют друг с другом, что говорит в пользу существования единого G-фактора.

    Модель Д. Гилфорда. Подход Л. Терстоуна о множественности интеллектуальных способностей был развит в работах американского психолога Дж. Гилфорда, предложившего модель для описания различных типов интеллектуальных способностей. Многомерная структурная модель основана на трех критериях, описывающих различные стороны интеллектуальной деятельности:

    1. Тип выполняемой умственной операции (оценка, конвергенция, дивергенция, запоминание, познание).

    2. Содержание материала интеллектуальной деятельности (объектное, символическое, семантическое поведенческое).

    3. Разновидность конечного продукта (единицы, классы, отношения, системы, трансформация, рассуждения).

    Таким образом, каждый оцениваемый фактор интеллекта характеризуется сочетанием категорий из каждого измерения. Всего в классификационной схеме Гилфорда 120 факторов. В исследованиях Гилфорда достижения по одной группе не обязательно были связаны с достижениями по другой, из чего был сделан вывод, что интеллект нельзя рассматривать как одну способность.

    Иерархические модели интеллекта.

    Дальнейшим развитием стали иерархические теории интеллекта, например, теория Д. Вернона. Он различает три иерархичесикх уровня. На самом верху неходится общий интеллект, далее следуют два основных групповых фактора: вербально-числовой и практически-механически-пространственный, на третьем уровне находятся факторы, отвечающие за специальные способности: техничнское мышление, арифметическую способность и пр., внизу иерархического дерева помещаются более частные субфакторы…

    Иерархическая модель Д. Векслера также включает в себя три уровня:

    1) уровень общего интеллекта;

    2) уровень групповых факторов: интеллекта действий и вербального интеллекта;

    3) уровень специфических факторов.

    Также необходимо упомянуть модель интеллекта, предложенную Р. Кеттелом. Он выделил два фактора «свободный» (или «текучий») и «связанный». Фактор «связанного» интеллекта определяется совокупностью знаний и интеллектуальных навыков личности, которые индивид приобрел в ходе социализации с раннего детства до конца жизни. Он определяет то, насколько индивид овладел общей культурой того общества, к которой он принадлежит. Фактор «свободного» интеллекта определяет первичное накопление знаний, и с точки зрения Р. Кеттела, независим от приобщения к культуре.

    При факторно – аналитических исследованиях постоянно рождаются новые специфические факторы, описывающие работу интеллекта. Однако чем шире диапазон используемых тестов, тем нагляднее при факторном анализе полученных результатов выделяется G-фактор.

    Вопрос 28.

    Творческое мышление. Креативность личности, методы ее диагностики.

    В своих работах Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергентным мышлением – направленным на поиск единственно правильного решения среди предложенных вариантов, и дивергентным мышлением – направленным на генерацию как можно широкого спектра возможных решений. Гилфорд выделил 16 факторов интеллектуальных способностей, характеризующих креативность, под общим названием дивергентного мышления: беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени), гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую), оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов), любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире), способность к разработке гипотезы, иррелевантность (логическая независимость реакции от стимула), фантастичность (полная оторванность от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией).

    Креативность личности. Личностный подход в изучении креативности характеризуется особым вниманием к эмоциональным и мотивационным факторам, включенным в это свойство. Выделены некоторые личностные черты (самонадеянность, агрессивность, самодовольство, игнорирование социальных ограничений и чужих мнений), отличающие креативных от некреативных. По мнению некоторых психологов, это говорит о существовании общего типа креативной личности в отличие от типа личности некреативной.

    По данным психогенетических исследований выявлены факторы средовых влияний, способствующие развитию креативности: широкий круг общения, в том числе с творческими людьми, подражание творческому идеалу, демократические отношения с матерью, неблагоприятные эмоциональные отношения в семье.

    Различают большую и малую креативность. Малая, или личностная креативность относится к обыденной жизни и к проявлению нестандартности и оригинальности в обыденных ситуациях. Большая, или историческая креативность, наоборот, имеет дело с достижениями, которые оказали существенное влияние на культуру и общество.

    Нет единой точки зрения и в отношении мотивационных характеристик креативности. Согласно одной точке зрения, креативный индивид пытается наилучшим образом реализовать себя, максимально соответствовать своим возможностям, выполнять новые, непривычные для него виды деятельности, применять новые способы деятельности. Согласно другой точке зрения, мотивация креативных основана на стремлении к риску, к проверке предела своих возможностей.

    Методы диагностики креативности. Гилфорд первый создал тест диагностики дивергентного мышления, однако не смог добиться высоких показателей их валидности.

    Е. П. Торренс, создавший наиболее известные тесты креативности, обратил основное внимание не на результаты, а на сам процесс творческого мышления. Но и в этих тестах содержание творческого процесса и время решения теста были ограничены. Так, например, при определении главного фактора креативности – «чувствительности к проблемам» - испытуемый в течение 10 минут должен был письменно перечислить все возможные проблемы, которые могут возникнуть в двух ситуациях: во время купания в ванне и при выполнении домашнего задания. Самое большее, что можно получить с помощью такого теста – это выявить быстроту и подвижность ассоциаций и степень остроумия. Исследователи считают, что основной недостаток тестов на креативность – неучет личностных факторов.

    Тесты Торренса на изобразительное творческое мышление созданы в 1966г. Они являются невербальными и предназначены для диагностики таких параметров мышления, как беглость, точность, воображение и оригинальность, у детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестами предусматривается выполнение испытуемыми таких заданий, как конструирование картин (на основе изображения ярко раскрашенной фигуры неправильной формы), завершение картинки, использование параллельных линий или кругов для составления изображений.

    Тест Торренса на вербальное творческое мышление (1966) предназначен для диагностики детей, начиная с 5 лет, и взрослых таких характеристик, как умение задавать информативные вопросы, устанавливать возможные причины и следствия применительно к ситуациям, изображенным на серии картинок, предлагать оригинальные способы применения обычных предметов, задавать нестандартные вопросы по поводу хорошо знакомого предмета, строить предположения.

    Еще один наиболее поздний по времени создания тест на определение творческих способностей в действии и движении для дошкольников разработан Торренсом 1980 г. Задания этого теста составлены таким образом, чтобы дать ребенку возможность проявить свои творческие способности в процессе свободного передвижения в каком-либо помещении. Показателями творчества выступают легкость, гибкость, точность и оригинальность мышления.

    Для выявления креативности также используются наблюдения, опросы.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта