Главная страница
Навигация по странице:

  • Исторический жанр в изобразительном искусстве

  • Библейские темы в изобразительном искусстве

  • Модуль 3 «Архитектура и дизайн»

  • Графический дизайн

  • Макетирование объёмно-пространственных композиций.

  • Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека

  • Модуль № 4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная фотография» (вариативный)

  • Художник и искусство театра

  • Художественная фотография

  • Изображение и искусство кино

  • ПРП_5-7_ИЗО_2022. Рекомендована решением научнометодического совета гбоу дпо "донриро"


    Скачать 171.71 Kb.
    НазваниеРекомендована решением научнометодического совета гбоу дпо "донриро"
    АнкорПРП_5-7_ИЗО_2022
    Дата08.11.2022
    Размер171.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПРП_5-7_ИЗО_2022.docx
    ТипПротокол
    #777824
    страница2 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Портрет

    Портрет как образ определённого реального человека. Изображение портрета человека в искусстве разных эпох. Выражение в портретном изображении характера человека и мировоззренческих идеалов эпохи. Великие портретисты в европейском искусстве.

    Особенности развития портретного жанра в отечественном искусстве. Великие портретисты в русской живописи. Парадный и камерный портрет в живописи. Особенности развития жанра портрета в искусстве ХХ в.— отечественном и европейском.

    Построение головы человека, основные пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы. Графический портрет в работах известных художников. Разнообразие графических средств в изображении образа человека. Графический портретный рисунок с натуры или по памяти.

    Роль освещения головы при создании портретного образа. Свет и тень в изображении головы человека.

    Сатирические образы человека. Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве.
    Карикатура. Дружеский шарж. Изображение дружеского шаржа.

    Портрет в скульптуре. Выражение характера человека, его социального положения и образа эпохи в скульптурном портрете. Значение свойств художественных материалов в создании скульптурного портрета.

    Живописное изображение портрета. Роль цвета в живописном портретном образе в произведениях выдающихся живописцев. Опыт работы над созданием живописного портрета.

    Портрет во весь рост. Изображение фигуры человека в истории искусства. Образ человека в искусстве как выражение особенностей духовной культуры эпохи, ее системы нравственных и смысловых ценностей. Изображение человека в культурах Древнего Востока и Древней Греции. Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость.
    Пейзаж

    Особенности изображения пространства в эпоху Древнего мира, в средневековом искусстве и в эпоху Возрождения. Правила построения линейной перспективы в изображении пространства. Правила воздушной перспективы, построения переднего, среднего и дальнего планов при изображении пейзажа.

    Особенности изображения разных состояний природы и её освещения. Романтический пейзаж. Морские пейзажи И. Айвазовского.

    Особенности изображения природы в творчестве импрессионистов и постимпрессионистов. Представления о пленэрной живописи и колористической изменчивости состояний природы. Живописное изображение различных состояний природы.

    Пейзаж в истории русской живописи и его значение в отечественной культуре. История становления картины Родины в развитии отечественной пейзажной живописи XIX в. Становление образа родной природы в произведениях А. Венецианова и его учеников: А. Саврасова, И. Шишкина. Пейзажная живопись И. Левитана и её значение для русской культуры. Значение художественного образа отечественного пейзажа в развитии чувства Родины. Творческий опыт в создании композиционного живописного пейзажа своей Родины.

    Графический образ пейзажа в работах выдающихся мастеров. Средства выразительности в графическом рисунке и многообразие графических техник. Графические зарисовки и графическая композиция на темы окружающей природы.

    Городской пейзаж в творчестве мастеров искусства. Многообразие в понимании образа города. Город как материальное воплощение отечественной истории и культурного наследия. Задачи охраны культурного наследия и исторического образа в жизни современного города. Опыт изображения городского пейзажа. Наблюдательная перспектива и ритмическая организация плоскости изображения.
    Бытовой жанр в изобразительном искусстве

    Изображение труда и бытовой жизни людей в традициях искусства разных эпох. Значение художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории человечества и современной жизни.

