Главная страница
Навигация по странице:

  • Личностные результаты

  • Метапредметные результаты

  • «Телевидение, видео, Интернет... Что дальше

  • Предметные результаты

  • Уроки изобразительного искусства 8 класс-1. Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки


    Скачать 478.1 Kb.
    НазваниеУроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки
    Дата09.04.2023
    Размер478.1 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаУроки изобразительного искусства 8 класс-1.docx
    ТипУрок
    #1047717
    страница16 из 22
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   22
    «Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью»

    Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты:

    понимать информационно-репортажную специфику жанра видеосюжета и особенности изображения в нём события и человека;

    уметь реализовывать режиссёрско-операторские навыки и знания в условиях оперативной съёмки видеосюжета;

    понимать и уметь осуществлять предварительную твор­ческую и организационную работу по подготовке к съём­ке сюжета;

    добиваться естественности и правды поведения чело­века в кадре, не инсценировать событие, а наблюдать и вести видеоохоту за фактом;

    уметь пользоваться опытом создания видеосюжета при презентации своих сообщений в Интернете.

    Личностные результаты:

    приобретать качества по освоению социальных норм, пра­вил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

    приобретать основы морального сознания и компетент­ности в решении моральных проблем на основе личност­ного выбора, нравственного поведения, ответственного отношения к собственным поступкам;

    уметь дискутировать, аргументировать свои высказыва­ния, вести диалоги по проблеме;

    приобретать и развивать навыки коммуникативной компе­тентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской, творческой деятельности.

    Метапредметные результаты:

    самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути и спо­собы решения учебных и познавательных задач;

    планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с инфор­мацией и др.);

    анализировать объекты и явления окружающего мира, выделяя их отличительные признаки;

    устанавливать элементарные причинно-следственные свя­зи и располагать рассматриваемые объекты согласно вре­менной шкале (раньше-позже);

    строить монологическое высказывание, владеть диало­гической формой речи (с учётом возрастных особенно­стей), уметь аргументированно излагать своё мнение.

    Эти жанры видеопублицистики наиболее востребованы в школьной практике. В них художественно-информационное со­общение о событии любой значимости является содержанием видеосюжета, который может решаться как репортаж с места события, очерк или интервью. На примере видеоподборки учи­тель рассказывает, что в них, в отличие от видеоэтюда, главным является не эмоционально-поэтическое видение и отражение мира, а его осознание. Подчёркивается, что это требует автор­ской подготовленности к выбору и освещению события, а также оперативности в проведении съёмки, эмоционально-смыслово­го содержания сюжета.

    Учитель обращает внимание на то, что в самых различных передачах фрагментарно используются репортажные сюжеты и интервью. В чистом виде интервью представляет собой беседу (с одним, двумя или несколькими собеседниками), когда интер­вьюер задаёт вопросы, а человек в кадре отвечает на них. Про­стейшее решение: камера направлена на героя, мы слышим во­просы невидимого интервьюера и отвечающего героя в кадре. Чем дольше длится разговор и камера держит на одном плане говорящего, тем скучнее и невыразительнее выглядит на экране подобное зрелище (так называемые говорящие головы).

    В сюжете велика роль слова в кадре и за кадром — внутрен­него монолога или комментария. Музыка и слово преобразуют содержание картинки и создают новую смысловую образность. Раскрывается значение контрапункта в сочетании изображения и звука (слышу одно, а вижу другое).

    Учебно-исследовательское задание

    В индивидуальной или коллективной аналитической работе на тему «Место репортажа, интервью и этюда на телеэкране и в любительской практике» учитель нацеливает учащихся на раскрытие значения этих жанров как основы телеинформации и главного вида экранного творчества в любительском видео.

    Как и прежде, проводится презентация и коллективное об­суждение работ.

    Творческое задание. Проектно-творческий практикум «Экран — искусство — зритель»

    Задание лучше всего выполнять на школьном или другом хорошо знакомом ребятам материале, желательно нацеленном на аудиторию, ждущую такую информацию. В ходе создания сценарного плана съёмки, монтажа и создания звукоряда в ви­деорепортаже (или интервью) учитель контролирует ясность из­ложения авторской мысли и соответствующего качества съёмки.

    При выполнении задания учащимися должен быть проде­монстрирован весь багаж знаний и навыков по режиссёрско- сценарному и операторскому мастерству, приобретённый за время предыдущей работы.

    Из рекомендаций и опыта учителей

    Кобозев А. А. (Москва). Просматривая школьную хронику «Первое сентября», «Последний звонок» и т. п., поражаешься стереотипности и банальности этих репортажей и видеоочер­ков, снятых, как говорят в кино, «с холодным носом». Конечно, дежурные сюжеты с монотонностью своих ритуалов и казён­ностью начальственных речей убивают полёт фантазии, тем более что их заказчики часто не приветствуют хоть какого-то отступления в сторону. Но это лишь самооправдание. Вы про­бовали найти что-то стоящее и оригинальное, а вам запрети­ли? Да не было этого: ни запрета, ни поиска! Просто не было у вас остроты и заинтересованности видения. Иначе как можно остаться равнодушным и не запечатлеть захватывающие пере­живания первоклашек и родителей и ещё множество мелких, но ярких и выразительных деталей! В учебнике вы найдёте примеры авторских отступлений и комментариев в очерке, примеры интер­вью и закадрового текста и т. д. А ещё смотрите фильмы Д. Верто­ва и М. Ромма, Г. Франка и П. Костомарова, их фильмы — самый главный учебник для зрителя.

    Паршикова Е. К. (Москва). Проанализировав представленные на страницах учебника раскадровки и кадропланы, фрагменты ре­портажей и видеосюжетов, я предлагаю ребятам применить этот опыт в своих хрониках и интервью. Убеждаю не стремиться сразу к большим по хронометражу работам, а двигаться шаг за шагом от простого к более сложному. Примерными темами для съём­ки могут быть такие сюжеты: ремонтируют дорогу, строят дом, последний звонок, школьный концерт, дети в парикмахерской, в парке на аттракционах, рассказ моего папы, праздник Масленицы, мой двор, рок-группа репетирует, деревня моего деда, у витрины, на соревнованиях, в походе и т. д.

    Гаврилова Н. Е. (Москва). Оказалось очень полезным за­писать на диск телевизионные сюжеты и репортажи и потом дать их просмотреть ребятам в режиме коллективного обсуж­дения и анализа во время просмотра. Наглядными стали при­ёмы съёмки и монтажа, тут же применённые моими авторами в своих сюжетах.

    Санина Н. Б. (Москва). После того как материал отснят, мы его коллективно монтируем. После этого становится особенно ясно, как введение авторского мнения, проявление своей по­зиции и личные комментарии превращает репортаж в очерк. Очерк, как и репортаж, даёт информацию о людях и событиях. Но это уже не чисто новостное сообщение, а рассказ, включаю­щий в себя исторические или иные мотивы, параллели с други­ми событиями, размышления автора о героях очерка. Так, тема «Первое сентября» может включать в себя интервью с родите­лями и первоклашками, обращение директора и рассказ одно­классников о прошедшем лете, планах на будущее. Подобное раскрытие темы и авторские комментарии переводят видео из жанра репортажа в жанр очерка.

    Урок: «Телевидение, видео, Интернет... Что дальше?

    ф ормы экранного я^ыка»

    Результаты освоения учащимися учебного материала

    Предметные результаты:

    иметь представление о развитии форм и киноязыка со­временных экранных произведений как теоретически, так и на примере создания авторского видеоклипа и т. п.;

    понимать взаимосвязь звукоряда и экранного изображения в видеоклипе, в его ритмически-монтажном построении;

    в полной мере уметь пользоваться архивами Интернета и спецэффектами компьютерных программ при создании, обработке, монтаже и озвучании видеоклипа;

    уметь использовать грамоту киноязыка при создании ин­тернет-сообщений.

    Личностные результаты:

    приобретать положительное отношение к результатам вы­полняемых исследовательских и практических работ;

    воспитывать эстетические чувства, получая впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;

    приобретать навыки применения полученных знаний и умений в практической работе.

    Метапредметные результаты:

    понимать и принимать учебную задачу, сформулирован­ную учителем;

    самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы ре­шения учебных и познавательных задач;

    приобретать и развивать ИКТ-компетенции;

    анализировать объекты и явления окружающего мира, выделяя их характерные особенности;

    располагать рассматриваемые объекты согласно времен­ной шкале (раньше-позже);

    интегрироваться в группу сверстников, уметь ладить с участниками действия, не демонстрируя превосходство над другими;

    понимать и принимать задачу групповой работы, распре­делять функции в группе при выполнении заданий.

    Киноязык не является чем-то застывшим и неизменным, он всё время развивается, приобретая формы, становящиеся по­

    пулярными, а то и модными. На уроке анализируется эволюция выразительных средств и жанровых форм современного теле­видения: от реалити-шоу до видеоклипа и видеоарта. Учитель должен быть достаточно осведомлён об этом, чтобы провести анализ специфики сюжетно-изобразительного построения и монтажа видеоклипа, а также показать на конкретных видео­примерах зависимость ритма и стилистики картинки от музы­кальной или текстовой фабулы.

    Практической частью занятия может быть исследование роли и возможностей экранных форм в активизации художе­ственного сознания и творческой видеодеятельности молодёжи в интернет-пространстве или при создании видеоклипа.

    Учебно-исследовательское задание

    Эта индивидуальная или коллективная аналитическая работа на тему «Видеоклип и видеоэтюд — общее и различное» поможет учителю активизировать интерес учащихся к популярным видео­формам. Учащиеся исследуют стилистику и характер экранно-об­разного языка этюда и клипа, а также рассматривают и другие со­временные зрелищные формы: видеоарт, перформанс, флэшмоб и др. В конце следует коллективное обсуждение работ, их оценка.

    Учителю следует показать ученикам видеоиллюстративные примеры, которые помогут им выполнить это задание (в учеб­нике на с. 166, 167 также приводятся примеры решения этой темы). Следует понимать, что видеоклип — одна из форм ви­деоинсталляции и коллажа. Поэтому клиповые произведения можно встретить под этими названиями.

    Компьютер даёт возможность учащимся не только смо­треть, но и создавать свои экранные послания, видеоклипы. Учитель акцентирует внимание учеников на том, что важно не просто их разослать по Сетям, но и чтобы они не были «экран­ным спамом» по своему качеству и смыслу.

    Творческое задание. Проектно-творческий практикум «Экран — искусство — зритель»

    Творческое задание может быть выполнено в форме заклю­чительной работы по созданию видеоочерка или в форме не­большого песенного или музыкального видеоклипа (по выбору). При работе над видеоклипом нужно нацеливать учащихся на поиск оригинального решения темы клипа и творческого под­хода при его монтаже. Учащиеся должны увидеть, что и здесь в полной мере работают уже известные им правила композиции, позволяющие придать клипу ассоциативно-образный смысл.

    Из рекомендаций и опыта учителей

    Попова Е. В. (Москва). Естественно, что ребята увлекаются всем новым, и учителю важно направить этот интерес в сто­рону повышения культуры и познаний учащихся. Видеоэтюд — это не «прикольно», а видеоклип — «прикольно»! Вы думаете, я их буду переубеждать? Ни за что! Просто работу о Великой Отечественной войне они делали у меня как видеоклип, хотя это был просто хроникальный монтаж, но сделанный на близком им языке. В процессе работы над видеоклипом ребята успеш­но применяли опыт, приобретённый ими в работе над колла­жами и инсталляциями. Сегодня компьютер даёт возможность ребятам заниматься экранным творчеством. На примерах их собственных видеопосланий в Интернете я показываю их ви­зуально-монтажные ошибки и, что гораздо важнее, отсутствие в иных работах художественного вкуса и культуры. Ребёнок не должен бояться иметь своё мнение, отличное от мнения других, и высказываться против общего поклонения стандартам теле­визионной моды. Это заставит учеников по-иному взглянуть на устоявшиеся стереотипы. Ребята не должны бояться спо­ров, пробовать обнаружить в потоке телепродукции пошлость и противопоставить ей примеры действительно художественно­го экранного творчества. Я ищу подобные примеры на сайтах современного документального кино (например, art-dok fest).

    Бабаджанян Ф. Р. (Омск). Я стараюсь всегда давать своим воспитанникам выражать себя на том видеоязыке, который им близок и интересен. И для меня не играет роли, инсталляция это или анимация, перформанс или клип, — главное, чтобы это было интересно и художественно. Художественность и отсут­ствие пошлости и грязи — самый важный критерий. На фести­вале экспериментального творчества в Омске мои ученики по­казывали ретросюжеты и анимации, экспресс-фотопортреты и хроникальные капустники. И именно эти работы, а не главный их проект были отмечены жюри, потому что в них было больше жизни и свободного дыхания. Эффективным способом реше­ния этой темы оказалось проведение конкурса клипов, снятых по стихам и песням учащихся. Участники конкурса стали побе­дителями окружного фестиваля и заразили примером своего творчества всю школу от мала до велика.

    Ковыльских К. А. (Вятские Поляны). Учебник адресован в пер­вую очередь учащимся. Мне кажется, что учитель должен под­чёркивать роль учебника в художественном развитии каждого ребёнка, а также учить их самих всюду, включая Интернет, на­ходить нужные материалы и фильмы. В Центре образования им. А. А. Калягина, который я окончил, нам прививали именно эту самостоятельность в выявлении своих творческих возмож­ностей в сценографических и актёрских работах, инсталляциях и видеоклипах. Мастер-классы, которые проводились у нас по программе «Изобразительное искусство...», определили мето­дические подходы в работе педагогов на уроке. Однако нужно понимать, что учитель должен помочь ученикам выстроить свою творческую судьбу и продолжить своё художественное разви­тие и в дальнейшем — после школы.

    Урок:
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   22


    написать администратору сайта