Главная страница
Навигация по странице:

  • Предметные результаты

  • Личностные результаты

  • Метапредметные результаты

  • «Живые рисунки на твоём компьютере»

  • Уроки изобразительного искусства 8 класс-1. Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки


    Скачать 478.1 Kb.
    НазваниеУроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки
    Дата09.04.2023
    Размер478.1 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаУроки изобразительного искусства 8 класс-1.docx
    ТипУрок
    #1047717
    страница13 из 22
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   22
    «Чудо движения: увидеть и снять»

    На этом уроке раскрываются азы операторского мастер­ства при съёмке кинофразы. Внимание учащихся нужно акцен­тировать на умении оператора монтажно мыслить и снимать. Замысел и съёмка. Опыт фотографии — фундамент работы кинооператора (точка съёмки, ракурс, крупность плана, свет).

    Техника съёмки камерой в статике и движении. Влияние хро­нометража на ритм и восприятие происходящего на экране.

    Задания: Аналитические разработки, исследующие худож­ническую роль оператора в визуальном решении фильма. Съё­мочно-творческие упражнения «От большого кино к твоему ви­део» по освоению операторской грамоты при съёмке и монтаже кинофразы.

    В практико-аналитической части урока учитель приводит видеопримеры работы оператора.

    Учебно-исследовательское задание

    Как говорилась выше, на этом уроке учитель может про­вести аналитическую работу на тему «Художественные основы творчества кинооператора», в которой следует раскрыть общее и специфическое в работе кинооператора и художника по соз­данию визуального образа в своём произведении.

    В то же время на этом уроке может быть проведена одна итоговая работа по той или иной теме, отражающей содержа­ние всей главы.

    Творческое задание. Проектно-съёмочный практикум «От большого кино к твоему видео»

    Если учитель технически оснащён, он может провести тре­нинги по овладению операторскими навыками (съёмка движе­ния; панорамирование, наезд, отъезд при помощи трансфо­катора и др.), если же нет, он только организует эту работу, а ученики работают самостоятельно. Кроме того, к финалу под­ходит работа над кинофразой (съёмка планов с учётом их хро­нометража, монтаж видеоряда и звукоряда).

    Из рекомендаций и опыта учителей

    Бондарев В. В. (Москва). Чрезвычайно важно учиться сни­мать монтажно, т. е., начиная съёмку, надо предположительно знать, на чём может оканчиваться план, уметь ставить точку так, чтобы он мог быть зрительно грамотно вмонтирован в логиче­скую цепочку киноповествования. Культура съёмки требует от оператора, помимо чувства времени, умения «держать» пер­спективу развития сюжета. Ведь снятый план не существует сам по себе. Он всегда живёт в сопоставлении с предыдущими и последующими планами, составляющими кинофразу, а в итоге весь кинотекст фильма.

    Пшеничная О. Ю. (Москва). Много внеурочного времени всегда отвожу отработке операторских приёмов — панорами­рования, наезда и отъезда камеры (т. е. смене крупности планов при помощи трансфокатора). Без подобных предварительных упражнений и тренинга съёмка не сможет быть удачной. Важный момент в обучении учащихся операторскому мастерству — это обучение чувству времени в кино. Ведь восприятие экранной картинки зависит не только от точки и ракурса съёмки, круп­ности плана, но и от продолжительности её показа. Хрономе­траж съёмки движущейся и изменяющейся натуры, количество времени её пребывания на экране — отличительное свойство киноизображения. Рисунок на бумаге статичен, поэтому худож­нику не требуется необходимый для оператора дар ощущения времени съёмки. Оператору, в особенности начинающему, важ­но развивать у себя ощущение того, сколь долго надо держать в кадре движущуюся натуру. Когда новичок снимает свои первые кадры, они часто получаются короткими и выглядят на экране обрывочно.

    Паршикова Е. К. (Москва). Умение успешно владеть тех­ническими приёмами воспитывается у оператора для решения творческих задач. Выбор точки, ракурса, крупности плана и хронометража — это средства для создания композиции кадра. Объект не должен вываливаться из кадра (что элементарно), и благодаря свету в кадре должно выделяться главное и вы­страиваться ритм фильма, рождающий в итоге определённую эмоциональность и образную выразительность снимаемого ма­териала.

