Семинары РПИ 3 курс. Редакторская подготовка научных изданий Природа и типологические признаки научных изданий
Скачать 395.28 Kb.
|
8. Работа редактора над произведением обучающего издания: * редакторский анализ содержания произведения (основной, пояснительный и дополнительный тексты, критерии оценки содержания учебного издания); * требования к языку и стилю произведения. 9. Работа редактора над аппаратом учебного издания. Аппарат ориентировки включает предисловие, примечания, заключение, библиографические материалы, указатели, приложения, словари, списки сокращений, условных обозначений, системы рубрикации и шрифтовых выделений. К элементам аппарата организации усвоения материала (методического аппарата) относят вопросы, упражнения, задания. Аппарат издания в целом в общем схож с аппаратом любого другого вида литературы, но имеет свои особенности (о которых говорится ниже). Нельзя сказать, что составляющие аппарата абсолютно самостоятельны и независимы. Нет. Они пересекаются при обеспечении тех или иных функций, тесно взаимосвязаны и готовятся с учетом друг друга. Как правило, автор основное внимание уделяет собственно произведению и в меньшей степени занимается аппаратом издания. Задача редактора — определить необходимость включения каждого элемента в издание и достаточность предложенных автором элементов для аппарата организации усвоения материала и для аппарата ориентировки. Что же касается аппарата обработки издания, то некоторые его элементы готовит редактор, подготовку других просит обеспечить автора либо поручает специалисту (например, составление предметного указателя). Рассмотрим основные направления работы редактора над аппаратом учебного издания. В задачу аппарата ориентировки входит помощь обучаемому наиболее полно овладеть знаниями по данному изданию и наиболее эффективно использовать его. Элементы аппарата ориентировки должны обеспечивать развитие у обучаемых интереса к предмету. Элементы аппарата — предисловие, краткие дополнения, пояснения, уточнения к основному тексту, данные в виде примечаний, а также заключение. Особое внимание при анализе содержания этих материалов необходимо уделить организационно-методической части. В предисловии желательно раскрыть логику изучения предмета, выделить его основные и наиболее сложные аспекты, показать возможность получения дополнительной информации из других источников. В предисловие могут быть включены характеристики позиции автора по отношению к важнейшим аспектам дисциплины, принципов подхода к овладению знаниями, значимости данной дисциплины для изучения других предметов или для практического использования результатов. В предисловии необходимы также указания на то, как работать с данным учебным изданием. Рассматривая предисловие, редактор должен оценить полноту и правильность характеристики курса в целом, видов учебной работы, которые необходимо использовать при его изучении, роли данного издания в овладении определенным объемом информации. Необходимо оценить методические аспекты предисловия, опираясь на установки изучения курса. Краткие дополнения, пояснения, уточнения к основному тексту, данные в виде примечаний, редактор рассматривает в двух плоскостях: связь с основным текстом и правильность размещения примечаний на полосе (внутри текста, подстрочные, затекстовые). Заключение, которое завершает изложение учебного курса, также может иметь методический характер. Его назначение — помочь обучаемому суммировать полученные знания. Редактору следует анализировать этот раздел, исходя прежде всего из целевого назначения данного элемента аппарата, подвести черту под пройденным материалом, обобщить его, сделать акцент на главном. Можно включить в заключение рассуждения о месте дисциплины в системе знаний, о возможностях более глубокого овладения содержанием. При анализе заключения редактору необходимо выявить связь заключения с содержанием учебного курса, а также с содержанием той сферы деятельности, которая его отражает. Кроме того, важно, чтобы заключение, дополнения, пояснения и предисловие не дублировали, а дополняли и углубляли содержание друг друга. Аппарат организации усвоения материала (методический аппарат) — важнейшая составляющая аппарата учебного издания, а также дидактической системы. Включает вопросы, упражнения, задания. Особенно важен методический аппарат для школьных учебников. В задачи данной составляющей аппарата входят обеспечение дополнительной проработки материала, формирование у обучаемого стремления самостоятельно контролировать себя, показ возможностей применять теоретические знания на практике и самостоятельно принимать решения. Правильно разработать аппарат организации усвоения материала прежде всего должен автор. При подготовке такого аппарата главным является хорошее знание возможностей читателей, которые аппарат решает. Например, в учебнике по математике для первого класса (М.И. Моро, С.