Главная страница
Навигация по странице:

  • Предметные результаты

  • Личностные результаты

  • Метапредметные результаты

  • «Безграничное пространство сцены. Сценография - особый вид художественного творчества»

  • Уроки изобразительного искусства 8 класс-1. Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки


    Скачать 478.1 Kb.
    НазваниеУроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки
    Дата09.04.2023
    Размер478.1 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаУроки изобразительного искусства 8 класс-1.docx
    ТипУрок
    #1047717
    страница3 из 22
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
    «Правда и магия театра. Театральное искусство и художник»

    Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты:

    понимать, как соотносятся правда и условность в актёр­ской игре и в сценографии спектакля;

    понимать, что актёр — основа театрального искусства и носитель его специфики;

    представлять значение актёра в создании визуального облика спектакля;

    понимать, что созданное художником оформление живёт на сцене только через актёра, благодаря его игре;

    получить представления об истории развития искусства театра, эволюции театрального здания и устройства сце­ны (от древнегреческого амфитеатра до современной мультисцены).

    Личностные результаты:

    формировать основы эстетического сознания через ос­воение наследия великих мастеров театра;

    воспитывать эстетические чувства, получать впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;

    формировать коммуникативную компетентность в про­цессе сотрудничества со сверстниками и коллективного творчества.

    Метапредметные результаты:

    понимать и принимать учебную задачу, сформулирован­ную учителем;

    выделять из темы урока известные знания и умения;

    самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наибо­лее эффективные пути и способы решения учебных и по­знавательных задач;

    планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с инфор­мацией и др.);

    осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учите­ля, используя вопросы для самопроверки в учебнике;

    анализировать объекты и явления окружающего мира с выделением отличительных признаков;

    проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий;

    понимать задачи групповой работы, уметь распределять функции в группе при выполнении заданий.

    Зримый облик спектакля, задуманный режиссёром вместе с художником, воплощается в оформлении сцены и игре актё­ров. Именно актёр делает для зрителя живым всё происходящее и находящееся на сцене. Все вещи и изображения на сцене без актёра мертвы. Главное положение темы урока: актёр — основа театрального искусства и носитель его специфики. Это опреде­ляет роль сценографии и художника в театре. Сценография — визуально важный, но лишь один из элементов единого образа спектакля. Оформление живёт только через актёра, благодаря его игре.

    Особенность изучения творчества художника театра в том, что оно невозможно без понимания сущности театрального ис­кусства. Эта сущность заключается в преображении актёра в своего героя, его перевоплощении, происходящем на наших глазах, здесь и сейчас. Сердцевина театрального чуда — игра актёра, в которую он вовлекает и зрителя. В основе этой игры прежде всего лежит фантазия, воображение и вера.

    Любое зрелище создаётся для зрителя, сидящего в зале и смотрящего на сцену. Поэтому, естественно, далее на уроке рассматривается архитектурно-пространственное и технологи­ческое устройство сцены амфитеаторного и партерно-ярусного театров. Изучая схему устройства сцены, учащиеся знакомятся с её конструкцией (портал, кулисы и т. п.) и элементами её оформ­ления (декорации, свет и др.). Далее рассказ об устройстве сце­ны переходит в практически-сценографическую плоскость: объ­ясняются принципы театрального макетирования на примере создания подмакетника и плана сцены.

    В ходе этого объяснения моделируется процесс выполне­ния учебно-исследовательского задания и практикума для груп­пы художников.

    Весь анализ темы происходит в сопровождении зрительного ряда, посвящённого природе театрального зрелища и устройству сцены в разные эпохи. Для этого учитель должен подготовить ви­деоматериалы по теме урока, которые помогут наглядно раскрыть устройство сцены и её элементов, в особенности воспроизводя­щихся в подмакетнике и плане сцены. Целесообразно привести примеры развития устройства сцены — от древнегреческого ам­фитеатра до современного театра с его технологическими воз­можностями.

    Практическая часть урока также может быть посвящена упражнениям на перемену отношения к вещи и месту дей­ствия. Тогда ученики наглядно убедятся в том, что одна и та же вещь (верёвка, стул, лист бумаги и т. п.) или пространство класса могут менять смыслы в зависимости от того, как к ним относится актёр.

