Семинары РПИ 3 курс. Редакторская подготовка научных изданий Природа и типологические признаки научных изданий
Скачать 395.28 Kb.
|
от 6 до 8 лет психологи называют периодом собственно детства. Именно теперь развитие ребенка (физическое, психическое, эмоциональное, интеллектуальное) обеспечивает готовность детей к полноценному систематическому учебному труду. Книга может стать непременным компонентом жизни детей. Ребенок впервые сталкивается с учебными книгами - книгами, содержание которых должно быть выучено и усвоено. Следовательно, он учится новому отношению к книге. С ней приходится активно работать. И постепенно, к концу этого периода, развивается навык самостоятельного чтения. Ребенок осознает, что книги можно и нужно читать. От качества книги, от понимания ее создателей особенностей этих новых для ребенка отношений с книгой во многом зависит то, как сложится в дальнейшем читательская судьба ребенка. В данный период у детей начинается школьное обучение. При подготовке изданий приходится учитывать противоречие между относительно высокими возможностями восприятия и понимания читателями содержания произведений и несовершенной техникой чтения. Однако именно в эти годы ребенок постепенно переходит от слушания книги к самостоятельному чтению. «Детский» тип читателя предполагает довольно широкие возможности понимания текста и сравнительно небольшой словарный запас. Последнее ставит в качестве важной задачи задачу расширения словаря читателя. Введение новых слов и понятий должно быть связано с теми предметами и явлениями, которые окружают детей и могут быть поняты ими в процессе непосредственного ознакомления с миром. Психологи обозначают этот период как «период первоначального накопления знаний». В этом возрасте детей интересуют происхождение животных, растений, объектов и событий, с которыми они сталкиваются в обыденной жизни, устройство различных вещей. Именно сейчас дети могут задавать вопросы, ответы на которые позволяют понять, зачем и почему происходят различные процессы. Но ребенок уже не только стремится понять это, у него появляется желание оценить, хорошо или плохо, правильно это или неправильно то, что он видит вокруг. По сути, это говорит о том, что начинает формироваться духовный мир с системой оценочных критериев личности. Периодом зрелого детства считается период от 9 до 11 лет, обозначенный в педагогике как предподростковый. Происходит накопление физических и духовных сил - своего рода переход к отрочеству. Отроческий, или подростковый, период детства охватывает время от 11 до 14 лет. Однако и этот возраст психологи разграничивают на отдельные стадии, существенные для характеристики чтения детей. Выделяют: 1) возраст 10-11 лет как переходный от младшего школьного возраста к подростковому, 2) 12-13 лет - как собственно подростковый возраст, 3) 14 лет - переходный от подросткового к юношескому. В 12-13 лет в школьниках развивается самосознание, стремление к самооценке, к определению своего места в мире, собственной значимости. Действительность для них уже не просто внешняя жизнь, за которой можно наблюдать, это уже сцена, на которой приходится действовать самому. Отсюда интерес к нравственным вопросам, размышления о любви, счастье, дружбе. Отсюда же и интерес к деятельности конкретных исторических лиц - тех, кто развивал науку, совершал подвиги, которые вошли в историю. У подростков 14 лет наблюдается возрастание социальной, гражданской активности, стремление к поиску нравственного идеала. Подростковый возраст - качественно новый этап в становлении человека. В психологическом плане это связано с сознательным проявлением собственной индивидуальности. Ребят отличает стремление к самостоятельному мышлению, возникает задача выбора профессии, размышления связаны с будущим, с определением роли отдельной личности, значимости каждого человека в открывающемся перед ними мире. Охотнее всего ребята читают приключенческую, военную, так называемую героическую, литературу, причем к 14 годам резко начинают различаться интересы мальчиков и девочек, и поэтому у них определяется круг собственных тем и любимых героев. Возраст от 14 до 18 лет - юношеский. Завершается физическое и психическое созревание личности, формируется социальная готовность к общественно полезному производительному труду и гражданской ответственности. Интерес к чтению приобретает индивидуальную, персональную окрашенность. Можно сказать, что в этот период завершается становление читателя: именно теперь создается стойкая потребность в чтении как одном из способов времяпрепровождения, формируется база для осмысленного выбора книги, размываются барьеры между детским (юношеским) и взрослым чтением. Круг чтения для данных групп читателей серьезнейшим образом изменяется, расширяется. Идет подготовка к «взрослой» жизни, и для многих особое место в этом процессе занимает чтение. Значительный интерес вызывают у читателей поэзия, древние авторы. Кто-то начинает коллекционировать книги, причем, достаточно осознанным, ясным становится выбор произведений, который чаще всего определяется стремлением к самоусовершенствованию, жадным желанием знать как можно больше. Читатель заново открывает для себя мир собственно книги, охотно обращается к библиографическим указателям. Кроме того, чтение становится одним из способов осознанного формирования базы знаний, которая развивается в информационную культуру личности, так что помимо художественной и научно-популярной активно используется справочная литература. В это время, как правило, проявляются таланты, склонности, пристрастия к той или иной сфере деятельности, и это также определяет особенности выбора литературы. Возрастные границы подвижны, так как одни дети взрослеют раньше, другие позже. Но это уже вопрос выбора книги для чтения, а не вопрос ее подготовки. Кроме того, следует иметь в виду, что и читатели каждой возрастной категории развиваются, меняя свои интересы и пристрастия под воздействием постоянно меняющейся 2. Дифференциация (классификация) книжных изданий для детей Книжные издания для детей дифференцируются по группам: 1) По материальной конструкции выделяют книжное издание, периодическое издание, книжку-игрушку. 2) По структуре книжных изданий выделяют: сборник, отдельное издание одного произведения (моноиздание), серийное издание, собрание сочинений (преимущественно для литературно-художественной книги). Наиболее характерное издание литературы для детей - сборник. В сборник включаются произведения на одну тему (тематический) либо одного автора (авторский), либо одного жанра (сборник стихов, сборник рассказов, сборник пьес), либо одного периода или посвященные одному региону. Для старшего школьного возраста выпускают антологии, альманахи, хрестоматии. Отдельное издание одного произведения (моноиздание) для детей может включать работу любого жанра: пословицу, загадку, стихотворение, сказку, рассказ, пьесу, повесть, роман. Следует иметь в виду, что типология литературно-художественных изданий связана с возрастными характеристиками читателей, а также с родами и жанрами художественной литературы. Например, читателям-дошкольникам прежде всего адресуются издания фольклорных произведений малых жанров - песенок, считалок, загадок. Создавая произведения для этой категории читателей, писатели ориентируются именно на фольклорные жанры, используя найденные в устном народном творчестве формы повествования. Книжная серия (серийное издание) для детей - это ряд самостоятельных однотипных книжных изданий, которые выпускают в свет в соответствии с определенным замыслом, имеющим общественное звучание и педагогическую направленность. Замысел раскрывается частично в каждом издании, а полностью - во всей их совокупности. Серию можно рассматривать как сборник, развернутый во времени. Серийные издания для детей отличает разнообразие замыслов, читательских категорий, целевого назначения. Практически каждый возраст учтен при формировании серийных изданий. Выпуск собраний сочинений довольно редко используется в издательской практике для детей. Как правило, издают собрания сочинений детских писателей (например, А. Гайдара, К.И. Чуковского, А. Алексина и других) или писателей, чьи произведения входят в так называемый золотой фонд литературы для детей (например, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и др.). Собрания сочинений предназначаются читателям старшего школьного, юношеского возраста. Цель подготовки такого издания - ознакомление не только с произведениями, но и с творчеством писателя. Периодические издания для детей - журналы и газеты, как правило, ориентированы на достаточно узкую конкретную возрастную категорию читателей. Эти издания приучают детей к последовательному постоянному чтению, формируя стойкую привычку «общения» с литературой. Книжка-игрушка - это издание, имеющее необычную конструктивную форму, предназначенное для умственного и эстетического развития детей. Различают следующие разновидности книжек-игрушек: книжка-ширмочка, книжка-гармошка, книжка-вертушка, книжка с игровым замыслом, книжка-панорама, книжка-затея, книжка-фигура, книжка-поделка. Книжки-игрушки позволяют обогащать занятия детей, связывать игру с чтением. Книжки-игрушки как подвид издания для детей используются часто. Эти издания представлены в массиве самыми разными вариантами: картинки и силуэты, которые вырезаются и наклеиваются, куклы для одевания, картинки-головоломки (изображение складывается из отдельных частей), лото, карты, панорамы, игрушки из бумаги, раскраски. Своеобразной книжкой-игрушкой становятся и издания малого формата (32-я доля листа). Эти издания легко вписываются в обиход детской жизни; их «читают» куклы или дети для кукол, размещают в «интерьере» игрушечной мебели. У нас в стране впервые такие книжки начал выпускать Детиздат в 1938 г. В серию «Для маленьких» вошли 5 сказок, 2 рассказа, 13 стихотворений. Их тиражи достигали 5 