Уроки изобразительного искусства 8 класс-1. Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки
Скачать 478.1 Kb.
|
В. Б. Голицына А. С. Питерских Уроки ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки 8 класс Под редакцией Б. М. Неменского Москва «Просвещение» 2014 УДК 372.8:73/76 ББК 74.268.51 Г60 Авторы выражают благодарность за внедрение в массовую педагогическую практику публикуемых методических подходов к преподаванию по учебнику «Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс» (автор А.С. Питерских) коллективам образовательных организаций Тулы, Вятских Полян (Кировская область), Омска, Екатеринбурга, Новосибирска, Санкт-Петербурга, а также Москвы: ГБОу Цо № 1492, 1470, лицея № 504, гимназий № 1531, 1570, ГБОУ СОШ № 1122, 684, АННОУ «Лучик» и других, входящих в сеть инновационных площадок «Перспективы развития эстетического образования» Центра непрерывного художественного образования (Москва). Голицына В. Б. Г60 Уроки изобразительного искусства. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. Поурочные разработки. 8 класс / В. Б. Голицына, А. С. Питерских ; под ред. Б. М. Неменского. — М. : Просвещение, 2014. — 173 с. — ISBN 978-5-09-032285-0. Книга создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и рабочей программой «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—9 классы». Вместе с учебником для 8 класса «Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» (автор А. С. Питерских, 2014) данная книга составляет единый учебно-методический комплект. Книга содержит поурочные разработки, в которых особое внимание уделено достижению предметных, личностных и метапредметных результатов, проектной деятельности учащихся. Книга раскрывает особенности школьного курса изобразительного искусства в 8 классе, а также помогает понять, как наилучшим образом использовать учебник в образовательном процессе, как правильно выстроить драматургию уроков искусства. Книга даст возможность развить у детей наблюдательность, фантазию, воображение, творческое мышление, композиционное чутьё, а также умение любить и понимать искусство. В конце книги - словарь терминов изобразительного искусства, список рекомендуемой литературы. УДК 372.8:73/76 ББК 74.268.51 ISBN 978-5-09-032285-0 © Издательство «Просвещение», 2014 © Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2014 Все права защищены Уважаемые читатели-педагоги! Lpya книга адресована прежде всего учителям, преподающим Экурс «Изобразительное искусство» в 8 (9) классе общеобразовательных организаций по программе «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—9 классы», которая создана под руководством народного художника, академика РАО и РАХ Б. М. Неменского. Однако книга может быть использована педагогами, работающими и по другим программам (если в них затрагивается проблематика визуально-зрелищных искусств), руководителями художественных студий и коллективов дополнительного образования, а также родителями и всеми, кого интересует построение процесса современного художественного образования. В книге раскрываются общеметодические обоснования работы учителя и даются поурочные рекомендации по проведению уроков на основе учебника А. С. Питерских «Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении»1. Этот учебник можно рассматривать как учебник нового поколения, поскольку в нём реализуются инновационные подходы к раскрытию содержания курса «Изобразительное искусство» и он полностью соответствует требованиям ФГОС основного общего образования. Методологически «Школа Неменского» исходит из того, что изобразительное искусство в школе — «окно в мир искусств». Оно включает в себя весь спектр пространственных искусств, включающий не только традиционные для изучения в школе виды визуально-пластических искусств (живопись, графика, скульптура), но и такие, как фотография, дизайн, архитектура. Программа для 8 (9) класса посвящена проблематике пространственно-временных (синтетических) искусств, использующих для создания художественного образа выразительные средства и формообразующий язык различных искусств: изобразительного искусства (цвет и линия), литературы (слово), музыки (звук), танца (движение) и др. В учебнике для 8 класса, как и в предыдущих учебниках, раскрывается понимание искусства, его социальной роли в обществе и частной жизни человека, но на новом витке возрастного развития учащихся. Осознание ими искусства обогащается пониманием его как динамически развивающегося процесса, тесно связанного с развитием общества и в то же время имеющего свою относительную самостоятельность. В данной книге исследуется проблематика методикодидактического раскрытия содержания учебника, в котором освещается роль изображения и творчества художника в синтетических искусствах — театре и кино, а также вопросы современной художественной культуры на примере фотографии и телевидения. Важная методологическая составляющая учебника — неразрывность теоретико-аналитического и практико-творческо- го освоения искусства. Учебник, помимо текста и зрительного ряда, предлагает систему учебно-исследовательских и проектно-творческих заданий. Благодаря этому