Главная страница
Навигация по странице:

  • «Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы»

  • Предметные результаты

  • Личностные результаты

  • Метапредметные результаты

  • Уроки изобразительного искусства 8 класс-1. Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки


    Скачать 478.1 Kb.
    НазваниеУроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки
    Дата09.04.2023
    Размер478.1 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаУроки изобразительного искусства 8 класс-1.docx
    ТипУрок
    #1047717
    страница5 из 22
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
    Метапредметные результаты:

    понимать и принимать учебную задачу, сформулирован­ную учителем;

    самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути и спо­собы решения учебных и познавательных задач;

    осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учите­ля, используя вопросы для самопроверки в учебнике;

    проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий, оформлении рефера­тивных работ и презентаций.

    Сценография — это неразрывный сплав художественного твор­чества и театрального производства. Поэтому на уроке внимание учащихся акцентируется на том, что всё сочинённое художником в эскизах, чертежах и макетах надо воплотить в реальные конструк­ции, станки, декорации и бутафорию при помощи различных специ­алистов и целых цехов (столярных, художественно-декорационных, костюмерно-пошивочных и т. д.). Здесь раскрывается вторая сторо­на художнической деятельности в театре — технологическая. Имен­но на художника-технолога ложится задача инженерного решения

    всех замыслов сценографа. Например, в одной из сцен задуман фонтан, дождь или пожар. Как, какими техническими средствами воплотить это на сцене — задача художника-технолога. Важным моментом этого урока является акцент на том, что художественное творчество в театре не сводится к работе художника-постановщи- ка, а вбирает в себя множество иных профессий, основанных на умении рисовать, лепить, шить, конструировать.

    Театральные цеха, световое и звуковое оборудование, про­екционная и лазерная аппаратура в разнообразных зрелищах и шоу, построенных на основе компьютерных технологий, требуют для их осуществления хорошо подготовленных специалистов.

    Учебно-исследовательское задание

    Данное учебно-исследовательское задание может состав­лять единое целое с предыдущим заданием, что углубит по­нимание работы художника в театре как единого «сочинитель­ного» и «делательного» процесса, т. е. единства творчества и технологии.

    Учителю в связи с этим следует заранее, ещё перед преды­дущим уроком, определить тему и содержание данной работы. Она может быть обзорной, посвящённой рассмотрению един­ства художественного и технологического творчества в театре или анализу различных театрально-технологических профес­сий. Можно предложить учащимся проводить этот анализ при­менительно к видению собственного будущего и осуществить анализ обоснованности их стремлений и мотиваций. Также эта работа может быть проведена как изучение на примере одного спектакля всего спектра работы художника-технолога в театре (создание декораций, костюмов, грима, бутафории и др.).

    Задание выполняется в виде индивидуальной или коллек­тивной работы, сопровождающейся специально подобранным видеорядом.

    Творческое задание. Проектно-сценический практикум «Театр — спектакль — художник»

    В учебнике большой спектр различных заданий, но это не значит, что все они должны быть обязательно выполнены. Их количество и время, отводимое на них, как и формы практиче­ского выполнения, определяются учителем. Так, для художни­ков продолжается работа по созданию оформления проекти­руемого спектакля: как в виде эскиза декораций, макета, так и в виде инсталляции. Среда, в которой действуют на сцене актёры, может включать в себя настоящие вещи и бутафорию, живописные и графические росписи, фотографии и экранно­электронные проекции — она подобна громадной инсталляции или коллажу. В связи с этим решение образа спектакля в тех­нике инсталляции может быть для учащихся проще, чем в фор­ме макета (тем более что инсталляция известна им по урокам изобразительного искусства в 7 классе). В макетах, эскизах и планировках следует стремиться к образно-пространственному решению постановки или этюда.

    В сценических этюдах на органическое молчание участвует

    или 2, но не более 3 человек. В этих этюдах добивайтесь от учащихся естественности поведения и мышления, умения слу­шать, правдиво оценивать происходящее, т. е. умения быть, а не казаться (не изображать, не наигрывать). При определении тем для этих этюдов предлагайте ученикам находить в жизни такие ситуации, в которых состояние молчания — естественное поло­жение (например, «После ссоры», «Рядом спящий», «На рыбной ловле», «Подслушивание» и т. п.). Учите своих воспитанников по­нимать логику поведения в любых игровых ситуациях и выделять в них главное событие (конфликт).