    Учебно-исследовательское задание

    Рассказ учителя и соответствующая глава учебника ложат­ся в основу исследования учащихся о театре и искусстве теа­трального художника-сценографа. Далее, самостоятельно из­учая материал на эту тему, ребята могут разрабатывать его в следующих направлениях: «Искусство театра сквозь времена и страны», «Спектакль — содружество актёра, режиссёра и ху­дожника», «Эволюция театральной сцены», «Знаменитые театры мира» и т. д. Этот список может быть продолжен учителем само­стоятельно, исходя из конкретных исследовательских возмож­ностей и интересов учеников. Например, в их работах может отражаться эволюция театра и сцены во времени, начиная с древнегреческого амфитеатра под открытым небом и преоб­разования древнего театра в закрытое пространство партер­но-ярусного театра. Также могут рассматриваться другие виды ныне существующих сценических площадок театров и стадио­нов. При этом возможен анализ понятий одежда сцены (кулисы, задник, занавес), зеркало сцены, портал сцены, декорационное оформление и др.

    Учениками создаются проектно-реферативные работы (со­чинения с иллюстративным рядом) или презентации по пред­ложенным темам с последующим коллективным обсуждением и защитой на уроке.

    Творческое задание. Проектно-сценический практикум «Театр — спектакль — художник»

    Построение и направленность практических работ по пред­ложенной теме во многом определяются общей образователь­но-творческой стратегией, избранной учителем в этой четверти. Некоторые упражнения, предлагаемые в учебнике, могут быть сокращены, а на других, наоборот, сделан акцент (в зависимо­сти от конкретных педагогических задач учителя и условий их воплощения). Так, акцент может быть сделан на заданиях для художников, заключающихся в создании подмакетника для про­ектируемого спектакля. А может быть акцент на упражнениях на перемену отношения к вещи и месту действия. В них одна и та же вещь, предложенная учителем или учащимися (например, верёвка, стул, лист бумаги и т. п.), может в зависимости от от­ношения к ней становиться для зрителя змеёй или пожарным шлангом, автомобилем или станком, древним животным или стотысячной ассигнацией и т. д., а одно и то же пространство класса, его пол (из-за разного поведения и отношения к ним актёров) могут превратиться в болото или каток, в пустыню или ночной лес и т. п. В упражнениях на перемену отношения худож­ник и режиссёр должны предложить актёрам темы и предметы для этюдов. Например, выбирается шапка и предлагается от­нестись к ней, как к котёнку, затем как к царской короне в му­зее или как к сломанной игрушке. Другой вариант: актёру надо пройти по полу, но при условии, что это — изысканный паркет во дворце, болото или сельская дорога в лужах. На с. 29 в учебнике приведены примеры таких упражнений-этюдов: «В древнем храме (клятва жриц)», «В музее», «На спортивной площадке ( тренировка)».

    Определив вместе с режиссёрами-сценаристами объекты и места для этюдов на перемену отношения к вещи и месту действия, учителю следует стремиться к тому, чтобы актёры в своих действиях и поведении были максимально естественны благодаря фантазии и вере в происходящее. Актёру следует ни­чего не изображать, не показушничать, а стараться быть самим собой в предлагаемых обстоятельствах, действовать от своего лица, а не какого-то неизвестного персонажа, не испытывать зажим в присутствии зрителей. Важно так называемое ощущение публичного одиночества — будто в классе никого нет, ты — один. Главное — ничего заранее не придумывать (я сломаю ногу, вы­скочит собака и т. д.), а импровизационно правдиво (органично) существовать здесь и сейчас.

    Кроме того, если выбрана какая-то пьеса, то на этом эта­пе актёры думают и анализируют роль, определяют характер и внешность персонажа, придумывают на основе текста его био­графию, чтобы потом постараться выразить их в своих действи­ях на сцене.

    Учителю следует помнить, что профессии театрального ху­дожника и актёра, не говоря уж о режиссёре, достаточно специ­фичны и требуют, кроме дарования, специального обучения. По­этому важно объяснить стремящимся к сцене, что им следует иметь хотя бы самые общие представления о том, что лежит в основе театрального творчества и обучения. Для театрального ху­дожника, помимо изучения рисунка, живописи, технологии, важ­нейшим является овладение искусством композиции. Кроме того, сценограф не может не изучать и основы актёрского мастерства.

