Живопись, графика, скульптура
|
ТЕМА 1 (8 часов)
Язык изобразительного искусства и его выразительные средства
|
Искусство – его виды и их роль в жизни людей
| Пространственные и временные виды искусства.
Изобразительные, конструктивные и декоративные виды пространственных искусств, их место и назначение в жизни людей.
Основные виды живописи, графики и скульптуры.
Художник и зритель: зрительские умения, знания и творчество зрителя
Ориентировочное практическое задание: Беседа на тему пластических искусств и деления их на три группы (изобразительные, конструктивные и декоративные). Выполнение графического рисунка.
| Называть пространственные и временные виды искусства.
Объяснять, в чём состоит различие временных и пространственных видов искусства. Характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей.
Уметь определять, к какому виду искусства относится произведение.
Уметь рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях, зрительской культуре и творческой деятельности зрителя
|
Живописные, графические и скульптурные художественные материалы и их особые свойства
| Традиционные художественные материалы для графики, живописи, скульптуры
Ориентировочное практическое задание: Выполнение композиции с целью исследования художественных возможностей красок (гуашь, акварель, акрил и др.) и графических материалов (уголь, сангина, перо, тушь, пастель).
| Называть и характеризовать традиционные художественные материалы для графики, живописи, скульптуры при восприятии художественных произведений.
Характеризовать выразительные особенности различных художественных материалов при создании художественного образа.
Объяснять роль материала в создании художественного образа
|
Рисунок – основа изобразительного искусства и
мастерства художника
| Рисунок – основа мастерства художника. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пространственных искусств.
Зарисовка. Набросок. Учебный рисунок. Творческий рисунок как самостоятельное графическое произведение
Ориентировочное практическое задание: Выполнение зарисовок с натуры отдельных растений или веточек, травинок (колоски, колючки, ковыль, зонтичные растения).
| Различать виды рисунка по их целям и художественным задачам.
Участвовать в обсуждении выразительности и художественности различных видов рисунков мастеров.
Овладевать начальными навыками рисунка с натуры.
Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы.
Овладевать навыками композиции в рисунке,
размещения рисунка в листе.
Овладевать навыками работы графическими материалами
|
Выразительные возможности линии
| Виды линий и выразительные возможности линейных графических рисунков. Линейные графические рисунки известных мастеров. Ритм, ритмическая организация листа
Ориентировочное практическое задание: Выполнение (по представлению), линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травяных соцветий, разнообразие в характере линий–тонких, широких, ломких, корявых, волнистых, стремительных и т. д.).
| Рассматривать и анализировать линейные рисунки известных художников.
Характеризовать различные виды линейных рисунков.
Объяснять, что такое ритм и его значение в создании изобразительного образа.
Выполнить линейный рисунок на заданную тему
|
Тёмное – светлое – тональные отношения
| Тон и тональные отношения: тёмное – светлое. Тональная шкала.
Понятие тонального контраста.
Композиция листа: ритм и расположение пятен на листе
Ориентировочное практическое задание: Изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени).
| Овладеть представлениями о пятне как об одном из основных средств изображения.
Объяснять понятия «тон», «тональная шкала», «тональные отношения», «тональный контраст».
Иметь практические навыки изображения карандашами разной жёсткости
|
Основы цветоведения.
| Понятие «цвет» в художественной деятельности. Физическая основа
цвета. Цветовой круг: основные и составные цвета. Цвета дополнительные и их особые свойства.
Символическое значение цвета в различных культурах
Ориентировочное практическое задание: Выполнение упражнений на взаимодействие цветовых пятен. Цветовой круг.
| Объяснять значения понятий «основные цвета», «составные цвета», «дополнительные цвета».
Характеризовать физическую природу цвета.
Анализировать цветовой круг как таблицу основных цветовых отношений.
Различать основные и составные цвета.
Определять дополнительные цвета.
Овладевать навыком составления разных оттенков цвета
|
Цвет как выразительное
средство в изобразительном искусстве
| Восприятие цвета человеком. Понятия «холодный цвет» и «тёплый цвет». Понятие цветовых отношений – изменчивость нашего восприятия цвета в зависимости от взаимодействия цветовых пятен. Локальный цвет и сложный цвет. Колорит в живописи
Ориентировочное практическое задание: Создание фантазийных изображений сказочных царств, ограниченной палитрой («Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна», «Страна золотого солнца» и т. д.).
| Объяснять понятия «цветовые отношения», «тёплые и холодные цвета», «цветовой контраст», «локальный цвет».