млн. экз. Первые книги дети не читают, а рассматривают. Дошкольники прежде всего обращают внимание на рисунки, запоминают именно их и познают содержание, ориентируясь на изобразительный ряд. Поэтому важное место среди изданий литературы для детей занимает книжка-картинка. Основная нагрузка метафорического выражения книжки-картинки ложится на визуальный ряд. Это размер и форма книги, плотность бумаги, изобразительная стилистика, с помощью которой развивается ход повествования по мере перевертывания страниц. Восприятие книжки-картинки требует иных навыков, чем при чтении текста. Книжка помогает ребенку самостоятельно отыскивать смысл и значение рисунка не отдельными значениями слов, как это обычно бывает при чтении текста, а целыми картинами-блоками смыслов и значений, которые заключены в рисунках. Рассмотрим дифференциацию изданий для детей на основе предмета и целевого назначения произведения литературы. Этот дифференцирующий ряд связан с характером информации и целевым назначением издания и используется при классификации познавательной литературы. 3) По характеру информации и целевому назначению познавательной литературы можно выделить следующие виды изданий: научно-популярные издания, справочные издания, практические пособия, книги по профориентации, издания для досуга. Однако читательский адрес оказывает влияние и на выбор вида изданий в данном ряду. Познавательная книга способствует расширению знаний, дает знаниям всестороннюю характеристику, структурирует их. В познавательной книге особое значение приобретают практические материалы, способствующие формированию конкретных навыков. Причем, хотя основное место в таком издании занимает научно-художественный или художественный текст, характеризующий научный, научно-популярный блок знаний, большое значение в подобной книге имеют именно сведения практического и методического плана, которые могут помещаться в приложениях. Некоторые познавательные книги строятся целиком на изобразительном материале. Примером такого издания может служить известная книга М. Жилина «Огненное ожерелье». Особенно широко издаются такие книги для читателей-дошкольников, которые сами еще не читают, но с интересом знакомятся с картинками. Научно-популярные издания формируют систему знаний. Они, как правило, представлены сборниками или выпускаются в серийных изданиях (например, «Ученые - школьникам», «Компас», «Эврика» и др.). Для самых маленьких создаются произведения, построенные в виде ответов на вопросы. Есть даже серийное издание издательства «Малыш» - «Почемучкины книжки». Эти издания помогают организации мышления детей, устанавливают взаимосвязи между предметами и явлениями, закрепляют имеющиеся знания. Часто они выпускаются в виде книжек-картинок. В детской книге утвердились определенные методы подачи знаний. К ним можно отнести художественный стиль изложения, преобладание художественного вымысла, использование игровых элементов, юмористических ситуаций, активно действующих персонажей. Иногда содержание книги составляет собственно описание игры, в которой действуют герои соответствующего возраста. Особое место в массиве изданий для детей занимают справочные издания. Эти издания сопутствуют учебному процессу и имеют, как правило, научно-популярный характер. Главное отличие справочных изданий для детей от справочных изданий, предназначенных взрослым, заключается в том, что они подразумевают иной характер чтения. Особенности справочной литературы для взрослого читателя определяются тем, что она не предназначена для сплошного чтения. Этот признак «заложен» в типологические характеристики справочной литературы и влияет на многие аспекты подготовки справочных изданий. В отличие от «взрослых» справочных изданий, эти издания для детей рассчитаны не только на выборочное, но и на последовательное чтение. Кроме того, для них характерна занимательность, яркость изложения. Язык отличается образностью, он менее, чем во «взрослых» изданиях, стандартизирован. По-иному создаются типовые схемы статей, часто используются форма вопросов и ответов, отрывки из произведений художественной литературы. Справочные издания для детей объединяют энциклопедии, словари, настольные и отрывные календари. Основное место среди этих изданий занимают энциклопедии и энциклопедические словари. Функции словарей - обучающая, воспитательная; они формируют интерес к искусству, направлены на то, чтобы этот интерес перерос в стойкую потребность постоянно знакомиться с произведениями искусства. Книги способствуют эмоциональному, эстетическому развитию читателя, расширяют кругозор, влияют на формирование круга чтения ребят. К справочной литературе относят также отрывные и настольные календари («Календарь школьника», «Звездочка» и др.), которые представляют собой иллюстрированные сборники произведений всех видов литературы для детей, составленные по логическому принципу, когда структура определяется последовательностью продвижения календарного времени, а содержание связывается с историей, культурой, географией в соотнесении с датами года. Практические пособия для детей помогают им овладеть навыками деятельности в какой-то области. Практические пособия предназначены не только для чтения. Они знакомят читателей с методами выполнения определенных операций, с навыками труда, с организацией труда, помогают в техническом и художественном творчестве (серия «Знай и умей», серия «Мир твоих увлечений», «Практикум начинающего радиолюбителя»). 