Главная страница
Навигация по странице:

  • Метапредметные результаты

  • Фотография - искусство светописи. Вещь: свет и фактура»

  • «На фоне Пушкина снимается семейство».

  • «Человек на фотографии. Операторское мастерство

  • Этапы

  • Действия

  • Познаватель­ные действия

  • Регулятивные

  • Уроки изобразительного искусства 8 класс-1. Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки


    Скачать 478.1 Kb.
    НазваниеУроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки
    Дата09.04.2023
    Размер478.1 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаУроки изобразительного искусства 8 класс-1.docx
    ТипУрок
    #1047717
    страница8 из 22
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   22
    Личностные результаты:

    формировать целостное мировоззрение, соответствую­щее современному уровню развития науки и обществен­ной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира, наряду с первичными представлениями о художествен­ной фотографии как виде современного искусства;

    формировать основы эстетического сознания через осво­ение наследия великих мастеров художественной фото­графии;

    воспитывать эстетические чувства, получать впечатле­ния от восприятия предметов и явлений окружающего мира;

    учиться дискутировать, аргументированно высказывать­ся, вести диалоги по проблеме.

    Метапредметные результаты:

    понимать и принимать учебную задачу, сформулирован­ную учителем;

    самостоятельно определять цели своего обучения, ста­вить и формулировать новые задачи в учёбе и познава­тельной деятельности, развивать мотивы своей познава­тельной деятельности;

    планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с инфор­мацией и др.);

    осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учителя;

    формировать и развивать компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных техно­логий (ИКТ-компетенции);

    анализировать объекты и явления окружающего мира, вы­делять отличительные признаки.

    На этом уроке учитель раскрывает опыт изобразительного искусства как фундамента съёмочной грамоты. Сравнивая кар­тину и фотографию, он показывает, что в основе их лежат одни и те же художественно-творческие законы. Объясняется цен­тральное положение темы: дар художнического видения мира и отбора из множества возможных моментов жизни одного — основа фотооператорского мастерства.

    Анализируя на конкретных примерах композицию в живопи­си и фотографии, можно выявить общее и различное в харак­тере отображения жизни на холсте и снимке.

    Практическую часть урока составляет учебно-исследова­тельская работа (на примере фоторабот мастеров) и практиче­ская (собственно съёмочная) работа по освоению композици­онно-выразительных средств в фотосъёмке (выбор объекта и точки съёмки, ракурса и крупности плана). Как и на предыдущих уроках, здесь учитель использует заранее подобранный иллю­стративный видеоматериал, наиболее точно отражающий его понимание темы (например, как на с. 64 учебника).

    В ходе коллективного анализа видеоряда учащимся раскры­вается смысл и процесс выполнения предстоящей индивиду­альной или коллективной работы — учебно-исследовательской видеопрезентации. Необходимо выполнить обзорно-аналити­ческие упражнения, исследующие фотографию как новое изо­бражение реальности, расширяющее творческие возможности художника (см. с. 64 учебника).

    Учебно-исследовательское задание

    Учащимся предлагается провести сравнительный анализ ху­дожественно-выразительных средств в фотографии и живописи.

    Ребята выполняют задание в предложенной учителем фор­ме (в форме устного сообщения с видеорядом, видеопрезента­ции и т. д.). Должен быть привлечён специально подобранный иллюстративный материал, раскрывающий тему исследования. В конце урока проводится коллективное обсуждение созданных исследовательских рефератов и сообщений.

    Творческое задание. Проектно-съёмочный практикум «От фотозабавы к фототворчеству»

    Сегодня практически у всех есть фотокамеры (или мобильные телефоны с их функциями). Поэтому задача учителя не техниче­ское руководство по пользованию аппаратурой, а выработка у учащихся художественно-творческого подхода к фотографиро­ванию, что выражается в постановке художнических задач при съёмке и в осмыслении её результатов. Рекомендуйте ученикам начинать с самого, казалось бы, простого: со съёмки дома, в котором каждый из них живёт, или вещей, лежащих на столе. Сосредоточьте их внимание на том, не допустили ли они ком­позиционных или иных огрехов (подобных тем, которые приве­дены в качестве примера на с. 68 учебника).

