Главная страница
Навигация по странице:

  • Издания для детей

  • 2. Специфика изданий для детей.

  • Семинары РПИ 3 курс. Редакторская подготовка научных изданий Природа и типологические признаки научных изданий


    Скачать 395.28 Kb.
    НазваниеРедакторская подготовка научных изданий Природа и типологические признаки научных изданий
    Дата27.06.2018
    Размер395.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСеминары РПИ 3 курс.docx
    ТипДокументы
    #47964
    страница12 из 23
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   23
    3. Работа редактора над изданием:

    Типологическая характеристика литературно-художественных изданий определяется спецификой произведения литературы. Чтобы качественно, грамотно подготовить к изданию литературно-художественное произведение, редактору необходимо понять его свойства как произведения искусства, а также его специфику как литературного труда.

    Тогда редактор сможет эффективно обеспечить издательскую интерпретацию работы автора. Предмет искусства - внутренний мир человека, связи и отношения его с окружающей действительностью, оценка автором этой действительности. Главное - то, ради чего создается произведение литературы смысл, который художник вкладывает в содержание произведения, для реализации которого ищет определенную форму. В качестве исходной точки объединяющего начала произведения художественного процесса в редакторском анализе нужно рассматривать замысел произведения.

    Издания для детей

    1. Литература как объект изданий для детей:

    Предметом детской литературы можно считать знания и представления об окружающей действительности (о человеке, о мире, о природе, об искусстве и т.п.), изображенные в форме, доступной детскому восприятию. Однако это определение нуждается в уточнении, так как знания о мире, отраженные в детской литературе, должны иметь особый характер и учитывать специфику читателя. Детство является периодом, в который формируется личность и от которого зависит во многом дальнейшая судьба человека. В детстве складываются основы будущего. В то же время это — закономерная, чрезвычайно важная и абсолютно самостоятельная часть жизни. Это и подготовка к взрослой жизни, и время, полное впечатлений, ярких, красочных событий, когда человек открывает для себя мир. Формируется его характер, создается структура духовных ценностей, которые определяют внутренний облик личности. Не случайно, французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Человек приходит из своего детства». Некоторые называют детство страной, в которой живет особое племя — племя детей. И книга призвана сыграть свою роль в этой «стране», стать своего рода ориентиром для этого «племени».

    Однако для того чтобы ребенок охотно обращался к книге, ее содержание должно увлечь читателя. Поэтому при созданий произведения литературы необходимо учитывать специфику интереса детей, который оказывает влияние на предмет содержания. Кроме того, следует иметь в виду, что ребенок постоянно развивается под воздействием внешних условий. Этот момент связывал с особенностями детской литературы В.Г. Белинский. Он писал: «Раннее детство — это беспрерывное формирование, делание, становление полным человеком для полного наслаждения и обладания силами своего духа как средствами к разумному счастию».

    Действительно, развитие человека под влиянием окружающего связано со становлением личности. И следовательно, при выпуске детской литературы необходимо учитывать воспитательный эффект издания. Приведем еще одно суждение критика: «Книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания, как одна из важнейших его сторон». Ясно, что именно воспитательное воздействие книги определяет предмет повествования и регулирует отбор фактов и их интерпретацию, разработку темы, постановку проблемы. Все это осуществляется под знаком воспитательной идеи произведения.

    Таким образом, предмет детской литературы подразумевает воспитательное и обучающее воздействие книги на читателя.

    Но и этого недостаточно для характеристики предмета содержания детской литературы. Психология детей отличается от психологии взрослых. Дети, особенно дошкольники, верят в незыблемость и открытость мира, в доброту и справедливость, в то, что положительное, хорошее, вызывающее одобрение взрослых, — правильно и должно существовать именно в том состоянии, которое наиболее предпочтительно для их понимания и восприятия. Это подметил К.И. Чуковский — замечательный детский писатель, много внимания уделявший изучению детей. Он писал: «Все дети от двух до пяти верят (и жаждут верить), что жизнь создана только для радости, для беспредельного счастья, и эта вера — одно из важнейших условий их нормального психологического роста».

    Это наблюдение позволяет определить еще одну важную сторону предметной области литературы для детей. Как правило, произведения детской литературы оптимистичны, в них добро побеждает зло, правда торжествует над ложью.

    Подчеркнем, кстати, что человек в детстве тесно связан с текстом. Общение детей со взрослыми и друг с другом осуществляется прежде всего через тексты. Знакомство с окружающим миром также осуществляется через текст — ведь многое ребенок познает не из собственного опыта, а из объяснений, которые ему сообщают другие, т. е. из устных текстов. Видимо, именно поэтому книга органична для детского восприятия. За ней для ребенка стоит как бы беседа со взрослыми, потому что сначала книгу читают родители или старшие братья или сестры. Это соображение следует иметь в виду, когда возникает вопрос о влиянии книги на читателя. Благодаря постоянному, активному интересу детей к окружающему воздействие содержания книги на ребенка может быть достаточно сильным, а восприятие содержания книги — достоверным и естественным.

    Что же может стать основой содержания детской литературы? Очевидно, практически любое явление, любой объект действительности. Однако интерпретация событий, поступков людей, свойств животных должна при этом приобретать особое звучание — звучание, определяемое предметной областью детской литературы.

    Сто тысяч «как», миллионы «почему» готов задавать маленький человек. И содержание книги призвано раскрыть, показать, объяснить те факты, которые попадают в поле зрения ребенка. Обратить его внимание на те, которые не попадают. Литература для детей посвящена истории и современности, природе и человеческому обществу, культуре, наукам, искусствам. Поэтому предмет детской литературы характеризуется богатством проблемно-тематического состава. Буквально все стороны жизни и деятельности человека находят отражение в литературе.

    Однако нельзя забывать, что тематическая направленность отражает познавательный и воспитательный потенциал литературы для детей. Причем ее тематика определяется социальным заказом, воспитательными идеалами общества. В тематике отражаются различные стороны жизни общества, нравственные позиции, сложившийся общественный идеал, который влияет на характер предмета литературы для детей.

    Кроме того, учитываются конкретные интересы детской аудитории, и в содержании преимущественное внимание отдается детству, периоду роста и взросления ребят, задачам, которые стоят перед ними. Поэтому тематика детской литературы охватывает жизнь школы, летние каникулы, знакомство с городом и страной, эпизоды из жизни исторических героев, ученых, деятелей культуры и искусства.

    Но тематика и отбор фактического материала произведений не исчерпывают общую характеристику содержания. Важным показателем предметной области детской литературы является проблематика произведений. Ясно поэтому, что предмет детской литературы — качество социальное, историческое, развивающееся.

    В процессе становления детская литература значительно углубилась, и современную литературу привлекают вечные вопросы человечества: как складывается личность, от чего и к чему идет человек и человечество. В этой литературе детство рассматривается как начало пути человека в будущее.

    Предмет литературы для детей реализуется предметной областью изданий, о чем подробно будем говорить ниже

    Целевое назначение детской литературы

    Детская литература выделена в самостоятельный комплекс по признаку читательского адреса, причем категория читательского адреса органически связана с категорией целевого назначения произведения литературы.

    В общем случае целевое назначение литературы можно рассматривать как решение задачи обеспечения процесса передачи, обращения в обществе комплекса знаний и представлений об окружающей действительности, зафиксированных в словесных, художественных образах и научных понятиях, способствующих воспитанию, развитию, обучению читателей и направленных на социализацию детей.

    Понятие социализации детей характеризует навыки участия в общественной жизни, умения ориентироваться в мировоззренческих вопросах, обосновывать собственную нравственную позицию.

    Можно сказать. что детская литература дифференцируется на виды, соответствующие видам «взрослой» литературы с учетом читательского адреса, и включает все виды литературы, кроме научной.

    Выделяют познавательную литературу, художественную литературу, учебную литературу.

    Познавательная литература делится на научно-популярную и научно-художественную, справочную, производственную (деловую).

    Научно-художественная и научно-популярная литература делает достижения науки доступными читателю определенного возраста. Однако в произведениях научно-художественной литературы используются иные методы изложения. Если в научно-популярном произведении представлены логические понятия, которые автор разъясняет, приводя доказательства, включая для убеждения известные примеры, факты, сравнивая незнакомое со знакомым, то в научно-художественном произведении применяется занимательный сюжет; здесь используются искусная композиция, яркое повествование, художественный образ, присутствуют герои. Автор научно-художественной литературы должен, как писал В.Г. Белинский, уметь «одушевить… весь мир и всю природу, заставить говорить языком любви и жизни и немой камень, и полевую былинку, и журчащий ручей, и тихо веющий ветер, и порхающую по цветам бабочку».

    В научно-художественной литературе средствами художественного образа формируются знания читателя, познавательные сведения заключены в художественную форму. Часто используется драматургическая форма повествования, и тогда конкретные знания передаются от имени какого-то героя. Распространенным жанром таких произведений является художественная биография.

    К лучшим образцам отечественной научно-популярной литературы для детей отнесем «Опыт беседы с молодыми людьми», «Разговоры с детьми» А.И. Герцена, «Для чего ветер?» А.Н Толстого.

    К лучшим образцам научно-художественной — «Городок в табакерке» Ф. Одоевского, рассказы из «Азбуки» Л.Н. Толстого: «Магнит», «Удельный вес» и др.

    Целевое назначение познавательной литературы заключается в том, чтобы в доступной для читателей определенного возраста форме раскрыть знания о мире. Поскольку научные понятия являются основой повествования, одна из важнейших задач таких произведений — обозначить и объяснить эти понятия, дав возможность детям оперировать ими в собственной практике.

    Целевое назначение познавательной литературы уточняется применительно к справочной и деловой литературе. Справочная литература представляет собой отобранные под определенным углом зрения сведения из различных областей культуры, науки и техники с целью дополнения и углубления школьных программ; одна из ее задач — формирование системы знаний человека (личный тезаурус), их структурирование, отражение связей между ними. Эта литература учит собственно процессу познания — методике овладения знаниями и навыками, особенностям их использования, расширяет кругозор читателя, формирует содержание информационной культуры личности. В отличие от «взрослой», предназначенной для быстрого наведения справок и поиска конкретных сведений, справочная литература для детей, как правило, предполагает «сплошное» последовательное чтение, поэтому ее можно назвать литературой для чтения, призванной дать представление о системе научного знания.

    Деловая литература (производственная) призвана формировать практические навыки, в том числе навыки, необходимые для занятий, дополняющих учебные курсы, — проведение опытов, организация игр, коллекционирование, радиолюбительство и т.д. Целевое назначение этой литературы — формирование практических навыков, воспитание интереса к различного рода любительским занятиям.

    Основное место в массиве изданий для детей занимает художественная литература.

    Целевое назначение художественной литературы для детей заключается, во-первых, в том, чтобы показать им внутренний мир личности, познакомить с человеком и его жизнью. Во-вторых, в том, чтобы развивать не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу личности ребенка, способствовать накоплению не только знаний, но и эмоций, показать не только представления, но и ощущения.

    Целевое назначение произведений литературы реализуется в социальных функциях конкретных изданий, о чем подробно будем говорить ниже.

    2. Специфика изданий для детей.

    .Читательский адрес - определяющая категория изданий для детей. Понимание роли и содержания характеристик читателей необходимо редактору при работе над детской книгой, так как именно по данному признаку они выделены в самостоятельную группу.

    Характеризуя читательскую аудиторию изданий для детей, мы, прежде всего, обращаем внимание на тот факт, что она представлена целой гаммой отдельных групп читателей с самостоятельными качествами. Каждая группа имеет своеобразные оттенки восприятия книги, отношения к книге и к окружающему миру, особый интерес к нему.

    При формировании массива изданий важно знать специфику каждой категории читателей, так как она определяет принципы отбора произведений литературы для публикации, основания подготовки изданий.

    До определенного возраста дети воспринимают содержание книг как реальную жизнь, откликаясь на показанные в ней события так же, как и на те, которые происходят вокруг нас. Причем, поскольку сюжеты, герои литературы, как правило, более ярки и разнообразны, чем окружающий ребенка быт, именно они запоминаются, волнуют, преображают человека. Более того, если книга способна возбудить интерес, обострить эмоции своего читателя, она запоминается человеку на долгие годы, влияя на все сферы духовного развития личности.

    Таким образом, важнейшей особенностью детской книги является ее сильное воздействие на читателя. Однако это воздействие может осуществиться наиболее полно и объемно, прежде всего, в том случае, если книга «отыщет своего читателя».

    Каждое литературное произведение имеет такого читателя, и, скажем, прелестный «Винни-Пух» со всеми его ироничными и добрыми друзьями не будет в достаточной мере понятен малышу до 4-6 лет, не вызовет глубокого интереса, заостренного внимания у школьников после 4-5-го классов, хотя, возможно, и те, и другие, в первый раз познакомившись с этими героями, запомнят их надолго. Зато дети 6-8 лет, получив эту книгу, сумеют понять легкую иронию, глубокую доброту, звучащие в тексте, с интересом и волнением будут следить за развитием сюжета, сочувствуя героям и переживая за них и именно этих детей книга будет волновать, затронет их чувства и наиболее отчетливо запомнится им, влияя на отдельные стороны личности. А это значит, что книга наиболее полно выполнит задачи воздействия на читателя как раз в тот период детства, особенности которого учитывались при создании произведения литературы. И поймут это именно дети, находящиеся в том возрасте, в котором они готовы к восприятию подобного содержания.

    Представление о том, какие именно произведения необходимы детям различных возрастных категорий, можно получить, опираясь на данные педагогики, психологии детского восприятия и других наук, изучающих личность ребенка.

    Однако, поскольку объектом воздействия детской книги является ребенок в определенной возрастной стадии, чтобы осознанно, обоснованно формировать массив изданий, работать над конкретной книгой, необходимо хорошо представлять себе как сам объект воздействия (читателя), так и те процессы, в которых книга выступает как средство достижения определенных целей. Поэтому при работе над книгой для детей редактор должен опираться на достижения педагогики и психологии. Педагогика определяет и обосновывает важнейшие свойства читателей и раскрывает задачи и возможности влияния на них. Обратимся к тем аспектам педагогики, которые существенны с точки зрения теории редактирования.

    Одним из активных средств воздействия на личность является книга, способная выполнять достаточно важную, серьезную роль в процессе воспитания личности. Однако действенность книги, как уже говорилось, связана, прежде всего, с тем, чтобы в каждом возрастном периоде человек получил такую книгу, которая отвечала бы на его запросы, влияла бы на эмоциональную сферу, вызывала интерес. Поэтому при издании литературы для детей необходимо отчетливо представлять себе особенности развития ребенка, ориентируясь на которые можно было бы создавать необходимую книгу.

    Современная педагогика, основываясь на результатах анализа психофизического развития детей, предлагает следующую структуру их социального развития после первоначальной адаптации от рождения до года: от года до 3 лет - собственно младенчество. Это один из наиболее плодовитых, интенсивных периодов становления физических функций, психических свойств и процессов, первоначального накопления ребенком социального опыта. В этот период не только взрослые читают ребенку ту или иную книгу, но и сам ребенок играет с ней. Уже с двух-трех лет дети листают книгу, отыскивают знакомые картинки, делают вид, что читают текст, повторяя запомнившиеся после чтения другого фрагменты. Так что само явление чтения становится знакомым человеку очень рано.

    Следующий возрастной период охватывает детей от 3 до 6 лет. Его именуют ранним детством, временем перехода из младенчества в детство. Это - время накопления социально значимого опыта, ориентации ребенка в социальном пространстве. В это время, как утверждают психологи, формируются основные черты характера человека, складывается определенное отношение к окружающему. Считается, что только к семи годам завершается развитие психофизиологической и нравственно-волевой готовности детей к систематическому учебному труду, который требует серьезного интеллектуального, физического, эмоционального напряжения.

    Однако уже в самом начале этого периода детства ребенок проявляет самый активный интерес к книге. Во-первых, он охотно рассматривает иллюстрации, во-вторых, слушает чтение взрослых, выучив наизусть текст, имитирует чтение, переворачивая страницы, наконец, делает первые робкие шаги в самостоятельном чтении. Ребенок впервые знакомится с книгой, и она сопутствует ему в дальнейшем. Процесс знакомства начинается в 3-4 года и постепенно развивается.

    В 4-5 лет дети могут читать, и хотя это чтение не систематично, ребенок воспринимает только отдельные слова и предложения, чтение осознается уже как особое времяпрепровождение.

    Эта читательская категория нуждается в книгах, которые раскрывают окружающий мир, объясняют его, показывают связи между частным и общим, развлекают и учат.

    В этот период особенно развито в детях чувство любопытства, они часто задают вопросы типа «Отчего?», «Почему?», «Откуда?», «Кто?», «Какой?». Конечно, этих детей может увлечь книжка, построенная так, чтобы ребенок получал ответы на свои вопросы. В основе построения такой книжки - диалог взрослого с ребенком, причем взрослый не только рассказывает о мире, но и показывает. Все, что окружает ребенка и может заинтересовать его, вызвать его любопытство, должно быть в поле зрения автора и художника, создающих книгу.

    Нужно отметить, что детям указанного возраста нравятся короткие стихотворные произведения. Пословицы, четверостишья могут стать основой целой книжки.

    Период 
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   23


    написать администратору сайта