Тематические блоки, темы
| Основное содержание
| Основные виды деятельности обучающихся
|
Изобразительное искусство в среде синтетических искусств
|
Роль изображения в синтетических искусствах
| Синтетические искусства — искусства, соединяющие, синтезирующие в себе выразительные средства разных видов художественного творчества. Коллективность творчества в синтетических искусствах. Пространственно-временные виды искусства. Новые возможности художественного творчества в соединении изображения со словом, музыкой, движением в современном коммуникативно-информационном пространстве. Общность спектакля, фильма и живописной картины на основе визуально-зрелищного языка изображений — зримых образов.
Значение развития технологий в становлении новых видов искусства. Мультимедиа и объединение множества воспринимаемых человеком информационных средств на экране цифрового искусства
| Иметь представление о синтетической природе — коллективности творческого процесса в синтетических искусствах. Характеризовать роль визуального образа в синтетических искусствах. Осознавать общность спектакля, фильма и живописной картины на основании единого визуально-зрелищного языка изображений, зримых образов. Иметь представление о влиянии развития технологий на появление новых видов художественного творчества и их развитие параллельно с традиционными видами искусства
|
Художник и творчество театра
|
Происхождение театра и визуальный облик представлений
| Рождение театра в древнейших обрядах. Знакомство с жанровым многообразием театральных представлений. Синтез искусств в современном театре. Роль художника и виды профессиональной художнической деятельности в современном театре
| Иметь представление об истории развития театра. Знать о жанровом многообразии театральных представлений. Характеризовать виды деятельности
|
Сценография и создание сценического образа
| Художник-постановщик в содружестве с драматургом, режиссёром и актёрами. Сценография и создание сценического образа. Эволюция сцены и виды декораций в истории театра. Эскиз, макет, чертёж в работе сценографа. Сколько художников работает в театре: бутафорские, пошивочные, декорационные и
| Рассуждать о разных видах декораций сцены, значении условности и метафоричности в построении декораций. Иметь представление о роли эскизов и макетов в работе художника-сценографа. Представлять многообразие видов современных сценических зрелищ (шоу, праздники, концерты) и художнических профессий, участвующих в их оформлении.
|
Сценический костюм и грим
| Сценический костюм, грим и маска. Стилистическое единство в решении образа спектакля. Этапы создания костюма от изучения пьесы и эпохи до эскизов и воплощения костюма в материале. Художники-постановщики в истории отечественного искусства. К. Коровин, И. Билибин, А. Головин и др. Наброски эскизов костюмов для персонажей выбранной пьесы.
| Понимать различие между бытовым костюмом в жизни и сценическим костюмом театрального персонажа.
Понимать, что театральный костюм выражает во внешнем облике внутренний мир и характер персонажа. Иметь представление о творчестве художников-постановщиков в истории отечественного искусства. Находить в поисковых системах в Интернете произведения известных отечественных театральных художников и собирать свою папку или компьютерную презентацию их выдающихся произведений. Уметь применять полученные знания при постановке школьного спектакля
|
Художник в театре кукол
| Ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора режиссёра и актёра в процессе создания образа персонажа. Виды театральных кукол: тростевые, перчаточные, ростовые и др. Как одушевить и внести образ в любой подручный предмет. Условность и метафора в театральной постановке как образная и авторская интерпретация реальности
| Объяснять ведущую роль художника кукольного спектакля как соавтора режиссёра и актёра в процессе создания образа персонажа. Иметь опыт создания куклы из простых предметов на столе школьника как персонажа импровизированной театральной игры. Осваивать зрительскую культуру восприятия и понимания театрального действия
|
Художественная фотография
|
Фотография — новое изображение реальности
| . Искусство и технология. История фотографии: от дагерротипа до компьютерных технологий Рождение фотографии как технологическая революция запечатления реальности. Камера-обскура. Луи Жак Дагер и дагеротипия. Длительность экспозиции. Становление фотографии как искусства. Фотопортрет и городские фотопейзажи конца XIX — начала XX в. Фотоателье и поиски художественности в студийной съёмке. Появление катушечной фотоплёнки и её значение в развитии фотографии. Современные возможности художественной обработки фотографии — появление цифровых камер и мощных графических редакторов. Смартфоны и мобилография
| Иметь представление об истории фотографии XIX в. Определять понятия «камера-обскура», «дагеротипия». Объяснять понятия «экспозиция», «выдержка», «диафрагма». Наблюдать, рассматривать примеры фотографий XIX в., объяснять их ценность для современности. Рассуждать о соотношении прогресса технологий и развитии искусства изображения. Сравнивать и различать задачи изображения в живописи, графике и фотографии. Рассказывать и объяснять развитие фотографии в ХХ в. Характеризовать современные возможности фотографирования и обработки фотографий
|
Картина жизни в фотографиях С. Прокудина-Горского и их роль в современной отечественной культуре
| Картина мира в фотографиях С. М. Прокудина-Горского — сохранённая история. С. М. Прокудин-Горский — пионер цветной фотографии. «Родиноведение» С. М. Прокудина-Горского и его «Коллекция достопримечательностей Российской империи». Многообразие фотографических жанров. Значение фотоискусства на примере картин С. М. Прокудина-Горского.
| Наблюдать и рассматривать фотографии С. М. Прокудина-Горского. Объяснять значение фотографий «Родиноведения» С. М. Прокудина-Горского. Объяснять на примере фотографий С. М. Прокудина-Горского значение фотоискусства.
Различать и характеризовать различные жанры в фотографии. Находить в поисковых системах Интернета фотографии С. М. Прокудина-Горского, собрать свою папку или презентацию (PowerPoint) выбранных фотографий и объяснить основание своего подбора
|
Фотография предмета. Натюрморт
| Фотография — искусство светописи. Роль света в выявлении формы и фактуры предмета. Композиция кадра. Ракурс и крупный, средний, дальний план. Графический ритм света и тени в фотографии. Примеры фотографий жанра натюрморта профессиональных фотографов. Предметная фотография. Выполнение постановочных фотографий натюрморта из нескольких простых предметов
| Объяснять роль света как художественного средства в искусстве фотографии. Анализировать профессиональные чёрно-белые фотографии натюрмортного жанра с позиций их графической выразительности. Объяснять значение умения наблюдать реальность, видеть интересное, выразительное в обычном окружении. Находить в поисковых системах Интернета профессиональные чёрно-белые фотографии натюрмортов и собрать папку или презентацию (PowerPoint) из нескольких выбранных фотографий. Объяснять свой выбор фотографий. Иметь опыт фотографирования постановочного или наблюдаемого натюрморта
|
Искусство фотопейзажа
| Образные возможности чёрно-белой и цветной фотографии. Световые эффекты и атмосферные состояния природы (дождь, туман, восход), документальный и художественный характер фотосъёмки. Навыки художника для создания выразительной фотографии пейзажа. Построение композиции кадра. Роль тональных контрастов и роль цвета в эмоционально- образном восприятии пейзажа. Пейзаж природный и городской. Фотопейзаж в творчестве профессиональных фотографов
| Аналитический просмотр фотографий, сделанных обучающимися в предыдущее время. Аналитический просмотр фотографий пейзажа, созданных профессиональными фотографами. Иметь опыт пейзажной фотосъёмки с постановкой художественных задач и их аналитической рефлексии — обсуждения
|
Фоторепортаж. Образ события в кадре
| . Фоторепортаж как вид журналистики и жанр искусства фотографии. Репортажный снимок на месте события — свидетельство истории и его значение в сохранении памяти о событии. Семейная фотохроника. Единственность и неповторимость мгновения, укрупнение его значимости. Ракурс, точка съёмки, динамика и статика в кадре. «Работать для жизни…» — фотографии Александра Родченко, их значение и влияние на стиль эпохи
| Характеризовать значение фоторепортажа как вида журналистики и как жанра искусства. Различать и объяснять разницу в со держании искусства живописной картины и фоторепортажного снимка. Познакомиться с творчеством легендарного фотографа Александра Родченко. Характеризовать, как в фотографиях проявляется образ эпохи и как фотообраз влияет на мировосприятие. Иметь опыт съёмки фоторепортажа на мероприятиях и событиях школьной жизни
|
Фотография и компьютер. Факт и его трактовка
| Фотография постановочная и документальная. Возможности компьютерной обработки фотографий, задачи преобразования фотографий и границы достоверности. Коллаж как жанр художественного творчества с помощью различных компьютерных программ. Художественная фотография как авторское видение мира, как образ времени и влияние фотообраза на жизнь людей
| Осваивать возможности компьютерных программ преобразования фотографии. Скомпоновать на экране компьютера коллаж в виде авторской открытки или фотопоздравления на основе совмещения фотографий разных жанров. Понимать и объяснять, что в основе искусства фотографии лежит дар видения мир
|
Изображение и искусство кино
|
Пространственно-времен- ное искусство кино
| Ожившее изображение. Рождение кино. Эпоха немого кино. Чёрно- белое кино. Появление звука. Появление цветного кино. Время в фильме. Синтетическая природа пространственно-временного искусства кино и состав творческого коллектива. Кинофильм — художественный образ, авторская позиция в кино. Фильм художественный и документальный
| Иметь представление об истории кино и о его эволюции как искусства. Характеризовать кино как пространственно-временное искусство. Объяснять, почему экранное время и всё изображаемое в фильме, являясь условностью, формирует у людей восприятие реального мира. Знать, что спецификой языка кино является монтаж и монтажное построение изобразительного ряда фильма
|
Роль художника в игровом фильме
| Фильм — «рассказ в картинках»: изобразительная сторона фильма. Кинохудожник и его команда в работе по созданию фильма. Эскизы мест действия, образы и костюмы персонажей, раскадровка, чертежи и воплощение в материале. Пространство и предметы — историческая конкретность и художественный образ. Режиссёр — художник — оператор в работе над фильмом. Сложносоставной язык кино
| Иметь представление об экранных искусствах как монтаже композиционно построенных кадров. Иметь представление о работе художников в кино и значении видеоряда в осуществлении фильма. Наблюдать и анализировать киноэскизы профессиональных кинохудожников. Иметь опыт раскадровки маленького простого сюжета со сменой планов и движения персонажа
|
Создание видеоролика — от замысла до съёмки
| Проектная деятельность с использованием ИКТ в урочной и внеурочной деятельности учащихся. Примеры жанров видеороликов: видеорепортаж, игровой короткометражный фильм, социальная реклама, анимационный фильм, музыкальный клип, документальный фильм. Понятие крупного плана. Понятия «панорама», «наезд» и «отъезд». Этапы создания видеоролика: замысел, сценарий, предсъёмочный этап, или «раска- дровка», съёмка, монтаж, анализ результата
| Знать основные жанры и формы видеороликов. Характеризовать основные этапы создания видеоролика и планировать свою работу по созданию видеоролика в соответствии с ними. Осваивать навыки видеосъёмки роликов в разных жанрах. Осваивать начальные навыки практической работы по видеомонтажу в компьютерной программе (Adobe Premiere). Обретать навык рефлексии деятельности по созданию видеоролика
|
Искусство анимации и художник-мультипликатор
| История создания мультфильма. Рисованные мультфильмы, кукольные мультфильмы, цифровая анимация. Уолт Дисней. Отечественная мультипликация и её знаменитые создатели. Использование электронно-цифровых технологий в современном игровом кинематографе
| Просмотреть отечественные мультфильмы. Осознавать многообразие подходов, поэзию и уникальность художественных образов отечественной мультипликации. Анализировать художественный образ и средства его достижения в выбранных мультфильмах. Иметь представление и приводить примеры использования электронно- цифровых технологий в современном игровом кинематографе
|
Компьютерная анимация на занятиях в школе: создаём анимационный фильм
| Техническое оборудование и его возможности для создания анимации в условиях школьных занятий: основные компьютерные программы и их особенности (техника stop-motion, технология Flash). Пластилиновые мультфильмы. Бумажная перекладка. Сыпучая анимация. Коллективный характер работы. Требования и критерии художественности — художественная образность в создании анимационного фильма -
| Иметь опыт создания компьютерной анимации в выбранной технике и в соответствующей компьютерной программе. Иметь опыт совместной творческой работы: выбор сюжета и его раскадровка — завязка, экспозиция, кульминация, раз- вязка; рисунки или лепка героев, со- вместная работа над декорациями, съёмка, просмотры. Анализировать и обсуждать отснятый материал. Осознавать задачи художественной образности в создании анимационного фильма
|
Изобразительное искусство на телевидении
|
Телевидение — экранное искусство и средство массовой информации
| Телевидение — экранное искусство и средство массовой информации, художественного и научного просвещения, развлечения и организации досуга. Создатель телевидения — русский инженер Владимир Козьмич Зворыкин. Прямой эфир— событие в реальном времени. Роль телевидения в превращении мира в единое информационное пространство. Картина мира, создаваемая телевидением. Деятельность художника на телевидении: художники по свету, костюму, гриму; сценографический дизайн и компьютерная графика
| Сравнить и характеризовать общее и особенное в кино и на телевидении. Объяснять особую роль, функции телевидения в жизни общества. Характеризовать телевидение как экранное искусство и объяснять функции художника в работе телевидения. Придумывать и рисовать эскиз оформления студии и эскиз заставки для телепередачи на выбранный сюжет. Применять полученные знания в работе школьного телевидения и студии мультимедиа
|
Искусство и зритель
| Зрительская культура и зрительские умения. Роль искусства в жизни общества и его влияние на жизнь каждого человека, на его мировосприятие, внутренний мир, ценностные ориентации. Человек с неизбежностью исполняет различные художнические роли в своей реальной бытийной жизни. Мир искусства и картина мира в жизни общества
| Осознавать значение художественной культуры для личностного духовно-нравственного развития и самореализации в обществе. Осознавать образовательные задачи зрительской культуры, необходимость зрительских умений. Осознавать место и роль художественной деятельности в своей жизни и в жизни общества
|