Главная страница

ПРП_5-7_ИЗО_2022. Рекомендована решением научнометодического совета гбоу дпо "донриро"


Скачать 171.71 Kb.
НазваниеРекомендована решением научнометодического совета гбоу дпо "донриро"
АнкорПРП_5-7_ИЗО_2022
Дата08.11.2022
Размер171.71 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПРП_5-7_ИЗО_2022.docx
ТипПротокол
#777824
страница3 из 7
1   2   3   4   5   6   7

Изобразительное искусство на телевидении

Телевидение — экранное искусство: средство массовой информации, художественного и научного просвещения, развлечения и организации досуга.

Искусство и технология. Создатель телевидения — русский инженер Владимир Козьмич Зворыкин.

Роль телевидения в превращении мира в единое информационное пространство. Картина мира, создаваемая телевидением. Прямой эфир и его значение.

Деятельность художника на телевидении: художники по свету, костюму, гриму; сценографический дизайн и компьютерная графика.

Школьное телевидение и студия мультимедиа. Построение видеоряда и художественного оформления.

Художнические роли каждого человека в реальной бытийной жизни.

Роль искусства в жизни общества и его влияние на жизнь каждого человека.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Личностные результаты

Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего образования по изобразительному искусству достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.

В центре примерной программы по изобразительному искусству в соответствии с ГОС основного общего образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение обучающихся к традиционным духовным ценностям, социализация личности.

Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных в ГОС: формирование у обучающихся основ идентичности; ценностные установки и социально значимые качества личности; духовно-нравственное развитие обучающихся и отношение школьников к культуре; мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой деятельности.
1. Патриотическое воспитание

Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций, истории и современного развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящённых различным подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в изучении истории народного искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе собственной художественно-практической деятельности обучающегося, который учится чувственно-эмоциональному восприятию и творческому созиданию художественного образа.
2. Гражданское воспитание

Программа по изобразительному искусству направлена на активное приобщение обучающихся к ценностям мировой и отечественной культуры. При этом реализуются задачи социализации и гражданского воспитания школьника. Формируется чувство личной причастности к жизни общества. Искусство рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения. В рамках предмета «Изобразительное искусство» происходит изучение художественной культуры и мировой истории искусства, углубляются интернациональные чувства обучающихся. Предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты различных национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы, а также участие в общих художественных проектах создают условия для разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной ответственности.
3. Духовно-нравственное воспитание

В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого составляет суть школьного предмета. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира учащегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества. Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по изобразительному искусству способствует освоению базовых ценностей – формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни.
4. Эстетическое воспитание

Эстетическое – это воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, высокое, низменное. Искусство понимается как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития социально значимых отношений обучающихся. Способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, стремлению к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции. Способствует формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию.
5. Ценности познавательной деятельности

В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставятся задачи воспитания наблюдательности – умений активно, т. е. в соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир. Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в процессе учебных проектов на уроках изобразительного искусства и при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
6. Экологическое воспитание

Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, воспитывается в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, её образа в произведениях искусства и личной художественно-творческой работе.
7. Трудовое воспитание

Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с освоением художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками, формирование умений преобразования реального жизненного пространства и его оформления, удовлетворение от создания реального практического продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной трудовой работы, работы в команде – обязательные требования к определённым заданиям программы.
8. Воспитывающая предметно-эстетическая среда

В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация пространственной среды школы. При этом школьники должны быть активными участниками (а не только потребителями) её создания и оформления пространства в соответствии с задачами образовательной организации, среды, календарными событиями школьной жизни.

Эта деятельность обучающихся, как и сам образ предметно-пространственной среды школы, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентаций и восприятие жизни школьниками.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Изобразительное искусство»:

  1. Овладение универсальными познавательными действиями

Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей:

  • сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям;

  • характеризовать форму предмета, конструкции;

  • выявлять положение предметной формы в пространстве;

  • обобщать форму составной конструкции;

  • анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа;

  • структурировать предметно-пространственные явления;

  • сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между собой;

  • абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции.

Базовые логические и исследовательские действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры;

  • сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства и действительности;

  • классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;

  • ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

  • вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по установленной или выбранной теме;

  • самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования, аргументированно защищать свои позиции.

Работа с информацией:

  • использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора информации на основе образовательных задач и заданных критериев;

  • использовать электронные образовательные ресурсы;

  • уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками;

  • выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах и схемах;

  • самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в различных видах её представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях.

2. Овладение универсальными коммуникативными действиями

  • Понимать искусство в качестве особого языка общения – межличностного (автор – зритель), между поколениями, между народами;

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих;

  • вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов;

  • публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;

  • взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата.


3. Овладение универсальными регулятивными действиями

Самоорганизация:

  • осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности;

  • планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, познавательных, художественно-творческих задач;

  • уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам.

Самоконтроль:

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

  • владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев.

Эмоциональный интеллект:

  • развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций других;

  • уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и собственной художественной деятельности;

  • развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других;

  • признавать своё и чужое право на ошибку;

  • работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Изобразительное искусство», сгруппированы по классам и должны отражать сформированность умений.
Модуль №1 «Декоративно-прикладное и народное искусство»:

  • знать о многообразии видов декоративно-прикладного искусства: народного, классического, современного, искусства промыслов; понимать связь декоративно-прикладного искусства с бытовыми потребностями людей, необходимость присутствия в предметном мире и жилой среде;

  • иметь представление (уметь рассуждать, приводить примеры) о мифологическом и магическом значении орнаментального оформления жилой среды в древней истории человечества, о присутствии в древних орнаментах символического описания мира;

  • характеризовать коммуникативные, познавательные и культовые функции декоративно-прикладного искусства;

  • уметь объяснять коммуникативное значение декоративного образа в организации межличностных отношений, в обозначении социальной роли человека, в оформлении предметно-пространственной среды;

  • распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по материалу (дерево, металл, керамика, текстиль, стекло, камень, кость, др.); уметь характеризовать неразрывную связь декора и материала;

  • распознавать и называть техники исполнения произведений декоративно-прикладного искусства в разных материалах: резьба, роспись, вышивка, ткачество, плетение, ковка, др.;

  • знать специфику образного языка декоративного искусства – его знаковую природу, орнаментальность, стилизацию изображения;