    Уроки: «Бесконечный мир кинематографа.

    Искусство анимации, или Когда художник больше чем художник»

    Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты:

    иметь представление об истории и художественной специ­фике анимационного кино (мультипликации);

    понимать роль и значение художника в создании анима­ционного фильма и уметь реализовывать свои художни­ческие навыки и знания при съёмке мини-анимации;

    знать технологический минимум работы на компьютере в разных программах, необходимый для создания видео­анимации и её монтажа;

    знать о жанрах кино;

    понимать, почему в анимации столь велика роль худож­ника;

    понимать, почему и как действуют в анимации правила творческой работы, существующие при построении ки­нофразы.

    Личностные результаты:

    приобретать целостное мировоззрение, соответствую­щее современному уровню развития науки и обществен­ной практики, учитывающее культурное многообразие современного мира, наряду с первичными представле­ниями о кино и анимации;

    воспитывать эстетические чувства, впечатления от вос­приятия предметов и явлений окружающего мира;

    положительно относиться к результатам своих исследо­вательских и практических работ.

    Метапредметные результаты:

    понимать и принимать учебную задачу, сформулирован­ную учителем;

    формировать и развивать ИКТ-компетенции;

    анализировать объекты и явления окружающего мира, выделяя их отличительные признаки;

    устанавливать элементарные причинно-следственные свя­зи;

    располагать рассматриваемые объекты согласно времен­ной шкале (раньше-позже).

    На первом уроке рассматривается многообразие образного языка кино, вбирающее в себя поэзию и драму, сухую информа­цию и безудержную фантазию. В соответствии с этим существу­ет многообразие жанровых форм: от большого «метра» игровых блокбастеров до мини-анимаций или видеоклипов. Рассказы­вается об истории и специфике рисованного фильма, его эво­люции от мультика до высокого искусства анимации, в котором роль художника соизмерима с ролью режиссёра.

    Затем учитель предлагает учащимся начать работу над сво­им анимационным фильмом. Съёмочно-творческие киногруппы начинают проходить все этапы создания авторского мини-ани- мационного этюда (от кадроплана до озвучания). В связи с этим учитель может рассматривать содержание двух последних под- главок III четверти в учебнике как единое учебно-творческое про­странство, вбирающее в себя внеурочное время, необходимое для создания анимационного мини-этюда.

    Учебно-исследовательское задание

    Так же как и при изучении предыдущей темы, аналитическая работа по этой теме может быть одна на этот и следующий уроки. Если учитель считает нужным на каждый урок дать отдельное ис­следование, это может быть видеореферат на тему «Разнообра­зие жанров в современном кино», в котором следует на приме­рах конкретных фильмов раскрыть жанровое многообразие кино.

    Творческое задание. Проектно-съёмочный практикум «От большого кино к твоему видео»

    Работу следует начинать с как можно более точного фор­мулирования замысла анимационной миниатюры, лучше всего в форме сценарного плана или раскадровки с расчётом пред­полагаемого хронометража анимационного мини-фильма.

    В процессе этого должна осуществляться вся подготови­тельная работа перед съёмками: создание рисунков для анима­ционного мини-фильма; подбор звукоряда (музыки, шумов, за­кадрового текста, актёров для озвучания и др.) и определение

    его хронометража. Только проведя всю эту работу, начинающий любитель-школьник может надеяться на осмысленную и удач­ную съёмку и монтаж.

    Из рекомендаций и опыта учителей

    Голицына В. Б. (Москва). Все, кто занимался с детьми, знает их увлечение смешными сюжетами из анимаций. Однако педагог должен напомнить, что они строятся по законам ки­нофразы, которые ребята только что изучали. И я всегда, имея пространство в два-три урока, стремлюсь, чтобы анимационное упражнение не выходило за пределы кинофразы из пяти—се- ми планов. Зато я уделяю большое внимание подготовительной работе учеников: оформлению замысла в сценарно-текстовой раскадровке, подбору звукоряда, отработке диалога или зака­дрового текста и т. д. Успешная работа даёт детям возможность сосредоточиться на съёмке и монтаже мини-анимации. Итогом этих уроков обычно бывает появление группы ребят, имеющих большое желание продолжить работу уже над большим по хро­нометражу анимационным фильмом. Тогда у них появляется воз­можность создания не только плоскостных кукол, но и объёмных.

    Пшеничная О. Ю. (Москва). В исследовательской работе мы рассматриваем жанровое многообразие фильмов. Но гораздо чаще, чтобы увеличить время практической работы над анима­ционным сюжетом, мы используем и время этого урока. Анима­ция настолько интересна ребятам, что я посвящаю ей половину четверти, отрабатывая на её материале проблематику сценар­ного, режиссёрского мастерства. Имея достаточный временной запас, ребята изучают многие виды анимации. После первых фазовок (фрагменты которых, как и других видов работы при­ведены в учебнике (см. с. 132), мы переходим к анимации, ос­нованной на компьютерном рисунке и перекладках.

    Работа над анимацией даёт возможность художнически ре­ализовать себя в кино множеству учащихся с самым разным уровнем подготовки. Благодаря компьютеру покадровая съёмка перестаёт быть тяжёлым испытаниям для ребят.

    Тихонова Е. В. (Москва). Кроме перекладок, я пользуюсь в анимации техникой лепки, в которой особенно хорошо работа­ют младшеклассники. Естественно, с соблюдением стилевого и игрового единства в этой технике выполняются и декорации, и персонажи. Когда лепишь персонаж, нужно правильно выби­рать цвет, делать персонаж устойчивым и несложным, так как он должен двигаться. Часто мы облепливаем фигурки мукой,

    а потом раскрашиваем гуашевыми красками в нужные цвета. При съёмке необходимо так установить свет, чтобы он не бил в камеру и было удобно снимать на столе при самой простой осветительной технике (например, при настольной лампе или освещении фонариками). Важно, чтобы свет был направлен­ный, выделяющий главное, а не просто заливной. При съёмке следите, чтобы фотоаппарат был неподвижен. Для этого его не­обходимо крепко закрепить на штативе (мы это делаем при по­мощи специальных струбцин). Снимая движение персонажа, мы делаем от 5 до 1G фотографий на одно движение. Для первого фильма хорошо, чтобы один персонаж двигался по «дороге», т. е. чтобы он двигался, а фон нет. Монтаж мы делаем на компью­тере, пользуясь для этого программой Рinacle, на которой об­рабатываем видео и фото. Дети, которые делают фильм, любят его и озвучивать. Может быть, что-то получается и не так, как бы мне хотелось, но так приятно слушать родителям и просто зрителям детские голоса в кадре, что я готова простить им даже некоторые погрешности.

    «Живые рисунки на твоём компьютере»

    Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты:

    иметь представление о различных видах анимационных фильмов и этапах работы над ними;

    понимать, что такое техника перекладок и какие творческие возможности она даёт автору анимационного фильма;

    применять сценарно-режиссёрские навыки при постро­ении текстового и изобразительного сюжета, звукоряда своей компьютерной анимации;

    создавать анимационные персонажи, использовать ком­пьютер в анимации.

    Личностные результаты:

    применять полученные знания в практической работе;

    принимать участие в коллективном творчестве;

    положительно относиться к результатам своих исследо­вательских и практических творческих работ.

    Метапредметные результаты:

    понимать и принимать учебную задачу, сформулирован­ную учителем;

    приобретать и развивать ИКТ-компетенции;

    анализировать объекты и явления окружающего мира, выделяя необходимые отличительные признаки;

    интегрироваться в группу сверстников, уметь ладить с участниками действия, не демонстрируя превосходство над другими, и вежливо общаться;

    понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы, распределять функции при выполне­нии заданий.

    На этом уроке продолжают рассматриваться возможности компьютерной анимации для любительского видео (прежде всего, в форме анимационного мини-фильма). В связи с этим и исследуется опыт разных типов компьютерных анимационных мини-фильмов, актуальный для школьной практики (переклад­ки, коллажи и др.), технология их создания и основные этапы творческой работы. Анализируется значение сценарно-режис­сёрских и художнически-операторских знаний для построения сюжета и монтажа анимационной кинофразы. Особенно ак­центируется внимание учащихся на значении и роли звукового оформления и на типичных ошибках при создании звукоряда в любительской анимации.

    В то же время этот урок завершает тематику серии уроков, объединённых одной темой, и было бы логично уделить внимание подведению общих итогов работы учащихся за этот период.

    Творческое задание. Проектно-съёмочный практикум «От большого кино к твоему видео»

    В заключительных работах по этому творческому проекту, включающему большую самостоятельную деятельность, обычно очень увлекательную для учащихся, не жалеющих для этого вне­урочного времени, учитель помогает организовать процесс завер­шения работы над мини-анимацией её монтажом и озвучанием.

    Эта работа должна сочетаться с проведением итогового просмотра работ, сделанных по заданиям этого раздела кур­са. Такой просмотр требует фантазии и поиска форм его про­ведения. Используйте опыт подобных итоговых просмотров в предыдущих четвертях.

    Из рекомендаций и опыта учителей

    Винокурова Е. Н. (Новосибирск). Очень важен в создании анимационного сюжета этап его озвучания. Я использую для этого ресурсы нашей театральной студии, в которой ребя­та имеют опыт звукозаписи, этот опыт используется в работе наших киногрупп. В настоящем анимационном фильме разви­тие и движение персонажей строится исходя из музыкального темпоритма. Начало и конец музыкальной фразы определяют и ритмическую фразировку изображения в фильме. В работах, где движение и музыка живут вне зависимости друг от друга, не может быть достигнута наибольшая художественная выра­зительность. Старайтесь не подкладывать просто так звук под картинку (лишь бы звучало), а выверяйте строение видеоряда по звукоряду, по его музыкальной пунктуации.

    Прочтение закадрового текста требует актёрского мастер­ства, а главное, понимания и акцентировки смысла происходя­щего в кадре. Процесс озвучания ролей ещё более сложен и тре­бует интонационно-голосового соответствия актёра персонажу. Даже за кадром надо искренне проигрывать в диалоге ситуацию, не наигрывая при этом. При озвучании я привлекаю не только звукорежиссёров, но и актёров нашей театральной студии. Ав­торам анимационных сюжетов легче работать с уже актёрски подготовленными ребятами, кроме того, это даёт опыт режис­сёрского общения с актёром и повышает уровень анимации.

    Алёшина Т. В. (Москва). В своей работе по этой теме я ста­раюсь выйти за пределы компьютерного рисования или пере­кладки. Культура создания анимационного фильма не ограничи­вается созданием кукол. Она включает в себя и другие важные элементы художественного творчества: работу со светом, зву­ком, шрифтом и т. д. В большинстве школьных анимаций свет общий, заливочный, не выделяющий персонажей. А опыт ра­боты в фотографии должен был подсказать вам многое, что усилило бы впечатление от происходящего на экране. Титры и текстовое оформление фильма не менее важны, чем его све­тозвуковая сторона. Рисованные шрифты полезны рисованно­му фильму далеко не всегда! Иногда они могут быть едины со стилем картины, но чаще, не очень хорошо графически испол­ненные, они снижают впечатление от самой анимации. Дизайн типовых шрифтов больше подходит для обрамления учебной картины.

    Из опыта мастеров

    Норштейн Ю. Б. Конечно, хорошо, что масса детей увлечён­но занимается анимацией. Ещё более важно, что рассказывается о ней в контексте всего кинематографа. И ещё мне — художнику — важно, что речь об анимации идёт на уроках изобразительного искусства, а не, к примеру, информатики. В учебнике правиль­но говорится: «Искусство — это не сумма технологий»! Если бы у меня в школе был бы такой учебник, может быть, моя жизнь пошла бы иначе. Как бы ни были ваши ученики и их родители в восторге и умилении от первых работ, вы должны отдавать себе отчёт в том, что это всего лишь домашние радости, а не искус­ство. Лёгкость создания этих работ юными неофитами отличает их от настоящего художнического труда в анимации. Надо мно­го знать и много уметь, чтобы первые простейшие упражнения стали началом пути к Искусству. И всё же первый шаг сделан!

    Тот, кто думает, что, сделав при помощи компьютера движу­щиеся рисунки, он получил анимационный фильм, а тем более художественное произведение, глубоко заблуждается. Самоде­ятельные первые наивные кадры, вызывающие восторг только потому, что человечки на них двигаются, могут быть лишь нача­лом искусства. Не занимайтесь самообманом: лишь через труд и только единицы достигнут художественных открытий!

    ш

    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   22


    написать администратору сайта