    Из рекомендаций и опыта учителей

    Бабаджанян Ф. Р. (Омск). В исследовательских проектах мы всегда стремимся найти не только историко-искусствоведческую проблематику, но и её обращённость к практическим реалиям жизни ребят. Например, эта тема позволяет раскрыть им обшир­ный мир художнических профессий, в которых при желании они смогут проявить свои рисовальные и другие творческие возмож­ности в качестве художника-технолога и дизайнера, художника по свету, художника по костюмам, гриму, художника-декоратора, столяра-декоратора, бутафора, реквизитора, модельера и за­кройщика, костюмера и швеи, не говоря уже о таких специальных производствах, как пастижорное, где изготавливаются парики, или шорное, где изготавливается театральная обувь.

    На этом этапе знакомства с основами актёрского мастерства мы делали акцент на его важнейшей части — искусстве общения. На уроках и внеурочных занятиях внимание учащихся обращалось на то, что актёры на сцене при общении друг с другом должны быть естественными и правдивыми, иначе зритель не поверит им.

    Естественность поведения и общения — достаточно сложная актёрская задача. В театральных школах словесному общению предшествует обучение общению партнёров в условиях молча­ния, когда оно естественно и диктуется обстоятельствами (на­пример, когда рядом спящий, во время звукозаписи или когда люди поссорились и т. п.). В своих этюдах на органическое мол­чание мы добивались от учеников естественности поведения в ситуации молчания, чтобы оно не подменялось каким-то разго­вором глухонемых. Эти этюды ещё можно назвать этюдами на действенное слово, когда по ходу сюжета тишина прерывается одним-двумя словами, чаще всего подчёркивающими кульмина­цию события («Я не нарочно, прости!», «Ну вот, разбудил!» и т. п.).

    При подготовке и выборе тем для таких этюдов воспиты­вается художническая наблюдательность и внимание к проис­ходящему вокруг.

    Винокурова Е. Н. (Новосибирск). Все задания и упражне­ния, приводимые в учебнике, важны и применимы не только на уроках, но и на занятиях в коллективах дополнительного об­разования. В моей школьной студии мы, во-первых, задания, предлагаемые для разных профессий, выполняем все вместе. От этого коллективного творчества упражнения становятся глубже, открываются совершенно новые повороты и интерес­ные добавления, а «перепасовка» идей возбуждает поиск и мысли студийцев. Во-вторых, на основе исследовательских и практических заданий учебника мы постоянно придумываем свои задания, в которых находит наиболее полное выражение фантазия и творческая энергия ребят. В условиях работы над спектаклем особенно важно общекультурное развитие ребят, которое строится на предложенной учебником системе иссле­довательских рефератов, которым мы придаём свою сибирскую региональную специфику.

    Урок: «Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы»

    Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты:

    понимать условность театрального костюма и его отличия от бытового;

    представлять значение костюма в создании образа персона­жа и уметь рассматривать его как средство внешнего пере­воплощения актёра (наряду с гримом, причёской и др.);

    уметь применять в практике любительского театра худо­жественно-творческие умения по созданию костюмов из доступных материалов, понимать роль детали в создании сценического образа;

    уметь добиваться наибольшей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля, ча­стью которого он является.

    Личностные результаты:

    воспитывать эстетические чувства, получать впечатле­ния от восприятия предметов и явлений окружающего мира;

    получать навыки коммуникативной компетентности в об­щении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебно-исследовательской, творческой дея­тельности;

    следовать безопасному, здоровому образу жизни;

    формировать положительное отношение к результатам своих исследовательских и практических работ.

    Метапредметные результаты:

    понимать и принимать учебную задачу, сформулирован­ную учителем;

    осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учителя, используя вопросы для самопроверки в учебнике;

    находить и выделять необходимую информацию из тек­стов, иллюстраций, видеосюжетов самостоятельно и под руководством учителя;

    понимать и принимать совместно со сверстниками за­дачу групповой работы, распределять функции в группе при выполнении заданий.

    После коллективного анализа заданий по предыдущей теме учитель раскрывает основные положения тематики настоящего урока: речь идёт об образности и условности театрального ко­стюма. Всё это иллюстрируется предварительно подобранным зрительным видеорядом. Рассматриваются отличия сцениче­ского костюма, грима и причёски от их бытовых прототипов. Этот анализ составляет часть практической работы учащихся: моделируется смысл и процесс выполнения предстоящего учебно-исследовательского задания.

    Внимание класса акцентируется на том, что костюм явля­ется средством характеристики персонажа. Внешний облик героя — отражение его внутреннего мира и характера в реа­

    листическом театре — театре, требующем психологического перевоплощения в образ своего персонажа, при условии, «если бы я был этим человеком». Реализацией этого положения явля­ется упражнение «Кастинг», в котором костюм помогает актёру сделать попытку перевоплощения в того или иного персонажа. (Упражнение может быть осуществлено в рамках этого урока или на следующем занятии как проектно-творческая работа.)

