Главная страница
Навигация по странице:

  • Журнальные издания

  • Семинары РПИ 3 курс. Редакторская подготовка научных изданий Природа и типологические признаки научных изданий


    Скачать 395.28 Kb.
    НазваниеРедакторская подготовка научных изданий Природа и типологические признаки научных изданий
    Дата27.06.2018
    Размер395.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСеминары РПИ 3 курс.docx
    ТипДокументы
    #47964
    страница14 из 23
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   23
    5. Работа редактора над изданием:

    Выпуск книг — это интерпретация средствами книгоиздания произведений различных видов литературы. Интерпретация произведения осуществляется целым творческим коллективом, причем главным лицом этого коллектива является редактор.

    Редактор формирует массив изданий, разрабатывает концепцию и модель каждого отдельного издания, привлекает специалистов, которые участвуют в его подготовке, готовит произведение литературы к сдаче в производство, анализирует эффективность использования вышедшей из печати книги.

    Подготовка издания начинается с разработки его концепции. Формируя концепцию издания, редактор должен отчетливо представлять себе его целевое назначение и читательский адрес, учитывать особенности вида литературы, типа и вида издания. Управляющим началом всякого издания является его замысел. Замысел определяет основные компоненты издания и учитывается при отборе произведений, а также при разработке модели издания.

    Например, замысел серийного издания «Библиотека мировой литературы» предполагал создание серии, включающей лучшие произведения. Фактически издание было направлено на совершенствование круга чтения детей и юношества. Целью подготовки серии явилось широкое приобщение читателей к достижениям отечественной и зарубежной литературы.

    Поскольку замысел издания определяет отбор произведений, серия в конечном счете представила этот необходимый минимум художественных произведений, ознакомление с которыми важно для каждого культурного человека. Кроме того, серия позволяет сформировать у читателя стойкий интерес к художественной литературе, потребность постоянно самостоятельно расширять круг чтения. Воплощение замысла серии обеспечено за счет включения в нее более 150 лучших произведений от древнерусского эпоса до современности.

    Реализуя свою концепцию в конкретном издании, редактор отбирает произведения и разрабатывает модель, которая определяет требования к таким его элементам, как иллюстрации и справочный аппарат, стремясь использовать все возможности этих компонентов комплексно, с наибольшей степенью полноты донести до читателя содержание сочинения, обеспечить правильное восприятие его и понимание.

    Наконец, отметим, что редактор должен иметь в виду и решение задачи, которую мы можем отнести к задачам общекультурного плана. Это задача приобщения читателя к книжной культуре. Каждое издание сообщает ребенку определенную сумму знаний, учит его говорить и мыслить, оценивать события и явления. Тут речь идет о воздействии на личность содержания книги. И в то же время каждая книга — это самостоятельное явление. Явление, которое, с одной стороны, дает характеристику человеческому бытию, а с другой — само есть яркая, наглядная характеристика человеческой цивилизации — цивилизации, книжная культура которой органически связана с ее сущностью.

    И читатель-ребенок прежде всего знакомится именно с собственно книгой, учится быть читателем.

    Важнейшим аспектом работы редактора при формировании массива изданий является отбор ранее выходивших произведений литературы для подготовки переизданий и новых произведений для подготовки первоизданий.

    Качество отбора произведений определяет во многом и качество массива изданий.

    Редактор издательства «Детская литература» С.Н. Боярская, многие годы возглавлявшая редакцию художественной литературы для подростков, пишет: «То, что принято называть редактированием: работа над текстом, над языком — нередко является последней, заключительной стадией работы. Один из первых и главных процессов редакторской работы в редакции художественной литературы для среднего и старшего школьного возраста — это отбор рукописей для изданий».

    Первый этап — определение тематики книг. Тематика формируется с учетом читательских потребностей и запросов на основе массива изданий, а также издательского портфеля — рукописей, предлагаемых авторами к публикации.

    Это — кропотливый, сложный этап, требующий от редактора ясного представления о содержании воспитательных и образовательных задач, а также о том, каковы дети, чем они живут, что им важно, какие средства воздействия можно использовать для расширения и углубления их интереса. Редактору необходимо понимать особенности детской жизни. Тут мало своих собственных детей и детей своих соседей. Важно, чтобы те проблемы, которые волнуют современных школьников и дошкольников, были известны редактору и волновали его. Особенно много могут дать публикации по педагогике, по детской литературе.

    По существу, издательства, выпускающие литературу для детей, становятся основными организаторами массива изданий, влияют на характер детского чтения, определяя круг чтения ребят различного возраста. Каждое издательство ищет свои пути решения вопросов формирования репертуара изданий. Одни издательства обращаются к фольклору и классике, другие работают в основном над изданием зарубежной литературы. Они могут специализироваться на выпуске произведений, предназначенных читателям определенного возраста, либо готовить издания какого-то одного вида или жанра литературы (сказки, классическая проза, научно-художественная литература и т.п.). Обычно так поступают небольшие маломощные издательства, только вступающие в книжный рынок. Большие издательства выпускают книги различных видов, готовят в печать литературу различных жанров, специализируясь на выпуске книг, предназначенных читателям различных категорий. Например, издательство «Малыш» выпускает литературу для дошкольников и младших школьников; «Детская литература» адресуется читателям младшего, среднего и старшего школьного возраста, «Молодая гвардия» — старшеклассникам и юношеству.

    Издательства («Малыш», «Детская литература», «Молодая гвардия»), существующие не один десяток лет, накопили серьезный опыт в формировании массива изданий. Эти издательства имеют прочные связи с детскими писателями, постоянно работают с «самотеком» (рукописями, поступающими от авторов), изучают читательскую аудиторию.

    Так, в издательстве «Молодая гвардия» существует специальная редакция по работе с начинающими авторами. В издательстве «Детская литература» редакторы много лет работают с молодыми писателями над одной и той же рукописью, совершенствуя ее в соответствии с требованиями, предъявляемыми к детской литературе. Если редактор этого издательства видит даже в несовершенной еще рукописи задатки будущего высококачественного произведения, он, как правило, помогает автору в ее улучшении. Иногда этот процесс длится не один год. Прежде всего редактор ориентируется на тему произведения. Зная мир детей, понимая его непростые законы, начинающий автор порою не сразу находит верный тон повествования, не всегда умело строит сюжет. И редактор старается прийти ему на помощь. Неоднократно возвращались на доработку писателям Э. Пашневу, А. Петухову, Б. Бахревскому и другим рукописи, которые в процессе переделки становились все более стройными, улучшались. Сегодня их книги стали любимыми у детей.

    Чтобы оценить отношение читателей к вышедшей книге, редактор постоянно анализирует отклики читателей. Примечателен в этом плане опыт издательства «Детская литература». Здесь имеется самостоятельное подразделение, работающее с вышедшими изданиями. Это — «Дом детской книги», в котором собирается вся информация, характеризующая издания для детей. Здесь же организуются читательские и писательские конференции, в которых самое активное участие принимают редакторы.

    Интересно работает это издательство и в области определения издательского репертуара.

    Источники отбора произведений связаны с особенностью развития литературы для детей.

    Отбор произведений осуществляется в нескольких направлениях:

    отбор для переиздания литературы;

    отбор произведений «взрослой» литературы, которая представляет интерес для детского читателя. Так, периодически выпускаются сборники рассказов К. Паустовского, Ю. Нагибина, Е. Носова, А. Платонова, повести А. Астафьева «Последний поклон», В. Тендрякова «Весенние перевертыши», Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» и других писателей, близкие по тематике детям;

    отбор рукописей, предложенных авторами.

    В основе отбора — оценка содержания и формы произведений (для новых изданий), отклики читателей на уже вышедшие книги. Отбор определяется особенностями интереса читателей в соответствии с возрастом ребенка и его воспринимающими возможностями. Так, есть темы, которые заведомо не представляют интереса для детей (например, философия семейной жизни, жизнь и смерть человека, производственные проблемы взрослых людей и др.). Тематика должна быть связана с героями — детьми и затрагивать те вопросы, которые волнуют ребят.

    Благодаря тому что отбор произведений для выпуска в свет осуществляется редактором комплексно, совершенствуется и уровень подготовки новой литературы: те требования, которые выработаны в процессе формирования массива при отборе произведений классической литературы и фольклора для переиздания, определяют и критерии оценки содержания и формы новых произведений литературы.

    Кроме того, при отборе произведений учитывается вид издания. Тут одним из важнейших критериев отбора является целостность издания. При формировании серии в основе отбора лежит ее замысел, причем особенно важно учитывать читательский адрес каждой серии. При подготовке сборника редактор должен иметь в виду тот факт, что включаемые в сборник произведения воспринимаются в комплексе; следовательно, их необходимо оценивать не только с точки зрения достоинств каждого, но и рассматривать в сочетании друг с другом.

    В деятельности редактора собственно организационная и аналитическая работа занимают значительное место, охватывая изучение потребностей читателей, а также массива отечественных и зарубежных изданий, анализ вновь вышедшей литературы и откликов на нее критики и читателей, знакомство с работой литобъединений, помощь авторам в доработке произведений, организацию рецензирования поступающих рукописей.

    Кроме того, изучая интересы своих читателей, редактор определяет темы и проблемы, которые занимают ребят, но не нашли еще отражения в литературе. Эти темы и проблемы рассматриваются как основание для заказа авторам новых произведений.

    Особое направление — работа с рукописями, поступающими «самотеком». Тут внимание редактора сосредоточено на том, чтобы выявить произведения, тематика которых представляет интерес для читателей и учитывает прежде всего возрастные особенности своих читателей.

    Переиздания занимают значительное место в массиве. Например, до половины изданий издательства «Детская литература» составляют именно переиздания. Известно, что сегодня многие издатели, особенно небольшие частные фирмы, ориентированы исключительно на подготовку переизданий. Весь репертуар некоторых из этих издательских фирм состоит из двух-трех названий, причем вся их издательская деятельность заключается только в том, чтобы бесконечно тиражировать ими же выпущенные книги.

    Ясно, что подобный подход отражает только одну сторону книжного дела — коммерческую. Главный недостаток такой работы видится прежде всего в том, что издательство, по сути, не участвует в развитии круга чтения детей, не учитывает изменение возрастных характеристик читательских категорий. Кроме того, постепенно, почти незаметно для издателя снижается уровень внешнего решения книги, издание выглядит устаревшим, несовременным.

    Подготовка переизданий требует от редактора кропотливой творческой работы.

    Как уже говорилось, при определении состава переизданий редактор опирается на отклики читателей и литературной критики. Тут важную роль играет книжный маркетинг, позволяющий своевременно реагировать на уже сложившуюся и на только что появившуюся потребность в книге.

    Кроме того, учитывается программа обучения в средней школе и других системах образования и воспитания детей.

    В состав изданий включают опубликованные в журналах новые произведения «взрослых» писателей, которые представляют интерес для той или иной категории читателей.

    Такие издания существенно расширяют и обогащают круг детского чтения.

    При переиздании обеспечивается определенный уровень состояния круга детского чтения. Тут главной особенностью является хорошее знание редактором литературы для детей.

    Сложились определенные традиции переиздания литературы для детей. Как уже говорилось, многие произведения прочно вошли в круг детского чтения и постоянно выпускаются, так как интерес к ним не затухает.

    Назовем некоторые из них. В сущности, стали классикой повести «Последний поклон» В. Астафьева, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Белый пароход» Ч. Айтматова, «Баранкин, будь человеком» А. Медведева, произведения Л. Кассиля, В. Катаева, А. Алексина и др. Издают для детей М. Твена, У. Фолкнера, Э. Хемингуэя и других зарубежных писателей.

    Социологическое исследование, проводившееся по книгам, вышедшим в 90-е годы XX века, показало, что первое место среди самых читаемых жанров поделили между собой фантастика, приключения, сказки, научно-познавательная литература.

    Читатели называют среди любимых авторов А. Волкова, Н. Носова, А. Толстого, К. Булычева, Ю. Дружкова, Э. Рауда, А. Мошковского, В. Мелентьева. Среди любимых зарубежных книг — «Маленький водяной» О. Пройслера, «Приключения Чипполино» Дж. Родари, повести о Малыше и Карлсоне А. Линдгрен.

    Среди самых любимых книг современных авторов ребята называют «Непоседу» и «Девочку с Земли» Кира Булычева, «Приключения Электроника» и «Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассников» Е. Велтистова, «Муфту, полботинка и моховую бороду» Э. Рауда, «Заблудившийся вертолет» А. Мошковского, повести В. Мелентьева.

    Любимые книги младших школьников — «Вниз по волшебной реке», «Дядя Федор, Пес и Кот», «Двадцать пять профессий Маши Филиппенко», «Колобок идет по следу» Э. Успенского, трилогия «Кузька» Т. Александровой.

    Все эти произведения неоднократно становились основой переизданий для детей.

    Один из наиболее разработанных участков выпуска литературы для детей — выпуск художественной литературы для школьников. Это — область книгоиздания, имеющая давние традиции, интересную историю, целый ряд теоретических разработок, которые составляют методологическую основу формирования потока изданий. Существенно влияют на этот процесс программы обучения в школе, актуальные задачи воспитания и образования, решаемые в стране, общие задачи художественной литературы.

    Книга участвует в становлении образованного человека. поэтому необходимо предоставить читателю возможность ознакомиться с накопленным человечеством богатством литературы для детей.

    Формирование массива изданий состоит из различных процессов, которые определяются спецификой издаваемой литературы. Так, издание классических произведений, переиздание лучших произведений современных писателей осуществляется многими издательствами и включает разработку концепции издания: отбор произведений, моделирование издания, работу над иллюстрациями и аппаратом. Издание новой литературы подразумевает еще один этап-оценку представленного автором произведения, определение целесообразности его публикации, подготовку предложений о направлениях доработки, работу с автором и в случае необходимости доработки произведения.

    Журнальные издания

    1. Типологические признаки периодических изданий и их виды. Подберите примеры журнальных изданий, представляющих тот или иной вид (общественно-политические, научные (научно-теоретические, научно-практические и научно-технические), научно-популярные, производственно-практические, популярные, литературно-художественные).

    Формы и методы работы редактора над конкретным изданием зависят от типологических особенностей этого издания. Без знания и учета типологических признаков и особенностей издания немыслима его доброкачественная подготовка.

    Каждое издание представляет собой систему со своими признаками: главные из них подлежат обязательному учету при редактировании. Это: предмет содержания (характер информации), целевое назначение, читательский адрес. Могут приниматься во внимание и другие системные признаки: характер оформления, структура издания, периодичность.

    Важнейшим системным признаком является целевое назначение издания, которое может быть весьма разнообразным — научная коммуникация, информирование, обучение, воспитание и др. Целевым назначением определяется предмет (содержание, характер информации) и диктуется выбор читателя как объекта воздействия.

    Типология периодических изданий находится пока еще в стадии разработки и поэтому не имеет четкой трактовки. Однако анализ немногочисленных работ, посвященных данной проблеме, создает подходы к ее решению.

    Начало формированию взглядов на классификацию периодических изданий было положено известным книговедом Н.М. Лисовским. В 1915 г. вышел его труд, посвященный русской периодической печати 1703-1900 гг. Автор отмечал, что поскольку периодические издания имеют некоторые особенности (изготовление, распространение, описание), то их рассмотрение и изучение можно выделить в особый раздел книговедения.

    В последующем толкование понятий, связанных с периодическими изданиями, прошло через ряд модификаций. Так, предполагалось назвать эту группу «повременные издания». Из этого можно видеть, что один из главных признаков был обусловлен сроками подготовки и выхода изданий в свет. Точнее говоря, повременное издание по замыслу должно было быть непрекращающимся. К настоящему времени главным типологическим признаком периодических изданий принято считать все-таки их периодичность. Это зафиксировано, в частности, в стандарте «Издания. Основные виды. Термины и определения» (ГОСТ 7.60-90).

    Согласно стандарту, периодическим называется сериальное издание, выходящее через определенные промежутки времени, постоянным для каждого года числом номеров (выпусков), не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными, нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими одинаковые заглавия.

    Чтобы представление о периодических изданиях было более ясным, данное определение следует дополнить. Прежде всего отметим, что у периодических изданий много общего в их функциональном назначении. Их цель — оперативно, через установленные промежутки времени распространять информацию, адресованную определенному читателю. Общность функционального назначения периодики заключается в том, чтобы отражать события жизни общества, являющиеся актуальными с позиции текущего момента. Беспрерывный выход периодических изданий позволяет постоянно и последовательно представить реальную действительность. Таким образом, каждый последующий выпуск издания может рассматриваться как продолжение предыдущих, с которыми он связан тематически, содержательно и по форме. Вместе с тем у каждого отдельно взятого выпуска имеются свои отличительные признаки как по тематике, так и по содержанию, а иногда и по форме.

    Информационная связь касается не только отдельных выпусков одного и того же периодического издания. Некоторые черты общности характера информации присущи периодическим изданиям в целом. Это ее разнообразие, обширность, неограниченность кругом текущих, обыденных событий, явлений.

    Периодическим изданиям свойственны преимущественно «малые» журнальные жанры публикаций, что, кстати, связано и с функциональным назначением этих изданий. Такие жанры удобны для оперативного информирования, они позволяют обеспечить приоритетность, апробацию сведений, осуществить заявочную публикацию, что бывает весьма важно для науки.

    Характер информации, который определен рамками тематического профиля периодического издания, связан и с его читательским адресом. Целевое назначение каждого определенного периодического издания предполагает выход на соответствующие категории читателей. Для одних изданий — это массовый читатель, не связанный профессиональными потребностями в информации; для других — круг основных читателей может определяться политическим, социальным, ведомственным профилем издания. Читателями третьих являются специалисты, это — издания, которые принято считать специальными.

    Целевое значение, характер информации, читательский адрес влияют на выбор названия, характер оформления и периодичность издания. При этом необходимо, чтобы издание имело свою внешнюю форму, позволяющую распознать и выделить его из числа других подобных изданий без каких-либо затруднений. Нужно стремиться к сохранению заглавия в течение всего времени выпуска издания. Существуют минимально и максимально допустимые периоды времени для выпуска издания. В соответствии с этим выделяют издания, которые могут выходить в свет ежедневно, несколько раз в неделю, еженедельники, ежемесячники, ежеквартальные издания, ежегодники. Один год считается максимально допустимым периодом. Некоторые издания выпускаются с интервалом в две недели, в полгода, в два месяца. Кроме трех выше названных признаков, на периодичность могут влиять организационные и материально-технические возможности, причем в настоящее время от них может зависеть не только периодичность, но и само существование издания.

    ГОСТ 7.60-90 «Издания. Основные виды. Термины и определения» выделяет следующие виды периодических изданий: газета, журнал, бюллетень, календарь, реферативный сборник, экспресс-информация.

    Газета — это периодическое издание, выходящее через краткие промежутки времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу. В зависимости от типа и назначения газеты имеют разные сроки выхода — от 1 до 7 раз в неделю, различные тиражи и форматы. Газета может выпускаться в течение короткого времени, ограниченного определенным мероприятием — конференцией, фестивалем и т.п. Наряду с основным выпуском, газета может издаваться в расширенном варианте за счет приложений. Газеты могут быть общеполитическими или специализированными, которые освещают отдельные проблемы общественной жизни, науки, техники и других областей деятельности и адресованы определенным категориям читателей.

    Журналом называется периодическое журнальное издание, которое содержит статьи и рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу, имеющее постоянную рубрикацию, официально утвержденное в качестве данного вида издания.

    Бюллетень — издание, которое выходит оперативно и содержит краткие официальные материалы по вопросам, входящим в круг ведения выпускающей его организации. Он может быть как периодическим, так и продолжающимся. Периодические бюллетени имеют, как правило, постоянную рубрикацию. Различают бюллетени нормативные, справочные, рекламные, бюллетени-хроники, бюллетени-таблицы, статистические бюллетени.

    Календари также отличаются разнообразием. В общем календарем называется периодическое справочное издание, которое содержит последовательный перечень дней, недель, месяцев данного года, а также другие различные характеристики. По периодичности календари могут быть ежегодными, ежемесячными, еженедельными; выпуск календарей может осуществляться и однократно. По другим признакам календари делят на табели-календари, отрывные календари, перекидные календари, календари книжного типа (например, календари памятных дат).

    Реферативный сборник и экспрес-информация являются разновидностью реферативных изданий. ГОСТ 7.60-90 определяет реферативный сборник как периодическое или продолжающееся реферативное издание, выходящее в виде сборника. Экспресс-информация — периодическое реферативное издание, содержащее расширенные и сводные рефераты наиболее актуальных зарубежных опубликованных материалов или отечественных неопубликованных документов, требующих оперативного освещения.

    В современной издательской практике журналы делят на следующие виды: общественно-политические, научные, научно-популярные, производственно-практические, популярные, литературно-художественные, реферативные. Вопрос о типологических свойствах журнала привлекает внимание исследователей и практиков, работающих в различных областях — книговедении, журналистике, литературоведении, библиографии. И потому он решается на основе разных подходов. К числу существенных признаков журналов относят целевое назначение, читательский адрес, тематическую направленность. Называют также характер информации, способ ее изложения, указывают на формирующее значение периодичности, внутренней структуры, авторского состава журнала. При всех различиях во взглядах на типоформирующие признаки журнала имеется, однако, сходство в том, что основными признаками следует считать целевое назначение и читательский адрес.

    Читательский адрес журнала понимается достаточно широко, он зависит от разных факторов: профессии, рода деятельности, специализации читателя, возраста, пола, общей культуры, эрудиции, интересов. По читательскому адресу журналы делят на две группы: журналы, адресованные массовому читателю, и журналы для читателей, являющихся специалистами по профилю издания. Для обозначения журналов первой группы в теоретических работах, в официальных документах, в профессиональной литературе пользуются термином «массовые», журналы второй группы относят к «специальным». К массовым журналам относят научно-популярный, научный, общественно-политический, литературно-художественный журналы. В принципе их достаточно широкий адрес может быть дифференцирован по более конкретным читательским группам с учетом, например, возраста, пола и других каких-либо признаков. Однако читателей массовых журналов всегда объединяет то, что они не являются специалистами по отношению к содержанию журнала. Достаточно хорошо это видно на примере научно-популярных журналов, которые используются нередко и специалистами, однако такими, которые обычно работают в смежных областях.

    Научно-популярным является журнал, содержащий статьи и материалы об основах наук, о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и практической деятельности. Его функциональное назначение — служить распространению знаний и самообразованию, способствовать формированию научного мировоззрения и расширению кругозора читателя, популяризировать достижения науки, техники, культуры, искусства. Научно-популярные журналы публикуют также материалы практического, развлекательного и литературно-художественного содержания, что еще раз подчеркивает их широкую читательскую направленность.

    К научно-популярным близки популярные журналы, которые публикуют различные материалы по вопросам культуры, спорта, быта, досуга и также ориентированы на широкую читательскую аудиторию. Их тематика охватывает большой круг вопросов из самых различных сфер жизни и деятельности общества. Они весьма разнообразны по способам оформления, рассчитанного на привлекательность и возможность практического использования (например, выкройки в журналах моды). В качестве примера можно назвать целую группу журналов для досуга, которые обычно содержат общедоступные сведения по организации быта, разнообразным формам самодеятельного творчества, различным увлечениям, публикуют материалы о театре, кино, артистах, спортсменах и др.

    Общественно-политический журнал публикует статьи и материалы актуальной общественно-политической тематики, предназначен для широких кругов читателей. Он может включать сатирические и юмористические произведения, а также информацию отраслевого и научно-популярного характера. У него широкая целевая направленность, и рассчитан он на разнообразного массового читателя (молодежь, женщины, специальные категории читателей).

    В литературно-художественных журналах основное место занимают произведения художественной литературы различных жанров, а также публицистические и критические статьи и материалы.

    Описанные виды массовых журналов могут быть разделены не только с учетом разнообразия массового читателя, но и по признакам региональной, национальной, ведомственной принадлежности, а также издающей организации.

    Круг специальных журналов не менее обширен. Установление их типологических границ представляет существенные трудности из-за расплывчатости и недостаточной определенности видов. Об этом можно судить, например, по тому, что наряду с термином «специальный» журнал в качестве синонимов иногда применяют термины «отраслевой» и «профессиональный». Целевое назначение этих журналов — распространение специальной, деловой информации в отличие от общезначимой (т.е. ориентированной на массового читателя). Они предназначены для научной коммуникации среди специалистов в интересах их профессиональной деятельности.

    В этой группе журналов прежде всего выделяется научный журнал, который содержит статьи и материалы о теоретических исследованиях, а также материалы прикладного характера, предназначен научным работникам. Читателями научного журнала могут быть не только научные работники, ими могут быть специалисты, занимающиеся конструированием и разработкой техники, технологи, инженеры производства.

    В зависимости от целевого назначения научные журналы можно разделить на научно-теоретические, научно-практические и научно-технические.

    Научно-теоретические журналы отражают новейшие достижения фундаментальных и отраслевых (прикладных) наук. Это журналы Российской академии наук, ее филиалов, отраслевых академий, академических научно-исследовательских учреждений, научных обществ, высших учебных заведений. В их состав входят журналы, которые охватывают информацию общенаучного, фундаментального характера, и многочисленные журналы, составляющие разные тематические классы.

    Читателями научно-теоретических журналов являются прежде всего научные сотрудники всех рангов, преподаватели вузов, специалисты предприятий и проектных институтов. Можно сказать, что в целом читателями данной группы журналов являются преимущественно ученые и специалисты высшей квалификации.

    Особый вид научных журналов представляет собой научно-практический журнал. Он предназначен для специалистов, чья профессиональная деятельность опирается на результаты научных исследований, требует осмысления практического опыта на теоретическом уровне и связана с внедрением научных разработок в практику.

    Назначение научных журналов практического характера состоит в том, чтобы помогать специалистам различных профессий в решении практических задач, способствовать повышению их квалификации. Этим определяется и характер информации научно-практических журналов. Они включают как теоретические материалы прикладного характера, так и материалы сугубо практического содержания, в них публикуются сообщения производственной тематики, методические рекомендации, информация о новых технических решениях, технологиях.

    Самостоятельную группу составляют научно-технические журналы, профиль которых связан с техническими науками. Через технические науки, возникновение и развитие которых опирается на естественные науки и эмпирические знания, получаемые из различных областей техники и производства, более чем через какие-либо другие, осуществляется превращение науки в непосредственную производительную силу. Технические науки решают задачи совершенствования орудий труда и технологических процессов. Именно поэтому научно-технические журналы относятся к изданиям, которые оказывают существенное влияние на цивилизацию общества. Их функциональное назначение — конкретные задачи связи науки с техникой (имеются в виду ее обоснование, разработка, внедрение).

    Таким образом, диапазон видов периодических изданий широк и разнообразен — от ежедневной массовой газеты до ежегодного массового календаря; от массового журнала до журнала специального, ориентированного на профессионалов.

    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   23


    написать администратору сайта