Уроки изобразительного искусства 8 класс-1. Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки
Скачать 478.1 Kb.
|
Предметные результаты: понимать синтетическую природу фильма, знать многообразие выразительных средств, используемых в нём и существующих в композиционно-драматургическом единстве изображения, игрового действия, музыки и слова; иметь представление о кино как о пространственно-временном искусстве, в котором экранное время и всё изображаемое в нём являются условностью (несмотря на схожесть кино с реальностью, оно лишь её художественное отображение); понимать, что спецификой языка кино является монтаж и монтажное построение изобразительного ряда фильма; иметь представление об истории кино и его эволюции как искусства. Личностные результаты: формировать основы эстетического сознания через освоение наследия великих мастеров кино; воспитывать эстетические чувства, получать впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира; уметь реализовывать себя в процессе коллективного творчества. Метапредметные результаты: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; понимать содержание видеосюжетов, текстов, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий исследовательско-аналитического или практического характера; интегрироваться в группу сверстников, уметь ладить с участниками действия, не демонстрируя превосходство над другими, и вежливо общаться; понимать и принимать совместно со сверстниками задачу работы в группе, распределять функции при выполнении заданий. Перед учителем на первом уроке (да и вообще в четверти) стоит достаточно трудная профессиональная задача: обращаясь к кинозрительскому опыту учащихся с весьма устоявшимися стереотипами массовой культуры, привить им интерес к восприятию кинофильма как произведения искусства, требующего от зрителя работы души и мысли. Центральное положение темы — рассмотрение кино как синтеза слова, звука, музыки, но прежде всего как движущегося экранного изображения. И суметь убедить в этом подростков — сверхзадача педагога. Ему предстоит опровергнуть столь вошедшее в сознание юных зрителей понимание актёрской игры как сути кино и убедить учащихся, что само изображение реальной жизни может быть художественным. Поэтому на первый план выходит искусство документального фильма и Великого немого. На первом уроке, характеризуя движущееся экранное изображение как последовательную смену кадров, учитель говорит, что соединение этих кадров, т. е. их монтаж, и рождает экранный образ, придаёт смысл изображаемому. Монтаж является языком кино. Следует сконцентрировать внимание учащихся на том, что если рисунок запечатлевает событие одномоментно, статично, то фильм запечатлевает его динамично развивающимся. Киноизображение, обретшее движение, живёт и изменяется во времени и пространстве. Поэтому кино относится к пространственно-временным искусствам. В процессе обзора становления кино раскрывается художественная условность пространства и времени в фильме. Рассматривается эволюция и жанровое многообразие кинозрелища — от Великого немого до прихода в кинематограф звука и цвета. В практико-аналитической части урока учитель приводит видеопримеры и рассказывает о практике создания фильма вчера и сегодня. В продолжение этой работы учителем создаются творческие группы, моделирующие процесс создания фильма киногруппой. Учебно-исследовательское задание В исследовательской работе значительное внимание следует уделить визуально-композиционной природе фильма: киновремени и монтажному соединению в нём изображения и звука. Учащиеся выполняют аналитическую работу на тему, предложенную в учебнике: «Для чего и зачем нужно кино людям?» (или «Какой бы фильм я хотел снять, с какими актёрами и режиссёром?» и т. п.). В ней ученики должны показать понимание синтетической природы кино и значение монтажа для создания образа в фильме. Учителю стоит задуматься над тем, как превратить любую исследовательскую работу этой четверти в интересное, захватывающее дело, каким и является сам предмет их исследования — кино. Эта работа, как и все последующие, выполняется (индивидуально или коллективно) в форме реферата или устного сообщения с привлечением специально подобранного иллюстративного материала (из журналов или Интернета), раскрывающего понимание темы. Затем должны следовать презентация и коллективное обсуждение работ. Следует обратить внимание не только на содержание реферата, но и на его видеоряд, наравне с текстом раскрывающий изучаемую тему. Именно благодаря этому необходимыми становятся размышления учеников о монтаже, синтетичности фильма и условности в нём времени. В этой работе очень важно проявление личностной позиции и отношения ученика к киноискусству и выявление его зрительского опыта и уровня понимания экранного