единству в учебнике в полной мере реализуется ещё один важнейший аспект программы «Изобразительное искусство...», выраженный в духовно-нравственной направленности эстетического образования, что особенно важно сегодня для освоения искусства в школе. Искусство составляет одну из основ национальной и социокультурной самоидентификации учащихся. Учителям следует учитывать, что личность ребёнка формируется и развивается в процессе индивидуального и коллективного творчества, особенно характерного для театра и кино, коллективных по своей природе. На новом изобразительно-технологическом уровне у учащихся формируется художественное видение и свобода в выборе материала и ответственность за его образно-визуальное раскрытие в процессе выполнения заданий. Театр и кино, телевидение и Интернет являются наиболее массовыми и наиболее сильно визуально воздействующими на молодёжь носителями художественной культуры. Как объекты эстетического исследования они в определённом смысле более сложны, чем живопись или рисунок, поскольку требуют от учителя познаний в драматургии и режиссуре, актёрском и операторском мастерстве. Всё это соответственно диктует необходимость расширения художественных компетенций учителя, расширения его профессионального багажа, овладения знаниями основ режиссуры и сценографии, сценарного и актёрского мастерства, навыками практического творчества в фотографии и видео, анимации и репортаже и т. д. Эта компетентностная подготовленность учителя обеспечивается на курсах повышения квалификации или в процессе самообразования (посещение лекториев, просмотр спектаклей и фильмов, чтение специальной литературы). Именно с этой целью в конце книги даётся список рекомендуемой литературы. Подготовленность учителя к преподаванию основ театральной и экранной культуры базируется не только на знании теории и специальной литературы, но и на определённой, по выражению Б. М. Неменского, «насмотренности», т. е. хранении в активной зрительной памяти фильмов, спектаклей, телепередач, составляющих золотой фонд отечественной и мировой культуры. Это позволит учителю на конкретных примерах исследовать классику и анализировать в сравнении с ней сегодняшние, значимые для молодёжи и волнующие её произведения экрана и сцены. Мы не приводим здесь специального рекомендательного списка из-за его безграничности, но предлагаем ориентироваться на предлагаемый сейчас Министерством образования и науки РФ список 100 лучших мировых и отечественных художественных и анимационных фильмов для факультативного изучения в общеобразовательных организациях. По своей структуре настоящее пособие совпадает с тематическим построением программы и учебника. Оно состоит из 4 частей, раскрывающих ту же тематику занятий, что и в учебнике. Каждая глава в пособии, посвящённая той или иной теме, включает: краткое изложение содержания урока и форм его проведения; рекомендации по выполнению учебно-исследовательских заданий; рекомендации по выполнению проектно-творческих заданий; рекомендации учителей по проведению занятий, основанные на их профессиональном опыте; планируемые результаты освоения изучаемого материала. Содержательная часть урока в этом пособии развёрнуто не рассматривается, поскольку подробно раскрыта в тексте и зрительном ряде учебника. Пособие прежде всего нацелено на помощь учителю для выполнения детьми заданий, приводимых в учебнике. Учителям предлагаются два варианта освоения содержательного материала: с акцентом на его художественно-теоретическое исследование или практико-творческое освоение. Следует отметить, что выполнение учащимися учеб но-исследовательских заданий является обязательным минимумом их работы по освоению изучаемого материала. Практические упражнения относятся к сфере проектной деятельности и выполняются в объёме, определяемом учителем в соответствии с выбранной им образовательной стратегией. Выработка учителем собственной образовательной стратегии при преподавании настоящего курса диктуется необходимостью учёта педагогических задач и специфики конкретной школы, зависимостью от уровня подготовленности и знаний учащихся, от материально-технических возможностей и обеспеченности образовательного учреждения. Необходимость активной позиции учителя по отношению к наиболее эффективной творческой насыщенности учебного времени и выбор форм ведения урока диктуются характером и объёмом изучаемого материала. Определение образовательных приоритетов и выбор наиболее важных, по мнению учителя, тем помогут ему подойти к дифференцированному пониманию значимости тех или иных тем и заданий, а соответственно с этим — к углублению одного и обзорному рассмотрению другого. Наиболее точное и глубокое понимание целей и задач обучения поможет учителю с максимальной эффективностью использовать ресурс внеурочного времени для самостоятельной проектной работы учащихся. Настоятельная рекомендация — обеспечение каждого ученика учебником для самостоятельного изучения материала в расчёте на его личные творческие интересы и возможности. Кроме того, наличие учебника повысит эффективность обучения и позволит педагогу экономить время на уроке, отсылая учащихся к тому