В. Степанова, М.: Просвещение, 1996) находим интересное решение усиления дидактических свойств книги. Последний раздел учебника называется «Чему мы научились». Он посвящен тем вопросам, которыми ребята овладели, изучая книгу. Но параграфы раздела переводят ученика на новую ступень по сравнению с соответствующими частями, которые уже изучены. В этом разделе пять параграфов, раскрывающих полученные учеником знания: 1. Считать. 2. Читать и записывать числа. 3. Сравнивать числа. 4. Складывать и вычитать числа. 5. Решать задачи. Каждый параграф содержит задания, соответствующие его названию. Выполняя их, ученик проверяет себя и еще раз «проходит» учебник. Но самое удачное задание в пятом параграфе: «Составь и реши задачу по рисункам». В этом задании содержится обобщающее начало, побуждающее ученика к творчеству. Вопросы и задания могут иметь самый разный характер. Так, если их цель — простое закрепление материала, повторение наиболее важных мест параграфа (часто такие вопросы используют в школьных учебниках), а также формирование привычки к самоконтролю, то вопросы просты, элементарны и будут вытекать непосредственно из содержания раздела. Например, в учебном пособии «Сертификация для студентов вузов (М.:Логос, 2000) даны вопросы к разделам, которые предполагают только повторение выученного материала: «Контрольные вопросы: 1. Назовите основные методы оценки соответствия, применяемые при сертификации. 2. В чем состоит задача измерений, испытаний и контроля? 3. Перечислите основные виды испытаний, применяемые при сертификации...». Остальные вопросы аналогичны. Повторяем, что подобный подход к составлению вопросов реализует только одну задачу — обеспечение самоконтроля. При этом все другие задачи аппарата организации усвоения материала (формирование интереса к профессии, использование полученных знаний на практике, формирование навыков принятия решений и т.д.) не реализуются. Они были бы реализованы, если бы названное пособие включало конкретные упражнения, варианты условий сертификации и различного рода задачи. Однако редактор не должен формально подходить к оценке вопросов и заданий. Этот элемент аппарата определяется еще и особенностями дисциплины. На первый взгляд может показаться, что авторы должны были бы разнообразить вопросы. Но поскольку предмет пособия целиком ориентирован на конкретную практику и включает определенные жесткие нормативы оценки и методику ее осуществления, авторы, очевидно, ставили целью именно закрепление конкретных знаний. Так или иначе редактор вместе с автором, ориентируясь на определение автором цели аппарата, должны исследовать его, учитывая особенности предмета. Хорошим примером творческого отношения к разработке методического аппарата может служить учебное пособие Б. Головко «Теория и практика фоторекламы» (М., Изд-во МГУП, 2001). Задания, которые даны в разделах «Ключевые вопросы», отличаются разнообразием, связаны с разделами, к которым относятся, а также с предметной областью дисциплины в целом, причем в отдельных случаях они по содержанию шире конкретного раздела, что заставляет обучаемого привлекать дополнительный материал по дисциплине. Вот только три примера из раздела «Массовая информация, массовая коммуникация, массовая фотореклама»: «В каких видах и типах периодики используется фотореклама?» «Аналитики считают, что 65% эфирного времени и более 40% газетно-журнального объема занимают материалы, сделанные журналистами на заказ (как разновидность «скрытой» рекламы). Ваше мнение.» «Какое значение в искусстве фоторекламного творчества придается фактору визуальной и вербальной целостности?» (стр. 56). Чтобы ответить на эти и подобные вопросы, обучаемый должен не только обратиться к разделу, но и привлечь дополнительную литературу. Ясно, что функции этих вопросов достаточно широкие — побудить к самостоятельному мышлению, сформировать интерес к будущей профессии, научить широко видеть проблему. Организатором и непосредственным составителем отдельных элементов аппарата обработки учебного издания в целом является редактор. Редактор должен помнить, что в данном случае необходимо использовать при подготовке аппарата существующие ГОСТы и ОСТы, которые определяют требования практически к каждому элементу. Однако в учебном издании есть свои особенности. Так, аннотация — это краткая характеристика издания с точки зрения содержания, целевого назначения. читательского адреса, формы и других особенностей. Аннотация используется при отборе изданий, а также в организации рекламных кампаний. Поэтому информация, включенная в нее, должна иметь рекомендательный характер. Кроме того, в учебном издании для вуза важно точное указание специальности или направления подготовки студентов, так как для разных направлений готовятся свои издания. Редактор прежде всего оценивает соответствие аннотации содержанию издания, а также следит за правильностью составления библиографического описания издания, которое предшествует аннотации. Оглавление (содержание) — составная часть аппарата. Как правило, оглавление используется в монографии, содержание в сборнике. Оглавление должно включать наименования всех разделов и подразделов издания. Следует помнить, что перечень наименований разделов отражает структуру дисциплины и очерчивает круг рассматриваемых в учебном издании вопросов. Заголовки определяют особенности соподчинения разделов. Поэтому их выделяют при помощи шрифтов разной жирности, курсива и красных строк. Это позволяет показать в оглавлении взаимосвязь и соподчинение частей текста. Редактору необходимо обращать внимание на полноту перечня наименований разделов, их соответствие заглавиям основного текста, а также на правильность расположения и шрифтовых выделений, используемых в оглавлении. Если в издании имеются контрольные вопросы и задания, они должны быть отражены в оглавлении. К сожалению, это бывает не всегда. Содержание кроме заглавий произведений сборника может включать и входящие в эти произведения разделы. В учебном издании оглавление (содержание) желательно располагать после титульного листа, что усиливает его ориентирующую функцию. Оценивая предметные, именные, предметно-именные указатели, редактор рассматривает полноту отражения терминов и понятий, имен и географических названий, соответствие их расположения принятой системе (алфавитная, предметная), а также соответствие правилам составления и оформления. Работая над приложениями, редактор определяет целесообразность включения в учебное издание предлагаемых материалов и качество их отбора. Важно учитывать, что приложения не должны перегружать содержание ненужными данными. Поэтому необходимо оценить связь приложений с текстом, их непротиворечивость и однозначность. Желательно, чтобы в основном тексте были даны пояснения к каждому самостоятельному фрагменту приложений, причем содержание приложений должно дополнять, углублять содержание основного текста. 10. Работа редактора над иллюстрациями. В учебных изданиях используются все виды иллюстраций: предметные, абстрактные, образные, а также чертежи, схемы, карты. Иллюстрирование издания осуществляет художник. Но в процессе анализа произведения автор и редактор вырабатывают концепцию оформления издания, которая затем ложится в основу работы с художником. Необходимо разработать принципы подхода к подготовке иллюстративного материала. Редактор анализирует иллюстративный материал, исходя из его функциональных возможностей. Иллюстрации выполняют в учебном издании дополняющую, воспитывающую, поясняющую, углубляющую, разъясняющую, эстетическую функции. Определяя принципы подхода к иллюстрациям, автор и редактор решают вопрос о том, какие функции будут главенствующими в иллюстративном ряду, а также какие объекты и фрагменты текста должны найти отражение в иллюстративном материале. Кроме того, решается вопрос о характере иллюстраций. В основе разработки концепции иллюстрирования лежат характер учебного предмета, особенности читательской категории. Например, в учебниках для общеобразовательной школы по истории и литературе часто используются репродукции картин известных художников. В учебники по математике для вузов включают только чертежи и графики, в учебники по географии — карты и схемы. Кроме того, учитывается ступень обучения. Так, букварь иногда становится книжкой-картинкой, в которой иллюстрации занимают намного большую площадь, чем текст. То же можно сказать об учебнике «Математика» для 1-го класса общеобразовательной школы, в котором основное место занимает изобразительный ряд, наглядно демонстрирующий в картинках результаты сложения и вычитания различных предметов. Таким образом, при оценке иллюстративного материала необходимо учитывать содержание учебного предмета, ступень обучения, специфику читательского адреса, функции иллюстраций. Кроме того, следует опираться на особенности этапа познания предмета. Так, в ознакомительных курсах иллюстрации могут иметь общий характер, а в специальных — конкретный. Редактор оценивает: 1. Целесообразность включения иллюстраций, правильность выбора вида иллюстраций, соответствие иллюстраций отобранным для иллюстрирования фрагментам текста, выполнение иллюстрациями соответствующих функций (обеспечение наглядности объектов, процессов, связей и отношений между ними, комментирование, разъяснение, углубление смысла текста, помощь в запоминании и усвоении знаний). 2. Правильность размещения иллюстраций в издании. 3. Качество иллюстраций (наглядность, эстетические свойства, совпадение с текстом). Рассуждая о необходимости, целесообразности использования иллюстраций, редактор прежде всего ориентируется на специфику дисциплины. Например, в учебниках для вузов, обучающих языкам (русскому, английскому и т.