    Жанровая картина как обобщение жизненных впечатлений художника. Тема, сюжет, содержание в жанровой картине. Образ нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине и роль картины в их утверждении. Работа над сюжетной композицией. Композиция как целостность в организации художественных выразительных средств и взаимосвязи всех компонентов произведения.
    Исторический жанр в изобразительном искусстве

    Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в жизни общества. Жанровые разновидности исторической картины в зависимости от сюжета: мифологическая картина, картина на библейские темы, батальная картина и др.

    Историческая картина в русском искусстве XIX в. и её особое место в развитии отечественной культуры. Картина К. Брюллова «Последний день Помпеи», исторические картины в творчестве В. Сурикова и др. Исторический образ России в картинах ХХ в. Работа над сюжетной композицией. Этапы длительного периода работы художника над исторической картиной: идея и эскизы, сбор материала и работа над этюдами, уточнения композиции в эскизах, картон композиции, работа над холстом.
    Библейские темы в изобразительном искусстве

    Исторические картины на библейские темы: место и значение сюжетов Священной истории в европейской культуре. Вечные темы и их нравственное и духовно-ценностное выражение как «духовная ось», соединяющая жизненные позиции разных поколений.

    Произведения на библейские темы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, в скульптуре «Пьета» Микеланджело и др.

    Библейские темы в отечественных картинах XIX в. (А. Иванов. «Явление Христа народу», И. Крамской. «Христос в пустыне», Н. Ге. «Тайная вечеря», В. Поленов. «Христос и грешница»).

    Иконопись как великое проявление русской культуры. Язык изображения в иконе – его религиозный и символический смысл. Великие русские иконописцы: духовный свет икон Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия.

    Роль и значение изобразительного искусства в жизни людей: образ мира в изобразительном искусстве.
    Модуль 3 «Архитектура и дизайн»

    Архитектура и дизайн - искусства художественной постройки – конструктивные искусства. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы» – предметно-пространственной среды жизни людей. Функциональность предметно-пространственной среды и выражение в ней мировосприятия, духовно-ценностных позиций общества. Материальная культура человечества как уникальная информация о жизни людей в разные исторические эпохи. Роль архитектуры в понимании человеком своей идентичности. Задачи сохранения культурного наследия и природного ландшафта. Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Единство функционального и художественного – целесообразности и красоты.
    Графический дизайн

    Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Основы формальной композиции в конструктивных искусствах. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение.

    Формальная композиция как композиционное построение на основе сочетания геометрических фигур, без предметного содержания. Основные свойства композиции: целостность и соподчинённость элементов. Ритмическая организация элементов: выделение доминанты, симметрия и асимметрия, динамическая и статичная композиция, контраст, нюанс, акцент, замкнутость или открытость композиции. Практические упражнения по созданию композиции с вариативным ритмическим расположением геометрических фигур на плоскости.

    Роль цвета в организации композиционного пространства. Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Цвет и законы колористики. Применение локального цвета. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта.

    Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне. Форма буквы как изобразительно-смысловой символ. Шрифт и содержание текста. Стилизация шрифта. Типографика. Понимание типографской строки как элемента плоскостной композиции. Выполнение аналитических и практических работ по теме «Буква – изобразительный элемент композиции».

    Логотип как графический знак, эмблема или стилизованный графический символ. Функции логотипа. Шрифтовой логотип. Знаковый логотип.

    Композиционные основы макетирования в графическом дизайне при соединении текста и изображения. Искусство плаката. Синтез слова и изображения. Изобразительный язык плаката. Композиционный монтаж изображения и текста в плакате, рекламе, поздравительной открытке.

    Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книги и журнала. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Макет разворота книги или журнала по выбранной теме в виде коллажа или на основе компьютерных программ.
    Макетирование объёмно-пространственных композиций.

