Главная страница
Навигация по странице:

  • Предметные результаты

  • Личностные результаты

  • Метапредметные результаты

  • «Искусство - зритель - современность. Преображающий свет искусства»

  • Уроки изобразительного искусства 8 класс-1. Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки


    Скачать 478.1 Kb.
    НазваниеУроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки
    Дата09.04.2023
    Размер478.1 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаУроки изобразительного искусства 8 класс-1.docx
    ТипУрок
    #1047717
    страница17 из 22
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22
    «В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства. Роль визуально-зрелищных искусств в жизни общества и человека»

    Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты:

    понимать роль телевидения в современном мире, его по­зитивное и негативное влияние на психологию человека, культуру и жизнь общества;

    анализировать поток массовой культуры и экранной ма­кулатуры и критически относиться к нему;

    различать низкосортные подделки, попсу, кич и истин­но художественное, для чего нужно постоянно повышать уровень своей художественной культуры и знаний.

    Личностные результаты:

    приобретать навыки по освоению социальных норм, правил поведения в социальной жизни в группах и сообществах;

    приобретать основы морального сознания и компетент­ности при решении моральных проблем на основе лич­ностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

    приобретать навыки коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми стар­шего и младшего возраста, взрослыми в процессе обра­зовательной, учебно-исследовательской и практической творческой деятельности;

    иметь установку на безопасный, здоровый образ жизни;

    вырабатывать положительное отношение к результатам своих исследовательских и практических работ.

    Метапредметные результаты:

    понимать и принимать учебную задачу, сформулирован­ную учителем;

    приобретать и развивать ИКТ-компетенции;

    уметь анализировать объекты и явления окружающего ми­ра, выделяя их отличительные признаки;

    интегрироваться в группу сверстников, уметь ладить с участниками действия, не демонстрируя превосходство над другими, и вежливо общаться;

    понимать и принимать задачу групповой работы, распре­делять функции в группе при выполнении заданий.

    Эта заключительная тема курса рассматривается в учебнике в двух подглавках. Педагог, распределяя учебное время, может ис­пользовать для раскрытия темы два урока, а может — один урок, другой посвятив подведению итогов всего года.

    Заключительные уроки чрезвычайно важны — они подобны компасу, который помогает учащимся ориентироваться не только в чисто телевизионном, но вообще в современном визуально­изобразительном пространстве. В связи с этим рассматривается позитивная и негативная роль СМИ в формировании сознания и культуры общества. Телевидение — регулятор интересов и за­просов общества потребления, внедряющий моду и стандарты массовой культуры. И часто телеэкран становится не простран­ством культуры, а кривым зеркалом, отражающим пошлость в царстве попсы. Развитие художественного вкуса и овладение богатствами культуры — антитеза этому и путь духовно-эстети­ческого становления личности.

    Очень важно найти общий язык с классом, чтобы ребята по­няли, что развитие Интернета ещё более изменило нашу жизнь, чем телевидение. Сайты, блоги, социальные сети (Facebook, Twitter, Livejournal) стали не просто обыденной терминологией, а формой общения и связи всё большего числа людей. Обще­ние с экранным собеседником, картинкой или текстом важно. Но оно не может заменить самой жизни.

    Если предыдущий урок был посвящён анализу социокультур­ной роли телевидения, СМИ и Интернета в жизни общества и каж­дого человека, то здесь следует сосредоточиться на осмыслении тенденций развития изобразительного искусства сегодня.

    Учебно-исследовательское задание

    Итоговые уроки могут проводиться в форме исследова­тельского обзора или контрольной работы по данной теме, направленность и название которой определяются учителем. Причём тему рекомендуется формулировать так, чтобы была раскрыта идеология массовой культуры, воплощённая в потоке «развлекухи», низкопробного кича, обращённого к низменному в человеке, заменяющего любовь сексом, а стремление к свету и познанию — стремлением к «хлебу и зрелищам». Многое на экране превращает зрителя в человека толпы, человека неду­мающего, с которым можно делать то, что захочется, ибо вну­три его пустота, заполняемая чем угодно.