произведения. Творческое задание. Проектно-съёмочный практикум «От большого кино к твоему видео» Практическая работа начинается, когда учитель предлагает выбрать из заранее подготовленных различных кинопланов три и осуществить их монтажное соединение в такой последовательности, при которой выстроенный видеоряд в результате обретал бы смысл. (Это упражнение может выполняться в различной визуально-экранной форме в зависимости от компьютерной оснащённости класса.) Учащиеся продемонстрируют, как может меняться восприятие одних и тех же кадров в зависимости от того, сколько времени они длятся на экране. Особое внимание обращается на хронометраж планов, составляющих видеоряд. Это особенно важно, поскольку операторское киновидение мира через визир кинокамеры серьёзно отличается от непосредственного видения натуры художником. Рисуя картину, он не указывает зрителю, сколько времени смотреть ту или иную её часть. В фильме же важно, сколько времени мы видим снятый фрагмент, как долго он находится у нас перед глазами. Восприятие экранной «картинки» зависит не только от точки и ракурса съёмки, крупности плана, но и от продолжительности её показа. Хронометраж съёмки движущейся и изменяющейся натуры, количество времени её пребывания на экране — отличительное свойство киноизображения. Рисунок на бумаге статичен, поэтому художнику не требуется необходимый для оператора дар ощущения времени съёмки. Оператору, в особенности начинающему, важно развивать у себя ощущение того, сколь долго надо держать в кадре движущуюся натуру. Когда новичок снимает свои первые кадры, они часто получаются короткими и выглядят на экране обрывочно. Упражнения по созданию осмысленной монтажной последовательности кадров учащиеся могут продолжить и при самостоятельной работе во внеурочное время. Из рекомендаций и опыта учителей Кобозев А. А. (Москва). Содержание этого урока даёт обширнейший материал для учебно-исследовательской работы. Дидактический вектор раскрытия данной темы может задать направленность всей работы учителя в этой четверти. Я имею в виду воспитание прежде всего зрительской культуры учащихся. Изучение истории кино, анализ и обсуждение классических и современных фильмов, определение их достоинств и недостатков не менее важная задача, чем создание учениками собственных фильмов. Задавшись кинопросветительской целью, многие учителя приходят к осознанию необходимости расширения пространства урока и устраивают кинолектории и киноклубы в школе или, как минимум, собирают свою собственную кинотеку не только как обязательное методическое пособие для работы в этой и следующей четверти, но и просто как коллекцию. Подобное собрание кинофильмов часто увлекает ребят, и они сами формируют свои киноколлекции, благо Интернет и другие источники позволяют делать это достаточно легко. Сазонова Е. Н. (Санкт-Петербург). Понимая, как мало ребята знают настоящее искусство кино, я предложила им составлять кинотеку в этой и следующей четвертях. Это привело к появлению киноклуба. И мы устраивали просмотры и премьеры отдельных фильмов, просмотры фильмов великих режиссёров, которые сопровождались комментариями наших киноведов. Так исследовательская и поисковая работа не ограничилась рамками программы, а получила дальнейший активный художественно-зрительский посыл. Голицына В. Б. (Москва). Учителю важно самому обладать опытом и кинонасмотренностью, особенно следует знать текущий кинорепертуар, поскольку именно к нему обращаются школьники. Важно уметь перекидывать мостики и делать сравнения с классическими лентами, выявляя плюсы и минусы современного кино. Очень важно не только сосредотачиваться на драматургическом содержании фильма, но и научиться анализировать видеоряд, изобразительно-операторское построение фильма. Отделять свои впечатления о диалоге и игре актёров от эмоционального и смыслового содержания картинки вначале давалось мне с большим трудом. Я стала приучать себя смотреть фильмы без звука. Хотя вначале было сложно, зато потом я сверяла впечатление от увиденного, и было интересно, насколько оно совпадает с впечатлением от восприятия звучащего фильма. Становилось ясно: видеоряд выполнял свою особую и самостоятельную роль в фильме или был лишь видеоиллюстрацией актёрской игры и диалога. Упражнение «Смотрим фильм без звука» оказалось чрезвычайно полезным и интересным и для ребят. Кроме того, что это была своеобразная «угадай-ка содержания» фильма, это было методически важным средством сосредоточения ребят на анализе роли и значения видеоряда в фильме. Пшеничная О. Ю. (Москва). Много времени на этом занятии у меня занимает показ ребятам, как меняется смысл кинофразы, состоящей из одних и тех же планов в зависимости от их монтажной последовательности. В итоге получаются визуально и по смыслу разные кинофразы. Вначале, для экономии времени, я демонстрирую классу на экране разные варианты монтажа одних и тех же планов, сделанные заранее мной. Далее ребята скачивают 7—10 разнородных планов на свои компьютеры, оснащённые видеомонтажными программами Pinnacle Studio или Windows Movie, и при моей помощи (или пользуясь навыками, заранее приобретёнными на уроках информатики) сами монтируют видеофразу из трёх планов. В продолжение этого монтажного упражнения им предлагается сделать три варианта этой же кинофразы, но с различной длиной (хронометражем) и убедиться, как меняется их эмоциональное восприятие. Кроль Ю. М. (Москва). Хотелось бы обратить особое внимание на инновационные потенции программы и учебника, которые дают нам возможность в рамках городской инновационной площадки осваивать материал этого курса в разных возрастных группах. Задания учебника адаптируются нами как для V класса, так и для VII класса. Результаты получаются очень интересные! Оказывается, что в той или иной форме и фотография, и видео могут использоваться на уроках изобразительного искусства, помогая освоению материала, излагаемого во всех учебниках «Школы Неменского». Урок: «Художник - режиссёр - оператор. Художественное творчество в игровом фильме» Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты: иметь представление о коллективном процессе создания фильма, в котором участвуют не только творческие работники, но и технологи, инженеры и специалисты многих иных профессий; понимать, что современное кино является мощнейшей индустрией; знать, что решение изобразительного строя фильма — результат совместного творчества режиссёра, оператора и художника; иметь представление о роли художника-постановщика в игровом фильме, о творческих задачах, стоящих перед ним, и о многообразии художнических профессий в современном кино. Личностные результаты: формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее культурное многообразие современного мира, наряду с первичными представлениями о кино и анимации; воспитывать эстетические чувства, получая впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира; применять полученные знания и умения на практике. Метапредметные результаты: учиться анализировать объекты и явления окружающего мира, выделяя их отличительные признаки; устанавливать элементарные причинно-следственные связи; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении практических заданий, оформлении реферативных работ и презентаций; уметь итегрироваться в группу сверстников, уметь ладить с участниками действия, не демонстрируя превосходство над другими, и вежливо общаться; понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы, распределять функции в процессе выполнения задания. На этом уроке раскрывается коллективность художественного творчества в кино, знакомая учащимся по игровым фильмам. Рассказ об игровом фильме и роли художника в кино является здесь главным, тем более что в дальнейшем внимание будет концентрировано на анимационном и документальном кино. На занятии раскрывается роль режиссёра и оператора в создании визуального образа фильма, а также рассказывается о специфике творчества художника-постановщика в игровом фильме. Учитель должен раскрыть всё многообразие возможностей творческого выражения в кино. Учебно-исследовательское задание Учителю следует иметь в виду, что школьники понимают под кинофильмом исключительно игровой фильм и следят только за равитием сюжета, полностью идентифицируя происходящее на экране с происходящим в действительности. Жизнь героев на экране для ребят — это даже не игра актёров, а приключение реальных людей, в которых они персонифицируют себя. И уж тем более фильм для них не искусство режиссёра, оператора и художника, имена которых в титрах они даже не читают. Главная задача учителя — начать разрушать эти психологические стереотипы восприятия фильма. В связи с этим учащимся предлагается аналитическая работа на тему «Создатели игрового фильма» или «Профессия: художник кино», в которой следует раскрыть понимание коллективности художественного творчества в кино, а также (на примере выбранного фильма) рассмотреть вклад ху- дожника-постановщика в создание фильма. При анализе сделанных работ ещё раз акцентируется внимание на том, что, даже если в фильме формально нет должности художника (как в любительском кино), необходимость выполнения художнических задач не отменяется, а их просто выполняют другие создатели фильма (например, режиссёр или оператор). Творческое задание. Проектно-съёмочный практикум «От большого кино к твоему видео» Задания, предлагаемые в учебнике, могут выполняться как отдельными творческими группами, так и всем классом, поскольку направлены на повышение зрительской культуры и творческого мышления учащихся. Так, учитель может предложить ученикам создать видеоряд в следующих упражнениях: выбор натуры для съёмки эпизода фильма (например, «Дубровский» А. С. Пушкина, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова и др.); упражнение на определение изобразительно-творческих задач («где», «откуда» и «как» снимается выбранный эпизод); упражнение на создание среды эпизода (где, в каком месте, на фоне каких вещей и интерьера могут действовать эти герои, например д’Артаньян, Шерлок Холмс, Евгений Онегин и др.); выбор того, что должно быть на экране, когда произносится эта фраза или текст («Мне холодно», «Почему вы опаздываете, я устала ждать» и т. п.), — лица, вещи, пейзаж; выбор вещей, которые должны окружать героев или быть у них в руках, чтобы сделать их диалог на экране более впечатляющим (придумайте для этого упражнения 2—3 фразы на тему ссоры, размолвки, встречи, радости и т. п.). Естественно, учитель и учащиеся могут расширить тематику подобных упражнений. Эти упражнения важны потому, что выражение авторской киномысли, её образность зависит от точности и выразительности киноязыка, на котором излагается экранное действие, от того, как изображение сочетается со звуком и словом. Например, нам надо снять диалог. Что должно быть при этом в кадре: лицо говорящего, слушающий его собеседник, они оба или то, на что смотрит во время разговора герой (деревья за окном, кипящий чайник, ласкающийся у ноги котёнок)? В этих упражнениях формируется умение осмысленно и выразительно выстраивать видеоряд в сочетании с текстом, музыкой и таким образом развивается культура киномышления. Из рекомендаций и опыта учителей Санина Н. Б. (Москва). На этом уроке достаточно много материала для аналитического обзора, тем более что кино для ребят — прежде всего игровое кино, художественный фильм. Предваряя выполнение учениками исследовательских заданий, во-первых, я говорю о задачах и формах работы художника в игровом фильме, сравнивая их с работой художника-сцено- графа и художника-станковиста. Это помогает лучше понять специфику художнических задач в кино. Во-вторых, поскольку в своей съёмочной практике ребята имеют дело с видеодокументалистикой, объясняю, что необходимость решения композиционно-изобразительных задач в их фильме из- за отсутствия в нём художника-постановщика никуда не девается, а просто переносится на плечи автора-оператора. Часто у ребят уже есть снятые видеосюжеты, поэтому задания, приведённые в учебнике, я провожу на их на домашнем материале. Кобозев А. А. (Москва). В качестве члена жюри многочисленных фестивалей и конкурсов я просмотрел множество сделанных школьниками игровых фильмов (назвать их художественными язык не поворачивается). И это не случайно. Создание художественного игрового фильма настолько профессионально сложное дело, требующее высокой режиссёрской, актёрской и операторской, не говоря уже о сценарной, школы и мастерства (плюс уровня технологии), которые абсолютно недоступны школьникам. Создание шутливых видеосюжетов типа КВНовских и годится для школьных КВНов, капустников, юбилеев и прочих милых внутришкольных и семейных событий. Так что, уважаемые учителя, пошутить, попробовать, поэкспериментировать — да, а всерьёз настраивать учеников на создание серьёзного фильма — категорически нет! Ничего, кроме дилетантской подделки, вызывающей неловкость за фальшивую игру актёров, неловкую режиссуру и примитивную съёмку, этот конфуз не обещает. Школа не Голливуд, и ребята не Тарковские и не Николь Кидман. А вот добиться искреннего и честного рассказа о себе, друзьях и близких в видеодокументальном сюжете вы и ваши воспитанники смогут. За остроту и непосредственность видения авторам простится всё техническое несовершенство в начале их творческого пути. Алёшина Т. В. (Москва). Успех занятий по этой теме во многом зависит от предварительной подготовки учителя к уроку. Я выбираю знакомые ребятам литературно-сценарные текстовые фрагменты, преимущественно с яркой эмоциональной окраской (ссоры, размолвки, встречи, радости и т. п.), чтобы ребята, основываясь на диалоге героев, наиболее выразительно решили их на экране. Здесь важно показать ученикам, что вовсе не обязательно лица говорящих героев должны быть на экране, более впечатляющими и выразительными могут быть вещи в руках героев, пейзаж или интерьер, на который они смотрят, а голоса при этом звучат за кадром. На основе упражнений, представленных в учебнике, ученики предлагают свои темы, и мы сочиняем, что должно быть на экране: лица, вещи, пейзаж, — когда произносится та или иная фраза. Заранее подготавливаю видеотаблицы (на электронных носителях) для выполнения этих упражнений. Урок: «От большого экрана к твоему видео. Азбука киноя^ыка» Результаты освоения учащимися учебного материала |