п.), как правило, иллюстраций не бывает. Это объясняется тем, что овладение языком, его нормами наиболее эффективно, когда обучаемый работает с собственно текстом, изучение которого становится своеобразной практикой. Учебники для школы по истории, литературе имеют предметные и образные иллюстрации. Учебники по тем же дисциплинам для вузов, как правило, не иллюстрируются. В момент разработки концепции иллюстрирования решается вопрос и о выборе вида иллюстраций. От этого зависит и то, какой художник будет привлечен к работе. Заранее должны быть определены фрагменты иллюстрирования. Лучше, если подход к отбору будет единый. Например, в учебнике по химии для среднего профессионального образования на рисунках могут быть представлены установки для проведения опытов. Ясно, что главная задача иллюстрации — наглядно показать, как ученик может собрать такую установку (последовательность элементов, особенности их соединения между собой и пр.) Основные задачи подобных иллюстраций — обеспечение наглядности описанного в тексте объекта или процесса, показ связей между частями и элементами, комментирование, разъяснение, углубление смысла текста, помощь в запоминании и усвоении знаний, в реализации описанных в тексте операций. Важное значение имеет размещение иллюстраций в тексте. Изучая предмет, школьник, студент постепенно овладевают знаниями, останавливая внимание на иллюстрациях, рассматривая их. При этом припоминается текст, имеющий отношение к данной иллюстрации, что способствует закреплению знаний, уточнению навыков. Поэтому в момент макетирования издания редактор, исходя из функций иллюстраций, должен правильно определить их место. Так, изображения, углубляющие и конкретизирующие содержание текста, должны располагаться на той же полосе. Иллюстрации, дополняющие смысл изложения (например, репродукции картин), могут составить самостоятельный блок в конце раздела или издания в целом. Целесообразно давать иллюстрации не только в соотнесении с текстом, но и в сочетании друг с другом. Иллюстративный ряд должен обеспечить целостность издания. Уже на этапе разработки концепции оформления издания необходимо определить, за счет чего будет обеспечиваться единство визуального ряда. При окончательном отборе готовых иллюстраций редактору необходимо ориентироваться на данный критерий. Решения тут могут быть самые разные. Например, возможно использование красочных заставок и буквиц перед главами, особое оформление концевых полос. Разнообразие шрифтов в учебной книге должно быть направлено на реализацию дидактических начал учебной литературы. 11. Формирование изданий учебной литературы. Программно-методические и учебно-методические материалы, а также вспомогательные издания могут быть выпущены как моноиздания и сборники. Обучающие издания — как моноиздания. При подготовке моноиздания редактор должен убедиться в правильности оформления учебного документа и составить аппарат издания. Оформление включает информацию об утверждении программы (Совет соответствующего учебно-методического объединения (УМО), Ученый совет вуза, ученый совет факультета, кафедра), указания на авторов, составителей, рецензентов. Эти данные располагаются на титульном листе или его обороте. Сборник будет включать несколько произведений учебной литературы. Рассмотрим, как формируются сборники для вузов. Можно составить сборник из произведений одного жанра. Например, включить в него все учебные программы или контрольные работы по одному направлению или специальности на весь срок обучения в вузе — от первого до последнего курса. С методической точки зрения подобное объединение материалов имеет свои преимущества, давая возможность студенту представить весь учебный процесс овладения специальностью, заранее готовиться к выполнению тех или иных заданий, самостоятельно прослеживать связи между отдельными заданиями, которые выполняются на разных курсах, накапливать постепенно библиографические материалы, создавая собственную персональную базу данных изучаемой профессии. Можно использовать другой принцип формирования такого сборника — включить в него материалы различных жанров по одному предмету: учебную программу, методические указания по изучению дисциплины, тематику контрольных работ и методические рекомендации по их выполнению. Такой способ комплектования сборника пригоден для изданий, предназначенных студентам заочной формы обучения. Ознакомление с программой и методическими указаниями по изучению дисциплины даст возможность более эффективно выполнять контрольные работы, осознанно избирать тему из предложенного списка. Редактор должен помнить, что аппарат такого издания помимо обязательных элементов включает предисловие, дающее общую характеристику сборнику и особенностям его составления и использования. Предисловие должно иметь методическую направленность, может включать данные об утверждении документов, об особенностях их подготовки, о том, кому и с какой целью они предназначаются. Кроме того, редактору необходимо составить оглавление с полным обозначением включенных в издание произведений. При подготовке сборников вспомогательных изданий (практикум, сборник задач и упражнений, книга для чтения) отбор произведений должен осуществляться с учетом учебной программы и учебника. Аппарат таких изданий имеет развернутый характер и методическую направленность. |