  • различать разные виды орнамента по сюжетной основе: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный;

  • владеть практическими навыками самостоятельного творческого создания орнаментов ленточных, сетчатых, центрических;

  • знать о значении ритма, раппорта, различных видов симметрии в построении орнамента и уметь применять эти знания в собственных творческих декоративных работах;

  • овладеть практическими навыками стилизованного – орнаментального лаконичного изображения деталей природы, стилизованного обобщённого изображения представителей животного мира, сказочных и мифологических персонажей с опорой на традиционные образы мирового искусства;

  • знать особенности народного крестьянского искусства как целостного мира, в предметной среде которого выражено отношение человека к труду, к природе, к добру и злу, к жизни в целом;

  • уметь объяснять символическое значение традиционных знаков народного крестьянского искусства (солярные знаки, древо жизни, конь, птица, мать-земля);

  • знать и самостоятельно изображать конструкцию традиционного крестьянского дома, его декоративное убранство, уметь объяснять функциональное, декоративное и символическое единство его деталей; объяснять крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры;

  • иметь практический опыт изображения характерных традиционных предметов крестьянского быта;

  • освоить конструкцию народного праздничного костюма, его образный строй и символическое значение его декора; знать о разнообразии форм и украшений народного праздничного костюма различных регионов страны; уметь изобразить или смоделировать традиционный народный костюм;

  • осознавать произведения народного искусства как бесценное культурное наследие, хранящее в своих материальных формах глубинные духовные ценности;

  • знать и уметь изображать или конструировать устройство традиционных жилищ разных народов, например, юрты, сакли, хаты-мазанки; объяснять семантическое значение деталей конструкции и декора, их связь с природой, трудом и бытом;

  • иметь представление и распознавать примеры декоративного оформления жизнедеятельности – быта, костюма разных исторических эпох и народов (например, Древний Египет, Древний Китай, античные Греция и Рим, Европейское Средневековье); понимать разнообразие образов декоративно-при-

  • кладного искусства, его единство и целостность для каждой конкретной культуры, определяемые природными условиями и сложившийся историей;

  • объяснять значение народных промыслов и традиций художественного ремесла в современной жизни;

  • рассказывать о происхождении народных художественных промыслов; о соотношении ремесла и искусства;

  • называть характерные черты орнаментов и изделий ряда отечественных народных художественных промыслов;

  • характеризовать древние образы народного искусства в произведениях современных народных промыслов;

  • уметь перечислять материалы, используемые в народных художественных промыслах: дерево, глина, металл, стекло, др.;

  • различать изделия народных художественных промыслов по материалу изготовления и технике декора; объяснять связь между материалом, формой и техникой декора в произведениях народных промыслов;

  • иметь представление о приёмах и последовательности работы при создании изделий некоторых художественных промыслов;

  • уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали или общий вид изделий ряд отечественных художественных промыслов;

  • характеризовать роль символического знака в современной жизни (герб, эмблема, логотип, указующий или декоративный знак) и иметь опыт творческого создания эмблемы или логотипа;

  • понимать и объяснять значение государственной символики,

  • иметь представление о значении и содержании геральдики;

  • уметь определять и указывать продукты декоративно-прикладной художественной деятельности в окружающей предметно-пространственной среде, обычной жизненной обстановке и характеризовать их образное назначение;

  • ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства; различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен и т. д.;

  • овладевать навыками коллективной практической творческой работы по оформлению пространства школы и школьных праздников.


Модуль №2 «Живопись, графика, скульптура»:

  • характеризовать различия между пространственными и временными видами искусства и их значение в жизни людей;

  • объяснять причины деления пространственных искусств на виды;

  • знать основные виды живописи, графики и скульптуры, объяснять их назначение в жизни людей.

Язык изобразительного искусства и его выразительные средства:

  • различать и характеризовать традиционные художественные материалы для графики, живописи, скульптуры;

  • осознавать значение материала в создании художественного образа; уметь различать и объяснять роль художественного материала в произведениях искусства;

  • иметь практические навыки изображения карандашами разной жёсткости, фломастерами, углём, пастелью и мелками, акварелью, гуашью, лепкой из пластилина, а также использовать возможности применять другие доступные художественные материалы;

  • иметь представление о различных художественных техниках в использовании художественных материалов;

  • понимать роль рисунка как основы изобразительной деятельности;

  • иметь опыт учебного рисунка – светотеневого изображения объёмных форм;

  • знать основы линейной перспективы и уметь изображать объёмные геометрические тела на двухмерной плоскости;

  • знать понятия графической грамоты изображения предмета «освещённая часть», «блик», «полутень», «собственная тень», «падающая тень» и уметь их применять в практике рисунка;

  • понимать содержание понятий «тон», «тональные отношения» и иметь опыт их визуального анализа;

  • обладать навыком определения конструкции сложных форм, геометризации плоскостных и объёмных форм, умением соотносить между собой пропорции частей внутри целого;

  • иметь опыт линейного рисунка, понимать выразительные возможности линии;

  • иметь опыт творческого композиционного рисунка в ответ на заданную учебную задачу или как самостоятельное творческое действие;

  • знать основы цветоведения: характеризовать основные и составные цвета, дополнительные цвета – и значение этих знаний для искусства живописи;

  • определять содержание понятий «колорит», «цветовые отношения», «цветовой контраст» и иметь навыки практической работы гуашью и акварелью;

  • иметь опыт объёмного изображения (лепки) и начальные представления о пластической выразительности скульптуры, соотношении пропорций в изображении предметов или животных.

Жанры изобразительного искусства:

  • объяснять понятие «жанры в изобразительном искусстве», перечислять жанры;

  • объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием произведения искусства.

Натюрморт:

  • характеризовать изображение предметного мира в различные эпохи истории человечества и приводить примеры натюрморта в европейской живописи Нового времени;

  • рассказывать о натюрморте в истории русского искусства и роли натюрморта в отечественном искусстве ХХ в., опираясь на конкретные произведения отечественных художников;

  • знать и уметь применять в рисунке правила линейной перспективы и изображения объёмного предмета в двухмерном пространстве листа;

  • знать об освещении как средстве выявления объёма предмета;

  • иметь опыт построения композиции натюрморта: опыт разнообразного расположения предметов на листе, выделения доминанты и целостного соотношения всех применяемых средств выразительности;

  • иметь опыт создания графического натюрморта;

  • иметь опыт создания натюрморта средствами живописи.

Портрет:

  • иметь представление об истории портретного изображения человека в разные эпохи как последовательности изменений представления о человеке;

  • сравнивать содержание портретного образа в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и Нового времени;

  • понимать, что в художественном портрете присутствует также выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника;

  • узнавать произведения и называть имена нескольких великих портретистов европейского искусства (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт и др.);

  • уметь рассказывать историю портрета в русском изобразительном искусстве, называть имена великих художников-портретистов (В. Боровиковский, А. Венецианов, О. Кипренский, В. Тропинин, К. Брюллов, И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, В. Серов и др.);

  • знать и претворять в рисунке основные позиции конструкции головы человека, пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы;

  • иметь представление о способах объёмного изображения головы человека, создавать зарисовки объёмной конструкции головы; понимать термин «ракурс» и определять его на практике;

  • иметь представление о скульптурном портрете в истории искусства, о выражении характера человека и образа эпохи в скульптурном портрете;

  • иметь начальный опыт лепки головы человека;

  • приобретать опыт графического портретного изображения как нового для себя видения индивидуальности человека;

  • иметь представление о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в изображении образа человека;

  • уметь характеризовать роль освещения как выразительного средства при создании художественного образа;

  • иметь опыт создания живописного портрета, понимать роль цвета в создании портретного образа как средства выражения настроения, характера, индивидуальности героя портрета;

  • иметь представление о жанре портрета в искусстве ХХ в. – западном и отечественном.

  • Знать о пропорциях тела человека, пропорциональный канон, модуль – высота головы человека, золотое сечение.

Пейзаж:

  • иметь представление и уметь сравнивать изображение пространства в эпоху Древнего мира, в Средневековом искусстве и в эпоху Возрождения;

  • знать правила построения линейной перспективы и уметь применять их в рисунке;

  • определять содержание понятий: линия горизонта, точка схода, низкий и высокий горизонт, перспективные сокращения, центральная и угловая перспектива;

  • знать правила воздушной перспективы и уметь их применять на практике;

  • характеризовать особенности изображения разных состояний природы в романтическом пейзаже и пейзаже творчества импрессионистов и постимпрессионистов;

  • иметь представление о морских пейзажах И. Айвазовского;

  • иметь представление об особенностях пленэрной живописи и колористической изменчивости состояний природы;

  • знать и уметь рассказывать историю пейзажа в русской живописи, характеризуя особенности понимания пейзажа в творчестве А. Саврасова, И. Шишкина, И.Левитана и художников ХХ в. (по выбору);

  • уметь объяснять, как в пейзажной живописи развивался образ отечественной природы и каково его значение в развитии чувства Родины;

  • иметь опыт живописного изображения различных активно выраженных состояний природы;

  • иметь опыт пейзажных зарисовок, графического изображения природы по памяти и представлению;

  • иметь опыт художественной наблюдательности как способа развития интереса к окружающему миру и его художественно-поэтическому видению;

  • иметь опыт изображения городского пейзажа – по памяти или представлению;

  • обрести навыки восприятия образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа;

  • понимать и объяснять роль культурного наследия в городском пространстве, задачи его охраны и сохранения.

Бытовой жанр:

  • характеризовать роль изобразительного искусства в формировании представлений о жизни людей разных эпох и народов;

  • уметь объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись», «монументальная живопись»; перечислять основные жанры тематической картины;

  • различать тему, сюжет и содержание в жанровой картине;

  • выявлять образ нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине;

  • иметь представление о композиции как целостности в организации художественных выразительных средств, взаимосвязи всех компонентов художественного произведения;

  • объяснять значение художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории человечества и современной жизни;

  • осознавать многообразие форм организации бытовой жизни и одновременно единство мира людей;

  • иметь представление об изображении труда и повседневных занятий человека в искусстве разных эпох и народов; различать произведения разных культур по их стилистическим признакам и изобразительным традициям (Древний Египет, Китай, античный мир и др.);

  • иметь опыт изображения бытовой жизни разных народов в контексте традиций их искусства;

  • характеризовать понятие «бытовой жанр» и уметь приводить несколько примеров произведений европейского и отечественного искусства;

  • обрести опыт создания композиции на сюжеты из реальной повседневной жизни, обучаясь художественной наблюдательности и образному видению окружающей действительности.

Исторический жанр:

  • характеризовать исторический жанр в истории искусства и объяснять его значение для жизни общества; уметь объяснить, почему историческая картина считалась самым высоким жанром произведений изобразительного искусства;

  • знать авторов, узнавать и уметь объяснять содержание таких картин, как «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Боярыня Морозова» и другие картины В. Сурикова, «Бурлаки на Волге» И. Репина;

  • иметь представление о развитии исторического жанра в творчестве отечественных художников ХХ в.;

  • уметь объяснять, почему произведения на библейские, мифологические темы, сюжеты об античных героях принято относить к историческому жанру;

  • узнавать и называть авторов таких произведений, как «Давид» Микеланджело, «Весна» С. Боттичелли;

  • знать характеристики основных этапов работы художника над тематической картиной: периода эскизов, периода сбора материала и работы над этюдами, уточнения эскизов, этапов работы над основным холстом;

  • иметь опыт разработки композиции на выбранную историческую тему (художественный проект): сбор материала, работа над эскизами, работа над композицией.

Библейские темы в изобразительном искусстве:

  • знать о значении библейских сюжетов в истории культуры и узнавать сюжеты Священной истории в произведениях искусства;

  • объяснять значение великих – вечных тем в искусстве на основе сюжетов Библии как «духовную ось», соединяющую жизненные позиции разных поколений;

  • знать, объяснять содержание, узнавать произведения великих европейских художников на библейские темы, такие как «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «Возвращение блудного сына» и «Святое семейство» Рембрандта и др.; в скульптуре «Пьета» Микеланджело и др.;

  • знать о картинах на библейские темы в истории русского искусства;

  • уметь рассказывать о содержании знаменитых русских картин на библейские темы, таких как «Явление Христа народу» А. Иванова, «Христос в пустыне» И. Крамского, «Тайная вечеря» Н. Ге, «Христос и грешница» В. Поленова и др.;

  • иметь представление о смысловом различии между иконой и картиной на библейские темы;

  • иметь знания о русской иконописи, о великих русских иконописцах: Андрее Рублёве, Феофане Греке, Дионисии;

  • воспринимать искусство древнерусской иконописи как уникальное и высокое достижение отечественной культуры;

  • объяснять творческий и деятельный характер восприятия произведений искусства на основе художественной культуры зрителя;

  • уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни человека.


Модуль №3 «Архитектура и дизайн»:

  • характеризовать архитектуру и дизайн как конструктивные виды искусства, т. е. искусства художественного построения предметно-пространственной среды жизни людей;

  • объяснять роль архитектуры и дизайна в построении предметно-пространственной среды жизнедеятельности человека;

  • рассуждать о влиянии предметно-пространственной среды на чувства, установки и поведение человека;

  • рассуждать о том, как предметно-пространственная среда организует деятельность человека и представления о самом себе;

  • объяснять ценность сохранения культурного наследия, выраженного в архитектуре, предметах труда и быта разных эпох.

Графический дизайн:

  • объяснять понятие формальной композиции и её значение как основы языка конструктивных искусств;

  • объяснять основные средства – требования к композиции;

  • уметь перечислять и объяснять основные типы формальной композиции;

  • составлять различные формальные композиции на плоскости в зависимости от поставленных задач;

  • выделять при творческом построении композиции листа композиционную доминанту;

  • составлять формальные композиции на выражение в них движения и статики;

  • осваивать навыки вариативности в ритмической организации листа;

  • объяснять роль цвета в конструктивных искусствах;

  • различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах;

  • объяснять выражение «цветовой образ»;

  • применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту, объединённые одним стилем;

  • определять шрифт как графический рисунок начертания букв, объединённых общим стилем, отвечающий законам художественной композиции;

  • соотносить особенности стилизации рисунка шрифта и содержание текста; различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур; иметь опыт творческого воплощения шрифтовой композиции (буквицы);

  • применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической композиции;

  • объяснять функции логотипа как представительского знака, эмблемы, торговой марки; различать шрифтовой и знаковый виды логотипа; иметь практический опыт разработки логотипа на выбранную тему;

  • приобрести творческий опыт построения композиции плаката, поздравительной открытки или рекламы на основе соединения текста и изображения;

  • иметь представление об искусстве конструирования книги, дизайне журнала; иметь практический творческий опыт образного построения книжного и журнального разворотов в качестве графических композиций.

Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека:

  • иметь опыт построения объёмно-пространственной композиции как макета архитектурного пространства в реальной жизни;

  • выполнять построение макета пространственно-объёмной композиции по его чертежу;

  • выявлять структуру различных типов зданий и характеризовать влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки и её влияние на организацию жизнедеятельности людей;

  • знать о роли строительного материала в эволюции архитектурных конструкций и изменении облика архитектурных сооружений;

  • иметь представление, как в архитектуре проявляются мировоззренческие изменения в жизни общества и как изменение архитектуры влияет на характер организации и жизнедеятельности людей;

  • иметь знания и опыт изображения особенностей архитектурно-художественных стилей разных эпох, выраженных в постройках общественных зданий, храмовой архитектуре и частном строительстве, в организации городской среды;

  • характеризовать архитектурные и градостроительные изменения в культуре новейшего времени, современный уровень развития технологий и материалов; рассуждать о социокультурных противоречиях в организации современной городской среды и поисках путей их преодоления;

  • знать о значении сохранения исторического облика города для современной жизни, сохранения архитектурного наследия как важнейшего фактора исторической памяти и понимания своей идентичности;

  • определять понятие «городская среда»; рассматривать и объяснять планировку города как способ организации образа жизни людей;

  • знать различные виды планировки города; иметь опыт разработки построения городского пространства в виде макетной или графической схемы;

  • характеризовать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры; иметь представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры и школах ландшафтного дизайна;

  • объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в «проживании» городского пространства;

  • иметь представление о задачах соотношения функционального и образного в построении формы предметов, создаваемых людьми; видеть образ времени и характер жизнедеятельности человека в предметах его быта;

  • объяснять, в чём заключается взаимосвязь формы и материала при построении предметного мира; объяснять характер влияния цвета на восприятие человеком формы объектов архитектуры и дизайна;

  • иметь опыт творческого проектирования интерьерного пространства для конкретных задач жизнедеятельности человека;

  • объяснять, как в одежде проявляются характер человека, его ценностные позиции и конкретные намерения действий; объяснять, что такое стиль в одежде;

  • иметь представление об истории костюма в истории разных эпох; характеризовать понятие моды в одежде; объяснять, как в одежде проявляются социальный статус человека, его ценностные ориентации, мировоззренческие идеалы и характер деятельности;

  • иметь представление о конструкции костюма и применении законов композиции в проектировании одежды, ансамбле в костюме;

  • уметь рассуждать о характерных особенностях современной моды, сравнивать функциональные особенности современной одежды с традиционными функциями одежды прошлых эпох;

  • иметь опыт выполнения практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды», создания эскизов молодёжной одежды для разных жизненных задач (спортивной, праздничной, повседневной и др.);

  • различать задачи искусства театрального грима и бытового макияжа; иметь представление об имидж-дизайне, его задачах и социальном бытовании; иметь опыт создания эскизов для макияжа театральных образов и опыт бытового макияжа; определять эстетические и этические границы применения макияжа и стилистики причёски в повседневном быту.



Модуль № 4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная фотография» (вариативный):

  • знать о синтетической природе — коллективности творческого процесса в синтетических искусствах, синтезирующих выразительные средства разных видов художественного творчества;

  • понимать и характеризовать роль визуального образа в синтетических искусствах;

  • иметь представление о влиянии развития технологий на появление новых видов художественного творчества и их развитии параллельно с традиционными видами искусства.


Художник и искусство театра:

  • иметь представление об истории развития театра и жанровом многообразии театральных представлений;

  • знать о роли художника и видах профессиональной художнической деятельности в современном театре;

  • иметь представление о сценографии и символическом характере сценического образа;

  • понимать различие между бытовым костюмом в жизни и сценическим костюмом театрального персонажа, воплощающим характер героя и его эпоху в единстве всего стилистического образа спектакля;

  • иметь представление о творчестве наиболее известных художников-постановщиков в истории отечественного искусства (эскизы костюмов и декораций в творчестве К. Коровина, И. Билибина, А.  Головина и др.);

  • иметь практический опыт создания эскизов оформления спектакля по выбранной пьесе; уметь применять полученные знания при постановке школьного спектакля;

  • объяснять ведущую роль художника кукольного спектакля как соавтора режиссёра и актёра в процессе создания образа персонажа;

  • иметь практический навык игрового одушевления куклы из простых бытовых предметов;

  • понимать необходимость зрительских знаний и умений — обладания зрительской культурой для восприятия произведений художественного творчества и понимания их значения в интерпретации явлений жизни.


