Уроки изобразительного искусства 8 класс-1. Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки
Скачать 478.1 Kb.
|
ЧешверШз Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий Темы уроков «Фотография - взгляд, сохранённый навсегда. Фотография - новое изображение реальности». «Грамота фотокомпозиции и съёмки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать». «Фотография - искусство светописи. Вещь: свет и фактура». «На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера». «Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета». «Событие в кадре. Искусство фоторепортажа». «Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка». этой части учебника и программы рассматривается эволюция изображения в искусстве как следствие развития технических средств и способов получения изображения (от ручного к механическому, электронному и т. д.). Даётся анализ расширенного понимания художественного в визуальных искусствах (от рисунка к фотографии). Исследуется природа творчества в фотографии, трактуемой как реализация дара видения мира, как искусство отбора и композиции. Фотографическое изображение не реальность, а новая художественная условность, несмотря на то что ей свойственно внешнее правдоподобие. Фотоснимок — изображение действительности в формах самой действительности. Фотография — вид художественного творчества со своими образно-выразительными средствами. Исследуется общее и различное между картиной и фотографией. Даётся понимание фотоснимка как информационно-художественного и исторически-документального фиксатора нашей жизни. Кратко излагается история фотографии: от дагерротипа до фотографии, созданной с помощью компьютерных технологий. Рассказывается, как появление фотографии расширило творческие возможности художника, дало ему новый взгляд на мир, его мгновенную фиксацию одним движением пальца. Сегодняшняя доступность фотоаппарата не гарантия художественной ценности снимка. Эта ценность достигается благодаря не только дарованию, но и знанию фотограмоты. Освоение основ художественно-съёмочной культуры осуществляется в форме анализа предлагаемых снимков или в проектно-творческой практике. Раскрытие темы II четверти требует от учителя понимания специфики фотоизображения мира как его визуального двойника и хотя бы элементарного умения фотографировать с помощью современной аппаратуры и владения компьютерной обработкой снятого материала. Не секрет, что подчас ученики любят и умеют снимать лучше, чем учителя. Вырабатывайте в себе все черты и умения фотохудожника, которыми, на ваш взгляд, следует обладать вашим ученикам! Фотография — несинтетическое искусство. Она принадлежит к семье пространственных, визуально-пластических искусств, в которую входит наряду с живописью и графикой. Поэтому материал этой четверти более однороден, нежели материал предыдущей, и более привычен для практики учителя изобразительного искусства. Но фотография не только поворотный пункт в истории изобразительных искусств, технологически она предтеча кинематографа. Поэтому крайне важно исследовать её на уроках не столько как фотосъёмочную практику, сколько как частную форму операторского мастерства. Акцент на выбор оператором места и объекта, ракурса и точки съёмки поможет учащимся в овладении знаниями и навыками в художественно-съёмочном творчестве, которому будут посвящены следующие четверти. Урок: «Фотография - взгляд, сохранённый навсегда. Фотография - новое изображение реальности» Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты: понимать специфику изображения в фотографии, его эстетическую условность; осознавать, что фотографию делает искусством не аппарат, а человек, снимающий этим аппаратом; понимать, что фотография является предтечей кинематографа и как она повлияла на судьбы изобразительного искусства в XX в.; понимать, почему фотография может рассматриваться как ещё одна художественно-визуальная условность; различать изображение в картине и художественной фотографии, понимать особенности художественно-образного языка, на котором говорят картина и фотография, иметь представление о различном соотношении объективного и субъективного в изображении мира на картине и фотографии; уметь называть, определять и различать жанры художественной фотографии; сравнивать художественную фотографию и живописнографические изображения, проводить аналитические исследования в данном контексте; находить практическое применение полученным знаниям в ходе выполнения практических заданий; раскрывать смысл создания фотографических произведений; определять позитивное и негативное в явлениях окружающего мира через искусство фотографии; понимать, что в основе искусства фотографии лежит дар видения мира, умение отбирать и запечатлевать в потоке жизни её неповторимость. Личностные результаты: ответственно относиться к учению, развивать способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанно выбирать и строить индивидуальную траекторию образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира, наряду с первичными представлениями о художественной фотографии как виде современного искусства; уметь дискутировать, быть способным к аргументированным высказываниям, вести диалоги по проблеме; развивать эстетические чувства, получать впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира. Метапредметные результаты: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; понимать и применять полученную информацию, проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении заданий учебно-исследовательского и творческого характера; анализировать объекты и явления окружающего мира, выделяя отличительные признаки; участвовать в дискуссиях по проблемам, поставленным учителем. Раскрывая тему урока, учитель рассказывает о становлении фотографии как искусства: от подражания живописи к поиску своей образной специфики и языка. Фотография — новое изображение реальности, новое соотношение объективного и субъективного. Фотографическое изображение не реальность, а новая художественная условность. Объясняется центральное положение темы: фотографию делает искусством не аппарат, а художническое видение фотографирующего. В