Овладевать навыком колористического восприятия художественных произведений.
Проводить эстетический анализ произведений живописи.
Овладевать навыками живописного изображения
|
Выразительные средства
скульптуры
| Виды скульптуры и характер материала в скульптуре. Скульптурные
памятники, парковая скульптура, камерная скульптура. Статика и движение в скульптуре. Круглая скульптура. Виды рельефа. Произведения мелкой пластики
Ориентировочное практическое задание: Создание объемных изображений животных в разных материалах
| Характеризовать основные виды скульптурных изображений и их назначение в жизни людей.
Определять основные скульптурные материалы в произведениях искусства.
Осваивать навыки создания художественной выразительности в объёмном изображении
|
ТЕМА 2 (8 часов) Жанры изобразительного искусства. Натюрморт
|
Жанровая система в изобразительном искусстве
| Жанровая система в изобразительном искусстве как инструмент сравнения и анализа произведений изобразительного искусства
Ориентировочное практическое задание: Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Создание зонтика для Оле-Лукое
| Объяснять понятие «жанры в изобразительном искусстве».
Перечислять жанры изобразительного искусства.
Объяснять разницу между предметом изображения и содержанием произведения искусства
|
Изображение объёмного предмета на плоскости листа
| Изображение предметного мира в изобразительном искусстве. Основы графической грамоты в изображении предмета. Правила объёмного изображения геометрических тел. Линейное построение предмета в пространстве. Линия горизонта, точка зрения и точка схода. Правила перспективных сокращений. Изображение окружности в перспективе, ракурс.
Рисунок геометрических тел разной формы
Ориентировочное практическое задание: Рисование геометрических тел на основе правил линейной перспективы
| Иметь представление об изображении предметного мира в истории искусства и о появлении жанра натюрморта в европейском и отечественном искусстве.
Осваивать правила линейной перспективы при рисовании геометрических тел.
Линейное построение предмета в пространстве.
Освоить правила перспективных сокращений.
Изображать окружности в перспективе.
Рисовать геометрические тела на основе правил линейной перспективы
|
Конструкция предмета
сложной формы
| Понятие сложной пространственной формы. Силуэт предмета из соотношения нескольких геометрических фигур. Конструкция сложной формы из простых геометрических тел. Метод геометрического структурирования и прочтения сложной формы предмета
Ориентировочное практическое задание: Изображение натюрморта с натуры, составленного из нескольких геометрических тел.
| Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур.
Рисовать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции.
Рисовать конструкции из нескольких геометрических тел разной формы
|
Свет и тень. Правила светотеневого изображения
предмета
| Освещение как средство выявления объёма предмета. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Особенности освещения «по свету» и «против света»
Ориентировочное практическое задание: Изображение живописного натюрморта с натуры, составленного из нескольких овощей/фруктов.
| Знать понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень».
Освоить правила графического изображения объёмного тела с разделением его формы на освещённую и теневую стороны
|
Натюрморт в графике
| Графическое изображение натюрморта. Рисунки мастеров. Художественный образ в графическом натюрморте. Размещение изображения на листе. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой. Этапы работы над графическим изображением натюрморта. Графические материалы, инструменты и художественные техники. Произведения отечественных графиков. Печатная графика
Ориентировочное практическое задание: Изображение натюрморта с натуры, составленного из нескольких предметов.
| Освоить первичные умения графического изображения натюрморта с натуры или по представлению.
Овладевать навыками размещения изображения на листе, пропорционального соотношения предметов в изображении натюрморта.
Овладевать навыками графического рисунка и опытом создания творческого натюрморта в графических техниках.
Рассматривать произведения художников-графиков.
Узнать об особенностях графических техник
|
Цвет в натюрморте
| Цвет в живописи, богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта – ритм цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
Ориентировочное практическое задание: Выполнение натюрморта в технике монотипии.
| Получать представление о разномвидении и понимании цветового состояния изображаемого мира в историиискусства. Понимать ииспользовать в творческой работе выразительные возможности цвета. Выражать цветом в натюрмортесобственное настроение и переживание
|
Живописное изображение
натюрморта
| Цвет в живописи, богатство его выразительных возможностей. Цвет в натюрмортах европейских и отечественных живописцев.
