Уроки изобразительного искусства 8 класс-1. Уроки изобразительного искусства изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении Поурочные разработки
Скачать 478.1 Kb.
|
Телевидение — пространство культуры? Экран — искусство — зритель «Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения». «Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка». «Жизнь врасплох, или Киноглаз. Кинонаблюдение - основа документального видеотворчества. Видеоэтюд в пейзаже и портрете. Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью». «Телевидение, видео, Интернет... Что дальше? Современные формы экранного языка». «В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства. Роль визуально-зрелищных искусств в жизни общества и человека. Искусство - зритель - современность». «Преображающий свет искусства». та четверть посвящена не только самому феномену теле- ^Эвидения, но и рассмотрению той роли, которую играют СМИ, и прежде всего телевидение как главное коммуникативное средство для формирования культурного пространства современного общества и каждого человека. В сущности, эта четверть связана с предыдущей настолько, насколько телевидение связано с кинематографом, в особенности с документальным. Взяв на вооружение опыт театра, журналистики, тем не менее более всего телевидение пользуется наработками кино, ибо говорит с ним на одном языке — на языке экранно-визуальных изображений и образов. Поэтому дидактически материал четверти основывается не только на разносторонней аналитике проблем телевидения, но и на практическом освоении грамоты киноязыка, выстроенном как система творческих упражнений и работ, рассчитанных на выполнение на уроке и во внеурочное время. В этой четверти раскрывается визуально-коммуникативная природа телевизионного зрелища и указывается, что при множестве функций телевидения (просветительской, развлекательной, художественной и др.) его основа — информация. Телевидение — мощнейшее средство массовой коммуникации, транслятор самых различных зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом само новым видом искусства. Специфика телевидения — это сиюминутность происходящего на экране, транслируемая в реальном времени, т. е. прямой эфир. Опыт документального репортажа — основа телеинфор мации. Раскрывается принципиальная общность творческого процесса в телевизионном и любительском видеосюжете: от этюда до репортажа. Учащиеся исследуют способы и природу правдивого изображения на экране события и человека, убеждаясь, что правда жизни и естественность поведения человека в кадре достигаются через наблюдение, стремление к фиксации реального факта, а не к его инсценировке или фальсификации (большие возможности для чего даёт компьютер). В темах уроков раскрывается сила художественного воздействия документальной тележурналистики, природа образности в репортаже и очерке. Современные формы экранного языка не являются застывшими и неизменными. Сильный толчок для авторского видеовыражения дал Интернет. В связи с чем возросла необходимость овладения основами кинокультуры при создании любого экранного сообщения — от информационной зарисовки из своей жизни до видеоклипа к любимой песне. Помимо позитивной роли, рассматривается и негативная роль телевидения в формировании сознания и культуры общества. Телевидение — мощнейший социально-политический манипулятор и регулятор интересов и запросов общества потребления, внедряющий моду и стандарты массовой культуры. Экран становится не пространством культуры, а зоной пошлости и попсы. Поэтому воспитание художественного вкуса учащихся и повышение уровня собственной культуры учителя и знаний в искусстве становятся важнейшим средством «фильтрации» и защиты от пошлости, льющейся с телеэкрана. Утверждается, что обретения себя и понимания мира человек достигнет, скорее, в творениях великих мастеров искусства, нежели в модных компьютерных киноподделках или популярных ток-шоу. В содержательно-дидактическом плане эта четверть — продолжение освоения грамоты экранно-съёмочной культуры. Новым и важным аспектом работы учителя становится хорошее владение компьютерными программами, необходимыми для создания видеофильмов. Урок: «Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения» Результаты освоения учащимися учебного материала Предметные результаты: знать, что телевидение прежде всего является средством массовой информации (массмедиа), транслятором самых различных событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом само новым видом искусства; понимать многофункциональное назначение телевидения как средства не только информации, но и культуры, просвещения, развлечения и т. д.; знать, что неповторимую специфику телевидения составляет прямой эфир, т. е. сиюминутное изображение на экране реального события, свершающегося на наших глазах в реальном времени; иметь представление о разнообразном жанровом спектре телевизионных передач; формировать собственную программу телепросмотра, выбирая самое важное и интересное, а не проводить всё время перед экраном. Личностные результаты: приобретать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное многообразие современного мира, наряду с первичными представлениями о телевидении как о визуальнозрелищном искусстве; учиться дискутировать, аргументировать свои высказывания, вести диалоги по проблеме. Метапредметные результаты: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя); планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и др.); понимать содержание видеосюжетов, текстов, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебно-исследовательского или практического творческого характера; анализировать объекты и явления окружающего мира, выделяя их отличительные признаки; участвовать в дискуссиях по проблемам, поставленным учителем. Является ли телевидение новым искусством? Над этим предлагается задуматься учащимся на первом уроке. Телевидение — новая визуальная технология или новая муза? Раскрывается визуально-коммуникативная природа телевизионного зрелища. При множественности функций современного телевидения — просветительской, развлекательной, художественной — его доминанту составляет информация. Телевидение — мощнейший социально-политический манипулятор. Художественный вкус и культура — средства защиты от пошлости и разложения, льющихся часто с телеэкрана. Интернет — Всемирная паутина — новейшее коммуникативное средство, активизирующее социальное и художественно-творческое выражение личности в создании собственных видеосюжетов и визуальной информации. Для современных школьников