Художественная фотография:

  • иметь представление о рождении и истории фотографии, о соотношении прогресса технологий и развитии искусства запечатления реальности в зримых образах;

  • уметь объяснять понятия «длительность экспозиции», «выдержка», «диафрагма»;

  • иметь навыки фотографирования и обработки цифровых фотографий с помощью компьютерных графических редакторов;

  • уметь объяснять значение фотографий «Родиноведения» С. М. Прокудина-Горского для современных представлений об истории жизни в нашей стране;

  • различать и характеризовать различные жанры художественной фотографии;

  • объяснять роль света как художественного средства в искусстве фотографии;

  • понимать, как в художественной фотографии проявляются средства выразительности изобразительного искусства, и стремиться к их применению в своей практике фотографирования;

  • иметь опыт наблюдения и художественно-эстетического анализа художественных фотографий известных профессиональных мастеров фотографии;

  • иметь опыт применения знаний о художественно-образных критериях к композиции кадра при самостоятельном фотографировании окружающей жизни;

  • обретать опыт художественного наблюдения жизни, развивая познавательный интерес и внимание к окружающему миру, к людям;

  • уметь объяснять разницу в содержании искусства живописной картины, графического рисунка и фотоснимка, возможности их одновременного существования и актуальности в современной художественной культуре;

  • понимать значение репортажного жанра, роли журналистов, фотографов в истории ХХ в. и современном мире;

  • иметь представление о фототворчестве А. Родченко, о том, как его фотографии выражают образ эпохи, его авторскую позицию, и о влиянии его фотографий на стиль эпохи;

  • иметь навыки компьютерной обработки и преобразования фотографий.


Изображение и искусство кино:

  • иметь представление об этапах в истории кино и его эволюции как искусства;

  • уметь объяснять, почему экранное время и всё изображаемое в фильме, являясь условностью, формирует у людей восприятие реального мира;

  • иметь представление об экранных искусствах как монтаже композиционно построенных кадров;

  • знать и объяснять, в чём состоит работа художника-постановщика и специалистов его команды художников в период подготовки и съёмки игрового фильма;

  • объяснять роль видео в современной бытовой культуре;

  • приобрести опыт создания видеоролика; осваивать основные этапы создания видеоролика и планировать свою работу по созданию видеоролика;

  • понимать различие задач при создании видеороликов разных жанров: видеорепортажа, игрового короткометражного фильма, социальной рекламы, анимационного фильма, музыкального клипа, документального фильма;

  • осваивать начальные навыки практической работы по видеомонтажу на основе соответствующих компьютерных программ;

  • обрести навык критического осмысления качества снятых роликов;

  • иметь знания по истории мультипликации и уметь приводить примеры использования электронно-цифровых технологий в современном игровом кинематографе;

  • иметь опыт анализа художественного образа и средств его достижения в лучших отечественных мультфильмах; осознавать многообразие подходов, поэзию и уникальность художественных образов отечественной мультипликации;

  • осваивать опыт создания компьютерной анимации в выбранной технике и в соответствующей компьютерной программе;

  • иметь опыт совместной творческой коллективной работы по созданию анимационного фильма.


Изобразительное искусство на телевидении:

  • объяснять особую роль и функции телевидения в жизни общества как экранного искусства и средства массовой информации, художественного и научного просвещения, развлечения и организации досуга;

  • знать о создателе телевидения — русском инженере Владимире Зворыкине;

  • осознавать роль телевидения в превращении мира в единое информационное пространство;

  • иметь представление о многих направлениях деятельности и профессиях художника на телевидении;

  • применять полученные знания и опыт творчества в работе школьного телевидения и студии мультимедиа;

  • понимать образовательные задачи зрительской культуры и необходимость зрительских умений;

  • осознавать значение художественной культуры для личностного духовно-нравственного развития и самореализации, определять место и роль художественной деятельности в своей жизни и в жизни общества.


ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство»

(В данном тематическом планировании на данный модуль предлагается 34 ч)

Тематические блоки, темы

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Декоративно-прикладное и народное искусство

ТЕМА 1 (8 часов) ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА

Декоративно-прикладное искусство и его виды

Декоративно-прикладное искусство и его виды.

Декоративно-прикладное искусство и предметная среда жизни

Людей

Ориентировочное практическое задание: создание декоративной композиции «Волшебная птица народного искусства»

Наблюдать и характеризовать присутствие предметов декора в предметном мире и жилой среде.

Сравнивать виды декоративно-прикладного искусства по материалу изготовления и практическому назначению.

Анализировать связь декоративно-прикладного искусства с бытовыми потребностями людей.

Самостоятельно формулировать определение декоративно-прикладного искусства

Древние образы в народном творчестве.

Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа.

Связь образа матери-земли с символами плодородия. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею обожествления солнца, неба и земли нашими далёкими предками.

Ориентировочное практическое задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного народного прикладного искусства.

Характеризовать традиционные образы в орнаментах деревянной резьбы, народной вышивки, росписи по дереву и др., видеть многообразное варьирование трактовок.

Создавать выразительные декоративно-обобщённые изображения на основе традиционных образов.

Убранство русской избы

Конструкция избы и функциональное назначение её частей.

Роль природных материалов. Единство красоты и пользы. Архитектура избы как культурное наследие и выражение духовно-

ценностного мира крестьянства Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве изб.

Ориентировочное практическое задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (причелина, полотенце, лобовая доска, наличник и т. д.) солярными знаками, растительными и зооморфными, геометрическими мотивами.

Изображать строение и декор избы в их конструктивном и смысловом единстве.

Раскрывать символическое значение содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

Создавать эскизы декоративного убранства избы.

Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

Внутренний мир русской избы

Традиционное устройство внутреннего пространства крестьянского дома и мудрость в его организации.

Основные жизненные центры (печь, красный угол и др.) и декоративное убранство внутреннего пространства избы Ориентировочное практическое задание: Изображение внутреннего убранства избы (печь, лавки, стол, предметы быта и труда).