    Ведь, если встать перед любым объектом и, недолго думая, просто «щёлкнуть» его, то и выглядеть на фотографии он будет неинтересно (фронтально, на общем плане), и ещё хорошо, если уместится в кадре и не сольётся с фоном. Фотография — «доку­ментально-изобразительное сообщение» о снимаемом объекте. Рассказать о нём в фотографии можно по-разному, в зависимо­сти от того, что фотограф хочет сообщить зрителю.

    Если ученик поймёт, что в основе интересного снимка всегда лежит интерес и неравнодушие самого автора к то­му, что он снимает, — ваша главная задача решена. Потому что поиск и стремление к передаче своего видения натуры помогают создать на снимке наиболее точный и выразитель­ный фотообраз.

    Учащиеся должны провести фотосъёмку простого объекта: вещи, дерева, здания. Причём, в отличие от предыдущей ра­боты, когда они снимали, особенно не задумываясь над тем, что и как снимают, сейчас они должны реализовать на практике знания художественно-композиционной грамоты, приобретён­ные на уроке. Учащиеся должны показать при съёмке умение осознанно выбирать из множества вещей или деревьев, зда­ний или мостов наиболее, по их ощущению, интересный объ­ект и точку его съёмки (сверху, снизу, сбоку и т. д.), принимая при этом во внимание, на каком фоне снимается объект (не сливается ли он с ним, не перекрывается ли чем-либо и т. д.). При помощи различных художественно-съёмочных средств и приёмов (ракурс, точно найденная крупность плана и др.) ре­бята должны наиболее полно проявить индивидуальность сво­его художнического видения снимаемой натуры.

    Всё перечисленное является критерием для учителя и уче­ника при оценке выполненных фоторабот. Чрезвычайно полезно предложить ученикам сделать несколько снимков одного и того же объекта с последующим анализом их образной выразитель­ности и композиции.

    Анализируя ученические фотографии, следует ещё раз скон­центрировать внимание юных операторов на том, что, делая снимки, они, пусть и невольно, делают выбор. И чем этот выбор сознательнее, тем больше проявляется творческая индивидуаль­ность фотографа. Пока ты снимаешь бесцельно, твой снимок ни­чем не интересен и зачастую просто бессмысленен. Но если ты вносишь в съёмку художническое чутьё, ставишь перед собой творческую задачу, ищешь выразительность в композиции, пы­таешься ухватить неповторимость мгновения (когда, например, человек наедине сам с собой, такой, как он есть), ты стано­вишься художником, а фотография превращается в искусство.

    На с. 69, 75 учебника приводятся примеры, как может удачно «работать» выбранная точка съёмки, ракурс и крупность плана. В работах на с. 70 учебника, наоборот, не найдено композици­онно сбалансированного соотношения объекта и пространства. На рисунке, приведённом рядом, даны варианты более точных композиций.

    Из рекомендаций и опыта учителей

    Колпаков А. И. (Москва). К этому времени выявляются опре­делённые склонности ребят: становится ясно, кто любит сни­мать, а кто тяготеет к исследовательской работе. Важно учи­тывать индивидуальные склонности каждого, использовать их и развивать. Здесь главное — личностный подход на практике. У нас было три поисково-исследовательские группы. Я им предла­гал темы исследований, и сначала они выполняли только их, но ко времени работы над этим занятием заинтересованные ребята предложили уже собственные темы. Так, к этому заданию они сделали видеоподборку «Ракурс», для которой взяли фотогра­фии А. М. Родченко и устно их прокомментировали.

    Рахматуллина З. Ш. (Казань). Свою эффективность пока­зали упражнения, когда разные ученики снимали один и тот же объект. В результате все в классе, сравнивая снимки, могли убе­диться, у кого острее и оригинальнее видение, какими спосо­бами достигается наибольшая художественность и выразитель­ность изображения натуры. Съёмочная практика всегда идёт у нас параллельно с анализом работ фотографов и художников. Наиболее интересными были коллективные анализы произве­дений С. Дали и И. Гневашёва. Потом ребятам предлагалось попробовать сделать фотоработы в их стилистике.

    Летом у нас работают творческие лагеря, где мы более углублённо развиваем стремление юных операторов к искус­ству фотографии и видео. По этой программе у нас работают и ученики 9—11 классов, в итоге представляющие, помимо те­матических фотосерий, и защиту курсовых рефератов («Фото- видение художника А. И. Куинджи», «Татарские мотивы», «Свет и тени в детективах А. Хичкока» и др.).

    Корсун С. В. (Москва). Ещё на предыдущем уроке мы на­чинаем подготовку к следующему уроку и его заданиям. По этой теме обсуждались и предварительно выбирались места пред­стоящей съёмки. Каждый год я стараюсь варьировать работу по одной и той же теме. Так, в этом году была создана группа кон­структивного анализа и критики: ребята, глядя на экран, говори­ли о том, что и как на снимке можно композиционно улучшить.

    Урок: «Фотография - искусство светописи. Вещь: свет и фактура»

    Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты:

    находить различия натюрморта в живописи и фотографии;

    знать изобразительную специфику видения предмета, за­печатлённого на фотографии;

    понимать роль света как художественного средства в ис­кусстве фотографии;

    уметь работать с освещением (а также точкой съёмки, ракурсом и крупностью плана) для передачи объёма и фактуры вещи при создании художественно выразитель­ного фотонатюрморта;

    приобретать навыки композиционной обработки (кадри­рование) и тональной обработки (эффекты соляризации, фотографики и т. д.) фотоснимка при помощи различных компьютерных программ.

    Личностные результаты:

    формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языко­вое, духовное многообразие современного мира, наряду с первичными представлениями о художественной фото­графии как виде современного искусства;

    формировать осознанное, уважительное и доброжела­тельное отношение к другому человеку, его мнению, ми­ровоззрению, культуре, традициям, а также готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

    воспитывать эстетические чувства, получать впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира.

    Метапредметные результаты:

    понимать и принимать учебную задачу, сформулирован­ную учителем;

    планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с инфор­мацией и др.);

    осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учителя;

    формировать и развивать компетентности в области ис­пользования ИКТ-компетенций;

    анализировать объекты и явления окружающего мира, выделяя отличительные признаки;

    участвовать в дискуссиях по проблемам, поставленным учителем.

    После просмотра и обсуждения лучших работ по предыду­щему заданию с анализом типовых ошибок и выделением твор­ческих удач учитель приступает к раскрытию нового материала. Просматривая с классом заранее подобранные фотопримеры, объясняет центральное положение темы: свет — мощнейшее средство выразительности и образности в фототворчестве. Фотография — искусство светописи, когда свет является не только техническим средством, но и изобразительным языком, «кистью» фотохудожника. Раскрывается операторская грамота съёмки натюрморта, роль света в выявлении формы и фактуры вещи.

    Как и на предыдущих уроках, тема этого урока раскрыва­ется в процессе общего разбора демонстрируемых видео- и фотоматериалов, наглядно помогающих в изучении и анали­зе темы урока. В процессе этого учащиеся начинают лучше понимать смысл и ход предстоящей им индивидуальной или коллективной работы над учебно-исследовательским видео­рефератом.

    В этой работе (на уроке или во внеурочное время) ученики выполняют приводимое в учебнике учебно-исследовательское задание (с. 76), в процессе которого исследуют фотографию как новое изображение реальности, расширяющее творческие возможности художника.

    Учебно-исследовательское задание

    Учащимся предлагается провести анализ роли света в фотографии как средства художественной выразительности, превращающего фотографию в искусство светописи. В этой работе очень важно умение учителя адресовать учеников к анализу произведений фотомастеров, действительно достой­ных изучения.

    Свои соображения и выводы об изобразительной специфи­ке фотографии учащиеся облекают в форму реферата (можно коллективного). Коллективная работа ускоряет процесс подбо­ра фоторабот мастеров или собственных фотографий, раскры­вающих понимание темы исследования. Завершается задание презентацией и коллективным обсуждением.