3. Области предмета и социальных функций. 4. Виды изданий для детей. Назовите современные словари и энциклопедические издания для детей. ГОСТ 7.60 — 90 «Издания. Основные виды. Термины и определения» отражает классификацию изданий по разным основаниям (по целевому назначению, по знаковой природе информации, по материальной конструкции и т.д.), однако издание для детей специально ни в одном ряду этого ГОСТа не рассматривается. В отраслевой стандарт «Издания, термины и определения» (ОСТ 29.130 — 97) это издание включено и определено следующим образом: «Издание для детей и юношества — издание, содержащее произведение(-я) художественной литературы или познавательного характера, выпущенное для читателей до 17 лет и отличающееся особым полиграфическим и художественным оформлением». Данное определение не отражает специфики изданий для детей, так как оформление «особым полиграфическим способом» не всегда используется в изданиях, предназначенных детям. Однако известно, что специфика изданий для детей проистекает из особенностей читательского адреса и отражается во всех компонентах издания, а не только в произведении. С точки зрения теории и практики редактирования важен именно аспект, который определяется читательским адресом, так как специфика читательского адреса придает этим изданиям некоторые особые свойства, которые редактор должен учитывать. Поэтому дифференциация изданий для детей в теории редактирования рассматривается специально и основывается на ряде важнейших характеристик читателей. В зависимости от того, какие характеристики лежат в основе группировки изданий, можно выделить несколько рядов их дифференциации. По материальной конструкции выделяют книжное издание, периодическое издание, книжку-игрушку. По структуре книжных изданий выделяют: сборник, отдельное издание одного произведения (моноиздание), серийное издание, собрание сочинений (преимущественно для литературно-художественной книги). Наиболее характерное издание литературы для детей — сборник. В сборник включаются произведения на одну тему (тематический) либо одного автора (авторский), либо одного жанра (сборник стихов, сборник рассказов, сборник пьес), либо одного периода или посвященные одному региону. Для старшего школьного возраста выпускают антологии, альманахи, хрестоматии, которые характеризуются специфическим отбором произведений (более подробно рассмотрены в разд. 3.3). Отдельное издание одного произведения (моноиздание) для детей может включать работу любого жанра: пословицу, загадку, стихотворение, сказку, рассказ, пьесу, повесть, роман. Следует иметь в виду, что типология литературно-художественных изданий связана с возрастными характеристиками читателей, а также с родами и жанрами художественной литературы. Например, читателям-дошкольникам прежде всего адресуются издания фольклорных произведений малых жанров — песенок, считалок, загадок. Создавая произведения для этой категории читателей, писатели ориентируются именно на фольклорные жанры, используя найденные в устном народном творчестве формы повествования. Книжная серия (серийное издание) для детей — это ряд самостоятельных однотипных книжных изданий, которые выпускают в свет в соответствии с определенным замыслом, имеющим общественное звучание и педагогическую направленность. Замысел раскрывается частично в каждом издании, а полностью — во всей их совокупности. Серию можно рассматривать как сборник, развернутый во времени. Серийные издания для детей отличает разнообразие замыслов, читательских категорий, целевого назначения. Практически каждый возраст учтен при формировании серийных изданий. Выпуск собраний сочинений довольно редко используется в издательской практике для детей. Как правило, издают собрания сочинений детских писателей (например, А. Гайдара, К.И. Чуковского, А. Алексина и других) или писателей, чьи произведения входят в так называемый золотой фонд литературы для детей (например, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и др.), т. е., как писал И. Мотяшов, в «…отстоявшееся в течение многих лет собрание книг, постоянно находящихся в обращении и систематически переиздающихся для удовлетворения незатухающего читательского спроса… это культурный минимум, которым по неписаному установлению общественного мнения следует владеть всякому культурному человеку». Собрания сочинений предназначаются читателям старшего школьного, юношеского возраста. Цель подготовки такого издания — ознакомление не только с произведениями, но и с творчеством писателя. Как правило, дети запоминают не книги, не авторов, а названия произведений и героев. Собрание сочинений значительно расширяет их познания в литературе. Тут на первый план вы-двигается фигура автора. Читатель не только запоминает его имя, но и видит взаимосвязь произведений. Такие издания участвуют в формировании определенного уровня культуры чтения, решая воспитательно-познавательные и эстетические задачи. Собрание сочинений включает лучшие произведения автора, демонстрирует возможности писателя, развивает интерес не только к содержанию произведений, но и к художественному мастерству, позволяет сосредоточить внимание читателя на индивидуальной творческой манере, на внутреннем мире художника, на отражении этого мира в литературных работах. Например, издательство «Центрполиграф» начиная с 2000 г. выпускает полное собрание сочинений Анатолия Алексина, в котором представлены лучшие сочинения автора. Периодические издания для детей — журналы и газеты, как правило, ориентированы на достаточно узкую конкретную возрастную категорию читателей. Эти издания приучают детей к последовательному постоянному чтению, формируя стойкую привычку «общения» с литературой. Книжка-игрушка — это издание, имеющее необычную конструктивную форму, предназначенное для умственного и эстетического развития детей. Различают следующие разновидности книжек-игрушек: книжка-ширмочка, книжка-гармошка, книжка-вертушка, книжка с игровым замыслом, книжка-панорама, книжка-затея, книжка-фигура, книжка-поделка. Французский писатель Жорже Дюамель в свей книге «Игры и утехи», посвященной детям, писал: «Чтобы быть способным к цивилизации, человек должен пройти через детство, так как не будь у него детства, посвященного забавам и играм, он навсегда остался бы дикарем… Опыт ребенка почти всегда облекается в форму игры. Играть в детстве — то же, что накапливать опыт, а этот накопленный опыт порождает в свою очередь новые знания, новые чувства, новые желания, новые поступки и новые способности». Книжки-игрушки позволяют обогащать занятия детей, связывать игру с чтением. Книжки-игрушки как подвид издания для детей используются часто. Эти издания представлены в массиве самыми разными вариантами: картинки и силуэты, которые вырезаются и наклеиваются, куклы для одевания, картинки-головоломки (изображение складывается из отдельных частей), лото, карты, панорамы, игрушки из бумаги, раскраски. Своеобразной книжкой-игрушкой становятся и издания малого формата (32-я доля листа). Эти издания легко вписываются в обиход детской жизни; их «читают» куклы или дети для кукол, размещают в «интерьере» игрушечной мебели. У нас в стране впервые такие книжки начал выпускать Детиздат в 1938 г. В серию «Для маленьких» вошли 5 сказок, 2 рассказа, 13 стихотворений. Их тиражи достигали 5 млн. экз. Первые книги дети не читают, а рассматривают. Дошкольники прежде всего обращают внимание на рисунки, запоминают именно их и познают содержание, ориентируясь на изобразительный ряд. Поэтому важное место среди изданий литературы для детей занимает книжка-картинка. Основная нагрузка метафорического выражения книжки-картинки ложится на визуальный ряд. Это размер и форма книги, плотность бумаги, изобразительная стилистика, с помощью которой развивается ход повествования по мере перевертывания страниц. Восприятие книжки-картинки требует иных навыков, чем при чтении текста. Книжка помогает ребенку самостоятельно отыскивать смысл и значение рисунка не отдельными значениями слов, как это обычно бывает при чтении текста, а целыми картинами-блоками смыслов и значений, которые заключены в рисунках. Мы рассмотрели внешние признаки изданий для детей, определяющие их вид. Рассмотрим дифференциацию изданий для детей на основе предмета и целевого назначения произведения литературы. Этот дифференцирующий ряд связан с характером информации и целевым назначением издания и используется при классификации познавательной литературы. По характеру информации и целевому назначению познавательной литературы можно выделить следующие виды изданий: научно-популярные издания, справочные издания, практические пособия, книги по профориентации, издания для досуга. Однако читательский адрес оказывает влияние и на выбор вида изданий в данном ряду. Познавательная книга способствует расширению знаний, дает знаниям всестороннюю характеристику, структурирует их. В познавательной книге особое значение приобретают практические материалы, способствующие формированию конкретных навыков. Причем, хотя основное место в таком издании занимает научно-художественный или художественный текст, характеризующий научный, научно-популярный блок знаний, большое значение в подобной книге имеют именно сведения практического и методического плана, которые могут помещаться в приложениях. Некоторые познавательные книги строятся целиком на изобразительном материале. Примером такого издания может служить известная книга М. Жилина «Огненное ожерелье». Особенно широко издаются такие книги для читателей-дошкольников, которые сами еще не читают, но с интересом знакомятся с картинками. Научно-популярные издания формируют систему знаний. Они, как правило, представлены сборниками или выпускаются в серийных изданиях (например, «Ученые — школьникам», «Компас», «Эврика» и др.). Для самых маленьких создаются произведения, построенные в виде ответов на вопросы. Есть даже серийное издание издательства «Малыш» — «Почемучкины книжки». Эти издания помогают организации мышления детей, устанавливают взаимосвязи между предметами и явлениями, закрепляют имеющиеся знания. Часто они выпускаются в виде книжек-картинок. В детской книге утвердились определенные методы подачи знаний. К ним можно отнести художественный стиль изложения, преобладание художественного вымысла, использование игровых элементов, юмористических ситуаций, активно действующих персонажей. Иногда содержание книги составляет собственно описание игры, в которой действуют герои соответствующего возраста. Особое место в массиве изданий для детей занимают справочные издания. Эти издания сопутствуют учебному процессу и имеют, как правило, научно-популярный характер. Главное отличие справочных изданий для детей от справочных изданий, предназначенных взрослым, заключается в том, что они подразумевают иной характер чтения. Особенности справочной литературы для взрослого читателя определяются тем, что она не предназначена для сплошного чтения. Этот признак «заложен» в типологические характеристики справочной литературы и влияет на многие аспекты подготовки справочных изданий. В отличие от «взрослых» справочных изданий, эти издания для детей рассчитаны не только на выборочное, но и на последовательное чтение. Кроме того, для них характерна занимательность, яркость изложения. Язык отличается образностью, он менее, чем во «взрослых» изданиях, стандартизирован. По-иному создаются типовые схемы статей, часто используются форма вопросов и ответов, отрывки из произведений художественной литературы. Справочные издания для детей объединяют энциклопедии, словари, настольные и отрывные календари. Основное место среди этих изданий занимают энциклопедии и энциклопедические словари. Первое отечественное справочное издание — анонимный перевод книги Ж.А.С. Формея (непременный секретарь Берлинской академии наук, профессор философии) «Краткое понятие о всех науках для употребления детей от шести до двенадцати лет» 1764 г., напечатанное в Московском университете. Оно представляло собой изложение вопросов и ответов. Издание вышло на русском и французском, русском и немецком языках. Параллельные тексты позволяли использовать книгу для изучения иностранных языков. Материал разделен на уроки, или «отделения», каждое из которых посвящено определенной теме: о человеке, о законах, о науках, о художествах, о времени, о космографии (изложена по Копернику), о географии, об истории, о мифологии и т.д. Материал имеет религиозно-нравоучительную направленность. Эта книга типографией Московского университета дважды переиздавалась (1774, 1788) и в другом переводе была выпущена в Петербурге типографией при Сухопутном шляхетном кадетском корпусе в 1769 г. «Мир чувственных вещей в картинках» Яна Амоса Коменского — это энциклопедия для детей дошкольного и младшего школьного возраста, увидевшая свет в 1658 г. в Нюрнберге. В ее задачи входила популяризация научных знаний. Все сведения, включенные в книгу, соответствовали уровню науки того времени. Высокий научный уровень материала сочетался в этой книге с наглядностью, простотой, точностью, последовательностью изложения. В эпоху Петра I, славную своим интересом к наукам, такая книга не могла не привлечь внимание россиян. По распоряжению правительства в 1703 г. Эрнстом Глюком был сделан ее перевод на русский язык. Смерть переводчика помешала публикации книги. Впервые на русском языке книга «Мир в картинках» была напечатана, как уже говорилось, в 1768 г. с параллельными текстами на пяти языках. В качестве учебной и познавательной книги она была распространена в России до середины XIX в. Кроме того, в России выходили в свет оригинальные справочные издания для детей. «Письмовник» Н.Г. Курчатова — первая попытка разработать круг детского чтения. В 1769 г. он был издан в виде грамматики с прибавлением материала для чтения. Отдел «Письмовника» «Всеобщий чертеж наук и художеств» представляет собой краткую энциклопедию, охватывающую вопросы религии, философии, точных наук, медицины, искусства и др. В 1913-1914 гг. известный русский книгоиздатель И. Д. Сытин (1851-1934) выпустил переработанный с добавлением статей о России (природа, промышленность и т.д.) перевод английского издания энциклопедии Артура Ми. К подготовке этого издания были привлечены известные ученые, профессора Ю.И. Вагнер, С.А. Князьков, Н.А. Морозов и др. Книга давала широкий круг знаний по естественным наукам, географии, технике, промышленности и т.д. Материал располагается в десяти тематических разделах. Энциклопедия включает много интересных сведений, написана хорошим языком, имеет большое количество иллюстраций (цветные вклейки и черно-белые рисунки). Энциклопедия была адресована читателям от 10 до 15 лет. В 1958-1962 гг. Академия педагогических наук выпустила первую отечественную «Детскую энциклопедию» в 10 томах для читателей среднего и старшего школьного возраста. В 1964-1969 гг. в издательстве «Просвещение» вышло второе, переработанное издание «Детской энциклопедии» в 12 томах, в 1970 г. — книга «Познание продолжается», являющаяся дополнением к энциклопедии. В 1990-е годы российский рынок насыщается справочными изданиями для детей — отечественными и зарубежными. К сожалению, приходится констатировать, что современные переводные справочные издания, как правило, слабо адаптированы к российским условиям, и статьи, посвященные России, поверхностны и проигрывают по сравнению со статьями о других странах. Остановимся на некоторых изданиях. «Детская энциклопедия» построена по тематическому принципу. По сути, это книга для чтения и самообразования, для расширения и углубления знаний, получаемых в школе. Во втором издании энциклопедии появились новые разделы (например, языкознание, которое вместе с литературоведением представлено в XI томе), в отдельный том выделено искусство. Подготовка подобного издания — большой труд целой творческой группы. Авторский коллектив насчитывал до 1000 человек — ученых, инженеров, агрономов, педагогов, общественных деятелей. В состав редколлегии входили С.Я. Маршак, К.И. Чуковский, Л.А. Кассиль, Е.П. Афанасенко, И.А. Карпов, академик С.Д. Сказкин. Хотя в издании представлен обширный материал по различным отраслям знания, критика отмечала, что в статьях слабо освещены роль химии и ее применение в народном хозяйстве, последние достижения в некоторых областях физики, биологии и др. В 1968 г. Академия педагогических наук выпустила первую советскую энциклопедию для младших школьников в двух томах «Что такое, кто такой?». В основе составления словника — содержание школьной программы 3-4-го классов, понятия, термины, имена, которые составляют первоочередные знания культурного человека. Издание ставит задачу дать школьникам сумму знаний по отдельным отраслям науки, техники, познакомить с основными понятиями. Материал расположен в алфавитном порядке имен и предметов. Издание учит детей самостоятельно находить справки по интересующим их вопросам. Энциклопедия неоднократно переиздавалась. Одна из задач познавательной литературы для детей — профессиональная ориентация подростков — может быть прекрасно решена именно средствами справочных изданий. Примером ее решения могут служить отраслевые энциклопедические словари издательства «Педагогика». Раскрывая определенную отрасль — музыку, театр, литературоведение, — такая книга дает целостное представление о деятельности в конкретной сфере. Читатель знакомится с формами и методами работы, познает историю, теорию соответствующей отрасли, узнает биографии людей, способствовавших ее развитию. Чтобы показать подход к подготовке этого вида издания, остановимся на трех конкретных словарях. «Энциклопедический словарь юного музыканта» адресован прежде всего ребятам, которые учатся в музыкальных школах, занимаются в хоровых студиях, ансамблях, оркестрах, в других музыкальных самодеятельных коллективах. Кроме того, задача данного издания — расширить кругозор каждого читателя, увлечь его, помочь разобраться в мире музыки и полюбить его. Здесь представлена музыка как вид искусства, раскрываются связи музыки с жизнью, с другими видами искусства, показаны выдающиеся композиторы, важнейшие школы и направления искусства разных стран и народов в разные эпохи развития цивилизации. Словарь дает представление о выразительных средствах музыки — мелодии, гармонии, ритме, ладе, о музыкальных инструментах, профессиях, связанных с музыкой, о концертных залах, музыкальных театрах, конкурсах и фестивалях. В книгу включены практические советы начинающим музыкантам, рассказано, как сделать простейший музыкальный инструмент, как провести викторину по музыке и т.