Называть и понимать назначение конструктивных и декоративных элементов устройства жилой среды крестьянского дома.

Выполнить рисунок интерьера традиционного крестьянского дома

Конструкция и декор предметов народного быта.

Предметы народного быта: прялки, ковши (ковш-скопкарь, ковш-конюх, ковш-черпак), ендовы, солоницы, хлебницы, вальки, рубеля и др. Символическое значение декоративных элементов в резьбе и росписи. Нарядный декор – не только украшение предмета, но и выражение представлений людей об упорядоченности мироздания в образной форме. Превращение бытового, утилитарного предмета в вещь-образ.

Ориентировочное практическое задание: Выполнение эскиза декоративного украшения предметов крестьянского быта (ковш-утица, ковш-скопкарь, ковш-конюх)

Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда.

Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.

Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать её.

Народный праздничный костюм.

Образ красоты человека и образ его представлений об устройстве мира, выраженные в народных костюмах. Красота народного костюма.

Конструкция и образ женского праздничного народного костюма – северорусского (сарафан) и южнорусского (понёва). Особенности головного убора. Мужской костюм. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма

Ориентировочное практическое задание: Создание эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов

Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку.

Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.

Выполнить аналитическую зарисовку или эскиз праздничного народного костюма

Искусство народной вышивки

Вышивка в народных костюмах и обрядах. Древнее происхождение и присутствие всех типов орнаментов в народной вышивке: геометрических, растительных, сюжетных, изображений зверей и птиц, древа жизни. Символическое изображение женских фигур и образов всадников в орнаментах вышивки.

Ориентировочное практическое задание: Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; в традиции народных мастеров. Украшение полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.

Понимать условность языка орнамента, его символическое значение.

Объяснять связь образов и мотивов вышивки с природой и магическими древними представлениями.

Определять тип орнамента в наблюдаемом узоре.

Иметь опыт создания орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию

Народные праздничные

обряды (обобщение темы)

Календарные народные праздники и присутствие в организации обрядов представлений народа о счастье и красоте Ориентировочное практическое задание: Создание сюжетной композиции с изображением праздника или коллективного панно на тему традиций народных праздников

Характеризовать праздничные обряды как синтез всех видов народного творчества.

Изобразить сюжетную композицию с изображением праздника или участвовать в создании коллективного панно на тему традиций народных праздников

ТЕМА 2 (8 часов) Народные художественные промыслы

Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка

Магическая роль игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов. Особенности сюжетов, формы, орнаментальных росписей глиняных игрушек. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи дымковской игрушки.

Ориентировочное практическое задание:создание своего образа игрушки, украшение её декоративными элементами в соответствии с традицией промысла.

Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки.

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки иукрашением её декоративной росписьюв традиции промысла.

Овладевать приёмами созданиявыразительной формы в опоре на народные традиции.

Основные декоративные элементы росписи филимоновской игрушки.

Единство формы и декора в народной игрушке. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи филимоновской игрушки.

Ориентировочное практическое задание: создание своего образа игрушки, украшение её декоративными элементами в соответствии с традицией промысла.


Знать особенности филимоновской игрушки. Овладевать приёмами созданиявыразительной формы в опоре на народные традиции.

Осваивать характерные для промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

Уметь создавать свой образ игрушки, сохраняя традиции промысла.

Праздничная хохлома. Роспись по дереву

Краткие сведения по истории хохломского промысла. Травный узор, «травка» – основной мотив хохломского орнамента. Связь с природой. Единство формы и декора в произведениях промысла.

Последовательность выполнения травного орнамента. Праздничность изделий «золотой хохломы»

Ориентировочное практическое задание: создание эскиза изделия по мотивам промысла

Рассматривать и характеризовать особенности орнаментов и формы произведений хохломского промысла.

Объяснять назначение изделий хохломского промысла.

Иметь опыт в освоении нескольких приёмов хохломской орнаментальной росписи («травка», «кудрина» и др.).

Создавать эскизы изделия по мотивам промысла

Искусство Гжели. Керамика

Краткие сведения по истории промысла. Гжельская керамика и фарфор: единство скульптурной формы и кобальтового декора. Природные мотивы росписи посуды. Приёмы мазка, тональный контраст, сочетание пятна и линии

Ориентировочное практическое задание: Изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) и украшение ее нарядной гжельской росписью.

Рассматривать и характеризовать особенности орнаментов и формы произведений гжели.

Объяснять и показывать на примерах единство скульптурной формы и кобальтового декора. Иметь опыт использования приёмов кистевого мазка.

Создавать эскиз изделия по мотивам промысла. Изображение и конструирование посудной формы и её роспись в гжельской традиции

Городецкая роспись по дереву

Традиционные образы городецкой росписи предметов быта. Птица и конь – традиционные мотивы орнаментальных композиций. Сюжетные мотивы, основные приёмы и композиционные особенности городецкой росписи

Ориентировочное практическое задание: Выполнение эскиза изделия по мотивам промысла

Наблюдать и эстетически характеризовать красочную городецкую роспись.

Иметь опыт декоративно-символического изображения персонажей городецкой росписи.

Выполнить эскиз изделия по мотивам промысла

Матрешка как символ русского народного искусства

Краткие сведения из истории художественных промыслов (расписные матрешки из Семёнова, Полхово-Майдана, Сергиева Посада, Загорска). Разнообразие форм матрешек, фонов и вариантов построения композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов.

Ориентировочное практическое задание: Создание эскиза матрешки, украшение ее фрагментами росписи.

Знать об истории возникновения матрешки и особенностях матрешки из разных областей России.

Выявлять общность в расписных матрешках из Семёнова, Полхово-Майдана, Сергиева Посада, Загорска,определять их характерные особенности.

Уметь выполнять приемы росписи матрешки.

Жостово. Роспись по металлу

Краткие сведения по истории промысла. Разнообразие форм подносов, цветового и композиционного решения росписей. Приёмы свободной кистевой импровизации в живописи цветочных букетов. Эффект освещённости и объёмности изображения

Ориентировочное практическое задание: Выполнение эскиза подноса по мотивам промысла.

Наблюдать разнообразие форм подносов и композиционного решения их росписи.

Иметь опыт традиционных для Жостова приёмов кистевых мазков в живописи цветочных букетов.