или иному параграфу и заданию для самостоятельной работы с ними. В пособии приводятся фрагменты рекомендаций учителей разных городов нашей страны, основанных на их опыте проведения в течение многих лет занятий по программе для 8 класса, разработанной А. С. Питерских и А. А. Кобозевым. Эти рекомендации были высказаны учителями на многочисленных конференциях и научно-практических семинарах, на исследовательских форумах по внедрению инновационных разработок и мастер-классах учителей-новаторов. Наиболее интересное из их практики, апробированное на инновационных площадках многих московских школ нашло отражение на страницах учебника. Иллюстративный ряд учебника составляет равноправную с текстом образовательно-дидактическую линию. В нём зрительно раскрываются основные положения программы и приводятся примеры выполнения учащимися заданий. В этом пособии даются ссылки на те или иные страницы учебника, отсылающие учителей к конкретным иллюстративным примерам, помогающим методическому решению урока. Зрительный ряд учебника разнообразен: здесь и фотографии, и кадры из фильмов, и сцены из спектаклей и т. д. Информация, которую учащиеся черпают из него, носит разноуровневый характер (сравнительно-аналитический, образный и т. п.), что не требует указания авторства под каждым изображением. Например, показ типов сценических костюмов как формы работы художника в театре вовсе не требует указания конкретного спектакля или имён актёров (это является не только ненужной, но и отвлекающей от главного информацией). Внимание учащихся должно сосредотачиваться на действительно дидактически важном произведении и его авторе. Такой подход к под- рисуночным подписям в наибольшей степени обеспечивает концентрацию учащихся на действительно важной обучающей информации. В то же время учителю может понадобиться дополнительная информация о приводимых в книге иллюстрациях для собственных, более глубоких, чем у учеников, знаний. В связи с этим в данном пособии приводится список подрисуночных подписей к наиболее важным изображениям, содержащимся в учебнике. Формы проведения занятий по программе (естественно, с привлечением учебника), которые определяются каждым учителем самостоятельно, должны отвечать динамике и характеру эстетического развития современных подростков, их увлечениям современными технологиями и творческим устремлениям в художественном познании мира. Это базовый посыл в достижении планируемых результатов обучения. Структура урока предполагает следующие этапы работы: изложение учителем в той или иной форме темы урока, раскрытие её содержания (словесно и с помощью зрительного ряда); формулирование задания (исследовательского, практического), показ способов и характера его выполнения (как в урочное, так и во внеурочное время в формате самостоятельной проектной работы); анализ и разбор в ходе коллективного обсуждения проектных работ, выполненных по предыдущему заданию (как исследовательских, так и практических). Хотелось бы особо отметить важность аналитической части занятия. Осмысление учащимися своих промашек и ошибок не менее важно, чем сама работа. В ходе анализа и коллективного обсуждения проектов, выполненных индивидуально или в составе группы, учителю имеет смысл не разбирать все работы, а сконцентрировать внимание класса на наилучшем проекте и остальные рассматривать в обзорном режиме, выделяя при этом сильные стороны и типичные ошибки, которые учащимся не следует повторять впредь. Выстраивая структуру каждого отдельного урока, учитель сам определяет последовательность и временное соотношение указанных выше элементов. Совершенно равноправны модели занятия, начинающиеся и с изложения нового материала, и с анализа выполненных заданий. Эффективным методическим приёмом для достижения планируемых результатов может стать построение занятий в диалогической форме (уже заложенной в учебнике), а то и в дискуссионной, но не в монологично-лекционной. Конечно, это требует от учителя наличия собственной зрительской и художнической позиции, присутствия в общении с молодёжью аргументации в ходе критики и одобрения того или иного произведения искусства. Активная позиция учителя как модератора в освоении школьниками современной визуальной культуры предполагает объективные и убедительные критерии оценки искусства, дающие школьникам понимание того, что такое хорошо и что такое плохо. Тема занятия, указанная в программе и рассматриваемая в учебнике, может раскрываться в течение одного академического часа, а может в течение двух часов, может только в рамках урока, а может включать в себя внеурочную деятельность и т. д. Это определяется как образовательно-педагогической стратегией учителя, так и характером изучения изобразительного искусства в каждой конкретной школе. Сегодня, когда существуют государственные и частные школы, школы искусства и формы профильного обучения, временной формат раскрытия каждой темы не может не быть вариативен. Учебник учитывает это, и приводимый в нём спектр заданий имеет минимальные образовательные границы, очерчиваемые прежде всего рамками учебно-исследовательских заданий. В то же время учебник обеспечивает перспективы