Собственный цвет предмета и цвет в живописи. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника
Ориентировочное практическое задание: Выполнение натюрморта, выражающего эмоциональное состояние / новогодний натюрморт
| Характеризовать выразительные возможности цвета в построении образа изображения.
Проводить эстетический анализ произведений художников-живописцев.
Иметь опыт создания натюрморта средствами живописи
|
Декоративный натюрморт
| Плоскость и объём. Изображение стилизованного пространственного мира на плоскости. Предметный мир в изобразительном искусстве.
Натюрморты донецких художников Ларисы Джарты, Юрия Зорко.
Ориентировочное практическое задание: Создание натюрморта-автопортрета» (натюрморт как рассказ о себе).
| Знать о выразительных возможностях натюрморта.
Уметь создавать «натюрморт-автопортрет» как рассказ о себе.
Рационально выбирать точку зрения и формат для изображения натюрморта.
Видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов;
Видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения.
|
ТЕМА 3 (10 часов) Портрет
|
Портретный жанр в истории искусства
| Изображение человека в искусстве разных эпох. Портрет как образ определённого реального человека. Великие портретисты в европейском искусстве. Выражение в портретном изображении характера человека и мировоззренческих идеалов эпохи.
Парадный и камерный портрет в живописи.
Особенности развития портретного жанра в отечественном искусстве.
Изображение в портрете внутреннего мира человека. Особенности развития жанра портрета в искусстве ХХ в.: отечественном и европейском
Ориентировочное практическое задание: Беседа на тему «Образ человека в портрете». Изображение разных эмоциональных состояний человека
| Иметь опыт художественного восприятия произведений искусства портретного жанра великих художников разных эпох.
Рассказывать о портретном изображении человека в разные эпохи.
Узнавать произведения и называть имена нескольких великих европейских портретистов (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт и др.).
Рассказывать об особенностях жанра портрета в русском изобразительном искусстве и выявлять их. Называть имена
и узнавать произведения великих художников-портретистов (В. Боровиковский, А. Венецианов, О. Кипренский, В. Тропинин, К. Брюллов, И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, В. Серов и др.).
Иметь представление о жанре портрета в искусстве ХХ в.: западном и отечественном
|
Конструкция головы человека
| Закономерности построения конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.
Ориентировочное практическое задание: Выполнение портрета в технике Арчимбольдо
| Знать и претворять в рисунке основные позиции конструкции головы человека, пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы.
Иметь представление о бесконечности индивидуальных особенностей при общих закономерностях строения головы человека
|
Изображение головы человека в пространстве.
| Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи.
Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов. Беседа и рассматривание рисунков мастеров.
Ориентировочное практическое задание: Создание эскиза профильного портрета и в фас.
| Получать представления о способах объёмного изображения головы человека.
Приобретать представление о бесконечности индивидуальных особенностей при общих закономерностяхстроения головы человека.
Создавать зарисовки объёмной конструкции головы
|
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
| Графический портретный рисунок с натуры и по памяти. Знакомство с графическими портретами известных художников и мастеров графики. Графический рисунок головы реального человека – одноклассника или себя самого.
Ориентировочное практическое задание: Создание автопортрета
| Иметь представление о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в изображении образа человека.
Приобрести опыт графического портретного
изображения как нового для себя видения индивидуальности человека
|
Портрет в скульптуре.
| Скульптурный портрет в работах выдающихся художников-скульпторов.
Выражение характера человека, его социального положения и образа эпохи в скульптурном портрете.
Художественные материалы и их роль в создании скульптурного портрета Ориентировочное практическое задание: Создание скульптурного портрета выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.
| Обрести опыт восприятия скульптурного портрета в работах выдающихся художников-скульпторов.
Анализировать роль художественных материалов в создании скульптурного портрета.
Иметь начальный опыт лепки головы человека
|
Сатирические образы человека.
| Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. Изображение дружеского шаржа
Ориентировочное практическое задание: Создание сатирических образов литературных героев или дружеских шаржей.
| Получать представление о жанресатирического рисунка и его задачах. Приобретать навыки рисунка, видения и понимания пропорций, использования линии и пятна как средстввыразительного изображения человека.
|
Свет и тень в изображении
головы человека
| Роль освещения головы при создании портретного образа. Свет и
тень в изображении головы человека. Изменение образа человека в зависимости от положения источника освещения
Ориентировочное практическое задание: Наблюдения натуры и выполнение набросков (пятном или с помощью аппликации, монотипии) головы в различном освещении.
| Уметь характеризовать роль освещения как выразительного средства при создании портретного образа.