    Творческое задание. Проектно-съёмочный практикум «От фотозабавы к фототворчеству»

    При съёмке натюрморта учащимся следует напоминать, что в фотографии они решают те же художественные задачи, что в рисунке и живописи: светотоновые, колористические, но пре­жде всего композиционные, и здесь важнейшую роль играет световое решение снимка. Учащиеся должны понять, что, по­мимо фактуры и формы, свет и тени композиционно организуют натюрморт, выделяют главное, делают цельным и единым всё его пространство. В своих работах они должны попытаться ос­мысленно и выразительно выставить свет, ведь от того, как он направлен, зависит характер, а то и смысл запечатлённого на снимке. Но во сто крат больше от него зависит образность, вы­разительность и красота изображённого. На снимках на с. 73-77 учебника видно, как свет придаёт ясность или загадочность, по­этичность или жёсткость.

    Анализируя сделанные учащимися работы, учитель должен обращать их внимание на то, что свет в фотонатюрморте — сред­ство композиционной акцентировки и спецэффекта. Он собирает внимание зрителя и при помощи светоновых контрастов ведёт взгляд зрителя по снимку.

    Указывайте ученикам на то, как при помощи света переда­ётся ощущение фактуры и пространства на снимке, становится ясно, соблюдается ли композиционное соответствие величины объекта и пространства, в которое он заключён. Нужно помнить, что одна и та же вещь, снятая при разном освещении, смотрит­ся совершенно по-разному. Предложите ученикам проверить это в своих работах.

    Из рекомендаций и опыта учителей

    Питерских А. С. (Москва). В этой теме наглядно проступает изобразительная специфика фотографии, и учителю важно про­следить её при выполнении учащимися как исследовательских, так и практических работ. Это касается и роли светотени в фото­графии, и передачи материальности, фактуры натуры (в особен­ности на крупном плане), но ещё значимее особенность фото­графии в передаче цвета. Цвет в живописи и цвет в фотографии различен по своей природе. Живописец — автор и создатель цветового строя своей картины, а фотограф — в большинстве случаев заложник цвета снимаемой им натуры. В живописи цвет — «сочинённый», а в фотографии — «копийный», повто­ряющий природные цвета. Светоизображение в большей ме­ре зависит от фотографа. Чёрно-белое решение снимка может быть даже интереснее и выразительнее цветового. Особенно это характерно для портрета. Поскольку цвет при нынешних техно­логиях «приклеен» к фотоизображению, учителю важно привить учащимся интерес к чёрно-белой графике фотоснимка и научить их менять цвето-световую гамму снимка на компьютере.

    Антипова С. И. (Москва). Важно выработать у ребят кри­тическое и аналитическое отношение к своей работе. Эффек­тивным оказался соревновательно-конкурсный метод работы. Мы применяем его и в индивидуальных, и в групповых работах. Каждое выполненное задание обсуждается, регулярно меняет­ся состав жюри, в которое входят ученики класса. Обсуждаются и темы проектов, места и условия съёмки.

    Для выявления светом фактуры полезно работать в тёмной среде, вырывая лучом направленного света (это может быть обычная настольная лампа) объект (стакан, вазу с водой и т. д.), от которого ложатся тени, компонующие весь натюрморт.

    Пшеничная О. Ю. (Москва). Один и тот же натюрморт по­лезно снимать в разных ракурсах и при разном освещении. Ин­тересно потом наблюдать, как при этом меняется восприятие формы предмета, композиция и пространство натюрморта. Од­нажды мы делали проект «Голландский натюрморт», в котором создавали фотоаналоги знаменитых живописных работ. Захва­тившая всех работа была полезна и для изучения живописи, и для воспитания операторского видения мира вещей и фактур. Разное ощущение трактовки пространства и формы получа­лось, когда один и тот же натюрморт снимался разными уче­никами. С успехом прошли съёмки репортажного натюрморта «Вещи как рассказ о человеке».

    Также мы делали фоторемейк по мотивам натюрмортов ма­стеров мировой живописи, Шардена и художников объединения «Бубновый валет».

    Урок: «На фоне Пушкина снимается семейство».

    Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера»

    Результаты освоения учащимися учебного материала

    Предметные результаты:

    осознавать художественную выразительность и визуаль­но-эмоциональную неповторимость фотопейзажа;

    уметь применять в своей практике элементы оператор­ского мастерства при выборе момента съёмки природ­ного или архитектурного пейзажа с учётом его световы­разительного состояния;

    анализировать и сопоставлять художественную ценность чёрно-белой и цветной фотографии;

    различать выразительные средства и возможности фото­пейзажа и пейзажа в живописи;

    понимать, почему световое состояние природы может быть изобразительно интересной темой для фотографа;

    учиться грамоте композиции при съёмке человека на фо­не натуры.

    Личностные результаты:

    формировать целостное мировоззрение, соответству­ющее современному уровню развития науки и обще­ственной практики, учитывающее социальное, культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира, наряду с первичными представлениями о худо­жественной фотографии как виде современного искус­ства;

    формировать осознанное, уважительное и доброжела­тельное отношение к другому человеку, его мнению, ми­ровоззрению, культуре, традициям, а также готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

    воспитывать эстетические чувства, получать впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;

    формировать навыки коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми

    в процессе учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности;

    формировать положительное отношение к результатам выполняемых исследовательских и практических работ.

    Метапредметные результаты:

    самостоятельно определять цели своего обучения, ста­вить и формулировать новые задачи в учёбе и позна­вательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

    осуществлять контроль, коррекцию и оценку результа­тов своей деятельности самостоятельно и с помощью учителя;

    формировать и развивать компетентности в области ис­пользования ИКТ-компетенции;

    анализировать объекты и явления окружающего мира, вы­деляя отличительные признаки;

    проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий, оформлении рефера­тивных работ и презентаций.

    Объясняется центральное положение темы: специфика фото­пейзажа и его роль как визуального дневника, постоянного спутни­ка человека благодаря оперативным возможностям современной техники — мобильных телефонов, смартфонов, планшетов и т. д.

    Учитель раскрывает художественно-образную специфику цветной и чёрно-белой фотографии при съёмке природы или городских объектов. На примере демонстрируемого видеоря­да рассказывается о тех богатых художественных возможно­стях, которые появляются у оператора, когда он снимает све­товые эффекты и атмосферные состояния природы (дождь, туман, восход).

    Внимание учащихся нужно акцентировать на различии изо­бразительной природы цвета в живописи, где он авторски со­чинённый, и фотографии, где он природно фиксированный. Отдельно рассматривается графическая природа чёрно-белой фотографии.

    Итогом разговора должно стать утверждение о важности фотопейзажа как хранилища визуально-эмоциональной па­мяти об увиденном. Фотографии природной и городской сре­ды, архитектурных памятников и интерьеров — непререкае­мое свидетельство и информация о том, как выглядит сейчас мир и как он выглядел прежде. Но художественная ценность

    фотопейзажа возрастает тем больше, чем лучше оператору удаётся сквозь информацию выразить в снимке дух и непо­вторимость места.

    В практико-аналитической части урока учитель приводит примеры работ мастеров фотопейзажа (С. Ахломова, Д. Баль- терманца, В. Гиппенрейтера и др.). В продолжение этой работы учителем предлагается коллективный анализ художественно­изобразительной специфики фотопортрета как объективного фиксатора характера, состояния человека и проявления его внутреннего мира. В процессе этого коллективного анализа мо­делируется смысл и задачи предстоящей индивидуальной или групповой работы над учебно-исследовательским видеорефе­ратом и его презентацией.

    Учебно-исследовательское задание

    Учащимся предлагается провести сравнительный анализ общего и различного в изображении пейзажа в фотографии и живописи. Для этого надо подобрать иллюстративные мате­риалы (из Интернета, журналов), наиболее полно и ярко рас­крывающие исследуемую тему. Ученики определяют специфи­ку фотопейзажа на примере работ мастеров фотографии или снимков из домашнего архива. В текстовом сообщении надо рассказать о цветовом и композиционном решении фотопей­зажа, уделить внимание поэтике, настроению или репортажно- сти снимка, оценить художественно-выразительные средства (крупность плана, сочетание главного и фона и т. д.) в рассма­триваемой фотографии. Ученики выполняют задание в пред­ложенной учителем форме (устного сообщения с видеорядом или видеопрезентации и т. д.) с их последующим коллективным обсуждением. Темы видеосообщений могут определяться учи­телем или быть предложены учениками. Они могут быть, напри­мер, такими: «Осенние дороги», «Узоры зимнего леса», «Летние зарисовки», «Дневник путешествия по Волге» и т. п.

    В реферате рассматривается, как фотопейзаж даёт нам возможность увидеть красоту природы, восхититься её беско­нечным преображением, сохранить память о городах и странах, в которых довелось побывать.

    Творческое задание. Проектно-съёмочный практикум «От фотозабавы к фототворчеству»

    В этой работе ученики выполняют приводимое в учебнике задание. Перед этим учителю необходимо сформулировать це­ли задания, указать на задачу рассмотрения фотографии как иного, нежели в живописи, способа изображения природы, расширяющего палитру творческих возможностей художника, в особенности видения натуры крупным планом.

    Учитель должен проявить себя осведомлённым цените­лем пейзажного искусства и понимающим особенности съём­ки пейзажа и интерьера. Учащиеся в своих работах должны решить задачу фиксации интересного состояния натуры, про­явить всю незаурядность своего художественного видения, ис­пользуя для этого приобретённые навыки и знания оператор­ской грамоты, в том числе приём съёмки «через первый план». Учителю среди множества работ следует выделить те работы, в которых авторам удалась передача духа и неповторимости места и объекта съёмки.

    При этом нужно обращать внимание на выразительность снимка в передаче цвето- и световоздушных состояний приро­ды (закат, дождь, туман, снегопад, дым и т. д.) — специфиче­ских особенностей фотопейзажа. Анализируя съёмку человека в интерьере или на фоне городского (архитектурного) пейзажа, обращайте внимание учеников на композицию фотографий, со- масштабность в них фигуры и фона.

    Отдельно нужно выделить значение для качества фотогра­фии съёмочной компьютерной обработки снимка (кадрирова­ние, работа с колоритом снимка, фотографика, соляризация и т. п.). Главное — достичь наибольшей выразительности! Об­ратить внимание учеников важно и на достоинства графиче­ского решения пейзажа в чёрно-белом варианте.

    Развивайте умение учащихся работать с видеоархивом. Если ученик из-за каких-то причин не может сделать тот или иной пейзажный снимок (неподходящая погода, нет возможно­сти выехать за город), его можно скачать из Интернета. Умение найти в архивах подходящий или интересный снимок не менее важно, чем умение сделать его самостоятельно.

    Фотографии, приведённые в учебнике, интересны переда­чей состояния пейзажа, а ещё больше — ритмом пятен и линий, лежащих в основе их композиции.

    Из рекомендаций и опыта учителей

    Голицына В. Б. (Москва). Предлагая ученикам темы для ви­деорефератов, я стараюсь связать исследование фотопейзажа с изучением творчества русских художников-пейзажистов. Так, мы создавали фотопроекты на тему «По местам наших живописцев», в которых ребята находили фотоаналоги мест, изображённых на картинах И. И. Левитана. В результате с особой силой ученики ощущали поэтику и дух русской природы, увиденной глазами ху­дожников и фотографов.

    Паршикова Е. К. (Москва). На уроках мы часто смотрим ви­деодневники и фотозарисовки стран и городов, по которым пу­тешествовали ребята. Сегодня практически у всех школьников начиная с самых младших классов есть фотокамера — верный спутник в их поездках и путешествиях. Поэтому очень важно на­учить ребят видеть, находить и запечатлевать главное, а не слу­чайное, не первый попавшийся объект, что наряду с оперативно­стью составляет особенности пейзажной съёмки.

    Возможность каждого фотографировать в любой момент и в любом месте превращает фотоаппарат в современный вид днев­ника, где вместо текстовых записей — «записи в картинках». В этих фотодневниковых зарисовках ученики могут проявить свой дар пейзажистов и исследователей, острым взором выделяя красоту и несовершенство этого мира. Я всячески поддерживаю стрем­ление детей сохранить, пусть в не очень совершенных снимках, память о том, «где я был и что я видел», о своей собственной се­мье и друзьях «на фоне». Я объясняю ученикам, что, даже снимая просто на память, важно соблюдать соразмерность человека и всех объектов на фотографии. Человек, например, не должен вы­глядеть на фоне архитектурного памятника маленькой крупинкой, которую надо разыскивать на снимке. Для этого следует находить такое расстояние от объекта, чтобы всё умещалось и было по­нятно, что главное, а где фон (архитектурная деталь или фигура). При помощи света — лучей солнца или контражура, композиции (через первый план или ракурс) выделяется то, что необходимо.

    Не очень удачно выглядят люди, застывшие в статуарных позах. Такие любой пейзаж испортят! Поэтому учу снимать не­ожиданно, специально не подготавливая к этому людей, чтобы пейзаж и люди на его фоне были живыми.

    Антипова С. И. (Москва). Во всех проектных работах важно сохранить стремление ребят к поиску и открытию нового, особен­но в привычном и примелькавшемся. Тема пейзажной фотосерии «Моя дорога в школу» вызвала у ребят не меньший интерес, чем темы «Неизвестный город», «Дедова деревня», «Отражения (ок­на и лужи)», в которых я особо обращаю внимание на передачу состояния среды и умение видеть крупный план. Очень часто, когда нет возможности выходить на пленэр или плохая погода, мы снимаем интерьеры на темы: «Музейные палаты», «Лестницы и подъезды», «Пространство моего дома». В этих средах ощуще­ние духа места и искусство его фотовыражения не меньшее, а может, и более сложное, чем на пейзажных просторах.

    Урок: «Человек на фотографии. Операторское мастерство


    Результаты освоения учащимися учебного материала

    Предметные результаты:

    овладевать грамотой операторского мастерства при съём­ке репортажного портрета;

    уметь работать оперативно и быстро, чтобы захватить мгновение определённого душевно-психологического со­стояния человека при съёмке постановочного портрета;

    работать с освещением (а также точкой съёмки, ракурсом и крупностью плана) для передачи характера человека;

    понимать, что такое фотопортрет — образ или документ, что такое обобщённость или конкретность в портрете;

    знать, что такое специфика образности в фотопортрете и какие средства художественного выражения и творчества есть у оператора;

    понимать, в чём различия и общность репортажного и по­становочного фотопортретов и почему в фотопортрете язык чёрно-белой графики может быть предпочтительнее цвета.

    Личностные результаты:

    осваивать социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, вклю­чая взрослые и социальные сообщества;

    формировать компетентности в решении моральных про­блем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения;

    воспитывать эстетические чувства, получать впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;

    формировать положительное отношение к результатам своих исследовательских и практических работ.

    Метапредметные результаты:

    понимать и принимать учебную задачу, сформулирован­ную учителем;

    самостоятельно определять цели своего обучения, ста­вить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы своей познавательной деятельности;

    осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учите­ля, используя вопросы для самопроверки в учебнике;

    формировать и развивать ИКТ-компетенции;

    анализировать объекты и явления окружающего мира, выделяя отличительные признаки.

    Тема изображения человека, как и события, на фотографии в наибольшей степени даёт возможность учителю раскрыть изо­бразительную ценность фотопортрета, в котором автор может выхватить из потока стремительно меняющихся состояний че­ловека мгновение, когда он наиболее «равен» самому себе. Тог­да в фотопортрете можно передать неповторимость не только человеческой внешности, но и души. На уроках важно провести анализ образности фотопортрета, исследуя вместе с учениками эстетическую природу фотопортрета. Что он: художественное обобщение или изображение конкретного человека?

    Рассматриваются различия постановочного и репортажно- го фотопортретов. К практической части урока можно отнести пример проведения съёмки постановочного портрета. При этом важно говорить о постановке света, роли фона, достижении естественности в поведении модели и т. д. Также рассматрива­ется операторская грамота репортажного фотопортрета, опе­ративность в выборе момента и места съёмки: передача эмо­ционально-психологического состояния и др. Оператор должен уметь различать типичное и случайное при передаче характера человека в фотографии.

    В практико-аналитической части урока учитель приводит примеры фотопортретов, созданных мастерами мировой фотографии (например, А. М. Родченко, А. Картье-Брессона, В. В. Бондарева и др.).

    Учебно-исследовательское задание

    Учащимся предлагается выполнить сравнительный анализ общего и различного в живописном и фотографическом пор­третах. Следует поставить перед учениками задачу рассмотреть специфику художественно-выразительных возможностей фото­портрета (в особенности значение крупного плана) на примере работ мастеров и портретов из домашнего архива с определе­нием их достоинств, наиболее характерных ошибок и способов их преодоления в дальнейшем.

    Работу нужно выполнять с привлечением специально подо­бранного иллюстративного материала (из журналов или Интер­нета), раскрывающего (в форме исследовательских рефератов или сообщений) понимание темы. Завершается работа коллек­тивным обсуждением.

    Творческое задание. Проектно-съёмочный практикум «От фотозабавы к фототворчеству»

    Учитель должен сконцентрировать внимание учащихся на съёмке постановочного портрета, на стремлении к передаче в нём характера и состояния модели. Особое внимание обраща­ется на освещение модели, подбор антуража и фона.

    В то же время доминантой проектно-съёмочного задания может стать съёмка репортажного портрета в ситуации, когда раскрывается человеческая суть персонажа в живой связи со средой (серия из 3—5 снимков). Если у учащихся есть возмож­ность приобретения навыков в постановочном и репортажном портретах, то это, безусловно, обогатит их творческо-съёмоч­ный потенциал.

    В портрете несравненно больше художнической значи­мости в графическом решении модели в чёрно-белом или тональном виде. Пусть ученики поймут это на примере соб­ственной работы, сделав вариативную обработку одного и того же снимка в цвете и в чёрно-белой гамме с целью достижения наибольшей художественной и психологической выразитель­ности портрета.

    Из рекомендаций и опыта учителей

    Алёшина Т. В. (Москва). Ценность снимка зависит не от цены фотоаппарата, а от точного выбора натуры и умения её грамотно снять. Стремлюсь привить ребятам не только опера­торскую культуру, но, что ещё важнее, художническое видение, интерес к человеку, его душевному состоянию и эмоциям: будь это игра во дворе, зрители на спектакле или просто человек, увлечённый своим делом и не замечающий фотографа.

    Колпаков А. И. (Москва). Работая с ребятами разных возрас­тов на уроках и в кружке, я прививаю им интерес к проникно­вению во внутренний мир модели, к передаче естественности состояния и поведения человека. И в постановочной, и в доку­ментальной фотографии этого легче достичь, снимая сериями. Застать человека в естественности поведения и непосредствен­ности реакций легче всего, когда тот, кого снимают, не обра­щает внимания на снимающего. Для этого фотографу вовсе не обязательно прятаться, вести съёмку скрытой камерой, просто человек должен быть сосредоточен либо на деле, которым за­нимается, либо на общении с кем-то. Важным становится лишь уловить самый выразительный момент, когда человек наиболее открыт и «равен самому себе».

    Тихонова Е. В. (Москва). Уроки, как и творческие проекты ребят по фотопортрету, можно проводить в самой различной форме — как разовое занятие и как цикл занятий, настолько значительна и интересна эта тема. Я веду уроки по программе и факультативные занятия (в группах продлённого дня). Привожу как пример методическое построение работы по теме «Портрет моего друга».

    Тема. Портрет моего друга

    Цели по линиям развития

    линия развития: получить представление о фотокомпози­ции, светотени, уметь выполнять постановочный портрет, пере­давать характер, согласованно работать в группе при выполне­нии коллективной работы.

    линия развития: учиться эмоционально воспринимать на­туру, уметь выражать своё отношение к ней.

    Этапы

    работы

    Содержание

    Формирование

    УУД

    Съёмка портрета друга




    Действия

    учителя

    Действия

    учеников




    I. Замысел проекта

    Учитель предла­гает учащимся сделать фото­портрет това­рища.

    Для этого необ­ходимо разде­литься на пары. Подготовка к съёмке: выбор точки зрения. Большинство портретов сни­мается стоя, на уровне глаз мо­дели. Необхо­димо изменить угол съёмки

    Ученики рас­пределяются по парам, готовят­ся к съёмке

    Познаватель­ные действия

    Находить информацию в учебнике, отде­лять известное от неизвестного.

    Делать фото, используя раз­ные ракурсы и освещение.

    Анализ фото.

    Выбор удачно­го и выразитель­ного ракурса

    Регулятивные

    действия

    1. Совместно с


    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   22


    написать администратору сайта