Уроки изобразительного искусства 8 класс-1. Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки
Скачать 478.1 Kb.
|
Формирование УУД Этапы работы Содержание Съёмка портрета друга Действия учителя Действия учеников Подготовка проекта Практическая работа модели на нестандартный Учитель помогает выбрать ракурс и освещение. Важна правильная композиция: важно выбрать направление взгляда модели — не в камеру, а на что-то за спиной фотографа. Правильная композиция — это не всегда расположение человека в центре, можно расположить человека в углу кадра Практическую работу учитель организует на одном из уроков, в группе продлённого дня или самостоятельно дома Ученики распределяют роли и задания Ученики договариваются в паре о ходе работы, о последовательно- сти действий учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии. Работать по предложенному плану, использовать учебник. Учиться оценивать успешность выполнения своего задания, признавать ошибки Коммуникативные действия Высказывать свои мысли, вступать в беседу Личностные результаты Оценивать однозначно поступки как плохие или хорошие с позиции нравственных ценностей. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/ плохо) с позиции нравственных ценностей. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка.
Урок: «Событие в кадре. Искусство фоторепортажа» Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты: понимать значение информационно-эстетической и историко-документальной ценности фотографии; осваивать навыки оперативной репортажной съёмки события и овладевать основами операторской грамоты, необходимой в жизненной практике; анализировать работы мастеров отечественной и мировой фотографии, осваивая школу операторского мастер- ства во всех фотожанрах, двигаясь в своей практике от фотозабавы к фототворчеству; понимать, что делает репортажный снимок незаменимым источником информации и насколько эта информация может считаться объективной; знать, в чём состоит специфика репортажной съёмки; понимать, почему важна семейная фотохроника и сохранение старых снимков. Личностные результаты: формировать гражданско-патриотические чувства любви и уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, одновременно — осознание своей принадлежности к определённому этносу; формировать осознанное, уважительное отношение к другому человеку, его мировоззрению, культуре, традициям, а также готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать взаимопонимания; формировать основы морального сознания в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; развивать эстетическое сознание через освоение наследия великих мастеров художественной фотографии; воспитывать эстетические чувства, получая впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира; формировать навыки коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской и практической творческой деятельности; учиться дискутировать, аргументировать своё мнение, вести диалог. Метапредметные результаты: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; уметь выделять из темы урока известные знания и умения; самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути и способы решения учебных и познавательных задач; формировать и развивать ИКТ-компетенции; анализировать объекты и явления окружающего мира, выделять отличительные признаки; устанавливать причинно-следственные связи, располагать рассматриваемые объекты согласно временной шкале (раньше-позже); понимать и принимать задачу групповой работы, уметь ладить с участниками действия, не демонстрируя превосходство над другими, и вежливо общаться. Органичным продолжением темы предыдущего урока, посвящённого исключительным возможностям фотографии в запечатлении подлинности облика человека, является тема этого урока — запечатление подлинности его бытия. На занятии раскрывается значение фотоизображения как документа времени, летописи запечатлённых мгновений истории общества и жизни человека. Рассматривается визуальная информативность фоторепортажа (сама по себе и в сравнении с живописью), а в связи с этим — методы работы над событийным репортажем: наблюдение, скрытая и открытая съёмка с отвлечением и др. В практико-аналитической части урока учитель приводит примеры работ мастеров фоторепортажа, также предлагает проанализировать семейную фотохронику (будь то альбом или электронная презентация) как зримую историю в родных лицах, запечатлевшую навсегда память о прошедшем времени и близких. В продолжение этой работы учитель предлагает обратить внимание на особенности операторской грамоты при съёмке фоторепортажа: оперативность съёмки, нацеленность и концентрация внимания на событии и др. Учебно-исследовательское задание В этой работе учитель настраивает учеников на анализ отражения текущих событий в фотографии, на рассмотрение информационной специфики репортажной фотографии в форме анализа значения общественной и частной фотохроники (из семейного архива). Здесь уместно акцентировать внимание учащихся на роли фотографии в частной жизни человека, на выделении ею лирических и иных достоинств как свидетельства судьбы человека и жизни нашей страны. Работа выполняется в форме исследовательских рефератов или сообщений с привлечением специально подобранного иллюстративного материала (из журналов или Интернета), раскрывающего понимание темы. В итоге — коллективное обсуждение. Творческое задание. Проектно-съёмочный практикум «От фотозабавы к фототворчеству» При съёмке фоторепортажа всегда настраивайте учащихся на создание серии из 3—5 снимков (как в приводимой в учебнике серии классика фотографии Брассаи «Сон», см. с. 95). Серия, посвящённая одному событию или теме (учителю следует помочь учащимся в выборе этой темы), даёт более объективную трактовку события, чем одиночная фотография. Нужно оценить применение учащимися знания операторской и композиционной грамоты для решения поставленных художественно-информационных задач в условиях оперативной съёмки. Ребята демонстрируют также методы работы над событийным репортажем: наблюдение, скрытая и открытая съёмка с отвлечением и др. Из рекомендаций и опыта учителей Голицына В. Б. (Москва). Даже при малом времени, отводимом в школе на изобразительное искусство, я обязательно провожу коллективные исследовательские работы, что вызывает у учеников живой интерес и желание фотографировать самим. Так что после урока никого не надо специально призывать к самостоятельной творческой работе. Дети сами хотят, чтобы на уроке обсуждались и анализировались их собственные работы. Рассказ об их жизни, о том, что они видят вокруг себя, естественно становится самой важной темой на уроке. Две дидактические задачи представляются мне при этом наиболее важными: увидеть интересное в обыденном, а в течении и смене фактов — событие. В связи с этим мы обсуждаем понятие конфликт и то, как он раскрывается в разных видах искусства. Обсуждаются также и нравственные позиции оператора, проблема объективности и правды в фотографии. Репортаж, как и портрет, лучше всего снимать сериями. Серия может быть объединена одной темой или одним событием, раскрывающимся в развитии, т. е. в разные моменты происходящего. Темы для репортажей дети выбирают сами. Мы выделяем лучшие из них, и они становятся темами для всего класса. Колпаков А. И. (Москва). В фотографии остро стоит вопрос зоркости и индивидуальности видения фотохудожника. Суметь выбрать из множества главное — значит проявить художническую и авторскую позицию. Репортажная съёмка прежде всего информативна. Поэтика здесь уступает место документальному свидетельству о событии. Репортаж требует искусства и умения запечатлеть факт. Недаром фотографию называют визуальной фактографией. Я часто рекомендую педагогам давать своим воспитанникам задания на летнюю фотосессию. Причём не просто «снимайте что хотите», а концентрируя их внимание на тех или иных аспектах репортажа. Например, были темы «Жаркое лето», «Происшествие», «В спортивной борьбе» и т. п., в которых надо было раскрыть событие через его показ в развитии, через реакцию его участников и свидетелей, т. е. с разных точек зрения, в прямом и переносном смысле. Паршикова Е. К. (Москва). Считаю очень важным создание и подбор учениками фамильной фотохроники — рассказ о жизни через судьбы семьи, родных и друзей. То, что на этом уроке выступает как подборка старых снимков из семейного фотоальбома, становится на следующем занятии материалом для раскрытия этой темы в виде коллажа или видеопрезентации. Что бы мы ни снимали — родных за чаем или школьную хронику, — всегда учу ребят соединению в их работе художнического видения с операторской хваткой. Культура репортажной съёмки заключается в умении наблюдать, предугадывать ход предстоящих событий и всегда быть готовым к их фиксации. Для репортёра большую роль играет знание снимаемого материала. Таким материалом для класса может быть школьная жизнь, походы, спорт, скрывающие в себе множество переживаний, столкновений, которые только надо суметь выхватить неравнодушным фотоглазом. Я стараюсь не допускать разрыва между творческой и учебно-аналитической работой. Те требования, которые я предъявляю к детским репортажам, я раскрываю ребятам на примере лучших работ отечественных фоторепортёров. Чаще всего для этого я обращаюсь к работам Ю. Роста, соединяющим в себе человеческую и операторскую глубину проникновения в жизнь. Урок: |