    Творческое задание. Проектно-творческий практикум «Экран — искусство — зритель»

    Учитель помогает учащимся во всех аспектах окончания ра­боты над видеоочерком, репортажем или небольшим песенным либо музыкальным видеоклипом. При этом уже сейчас следует начать подготовку к итоговому просмотру: выстроить сценарий, отобрать материалы и определить характер их подачи.

    Из рекомендаций и опыта учителей

    Питерских О. А. (Москва). Темы этого и предыдущего уроков связаны между собой — они посвящены развитию современ­ных визуально-информационных технологий, изменению языка и форм постижения искусством действительности, а также роли экранных искусств, телевидения и Интернета в жизни человека и общества. Телевидение всё больше предстаёт орудием ма­нипуляции общественным сознанием в тех или иных целях, но уж точно не в целях просвещения, культурного и гуманитарного развития зрителей. Не секрет, что молодые люди всё больше уходят в Интернет как коммуникативное пространство. Все мы, если не будем скрывать, прекрасно знаем, что дети почти не чи­тают книг и не слушают классику, не ходят в театры и на выстав­ки, не смотрят телевизор, во всяком случае те программы, кото­рые им рекомендуют учителя. Интернет всё больше становится визуальной средой обитания, и задача учителя — направить в разумные и полезные рамки влияние компьютера на учеников. Одно дело — через Интернет формировать свою программу те­лепросмотра, другое дело — часами «зависать» в компьютерных играх и заменять реальную жизнь виртуальным общением в со­циальных сетях. Конечно, не всё в силах учителя, но поднимать этот вопрос он должен. Вообще роль учителя во многом сегодня приобретает функции тьютора — педагога, который разрабаты­вает индивидуальные образовательные программы учащихся и сопровождает процесс индивидуального образования.

    Исследовательская работа на последних уроках может про­водиться не в форме аналитических рефератов, а как свободная трибуна, открытый обмен мнениями, в котором очень важна лич­ная позиция учителя по отношению к современному искусству.

    Алёшина Т. В. (Москва). Последние практические занятия мы отводим на создание видеоэтюда, репортажа или клипа, которые по сути становятся завершающей работой года, в которой реали­зуются все знания и умения, приобретённые учениками в освое­нии экранной грамоты. Также это становится проверкой уровня кинокультуры, проявляющейся в оценке работ наших воспитанни­ков. Я стараюсь оценивать созданные ребятами работы не в оди­ночку, а вместе с ними. Часто создаём некое жюри, привлекаем в его состав других желающих учеников и учителей, стремясь пре­вратить этот просмотр в общешкольный кинопроект.

    Питерских А. С. (Москва). Говоря об экранном и изобра­зительном искусстве, учителю следует помнить, что современ­ное искусство и культура представляют собой сложный и про­тиворечивый конгломерат различных художественных теорий и течений, в котором реалистическое искусство оказывается в общественном сознании связанным с классическим искус­ством прошлого. Утверждая непреходящие ценности Рафаэля и Брунеллески, Рублёва и Баженова, следует акцентировать внимание учащихся на неистощимости потенциала реалисти­ческого искусства в нашей сегодняшней жизни. Он коренится в естественном стремлении человека увидеть себя глазами ху­дожника в узнаваемых, а не ребусных формах. Язык множества картин современных художников не определяется заговором злобных сил, а следует логике развития искусства. В учебни­ке отмечается, что возникновение фотографии стало поворот­ным моментом в характере и способе изображения мира. Не случайно внимание художников переносится с объективного отображения мира на субъективное. Первым свидетельством этих изменений является творчество импрессионистов. Все дальнейшие этапы развития искусства, строящиеся на отри­цании условностей языка классического искусства, вели к де­струкции и саморазрушению живописи и творчества человека рисующего. С нарастающей скоростью начинает доминировать отрицание и эпатаж как цель творчества. Неосознаваемо или осознаваемо авангардные поиски нового языка от Кандинско­го и Малевича привели к формам так называемого актуального искусства Уорхолла и Дешама, перфекционизма и акционизма. Абстракционизм, постмодернизм, концептуализм — траектория движения художнической мысли, основанной на отказе от тра­диций изобразительного языка классического искусства.

    Глупо делать вид, что не существует перформансов, флэшмо- бов и т. п., тем более что именно они представляют наше искусство на различных выставках и биеннале, выставляются в Эрмитаже и Русском музее либо наяву предстают перед нами на Дворцовом мосту или Красной площади. Ещё глупее и преступнее для учителя признать исключительно это искусство единственно современным искусством. Да, акционизм иногда привлекает своей неожидан­ностью молодого и неискушённого зрителя, но гораздо чаще его эпатаж превращается в ребус или, что ещё хуже, подобные акции приобретают не художественный, а откровенно разрушительный характер, граничащий с хулиганством. Ещё раз повторим, что, по­ка жива в человеке искренность и стремление к красоте, жива и тяга к реалистическому изображению.

    Эволюция искусства за последний век имела ещё одно по­следствие — разрыв между художником и зрителем. Тем ху­дожникам, о которых говорилось выше, не важно понимание их творчества зрителем. Их работы объясняются при помощи сложных, часто заумных словесно-теоретических построений. Даже комментарии Малевича к супрематизму кажутся лёгким чтением по сравнению с теориями нынешних искусствоведов. Что хорошо и что плохо, здесь определяется указаниями тео­ретиков и галеристов, а не эмоционально-духовным общением между сердцем художника и сердцем зрителя.

    А это общение и составляет основу истинного искусства.

    «Искусство - зритель - современность. Преображающий свет искусства»

    Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты:

    осознавать значение художественной культуры и искус­ства для личностного духовно-нравственного развития и своей творческой самореализации;

    на основе полученных знаний самостоятельно формиро­вать свой путь познания искусства, учитывая, что новое и модное не значит лучшее и истинное;

    применять полученные знания и умения на практике.

    Личностные результаты:

    приобретать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной

    практики, учитывающее социальное, культурное, духовное многообразие современного мира, наряду с первичными представлениями о телевидении как визуально-зрелищном искусстве;

    учиться дискутировать, аргументированно высказывать своё мнение, вести диалог по проблеме.

    Метапредметные результаты:

    анализировать объекты и явления окружающего мира, выделяя их отличительные особенности;

    уметь строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока (в соответствии с возраст­ными особенностями);

    включаться в диалог с учителем и сверстниками;

    уметь слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём идёт речь;

    строить монологическое высказывание, владеть диало­гической формой речи (с учётом возрастных особенно­стей), уметь находить необходимые аргументы, обосно­ванно излагать своё мнение;

    участвовать в дискуссиях по проблемам, поставленным учителем.

    На последнем уроке, который можно провести как дис­куссию или открытую трибуну, учитель ставит вопрос о том, воплощается ли стремление телевидения к передаче правды реального мира в его сиюминутном экранном изображении или больше истины и правды мы можем найти в творениях Леонардо и Бетховена, Рублёва и Шекспира. Иллюзия реаль­ного ещё не есть правда. Прозрение и дар художника дают нам истинное понимание мира и самих себя.

    Учитель ставит вопрос о том, лучше ли модный фильм про­стого рисунка оттого, что он создан при помощи компьютера. Нет, никакая новая технология в искусстве не отменяет своих предшественников. Кино не отменяет театр, телевидение не от­меняет кино, а все они вместе не отменяют живопись, музыку и поэзию. Истинное искусство бессмертно. Оно — вечный спут­ник человека на дороге длиною в жизнь.

    Учебно-исследовательское задание

    На уроке проводится общая дискуссия, возможна и иная форма подведения итогов года.

    В дискуссии, например, на тему «Роль и значение искус­ства в жизни человека и общества» исследуется положительное и отрицательное влияние на общественное сознание средств массовой коммуникации, выявляются личные критерии учащих­ся при оценке телезрелищ. Обсуждается также значение миро­вого художественного наследия в дальнейшей жизни учащихся как основы их духовного и жизненного становления.

    Творческое задание. Проектно-творческий практикум «Экран — искусство — зритель»

    Итоговый урок года может быть проведён как просмотр творческих работ за IV четверть или за весь год.

    Из рекомендаций и опыта учителей

    Голицына В. Б. (Москва). Говоря о своём опыте и опыте коллег по проведению заключительного урока, хочу выделить несколько возможных вариантов. Мы делали итоговое занятие в форме общешкольного киносмотра (нон-стоп) лучших видео­работ за две последние четверти. У моих коллег сложилась тра­диция проведения в конце учебного года недельного фестиваля искусств, на котором проходит выставка рисунков, фотографий и инсталляций, конкурсный показ видеоработ, на сцене пока­зываются этюды и работы, выросшие из них, а затем следует концерт или весенний карнавал.

    Интересен пример коллег, работающих в режиме школы ис­кусств: заключительные уроки у нас посвящены подготовке к экзамену и его проведению. Настоящая программа «Изобрази­тельное искусство...» служит его основой. Результаты теорети­ческого и творческого экзаменов играют существенную роль в дальнейшей творческой профессионализации учащихся.

    Кобозев А. А. (Москва). Утверждая те или иные критерии восприятия искусства, объясняя величие истинности прекрас­ного, учителям не стоит забывать о том, что у людей разного возраста разные художественные предпочтения и приоритеты. То, что кажется нам интересным в детстве, не совпадает с на­шими предпочтениями в зрелом возрасте. Поэтому мы не смо­жем разделить пристрастий учеников к рэпу или граффити, а они — наших пристрастий к Тарковскому или Прокофьеву. Это не значит, что мы не должны расширять их горизонты и воспи­тывать интерес к подлинным произведениям искусства. Вопрос не в том, надо ли это делать, а в том, как это делать. К сожа­лению, вряд ли существуют всеобщие методические отмычки,

    которые помогут найти ключи к сердцу и душе ребёнка, язык для разговора с ним на эти темы.

    Сегодня более чем когда-либо возрастает личностное вли­яние учителя на ученика. Ни для кого не тайна, что, если уче­ники влюбляются в учителя, они влюбляются и в предмет. Если учитель сам чем-то искренне увлечён, то и те, кто рядом с ним, оказываются в поле притяжения его пристрастий и интересов. В художественном образовании «педагогика Сердца» помогает детям постичь искусство от учителя и через него.

    Питерских А. С. (Москва). Последний урок, конечно, не по­следняя встреча ваших воспитанников с искусством. Их обраще­ние к нему в какой-то, пусть небольшой, степени определяется вашей работой. Никто из нас не тешит себя надеждой на то­тальное просвещение и всеобщее художественное просветление общества. Достаточно взглянуть на многовековые устремления лучших просветителей сделать общество человечнее и светлее. Однако это не значит, что не надо бороться за лучшее будущее наших детей. Как сказал поэт Назым Хикмет, «ведь если ты го­реть не будешь, ведь если я гореть не буду — то кто же здесь рассеет тьму?!». Просто надо соотносить свои возможности с бесконечной грандиозностью задачи. И успешным итогом своей работы, по-моему, можно считать не всеобщее художественное прозрение, а поворот к свету Искусства ну хотя бы двух-трёх детских сердец. Но я уверен, что в вашем классе вам удастся добиться большего. Успеха вам!

    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22


    написать администратору сайта