учительской работы и обладает потенциалом для более глубокого изучения синтетических искусств. Тематика и спектр заданий, в особенности проектно-творческих практикумов, достаточно обширны и могут служить основой для творчества учащихся в коллективах дополнительного образования. Учебник предоставляет учителю большие возможности в проведении как коллективных, так и индивидуально-творческих работ в процессе художественного развития учащихся. Поскольку приводимые в учебнике темы и задания рассчитаны на разные степень и глубину их изучения, перед учителем стоит задача локализации тематики и количества выполняемых заданий на каждом конкретном уроке. Время работы учащихся при выполнении заданий, которые содержатся в учебнике, обязательно определяется и регулируется учителем. Исходя из конкретных условий, учителем определяются также характер и формы обучения на уроке. Если в классе много рисующих и желающих рисовать, то учитель выбирает форматы с преобладанием изобразительного творчества на уроке. Если таких ребят немного, что часто случается в старших классах, учитель решает эту тему в иных формах (через изучение картин, просмотр фрагментов спектаклей, фильмов и т. д.). В учебнике заложена многоаспектная методика освоения учащимися материала. Так, при выполнении практических проектно-творческих заданий рекомендуется в рамках каждой четверти, посвящённой театру или кино, сформировать творческие группы. В составе этих групп ученикам предлагается выбрать свою будущую театральную профессию: художника, режиссё- ра-сценариста, оператора или актёра. Это даёт возможность изучить их искусство изнутри, а также с наибольшей полнотой проверить свои возможности в том или ином виде художественного творчества. При этом задания для отдельной группы учителю стоит по возможности проводить как общие упражнения для всего класса, моделируя тем самым коллективность творчества в синтетических искусствах. Природа художественного творчества, законы, по которым создаётся искусство, едины во все времена вне зависимости от вида произведения и способа, которым оно создаётся, будь это гравюра в книге XVII в., декорация в спектакле Малого театра XIX в. или компьютерный видеофильм ХХ в. Тем не менее театр, кино, телевидение расширяют аспекты понимания художнического труда, иного, нежели в живописи или скульптуре. Индивидуальное по своей природе художническое искусство в театре, кино, на телевидении приобретает характер коллективного творчества. Рождение визуального образа на сцене или экране — результат творчества не только художника, но и режиссёра, оператора, актёра (а также целых цехов). В заданиях учебника моделируется эта специфика коллективного творчества. Разбирая приведённые в учебнике примеры, ученики с помощью учителя поймут, что никакая новая техника не отменяет природу творчества художника и создания художественного образа. Она едина при создании картины, фотографии или фильма. Учитель должен помочь учащимся понять язык и творческие отличия театра от кино, режиссуры от драматургии. Задавшись вместе с детьми вопросами о правде и вымысле в искусстве, о нерасторжимости взаимосвязи творца и зрителя, учитель расширит представления подростков об искусстве, даст им возможность задуматься о его роли в обществе и в жизни каждого человека. Тем самым кажущаяся на первый взгляд сложность изучения и преподавания рассматриваемого учебного материала на самом деле становится фактором инновационного художественного образования учащихся. Успешное системно-методическое решение этих педагогических задач в нашей школе даст возможность ответить на запросы общества в области художественно-эстетического развития личности в современном социокультурном пространстве. Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты: понимать и объяснять синтетическую природу спектакля и фильма, которая рождается благодаря многообразию выразительных средств, используемых в них, существованию в композиционно-драматургическом единстве изображения, игрового действа, музыки и слова; приобретать представление о кино как о пространственновременном искусстве, в котором экранное время и всё изображаемое в нём являются условностью (несмотря на схожесть кино с реальностью, оно лишь её художественное отображение); понимать, что спецификой языка кино является монтаж и монтажное построение изобразительного ряда фильма; приобретать представления о значении сценария в создании фильма как записи его замысла и сюжетной основы; осваивать азы сценарной записи и уметь применять в своей творческой практике её простейшие формы; излагать свой замысел в форме сценарной записи или раскадровки, определяя в них монтажно-смысловое построение кинослова и кинофразы; иметь представление об истории кино и его эволюции как искусства; иметь представление об искусстве анимации, технических основах создания анимационного фильма; применять сценарно-режиссёрские навыки при построении текстового и изобразительного сюжетов, а также звукового ряда своей компьютерной анимации; овладевать азами режиссёрской грамоты, чтобы применять их в работе над своими видеофильмами; различать и определять роль и место