Наблюдать изменения образа человека в зависимости от изменения положения источника освещения.
Иметь опыт зарисовок разного освещения головы человека
|
Портрет в живописи
| Роль и место живописного портрета в истории искусства. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа.
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя. Цвет и живописная фактура.
Ориентировочное практическое задание: Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников.
| Знать о роли живописного портрета в истории искусства.
Уметь выполнять колористическое решение портретной композиции.
Анализировать единство всех средств композиции портрета
Иметь опыт создания живописного портрета.
Характеризовать роль цвета в создании портретного образа как средства выражения настроения, характера, индивидуальности героя портрета
|
Портрет во весь рост. Изображение фигуры человека в истории искусства.
| Образ человека в искусстве как выражение особенностей духовной культуры эпохи, ее системы нравственных и смысловых ценностей. Изображение человека в культурах Древнего Востока и Древней Греции.
Ориентировочное практическое задание: Аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных древних культур (плоское изображение). / Создание графического эскиза скульптурного изображения человека (например, «Памятник шахтеру – символ Донецка») / Лепка фигуры человека в полный рост.
| Знать жанровую систему в изобразительном искусстве и её значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а также способов его изображения; научиться владеть материалами живописи, графики на доступном возрасту уровне. Уметь организовать формат, соотносить целое и детали, значение каждого фрагмента и его метафорический смысл.
|
Пропорции и строение фигуры человека.
| Конструкция фигуры человека и пропорции.
Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость.
Ориентировочное практическое задание: Зарисовки схемы фигуры человека. / Создание живописной композиции «Человек-профессия» (рисование спортсменов, строителей, военных и т. д.)
| Знать о пропорциях тела человека, пропорциональный канон, модуль – высота головы человека, золотое сечение.
Уметь выполнять схемы фигуры человека. Наблюдать красоту форм, пропорций, силуэт, пластику, объем (единство внешней формы и внутреннего содержания).
Иметь начальный опыт изображения фигуры человека в движении
|
ТЕМА 4 (8 часов) ПЕЙЗАЖ
|
Правила построения линейной перспективы в
изображении пространства
| Изображение пространства в эпоху Древнего мира, в Средневековом искусстве. Научная перспектива в искусстве эпохи Возрождения.
Правила линейной перспективы.
Понятия «линия горизонта – низкого и высокого», «точка схода», «перспективные сокращения», «центральная и угловая перспектива»
Ориентировочное практическое задание: Беседа на тему жанров в изобразительном искусстве
| Сравнивать и различать характер изображения природного пространства в искусстве Древнего мира, Средневековья и Возрождения. Понимать и применять на практике рисунка понятия «линия горизонта – низкого и высокого», «точка схода», «перспективные сокращения», «центральная и угловая перспектива».
Обрести практический навык построения линейной перспективы при изображении пространства пейзажа на листе бумаги
|
Правила воздушной перспективы
| Правила воздушной перспективы в эпоху Возрождения и в европейском искусстве XVII—XVIII вв.
Построение планов в изображении пейзажа
Ориентировочное практическое задание: Изготовление «Сетки Альберти» и исследование правил перспективы; создание зарисовок наблюдаемого пространства с опорой на правила перспективных сокращений.
| Освоить содержание правил воздушной перспективы для изображения пространства пейзажа.
Обрести навыки построения переднего, среднего и дальнего планов при изображении пейзажного пространства
|
Особенности изображения разных состояний природы и её освещения. Пейзаж в истории русской живописи
| Изображение природы в разных её состояниях. Романтический пейзаж. Морские пейзажи И. Айвазовского.
Понятие «пленэр». Изображение пейзажа в творчестве импрессионистов и постимпрессионистов.
История становления картины Родины в развитии отечественной пейзажной живописи XIX в.
Образ природы в произведениях А. Венецианова и его учеников, картина А. Саврасова «Грачи прилетели», эпический образ природы России в произведениях И. Шишкина. Пейзажная живопись И. Левитана и её значение для русской культуры
Ориентировочное практическое задание: Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы. / Изображение большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки»
| Характеризовать средства художественной выразительности в пейзажах разных состояний природы.
Иметь представление о романтическом образе пейзажа в европейской и отечественной живописи.
Узнавать и характеризовать морские пейзажи И. Айвазовского. Называть имена великих русских живописцев и характеризовать известные картины А. Венецианова, А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана.