д. В словаре около 200 статей, расположенных в основном в алфавитном порядке. Однако составители использовали и тематические связи между статьями: например, статьи о жизни и творчестве М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова и других великих русских композиторах расположены после статьи о русской музыке XVIII — начала XX в. В издании имеется алфавитный указатель, составленный из терминов всех статей словаря. Кроме того, включен список книг, рекомендуемых для расширения знаний читателей о музыке. «Энциклопедический словарь юного литературоведа» адресован старшим школьникам. Основу содержания этого словаря составляют специальные знания, необходимые для литературоведческого анализа художественной литературы. Здесь отражены вопросы истории и теории литературы, законов построения художественного произведения, стилевых средств и композиции, показаны проза, поэзия, драматургия, размеры стихосложения и др. Представлены периоды развития отечественной и зарубежной литературы («Античная литература», «Древнерусская литература» и др.). Статьи в основном расположены в алфавитном порядке. Однако жизнь и творчество крупнейших писателей, литературных критиков, литературоведов следуют, как в рассмотренном выше «Словаре юного музыканта», за статьями о соответствующем периоде развития той или иной национальной литературы. Аппарат включает алфавитный указатель и список рекомендуемых книг, посвященных художественной литературе и литературоведению. Этот список позволяет читателю при желании расширить границы содержания данного словаря. «Словарь юного зрителя» раскрывает несколько областей: театр, кино, цирк, эстраду, телевидение. Он включает историю их развития, особенности художественного языка, роль и место в социальной жизни, показывает судьбу и творчество выдающихся артистов, режиссеров, драматургов, демонстрирует известные театры мира, прослеживает историю развития театрального искусства. Зарождение театра показано в статье об античном театре, особенности национальных театров — в статье «Восточный театр», где повествуется об Индии, Китае, Японии. Средневековый театр и театр эпохи Возрождения, формирование национального театрального искусства в различных странах мира рассматриваются в специальных статьях. Кроме того, читатель получает общее представление о творчестве Гольдони, Мольера, Шекспира, Шиллера, Шоу и многих других драматургов. Целый комплекс статей подробно рассматривает историю, теорию, практику отечественного театра. В книге представлен также детский театр. Отдельные статьи раскрывают искусство эстрады и цирка («Эстрада», «Цирк»), кино (история отечественного и зарубежного киноискусства) и его собственные выразительные средства («Кадр», «Монтаж в кино и на телевидении»). Словарь содержит ряд практических рекомендаций: как организовать в школе работу театрального кружка, поставить спектакль, наложить грим, снять кинофильм. В словаре более 120 статей. Расположение алфавитное с использованием тематических комплексов, когда к обобщающим статьям примыкают отдельные статьи по конкретным вопросам. Аппарат включает алфавитный указатель и список рекомендуемой литературы. Функции словарей — обучающая, воспитательная; они формируют интерес к искусству, направлены на то, чтобы этот интерес перерос в стойкую потребность постоянно знакомиться с произведениями искусства. Книги способствуют эмоциональному, эстетическому развитию читателя, расширяют кругозор, влияют на формирование круга чтения ребят. Мы подробно остановились на энциклопедических изданиях, поскольку эти виды изданий среди изданий для детей наиболее разработаны и представляют по значимости, по влиянию на детскую аудиторию достаточно весомую часть массива. К справочной литературе относят также отрывные и настольные календари («Календарь школьника», «Звездочка» и др.), которые представляют собой иллюстрированные сборники произведений всех видов литературы для детей, составленные по логическому принципу, когда структура определяется последовательностью продвижения календарного времени, а содержание связывается с историей, культурой, географией в соотнесении с датами года. Практические пособия для детей помогают им овладеть навыками деятельности в какой-то области. Практические пособия предназначены не только для чтения. Они знакомят читателей с методами выполнения определенных операций, с навыками труда, с организацией труда, помогают в техническом и художественном творчестве (серия «Знай и умей», серия «Мир твоих увлечений», «Практикум начинающего радиолюбителя»). Книги по профориентации посвящены различным профессиям. Эти книги издаются сериями («Учащимся о профессиях», «Кем быть?»), которые в совокупности дают представление о различных отраслях знания и сферах деятельности. Издания для досуга удовлетворяют интересы и увлечения, связанные с проведением свободного времени. К ним относятся сборники задач, ребусов, кроссвордов, руководства по игре в шахматы, шашки и т.д., пособия по коллекционированию (филателия, нумизматика и др.). В отдельную группу выделяются информационные издания — рекомендательные библиографические указатели для детей разных возрастных категорий. Содержание библиографических материалов для детей универсально и связано с программами школьного обучения, руководства чтением, внешкольной работы с детьми. Указатели, как правило, отражают лучшую литературу по той или иной теме в соответствии с читательскими запросами. Библиографические указатели осуществляют руководство чтением, расширяют интересы и потребности читателей, знакомят их с книгой. В отборе, группировке, библиографической характеристике материалов проявляется педагогическая направленность указателей. |