    Из рекомендаций и опыта учителей

    Литкенс Э. Б. (Москва). Исследовательские работы уча­щихся никогда не должны замыкаться в рамках обзорных ре­фератов. Важно уметь использовать в образовательных целях культурно-театральный потенциал города. Когда я работала в г. Березники (Пермская область), где не было стационарного театра, я водила школьников в Дом культуры, в котором бы­ла прекрасная звуковая и световая аппаратура. Более того, ребят, у которых были наилучшие рефераты, я, по договорён­ности с дирекцией Дома культуры, устраивала на стажировку к звукорежиссёрам, светооператорам и машинистам сцены. Это очень влияло на престиж предмета «Изобразительное ис­кусство» в школе и имело хорошие последствия для будущей профессиональной судьбы моих учеников. Позже в Перми я не только устраивала знакомство ребят с устройством сцены и оборудования в Пермском драматическом театре, но и про­водила встречи с художниками, актёрами и режиссёрами этого театра. В крупных городах, особенно в Москве и Петербурге, масса возможностей, и нужно использовать их колоссальный культурный потенциал в образовательных целях.

    Алёшина Т. В. (Москва). Создание подмакетника в моей практике всегда было увлекательным конструктивно-дизайнер­ским делом, в котором реализовывались навыки ребят к ма­кетированию, приобретённые в 7 классе. Разработка макета является первым шагом к созданию простейших макетов из белой бумаги (так называемых формакетов или прирезок, как их называют на театральном языке). Фантазирование на темы возможных театральных постановок и все дальнейшие сцено­графические упражнения для художников, которые предложены в учебнике, выполнялись именно в подмакетнике. Планировки сцены вместе с эскизами дают возможность школьникам в пол­ной мере ощутить пространственное расположение вещей в их упражнениях и этюдах. В своей практике при выполнении деть­ми заданий я не делала особых различий между художниками и актёрами. И те и другие, пусть по-разному, участвовали во всех упражнениях и этюдах. Если у класса правильная мотивация, то каждый ученик в полной мере сможет раскрыть все свои худож­нические, режиссёрские и актёрские способности.

    Ламара Л. Р. (Москва). При выполнении сценических упраж­нений, начиная с первого урока и на протяжении всей четверти, я объясняю ученикам, что искусство театра начинается с веры, фантазии и воображения. Без них трудно поверить в правдивость бутафорских декораций и искренность актёрского поведения в них. Мы верим актёру, если он ведёт себя на сцене естественно, органично, как в жизни. Прежде чем стать кем-то и сыграть чей- то образ, надо научиться быть самим собой в обстоятельствах, предлагаемых пьесой или этюдом. Развитие этих основ актёр­ской игры начинается с малого — с простейших упражнений и этюдов, тренирующих внимание, умение его концентрировать и управлять им. Актёры учатся слушать и слышать, а не изобра­жать, будто они слышат, видеть и реагировать на увиденное без преувеличения, т. е. без наигрыша. Это особенно важно, потому что актёр, играя спектакль, заранее знает всё, что с ним про­изойдёт, что он услышит от партнёров. При этом он должен себя вести так, будто всё происходящее видит впервые.

    Упражнения на перемену отношения к предмету или месту действия — маленький шаг к пониманию верного актёрского самочувствия на сцене. Я предлагаю ребятам представить, что они находятся не в классе, а в цеху завода или в горах. И им, будучи в комнате (как и на сцене), надо представить себе, что стол перед ними — станок или обломок скалы, а пол под их ногами — горный ледник, хрупкий мостик над бурной рекой. От того, с какой мерой воображения и искренности они отне­сутся к столу как к станку (станут протирать его, чинить или запускать), в той мере им поверит и зритель. Важно показать ученикам, что актёр не выглядит глупо, когда аукает на сцене среди бутафорских берёз, потому что вместе с залом верит в правду происходящего. Глупо выглядит только тот, кто не верит в силу игры и от боязни делает всё понарошку.

    Урок: «Безграничное пространство сцены. Сценография - особый вид художественного творчества»

    Результаты освоения учащимися учебного материала

    Предметные результаты:

    понимать, что образное решение сценического простран­ства и облика персонажей спектакля составляет основ­ную творческую задачу театрального художника;

    понимать различия в творческой работе художника-живо- писца и сценографа;

    отличать бытовые предметы от их сценических аналогов;

    понимать особенности игровой и условно-метафориче­ской декораций;

    знать типы декораций и способы их трансформации, спо­собы сценографических решений любительских спекта­клей.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


    написать администратору сайта