    Завершая разговор о сценическом костюме, следует ука­зать на то, что театральный костюм не должен воплощаться на сцене в бытовом костюме полностью, а может работать прин­цип деталь вместо целого, например, для изображения муш­кетёра вовсе не обязательно во всех деталях воспроизводить его исторически достоверное одеяние, а достаточно добавить к обычной нашей одежде пояс со шпагой и шляпу, так все в зале поймут — перед нами мушкетёр. Потому что магическое, по выражению Станиславского, «если бы» лежит в основе того, что актёр естественно относится к бутафорским декорациям, созданным художником, будто перед ним настоящие каменные стены или горные скалы.

    Важным и, может быть, наиболее сложным в этой теме яв­ляется рассказ о внешнем и внутреннем перевоплощении ак­тёра. Фантазия и вера в происходящее (если бы это была не сцена, а море или дворец) рождают естественность действий, а перемена отношений к партнёру помогает созданию образа.

    Образность и условность театрального костюма. Отличия бы­тового костюма, грима и причёски от сценического. Костюм — средство характеристики персонажа. Виды театральных зрелищ: цирк, эстрада, шоу, в которых костюм является главным элемен­том сценографии. Технологические особенности создания теа­трального костюма в школьных условиях.

    Рассматриваются различные виды театральных зрелищ: цирк, эстрада, шоу, в которых костюм является главным элемен­том сценографии. Также полезно обсудить технологические осо­бенности создания театрального костюма в школьных условиях.

    Учебно-исследовательское задание

    Опираясь на раскрытую учителем тему сценического костю­ма, ученики выполняют аналитическую работу (индивидуально или коллективно) на тему «Сценический костюм в реалистиче­ском спектакле и на эстраде» или «Театральный костюм вчера и сегодня», в которой рассматриваются роль костюма в театре представления и в театре переживания, а также отличие сцени­ческого костюма от бытового и его значение в создании актё­ром образа своего персонажа.

    Подскажите учащимся, что в реферате необходимо рас­крыть условность театрального костюма, его отличия от быто­вого костюма. Рекомендуется также показать значение костюма как средства характеристики персонажа театрального пред­ставления.

    В рефератах может быть рассказано о роли костюма в цир­ке, на эстраде, в различных шоу, в которых именно костюм яв­ляется главным элементом сценографии.

    При желании учащиеся, если они занимаются в театраль­ном кружке или студии, могут рассказать о том, как можно соз­дать костюмы в школьных условиях.

    Творческое задание. Проектно-сценический практикум «Театр — спектакль — художник»

    Определяя форму практической работы, учитель может раз­делить выполняемые задания по профессиям. Например, пред­ложить художникам создание эскизов костюма персонажа с учётом специфики сценического костюма и его отличий от бы­тового. Критерием оценки успешности выполнения этой работы является достижение выразительности костюма и его стилевое единство со сценографией спектакля. С учётом возможностей конкретной группы, выполняющей это задание, вполне допусти­мо ставить и технологические вопросы по созданию сценическо­го костюма того или иного персонажа (из какой материи и как шьётся костюм, какие могут быть костюмные аксессуары: зонт, шляпа, веер и т. д.). В продолжение работы по созданию внеш­него облика актёра в том или ином спектакле учитель предлагает создать на компьютере варианты грима и причёски персонажей проектируемого спектакля.

    А можно, наоборот, сконцентрировать работу художников, режиссёров, актёров на процессе выполнения единого задания «Проба на роль (кастинг)». Здесь от режиссёров требуется сочи­нение и проведение этюда. Учитель должен в связи с этим помочь в определении актёрской задачи и игровой ситуации при созда­нии образа персонажа, исходя из предлагаемых условий.

    Следует помнить, что это этюд-монолог, в котором могут быть произнесены максимум одна-две фразы, поскольку здесь важнее всего органика действий актёра, проявляющаяся как результат естественности поведения, реакций и внешнего пе­ревоплощения (при помощи костюма и грима).

    Учитель анализирует степень естественности (органики) поведения и правды реакций в предлагаемых обстоятельствах; осмысленность использования костюма, грима, аксессуаров как средств внешней характеристики героя. Также в этой ра­боте оценивается участие в подборе костюма и «выгородке» — оформлении этюда из имеющихся материалов.

    Из рекомендаций и опыта учителей

    Володина И. П. (Москва). В исследовательских работах по этой теме ребята находят много интересного для них изобрази­тельного материала. Я стремлюсь помочь им в своих рефератах и сообщениях найти зависимость костюма от специфики зре­лища. Причём иду в этом от рок-групп и эстрады через теле­сериалы к театральным жанрам, поскольку сегодня школьники практически театрально безграмотны, и их познания, как и по­сещения театра, в большинстве своём равны нулю. Костюм же, тем более при сравнении его с бытовым, позволяет зародить у ребят интерес к искусству театра. Стараюсь дать для исследо­вания не одну, а четыре-пять тем, чтобы потом при их коллек­тивном обсуждении как можно больше расширить зрительскую культуру учащихся.

    На материале этого урока продолжается знакомство с ис­кусством театра, введение учащихся в суть актёрской игры. В этюде «Проба на роль (кастинг)» актёрам предлагается импро­визационно, т. е. без специальной подготовки и репетиций, сы­грать небольшую сценку (мини-фрагмент из пьесы или сюжет, самостоятельно придуманный). Этюд рассчитан на одного, мак­симум двух исполнителей. Для этюда выбирается яркий, эмо­ционально насыщенный момент (мольба, раздумье, отчаяние и др.). Приступая к пробе на роль, актёр должен представлять себе характер героя, которого будет играть, его внешность, костюм и т. д. Полезно сочинить биографию героя, поскольку это обогатит жизнь персонажа на сцене. Актёру должна быть ясна задача, что ему надо сыграть в пробе. Один и тот же от­рывок могут играть — пробоваться (на роль) — разные актёры. Этот этюд может быть первым шагом к образу. Главное в нём — логика поведения и органика реакций, поддерживаемая точно найденным костюмом и иными деталями (трость, платок), до­бавляющими выразительности в характеристике персонажа. Полезно сделать компьютерную разработку разных вариантов грима, причёски и др. Актёрская работа оценивается по есте­ственности поведения: умению видеть и слышать без наигрыша и зажима, по правде реакции на происходящее в этюде. Сле­дует объяснить ученикам, что важно не забалтывать этюд, т. е. включать в него не более двух-трёх слов или пары фраз.

    Голицына В. Б. (Москва). Из возможных направлений в раскрытии этого материала мы часто выбираем занятия по искусству и технологии грима. На таких уроках, пользующих­ся большой популярностью у ребят, в особенности у девочек, изучаются основы художественно-театрального грима и его от­личия от бытовой визажистики. В небольших практических ра­ботах жирным или сухим гримом у учащихся появляется живой интерес к самому процессу создания портрета их персонажа, преображающего лицо актёра в образ, к примеру, Черномора с чертами злодея или Кармен, яркой испанки. Для этого ребята учатся умело использовать анатомические особенности лица актёра. Эффект удлинения носа достигается светлыми линия­ми вдоль носа, а эффект короткого носа — тёмными линиями поперёк носа. Выпуклые части лица высветляются, глубокие — затемняются, морщины наносятся коричневым карандашом.

    Далее дети работают жирным гримом. Прорабатывают харак­тер губ (тонкие, толстые, большой или маленький рот). Особое внимание уделяют глазам. В работе используются выразитель­ные средства художественных материалов (например, аквагрим, пастель и др.). Причёска или парики, бороды, усы дополняют об­раз героя, придают ему эмоциональную окраску. Особый восторг у ребят вызывает компьютерная фотосессия в конце урока, когда на фотографии можно себя и не узнать в гриме!

    Эту тему учащиеся разрабатывают и в исследовательских работах, обращаясь к материалам театральных и модных жур­налов, сайтов Интернета.

    Бабаджанян Ф. Р. (Омск). Костюм, придуманный художни­ком, имеет смысл только в игре актёра. Как ведёт себя в нём актёр, как двигается, как он помогает ему создать внешне и вну­тренне запоминающийся образ — свидетельство успеха работы художника. Но в то же время это — свидетельство мастерства актёра, сумевшего при помощи костюма добавить новые краски в жизнь своего персонажа.

    Полонская М. А. (Москва). Стремление неопытных актёров облачиться в настоящие костюмы, да ещё как можно более по­хожие на исторические, понятно. Но это — следствие неуме­ния перевоплощаться, следствие неверия в предлагаемые об­стоятельства, недостатка фантазии или неуверенности в своих актёрских возможностях. Правда игры идёт не от реальности

    королевского одеяния, а от того, что ведёшь себя, как король. Тогда даже тюлевая портьера, наброшенная на джинсовую кур­точку, будет восприниматься залом как лионские кружева.

    В своих студийных спектаклях мы развиваем художниче­скую культуру студийцев, обращаясь к их фантазии, выдумке. Ведь костюмы можно создать из самых обыденных, бросовых материалов: марли, фольги, сеток и др. (выбор материала, ко­нечно, диктуется содержанием спектакля). Большую роль в соз­дании костюма играет принцип деталь вместо целого.

    Урок:
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


    написать администратору сайта