ходе выполнения практической работы обзорно и выборочно учащиеся демонстрируют опыт и умение работы со съёмочной аппаратурой, приобретённый ранее; просматриваются принесённые фотографии (чаще всего на электронно-цифровых носителях) предпочтительно несложных натюрмортов, пейзажных объектов и т. п. с разбором и анализом их образной выразительности и композиции. Тема урока раскрывается в процессе общего разбора демонстрируемого видео- и фотоматериала, наглядно помогающего изучению и анализу темы урока. В процессе этого учащиеся моделируют смысл и ход предстоящей им индивидуальной или коллективной работы над учебно-исследовательским рефератом. В этой работе (на уроке или во внеурочное время) ученики выполняют приводимое в учебнике учебно-исследовательское задание: выполнить обзорно-аналитические упражнения, исследующие фотографию как новое изображение реальности, расширяющее творческие возможности художника. Учебно-исследовательское задание Учащимся предлагается провести сравнительный анализ общего и различного в природе образа в картине и фотографии. Сравнивая рисунок и фотографию одного и того же предмета, определить, где больше объективного, а где — субъективного. Свои соображения и выводы об изобразительной специфике фотографии учащиеся облекают в форму реферативного сообщения (возможно коллективного). Это ускоряет процесс подбора фоторабот мастеров или собственных фотографий, раскрывающих понимание темы исследования). Завершается работа презентацией и коллективным обсуждением. Творческое задание. Проектно-съёмочный практикум «От фотозабавы к фототворчеству» Учащиеся должны провести фотосъёмку простого объекта. В этих первых работах для учителя раскроется фотографический опыт учащихся и их стартовый интерес к творческой работе. Поскольку сегодня практически у всех есть фотокамеры (или мобильные телефоны, смартфоны, планшетники) и учащиеся имеют опыт работы с ними в съёмочном режиме, учителю следует сконцентрировать свою работу на исследовании творческих, а не технических сторон съёмки. Важно предоставить учащимся возможность осмысления своей съёмки и её результатов, нацелить их на изучение условий художественного творчества в фотографии. В первом задании учащимся предлагается провести фотосъёмку простой вещи, несложного объекта (по собственному выбору) с последующим анализом их образной выразительности и композиции (примеры удачных работ приведены в учебнике). Из рекомендаций и опыта учителей Питерских А. С. (Москва). Попробуйте предложить ученикам снять здание, например дом, в котором каждый из них живёт. Посмотрите, не допустили ли они композиционных или иных ошибок (подобных приводимым на с. 70 учебника). В этой работе ребята приобретают первый опыт в выборе натуры. Их фотоснимки дадут основания для разговора об индивидуальности художнического, концентрированного, а не рассеянного взгляда на мир, станут поводом для разговора о творчестве в фотографии. Можно встать перед любым объектом и, недолго думая, просто «щёлкнуть» его. Скорее всего, в этом случае выглядеть на фото он будет неинтересно (фронтально, на общем плане), и ещё хорошо, если уместится в кадре и не сольётся с фоном. Рассказать в фотографии о том или ином объекте можно по-разному, в зависимости от того, что ты хочешь сообщить зрителю, какое представление о нём, по-твоему, он должен составить. В основе интересного снимка всегда лежит интерес и неравнодушие самого автора к тому, что он снимает. Стремление к передаче своего видения натуры помогает создать на снимке наиболее точный и выразительный фотообраз. Сазонова Е. Н. (Санкт-Петербург). Разговор об оригинальности и неповторимости дения фотографа я провожу, сравнивая специально подобранные мною слабые детские снимки (в которых наиболее наглядны типичные ошибки начинающего оператора) и работы фотомастеров. Наиболее подходят для этого фотографии Картье-Брессона и советских мастеров — Бальтерманца, Шойхета, Бондарева. Также часто я сравниваю фотографии ребят с картинами и рисунками Дега, Дейнеки и Нисского. Творчество этих художников даёт повод для разговора о выборе натуры, выразительности композиции, а также подсказывает темы для творческих работ учеников. Пшеничная О. Ю. (Москва). Я считаю обязательным для себя лично выполнять все задания, предлагаемые ребятам. Мои фотографии и опыт их съёмки помогают мне лучше понять задачи, стоящие перед учениками, и способы их решения. А ещё скажу, что, работая по программе, чувствую, как я сама развиваюсь и как фотограф, и как учитель. Примечание: О. Ю. Пшеничная получила звание лучшего учителя года в сфере образовательной области «Искусство» (Москва). Корсун Е. Н. (Москва). На первых порах я плохо умела фотографировать и поэтому выбрала себе ассистентов из числа ребят, наиболее умеющих и любящих фотографировать. Для них было удовольствием помогать мне и ребятам в том, что они знали и умели в деле цифрового фотографирования и компьютерной обработки материала. Позже я достаточно хорошо сама овладела фотографией, но институт фотоассистентов сохранила и в дальнейшем как форму продолжения коллективного творчества. Они помогали мне в организации фотопленэра, создании парка световой аппаратуры для съёмки натюрмортов и постановочных портретов. Они же возглавляли и репортажно-съёмочные бригады, создавали презентационные материалы. Урок: «Грамота фотокомпо^иции и съёмки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать» Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты: понимать, что в основе искусства фотографии лежит дар видения мира, умение отбирать в потоке жизни и запечатлевать самое интересное и неповторимое; овладевать элементарными основами грамоты фотосъёмки; осознанно осуществлять выбор объекта и точки съёмки, ракурса и крупности плана как художественно-выразительных средств фотографии; уметь применять в своей съёмочной практике приобретённые ранее (при изучении станковых видов искусства) знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.; видеть интересное в обычном, что можно считать главным качеством фотохудожника; учиться художественно-творческим приёмам съёмки и обработки фотографий. |