Иметь представление о приёмах освещенности и объёмности в жостовской росписи

Искусство лаковой живописи

Искусство лаковой живописи: Палех, Федоскино, Холуй, Мстёра – роспись шкатулок, ларчиков, табакерок из папье-маше.

Происхождение искусства лаковой миниатюры в России. Особенности стиля каждой школы. Роль искусства лаковой миниатюры в сохранении и развитии традиций отечественной культуры

Ориентировочное практическое задание: Создание композиции на сказочный сюжет, опираясь на впечатления от лаковых миниатюр

Наблюдать, разглядывать, любоваться, обсуждать произведения лаковой миниатюры.

Знать об истории происхождения промыслов лаковй миниатюры.

Объяснять роль искусства лаковой миниатюры в сохранении и развитии традиций отечественной культуры.

Иметь опыт создания композиции на сказочный сюжет, опираясь на впечатления от лаковых миниатюр

ТЕМА 3 (10 часов) Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов

Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций

Выражение в декоре мировоззрения эпохи, организации общества, традиций быта и ремесла, уклада жизни людей. Традиции построения орнаментов, украшения одежды, предметов, построек для разных культурных эпох и народов. Легенды разных народов мира о происхождении Земли.

Ориентировочное практическое задание: Создание колье первобытного человека из подручного материала / Создание творческой композиции «Мы – мастера первобытной живописи»/Создание собственной легенды о происхождении Земли и ее художественное воплощение

Наблюдать, рассматривать, эстетически воспринимать декоративно-прикладное искусство в культурах разных народов.

Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство материалов, формы и декора.

Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте.

Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчёркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства.

Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, священной кобры, ладьи вечности и др.). Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.
Ориентировочное практическое задание: Выполнение эскизов украшения (браслетов, ожерелий, подвески, нагрудного украшения – пекторали) или алебастровой вазы по мотивам декоративного искусства Древнего Египта.

Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакампроизведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства единство материалов, формы и декора. Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) помотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы

Особенности декоративного искусства Древней Греции. Греческая вазопись.

Роль декоративно-прикладного искусства в Древней Греции. Особенности декоративного искусства Древней Греции.

Тесная связь искусства Древней Греции с верованиями и мифологией. Разновидности меандра. Знакомство со стилями и сюжетами древнегреческой живописи по керамике. Единство формы и декора. Техника изготовления, названия и роспись старинных сосудов. Периоды вазописи (геометрический, краснофигурный, чернофигурный). Передача “естественной связи вещей”. Сочетание в греческой вазописи жизненности фигур, разнообразия сюжетов, множества бытовых деталей с повышенной экспрессивностью, нервной манерой изображения.

Ориентировочное практическое задание: Создание эскиза украшения одежды одним из видов меандра. / Создание эскиза мифологического сюжета на сосуде любой формы.

Знать о тесной связи искусства Древней Греции с верованиями и мифологией.

Составлять представление об основных элементах древнегреческих орнаментов, разновидностях меандра

Уметь украшать греческую одежду меандром.

Знать о видах греческой вазописи.

Развивать умения передавать единство формы и декора, выстраивать декоративные и орнаментальные композиции в традиции древнегреческого искусства на основе ритмического повтора растительных или геометрических элементов.

Уметь изобразить мифологический сюжет на сосуде любой формы.

Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая.

Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком – знаком положения человека в обществе, его роли в обществе. Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде людей разных сословий. Символы императора. Знаки различия в одежде высших чиновников. Одежды знатных китаянок, их украшения. Китайский веер. Китайский фарфор

Ориентировочное практическое задание: Выполнение эскизов костюма людей разных сословий в Древнем Китае \ Китайский веер.

Высказываться о многообразииформ и декора в одежде людей разных сословий.

Соотносить образный строй одежды с положением её владельца в обществе.Передавать в творческой работецветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решенияодеждылюдей.

Создавать эскиз китайского веера

Особенности орнамента в

культурах разных народов. Африка

Основные орнаментальные мотивы для разных культур. Традиционные символические образы. Ритмические традиции в построении орнамента.

Особенности цветового решения. Соотношение фона и рисунка. Орнамент в постройках и предметах быта

Ориентировочное практическое задание: Создание изображения орнаментов выбранной культуры. Символика африканского народного искусства. Эскиз африканской маски.

Объяснять и приводить примеры, как по орнаменту, украшающему одежду, здания, предметы, можно определить, к какой эпохе и народу он относится. Проводить исследование орнаментов выбранной культуры, отвечая на вопросы о своеобразии традиций орнамента.

Иметь опыт изображения орнаментов выбранной культуры

Особенности орнамента в

культурах разных народов. Индия.

Характерные особенности одежды для культуры разных эпох и народов. Выражение образа человека, его положения в обществе и характера деятельности в его костюме и его украшениях. Индийский национальный костюм. Сари. Мехенди – восточное искусство декорирования тела.

Ориентировочное практическое задание: Создание эскиза одежды или деталей одежды для разных членов сообщества данной культуры. Композиции «Танец в Индии», «Индийский слон»/Создание эскиза росписи мехенди.

Проводить исследование и вести поисковую работу по изучению и сбору материала об особенностях одежды выбранной культуры, её декоративных особенностях и социальных знаках.

Изображать предметы одежды.

Создавать эскиз одежды или деталей одежды для разных членов сообщества этой культуры

Особенности конструкции

и декора одежды

«Страна индейцев». Тотем. Особенности костюма и головного убора индейца. Открытие Америки.

Ориентировочное практическое задание: Создание эскиза своего тотемного столба / Создание творческой композиции «Портрет шамана, индейца-воина»/Конструирование головного убора индейцев

Проводить исследование и вести поисковую работу по изучению и сбору материала об особенностях одежды выбранной культуры, её декоративных особенностях и социальных знаках.

Изображать предметы одежды.

Создавать эскиз одежды или деталей одежды для разных членов сообщества этой культуры

Целостный образ декоративно-прикладного искусства для каждой исторической эпохи и национальной культуры. Средневековая Европа.

Украшение жизненного пространства: построений, интерьеров, предметов быта и одежды членов общества в культуре разных эпох.

Выражение в образном строе произведений декоративно-прикладного искусства мировоззренческих представлений и уклада жизни людей разных стран и эпох. Средневековье. Замки и крепости. «Сказание о рыцарях Круглого стола». «Тристан и Изольда». Изучение легенды о Робин Гуде. Сказочный мир Средневековья (эльфы, хоббиты, друиды в сказках писателей).