Объяснять особенности изображения природы в творчестве импрессионистов и постимпрессионистов.
Иметь опыт изображения разных состояний природы в живописном пейзаже
|
Пейзаж в графике
| Графический образ пейзажа в работах выдающихся мастеров.
Средства выразительности в графическом рисунке и многообразие графических техник. Графические зарисовки и графическая композиция на темы окружающей природы
Ориентировочное практическое задание: Создание пейзажа на передачу цветового состояния «Пасмурный день», «Солнечный полдень», «Весенний мотив».
| Рассуждать о средствах выразительности в произведениях графики и образных возможностях графических техник в работах известных мастеров.
Овладевать навыками наблюдательности, развивая интерес к окружающему миру и его художественно-поэтическому видению путём создания графических зарисовок.
Приобретать навыки пейзажных зарисовок
|
Городской пейзаж
| Жанр городского пейзажа и его развитие в истории искусства. Многообразие в понимании образа города. Город как материальное воплощение отечественной истории и культурного наследия.
Задачи охраны исторического образа современного города.
Ориентировочное практическое задание: Городские зарисовки и авторские композиции на тему архитектурного образа города. создание городского пейзажа (темы «Наш город», «Улица моего детства» и т. п.) из силуэтов разного тона в технике аппликации или коллажа (возможна коллективная работа).
| Иметь представление о развитии жанра городского пейзажа в изобразительном искусстве.
Овладевать навыками восприятия образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа.
Осваивать новые композиционные навыки, навыки наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения.
Осознавать роль культурного наследия в городском пространстве, задачи его охраны и сохранения
|
Изображение бытовой жизни людей в традициях
искусства разных эпох
| Изображение труда и бытовой жизни людей в традициях искусства разных эпох.
Значение художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории человечества и современной жизни.
Жанровая картина как обобщение жизненных впечатлений художника об окружающей жизни. Бытовой жанр в истории отечественного искусства. Тема, сюжет, содержание в жанровой картине.
Проявление нравственных и ценностных смыслов в картинах бытового жанра
Ориентировочное практическое задание: создание сюжетной композиции бытового жанра «Уборка урожая», «У бабушки на каникулах», «Я ем мороженое».
| Объяснять значение художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории человечества и современной жизни.
Характеризовать роль изобразительного искусства в формировании представлений о жизни людей разных народов и эпох.
Осознавать многообразие форм организации жизни и одновременного единства мира людей.
Различать тему, сюжет и содержание в жанровой картине.
Выявлять образ нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине
|
Историческая картина в
истории искусства, её особое значение
| Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в жизни общества.
Жанровые разновидности исторической картины в зависимости от сюжета: мифологическая картина, картина на библейские темы, батальная картина и др.
Ориентировочное практическое задание: «Рыцари и принцессы», «Царица Египта», «Ярославна», «Войско князя Игоря», «Кочевые народы», «Нашествие печенегов», «Крепость Домаха»
| Объяснять, почему историческая картина понималась как высокий жанр.
Объяснять, почему картины на мифологические и библейские темы относили к историческому жанру.
Характеризовать произведения исторического жанра как идейное и образное
выражение значительных событий в истории общества, воплощение мировоззренческих позиций и идеалов
|
Библейские темы в истории европейской и отечественной живописи
| Исторические картины на библейские темы: место и значение сюжетов Священной истории в европейской культуре.
Вечные темы в искусстве на основе сюжетов Библии. Вечные темы и их нравственное и духовно-ценностное выражение в произведениях искусства разных времён.
Произведения на библейские темы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта. Иконопись в истории русского искусства
Ориентировочное практическое задание: Выполнение витражной (смешанная техника) или мозаичной композиции (работа в малых группах) коллективной фризовой композиции «Храмы Донбасса» (рельеф из бумаги)
| Знать о значении библейских сюжетов в истории культуры и узнавать сюжеты Священной истории в произведениях искусства.
Объяснять значение великих – вечных тем в искусстве на основе сюжетов Библии как «духовную ось», соединяющую жизненные позиции разных поколений.
Узнавать и объяснять сюжеты картин на библейские темы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта и др.
Знать о смысловом различии между иконой и картиной. Знать о творчестве великих русских иконописцев: Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия.
Осознавать искусство древнерусской иконописи как уникальное и высокое достижение отечественной культуры
|