знание зрительской и творческой телеграмоты крайне необходимо. Телевидение делает нас соучастниками происходящего в реальном времени в любой точке мира здесь и сейчас. Учебно-исследовательское задание Коллективные размышления на уроке вместе с учителем помогут учащимся в индивидуальной или коллективной аналитической работе на тему «Телевидение в моей жизни» или «Моя любимая телепередача» и др. Главное — раскрыть понимание проблематики телевидения, его информационно-экранной образности и специфики. На примере любимых телепередач учащимся предстоит провести обзор содержания той или иной передачи, проанализировать её влияние на зрителя и на самих себя. В рамках предлагаемого реферативного видеоисследования полезно сделать сравнительный анализ специфики произведений кинофильма и прямой телепередачи или трансляции. Творческое задание. Проектно-творческий практикум «Экран — искусство — зритель» Вначале необходимо создать творческую телегруппу. Главное — смоделировать состав своей съёмочной группы, чтобы лучше представить творческие задачи при съёмке видеоэтюда или видеосюжета. План работы следующий: придумать тему своей передачи (например, прогноз погоды, «Спокойной ночи, малыши», автообзор, новости моды и др.) и её студийное оформление (эскиз или компьютер ный коллаж), а также решить, кто будет ведущим и какие три вопроса он задаст приглашённым гостям; придумать костюм ведущей, фон, на котором она выступает, и заставку телепередачи; спроектировать визуально-композиционное решение своего интернет-послания или сайта; спланировать тематику передач школьного телевидения. Работающие на школьном телевидении понимают необходимость сценарно-режиссёрской подготовки при создании любого сюжета и телепередачи. Любая форма экранного диалога (ток-шоу, телевикторина или интервью) требует создания соответствующей среды и атмосферы. Точно выбранное место проведения передачи (на натуре или в студии), так же как и оформление студии, во многом способствует успеху телепередачи. Её зрительское восприятие не в последнюю очередь зависит от визуального решения передачи, т. е. от работы художника (дизайна студии, стиля её оформления и костюмов) и оператора (монтажно-световая и композиционная культура съёмки). Телевизионное вещание ведётся в разных целях и ориентировано на разные аудитории. Сегодня существует и такая форма телевидения, как школьное телевидение, в первую очередь в образовательных целях. По нему транслируются самые лучшие и интересные уроки, а кроме того, даётся новостная информация и творческие работы учащихся — телесюжеты, фильмы, конкурсы и др. Школьное телевидение объединяет определённый круг школ (часто при помощи кабельного телевидения) и является важным центром их общественной и культурной жизни. Из рекомендаций и опыта учителей Питерских О. А. (Москва). В исследовательских работах на эту тему учащимся следует помочь разобраться в художественном и социальном феномене телевидения. После окончания жур- фака МГУ я под руководством известного теоретика телевидения профессора Р. Борецкого исследовала культурологические аспекты телевидения на материале истории отечественного телевидения. В 1960-е годы был актуален вопрос художественной природы телевидения. И по работам видного критика В. Саппака, и по свидетельству моего отца — пионера и ведущего режиссёра цветного телевидения (кстати, автора учебника, о котором мы говорим) ясно, как много было людей, говоривших о появлении новой музы. Время разрешило споры об эстетической природе телевидения. Это не новое искусство, а мощнейшее средство массовой визуальной коммуникации. И искусством или явлением художественной культуры любая телепередача является настолько, насколько являются художниками её создатели. Гликин Л. Д. (Москва). Московская школа № 1311 уже приобрела интересный и важный опыт телевизионного творчества. В школе есть телестудия, монтажная, вся производственная цепочка. Ребята формируют сетку вещания, рубрики, снимают видеосюжеты и репортажи. Наша деятельность идёт по образовательным программам для старших классов и охватывает как уроки, так и факультативные занятия. Решается большой круг задач по режиссуре, актёрскому и операторско-монтажному мастерству; ведётся проектно-творческая работа; освещается хроника школьной жизни; в эфир даются записи лучших уроков и т. д. В этой работе в разное время участвовали от 5 до 25 педагогов. Одному учителю, конечно, это дело не поднять. Только заинтересовав руководство школы (в силах которого финансировать работу), собрав вокруг себя учителей-едино- мышленников, можно реализовать этот проект. Однако подкупает максимальная возможность индивидуального образования ученика. А в искусстве никакой иной методы, нежели индивидуально-личностной работы с учеником, и быть не может! Наша с вами задача — воспитание личности. Кобозев А. А. (Москва). Телевизионные образовательные программы (например, «Академия», «Цивилизация») и передачи могут быть важным визуально-дидактическим ресурсом урока. Их введение в определённом объёме в структуру урока разнообразит его фактуру и в чередовании с практическими рисовальными и иными упражнениями улучшает восприятие изучаемого материала. Телеэкскурсии по Эрмитажу, Лувру, Русскому музею дают возможность педагогу расширить рамки школьного занятия. Владение методами дистантного и телевизионного контакта школьников со средами вне класса сегодня для учителя обязательно. Так же как и создание им собственного архива из записанных с экрана или через Интернет телепередач и фильмов. Без такого дидактического иллюстративного материала невозможно проведение убедительного анализа телевизионного творчества. Алёшина Т. В. (Москва). Представление о работе художника на телевидении ученики приобретают, выполняя эскизы заставок и оформления студии для телепередач, темы которых они выбирают сами в рамках коллективного проекта. Моделируя работу телегруппы, мы определяем не только оформление студии и костюмы ведущих, но и сценарно-режиссёрские и операторские стороны создания передачи. Поэтому не менее важен, чем костюм, подбор самого ведущего-интервьюера, его умение органично вести себя в кадре, его облик (включая одежду, не отвлекающую от существа диалога). Ещё важнее умение вести беседу, «держать» тему в любых неожиданных поворотах разговора и импровизационно находить точные реакции и вопросы, нужные по ходу задуманного сюжета. Это мы и отрабатываем во время проектных упражнений. Урок: «Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка» Результаты освоения учащимися учебного материала |