    Композиция плоскостная и пространственная. Композиционная организация пространства. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Макетирование. Введение в макет понятия рельефа местности и способы его обозначения на макете. Выполнение практических работ по созданию объёмно-пространственных композиций. Объём и пространство. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

    Структура зданий различных архитектурных стилей и эпох: выявление простых объёмов, образующих целостную постройку. Взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки.

    Понятие тектоники как выражение в художественной форме конструктивной сущности сооружения и логики конструктивного соотношения его частей.

    Роль эволюции строительных материалов и строительных технологий в изменении архитектурных конструкций (перекрытия и опора – стоечно-балочная конструкция – архитектура сводов; каркасная каменная архитектура; металлический каркас, железобетон и язык современной архитектуры).

    Многообразие предметного мира, создаваемого человеком. Функция вещи и её форма. Образ времени в предметах, создаваемых человеком. Дизайн предмета как искусство и социальное проектирование. Анализ формы через выявление сочетающихся объёмов. Красота – наиболее полное выявление функции предмета. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы предмета. Выполнение аналитических зарисовок форм бытовых предметов. Творческое проектирование предметов быта с определением их функций и материала изготовления. Цвет в архитектуре и дизайне. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Конструирование объектов дизайна или архитектурное макетирование с использованием цвета.
    Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека

    Образ и стиль материальной культуры прошлого. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, изменения мировоззрения людей и развития производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох.

    Архитектура народного жилища, храмовая архитектура, частный дом в предметно-пространственной среде жизни разных народов.

    Пути развития современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра. Архитектурная и градостроительная революция XX в. Её технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и сохранение наследия с учётом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города.

    Пространство городской среды. Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Роль цвета в формировании пространства. Схема-планировка и реальность. Современные поиски новой эстетики в градостроительстве.

    Индивидуальный образ каждого города. Неповторимость исторических кварталов и значение культурного наследия для современной жизни людей. Дизайн городской среды. Малые архитектурные формы. Роль малых архитектурных форм и архитектурного дизайна в организации городской среды и индивидуальном образе города.

    Проектирование дизайна объектов городской среды. Устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д.

    Интерьер и предметный мир в доме. Назначение помещения и построение его интерьера. Дизайн пространственно-предметной среды интерьера. Образно-стилевое единство материальной культуры каждой эпохи. Интерьер как отражение стиля жизни его хозяев. Зонирование интерьера – создание многофункционального пространства. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер.

    Интерьеры общественных зданий (театр, кафе, вокзал, офис, школа).

    Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Основные школы ландшафтного дизайна. Особенности ландшафта русской усадебной территории и задачи сохранения исторического наследия. Традиции графического языка ландшафтных проектов.

    Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей.
    Образ человека и индивидуальное проектирование

    Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа и индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Дизайн предметной среды в интерьере частного дома.

    Мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды. Костюм как образ человека. Стиль в одежде. Соответствие материи и формы. Целесообразность и мода. Мода как ответ на изменения в укладе жизни, как бизнес и в качестве манипулирования массовым сознанием. Характерные особенности современной одежды. Молодёжная субкультура и подростковая мода. Унификация одежды и индивидуальный стиль. Ансамбль в костюме. Роль фантазии и вкуса в подборе одежды.

    Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Имидж-дизайн и его связь с публичностью, технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью.

    Дизайн и архитектура – средства организации среды жизни людей и строительства нового мира.

    Модуль № 4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная фотография» (вариативный)
    Синтетические — пространственно-временные виды искусства. Роль изображения в синтетических искусствах в соединении со словом, музыкой, движением.

    Значение развития технологий в становлении новых видов искусства.

    Мультимедиа и объединение множества воспринимаемых человеком информационных средств на экране цифрового искусства.

    Художник и искусство театра

    Рождение театра в древнейших обрядах. История развития искусства театра.

    Жанровое многообразие театральных представлений, шоу, праздников и их визуальный облик.

    Роль художника и виды профессиональной деятельности художника в современном театре.