Ориентировочное практическое задание: Создание композиции «Старинный европейский город» в виде старинной карты/Создание иллюстраций на темы изученных легенд Средневековья

Выражать в образном строе произведений декоративно-прикладного искусства мировоззренческих представлений и уклада жизни людей разных стран и эпох. Участвовать в создании коллективного панно, показывающего образ выбранной эпохи. Создание старинной карты.

Целостный образ декоративно-прикладного искусства для каждой исторической эпохи и национальной культуры. Италия.

Украшение жизненного пространства: построений, интерьеров, предметов быта и одежды членов общества в культуре разных эпох.

Выражение в образном строе произведений декоративно-прикладного

искусства мировоззренческих представлений и уклада жизни людей разных стран и эпох. Вечный город Рим (легенда о Ромуле и Реме). Венеция – город на воде. Карнавал в Венеции.

Ориентировочное практическое задание: Создание композиции «Карнавал в Венеции»/Конструирование карнавальной маски

Участвовать в создании коллективного панно, показывающего образ выбранной эпохи. Конструирование карнавальной маски.

Целостный образ декоративно-прикладного искусства для каждой исторической эпохи и национальной культуры. Испания.

Украшение жизненного пространства: построений, интерьеров, предметов быта и одежды членов общества в культуре разных эпох.

Выражение в образном строе произведений декоративно-прикладного

искусства мировоззренческих представлений и уклада жизни людей разных стран и эпох. Фламенко, костюм для фламенко. Коррида в произведениях писателей. Испанский веер.

Ориентировочное практическое задание: Выражение учеником в композиции «Коррида» своего взгляда на жестокую традицию/Создание живописной композиции «Танец-фламенко» /Конструирование и роспись бумажного веера

Участвовать в создании коллективного панно, показывающего образ выбранной эпохи. Конструирование и роспись бумажного веера.

ТЕМА 4 (8 часов) Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека

Многообразие видов, форм, материалов и техник современного декоративного искусства

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды, ювелирное искусство и др.). Прикладная и выставочная работа современных мастеров декоративного искусства

Ориентировочное практическое задание:создание декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «произведение говорит языком материала»

Наблюдать и эстетически анализировать произведения современного декоративного и прикладного искусства.

Вести самостоятельную поисковую работу по направлению выбранного вида современного декоративного искусства.

Выполнить творческую импровизацию на основе произведений современных художников

Современное декоративное искусство. Витраж.

Виды и формы современного декоративного искусства.

История развития витража.

Современная технология изготовления витража.

Насыщенность витражей яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.

Ориентировочное практическое задание: Создание декоративной работы «Подводный мир», «Экзотические птицы» и т. д в технике витраж.

Знать об истории возникновения витражного искусства.

Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластическогоязыка материала в построении витража.

Уметь выполнять эскиз декоративной композиции для техники виража

Современное декоративное искусство. Мозаика

Истории развития мозаики и используемые материалы. Последовательность работы в технике мозаика. Флорентийская мозаика. Возрождение смальтовой мозаики М.В.Ломоносовым.

Ориентировочное практическое задание: Создание декоративной работы в технике мозаики.

Знать об истории возникновения искусства мозаика и используемых материалах.

Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством.

Уметь выполнять эскиз декоративной композиции в технике мозаика

Искусство вырезания из бумаги.

Художественное вырезание из бумаги как традиционный для многих народов вид искусства.

Вытынанка – древний славянский вид декоративно-прикладного искусства; ажурное вырезание из бумаги, кожи, ткани, бересты, дерева. Техника ажурного вырезания поделок из бумаги – вытынанки, их виды и практическое применение в быту и повседневной жизни.

Инструменты и материалы, необходимые для изготовления вытынанок.

Последовательность выполнения вытынанки.

Ориентировочное практическое задание: Силуэтное / объемное вырезание «Пасхальные цыплята» / «Пасхальный звон»

Ориентироваться в широком разнообразии вытынанки,различать поматериалам, технике исполнения.

Различать виды вытынанки.

Высказываться по поводу роли выразительных средств и пластическогоязыка материала в технике ажурного вырезания поделок из бумаги.

Уметь пользоваться инструментами для вытынанки.

Создавать силуэтное вырезание.

Оригами – искусство складывания бумаги.

История возникновения оригами как искусство складывания из бумаги. Япония–родина искусства складывания. Превращение оригами из церемониального искусства в популярный способ времяпровождения. Революционное развитие оригами после Второй мировой войны. Признанный мастер Акира Йошизава. Условные знаки, принятые в оригами, и основные приемы складывания.

Ориентировочное практическое задание: Цветы оригами для любимой мамы\ классический японский журавлик.

Ориентироваться в истории возникновения оригами.

Различать условные знаки, принятые в оригами, и основные приемы складывания.

Уметь складывать базовые формы оригами.

С помощью техники оригами делать удивительные, оригинальные поделки.

Символический знак в современной жизни

Государственная символика и традиции геральдики. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики.

Ориентировочное практическое задание: Создание эскиза собственного герба или герба своей семьи с использованием декоративно-символического языка геральдики.

Объяснять значение государственной символики и роль художника в её разработке.

Разъяснять смысловое значение изобразительно -декоративных элементов в государственной символике и в гербе родного города.

Рассказывать о происхождении и традициях геральдики.

Эмблемы в современном обществе, значение их элементов.

Создание художником эмблем, логотипов, указующих или декоративных знаков

Ориентировочное практическое задание: Создание эскиза личной семейной эмблемы или эмблемы класса, школы, кружка дополнительного образования

Находитьв рассматриваемых эмблемах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.

Разрабатывать эскиз личной семейной эмблемы или эмблемы класса, школы, кружка дополнительного образования

Декор современных улиц и помещений

Украшения современных улиц. Роль художника в украшении города. Украшения предметов нашего быта. Декор повседневный и

декор праздничный. Роль художника в создании праздничного облика города Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.

Технология работы с выбранным материалом, постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Путешествие по Парку кованых фигур в Донецке.

Ориентировочное практическое задание: Эскиз декоративного украшения интерьера в соответствии с требованиями к жилому помещению.

Обнаруживать украшения на улицах родного города и рассказывать о них. Объяснять, зачем люди в праздник украшают окружение и себя. Участвовать в праздничном оформлении школы
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта