Василик - Основы теории коммуникации. Рецензенты доктор социологических наук, профессор
Скачать 4.47 Mb.
|
Глава 11. Массовая коммуникациянии газеты потеря и искажение информации сводится до мини» ма. Поэтому пресса в эпоху медиатизации и компьютерных се не утрачивает свое значение. Радио — это массовое аудиальное СМИ. Уникальность радио в его вездесущности и общедоступности. Слушая радио, люди мог узнать новости, слушать музыку, развлекательные программы и ] этом заниматься другими делами. Радио — одно из важнеш средств социального контроля (в частности, государственног благодаря которому можно управлять сознанием и поведен» одновременно большого числа людей. Телевидение — это аудиовизуальное СМИ, которое, сик зируя звук и изображение, обеспечивает более широкие ком\ кативные возможности. Телевидение способно создать «эффект присутствия», котор не могут создать ни радио, ни газеты. «Эффект личного общей» как результат использования телеведущими приемов диалогичн! ти, доверительности сближает телевизионную коммуникавд формами межличностного общения. Телевидению свойствен программность, т.е. передача аудитории сообщений, организов ных определенным образом. Телевидение можно классифицировать: •ф- по способу трансляции — эфирное (традиционный способ пространения телесигнала от телевышки до телесистемы пот бителя), спутниковое, кабельное; •ф- по типу деятельности — вещательные организации, вляющие телетрансляцию программ; программопроизводяг или продюсерские, фирмы; дистрибьютеры как своеобра инфраструктура телевещания; •ф- по охвату аудитории — общенациональное, межгосударс ное, региональное, местное; <ф- по специализации программ — общее и специализированно •ф- по финансированию — бюджетное, самофинансируемое (за с? доходов от рекламы); абонентной платы и рекламы; диверс кации бизнеса, т.е. создания дочерних фирм, зарабатываю^ деньги «нетелевизионным» путем с последующим перераспр^ лением капитала; за счет спонсоров, за счет промышленнс нансовых групп и др.; •ф- по степени плюрализма программ; •ф- по жесткости контроля за телевещанием со стороны государ и общества (жесткий контроль, слабый контроль, практиче полное отсутствие контроля); •ф- по коммуникативной модели телевещания — монологичес (мнение редакции навязывается аудитории), диалогиче (развита обратная связь с аудиторией, телевещательная политика во многом определяется пожеланиями зрителей), интеракци-онное (предоставляет особые услуги своей аудитории — торговля через магазины, заказ просмотра фильма, охрана помещения при помощи телесистемы и др.) Информационные службы — это организации, собирающие и пересылающие новости. Традиционно они составляют основу национальной и международной систем распространения новостей. Корреспонденты информационных служб собирают сведения, которые затем перепродаются подписчикам — газетам, журналам, государственным органам, телекомпаниям, коммерческим и другим структурам. В наши дни ни одна газета крупного масштаба или крупная телерадиокомпания не может обойтись при сборе информации лишь своим штатом корреспондентов. Поэтому мировые информационные службы часто занимают ведущее место при подготовке новостей национальными СМИ. РК-фирмы — это организации, разрабатывающие и предлагающие руководству коммерческих, политических, общественных и других структур ключевую концепцию их политики или отдельные рекомендации в сфере связей с общественностью. Паблик рилейшнз (РК. — от англ. риЬНс ге1апопв — связи с общественностью) — это специальная система управления информацией (в том числе и социальной), где под управлением понимается процесс создания информационных поводов и информации заинтересованной в ней стороной; распространение готовой информационной продукции средствами коммуникации для целенаправленного формирования желаемого общественного мнения. Паблик рилейшнз включает в себя следующие виды деятель ности: , •ф- пресс-посредничество — написание материалов или организация специальных мероприятий с целью привлечения внимания СМИ и обеспечения общественной популярности; •ф- промоушн (от англ, рготоиоп — продвижение) — особая задача паблик рилейшнз, предусматривающая конкретные усилия (активность или организованные события), рассчитанные на формирование и стимулирование интереса к личности, товару, организации или направлению деятельности; •ф- «общественные дела» (риЬНс айшгв) — особый вид паблик рилейшнз, связанный с налаживанием и поддержанием доброжелательных отношений между правительственными учреждениями, органами самоуправления и широкой общественностью в целом; "$•• паблисити (от англ. риЪНспу — публичность, гласность) — информация из независимого источника, используемая СМИ, вследствие того, что она имеет ценность новости. Также ! сити можно определить как неконтролируемый метод разме ния сообщений в СМИ, поскольку источник сообщения нич не платит прессе за размещение; •ф- маркетинг — процесс планирования и реализации проду процесс ценообразования, продвижения и распространения^ рынке идей, товаров и услуг с целью организации обмена, летворяющего запросы как индивида, так и организации. Пс му РК-фирмы занимаются анализом рынка, тем самым пр ставляя информацию о потребителях как важнейшей группе] общественности; •ф- торговля (тегспапсНят^) — в данном контексте прежде всего Л нимается как создание некого имиджа («образа» и «упаков* продукции, идеи и даже личности (политика, артиста и т.д.),( ятельность РК-специалистов в сфере торговли в основном дится к имиджмейкингу (формированию имиджа), в которь свою очередь входят: а) позиционирование объекта (от англ,) зШоп — положение, нахождение), т.е. создание, поддержание воспроизводство понятного имиджа, разъяснение потенция ным клиентам существующих проблем; б) повышение им! определенная работа по созданию позитивного образа прс ции, идеи или индивида; в) «отстройка от конкурентов» — бинация возвышения своего имиджа при снижении дру такая отстройка может быть явной или неявной; •ф- реклама (айуегйзетеш) — это механизм продвижения и прс тации товаров, услуг, организаций и личностей (в том числе} ятелей политики, культуры и т.д.) и формирования спрос4| них. При этом реклама также является формой массовой ко» никации. В эпоху развития современных массовых информа онных технологий реклама подобна вирусу в клетке органиа не являясь самостоятельным СМК, она использует и нер подчиняет различные каналы массовой информации (газе радио, телевидение и др.). Теперь СМИ «продают» ре» свою аудиторию, превращая рекламу в особый элемент, без ке рого невозможно существование современной системы мае вой коммуникации. Типология рекламных сообщений может разлив ся: 1) по способу воздействия на аудиторию — Информативное (I вающее к разуму потенциального клиента); механистическое (аг лирование к уже сложившимся в сознании образам и стереотш ориентирование на все знакомое, многократный повтор); су тивное (ориентирование на подсознание и основные инстини 2) по способу выражения — «жесткая» (привлечение сиюминутна внимания аудитории), «мягкая» (создание благоприятной атмосферы аудитории вокруг продукции, формирование определенного вкуса у потенциальных потребителей); 3) по целям и задачам: имид-жевая реклама («раскрутка» благоприятного образа продукции); стимулирующая реклама (стимулирование определенных потребностей у аудитории); реклама стабильности (акцент на стабильном положении производителя продукции); внутрифирменная реклама (внушение сотрудникам веры в собственное предприятие); реклама в целях расширения рынка сбыта продукции; увещевательная реклама (выделение данного продукта, антиреклама или контрреклама по отношению к другим продуктам); сравнительная реклама (противопоставление «хорошего» и «плохого»); напоминающая реклама (длительный повтор сообщений); подкрепляющая реклама (подкрепление веры клиентов в то, что они сделали правильный выбор); информирующая реклама (заведомо дорогая броская реклама, говорящая о превосходстве данного^предприятия); 4) по возможности обратной связи с потребителями — с обратной связью (через общение с рекламодателями) и без обратной связи. Объект рекламы может быть представлен в двух видах: как вещь с ее характеристиками и достоинствами; как вещь для кого-либо (акцент на характеристики и достоинства потенциального клиента). Большинство современных СМИ немыслимы без рекламы. Реклама не только дает финансовую подпитку СМИ, но и ориентирует их на гедонизм и сопричастность к самым вожделенным потребностям аудитории. Анализируя роль рекламы в СМИ, можно обнаружить как позитивные, так и негативные ее проявления. К позитивным относятся экономический рост, стимул к снижению цен, увеличение выпуска продукции потребления, субсидии СМИ, динамизм экономического соревнования, расширение рынка, создание дополнительных рабочих мест, продуманный выбор, свобода решения потребителя, формирование новой культуры и эстетики. Однако реклама имеет ряд очевидных негативных тенденций и среди них: упор на второстепенные показатели, манипуляция сознанием и обман аудитории, стимулирование перепроизводства, увеличение расходов на рекламу и как следствие рост цен на продукцию, рост «бесполезного» потребления и беспечное отношение к природным ресурсам, невнимание к социальным нуждам, прививание «дурного вкуса» аудитории, угроза упадка культуры и нравственности. В целом паблик рилейшнз выполняет три основные функции: •ф- контроль мнения и поведения общественности (цель — удовлетворение потребностей и интересов прежде всего организации, от имени которой проводятся РК.-акции); •ф- реагирование на общественность, в определенный момент О| низация стремится «прислуживать» общественности, расе» ривая тех, от кого зависит ее судьба, как своих хозяев; -ф- достижение взаимовыгодных отношений между всеми групг общественности, путем содействия плодотворному взаимс ствию с ними. В глобальном смысле — это функция сохрани и поддержания социальной стабильности. В качестве пиарменов сегодня могут выступать «редакции «издатели» СМИ, но тем не менее увеличивается процент обр ния редакций СМИ за помощью в работе к РК-фирмам. В на щее время СМИ и РК-фирмы составляют единую систему СМК, ] чем профессиональная деятельность «редакций» и РК-фирм ча сводится к одному и тому же содержанию. СМИ выступают не лями так называемой культуры аргументации, в которой на пер план выступает речь индивида и его общественное бытие. Телекоммуникация - это технические службы, обеспечивающие 1 чу и прием сообщений. Специалисты по телекоммуникации — инм ры и техники. Они в основном работают с кодами, сигналами, мами. Традиция поиска в области кодирования информации, номии и надежности ее передачи уходит во времена посольст секретных служб, использовавших шифровку и кодирование для! писания секретных писем. Информатика - это система средств обработки данных при по вычислительных машин (компьютеров). Информатика в истор1 ком плане продолжает так называемую культуру очевидности,.,: на первом месте — истина, научные исследования и доказатель существования естественных ограничений. Данное СМК зан* ся исследованием человеческого языка и его логических осно| точки зрения проблемы создания нового языка и воплощениЯ)|| коммуникативных функций. Для специалистов в сфере информатики (программистов) ное — поиск логического смысла, анализ и сохранение инфор ции. Важным выступает вовлеченность в научно-техническую ] люцию, венцом которой является создание совершенного иску<| венного разума. В отличие от СМИ и телекоммуникаций прс сионально в область информатики вовлечено гораздо ме* людей. Все виды СМК объединены в открытой информационной ср социальных коммуникаций — Интернете. Интернет - относительно новое информационное средство, но обретающее черты СМИ. Это гигантская сеть компьютеров, ра щенная по всему миру и создающая новое информационное пространство (киберпространство), в котором можно обмениваться посланиями за считанные секунды одновременно с тысячами людей; получать доступ к удаленному компьютеру, располагающему базами данных, и извлекать эти данные; подписываться на дискуссионные листы и другие материалы; участвовать в обсуждении различных вопросов, в том числе в интерактивном режиме; получать регулярные выпуски новостей, пресс-релизы по конкретной тематике и др. Система Интернет впервые была создана американским правительством и военными исследовательскими организациями исходя из военно-стратегических и военно-тактических интересов. Затем к ней начали присоединяться промышленные организации, бизнесмены, университеты, ученые. На сегодняшний день правительства многих стран реализуют крупномасштабные проекты подключения к Интернету школ, государственных организаций, библиотек, колледжей, университетов. Число пользователей этой международной информационной супермагистрали растет в геометрической прогрессии, что свидетельствует о приобретении ею свойств СМИ. Коммуникации через Интернет используют письменную речь в интерактивном режиме, гипертекст (поиск связанных текстов по словам исходного текста), звук речи и музыки, а также анимацию — движущиеся цветные образы. Развитие \У\У\У (А\^огЫ \Ук1е \УеЬ) — относительно новое средство Интернета. Это гипертекстовая информационная система с элементами мультимедиа. Гипертекст — это набор текстовых, звуковых и видеодокументов, материалов, связанных взаимными ссылками и переходами, в том числе и на удаленных компьютерах. На серверах \У\У\У размещается все больше и больше информации организаций и компаний разных стран. На страницах \У\У\У различные организации помещают свои новости, экономическую и коммерческую информацию. Создание страниц \У\У\У организациями и отдельными лицами является средством формирования имиджа и рекламы. Материал страницы может обновляться с периодичностью от нескольких раз в день и реже. Индустрия новостей развитых стран все увереннее размещается в Интернете. СМК составляют особую систему, в которой соединились сле-Дующие четыре измерения: •ф- общая базовая техника (прежде всего электроника), без которой невозможна работа СМИ, телекоммуникаций и специалистов по информатике; "Ф- особая методология автоматической и логической обработки информации; -Ф- связанная и универсальная система отображения мира (н« технократическая философия); •ф- общие стратегические и экономические цели системы СМК В этих условиях цифровая парадигма, представляющая весь! ружающий мир в форме цифровых кодов, — это не только фено« электроники, но и определенная система ценностей, в которой! вокупность естественных явлений (биологических, социальных* манитарных) материализуется с помощью логических расчетов^ * Массовые аудитории. На четвертом месте в лассуэллов структуре (кому сообщается) находятся индивиды, потребляю)! информационные потоки и превращающиеся в массовые зу" рии. Создание и потребление массовой информации непосредс но взаимосвязано с психологическими процессами восприяг усвоения. Главную роль в процессе ее потребления играют ауд рии — непосредственные потребители этой информации. Аудитории могут быть устойчивыми или неустойчивыми в с! предпочтениях, привычках, частоте обращения, что учитыва при исследовании взаимодействия источника и получателя инс| мации. Особенности аудитории во многом зависят от ее социальна мографических характеристик (пол, возраст, доход, уровень с' зования, место жительства, семейное положение, профессио* ная ориентация и др.). Также при приеме массовой информад поведение аудитории опосредуется факторами, имеющими с! тивный характер (уникальность обстоятельств, внешняя 6бст ка и т.д.). О значимости самой массовой информации и исто» ее передачи часто говорят количественные параметры аудит< чем больше аудитория, тем более важна информация и значим точник. * В основе типологизации аудитории лежит возможность дс Групп населения к конкретным источникам информации. На : основании можно выделить следующие типы аудиторий: услов и нецелевые (на кого непосредственно не ориентируются С8$ регулярные и нерегулярные; реальные и потенциальные (кто /"• вительно является аудиторией данного СМИ и кто имеет к СМИ доступ). Анализ аудиторий, как правило, осуществляется по двум на! лениям: по форме потребления информации разными соци" ми общностями; по способам оперирования полученной ин(* цией. В процессе потребления социальной информации различают несколько стадий взаимодействия аудиторий с информацией: контакт с источником (каналом) информации, контакт с самой информацией, прием информации, освоение информации, формирование отношения к информации. По доступу к источнику информации и самой информации все население делится на аудиторию и не-аудиторию. Причем не-ауди-тория бывает: абсолютной (кто вообще не имеет доступа к СМК, таких людей уже мало) и относительной (кто имеет ограниченный доступ к СМК — нет денег на газеты, компьютер и т.д.) В настоящее время большинство людей в развитых странах относятся к реальной или потенциальной аудитории СМК. В связи с этим российский социолог Б. Грушин вывел формулу количества (интенсивности) социальной информации, приходящейся в среднем на душу населения: где V— количество (интенсивность) информации; I— информация, передаваемая тем или иным каналам за сутки (сюда относится время для контактов со СМИ); г— численность аудитории (реципиентов), контактирующих с каналом; Л^ — число взрослых жителей населейного пункта. Необходимо отметить, что продукция СМК, формально доступная большинству населения, потребляется по-разному. Так, французский социолог А. Турэн выделил четыре культурно-информационные страты современного общества: •ф- низший уровень — представители уходящих в прошлое форм общественной жизни, периферийные по отношению к современному информационному производству, фактически исключен^ ные из сферы потребления массовой информации (иммигранты из развивающихся стран, представители пожилого населения, деградирующие сельские общины, люмпены, безработные и т.д.); •ф- низко квалифицированные рабочие (в основном ориентирова- ны на развлекательную продукцию); ф- активные потребители продукции СМК — служащие, ориентиро- ванные на вышестоящих начальников, исполняющие чужие ре- шения (сюда относятся журналисты и пиармены); ^ «технократы» (управленцы, производители новых знаний и цен- ностей, сочетающие профессиональные интересы и аристокра- тическое искусство). |