Уроки изобразительного искусства 8 класс-1. Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки
Скачать 478.1 Kb.
|
I четверть Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах Темы уроков «Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино». «Правда и магия театра. Театральное искусство и художник». « Безграничное пространство сцены. Сценография - особый вид художественного творчества. Сценография - искусство и «Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы». « Привет от Карабаса-Барабаса! Художник в театре кукол». «Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению». ервая четверть посвящена визуально-зрелищной стороне искусства театра, которое рассматривается как модель любого синтетического искусства, т. е. искусства, использующего в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. При этом роль изображения в спектакле и процесс создания его визуального облика исследуются не изолированно, а в контексте театральной целостности. Смысл и содержание работы художника-сценографа анализируются через сознание коллективного процесса создания спектакля. Спектакль, как и фильм, — неразрывное авторство многих, когда замысел одного развивается другим и воплощается третьим. Визуальный облик спектакля, его художественное решение перестают быть делом только одного художника. Вместе с ним спектакль создают режиссёр, актёры и целые цеха. Поэтому проектно-творческая работа в этой четверти моделирует основные моменты их сотворчества. В ходе обучения и выполнения учебно-исследовательских и проектно-творческих заданий учащиеся видят спектакль не из зала, а изнутри, в процессе его создания. Внимание учащихся концентрируется на роли, которую играет визуально-пластическое решение в создании образа спектакля. Рассматриваются виды различных театрально-зрелищных и игровых представлений, а также место в них изобразительного компонента. Учащиеся овладевают содержанием курса, последовательно выполняя исследовательские или практические задания, представляющие собой творчески развивающуюся систему. В процессе работы учитель обращается к театрально-зрительскому опыту учащихся, который сегодня, к сожалению, весьма низок. Поэтому на уроках можно анализировать спектакли, которые представлены на телеэкранах (прежде всего на телеканале «Культура»), и их сценографическую составляющую. Удачное проведение уроков основывается не только на увлечённости самого педагога театром, на расширении собственных познаний в этой сфере (владение элементарной грамотой режиссуры и актёрского мастерства), но и на подборе видеоряда, создании по каждой теме некоего «иллюстративного портфолио». Без этих трёх компонентов вряд ли удастся зримо и убедительно раскрыть очарование спектакля, увлечь искусством игры и художественного воображения, к которому так открыты подростки этого возраста. Хотелось бы отметить практико-психологическое значение занятий. Испытать себя на сцене или в создании эскизов — это возможность не только попытаться понять свои возможности в будущих театральных профессиях, но и сделать прививку против необоснованных претензий появиться на сцене, а тем более играть в жизни. Каждый молодой человек, а в особенности девушка, должны пройти искус сцены, чтобы в дальнейшем не предаваться мечтам о своём будущем на подмостках. Раскрывая основные положения этой четверти, учитель должен помнить, что в его исследовании театрального искусства доминантой всегда является рассмотрение визуально-образного облика спектакля, а рассказ о режиссёрской и актёрской составляющих лишь элемент, необходимый для понимания творчества художника-сценографа. Никогда не следует увлекаться и забывать, что это — урок изобразительного искусства, а не постановка школьного спектакля . Разрабатывая театральную проблематику, учителю следует учесть, что перед ним не стоит задача создания спектакля, тем более воспитания из учеников будущих профессиональных художников-сценографов или актёров. Но сделать учащихся чуткими и грамотными зрителями — задача, которая стоит перед учителем. Каждый человек воспринимает спектакль в соответствии с уровнем своей культуры, художественных знаний и опыта. Замыслы и усилия режиссёра, художника и актёров окажутся непрочитанными, если зритель театрально безграмотен и эмоционально глух. Выработка зрительской культуры и овладение учащимися основами театральной грамоты — главная педагогическая задача этой четверти. Учитель, чтобы быть успешным, должен иметь дополнительные познания в области театрального искусства. Он должен знать, что такое сценография, режиссура и методика актёрского перевоплощения (конечно, в рамках элементарной грамоты). Каждый учитель выбирает свой путь профессионально-компе- тентностного