Уроки изобразительного искусства 8 класс-1. Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки
Скачать 478.1 Kb.
|
Предметные результаты: осознавать единство природы творческого процесса в фильме-блокбастере и домашнем видеофильме; иметь представление о значении сценария в создании фильма как записи его замысла и сюжетной основы; осваивать начальные азы сценарной записи и учиться применять в своей творческой практике её простейшие формы; уметь излагать свой замысел в форме сценарного плана или раскадровки, определяя в них монтажно-смысловое построение кинослова и кинофразы. Личностные результаты: ответственно относиться к учению, быть готовыми к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования с учётом устойчивых познавательных интересов; воспитывать эстетические чувства, получая впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира; формировать положительное отношение к результатам своих исследовательских и практических работ. Метапредметные результаты: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; формировать и развивать ИКТ-компетенции; располагать рассматриваемые объекты согласно временной шкале (раньше-позже). понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы, распределять функции в группе при выполнении заданий. Эта тема в учебнике делится на три части, посвящённые сценарной, режиссёрской и операторско-монтажной составляющим фильма. Внимание учащихся концентрируется прежде всего на том, что действие на экране развивается во времени и движется в пространстве, а умение соединить в единый образ изображение, речь, музыку составляет суть искусства кинокомпозиции. Эта важная тема рассматривается на стольких уроках, сколько учитель посчитает необходимым для её наилучшего раскрытия. Так, например, рассказ о сценарной основе фильма и рассказ о режиссёрском замысле могут быть объединены в рамках одного урока, или же можно на одном уроке говорить о режиссёрском замысле и его операторском воплощении. Есть различные варианты временных форматов раскрытия основ киноязыка и кинокомпозиции, которые реализуются в трёх аспектах: сценарном, режиссёрском и операторском. Все они одинаково важны для художественно-творческой работы над любительским видеофильмом. В программе и в учебнике эти три составляющих азбуки кинотворчества рассматриваются по отдельности, поскольку каждая из них имеет своё содержание и сопровождается самостоятельными проектно-творческими заданиями, которые, как только что говорилось, могут быть так или иначе объединены учителем в одном урочном пространстве. Если в классе много желающих снимать, то теоретическое обоснование темы, посвящённое замыслу видеосюжета и его воплощению, лучше всего рассматривать вместе, в связи с чем учебно-исследовательское задание рекомендуется давать одно на все три части темы, чтобы как можно больше времени отвести для съёмки видеослова и видеофразы во время урочной и внеурочной деятельности. Методически важно научить школьников снимать со статичной камеры, категорически запрещая им вначале движения камерой и трансфокатором. Лишь по мере приобретения операторского опыта допустимо применение этих способов съёмки. «Фильм - «рассказ в картинках» Поскольку школьники в этом возрасте обычно воспринимают фильм по-зрительски целостно, для учителя важно выделить его художественно-творческие составляющие. Это касается прежде всего рассказа о роли сценария в создании фильма. Сценарий — литературно-текстовая запись будущего фильма. В результате соединения покадрово-текстовой записи будущего фильма с зарисовками каждого кадра возникает раскадровка, в которой планируется монтажная последовательность кадров. Естественно, рассказ об этом идёт на фоне демонстрируемого видеоряда. Уместно напомнить ученикам, что им уже давно известен простейший пример изобразительно-текстовой раскадровки — комикс. Учащимся предлагается сделать простейшую покадровую запись предстоящей съёмки своего видеосюжета со схематическими зарисовками, что может помочь им в исследовательской и проектно-творческой работе. На этом же уроке учитель объясняет, в чём смысл и различие понятий кинослово и кинофраза, поскольку именно их сценарный план, покадровую запись выполняют ученики. В учебнике приводится пример пре- [JGG вращения текста в сценарный план. Приведём здесь ещё один пример создания сценарного плана. Текст: «Зимой, которая в этом году наступила поздно, но зато разом и внезапно, наш город приобрёл волшебный вид. Всё стало светло и радостно». (Подобные тексты, которые должны превратиться в сценарный план будущей видеофразы, могут быть сочинены самим учителем, заимствованы из литературных источников или же предложены учениками.) Примерный сценарный план (кадроплан) видеофразы «Зима пришла!» на основе вышеприведённого текста: Общий план. Падает хлопьями густой снег. Средний план. Здания, занесённые снегом. Крупный план. Витая ограда сада, вся облепленная снегом. Общий план. Кидаются первыми снежками мальчишки. Крупный план. Смеётся, удачно бросив снежок, Витька. Естественно, у каждого ученика или киногруппы будет свой кадроплан видеофразы, основанный на одном и том же тексте. Киновидение учащихся можно развивать в процессе разработки не только текстового, но и изобразительного источника. Любую сюжетную картину (например, «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова, «Разборчивая невеста» П. А. Федотова или «Письмо с фронта» А. И. Лактионова» и др.) можно представить как фильм, кадры которого сведены воедино. Если в фильме изображения предстают и развиваются во времени, то картина показывает их одномоментно. Задание «прочесть» и записать какую-либо картину в виде кадроплана очень помогает освоению киноязыка. Говоря о раскадровке, полезно обратиться к известному всем с детства комиксу как форме рассказа в картинках. Комикс с его последовательностью картинок-кадров, сопровождающихся комментариями, — предтеча кинораскадровки. Сюжет повествования определяет и монтажно-изобразительное построение фильма, состоящего из кинослов и кинофраз. По аналогии с речью кинослово можно уподобить подлежащему, это изображение объекта (практически на одном плане и без монтажных соединений), например вещь, здание, мост, трамвай и т. п. Продолжая сравнение с речью, кинофраза предстаёт как соединение киноподлежащего с киноглаголом (т. е. объект плюс действие). Например, человек идёт, пилят дерево, играют в футбол и т. п. В практике кинофраза — монтажное соединение небольшого количества планов, придающее изобразительно-смысловое содержание отснятому материалу. Учебно-исследовательское задание В зависимости от поурочной планировки учитель может дать одну учебно-исследовательскую работу на все три темы, а может предоставить возможность учащимся выполнять эту работу по каждой теме в отдельности. По данной тематике можно предложить учащимся аналитическую работу на тему «Зачем нужен сценарий в кино и какова его роль в съёмке домашнего видео». Творческое задание. Проектно-съёмочный практикум «От большого кино к твоему видео» Выполняя предложенное задание, учащимся следует вначале выбрать тему и объект для съёмки кинофразы. Учитель акцентирует внимание учеников на том, что создание сценарной записи (кадроплана) не самоцель, а лишь фиксация замысла, необходимая для осознанной режиссёрской, операторской и монтажной работы по созданию будущей видеофразы. После определения темы и идеи следует непосредственно сама сценарная покадровая запись сюжетного содержания видеофразы. При этом в кадроплане будущим режиссёрам и операторам уже следует планировать объекты и точки их съёмки, ракурсы и крупность снимаемого плана, который также указывается в кадроплане. Разработка выбранного сюжета продолжится и далее, она обогатится постановкой и фиксацией режиссёрских и операторско-монтажных задач. В этой и последующих работах по данной теме учитель показывает значение художнического видения мира. При съёмке любительского видео отсутствие художника кажущееся. Вся работа над изобразительно-монтажным построением видеофраз основывается на художнической культуре их авторов. Из рекомендаций и опыта учителей Гликин Л. Д. (Москва). В нашей школе художественно-творческая киноработа проводится не только на уроках изобразительного искусства, но и на уроках информатики. Рекомендую всем учителям использовать этот образовательный ресурс, потому что он обеспечивает технологическую сторону кинообразования: овладение компьютерными программами по монтажу, озвучанию, различным способам обработки фильма. В форматах школьного телевидения практико-творческие работы начинаются с заявки темы, краткого изложения, а затем ребята переходят к созданию сценария. Гаврилова Н. Е. (Москва). Понятия «кадр» и «план» раскрываются в учебнике не в этой главе, а чуть дальше. Но если мне требовалось, то я говорила о них уже на этом уроке, потому что все фазы создания сюжета на практике тесно переплетаются и деление сценарной, режиссёрской работы на отдельные этапы имеет чисто дидактическое значение. Также я часто именно здесь разбирала с ребятами грамоту монтажного мышления на примере «эффекта Кулешова». Иногда это происходило в форме раскадровки (типа комикса с записью реплик), когда в ка- дроплане два кадра были даны, а третий надо было добавить, сочинив самим. Поскольку времени на съёмки всегда не хватает, а желающих снимать больше, чем стремящихся теоретизировать, я в полной мере пользуюсь возможностями программы и учебника, позволяющими теоретический рассказ о замысле, воплощении и съёмке видеосюжета давать на одном уроке (т. е. объединять темы трёх уроков), тем самым увеличивая время для съёмки видеослова и видеофразы во время урочной и внеурочной деятельности. Поэтому кадроплан (текстовую запись видеофразы) я объединяю с «картинкой» и ребята сразу же делают раскадровку. Санина Н. Б. (Москва). Очень хорошо проходили работы по сценарной покадровой записи сюжетного содержания жанровой картины (с продолжением на следующем занятии уже в виде фотораскадровки). Кинотекст можно прочитать не только в сценарии. Любую сюжетную картину можно представить как фильм, кадры которого сведены воедино. Если в фильме изображения развиваются во времени, то в картине они предстают одномоментно. Запись какой-либо из картин в виде кадроплана очень помогает освоению киноязыка. «Воплощение замысла» Здесь учитель выделяет художническую природу режиссёрско-операторской работы при создании фильма. Искусство видеть и осознанно выражать свою мысль на киноязыке (или читать её на экране) — основа зрительской и творческой кинокультуры. Образ — результат монтажного соединения планов. Ребята осваивают азбуку кинокомпозиции в кинослове и кинофразе, последовательный и параллельный монтаж событий. В итоге ученики должны научиться понимать, что организация действия в кадре, умение выстраивать его — главная задача режиссёра. Именно режиссёр отвечает за то, как и куда движутся на экране поезда, что делают и как разговаривают люди, потому что из этих крупиц складывается общий смысл и содержание фильма. Учебно-исследовательское задание Здесь возможна аналитическая работа учащихся на тему «Роль режиссёра в современном кино», в которой следует раскрыть задачи и суть кинорежиссуры при создании фильма. Творческое задание. Проектно-съёмочный практикум «От большого кино к твоему видео» Учитель должен помочь учащимся найти картину для выполнения упражнения на выработку образно-монтажного мышления в формате раскадровки сюжетной картины. Кроме того, в рамках этого задания продолжается работа над кинословом (съёмка объекта статичной камерой с учётом хронометража). Следует всячески требовать от учащихся на начальном этапе мыслить и снимать только статичной камерой. Начинается подготовка к съёмке кинофразы, в которой присутствует движение в кадре (внутрикадровое движение). Только после овладения съёмки кинофразы статичной камерой можно разрешать учащимся пользоваться движущейся камерой (панорама, наезд, отъезд при помощи трансфокатора). Из рекомендаций и опыта учителей Сазонова Е. Н. (Санкт-Петербург). Раскадровка сюжетной картины помогает выработке чувства времени и «киноленты видения». В картине рассказ «уплотнён», изобразительно он сведён к одному моменту. В кино этот же сюжет может быть «прочитан» развёрнуто во времени и представлен как последовательный ряд картинок-планов. То, что сейчас — застывшие рисунки, в фильме будет двигаться, говорить и жить по законам пространственно-временной кинокомпозиции и подчиняться уже не только изобразительным, а повествовательным законам с их понятиями сюжета, кульминации, развязки. Гликин Л. Д. (Москва). Следует понимать, что в рамках этой программы может осуществляться только знакомство с азами кинорежиссуры, введение в грамоту создания любительского видеосюжета. Внимание следует акцентировать на специфике авторского любительского видеофильма, когда его создатель — сочинитель, организатор и оператор своей ленты. Обращайте внимание учеников на необходимость овладения современной, постоянно меняющейся технологией монтажа, озвучания и редактирования фильма. В практике своей кино- и телестудии освоению режиссуры я отвожу не один год, а два (VIII и IX классы). В этом случае и уровень режиссёрской подготовки у учителя должен быть выше, чем это бывает обычно. Кстати, опыт показал, что очень полезны и эффективны занятия с учениками на летних творческих сессиях, как в загородных лагерях, так и в городе. Антипова С. И. (Москва). Поскольку раскадровку ребята у меня делали на предыдущем занятии, то этот урок я посвящаю элементарной грамоте съёмки видеослова (о чём рассказывается на с. 11G учебника). Трудно, но очень важно научить школьников снимать со статичной камеры, поскольку они уже получили негативный опыт «суетливой» камеры, бессмысленно работая камерой и трансфокатором, совершая отъезды, наезды панорамы вверх-вниз и т. д. Жёстко и категорично я требую освоения элементарной операторской грамоты: долго снимать длинными планами, переходя от съёмки статично по планам к движению в кадре (внутрикадровое движение), при этом снимая монтажно и ставя точку. |