изображения в театре и кино; называть, определять и различать жанры в театре и кино; уметь сравнивать сценические и экранные произведения, проводить аналитические исследования в данном контексте; находить практическое применение полученным знаниям на уроке в ходе выполнения практических заданий; выполнять творческие рефераты на предложенные темы; раскрывать смысл создания сценических и экранных произведений; анализировать работы мастеров отечественной и мировой фотографии, осваивая школу операторского мастерства во всех фотожанрах; представлять многообразие типов современных сценических зрелищ (шоу, праздники, концерты) и художнических профессий, связанных с их созданием; понимать единство творческой природы театрального и школьного спектаклей; понимать и объяснять, в чём заключается ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора режиссёра и актёра в процессе создания образа персонажа; представлять разнообразие кукол (тростевые, перчаточные, ростовые), создавать куклы для любительского спектакля, участвуя в нём в качестве художника, режиссёра или актёра; понимать специфику изображения в фотографии, его эстетическую условность, несмотря на всё его правдоподобие; различать особенности художественно-образного языка, на котором говорят картина и фотография; осознавать, что фотографию делает искусством не аппарат, а человек, снимающий этим аппаратом; иметь представление о различном соотношении объективного и субъективного в изображении мира на картине и на фотографии; понимать и объяснять, что в основе искусства фотографии лежит дар видения мира, умение отбирать и запечатлевать в потоке жизни её неповторимость в большом и малом; овладевать элементарными основами грамоты фотосъёмки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съёмки, ракурса и крупности плана как художественно-выразительных средств фотографии; уметь применять в своей съёмочной практике ранее приобретённые знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.; понимать и объяснять значение информационно-эстетической и историко-документальной ценности фотографии; осваивать навыки оперативной репортажной съёмки события и учиться овладевать основами операторской грамоты, необходимой в жизненной практике; определять позитивное и негативное в явлениях окружающего мира через искусство фотографии, кино, театра и телевидения. Личностные результаты: приобретать первичные представления о театре и кино как двух гранях изобразительной образности; приобретать первичные представления о художественной фотографии как виде современного искусства и о её отличиях от живописной картины; приобретать первичные представления о различных видах театральных зрелищ; приобретать первичные представления о телевидении как визуально-зрелищном искусстве; приобретать первичные представления об анимации как виде экранного искусства; приобретать ценностные представления об искусстве кино и театра, телевидения, художественной фотографии; получать навыки овладения новейшими компьютерными технологиями; развивать художнические способности в процессе использования в работе компьютерных технологий и Интернета; учиться дискутировать, аргументировать свои высказывания, вести диалог по проблеме; формировать положительное отношение к результатам своих исследовательских и практических работ; формировать эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира. Метапредметные результаты Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя); выделять из темы урока известные знания и умения; планировать свои высказывания, сохраняя логику в начале и конце высказывания; планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и др.); осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и консультативно с помощью учителя; фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам. Познавательные: понимать и толковать тексты и зрительный ряд в учебнике, условные обозначения; находить и выделять необходимую информацию из текстов, зрительного ряда самостоятельно и под руководством учителя; понимать содержание видеосюжетов, текстов, интерпретировать их смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий исследовательско-аналитического или практического характера; анализировать объекты и явления окружающего мира с выделением отличительных признаков; устанавливать элементарные причинно-следственные связи; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока соответственно возрастным особенностям; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий, оформлении реферативных работ и презентаций; располагать рассматриваемые объекты согласно временной шкале (раньше-позже). Коммуникативные: включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём идёт речь; интегрироваться в группу сверстников, уметь ладить с участниками действия, не демонстрируя превосходство над другими, и вежливо общаться; понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы, распределять функции в группе при выполнении заданий; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм), уметь аргументированно излагать своё мнение; участвовать в дискуссиях по проблемам, поставленным перед учащимися. |