совершенствования педагогического мастерства с учётом того, что в современной школе требуется его постоянное обновление и расширение. Со своей стороны мы рекомендуем список специальной литературы, который поможет вам работать с учениками. Следует заметить, что учебник даёт перспективу развития ученика в познании искусства театра. Это развитие может осуществляться как пропедевтическое воспитание зрителя и в то же время как творческое развитие личности в сфере театрального искусства. В связи с этим приведём фрагмент выступления на московском Форуме инновационных проектов Е. Г. Гранитовой (педагога Российской академии театрального искусства, доцента кафедры режиссуры): «Эти программа и учебник — убедительный пример эффективности системы непрерывного художественного образования. Работая в школе и в художественной студии, могу засвидетельствовать, что художественно-педагогические принципы, разработанные в программе и изложенные в учебнике, являются фундаментальной основой театральнохудожественного образования как в школах и студиях, так и в колледжах и институтах. В Российской академии театрального искусства (ГИТИС) сценографический курс «Работа режиссёра с художником» строится на основе знаний и идей, сформулированных в учебнике и нашедших своё развитие на дальнейшем этапе художественно-театрального образования». Урок: «Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино» Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты: различать изображение в театре и кино; правильно определять роль и место изображения в театре и кино; называть, определять и различать жанры в театре и кино; сравнивать сценические и экранные произведения, проводить аналитические исследования в данном контексте; находить практическое применение полученным знаниям на уроке в ходе выполнения практических заданий; выполнять творческие рефераты на предложенные темы; раскрывать смысл создания сценических и экранных произведений; приводить примеры жанрового многообразия театра и кино; определять позитивное и негативное в явлениях окружающего мира через искусство кино и театра. Личностные результаты: формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира, наряду с первичными представлениями о театре и кино как двух гранях изобразительной образности; учиться дискутировать, аргументировать свои высказывания, вести диалоги по проблеме; воспитывать эстетические чувства, получать впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира. Метапредметные результаты: учиться понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и др.); осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учителя, используя вопросы для самопроверки в учебнике; находить и выделять необходимую информацию из текстов, иллюстраций, видеосюжетов самостоятельно и под руководством учителя; понимать содержание видеосюжетов, текстов, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий исследовательско-аналитического или практического характера; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий, оформлении рефератов и презентаций. На первый урок по сравнению с другими уроками выпадает наибольшее количество информации, потому что, вводя учащихся в проблематику всего курса, учитель использует материал, относящийся не только к данной теме, но и к введению (он достаточно подробно изложен в учебнике). Прежде всего раскрываются понятия синтетические, визуальные искусства, пространственно-временные искусства, сочетающие в себе выразительные возможности различных искусств (изображение, слово, музыку и др.). Сравнивая искусство театра и кино, можно определить специфику изображения в произведениях театрального и экранного искусств. На примере театрального спектакля анализируются природа коллективного творчества в синтетических искусствах и роль художника в них. Поскольку смысл и специфику работы художника-сценографа можно оценить, только поняв игровую природу театрального искусства, учитель рассказывает о роли режиссёра и актёра как соавторов зримого образа спектакля. Раскрывается визуальная общность пластического языка спектакля и изобразительного искусства, наиболее ярко проявляющаяся в скульптуре. Пластика движения и выразительность живого жеста в спектакле и скульптуре сродни друг другу, поскольку говорят на одном языке — языке пластически зримых образов. Для выполнения заданий практикума «Театр — спектакль — художник» учитель делит учащихся, исходя из их творческих возможностей и интересов, на три группы: художники, режиссёры- сценаристы, актёры. Содержательно материал урока, как уже отмечалось, достаточно широк и разнообразен. Темы для анализа различны и предпочтение отдаётся тому или иному аспекту темы, в зависимости от того, сколько художников в классе. Визуально-пластический облик спектакля раскрывает его игровой характер. Рассматриваются жанровое многообразие театра, единство правды и вымысла на сцене, роль художника в содружестве с драматургом, режиссёром и актёром в спектакле. Коллективность творчества — основа синтетических искусств. Учебно-исследовательское задание Для создания индивидуальной или коллективной (2—4 человека) аналитической работы на тему «Что сближает и что различает спектакль и фильм?» учащиеся пользуются информацией, полученной на уроке. Для работы во внеурочное время (создание самостоятельного исследовательского проекта) для раскрытия темы привлекают иллюстративный материал из журналов или Интернета. Эта работа, как и все последующие, выполняется в форме реферата или устного сообщения. Учеников нужно нацелить на раскрытие в этом исследовании специфики театрального зрелища, заключающегося в непосредственном контакте актёра со зрителем, а также необходимость понимания роли драматурга и режиссёра для создания спектакля. В качестве итога учитель проводит презентацию лучших работ. В процессе коллективного обсуждения анализируются типовые ошибки в других работах. Творческое задание. Проектно-сценический практикум «Театр — спектакль — художник» Работа над спектаклем начинается с формирования творческой группы и выбора драматургического материала (пьесы, инсценировки сказки, рассказа или небольшого сюжета собственного сочинения). После создания творческих групп и выбора учениками театральной профессии учитель должен суметь так выстроить процесс своей работы, чтобы уделить время каждой из групп. В одних случаях возможен общий разговор, в других — сугубо профессиональный, более конкретный. Поиск форм творческой работы с учениками индивидуален и зависит от уровня профессионального мастерства и подготовленности учителя в каждом конкретном вопросе. Предлагаемые для творческих групп специальные задания в любой момент по выбору учителя могут стать общими для всего класса. В особенности это касается данной темы, она подходит для коллективного творчества всех создателей спектакля. Таким общим для всех может стать выполнение задания, определяемого в учебнике как задание для художников. Оно состоит в фантазировании и сочинении облика будущего спектакля. Выбор пьесы (или любой литературной основы) является делом всех, но прежде всего режиссёра. Также вместе определяются темы для актёрских этюдов. Если моделировать процесс работы над спектаклем, то после выбора пьесы происходит её общая читка и самое главное — анализ игрового материала, в котором определяется, что и про что играем, как и где играем. Такой анализ предваряет работу художника и труппы над спектаклем и над каждым этюдом. А вот общий замысел будущего спектакля разрабатывается каждым в русле выбранной профессии. Так художники-сценографы, прежде чем создать макет спектакля, разрабатывают его замысел в виде набросков и словесных коммен тариев к ним. При этом важно, чтобы учащиеся задумывались над тем, как воплотить свой замысел, как это сделать на сцене. Задания для режиссёров-сценаристов и для актёров также могут стать общими, потому что фантазирование на тему предложенной роли — как бы я её сыграл и что в ней главное? — интересно всем. Также общими могут быть упражнения «Живая скульптура», в которых учитель нацеливает учеников на воплощение в статичной позе образно-пластической выразительности на выбранную тему (например, «Мольба», «Победа», «Футболисты», «Мечта», «Нежность», «Раздумье», «Свободу!», «Горе» и т. п.). Подобные упражнения могут быть коллективными и индивидуальными. Следует помнить, что упражнения выполняются без слов. Учитель должен суметь аргументированно оценить выразительность и образную точность учащихся в этих упражнениях. В ходе творческого проекта «Театр — спектакль — художник» учитель должен стремиться донести до учащихся мысль, что рождению спектакля предшествует большая подготовка: анализ текста, этюды и репетиции актёров, эскизы и макеты художника и многое другое. Всё созданное художником и актёром должно иметь смысл и быть выразительным. Каждая деталь на сцене, придуманная художником, слово и жест актёра не могут быть случайными. Актёр, подобно художнику, создаёт зримый облик спектакля живой и динамической скульптурностью своей пластики. Учитель рассказывает ученикам, как в живописи или музыке существует этюд, так и в театре есть подобная форма работы. Сценический этюд — это небольшая сценка, упражнение на определённую тему, являющиеся чаще всего этапом создания роли, ступенькой в подготовке спектакля. В основе творчества художника, как и актёров, лежит раскрытие содержания пьесы и замысла режиссёра. Они вместе решают, про что будет спектакль, т. е. каков его смысл и что хотим сказать зрителю своей постановкой, какова её сверхзадача. Затем определяются творческие задачи художника и актёров: где происходит действие спектакля и как оно должно выглядеть на сцене, что и зачем играют актёры в каждой сцене, т. е. какова их линия действия в спектакле или этюде. Возможные литературные и драматургические произведения для работы: П. Ершов. «Конёк-Горбунок»; С. Аксаков. «Аленький цветочек»; Е. Шварц. «Снежная королева»; Е. Шварц. «Обыкновенное чудо»; Г. Горин. «Тот самый Мюнхгаузен»; Г. Горин. «Забыть Герострата!»; Д. Дефо. «Робинзон Крузо»; Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; С. Маршак. «Кошкин дом»; С. Маршак. «Горя бояться — счастья не видать»; С. Маршак. «Мистер Твистер»; К. Чуковский. «Ваня и крокодил»; А. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде»; А. Волков. «Волшебник Изумрудного города»; Л. Кэрролл. «Алиса в Стране чудес»; Л. Филатов. «Сказ про Федота-стрельца»; Р. Стивенсон. «Остров сокровищ»; А. Дюма. «Три мушкетёра»; А. Володин. «Звонят, откройте дверь!»; Володин. «Старшая сестра»; М. Рощин. «Валентин и Валентина»; М. Рощин. «Спешите делать добро»; Т. Ян. «Твои шестнадцать»; Розов. «В добрый час!»; Розов. «В день свадьбы»; Ростоцкий. «Доживём до понедельника»; Б. Васильев. «Завтра была война»; Б. Васильев. «В списках не значился»; Л. Кассиль. «Великое противостояние»; В. Каверин. «Два капитана»; В. Маяковский. «Клоп»; Б. Брехт. «Трёхгрошовая опера»; Л. Уэббер. «Кошки»; У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»; У. Шекспир. «Сон в летнюю ночь»; У. Шекспир. «Король Лир»; У. Теккерей. «Ярмарка тщеславия»; Ч. Диккенс. «Оливер Твист»; Жюль Верн. «Таинственный остров»; Н. Гоголь. «Вий» (Н. Садур. «Панночка»); Н. Гоголь. «Мёртвые души»; А. Островский. «Женитьба Бальзаминова»; А. Островский. «Доходное место»; И. Тургенев. «Месяц в деревне»; В. Розов. «Брат Алёша»; М. Булгаков. «Иван Васильевич»; Г. Остер. «Вредные советы». Из рекомендаций и опыта учителей Голицына В. Б. (Москва). Учителям, в особенности впервые работающим по этой программе, важно суметь на первом уроке сконцентрироваться, чтобы «не поплыть» от множества затрагиваемых тем, а чётко ограничить их круг, выделив главные. Материал, изложенный во введении учебника, я предоставляю ученикам прочесть и освоить самостоятельно. Кобозев А. А. (Москва). Важно отметить, что создание творческих групп и выбор учениками театральных профессий — процесс, регулируемый и направляемый учителем. В нём он использует возможности образовательно-развивающей игры, учитывая не только реальные возможности ребят, но и перспективы дальнейших уроков и планирование итоговых результатов. Кутанина О. Н. (Саратов). Опыт выполнения заданий по этой теме свидетельствует, что ребят чрезвычайно увлекает создание «живых скульптур». Ещё мы делали «живые картины» — пластические этюды, в которых, подобно «живым скульптурам», в стоп- кадре изображалось содержание многофигурной картины. В этом упражнении важно не то, чтобы дети встали в позы персонажей картины, а важно подвести учеников к изображённой на картине ситуации, чтобы они сыграли «что было до этого»: кто и куда шёл, что и зачем делал и т. д. Мы проигрывали игровую предысторию — то, что предшествовало итоговому картинному стоп-кадру, в котором застывают все его герои. Также мы сочиняли продолжение сюжета картины — проигрывали, что было после стоп-кадра картины. Таким образом, мы создавали пластически- игровой рассказ о картине с действенной подводкой и эпилогом. Наиболее удачны были коллективные работы по картинам П. А. Федотова («Разборчивая невеста», «Сватовство майора»), В. В. Сурикова («Меншиков в Берёзове») и гравюрам Ф. Гойи. Сазонова Е. А. (Санкт-Петербург). Выбранный нами литературно-драматургический материал (один раз это был «Конёк-Горбунок», другие — мюзикл «Три мушкетёра», «Повести Белкина» А. С. Пушкина) стал основой и каркасом для выполнения всех представленных в учебнике заданий как для художников, так и для актёров. Причём, упаси Бог, не следует стремиться к созданию законченного спектакля, потому что это уничтожит образовательно-дидактический характер и смысл урока. Уроки изобразительного искусства и создание спектакля — принципиально разные вещи. Пока я не поняла этого на собственном опыте, меня ожидало сокрушительное поражение. Выбранный нами драматургический материал лишь единая основа для работы художников, режиссёров и актёров, учебная модель для лучшего познания процесса создания спектакля. В то же время работа была успешной, когда у каждой творческой группы были разные от урока к уроку пьесы и инсценировки для макетов и этюдов. Урок: |