    Сценография и создание сценического образа. Сотворчество художника-постановщика с драматургом, режиссёром и актёрами.

    Роль освещения в визуальном облике театрального действия. Бутафорские, пошивочные, декорационные и иные цеха в театре.

    Сценический костюм, грим и маска. Стилистическое единство в решении образа спектакля. Выражение в костюме характера персонажа.

    Творчество художников-постановщиков в истории отечественного искусства (К. Коровин, И. Билибин, А. Головин и др.).

    Школьный спектакль и работа художника по его подготовке.

    Художник в театре кукол и его ведущая роль как соавтора режиссёра и актёра в процессе создания образа персонажа.

    Условность и метафора в театральной постановке как образная и авторская интерпретация реальности.
    Художественная фотография

    Рождение фотографии как технологическая революция запечатления реальности. Искусство и технология. История фотографии: от дагеротипа до компьютерных технологий.

    Современные возможности художественной обработки цифровой фотографии.

    Картина мира и «Родиноведение» в фотографиях С. М. Прокудина-Горского. Сохранённая история и роль его фотографий в современной отечественной культуре.

    Фотография — искусство светописи. Роль света в выявлении формы и фактуры предмета. Примеры художественной фотографии в творчестве профессиональных мастеров.

    Композиция кадра, ракурс, плановость, графический ритм.

    Умения наблюдать и выявлять выразительность и красоту окружающей жизни с помощью фотографии.

    Фотопейзаж в творчестве профессиональных фотографов.

    Образные возможности чёрно-белой и цветной фотографии. Роль тональных контрастов и роль цвета в эмоционально-образном восприятии пейзажа.

    Роль освещения в портретном образе. Фотография постановочная и документальная.

    Фотопортрет в истории профессиональной фотографии и его связь с направлениями в изобразительном искусстве.

    Портрет в фотографии, его общее и особенное по сравнению с живописным и графическим портретом. Опыт выполнения портретных фотографий.

    Фоторепортаж. Образ события в кадре. Репортажный снимок — свидетельство истории и его значение в сохранении памяти о событии.

    Фоторепортаж  — дневник истории. Значение работы военных фотографов. Спортивные фотографии. Образ современности в репортажных фотографиях.

    «Работать для жизни…» — фотографии Александра Родченко, их значение и влияние на стиль эпохи.

    Возможности компьютерной обработки фотографий, задачи преобразования фотографий и границы достоверности.

    Коллаж как жанр художественного творчества с помощью различных компьютерных программ.

    Художественная фотография как авторское видение мира, как образ времени и влияние фотообраза на жизнь людей.
    Изображение и искусство кино

    Ожившее изображение. История кино и его эволюция как искусства.

    Синтетическая природа пространственно-временного искусства кино и состав творческого коллектива. Сценарист — режиссёр — художник — оператор в работе над фильмом. Сложносоставной язык кино.

    Монтаж композиционно построенных кадров — основа языка киноискусства.

    Художник-постановщик и его команда художников в работе по созданию фильма. Эскизы мест действия, образы и костюмы персонажей, раскадровка, чертежи и воплощение в материале. Пространство и предметы, историческая конкретность и художественный образ — видеоряд художественного игрового фильма.

    Создание видеоролика — от замысла до съёмки. Разные жанры — разные задачи в работе над видеороликом. Этапы создания видеоролика.

    Искусство анимации и художник-мультипликатор. Рисованные, кукольные мультфильмы и цифровая анимация. Уолт Дисней и его студия. Особое лицо отечественной мультипликации, её знаменитые создатели.

    Использование электронно-цифровых технологий в современном игровом кинематографе.

    Компьютерная анимация на занятиях в школе. Техническое оборудование и его возможности для создания анимации. Коллективный характер деятельности по созданию анимационного фильма. Выбор технологии: пластилиновые мультфильмы, бумажная перекладка, сыпучая анимация.

    Этапы создания анимационного фильма. Требования и критерии художественности.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта